Сообщение о фильме несколько дней из жизни обломова

Обновлено: 16.06.2024

В конце семидесятых киноизложение классики было всё ещё в моде. Но в кинематографическом мире уже

было принято придерживаться новой тенденции: погружаясь в мир классической литературы, переосмысливать её для экрана, привносить собственный, режиссёрский, авторский взгляд

Опасений, что сценарий могут не утвердить, не было, ведь роман Гончарова входил в школьную программу, а значит, никакой крамолы там быть не могло.

Михалков и Адабашьян засели в Пущино и начали писать. Как у них часто бывало, роли писались под конкретных исполнителей.

У Никиты Михалкова уже был свой актёрский пул, группа, с которой он привык работать и которая понимала его с полуслова. Так, образ деятельного Андрея Штольца изначально предназначался Юрию Богатырёву, которого Никита Михалков считал своим талисманом. Собственно, открыл для кино актёра именно Михалков, и всякий раз он находил для него роли в собственных картинах. Кстати,

для Юрия Богатырёва роль Штольца была своего рода ролью на сопротивление. Артисту не была близка натура энергичного персонажа, он не разделял его практичности, рациональности, рассудительности.

Богатырёв считал, что в нём больше от Обломова, чем от Штольца, но всё равно без колебаний согласился на съёмки. Отчасти потому, что хотел разнообразить палитру образов, но ещё и потому, что решил изобразить Штольца не просто человеком дела, а человеком, в котором за порой чрезмерным рационализмом скрывается неимоверная чувственность.

Но, пожалуй, отдельно стоит ещё отметить слугу Обломова. Сыграл Захара Андрей Попов , актёр уже возрастной и очень опытный. Андрею Попову часто предлагали персонажей аристократичных, статусных, серьёзных. Михалков же рискнул сделать из актёра типичного человека из народа, не самого сообразительного и тоже довольно ленивого, как и хозяин.

И артист даже в такой роли был великолепен и продемонстрировал, что ему по плечу абсолютно всё. К сожалению, для Андрея Попова эта роль стала одной из последних.

Ну а декабре актёры поехали в Ленинград , где в пустовавшем доме 119 на канале Грибоедова оборудовали квартиры Обломова и Ильинской. Работа в интерьерах была такой тщательной, что коллеги по цеху могли бы позавидовать.

Художники во главе с Александром Адабашьяном не только подобрали мебель и аксессуары, включая тарелки, статуэтки, лампы, часы, но даже завешивали углу паутиной и посыпали предметы пылью, чтобы подчеркнуть затхлость обломовского жилища

(и пусть такие мелочи зрители не всегда и замечали, зато актёры полностью переносились в прошлое и чувствовали себя его героями).

К весне 1979 года отснятый материал отдали монтажёрам. Но уже тогда

на будущую картину почему-то ополчились чиновники, критики и литературоведы. Любопытно, что одной из претензий цензоров было использование в финале духовной музыки, написанной Сергеем Рахманиновым.

Цензоры наотрез отказались выпускать фильм с таким сопровождением. В ответ упёрся уже Михалков и ультимативно заявил, что либо картина выходит с отрывком Рахманинова, либо не выходит никак. Срывать план киностудия не могла, так что вынужденно согласилась с Михалковым.

Однако из-за всех этих перипетий ещё до выхода лента обросла негативом, поэтому изначально её стали показывать лишь в провинциальных кинотеатрах. Это было странно:

масштабная двухсерийная картина, снятая по мотивам классики режиссёром с именем, с участием знаменитых исполнителей оказалась даже не на втором, а на третьем плане.

очаровательная атмосферная история — несомненная классика советского кино, которая живёт и определённо будет жить ещё долго.

Когда посмотрел час фильма, я подумал, что это адаптированный роман книги, но я ошибся. Этот фильм рассказывает любовную часть фильма, а не всю книгу, поэтому его не стоит смотреть тем, кто решил не читать книгу, а тупо залипнуть в экран. В фильме вырезаны такие герои как Тарантьев, Анисья, Агафья Матвеевна, Иван Матвеевич. Вырезаны многие сцены из-за этого не понятно, что вообще происходит на экране. Зачем так много экранного времени занимает Алексеев - этот герой хорош в книге, а не в фильме, не понятно, зачем он здесь нужен. Актриса, сыгравшая Ольгу, просто безобразна, она не совпадает книжному герою. Ольга в романе Гончарова была красива, умна и стройна, а Ольга из фильма не подходит по критериям. Но в фильме присутствуют и положительные стороны как по мне это музыка, актеры и первые полтора часа.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 8 / 4
  • тип рецензии:

Меня фильм настолько поразил, что я решила написать свою первую рецензию.

Безусловно, экранизация классики - это всегда проблематично: как охватить значительное, гениальное и, обычно, длинное произведение? Практически всегда такие картины вызывают неодобрение у зрителей прочитавших книгу, по мотивам которой снят данный фильм.

Каждый человек мыслит по-разному. Обращает свое внимание на те сцены в книге, которые ему близки или чем-то цепляют его. Когда мы читаем произведение образ персонажей книги, дизайн локаций, где происходит событие, - все рисуется нам строго индивидуально, в этом также помогает нам автор, даже, я бы сказала - направляет нас. Но в кино мы видим лишь то, как воспринял книгу режиссер. Мы часто не находим тех сцен, которые цепляли именно нас. А главная героиня может улыбаться не совсем так, как мы представляли это у себя в голове. Именно поэтому браться за экранизацию - это своего рода серьезный и рисковый поступок.

По моему скромному мнению, столь великий режиссер, как Никита Михалков с поставленной перед собой задачей справился не на том уровне, которого я ожидала.

Да, все верно, по мотивам романа Ивана Алексанровича Гончарова 'Обломов', конечно, когда мы видим в описании фильма фразу 'по мотивам произведения. ', мы должны быть готовы, что при просмотре возможно не увидим определенных сцен, которым придавали значение читая данную книгу, но, честно говоря, я совершенно не ожидала того, что не увижу в экранизации столь важного персонажа, помогающего дополнить, осмыслить, сопоставить и понять самого Илью Ильича, (прочитавшие книгу люди уже поняли о ком я говорю, и мысленно поддержали) как Тарантьев! Да от присутствия такого типажа, фильм только выиграл бы, ведь какой характер, какую сущность вложил в этого персонажа Гончаров! И, мало того, не один Тарантьев не присутствовал. В картине вы не найдете даже Агафью Матвеевну Пшеницыну! И многих других.

Я не представляю себе, как можно воспринять данный фильм, не читая произведения Гончарова. Разве можно понять всю сущность Ильи Ильича? Всю хрустальную чистоту его души? Да вообще, возможно ли понять то, что с ним происходило? В картине Михалкова все как-то скомкано, вырваны какие-то определенные, иногда даже не значительные сцены, все ограничено лишь его видением.

Актерский состав? Далеко не так хорош. Кастинг явно был не жесткий. Некоторые персонажи не соответствуют описанию Гончарова. При просмотре я только морщилась, даже возмущенно фыркала и пару-тройку раз останавливала фильм, дабы отойти от неприязни, которую я чувствовала. Итак, по порядку:

1. Олег Табаков (Обломов) - без сомнения, великий актер. Я представляла себе персонажа книги немного иначе, но и в его исполнении Илья Ильич получился довольно-таки неплохим. Табаков отлично передал некоторые стороны характера Обломова, его души. Иногда я даже смеялась. Вообщем, он хорош!

2. Юрий Богатырев (Штольц) - потрясающе справился со своей задачей! Удивительно, но именно таким он был и в моей голове! Именно такой Штольц был со мной при прочтении произведения. Но сам образ показался мне скомканным, не по вине актера, совсем нет, по вине режиссера. Я считаю, что образ передан крайне смутно и лишь в общих чертах.

3. Андрей Попов (Захар) - отличный вышел Захар! Таким, какой он отражен в фильме, он был и в книге. Именно он - очень порадовал меня.

4. Елена Соловей (Ольга Сергеевна) - просто ужасный, совершенно загубленный образ! Вот уж кто точно испортил все мое впечатление от картины! У Гончарова Ольга - это фарфоровая, чистейшая, красивейшая, милейшая, воспитанная, молодая девушка, ребенок. У Михалкова - это женщина, лет сорока, у которой уже виднеются морщины, совсем не хрупкая, с эротической наклонностью, не могу сказать, что красивая, довольно-таки стервозная (это можно проследить в одной из сцен, где они с Обломовым наедине) по ней не видно ее воспитания, создается даже впечатление, что это она бегала за Обломовым, хотя в книге все наоборот. Актриса совершенно не передала той перемены в характере героини, которую так ярко и четко описывал Иван Гончаров: от наивного ребенка, прямо к умной девушке. Вообщем, образ, прошедший через видение Михалкова мне был, откровенно говоря, крайне противен.

Повторюсь: экранизация классики - рисковый поступок. И чаще всего выглядит, как своеобразный 'трейлер' к самой книге. Михалкову удалось передать все-таки именно несколько важных 'дней из жизни И. И. Обломова'. И Табаков, Богатырев и Попов - выполнили свою задачу на отлично! Так что за них могу поставить фильму такую оценку.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 15 / 6
  • тип рецензии:

Лучшая работа мастера.

Сразу оговорюсь две независимые друг от друга вещи: к своему позору не читал 'Обломова' и то, что Н. С. Михалков считает этот фильм чуть ли не худшей своей работой.

Описание фильма достаточно точно описано в аннотации.

Если переосмыслить на сегодняшнее время данную историю - то она выглядит примерно так: нужно что-то делать. Нельзя предаваться постоянным пустым разговорам и 'маниловским' мечтаниям. Будь ты хоть каким классом. Иначе в один прекрасный момент можно понять, что так многое мог сделать, да всё упустил. Я конечно очень схематично это изображаю.

Художественно в фильму нет никаких нареканий. Если смотреть объективно на всю фильмографию режиссера его советского периода - то данный фильм у меня стоит на первом месте. Я искренне считаю, что в фильме нет ни одного лишнего кадра, никаких слишком протяжных или наоборот бегло описанных сцен.

Никита Сергеевич, конечно как режиссер совершенно великий человек. Уже с его первой работы - 'Свой среди чужих. ' он показал свой особенный взгляд на кино, выражающийся, как мне кажется в трёх (на самом деле их больше, но это то, что поймёт даже тот, кому будет неясен смысл) предельно простых, но таких гениальных вещах: это художественное оформление, которое мы видим, музыка, которую мы слышим и операторская работа, с помощью которой мы воспринимаем подаваемый материал. Ну и конечно же выразительный, чётко прописанный сценарий, обычно созданный Володарским, замечательные актёры.

Оператор. Павел Лебешев - преданно работающий с Никитой Сергеевичем до 83го года, до фильма 'Очи чёрные' и позже на 'Сибирском Цирюльнике', рассказывал, что эта работа ему далась очень сложно и некоторые ракурсы и операторские находки к нему пришли в голову после того, как во время съёмок фильма он вдруг решил перечитать произведение Гончарова. Вот вам и конгениальность!

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 6 / 8
  • тип рецензии:

Совершенно потрясающий фильм. Нашла в нём много поставленных вопросов, о которых авторы кинокартины предлагают подумать. Что за человек Обломов? Какова его роль в обществе? Чем он ценен в этом мире?

Все философские вопросы сопровождаются подходящей, на мой взгляд, музыкой и красивейшими русскими пейзажами, которые находятся в полной гармонии со смысловой составляющей фильма.

Очень понравился общий настрой фильма. Видимо, сегодня я как раз была на этой волне. Он мне пришёлся очень по духу.

Очень понравилась концовка, когда Ольга плачет. И понимаешь, чем ценны такие люди, как Обломов. Глубоким внутренним миром, чувствительностью к красоте мира внешнего. Безусловно, у этого есть и оборотная сторона, которая демонстрируется в начале фильма. И можно долго спорить о месте и нужности таких людей в обществе. Но по словам известного классика 'Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь'. И образ Ильи Ильича Обломова очень трогает моё сердце своей добротой, наивностью.

Трудно выразить словами мои впечатления, всё внутри.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 15 / 4
  • тип рецензии:

Обломощина, как синоним к болезни

Таким был Илья Ильич Обломов. Так он лежал и думал, насколько все плохо и как жалка его судьба, но в то же время ему не нравилась светская или канцелярская жизнь. Как же тогда быть? Обломов решил ничего не делать и медленно плыть по течению.

А что же Штольц? Родился в благополучной семье. Мать его – русская – добрая робкая женщина, отец – немец – строгий и принципиальный человек. Он дал своему ребенку хорошее воспитание и образование, а когда сыну стукнуло семнадцать, отправил его из отчего дома. В сцене прощания можно посочувствовать Штольцу-младшему, ведь он даже не мог, прощаясь, обнять и поцеловать отца, сказать, что благодарен ему за все. И что остается делать в таком случае? Пожать руку, сесть на лошадь и навсегда уехать.

Таким был Андрей Штольц. Целенаправленным, полным жизни, пробивным. В общем, совершенно не таким, какой был мягкий Обломов.

Двигаясь далее по роману, мы встречаем Ольгу. Красивую молодую девушку, которая сильно повлияет на судьбу Обломова, придаст красок в его серую жизнь. Между ними разыграется бурный роман, впоследствии оказавшийся ошибкой. Обломов искренне влюбляется в Ольгу, в это дитя, в этот цветок жизни, и она думает, что чувствует к нему то же самое. Полюбил Илья Ильич прекрасную Ольгу после того, как она спела на балу. Песня эта зародила в Обломове нечто новое, ранее неизвестное, передернуло его девственную душу. Ему предстояло целое лето любви, счастья. Это было самое лучшее время во всей его жизни. Любил ли Ольгу Обломов? Да, любил. И любовь эта была настоящая и чистая; она никогда не уйдет из его сердца. Любила ли Ольга Обломова? Она думала и убеждала его, что да, но это было не так. Это была необходимость или желание (если вам угодно) любить, но не любовь.

Однако больше всего я бы хотел отметить актерские работы Табакова и Богатырева, исполнившие роли самого Обломова и Штольца. А кандидатура Елены Соловей, которая сыграла Ольгу мне не понравилась. Она не совсем подходит на ее роль. Но в целом, первая половина фильма хороша, сильно подвел финал.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 13 / 7
  • тип рецензии:

Так как роман целиком я не прочитал, то не буду судить серьезно, славу богу оно здесь и не нужно, ведь, как я уже говорил, фильм не об этом. Однако пару слов я сказать могу относительно схожести романа и фильма, а точнее их НЕ схожести. Начнем с главного героя: Табаков в роли Обломова, если честно, смотрится идеально, но стоит актеру открыть рот, и все впечатление от внешнего образа героя улетучивается. То ли Табаков слишком переигрывает голосом, то ли я уже настолько привык слышать его женский фальцет, что он никак не ассоциируется у меня с образом Обломова, но совершенно точно герой, каким я его представил, читая книгу, не соответствует образу, который создает Табаков. В то же время Штольц Богатырева совершенно точно совпадает в моей голове с образом Штольца Гончарова. Богатырев, к которому я вообще питаю большую симпатию, в этом фильме сыграл уверенно, профессионально, приятно. Его образ было не очень сложно воплотить на экране, актер с этой задачей справился. Про Ольгу и Захара не могу сказать однозначного мнения: Елена Соловей почти половину фильма прикидывалась какой-то дурочкой, однако её актерский талант раскрылся во второй половине; Захар, которого сыграл Андрей Попов, получился очень мрачным и грубым, его образ хоть и соответствовал описаниям в романе, однако в фильме казался намного более отталкивающим, нежели у Гончарова. Ну, а больше всех порадовал Авангард Леонтьев, чей Алексеев полностью удовлетворил, как образ, воплощенный в романе, так и на экране.

Музыка в фильме совершенна фантасмагоричная, где-то даже инфернальная, что наталкивает на не самые дружелюбные мысли и создает небывалое напряжение, которое, к сожалению, никак не разрешается в сюжете во многом из-за литературной основы.

Операторская работа в фильме заслуживает больших похвал, в частности многочисленные проходы камеры через дом, кружение по комнатам, съемки природы – все это выполнено на высшем уровне, крайне убедительно.

Наконец, подошли к режиссуре. Михалков, как вы догадались, режиссер не из обычных. Имеет послужной список наград различных фестивалей и киноакадемий. Этот фильм, выйдя он в широкий прокат, тоже, думаю, заработал бы много похвалы, однако его судьба была остаться на ТВ. Кино, снятое Михалковым, конечно же не об Обломове: в сюжет вплетены новые линии, прикреплены моменты, а многое опущено за ненадобностью. Через сюжет романа, режиссер рассказывает свою историю, во многом биографичную, проецируя Себя на Обломова. Об этом говорит вставленная линия с матерью, эта вечная встреча мальчика с мамой, которая так и не происходит, начиная и заканчивая фильм, тем самым, закольцовывая его. В историю Обломова заложена личная драма другого героя, которая, так и не разрешается к концу фильма – умирает Обломов, умирает герой. Все это довольно сложно, так как фильм неоднороден и непонятен в некоторых местах, тем не менее, о нем можно выразиться, как о произведение киноискусства, так как он имеет интересные художественные решения и в целом смотрится интересно и нестандартно.

P.S. ″Эротическая″ сцена в беседке – нечто выдающееся; выглядит совершенно современно и уж конечно совсем не про Обломова.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 8 / 10
  • тип рецензии:

Я 'Обломова' не читал, но основной ход знаю. И знаю, что книга хорошая. Но желания прочесть просто нет, потому в роли адекватной альтернативы выбрал фильм.

Фильм этот снял Михалков. Да, да, тот самый Никита. Он сейчас, кстати, очень сильно 'радует' мировой кинематограф своими 'великим фильмами о великой войне'. Но когда-то он снимал и хорошие картины. Является ли 'Несколько дней из жизни И.И. Обломова' в фильмографии Михалкова лучшим фильмом или просто хорошим, не знаю, но то, что я увидел, меня не поразило.

Я экранизации не люблю тем, что сюжет уже дан и важно лишь то, как ты его адаптируешь. Здесь же адаптация абсолютно своя. Отсебятины куча. Основной сюжет еще выдержан, но финал, место действия, несколько сюжетных линий персонажей сделаны совершенно отлично от книги.

Закадровый голос позволяет очутится именно в книге, но и он не дает повода назвать фильм экранизацией. Правильно в начале написано: 'по мотивам романа. '. Здесь всего лишь мотив и основное действие, а вторичное здесь не реализовано так, как было в книге. Да и сам фильм охватывает не так много глав знаменитого романа И. А. Гончарова.

Финальный исход не был таким, а сам Обломов умер в Обломовке. Отношение Штольца к этому переезду было очень острое, да и персонажи-то толком раскрыты не в самых важных аспектах.

Но у фильма есть и плюсы. И плюсы очень весомые и существенные.

Изумительная сцена прощания Штольца с отцом и диалог в бане - верх творческого мастерства автора этого фильма. За это спасибо Михалкову, потому что именно в такие моменты показаны настоящие характеры и настоящие, живые эмоции.

А вот финал бы сделал таким, как была финальная глава книги. Было бы лучше и честнее, нежели пускать в ход закадровый монолог, повествующий нам обо всем этом.

Но, в целом же, фильм неплохой, но положительно относится тоже не получается. Экранизация красивая, честная, с умопомрачительной игрой Олега Табакова и хорошими декорациями и пейзажами. Но с неполной экранизацией самой книги и переделыванием некоторых сцен. Посмотреть стоит. Хотя бы ради того, что бы увидеть иной взгляд на роман 'Обломов'.

Как и прежде, Михалков позвал в новую картину свою испытанную гвардию: оператора Павла Лебешева, композитора Эдуарда Артемьева, актеров Олега Табакова, Юрия Богатырева, Елену Соловей, Евгения Стеблова, Евгению Глушенко, Николая Пастухова, Глеба Стриженова, Анатолия Ромашина (он читал текст за кадром). Среди тех, кого Михалков еще не снимал в своих картинах, были Андрей Попов, Авангард Леонтьев, Елена Клещевская, Галина Шостко, юные актеры Федя Стуков и Андрюша Разумовский.

Вспоминает Авангард Леонтьев: «Я играл Алексеева, друга Обломова. Он виделся Михалкову очень сердечным, очень теплым человеком, преданным, как собачка. Такой маленький человек, Акакий Акакиевич. Никита его очень точно видел. Он предложил, чтобы я освоил говорочек севернорусский или сибирский, может быть, многоударную вологодскую мелодику. Никита сам показывал мне, как надо говорить, и я буквально с голоса хватал. Но понимал, что еще очень далек от того образа, который он мне предлагает. Я переживал, а Никита был спокоен, его как будто и не тревожила моя отдаленность от роли. Он ждал, терпеливо ждал, когда я созрею.

Самое необычное в работе с ним то, что Михалков репетировал свои фильмы задолго до начала съемок. Такого в кино вообще никогда не бывает. Ну, репетируют во время съемок какой-то эпизод — за день, за два, максимум — за неделю. Но чтобы за несколько месяцев!

5 июля в Пущино подтянулись актеры. И 7 июля начались съемки. Причем снимать начали почти с конца фильма: с эпизода объяснения Обломова (Олег Табаков) и Ольги Ильинской (Елена Соловей). Их партнером был Николай Бурляев.

10-11 июля снимали разговор Обломова и Ольги у беседки из середины фильма.

12 июля снимали Ольгу, прогуливающуюся в парке.

13 июля снимали Обломова и Ольгу у беседки.

14 июля Обломов и Ольга гуляют в парке.

15-16 июля — выходные дни.

17-19 июля снимали Обломова и Ольгу у беседки.

20 июля — съемок не было.

23 июля — выходной день.

Вспоминает А. Леонтьев: «Атмосфера у Михалкова на съемках как за кулисами в хорошем театре. Зрители это не могут оценить. Они же не знают, что такое обычные съемки фильма. Обычные съемки можно сравнить… с базаром. Это всегда шум, гам, беспорядок… Все с колес, что-то все время подвозится, забивается, поднимается, опускается — декорации достраиваются за три секунды до начала съемок. Одновременно ставится свет — в кино это очень трудоемкий и далеко не бесшумный процесс. Все куда-то снуют — такой муравейник, вавилонское столпотворение. И ничего подобного у Михалкова. Не только с актерами давно все отрепетировано, но и с оператором… Разговаривать в голос всем, кроме актера и режиссера, запрещено — только шепотом. И все, кроме актеров, ходят в музейных тапочках, войлочных, надетых на свою обувь, чтобы не шуметь, не топать. Вот такую атмосферу создает Михалков.

Это дается ему, конечно, очень нелегко. Нужны свои люди. И его ассистенты, помощники, начальники цехов кочуют с ним вместе из картины в картину. Это его команда. С другой стороны, чтобы держать такую дисциплину, Михалкову приходится быть диктатором. На моих глазах он уволил водителя автобуса съемочной группы — тот был пьян после работы. За него ходили заступаться коллеги — ничего не помогло. Я помню, как Никита распекал одного из вторых режиссеров за тот же грех, требуя неукоснительной дисциплины.

Конечно, он диктатор! Недаром его постоянный ассистент Тася, знаменитая, легендарная Тася, которую знает весь "Мосфильм" которая работала с Бондарчуком на "Войне и мире" зовет его "маршал". Она к нему так и обращается. И за глаза так называет…

Чтобы помочь актеру, Михалков может пойти на совершенно неординарные ходы. Например, Елена Соловей в одной из сцен "Обломова" должна была плакать, слезы должны были литься градом… Так чтобы помочь ей привести себя в соответствующее настроение, он приказал привезти динамики в лес, где снималась сцена, и пустили фонограмму "«Ромео и Джульетты" Чайковского. Музыка очень драматичная, эмоциональная. Она гремела на весь лес и все окрестные деревни, ради того, чтобы помочь Лене Соловей…

25-26 июля — выходные дни.

1-2 августа — выходные дни.

11-12 августа снимали прогулку Обломова с Ольгой в парке.

13-14 августа снимали Обломова и Ольгу у беседки.

15 августа снимали разговор Обломова и Алексеева.

16-17 августа — выходные дни.

18 августа вновь снимали общение Обломова и Ольги.

19-20 августа к Обломову и Ольге присоединился Штольц.

21 августа съемок не было.

22-24 августа снимали Обломова, Ольгу и Штольца на даче Обломовых (эпизод из конца фильма).

25 августа снимали Обломова и его жену (Клещевская).

И Михалков с ним согласился. Далее послушаем рассказ автора пьесы А. Володина:

«Мне позвонил Никита Михалков и сказал, что хочет снять картину по давней моей пьесе "Пять вечеров". "Зачем вам это? — сказал я Михалкову. — Не позорьте себя, не позорьте меня!" — "Ну ладно, тогда хоть приезжайте к нам в Пущино, просто отдохнуть".

Там он снимал картину "Несколько дней из жизни И. И. Обломова" и прислал машину. Но, когда я приехал, сразу сказал ему:

— Одно условие: никаких разговоров о "Пяти вечерах". Вы пригласили меня отдохнуть, вот я и приехал отдохнуть.

— Не будет, не будет, — пообещал он.

Мы поднялись в номер, где был накрыт стол с набором бутылок спиртного. Через некоторое время выпили на брудершафт, и он сказал:

31 августа съемочная группа вернулась в Москву, чтобы уже 2 сентября выехать в экспедицию в Киев. Местом натурных съемок там было выбрано село возле станции Басень, которое должно было стать на короткое время Обломовкой.

4 сентября прошли репетиции предстоящих сцен.

5 сентября снимали актеров Стеблова и Козлова.

6 сентября прошла подготовка к съемкам.

7-8 сентября снимали Стеблова (эпизоды из начала фильма).

9-12 сентября на съемочной площадке работали Стеблов, молодой актер Игорь Нефедов и др.

13 сентября не снимали из-за плохой погоды.

14 сентября снимали все тех же актеров.

15 сентября были отсняты начальные кадры фильма — маленький Илюша Обломов (сын режиссера Андрея Разумовского и актрисы Надежды Репиной Андрюша Разумовский) просыпается в своем имении.

16 сентября съемки снова сорвала непогода.

17-18 сентября группа переезжала в другое место — в Бобровицкий район.

19 сентября снимали начальные кадры фильма с участием Андрюши Разумовского и Евгении Глушенко.

20-23 сентября снимали Обломовку

На этом съемки на Украине закончились.


28 декабря фильм был окончательно сдан генеральной дирекции студии.

Продолжение этого эпизода снимут уже в начале следующего года.

5 января съемки возобновились. С 8.30 до 17.30 снимали Верхлевку с участием Богатырева, Соловей, Пастухова.

6 января снимали тех же исполнителей.

7-8 января — выходные дни.

9-12 января снимали Верхлевку.

15 января снимали Богатырева.

25 января съемки не состоялись из-за непогоды.

27 января съемка не проводилась.

1 февраля съемочная группа вернулась в Москву, чтобы на следующий день выехать в Ленинград для продолжения съемок.

10-11 февраля — выходные дни.

16-18 февраля — выходные дни.

25-26 февраля — выходные дни.

1-2 марта — выходные дни.

9-11 марта — выходные дни.

14-16 марта съемки не проводились.

Вспоминает А. Леонтьев: «В Ленинграде Михалков мне очень помог. У меня тогда заболел отец — оказалось, рак. И когда я, ошеломленный этим, держа в руках рентгеновский снимок отца, стоял в коридоре поликлиники, не зная, куда кидаться, рядом каким-то чудом оказался хирург, который когда-то оперировал меня совсем в другой больнице. Он посмотрел на снимок и сказал: "Срочно отца ко мне!" Но его больница находилась в другом районе, и по тогдашним правилам, чтобы положить пациента, необходимо было распоряжение начальства. И я обратился к Никите, чтобы он попросил Сергея Владимировича Михалкова, который был тогда депутатом Верховного Совета СССР, написать ходатайство главному врачу этой больницы. Я немного беспокоился, что Никита забудет о моей просьбе, поскольку он был очень занят съемками. В конце концов, просто может вылететь из головы. И я даже, кажется, решил не обращаться к нему второй раз, найти какой-нибудь другой путь…

С 27 марта Михалков занялся монтажом отснятого материала.

В Канны и обратно

17 августа фильм был отправлен в Госкино. Приемка прошла благополучно.

Гонорар Олега Табакова за роль Обломова составил 5163 рубля (для сравнения: режиссер фильма Никита Михалков был удостоен гонорара в размере 5175 рублей).

Критики ломают копья

«Среди многих прекрасных киномастеров сегодняшнего дня Никита Михалков занимает особое место: его талант — это, если можно так сказать, талант стиля, чувства автора. Наверное, можно переставлять те или иные акценты в классическом произведении, высветлять в нем то, что наиболее созвучно времени, иначе живая жизнь минувшего не перельется в живую жизнь настоящего. Но, приближая к своему времени разные черты классических характеров, художники иных веков не должны покушаться на стиль писателя, чей сюжет они переводят на язык современных искусств. Они не должны покушаться на его манеру, на его уникальную творческую специфику, которая и делает гения гением, Гоголя Гоголем, Шекспира Шекспиром. Как стиль человека — это и есть сам человек, так и стиль литератора есть его особинка, его "черт побери" как говаривал Тургенев, его "не знаю что" как любил писать Станиславский…

Не так давно Никита Михалков поразил всех своим чеховским фильмом "Неоконченная пьеса для механического пианино". Он поразил тем, что нашел неповторимую чеховскую трагикомическую интонацию, именно не комическую, что не весь Чехов, именно не трагическую, что тоже не весь Чехов, а трагикомическую. Сейчас Н. Михалков, снова обратившись к экранизации классики, поразил нас "Обломовым" Гончарова.

"Обломов" в кинематографическом изложении Михалкова оказался предельно современным, горячей точкой планеты "классика". Современно каждое истинно классическое произведение, но бывают такие стечения исторических обстоятельств той или иной эпохи, когда какое-либо произведение из сокровищницы всемирных культурных богатств выходит на первый план, становится живым другом сегодняшних людей.

Таким удивительно современным оказался сейчас старинный, нескончаемо "проходимый" во всех школах и во всех поколениях, хрестоматийно-примелькавшийся роман Гончарова "Обломов" переведенный на язык кинематографа режиссером Н. Михалковым.

Нам особенно по пути с Гончаровым в эпоху победных ритмов научно-технической революции, когда деловитость все больше реабилитируется в нашей действительности, когда деловые качества людей уже не отторгаются от романтики.

Но именно в эти поворотные моменты общественной морали особенно дорого участие классики с ее гармоническими пропорциями, с ее обостренным чувством совести, с ее выверенным компасом воспитания истинного гражданина…

И как важен здесь голос Гончарова, давным-давно предупреждавшего мир и об опасности разъедающей душу, а затем и общество обломовщины, и об опасности холодной, безрадостной, также разъедающей душу, а затем и общество штольцевщины. Да, штольцевщины отнюдь не в последнюю очередь. Не зря, думается, Гончаров дал своему герою чужую, не русскую фамилию — Штольц…

И каждый раз, когда нравственные весы времени кренятся к прекраснодушному идеализму, каждый раз, когда стрелка этих весов доходит до красной черты оголтелого бизнесменства — на авансцену современности выступает вечный и юный Гончаров со своими неторопливыми раздумьями-советами, притчами-предупреждениями, историями-поучениями о том, что такое обломовщина, о том, что такое штольцевщина.

Обо всем этом думалось, пока разворачивался фильм "Несколько дней из жизни И. И. Обломова" вернее сказать, так: подумалось, подумалось и отошло, отлетело, а захватило происходящее на экране, как живое, сиюминутное действие. Вероятно, прелесть этого фильма состоит в первую очередь в том, что, зная все предыдущие концепции "Обломова" проникнув в нетленный смысл работ русской революционно-демократической критики, связанных с этим романом, режиссер как бы растворил все это в живой ткани искусства, заставил нас поверить в живую плоть свершающегося на наших глазах. Олег Табаков давно уже не играл так совершенно наивно, так лукаво-мудро, так по-детски философично, так всерьез иронически, как сыграл он роль Ильи Ильича Обломова.

Думается, режиссер в этом фильме подошел к глубинной мысли Гончарова: и сама природа, и сама материнская любовь должны вкладывать высшую идею в свои творения. Просто породить, просто предоставить свои просторы, просто раскрыть свои объятия мало. Так можно создать лишь красивую, добротную, здоровую материю, но не дух. Дух, нравственность создаются тогда, когда добрая мать не просто пестует, но вкладывает первые зачатки гражданственности в кудрявую головку здорового, сытого ребенка…


В Обломове, как играет его Табаков, остались нетленными доброта и смутное осознание правды, нелюбовь к фальши, к казенщине, тоскливое недоумение, когда надо делать нечто несовместимое со здравым смыслом. В нем, в этом Обломове, остались народные черты — он близок к природе, он добр, он чист, — но все это никому не дарит радости. Можно сказать так: народные черты характера Обломова внешние, примитивные, как бы первородные, вне сознания, вне гражданской закалки… Истинная народность — в движении, в восстании против зла. Доброта же Обломова бесцельная, непроясненная и потому раздражающая…

"Негерой" Обломов, но "негерой" и Штольц — таков серьезный нравственный итог этого фильма… Когда-то казалось, что соединение Обломова и Штольца может дать полнокровного человека — доброго и делового, цельного и ласкового. Но нет, соединение двух одинаково "ненародных" этих характеров не даст народного типа. Вероятно, не механическая сумма "Обломов плюс Штольц" даст тип; тип, натуру народную создает движение революционной действительности, когда пассивная душевная честность Обломова претворится в действенную волю борьбы, когда холодная деловитость Штольца обернется разумным преображением мира.

Но "ненародность" Обломова, по замыслу авторов фильма, ближе к исправлению, нежели сухой прагматизм Штольца…

Параллельно "Обломову" в паузе между двумя сериями, Михалков, Адабашьян и Лебешев сняли "Пять вечеров" — самую мне близкую вещь Н. Михалкова. Не знаю, как случилось, но здесь его обычно сверхплотная стилевая ткань чуть разошлась в финале, впустив незапрограммированный спонтанный выброс душевности, человеческого тепла, надежности. Похоже, Н. Михалков станет прокламировать в своих интервью любовь как ценность христианской культуры. Тогда же это было интуитивно. Но "чем случайней, тем вернее…"


Художественный фильм режиссера Никиты Михалкова по мотивам романа Ивана Александровича Гончарова "Обломов".

События в фильме "Несколько дней из жизни И. И. Обломова" относят зрителей к середине 19 века, когда жизнь большинства помещиков протекала по веками заведенным обычаям, как будто во сне. Именно постоянно сонное состояние матери (Евгения Глушенко) и отца (Евгений Стеблов), всех домашних слуг и крепостных крестьян вынес как основное воспоминание из детства маленький Илюша Обломов (роль исполнили два юных актера — Андрей Разумовский и Федор Стуков).

Повзрослевший Илья Ильич Обломов (Олег Табаков) живет в Петербурге, но для него ничего не изменилось, он так же лежит на диване в квартире на Гороховой улице целыми днями и размышляет о вечном. При нем постоянно находится верный, но такой же ленивый, как и барин, слуга Захар (Андрей Попов). Иногда к Обломову заходят приятели, пытающиеся его растормошить, вытащить на прогулку или в гости, но их попытки тщетны. Поднять Илью Ильича с дивана под силу лишь его другу детства, энергичному и предприимчивому Андрею Ивановичу Штольцу (Юрий Богатырев). При нем Обломов оживает, осознает, что живет неправильно. Штольц знакомит друга с замечательной девушкой, Ольгой Ильинской (Елена Соловей).

Обломов влюблен, Ольга отвечает ему взаимностью, но природная нерешительность, помноженная на воспитанную в Илье Ильиче с детства лень, не дают ему возможности совершить самостоятельный поступок — признаться в своей любви. В результате, так и не дождавшись слов признания, Ольга Ильинская выходит замуж заАндрея Штольца. А Илью Ильича Обломова ждет медленная смерть на диване.

Фильм "Несколько дней из жизни И. И. Обломова" критики и зрители по праву считают одной из лучших экранизаций русской классики.

Читайте также: