Православие и традиционные ценности русского народа сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Исследование истоков и сущности русской ментальности. Крещение - одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Православная традиция как составляющая русского менталитета, русского патриотизма. Особенности народного мышления в России.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 30.03.2015
Размер файла 28,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

Волгоградский государственный технологический университет

Кафедра истории, культуры и социологии

Семестровая работа (реферат)

1. Крещение Руси

2. Православная традиция как главная составляющая русского менталитета, русского патриотизма

3. Русский менталитет и его особенности

Расскажите о своем народе? Каков его национальный дух? Что есть ментальность вашего народа? Столкнувшись с этими вопросами, вам, несомненно, стоит задуматься. Ведь однозначно и коротко ответить у вас, так или иначе, не получится.

Если обозначить менталитет (ментальность) как термин, то он представляет собой совокупность умственных навыков, духовных установок и культурных традиций, присущих отдельному человеку или человеческой общности. [1] С моей точки зрения, правильнее сказать, что менталитет - это те духовно нравственные и культурные ценности, которые составляют основу мировидения и миропонимания отдельного человека или сообщества, определяют его поведение. [2]

Актуальность моего исследования очевидна. Каждый уважающий себя человек, гражданин должен, прежде всего, уметь рассказать о ментальности своего народа, его особенностях, культурных традициях. Именно этому будет посвящена моя работа.

Объектом моей работы будет служить менталитет русского народа и его православные традиции, компоненты. Предметом анализ народной ментальности, его особенностей.

Целью моей работы выступает исследование истоков и специфической сущности русской ментальности. Задача - вычленение главных особенностей характера русского человека.

1. Крещение Руси

русский менталитет патриотизм крещение

Крещение Руси - одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России. Крещение Руси произошло в конце IX века, усилиями, которые предпринял Князь Владимир в ходе утверждения христианства как государственной религии.

Как всем известно, в конце лета 988 г. Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра и в его водах их крестили византийские священники. Это событие и вошло в историю как крещение Руси, став началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях.

Крещение Руси не проходило безболезненно для русского народа и было сопряжено со значительным сопротивлением новой православной культуре.

Правление Владимира отмечено появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти. Князь содействовал устройству больниц и богаделен (приютов для стариков и инвалидов), заботился о пропитании неимущих киевлян. Государственную поддержку получили строительство и украшение храмов, была создана первая школа, началась полномасштабная подготовка русского духовенства.

Конечно, насильственная христианизация и уничтожение древних языческих святилищ встречали подчас яростное сопротивление народа и жречества. Однако, в силу того, что первые русские христианские священники проявляли лояльность к ассимиляции языческих традиций к православным, всё это привело к созданию самобытной православной традиции. И в результате, христианство содействовало общему развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства и архитектурного зодчества Древней Руси.

2. Православная традиция как главная составляющая русского менталитета

Важно отметить, что православие является фундаментом русской ментальности. Со времени принятия христианства и до наших дней русский человек обязан жить по божьим заповедям. Именно они являются главным законом духовности, морали народа.

3. Русский менталитет и его особенности

Подошло время определить основные, на мой взгляд, особенности русского менталитета.

К числу первичных свойств русского народа относится его доброта. Доброта во всех слоях его выражается в отсутствии злопамятности. Нередко русский человек, будучи страстным и склонным к максимализму, испытывает сильное чувство отталкивания от другого человека, однако при встрече с ним, в случае необходимости конкретного общения, сердце у него смягчается, и он как-то невольно начинает проявлять к нему свою душевную мягкость, даже иногда осуждая себя за это, если считает, что данное лицо не заслуживает доброго отношения к нему.

Однако, у положительных качеств нередко бывают и отрицательные стороны. Доброта русского человека побуждает его иногда лгать вследствие нежелания обидеть собеседника, вследствие желания мира и добрых отношений с людьми во что бы то ни стало.

Русский люд поражает многосторонностью своих способностей. Ему присуща высокая религиозная одаренность, способность к высшим формам опыта, наблюдательность, теоретический и практический ум, творческая переимчивость, изобретательность, тонкое восприятие красоты и связанная с нею аристократичность, выражающаяся как в повседневной жизни, так и в творении великих произведений искусства.

Страстность и могучую силу воли можно считать принадлежащими к числу основных свойств русского народа. Сила воли русского народа обнаруживается в том, что русский человек, заметив какой-либо свой недостаток и нравственно осудив его, повинуясь чувству долга, преодолевает его и вырабатывает в совершенстве противоположное ему качество. Страсть есть сочетание сильного чувства и напряжения воли, направленных на любимую или ненавидимую ценность. Естественно, чем выше ценность, тем более сильные чувства и энергичную активность вызывает она у людей, обладающих сильной волей. Отсюда понятна страстность русских людей, проявляемая в политической жизни, и еще большая страстность в жизни религиозной. Максимализм, экстремизм и фанатическая нетерпимость суть порождения этой страстности.

Свободолюбие. К числу первичных свойств русского народа, вместе с религиозностью, исканием абсолютного добра и силой воли можно отнести и любовь к свободе, и высшее выражение ее - свободу духа. Тот, кто обладает свободой духа, склонен подвергать испытанию всякую ценность, не только мыслью, но даже на опыте. Вследствие свободного искания правды русским людям трудно столковаться друг с другом. Поэтому в общественной жизни свободолюбие русских выражается в склонности к анархии, в отталкивании от государства.

Жестокость. Доброта есть преобладающая черта русского народа. Но в то же время, нельзя отрицать, что есть в русской жизни также немало проявлений жестокости. Существуют множество видов жестокости и некоторые из них могут встречаться, как это ни парадоксально, даже в поведении людей, вовсе не злых по своей природе. Жестокость можно объяснить преобладанием нищеты в России множеством обид и притеснений. Вплоть до последней четверти XIX века строй семейной жизни купечества, мещан и крестьян был патриархальным. Деспотизм главы семьи нередко выражался в поступках, близких к жестокости.

Изучив основные особенности ментальности, национального характера русского народа можно сделать вывод : сила русского народа выражается в том, что заметив в себе какой-либо недостаток и осудив его, русское общество начинает решительную борьбу против него и достигает успеха.

4. Филатов С. Б. «Новое рождение старой идеи: православие как

Подобные документы

Определение российского менталитета как социологической категории. Основные черты характера русского народа. Условия формирования и развития менталитета русской культуры. Исторические, природно-географические особенности формирования менталитета в России.

курсовая работа [58,0 K], добавлен 28.12.2012

Формирование русского типа культуры. Русские национальные корни. Национальное своеобразие русской культуры. Понятие менталитета и национального характера. Особенности русского национального характера. Становление и развитие национального самосознания.

реферат [30,0 K], добавлен 23.08.2013

Формирование общего представления о традициях и обычаях русской семьи. Описание русского национального костюма и бытового устройства русского дома. Изучение правил поведения за столом в русской семье. Развитие интереса к истории народного творчества.

презентация [4,7 M], добавлен 22.09.2014

Условия формирования русского типа культуры. Национальное своеобразие русской культуры. Становление и развитие культуры на Руси в IX-XVII веках. Особенности менталитета русской нации. Национальный характер. Особенности русского национального характера.

реферат [36,5 K], добавлен 21.07.2008

Философия русского зарубежья. Литературное и художественное творчество русского зарубежья. Русская Православная Церковь за границей. А.А. Соколов — известный русский художник, эмигрант. Генерал А.В. Фон Шварц - русский военный инженер в эмиграции.

Жизнь общества невозможна без традиционных духовных ценностей, и исторический опыт показывает, что любая попытка создать такое общество, лишенное ценностей, приводит к краху, об этом сказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Традиционные духовные ценности – это кровь в теле общественного организма, – Владимир Легойда

Фото: журнал "Фома"

— Александр Владимирович, можно ли говорить о кризисе межнациональных отношений в России? Какой вывод мы должны сделать из прошлогодних декабрьских событий на Манежной площади в Москве?

— Я бы начал с того, что события на Манежной площади — это не приговор, а все-таки сигнал обществу о том, что не всё благополучно в сфере межэтнических отношений. При этом мы должны сознавать, что ситуация с ростом нетерпимости не сегодня сложилась, как и, например, ситуация с резко помолодевшим терроризмом или экстремизмом. Это общемировая тенденция, хотя нам от этого не легче.

Как показали события декабря 2010 года, потенциал скрытой нетерпимости сохраняется. Ситуацию, которая не в один день сложилась, не в один день можно и решить.

— Некоторые эксперты призывают использовать опыт толерантности и мультикультурализма западных стран, другие — обратиться к советскому опыту. У кого учиться?

— Известны заявления лидеров Великобритании, Германии, Италии, Франции о крахе концепции мультикультурализма, при том, что их мультикультурализм и наш — разные. На Западе пытались выстроить культурное многообразие в постмодернистской логике, где интегрируемые сообщества были из других стран. У нас все иначе: большинство народов, проживающих в России, — коренные.

Постсоветское государство в 1990-х годах не предложило никакой альтернативы подходам, сформулированным советской идеологической машиной. Каждый регион формировал свою национальную политику, часто дискриминационную по отношению к другим, не титульным народам, включая русский народ. Мы живем в ситуации, когда почти два поколения наших граждан воспитаны вне советской школы, вне упомянутых идеологем, и опыт Советского Союза уже малоприменим к современной российской действительности.

— Хорошо, Запад нам не пример, советский опыт не применим, а что может предложить нам российская национальная политика?

11 февраля в Уфе состоялось заседание Президиума Госсовета России, на котором президент в очередной раз подчеркнул необходимость и неизбежность формирования и укрепления единства российской нации. Мы все — граждане России, отсюда и происходят все наши возможности, все наши права и перспективы. Важно, что руководители государства об этом говорят, и это не является простой риторикой. Уфимское совещание еще раз подтвердило, что у государственной национальной политики три ключевые цели — укрепление единства российской нации, сохранение этнокультурного развития народов и гармонизация межэтнических отношений.

Очень важно, что в обществе наконец-то заговорили о необходимости общих ценностей. Я сторонник наличия самобытной синтетической российской цивилизации, у которой есть свои базовые, цивилизационные ценности, такие, например, как правда, солидарность, многоукладность, духовность, долг. Эти ценности нельзя ввести директивным путем, так же, как нельзя и сконструировать, поскольку цивилизационные ценности — это то, что присуще на протяжении веков национальному характеру — характеру гражданской нации, несмотря на все трансформации государственного строя.

Цивилизационные ценности должны иметь и очевидные религиозные коннотации, поскольку русская (а затем — российская) цивилизация формировалась в условиях, когда религия не только не была отделена от государства, но и активно участвовала, если не определяла, аксиологию* государственного и общественного развития, не говоря уже о системе ценностей личности. При этом большинство базовых ценностей российской цивилизации имеют свое измерение в большинстве исторически присущих для России религиозных традициях.

— А Церковь к этой системе ценностей какое-то отношение имеет?

— Чем Вы это объясните? Здесь у России, как всегда, свой путь?

— Как раз здесь Россия в общемировом тренде. Возвращение религии в число глобальных субъектов мировой политики наблюдается с 1990-х годов. Тому несколько причин: и серьезные изменения в исламском мире, и возрождение религиозной жизни на постсоветском и постсоциалистическом пространстве, и рост влияния религии в электоральных процессах западных демократических стран, включая США. В России Русская Православная Церковь на протяжении двух постсоветских десятилетий являлась самым авторитетным негосударственным институтом, причем институтом трансграничным, чья каноническая территория распространяется на многие страны.

Вообще у России богатый опыт конструктивной роли религиозного фактора в жизни общества. Он демонстрирует, что, например, возрождение волонтерского движения (в частности, в сфере ухода за больными), постановка важных смысложизненных и аксиологических вопросов были связаны с православными инициативами, а межрелигиозный диалог в России — это не только дискуссия, но и подлинное сотрудничество, которое не сопряжено с отказом от своего мировоззрения, но является свидетельством миротворческого и социального потенциала религий.

Посмотрим на опыт Межрелигиозного Совета России или, например, на работу совместных православно-исламских молодежных и детских летних лагерей, организованных на Северном Кавказе. Такая практика должна не только приветствоваться, но и поддерживаться. Поверьте — это целесообразно даже исходя из прагматичных соображений, поскольку это дешевле и в финансовом, и в человеческом отношении, чем потом оплачивать контртеррористическую деятельность или борьбу с молодежным экстремизмом.

При этом мы должны оставаться реалистами, понимать в какой стране живем. А живем мы в полиэтничной и поликонфессиональной стране, в которой есть этническая доминанта — русские, и религиозная — Русская Православная Церковь, которая по названию только Русская, а по сути полиэтнична и трансгранична.

— Многие не согласятся с таким подходом. Скажут, что выделять доминанты означает нарушать принцип равенства наций и религий, заявленный Конституцией. С другой стороны, сотрудничество с религиозными организациями приветствуют многие, но многих же беспокоит и очевидный крен в сторону Русской Православной Церкви. Утверждается, что государство строит отношения в первую очередь с ней, а с остальными религиозными организациями — по остаточному принципу.

— Во-первых, речь не идет о правовых преференциях для доминирующих сообществ — русского или православного, я говорю о численном большинстве, которое в любом государстве не может быть проигнорировано и признание которого является фактом статистики.

Во-вторых, само по себе численное доминирование не создает каких-либо преференций. У Русской Православной Церкви прав не больше, чем у любой другой религиозной централизованной организации — например, у Совета муфтиев России или Федерации еврейских общин России. Другое дело, что Русская Православная Церковь в постсоветской истории всегда первой вырабатывала новые форматы взаимодействия со светской властью, вступала инициатором социального партнерства.

Русская Православная Церковь ведь еще и объединила традиционные религиозные организации России, инициировав создание Межрелигиозного совета России, в рамках которого также ставятся перед властью вопросы, требующие решения. Если хотите, Русская Православная Церковь расширяет возможности для религиозной жизни всех верующих традиционных религиозных конфессий России, выполняя роль своеобразного локомотива. Наконец, не стоит забывать и о миротворческой миссии Церкви в трудные моменты нашей истории, например, во время политического кризиса в 1993 году, когда Патриарх Алексий II предложил миротворческое посредничество в конфликте президента Ельцина и Верховного Совета.

Роль Русской Православной Церкви растет и в межгосударственных отношениях (российско-украинских, рос­сийско-белорусских и т. д.). Кстати, Русская Православная Церковь — единственная организация, существовавшая в СССР и не утратившая свой трансграничный характер и после распада Советского Союза, обеспечивая поддержку наших соотечественников за рубежом.

— Тот, кто говорит о сращивании государства и Церкви, плохо представляет современное положение дел. По моему мнению, и покойный патриарх Алексий II, и Святейший Кирилл последовательно проводили и проводят линию на автономию Церкви от государства, подчеркивая, что у Церкви есть интересы, которые порой не совпадают с интересами государства. Это, кстати, было продекларировано еще в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Естественно, и у государства всегда будут интересы, не совпадающие с интересами Русской Православной Церкви. Но при этом — что хорошо — и у государства, и у Церкви есть громадное поле для совместной деятельности.

— Вернемся к межнациональным отношениям. Как Церковь может участвовать в их гармонизации? Видит ли государство в Церкви партнера?

— И Русская Православная Церковь, и большинство традиционных религиозных организаций интернациональны по своему этническому составу. В христианстве эта установка на преодоление этнических, социальных или имущественных стереотипов выражается в известном тезисе апостола Павла, что во Христе нет ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободного. Поэтому участвовать в гармонизации межэтнических отношений для многих религиозных традиций вполне естественно.

Ведение религиозными организациями независимого общественного мониторинга межэтнической напряженности (что, отчасти, уже существует в Русской Православной Церкви и Федерации еврейских общин России), а также создание мобильных групп, которые могли бы содействовать урегулированию конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве — это то, что вполне возможно в самом ближайшем будущем.

— Выходит, религиозные организации нужны государству для решения межнациональных вопросов.

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
— Мне не нравится такая формулировка, в ней считывается какой-то инструментальный подход государства: религия нужна только для решения каких-то задач. По моему мнению, российское государство далеко от такого подхода. Религиозный фактор объективно на многое влияет в мировых экономических и социальных процессах. Государство не может это игнорировать. Из этого влияния вырастают явления, находящиеся на стыке религиозной аксиологии, социально-экономических процессов — например, социальная этика, этическая экономика, этика ведения бизнеса. Я сейчас не про эрзац- или квазирелигиозные явления говорю. Религия влияет на все эти процессы.

— Может, и не готова, но ведь у нас не так много времени, этнополитические и религиозно-политические вызовы слишком серьезны. Посмотрите, как молодеет терроризм. Времени на педагогические эксперименты нет, да и есть ли альтернатива? Изменение сознания — это всегда поколенческий проект, результаты сегодняшних усилий мы получим лет через 10-15. Но уже сегодня соцопросы свидетельствуют о позитивном отношении к этому предмету, за исключением курса по светской этике.

Что касается подходов к школьному преподаванию, то я остаюсь сторонником, во-первых, вариативного, а, во-вторых, преимущественно культурологического подхода. Почему в школе нельзя преподавать философию? Потому, что детское восприятие не готово к множественному ответу на вопрос: что такое истина, в чем смысл жизни, что такое мир? В поликультурном обществе нужно научиться разумно сочетать преподавание знаний о религии и вероисповедные знания.

Человек чаще всего проходит три этапа постижения религии: эстетический, этический (аксиологический) и догматический. От очарования внешней красотой через мораль к богопознанию. Вспомните, как князь Владимир делал свой выбор религии. Хорошо, если дети пройдут два этапа этого сложного пути, но подталкивать их сразу к третьему — значит, повторять ошибки дореволюционного преподавания Закона Божьего. Говорю здесь о всех религиозных традициях. И, конечно, должны быть профессиональные педагоги, хорошие учебники (причем разных авторов) и качественные методические пособия для учителей.

— Вы говорите о глобальных изменениях роли религии в мире, о переменах в государственной политике. А должна ли меняться Церковь, и если должна, то как? Это вопрос к Вам не как к государственному служащему, а как к религиоведу и человеку, работавшему в церковных структурах.

— Это очень сложный вопрос — разумного сочетания духа традиции и социальной модернизации церковных институтов. Для самой Церкви сейчас, пожалуй, времена благоприятствования и независимости, которых не было со времен патриарха Никона. Но одновременно и время принятия важных решений, потому что меняется ее социальная роль. И сама Церковь должна быть готова к изменению этой роли. Мы видим, как обсуждаются на Межсоборном присутствии ключевые решения и в их выработку вовлекается все большее число людей, как осуществляются многочисленные церковные реформы. И это радует.

Но в то же время строительный этап завершен. Спустя почти четверть века после юбилейных торжеств 1000-летия Крещения Руси аргумент о долгах государства за гонения и изъятие церковных ценностей перестал восприниматься обществом. Новый социальный статус требует совершенно иного уровня социальной активности Церкви, чтобы церковное благополучие не вызывало общественного недовольства. Как историк, много поработавший в архивах, должен сказать, что в 1917—1919 годах основными расхитителями монастырского имущества были даже не большевики и вооруженные дезертиры с фронта, а местные крестьяне, веками жившие рядом с монастырями. И мотивация этого разбоя не всегда однозначная.

Другая проблема — современный мир очень быстро меняется, и образование в нем становится неотъемлемой частью всей жизни современного человека. В таких условиях система религиозного образования в технологическом смысле не может пребывать в архаичном состоянии рубежа XIX—ХХ веков. И мы видим, как постепенно происходят реформы в системе религиозного образования.
Церкви очень повезло с последними двумя первоиерархами, хотя, конечно, это очень разные люди. Святейший Кирилл реформирует жизнь Церкви, одновременно обращая внимание на развитие ее институциональности, возвращение ей автономии от государства, утраченной еще в синодальные времена.

Надо только всем нам помнить, что Русская Православная Церковь для всех и, конечно, прежде всего, для нас — Ортодоксальная. И проводя модернизацию церковных институтов, системы религиозного образования и церковного управления, мы не должны утратить дух великой православной Традиции ни в прочтении святоотеческого наследия, ни в литургической жизни.

*Аскиология — философская дисциплина, изучающая ценности как основу и смысл человеческого бытия — Ред.

Традиции русского народа в праздновании православных праздников

Празднование православных праздников на Руси идет еще со времен Ветхого Завета. Каждый праздник освещает важнейшие события из земной жизни Иисуса Христа и Богоматери, а также память о святых угодниках.
Традиции русского народа в праздновании православных праздников чудным образом переплетаются с обычаями языческих праздников древней Руси, что делает их самобытными, яркими и оригинальными.
Рассмотрим самые популярные зимние православные праздники и связанные с ними традиции.

• Рождество Христово.
Православной церковью праздник отмечается 7 января. Этот праздник посвящен появлению на свет младенца Иисуса Христа и овеян сказочными чудесами.
Издавна на Руси была традиция в этот день заниматься благотворительностью и милосердием, подавать нищим милостыни. Богатые люди устраивали обеды, на которых угощали всех бедных и бездомных. Традиция проявления милосердия в канун Рождества сейчас вновь обретает силу.
Этот праздник характеризуется не шумными и веселыми застольями, а тихим семейным праздником в кругу близких родственников и знакомых. Он ассоциируется с душевным теплом и светом, рождением новых надежд и оптимизмом.
Этому празднику предшествует Рождественский пост. А в последний день поста 6 января, существует традиция не кушать до появления на небе первой звезды. По настоянию церкви в этот день православные должны отложить все свои житейские дела. Поэтому до революции 1917 года этот день считался нерабочим. С 1991 года его вновь реабилитировали и сделали государственным праздником.
В городе и на селе перед праздником заведено убираться в доме и наряжать елку игрушками или сладостями. Для обеденного стола обязательно должна быть припасена чистая или новая скатерть. Домочадцы должны непременно все помыться и одеться во все чистое. Желательно, чтобы в праздничной одежде присутствовала хоть одна новая вещичка для удачи в наступающем году.
Готовят основные традиционные рождественские блюда:

 Сочиво или кутья;
 Холодец из свинины;
 Жаркое из мяса или птицы;
 Запеченный гусь с яблоками;
 Пироги с кренделями и сладкой начинкой;
 Печево в виде фигурок животных.

С этого дня начинаются святочные дни.

• Святки.
Святочные дни начинаются с Рождества и длятся 12 дней до Крещения Господня.
Традиции древних славян устраивать праздничные дни в честь языческого бога Святовита сохранились и вошли в жизнь уже православной Руси. Это был самый веселый зимний праздник с пиршествами, увеселениями, колядками и хождением ряженных по улицам.
Святочные дни у православных посвящались памяти о событиях Рождества младенца Иисуса и Крещения Христовых. По христианским традициям работать в эти дни считалось грехом. Православные должны были навещать больных и одиноких людей и оказывать им посильную помощь, подавать нуждающимся милостыни.
У современного русского народа сохранилась традиция ходить друг к другу в гости и дарить подарки, навещать одиноких и престарелых родственников.
В старину молодежь традиционно выходила на уличные гуляния. Парни и девушки группировались в небольшие кучки, ходили по дворам и распевали колядки, прославляя Иисуса Христа и желая процветания и благополучия хозяевам дома, за что щедро одаривались разными угощениями. Такая традиция, к сожалению, осталась только в сельской местности.
Среди девушек и женщин очень распространены были святочные гадания. Гадали, в основном, на будущего жениха или супруга, о замужестве, и о будущем вообще. Девушки уединялись в отдельных помещениях, как правило, это были бани, зажигали свечу и с помощью зеркала пытались увидеть суженого. Существовали и другие различные способы гадания, на воске, на сожженной бумаге, на воде. Святочные гадания очень популярны и у современных девушек и женщин, но в большей мере они носят веселый и шуточный характер.
Святочные дни сопровождаются народными гуляниями. В городах и селах устраиваются ярмарки, где можно приобрести подарки и вкусно поесть, разыгрываются театрализованные представления, организовываются катания на санях и коньках, устраиваются битвы снежками – все это сопровождается весельем и шутками.

Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии.

В Российской Федерации православная христианская религия является основной традиционной религией, принадлежность или предпочтительное отношение к которой выражают большинство россиян. В научном сообществе православная религия характеризуется как культурообразующая в отношении исторически сложившейся на протяжении более чем тысячелетнего периода российской культуры, поскольку она оказала определяющее воздействие на формирование российской национально-культурной идентичности, специфику культуры нашей страны в пространстве мировой цивилизации.

Православная культура обнимает собой большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все основные сферы общественной жизни, прежде всего сферу духовной жизни общества. Духовную сферу жизни общества и культуры составляют, в узком понимании, мировоззренческие феномены культуры: религия, философия, идеология, а в широком - все специфически человеческие формы жизнедеятельности и культуры. Мировоззрение личности, система ценностных ориентаций, принятых установок отношения и поведения определяют направленность и результаты целесообразной деятельности человека в обществе. Духовно-мировоззренческая сфера культуры оказывает решающее влияние на содержание и специфику деятельности людей, творчества, любого материального и духовного производства. С этим обстоятельством связано значение православной культуры в нравственном, эстетическом образовании детей и молодежи, воспитании у них качеств гражданственности, патриотизма, культуры межэтнического и межконфессионального общения.

Значимость и влияние православной культуры в обществе не исчерпывается сферой духовной жизни. В рамках православной культурной традиции в её историческом развитии сформировался уникальный цивилизационный феномен - православный образ (уклад) жизни. Это область культуры и повседневного быта миллионов россиян на протяжении десятков поколений, межличностных и гражданских отношений, устойчивых стереотипов социального поведения, ставших неотъемлемой частью российской действительности. Православная культура отношения к природе, труду и производству получила масштабное материальное воплощение. Большая часть нашего национального культурного наследия, выраженного в материальной культуре российского народа - исторические здания и сооружения, материальные памятники истории и культуры, предметы повседневного быта и производства, народного творчества, искусства и т.д. принадлежат православной культуре или несут её отпечаток.

Каждая национальная культура — это форма самовыражения народа. В ней проявляются особенности национального характера, миросозерцания, менталитета. Любая культура уникальна и проходит свой, неповторимый путь развития. Это в полной мере относится и к русской православной культуре. Ее можно сравнивать с культурами Востока и Запада лишь в той мере, в которой они взаимодействуют с нею, оказывают влияние на ее генезис и эволюцию, связаны с русской культурой общей судьбой.

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

Русская культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь её значимой и неотъемлемой частью. Величие русской культуры на протяжении десяти веков развития определялось её глубоким духовным содержанием, восходящим к православной нравственности и истории христианства. Духовный строй, а также и идеи, и образный язык лучших произведений современного искусства России имеют под собой ту же основу.

Православие является традиционной и культурообразующей (образующей культуру) религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца Х века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, предметному миру, природе. Законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием Православной Церкви. Христианская тематика питает образами, идеалами, идеями творческую сферу; искусство, литература, философия используют религиозные понятия и символы, периодически возвращаются к православным ценностям, изучают и переосмысливают их.

Православная Церковь объединяет народ в будни и в праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы великих созиданий и духовного возрождения. У любого народа идеи государственного устроения и общественные, гражданские, национальные идеалы неразрывно связываются с идеалами духовно-нравственными. Об этом очень точно писал великий русский писатель и философ Ф. М. Достоевский:

Идеалы Православия в русской культуре

Истоки уважительного и доброжелательного отношения ко всем людям и вместе с тем готовности прийти на помощь нуждающимся в защите восходят к учению Христа:

Эти великие христианские идеалы проносит русский народ через все испытания, стараясь проявлять милосердие и терпение к каждому человеку, поступаясь материальными благами ради блага высшего, всеобщего, всебратского во имя Христа.

Вместе с тем для русских людей защита Православия и Отечества всегда считались священным долгом христианина, потому что в этом случае защищались святыни.

Достойно нести и воплощать эти высочайшие идеалы в человеческом мире, где реализуется множество иных личных, национальных, политических и социально-культурных идей, очень непросто. По этому поводу Ф. М. Достоевский писал:

Здесь говорится о наличии сил для возрождения народа и каждого (даже погибающего) человека. Эти силы — в правильном понимании спасения как освобождения от грехов благодатью Божией, в способности к покаянию как необходимом условии спасения и в горячей молитве как проявлении воли души ко спасению.

Становление и развитие православия

Наши предки до Х века были язычниками, но не христианами. Год 988 вошёл в историю русского народа как год крещения Руси.

С этого времени Православие стало официально государственной религией на Руси. Во главе государства мог стоять только православный монарх, венчанный на княжение или царствование по православной традиции. Официальные акты государства (рождение, брак, венчание на царство, смерть) регистрировались только Церковью, в связи с чем совершались соответствующие Таинства (Крещение, Венчание) и богослужения.

Все государственные церемонии сопровождались молебнами (специальными богослужениями). Православная Церковь играла важнейшую роль в государственных делах и в жизни народа.

В XVI – XVII веках в состав Российского государства вошли многие иноверческие (исповедующие другие религии) и инославные (католики, протестанты) народы и государства. Русская Православная Церковь не проводила насильственного обращения народов в Православие, однако переход в Православие поддерживался и поощрялся. Крестившимся в Православной Церкви людям давали различные льготы, в частности снимали налоги.

Православным, а значит принадлежащим к русской православной культуре, мог стать человек любой национальности, готовый принять через Святое Крещение и веру во Христа православное мировоззрение и образ жизни. И так случалось часто: представители других национальностей и вероисповеданий принимали Православие как веру, мировоззрение и, соответственно, христианское бытие и становились истинными сынами нового для них православного Отечества. Нередко эти люди оставляли яркий след в истории нашей культуры, стремясь верой и Правдой служить новой Родине во славу Божию, как говорили на Руси, что означало честное служение не ради личной корысти и собственных интересов, а ради прославления Господа. Таким образом, Гражданская общность в России формировалась не по национальному признаку, а по принадлежности к Православию и отношению к православному государству.

Однако православные традиции были глубоки, и православная религия оставалась самой распространённой на территории России. А в закрытых храмах зачастую само время словно не смело касаться тлением ликов святых.

С 90-х годов XX века православная культура в России начала интенсивно возрождаться. Изменились и официальное отношение к Церкви, и сознание граждан. Вновь зазвонили колокола, в открытых и восстановленных храмах и монастырях стали совершаться богослужения. Тысячи россиян пришли в храмы впервые, обретая духовную защиту и поддержку.

В настоящее время традиции православной религии сохранялись в России и отразились на всех сферах бытия россиян, включая законодательство, общественные, семейные, бытовые отношения, а также литературу и искусство.

В Москве и других исконно русских городах, среди преимущественно русского населения, и раньше, и в нынешнее время живут и продолжают активно расселяться люди самых разных национальностей и вероисповеданий и не стремятся возвращаться на родину предков. Это значит, что великая русская культура, основанная на православных традициях и морали, привлекает другие народы не только высокими духовно-эстетическими и научными достижениями, но и прекрасными традициями человеческого общежития, миролюбия и братского отношения ко всем людям. Очень важно В современном мире проявлять благородство, гостеприимство, доброту и умение даже повседневные заботы и личные проблемы осмысливать и подчинять высочайшим духовным идеалам.

Без Бога нация — толпа,

Или слепа, или глупа,

Иль, что ещё страшней, — жестока.

И пусть на трон взойдёт любой,

Глаголющий высоким слогом.

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!

. кто не понимает в народе нашем его Православия и окончательных целей его, тот никогда не поймёт и самого народа нашего.

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ

Список использованной литературы

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. М., 1993. Т. 1. С. 61.

Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. М., 1987. Т. 1. С. 315

Бердяев Н.А. История и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 7.

Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. С. 289.

Бердяев Н.А. Новое средневековье. Берлин, 1924. С. 28.

Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993. С. 157.

Милюков П.Н. Очерки… М., 1994. Т.2, ч. 2. С. 467-468.

Очерк развития русской философии. М, 1989. С. 28.

Цит. по: Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Ростов н/Д., 1996. С. 26.

Экономцев И. (игумен Иоанн) Православие. Византия. Россия. М., 1992. С. 28.

Лотман Ю.М. Проблема византийского влияния на русскую культуру в типологическом освещении // Византия и Русь. М., 1989. С. 229, 231.

Литература Древней Руси. С. 190-191.

Степун Ф.А. Мысли о России // Новый мир. 1991. № 6. С. 223.

Основы православной культуры. А. В. Бородина.

Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.

Читайте также: