Поздняя лирика есенина сообщение

Обновлено: 30.04.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

8 занятие Литература 11 класс

Философская лирика Сергея Есенина

- Изучить данную статью

Философские мотивы лирики С. Есенина

Философская лирика Есенина очень сложна и многопланова. На разных этапах своего творчества поэта интересовали разные вопросы и проблемы. Его лирический герой предстает перед нами в образе то забияки и сорванца, то глубоко лиричного поэта.

Особенностью философской лирики поэта является и то, что она запечатлевает духовный путь поэта с ошибками и прозрениями, характерными для человека его поколения. Поэт философски осмысляет путь человека только в незыблемой связи с Родиной, а поэтом называет лишь того, кто имеет чувство Родины.

Начиная с ранних стихов, для поэтического мироощущения Есенина характерен художественный параллелизм, обусловивший своеобразие метафор в его лирике. Для поэта мир одушевлен единым замыслом, и соответствия легко просматриваются между явлениями человеческого и природного, животного и растительного, земного и небесного, живого и неорганического мира, рождая необычные образы:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Основными мотивами и темами лирики поэта являются тема Родины и природы, тема революции, мотив трагического размышления поэта о жизни и некоторые другие.

Отговорила роща золотая.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит коноплянник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком.

Скажите так. что роща золотая

Отговорила милым языком.

размышления героя об ушедшей юности тесно переплетаются с тем, что происходит в природе:

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности весёлой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль…

Лирический герой обращается к своему прошлому и его одолевает грусть по ушедшему времени. Однако герой не испытывает чувства разочарования, в нем нет желания повернуть время вспять, изменить то, что было:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с полупатриархальной колеи на магистрали современной машинной техники, он воспринял это очень болезненно. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне - всё это в представлении Есенина гласило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной, уединенной, с замкнутыми обычаями и интересами Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерным, но при этом Есенину казалось, что исчезла близкая природе и глубоко поэтическая область жизни, а значит, и область чувств. А с ней у поэта связывался недостижимый идеал душевного мира, ясности, чего-то радушного и покойного.

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охвачен,

Я не буду больше молодым.

Оттого особенно глубоким и значимым для характеристики его внутреннего мира предстает вывод стихотворения:

Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Жизнь – обман с чарующей тоскою.

Оттого так и сильна она,

Что своею грубою рукою

Роковые пишет письмена….

Но и все ж, теснимый и гонимый,

Я, смотря с улыбкой на зарю,

На земле, мне близкой и любимой,

Эту жизнь за все благодарю.

Поэт приводит нас к мысли о незащищенности человека от темного как в себе. Его лирический герой все же лишь герой, отражающий мысль поэта, и вряд ли можно ставить знак равенства между ним и автором даже при глубокой исповедальности лирики Есенина.

В горниле сомнений росла философская зрелость Есенина. Преодоление себя, своей души в слове и обретение своего духа через слово есть самое таинственное и могущественное в творчестве С. Есенина:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Таким образом, философская лирика Сергея Есенина тесно связана с существованием человека, со смыслом его жизни. Поэт принимает изменчивость и быстротечность времени и считает такой закон жизни естественным и самым верным.

В последние годы жизни Есенин пребывал в депрессии. Соответственно, что и стихотворения были посвящены в большей степени теме смерти и прочим атрибутам, сопутствующим смерти. Появлялось большее количество поэзии с матом (обыкновенно она не записывалась, а 'проговаривалась' в пьяном угаре) из за чего прочесть, как следствие, не удается. В жизни Есенина последние годы проходили в тоске и грусти, из которой он не мог выйти, что и можно проследить в лирике.

Есенина в конце жизни преследовали недруги, провоцировали его на драки, из-за чего Сергей часто бывал в милиции. От этого ему было печально. К тому же не успешные отношения на "личном фронте".. Всё это страшно давило на поэта, и в конце он решается повеситься (есть вариант убийства). Смерть свою он будто бы предчувствовал.

История успеха

Поэтические сборники

Каждый поэтический сборник Сергея Есенина отличается от предыдущего настроением, мотивами, музами и главными темами, но все они составляют одну концепцию творчества. В центре внимания находится открытая русская душа, претерпевающая изменения в процессе перемены мест и времени. Сначала она – чистая, непорочная, юная и естественная, затем – испорченная городом, хмельная и безудержная, а в финале – разочарованная, загубленная и одинокая.

Художественный мир

Мир Есенина состоит из множества перекликающихся между собой понятий: природы, любви, счастья, боли, дружбы и, конечно, Родины. Для того чтобы понять художественный мир поэта, достаточно обратиться к лирическому наполнению его стихотворений.

Основные темы

Темы лирики Есенина:

Главные мотивы

Основные мотивы лирики Есенина – страсть, саморазрушение, раскаяние и переживания за судьбу отечества. В последних сборниках все чаще возвышенные чувства сменяют пьяный угар, разочарование и точка по несбывшемуся. Автор спивается, бьет жен и теряет их, расстраивается еще больше, и еще глубже погружается во мрак собственной души, где скрыты пороки. Поэтому в его творчестве можно уловить бодлеровкие мотивы: красота гибели и поэзия деградации духовной и физической. Любовь, которая присутствовала практически в каждом произведении, была воплощена в разных значениях — страдания, отчаяния, тоски, влечения и т.д.

Язык и стиль

Образ Есенина в лирике

Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда мать,
Кто людей, как братьев, любит
И готов за них страдать.

Авторские эпитеты, метафоры, сравнения

Слова Есенина – это особенная художественная композиция, где главную роль играет наличие авторских метафор, олицетворений и фразеологизмов, которые придают стихотворениям особенную стилистическую окраску.

Тихо в чаще можжевеля по обрыву,
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.

Особенности поэзии

Особенности Есенина, как поэта, заключаются в тесной связи его поэзии с фольклором и народными традициями. Автор не стеснялся в выражениях, активно использовал элементы разговорной речи, показывая городу экзотику окраин, куда столичные литераторы даже не смотрели. Этим колоритом он покорил придирчивую публику, которая нашла в его творчестве национальную самобытность.

Песни его авторства стали по-настоящему народными, их до сих поют многие известные исполнители, и эти композиции становятся хитами. Секрет их популярности и актуальности в том, что сам поэт являлся обладателем широкой и противоречивой русской души, которую он и воспел в понятном и звонком слове.

8. Это была школа любви к отчему краю, к людям, ко всему живому в мире. Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии.

9. Он пришел в литературу как глубоко лирический поэт, все творчество которого было посвящено одной главной теме – теме Родины.

10. Это слово – Родина - Есенин мог писать с одинаковым правом и с прописной, и со строчной буквы, потому что образ Родины в его стихах принял конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время это было не только село Константиново, - это была вся Русь.

11. Нельзя сказать, что на протяжении всей жизни поэта (а она была очень короткой – 30 лет) образ России был одинаков. Давайте посмотрим, как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики.

По сути, все творчество можно разделить на три периода в жизни Есенина. Озвучьте эти периоды.

I - период - 1914 -1916гг.

Есенин переезжает в Москву, затем в Петербург. Оставленные им родные рязанские просторы снятся по ночам, рождая светлую тоску по тому, что покинуто, но даёт силы жить и творить.

II - период - 1919 – 1921 гг. И вот в стране уже произошла революция. С революционным обновлением поэт мечтает о мужицком рае. Но жизнь разворачивалась все круче и круче: полыхал огонь гражданской войны, терзали страну интервенты, разруха и голод делали свое черное дело. И не было мужицкого рая. Поэт видит, как гибнет то, что ему дорого и близко. Русь уходила в прошлое, и это порождало трагическое мироощущение поэта. В это время поэт встречает гибель Руси как свою собственную.

2. Анализ стихотворения

Хаты – крестьянские дома

Риза - церковное одеяние, красивое, переливающееся золотом.

Околица – изгородь вокруг всего селения или только при выезде из него .

Кроткий Спас – один из трех церковных праздников, в данном случае речь идет о яблочном Спасе

Корогод – хоровод изб.

На приволь зеленых лех - тесьма, лента, борозда; обмежек пашни.

Рать – воинство, войско.

- Стихи Есенина насыщены звуками, цветописью, средствами художественной выразительности: метафорами, эпитетами, олицетворениями. Давайте вспомним, что такое средства художественной выразительности.

- Озвучьте их, пожалуйста.

Примечание. Литературовед К. А. Кедров отмечает основные цвета древнерусской живописи и в поэзии Есенин. «Белый – символ чистоты, голубой и синий – символ устремленности к небу, то есть к чему-то недосягаемому, золото – изначальный свет и красный – цвет любви, горения, страсти.

Эволюция темы Родины в лирике Есенина.

Этапы жизни и творчества

Образ Родины, отношение к ней поэта

Родина – это родной край, родное село. Грусть, тоска по родным местам. К малой родине обращается как к родному человеку. Возникает чувство щемящей грусти.

Родина – необъятная Россия. Непонятны поэту изменения облика России с приходом революции. Его ожидания не оправдались. Преобразуя землю, человек губит ее красоту.

Восприятие Родины не как Советской России, а как Руси. Есенин пытается принять новую Россию, новую деревню, но он кровно привязан к старой Руси.

Прочитайте стих-е "Я последний поэт деревни"

"Я последний поэт деревни. " – это стихотворение-реквием, стихотворение-прощание. Поэт чувствует, что вековая гармония природы, природного космоса и человека уходит. Приближается чуждый древнему "деревянному" миру "железный гость" и, наверное, новые певцы нового времени. Они не будут больше воспевать дощатые мостики, зеленые березки и все то, что дорого сердцу поэта в его родном краю, в храме природы. Именно в этом природном храме, где можно совершать богослужение в любой час, и заказывает панихиду по всему, что ему дорого, лирический герой. Ключевые слова в этом стихотворении – "дощатый мост", "луны часы деревянные". В уходящем мире все было от природы, от древа (а не от железа): весь уклад жизни, вся уходящая крестьянская соприродная культура. Но "скромен в песнях дощатый мост", не по нему пойдут в будущее современные поэту люди. Они, как это ни горько сознавать автору стихотворения, пойдут иной дорогой, иным "мостом".

Поэт знает, что в новом мире ему не жить и не петь. Для него наступает последний час. Да и для "часов" тоже наступают последние сроки, они именно "прохрипят" двенадцатый час, для них это мучительно тяжело.

"Луны часы" здесь также не случайны. Луна появляется ночью. Ночь разделяет день уходящий и день наступающий. И как только истекут отмеренные сроки – наступит тьма для поэта. Ничего светлого, хорошего в его жизни уже не будет.

Поэт стоит за прощальной обедней "кадящих листвой берез". Что случилось с тонкой березкой, некогда заглядевшейся в пруд? То же, что и с человеком. Береза – излюбленный образ народной поэзии и поэзии Есенина. Березы теперь "кадят", то есть разбрасывают свою листву. Это происходит осенью. А осень – это конец года, это символ осиротевшей, умирающей природы.

Второе четверостишие открывается глаголом "догорит": "Догорит золотистым пламенем // Из телесного воска свеча. " "Догорит" находится в начале строки и поэтому звучит особенно весомо, особенно безысходно. Свеча догорит обязательно, а сама она из "телесного воска", то есть из судеб миллионов людей, сломленных, отвергнутых новым миром. Среди этих людей и сам поэт.

В третьем четверостишии говорится о причине гибели древнего ("деревянного") мира – о "железном госте", который выйдет "на тропу голубого поля" России с ее необъятными просторами.

"Железный гость" несет тройной смысл. Это, очевидно, и трактор, комбайн, любая другая техника. Это и противостоящий деревне город, где производится эта техника. Это, конечно, и новый уклад жизни, новый мир, и новый, механический, а не природный, человек. Но, по Есенину, на голубом поле России он не хозяин и не работник, а всего лишь "гость", чуждый природе, рожденный не природным миром. Его не могут поэтому принять как родного.

И, конечно, у этого "железного гостя" "черная горсть", "не живые, чужие ладони". При нем природа осиротеет. И только будет разгуливать буйный разбойник, бродяга-ветер, "панихидный справляя пляс". Это кощунственная пляска на дорогих автору могилах.

Не только поэт скорбит о прошлом. Природа тоже находится в таком же смятении, ощущая одиночество, отчаяние. Выражение чувств человека через природу – одна из самых характерных особенностей поэзии Есенина.

И как приговор звучат последние строки стихотворения: "Скоро, скоро часы деревянные // Прохрипят мой двенадцатый час!"

- Что остаётся и что изменяется в образе Родины этого периода творчества Есенина?

- Остаётся деревенская Россия, образы родной природы.

- Меняется настроение, тональность, цвета, звуки, исчезает идиллия.

Лирический герой поэзии С.А.Есенина проходит путь трудной духовной эволюции . Вопросы, которые решает в своем творчестве поэт, разнообразны:

-роль поэта и назначение искусства,

-любовь и дружба,

-проблема духовного выбора,

- но главной для него все же остается

-задача отношений человека и Бога, то есть вопрос веры.

Земля моя златая // осенний светлый ХРАМ…

Тихой и светлой радостью проникнуты ранние стихи, кротость и смирение лирического героя перед красотой Божьего мира пронизывает его мироощущение.

Храня завет родных поверий –

Питать к греху стыдливый страх,

Бродил я в каменной пещере,

Как искушаемый монах.

…Как об ножи стальной дорогой

Рвались на камнях сапоги,

И я услышал зык от Бога:

Чую радуницу Божью –

Не напрасно я живу,

Припадаю на траву.

Между сосен. Между елок,

Меж берез кудрявых бус,

Под венком в кольце иголок

Мне мерещится Исус.

В преддверии революции мироощущение поэта связано с православием.
Следующий этап в лирике Есенина наглядно демонстрирует нам духовный раскол и пути его преодоления поэтом и его лирическим героем.

2. Послеоктябрьская лирика.

Законы духовной жизни, направляющие судьбу каждого человека, создают решение многих философских проблем и определяют основные мотивы его творчества. В 1917 году происходит духовный переворот в сознании поэта, который

Жизнь – обман с чарующей тоскою.

Оттого так и сильна она,

Что своею грубою рукою

Роковые пишет письмена….

Но и все ж, теснимый и гонимый,

Я, смотря с улыбкой на зарю,

На земле, мне близкой и любимой,

Эту жизнь за все благодарю.

Немаловажным будет напомнить, что первый вариант поэмы Есенин читал свои друзьям уже в 1923 году по возвращении из-за границы, где его поразил цинизм и духовная опустошенность людей. Поэт приодит нас к мысли о незащищенности человека от темного как в себе, так и вовне при его богооставленности. Его лирический герой все же лишь герой, отражающий мысль поэта, и вряд ли можно ставить знак равенства между ним и автором даже при глубокой исповедальности лирики Есенина.

Мы проследили эволюцию лирического героя поэзии Есенина в решении сложных философских вопросов. Нет необходимости говорить о жизни поэта со страстями, ошибками, грехами, падениями, заблуждениями. В горниле сомнений росла философская зрелость Есенина. Но можно сделать главный вывод о поэте. Преодоление себя, своей души в слове и обретение своего духа через слово есть самое таинственное и могущественное в его творчестве.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Анализ стих-я "Не жалею, не зову. "

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализируемом стихотворении раскрыл тему быстротечности человеческой жизни, с которой тесно связан мотив воспоминаний о молодых годах. В центре произведения лирический герой. Строки написаны от первого лица единственного числа.

Лирический герой замечает и то, что у него меньше желаний. В какой-то момент он начинает сомневаться, не приснилось ли ему то, что он называет молодостью. Во время этих раздумий рождается оригинальный метафорический образ юности. С. Есенин называет её розовым конём. Розовый цвет символизирует беззаботность, а конь – быстрый бег молодых лет.

Композиция

Стихотворение делится на две смысловые части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально оно состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. Последнее четверостишие – вывод, который позволяет автору сделать философскую составляющую более выразительной.
Стихотворный размер – пятистопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Анализ сти-я "Отговорила роща золотая"

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализируемом стихотворении переплетает их с пейзажными мотивами. Таким образом, в нём развивается сразу несколько тем: красота осенней природы, быстротечность и сущность человеческой жизни.

Во второй строфе автор плавно переходит к анализу человеческой жизни. Он считает, что все люди – странники, поэтому жалеть об их уходе не нужно. Только природа хранит в себе память об ушедших.

Композиция

Пейзажные и философские мотивы тесно переплетаются в строфах стихотворения. Формальная организация его несложная: шесть катренов с относительно завершенным смыслом.
Стихотворный размер – пятистопный ямб. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Жанр произведения – элегия, в стихотворении автор размышляет над вечными философскими проблемами. Его мысли с ноткой грусти.

Средства выразительности

Читайте также: