Праздники народов ханты и манси сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Обрядовая деятельность – важнейший компонент духовной культуры любого народа. Описание и изучение обрядов дает представление о богатстве этой культуры, помогает понять истоки многих современных традиций. Особое место среди традиционных обрядов занимают посвященные различным календарным праздникам, ежегодно повторяющиеся.

Календарь начинал год весной, в марте-апреле. И только в прошлом столетии коренные народы перешли на общепринятый календарь, начинающий год с 1 января.

Первым праздником по календарю обских угров является Вурнга Хатл или Вороний день.

Чёрный ворон – мудрая и гордая птица.

Живёт эта птица очень долго – 120 лет. Ворон не любит гнездиться рядом с человеком, поэтому он улетает далеко-далеко к болотам. Ханты никогда не убивают ворона. Они считают, что убив эту птицу, тут же налетят все духи, которые принесут им несчастья и беды.

На вороньем празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывает легенду о вороне. В преданиях вороны выступают покровительницами женщин и детей. Праздник начинается с традиционного окуривания гостей чагой и угощения клюквой. Как верят манси, этот ритуал приносит здоровье, удачу и счастье. Один из священных ритуалов – обряд поклонения духу Огня. Пожилая женщина, снимая платок с головы маленькой девочки, бросает его в огонь, поднося, таким образом, подарок духу Огня. Девочке же она повязывает новый платок, символизируя тем самым связь поколений. Неотъемлемая часть праздника – обряд, во время которого всем гостям предлагается повязать цветную ленточку на ветку берёзы. Одаривая берёзку (священное дерево) ханты и манси просят об исполнении желаний Бога Торума. Людям верилось, что "Вороний праздник" принесет благополучие на целый год.

Вороний день празднуется 7 апреля. Этот день в России, считается днём пробуждения природы.

Раньше представители коренных народов Севера праздник Трясогузки отмечали только в кругу своих семей. 60 лет назад он стал окружным.

Медвежий праздник

Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и ее вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.

День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник, связанный с их хозяйственной деятельностью Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана, топора, прыжки через нарты, перетягивание палки.

Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т. д.

Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность.

Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.

Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты). Все эти виды соревнований — мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях. Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры — в жмурки, колечко, — имеющие отличия от аналогичных русских игр.

На День оленевода готовится обычно национальные угощения (оленье мясо, струганина). Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и т. д.).

Птицы эти олицетворяются с богатством, плодородием. Лебедь — символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, совершенства. Народы Севера верили, что зимой лебеди превращаются в снег, а весной — наоборот.

Праздник проводы лебедя у ханты связан с наступлением зимы, окончанием сбора ягод, проводами осени

Многообразие коренных народов Сибири Многообразие коренных народов СибириИстория сибирских народностей уходит в глубь тысячелетий. Издревле здесь жили великие люди, хранящие.

Развитие физических качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр коренных народов Якутии РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯКУТИИ. [/b] Дошкольный.

Праздники народов Севера (Уральская языковая семья) – это простые торжества, посвященные каким-то событиям, как-то: день оленевода, или поклонению богам: хозяину тайги или духу моря. Суровый образ жизни, строгие правила, крепкие запреты — все это не располагало ханты и манси к бурному веселью.

Северные народы вели оседлый образ жизни, занимались охотой, рыболовством, разводили оленей, некоторые передвигались с летнего пастбища на зимнее, и наоборот. Образ жизни в суровых северных районах отразился в праздниках и обрядах коренного населения.

Ханты и манси с детства были приучены к запретам. Проживая в зоне тундры, они хорошо знали, если порезать топором или лопатой поверхностный слой, растения на этом месте появятся лет через 80 – 100, поэтому бережно относились к окружающей природе. Отправляясь на охоту или рыбалку, проводили обряд жертвоприношения, обращаясь к божествам с просьбой об удачной охоте.

Вороний день

день ворона

Этот день считался женским праздником, который выражал заботу о детях, стремление к лучшей жизни. Вся женская половина занималась накрытием стола, на котором главным блюдом была каша. Праздник имел интересное название, так как был посвящен вороне.

Птица самая первая прилетала на Север, своим карканьем она будила природу. Ей посвящали песни, проводили разные ритуалы, танцевали, надевая на себя вороньи костюмы. Многие ханты и манси связывали этот праздник с богиней, которая помогала во время родов и определяла дальнейший путь человека. Праздник проходил задорно и весело.

Медвежий праздник

медвежий праздник

Один из самых любимых народами Севера праздников. Ханты и манси считают медведя сыном великих божеств, которым они поклоняются, и воспринимают медведя как своего брата. К тому же, животное считают хозяином тайги. Несмотря на это, люди охотятся на медведя. После успешной охоты проводится праздник с применением обрядов, в которых они стараются показать жалость к животному и загладить свою вину за то, что они его убили.

Считается, что после таких обрядов, все, кто принимал участие в празднике, будут жить в полном достатке. Медвежьи шкуры кладут в жертвенный угол и наряжают. Если это была медведица, на голову ей надевают платок и бусы из бисера. Если медведь – надевают намордник из бересты.

Серебряные монеты, как символ достатка, должны лежать на глазах и носу животного. Во время праздника всех угощают, раздают сладости, деньги.

Поют песни, посвященные хозяину тайги, танцуют в масках и костюмах животных. Во время праздника другие наряжаются в костюмы вороны, пытаются утащить мясо и душу убитого медведя. Участники праздника отгоняют нападающих птиц, придавая веселое настроение всем присутствующим на мероприятии.

По окончании торжественного и показательного выступления проводятся спортивные состязания. Продается много украшений, сделанных своими руками. Праздник мог продолжаться несколько недель.

Кормление духа – хозяина моря

кормление духа

Обряд могли проводить только старейшины. Они бросали в воду приготовленные кушанья, читая молитвы – заклинания, после чего проводилась развлекательная программа, состоящая из спортивных состязаний, дегустации национальных блюд.

День оленеводов

день оленевода

Праздник проводили с наступлением осени, когда считали собранных оленей в загон, пытались отвести злых духов от стада. Забивали оленя, разделывали его и сразу на месте съедали. Сначала кушали мужчины. Старейшине, как самому уважаемому человеку, давали сердце животного.

Сидя вокруг него, остальные мужчины пили кровь, отрезали кусочки мяса и ели. Закончив свою ритуальную трапезу, они отходили от туши, туда садились женщины и дети. Этот веселый, развлекательный праздник проводился с учетом древних традиций. В спортивных состязаниях нужно было показать навыки охотника, управления оленьими и собачьими упряжками.

Сегодня праздник утратил свое былое значение и проводится, чтобы привлечь внимание к одной из важных отраслей сельского хозяйства малочисленных народов Севера – оленеводству, передать молодому поколению традиции и обычаи предков и поднять престиж оленевода.

Уходят в прошлое обычаи и традиции наших предков, а вместе с ними и праздники, точные детали некоторых из них не известны, так как сокращается численность отдельных народностей. К сожалению, хранить и передавать историю развития этих народов некому.

Почитать еще, как празднуют фестиваль огня Апхелио в Шотландии — увлекательное зрелище!

Ханты и манси – родственные сибирские народы. В свое время они были храбрыми охотниками, слава о которых доходила до Москвы. Теперь это небольшая группа жителей Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округа. Удивительно, но этот народ сумел сохранить свою культуру до наших дней. Обские угры (обобщенное название народов) занимаются скотоводством, охотой и продолжают верить в духов.

История народа


Основная версия происхождения народов говорит о смешении угорских и древних уральских племен. Изначально манси проживали на склонах Уральских гор. Эту версию подтверждают многочисленные археологические находки.

В Пермском крае ученые обнаружили места поклонений языческим богам. Там же были найдены остатки предметов быта и оружия, черепа медведей со следами от ударов топорами.

Религия

До конца XVI века духовная жизнь обских угров была обособленной. Верования народов сочетали в себе ритуалы, шаманизм, поклонение духам.

Религиозные традиции ханты и манси не были однозначными. Некоторые верили в три сферы мироздания: верхнюю, где царствовал бог Торум; среднюю, где жили люди, звери и духи; и нижнюю – обиталище мертвецов и Куль Отыра – неприятеля небесного Торума. Существовала и иная, горизонтальная картина мира, когда верхний мир связывался с верховьями Оби, нижний – с низовьями реки, а средний – с землей.

Начатая в XVII столетии христианизация региона не коснулась основ религии народа, но все-таки оставила заметный след. Практически в каждой семье есть православная икона. Но лики святых сравнивают с языческими богами. Николай Чудотворец для хантов и манси олицетворяет Торума, Богородица – богиню земли Калтась-эква.


Издревле народы почитали духов. Одни из них помогали, а другие – вредили человеку. Для борьбы с силами зла совершались обряды и строго соблюдались правила и запреты. Место вокруг костра считалось священным. Туда нельзя было бросать мусор, втыкать нож или другое орудие.

Охотники проводили церемонии с черепами и шкурами зверей, чтобы убитые животные как можно быстрее возродились.

Ханты и манси верили в существование духов-защитников. Считалось, что связь с покровителем устанавливается во время ритуала вскоре после рождения ребенка.

Народы не сомневались, что после смерти человек становится духом, которому живые обязаны делать подношения.


Жилье

Чум – традиционное жилище ханты и манси. Коническую постройку с деревянным каркасом очень удобно перевозить. Установка дома занимала у кочевников около 40 минут. Внутреннее убранство чума:

  • Шест. Главный элемент дома состоял из 20-30 жердей. Он был очень прочным и не прогибался под тяжестью покрытия и снега.
  • Очаг. Его располагали точно под верхушкой жилища. Огонь считали живым существом. Когда хозяйка шила новое платье, она обязательно отрезала кусок ткани и бросала в очаг.
  • Спальные места. В жилище пространство четко разграничено. Почетное место предназначалось для гостей, дальше к двери располагались члены семьи. Причем мужское население размещалось ближе к очагу, а женское – к выходу.


Кухня

Основу рациона питания северных жителей составляли сырая, вареная, сушеная, копченая рыба и мясо.

  • Оленина. Одним из любимых лакомств считалось свежее сырое мясо.
  • Порса – толчёная мелкая сушёная рыба.
  • Строганина – тонкие ломтики свежемороженной рыбы или мяса оленя.
  • Юкола – сушено-вяленая рыба. Благодаря долгому сроку хранения, обычно, юколу заготавливали на зиму.

По традиции ханты и манси пекут хлеб в печке под открытым небом. Ее протапливают, извлекают зону и кладут внутрь тесто.

Древний народ очень бережно относится к продуктам питания. Хозяйка не допустит, чтобы остатки еды и особенно хлеба оказались в мусорном ведре. А если крошки окажутся на полу, мизгирь-паук подберет их и отнесет Торуму. Божество увидит, что человек пренебрежительно обращается с пищей, которую он ему ниспослал, разозлится и накажет семью голодом и несчастьями.

Свежий хлеб возбраняется резать ножом – продукт еще живой и лезвие причиняет ему страдания, поэтому правильнее отламывать куски руками.

Вороний день


Для обских угров начало года приходится на весну, когда природа просыпается от карканья вороны. Несколько примет:

  • Ворона купается – к дождливой погоде;
  • кричит на охотника – удачи ждать не стоит;
  • птицы сидят на нижних ветках – к сильному ветру.

Ворона признана защитницей матерей и детей. В праздник люльки наполняли свежими опилками. А старую стружку высыпали на окраине поселения в определенном месте, чтобы ворона после долгого перелета села на них и погрела лапки.

В этот день по традиции ханты и манси готовят еду на костре, обращаются к духам, кланяются березе. Северный народ беспокоится о будущем жилище вороны. Дети мастерят гнезда и украшают их разноцветными лентами. Говорят, чтобы заслужить доброе расположение пернатой гостьи, нужно изготовить как можно больше гнезд.

Копируя крики птиц, участники гуляний зазывают всех к столу. После пиршества наступает время спортивных игр и национальных танцев. Мужчины показывают свое мастерство и силу в беге с палкой, прыжках, борьбе, метании аркана на трехметровый деревянный шест.

Медвежий праздник


Для обских угров медведь – священное животное. Народы считают зверя сыном великих божеств и хозяином тайги. По легенде Бог спустил сына на Землю и запретил опустошать селения и есть оленей. Зверь все же нарушил наказ отца. Торум рассердился, сделал его смертным и за ослушание разрешил охотникам его убивать.

После каждой успешной охоты ханты и манси проводили обряды, в которых они старались загладить свою вину за то, что они его убили.

Со временем праздник стали отмечать реже – один раз в семь лет.


Во время торжества всех угощают, раздают сладости, поют песни о хозяине тайги, танцуют в масках и костюмах животных.

Гулянья начинаются с инсценировки охоты. Затем приступают к состязаниям. Охотники соперничают в стрельбе, готовят медвежье мясо с соблюдением правил и ритуалов. После застолья кости собирают, чтобы захоронить, ведь только так медведь сможет возродиться вновь.

На празднике предоставляется возможность не только насладиться представлением, но и приобрести сувениры с изображением медведя или украшения ручной работы. Здесь и меховые изделия, ножи, национальные костюмы, маски и даже игрушки в виде священного животного.

Традиции ханты и манси интересны и загадочны. У обских угров не существовало строгого различия между животным и человеком. Древний малочисленный народ продолжает сохранять традиционный уклад жизни, борется за сохранение языка и особенностей культуры.

Обрядовая деятельность – важнейший компонент духовной культуры любого народа. Описание и изучение обрядов дает представление о богатстве этой культуры, помогает понять истоки многих современных традиций. Особое место среди традиционных обрядов занимают посвященные различным календарным праздникам, ежегодно повторяющиеся.

Первым праздником по календарю обских угров является Вурна Хатл или Вороний день. Прилет вороны связывается с приходом весны и тепла, ведь именно вороны прилетают первыми, начинают вить гнезда и громко каркают, пробуждая природу. В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. На ветки березы вешают связки калачей и баранок. Также на ветки деревьев повязывают лоскутки из ткани с завязанными в них монетами, желая близким людям всего наилучшего в жизни.

В прошлом у северных народов был также известен Лосиный праздник. По рассказам очевидцев, выглядел он так: все мужчины-охотники накануне уходили на охоту и добывали лося. На следующий день приносили на священное место кусочки органов лося и бросали в котел, череп подвешивали на дерево. Это был сугубо мужской праздник, на который не допускались не только женщины, но также дети и собаки.

В календаре ханты и манси май – месяц нереста рыбы, месяц икры. После вскрытия рек отмечается праздник Водяного царя - Виткуля, почитаемого духа и хозяина всех водоемов. Ему у водоемов ставят стол с пищей и угощают чаем, который выливают в реку или озеро. Рукой, набрав воду, смачивают волосы на голове. Только после такого ритуала можно спускать лодки на воду.

С почитанием воды связан еще один праздник ханты и манси. Он посвящен небольшой узкой лодке, выдолбленной из кедра или осины и называемой обласом. Еще с древних времен ее почитали и в середине лета устраивали в честь нее веселый спортивный праздник. Гвоздь праздника Обласа – гонки на обласах, управлять которыми очень сложно. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо. Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная, игрой в палочку.

Мало кто знает, что кроме известного Вороньего дня существует у ханты и манси еще один праздник, посвященный птице – Проводы Лебедя. В день праздника подъезжают к священному месту и мужчины-охотники три раза палят из ружей. Затем женщины поджигают дрова, бросают по монетке в костер и нашептывают песни птице.

В феврале-марте проводится – День оленя или День оленевода – это новая традиция. Десятки оленьих упряжек съезжаются к месту празднования в тундре. Это праздник ловкости и смелости. Главное зрелище здесь – разнообразные гонки на оленях – рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Одновременно с гонками проходят соревнования по традиционным северным видам спорта: прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, стрельба, метание топора на дальность.

Как видно, богатейшие и разнообразные традиции народов Севера представляют собой великое культурное достояние и широкое поле для дальнейшего изучения.

Рекомендуемая литература из фонда отдела краеведения:

Традиции, сохраненные веками [Текст]: уникальные коллекции фондов этногр. музея "Торум Маа": (каталог) / Департамент по вопр. малочисл. народов Севера Ханты-Манс. авт. окр., Этногр. музей под открытым небом "Торум Маа"; [науч. ред. Е. Г. Федорова; ред.: Т. А. Клименова, Н. П. Вынгилева ; авт-сост. каталога: Н. Н. Величко и др.]. - Ханты-Мансийск : Информ.-издат. центр, 2005. - 144 с.

Матюков, А. К. День Вороны [Текст] / А. К. Матюков; А. К. Матюков, Е. А. Иваненко; рец. Р. Г. Решетникова; Департамент по вопр. малочисл. народов Севера Ханты-Манс. автонм. округа - Югры. - Ханты-Мансийск; Екатеринбург: Баско, 2008. - 20с.: ил.

Пятникова, Т. Р. Традиционные обряды хантов усть-казымского Приобья [Текст] / Тамара Романовна ; Т. Р. Пятникова. - Белоярский ; Екатеринбург : Баско, 2008. - 77, [1] с.

Молданова, Т. А. Пелымский Торум - устроитель медвежьих игрищ [Текст] / А. Татьяна ; Татьяна Молданова ; ответ. ред. - д-р. ист. наук Н. В. Лукина ; Правительство Ханты-Манс. автоном. окр. - Югра, Департамент по вопр. малочисл. народов Севера ; Югор. гос. ун-т. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2010. - 221, [1] с.

Край родной. Азбука краеведения: Россия. Югра. Урай [Текст] / авт.-сост. О. Н. Гаврилова ; редкол.: А. Н. Сафонов [и др.]. - Екатеринбург : СВ-96, 2001. - 392 с. : ил.

Медвежьи игрища казымских хантов [Текст] / [авт.-сост. О. А. Кравченко ; ред. Т. А. Молданова]. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2004. - 35, [1] с. : фотоил.

Чернецов, В. Н. Медвежий праздник у обских угров [Текст] / В. Н. Чернецов ; В. Н. Чернецов ; пер. с нем. и публ. Н. В. Лукиной. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2001.

Полезные ссылки:

Большая просьба при добавлении комментариев воздержаться от нецензурных выражений и оскорбления других людей.

Отправляя комментарий, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на обработку и хранение Ваших персональных данных, указанных Вами в Форме комментария в соответствии с условиями настоящего согласия на обработку персональных данных.

Обрядовая деятельность - важнейший компонент духовной культуры любого народа. Описание и изучение обрядов дает представление о богатстве этой культуры, помогает понять истоки многих современных традиций. Особое место среди обрядов, занимают ежегодные традиционные праздники, которые приурочены календарным датам.







Вороний день

Первым праздником по календарю обских угров является Вурна Хатл или Вороний день . Прилет вороны связывается с приходом весны и тепла, ведь именно вороны прилетают первыми, начинают вить гнезда и громко каркают, пробуждая природу. В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. На ветки березы вешают связки калачей и баранок. Также на ветки деревьев повязывают лоскутки из ткани с завязанными в них монетами, желая близким людям всего наилучшего в жизни.


Лосиный праздник

В прошлом у северных Народов был также известен Лосиный праздник . По рассказам очевидцев, выглядел он так: все мужчины-охотники накануне уходили на охоту и добывали лося. На следующий день приносили на священное место кусочки органов лося и бросали в котел, череп подвешивали на дерево. Это был сугубо мужской праздник, на который не допускались не только женщины, но также дети и собаки.


Праздник Водяного царя - Виткуля

В календаре ханты и манси май - месяц нереста рыбы, месяц икры. ПОСЛЕ вскрытия рек отмечается праздник Водяного царя - Виткуля , почитаемого духа и хозяина всех водоемов. Ему у водоемов ставят стол с пищей и угощают чаем, который выливают в реку или озеро. Рукой, набрав воду, смачивают волосы на голове. Только после такого ритуала можно спускать лодки на воду.







Праздник обласа

С почитанием воды связан еще один праздник ханты и манси. Он посвящен небольшой узкой лодке, выдолбленной из кедра или осины и называемой обласом. Еще с древних времен ее почитали и в середине лета устраивали в честь нее веселый спортивный праздник. Важным моментом дня Праздника Обласа являются гонки на обласах, управлять которыми очень сложно. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо. Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная, игрой в палочку.







Проводы лебедя

Мало кто знает, что кроме известного Вороньего дня существует у ханты и манси еще один праздник, посвященный птице - Проводы Лебедя . В день праздника подъезжают к священному месту и мужчины-охотники три раза палят из ружей. Затем женщины поджигают дрова, бросают по монетке в костер и нашептывают песни птице.







Медвежий праздник







День оленевода

В феврале-марте проводится - День оленевода. Десятки оленьих упряжек съезжаются к месту празднования. Это праздник ловкости и смелости. Главное зрелище праздника, разнообразные гонки на оленях - рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Одновременно с гонками проходят соревнования по традиционным северным видам спорта: прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, стрельба, метание топора на дальность.

Для оленеводов, это прежде всего, встреча, общение с родственниками, друзьями, возможность поделиться своими мыслями, проблемами, эмоциями.

Вывод

Богатейшие и разнообразные традиции коренных народов Севера представляют собой великое культурное достояние и широкое поле для дальнейшего изучения.

Литература

1. Матюков, А. К. День Вороны [Текст] / А. К. Матюков; А. К. Матюков, Е. А. Иваненко; рец. Р. Г. Решетникова; Департамент по вопр. малочисл. народов Севера Ханты-Манс. автонм. округа - Югры. - Ханты-Мансийск; Екатеринбург: Баско, 2008 - 20с. Ил ..

2. Пятникова, Т. . Р Традиционные обряды хантов Усть-казымского Приобья [Текст] / Тамара Романовна; Т. Р. Пятникова. - Белоярский; Екатеринбург:. Баско, 2008 - 77, [1] с.

3. Молданова, Т. . А Пелымский Торум - устроитель медвежьих игрищ [Текст] / А. Татьяна; Татьяна Молданова; ответ. ред. - Д-р. ист. наук Н. В. Лукина; Правительство Ханты-Манс. автоном. окр. - Югра, Департамент по вопр. малочисл. народов Севера; Югор. гос. ун-т. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2010 - 221, [1] с ..

4. Край родной. Азбука краеведения: Россия. Югра. Урай [Текст] / авт.-сост. О. Н. Гаврилова; редкол:. А. Н. Сафонов [и др.]. - Екатеринбург:. СВ-96, 2001 - 392 с. : Ил.

5. Медвежьи игрища казымских хантов [Текст] / [авт.-сост. О. А. Кравченко; ред. Т. А. Молданова]. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2004 - 35, [1] с . Фотоил.

6. Чернецов, В. Н. Медвежий праздник у обских угров [Текст] / В. Н. Чернецов; В. Н. Чернецов; пер. с нем. и публ. Н. В. Лукиной. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.

Читайте также: