Портреты пушкина сообщение рассуждение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Отделение: языкознание и литературоведение

Секция: русская литература

Пушкин в портретах

г. Красноперекопск – 2016

Работу выполнил: Корнилаева Ксения, обучающаяся 6-а класса

Научный руководитель: Масюткина Марина Геннадиевна, учитель русского

Никто из нас, ныне живущих, не знает, как выглядел поэт. Большой ценностью обладают дневниковые заметки современников А.С.Пушкина, неважно кого – друзей или недругов, а также собственные высказывания поэта о своей внешности .

Актуальность: Пушкин — спутник многих поколений вот уже больше двух столетий.

Цель работы: рассмотреть иконографию А. С. Пушкина в графике и живописи от первого детского портрета начала 19 века до изображений 1945-х годов.

Предмет и методы исследования: рисунки, миниатюры, гравюры и картины с изображением поэта. Сбор и обработка информации, анализ и сравнение работ художников разных поколений.

Результаты исследования: как бы ни рисовали Пушкина художники, как бы о себе ни говорил сам поэт, в сознании у каждого из нас свой Пушкин.

6 июня 1799 года — в Москве родился Александр Пушкин. Никто из нас, ныне живущих, не знает, как выглядел поэт - как известно, фотография была изобретена уже после гибели поэта. Следовательно, фотопортреты его отсутствуют, но существуют словесные и живописные.

Быть может (лестная надежда)

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет,

И молвит: то-то был Поэт!

Никто из нас, ныне живущих, не знает, как выглядел поэт. В этом смысле большой ценностью обладают дневниковые заметки его современников, неважно кого – друзей или недругов, а также собственные высказывания поэта о своей внешности.

Мною была проведена работа по обработке многочисленных литературных источников и воспоминаний современников поэта для реализации цели: рассмотреть иконографию А. С. Пушкина в графике и живописи от первого детского портрета начала 19 века до изображений 1980-х годов.

Трудно назвать имя большого русского художника, который в своем творчестве не обращался бы к образу А. С. Пушкина: Кипренский, Тропинин, Айвазовский и Ге , Репин и Серов, Антокольский и Трубецкой, Ульянов и Кончаловский, Фаворский и Кравченко, Шадр и Коненков, Петров-Водкин и Пластов, Лебедева и Матвеев, Аникушин и Белашова, Моисеенко и многие другие. Это свидетельствует о том, что каждая эпоха находит в неисчерпаемом гении Пушкина то новое и животрепещущее, что ей созвучно.

В своей работе я пользовалась материалами Московского и Ленинградского пушкинских музеев. Также проследила творческий путь некоторых художников и выявила, в какие годы создатели работали над портретами поэта и каким они его видели.

В начале 19 века бытовали миниатюры, писавшиеся гуашью по тонкой пластинке слоновой кости мелкими точечными мазочками. Детей, как правило, старались изображать похожими на взрослых, искусственно придавая им значительность. Детский портрет Пушкина, рисованный широкой кистью масляными красками, выгодно отличается от других. Мы видим живого ребенка, а не куклу. Жизненности впечатления способствует намеренный прием ассиметрии - рубашечка сползла с одного плеча мальчика. Каким мы видим Пушкина на его первом портрете? Это мальчик двух-трех лет, по- детски пухленький, с большой головой, привлекающий внимание очень живым и серьезным взглядом больших темных глаз. Волосы густые, жесткие, непокорные- светлорусые с рыжеватым оттенком.

Детский портрет поэта более полутора столетий оставался никому не известным. Его подарил московскому музею А.С.Пушкина ко дню открытия 6 июня 1961 года народный артист СССР В.С.Якут.

Вторым по времени создания портретом Пушкина является рисунок мягким итальянским карандашом и пастелью, подкрашенный прозрачной акварелью. Он исполнен, по всей вероятности, лицейским преподавателем рисования С.Г.Чириковым. Нежные тона, мечтательная поза, задумчивое выражение лица юноши- весь облик проникнут каким-то особым благородством, чистотой и ясностью помыслов. По чувству благоговейного уважения к своей модели, вложенному художником в работу, можно предположить, что она была сделана вскоре после общественного признания Пушкина поэтом на публичном экзамене в Лицее 8 января 1815 года.

Два первых портрета Пушкина –ребенком и юношей- преследовали в первую очередь мемориальную цель и были далеки от большого искусства. Однако оба художника подметили в своей модели склонность к размышлениям и мечтательности. Все же последующие изображения Пушкина в большей или меньшей степени проецировались на творческий характер личности поэта. Так именно желание представить читателю нового поэта было причиной появления в 1822 году первого гравированного портрета Пушкина работы Е.И. Гейтмана.

Гравюра была выполнена на меди художником Е.Гейтманом для первого издании "Кавказского пленника" (1822 года) с лицейского рисунка. Почему-то Пушкин выбрал для иллюстрации романтической поэмы образ себя шестнадцатилетнего .

Действительно, нелепость изображения была очевидна: двадцатитрехлетний поэт, имя которого уже окружено ореолом славы даже в глухой провинции, впервые представлялся публике в виде отрока с экзотической наружностью арапчонка, в детской рубашке, опирающимся на пухлый кулачок. Это изображение, оригиналом для которого послужил , по-видимому, известный рисунок С.Г.Чирикова 1815 года, совершенно не соответствовало ни внешности Пушкина того времени , ни его идеалу личности романтического поэта.

К образу А.С. Пушкина в своем творчестве обращались художники Константин Сомов и Петр Соколов. Портреты были написаны на основе воспоминаний лицеистов.

3. «Кутила. вспыльчивый до бешенства. вечно рассеянный. избалованный с детства похвалой и льстецами. ничего любезного. ни привлекательного в своем обращении… (Из воспоминаний лицеиста барона М.А. Корфа.)

В 1826 году - уже по возвращению из ссылки - Пушкин заказал два своих портрета Иосифу-Евстафию Вивьену, преподававшему рисование в Московском Дворцовом архитектурном училище. Техника - итальянский карандаш.

Романтический образ поэта принадлежит кисти Ореста Кипренского. 1827 год. Заказчиком портрета был Дельвиг. Сам Пушкин комментировал в ситах этот портрет так: "Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, - И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит: Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид."

Известна картина Ивана Айвазовского и Ильи Репина. "Пушкин у моря (Прощание Пушкина с Черным морем). 1887. Холст, масло. Находится в Центральном Пушкинском Музее.

Первый портрет, заказанный в 1827 году уже классику русской портретной живописи - Василию Тропинину.

Считается что последний прижизненный портрет Пушкина- самый загадочный портрет, потому что на нем печать исхода судьбы поэта. Рисовал явно не профессионал, а любитель и видимо из близкого окружения Пушкина.

Пушкин для нас, в отличие от Пушкина для его современников, имеет свой внешний облик – сформировавшийся за 150 лет социальный стереотип.

Мы узнаем его по удлиненным глазам, кудрям и бакенбардам, по прямому носу, выдающемуся вперед подбородку, пухлым губам и срезанному назад лбу. Таким он знаком нам с детства по хрестоматийным парадным портретам, по карандашным наброскам или по схематичным автопортретам на полях его рукописей.

Но как бы ни рисовали Пушкина художники, как бы о себе ни говорил сам поэт, в сознании у каждого из нас свой Пушкин.

Каким я представляю себе Пушкина?
Это не очень высокий человек, но с яркой и выразительной наружностью. У него кудрявые темные волосы, большие глаза, чаще всего серьезное, задумчивое лицо.
Безусловно, это знающий себе цену человек, у него гордая осанка, голову он держит всегда прямо. Обидеть себя он не даст.
В его доме есть место, где Пушкин может быть наедине с собой, — это его кабинет. Там много книг, ясно, что Пушкин — человек образованный, разносторонне развитый. На рабочем столе — порядок, вероятно Пушкин — организованный человек. Поэта волновали многие серьезные проблемы, чаще всего он находится в состоянии задумчивости, характерной для творческой личности.
Это гениальный человек, его облик запечатлен на многочисленных портретах, изображен в виде памятников.

"Портрет Пушкина", Томас Райт, 1837. Один из последних прижизненных портретов Пушкина написал английский художник Томас Райт, подолгу живший в России. К сожалению, сегодня нам известна лишь его литографическая копия. Этот портрет Пушкина пользовался огромной популярностью. Оттиски, сделанные в 1837 г., вскоре стали чрезвычайно редки.

"Портрет Пушкина", Томас Райт, 1837. Один из последних прижизненных портретов Пушкина написал английский художник Томас Райт, подолгу живший в России. К сожалению, сегодня нам известна лишь его литографическая копия. Этот портрет Пушкина пользовался огромной популярностью. Оттиски, сделанные в 1837 г., вскоре стали чрезвычайно редки.

- так шутливо отозвался поэт на работу английского живописца Дж. Доу, к сожалению, пушкинский портрет, нарисованный Доу, не сохранился. Пушкин с юности осознавал необычность своей внешности и трудности характера.

Автопортрет в круге на заштрихованном фоне; погрудный. Предполагаемые датировки: 1817—1818 гг. или 1820 г., или 1823 г.

Автопортрет в круге на заштрихованном фоне; погрудный. Предполагаемые датировки: 1817—1818 гг. или 1820 г., или 1823 г.

Но как быть нам? Есть графические и живописные портреты портреты, скульптура. Доля субъективности в них найдется обязательно: где больше, где меньше, но есть. Образ, художник изображает образ. Хорошо, если он создается с "натуры", при жизни, а если уже много лет спустя, после смерти?

Попытки восстановить внешность Пушкина при помощи посмертной маски и портретов продолжаются по сей день и в научных кругах, и в творческих. Мы смотрим на картины и привыкаем к мысли, что именно так и выглядел поэт. И множатся заблуждения. А может и не страшно? Давайте разбираться!

Самой ценной частью иконографического наследия являются прижизненные изображения поэта. Именно они дают нам сегодня возможность увидеть, как выглядел поэт в разные периоды своей жизни, каким он хотел казаться и каким его запечатлели художники - профессионалы и дилетанты, русские и иностранцы.

1. " Пушкин-ребёнок"

Интересно, что об этом портрете Пушкина-ребенка более чем 150 лет никто не знал. Его передал в Государственный музей А.С. Пушкина в Москве актер Всеволод Семенович Якут, прославившийся исполнением роли Пушкина в одноименном спектакле. Надежда Осиповна, мама поэта подарила миниатюру своей доброй знакомой, дочери известного врача Матвея Яковлевича Мудрова. Долгое время он хранился в семье наследников врача, пользовавшего семью Пушкина. Последняя наследница династии врачей Мудровых и передала актеру миниатюру.

2. "Пушкин - подросток"

В 1928 г. в Москве на толкучем рынке поэтом, переводчиком, пушкинистом Владимиром Владимировичем Русловым был приобретен у неизвестной старухи акварельный портрет мальчика Пушкина. Он был в очень плохом состоянии, и владелица ничего не могла сказать о его происхождении.

3. "Вершина славы"

4. "Классика жанра" - Тропинин

А.П. Елагина в 1827-м году написала копию картины на ткани, наклеенной на картон, чтобы её собственник Соболевский смог взять портрет с собой заграницу.

С 1889 по 1937 год истинный портрет работы Тропинина экспонировался в Третьяковской галерее, а затем и по сей день - в Царскосельском пушкинском музее. Он стал широко известен с 1860 года, когда с него были сделаны фоторепродукции, распространившиеся по всей России.

5. "Классика жанра" - Кипренский

"Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей: К чему бесплодно спорить с веком? Обычай деспот меж людей." - так описывал своего Онегина Пушкин. Так можно описать и самого поэта. "Парадный" портрет Пушкина отличают длинные, холеные ногти поэта. Особенное очарование и привлекательность этого портрета ему придает тот факт, что художник всегда писал свои картины только с натуры, поэтому точности изображения можно полностью доверять.

6. "Суровый" Пушкин - взгляд иностранца.

Взгляд на Пушкина стороннего человека, не испытывающего священного трепета перед русским национальным гением дал нам этот портрет. Мне кажется, что это не Пушкин. Может наши глаза "забиты" стереотипами? Возможно, что в портретах Вивьена и Гиппиуса изображение поэта ближе к реальному его облику, чем в тропинино-кипренской серии.

Художник Густав Адольф Гиппиус (1792-1856) превосходно владел техникой литографии и выполнил серию портретов знаменитых современников, среди которых был и портрет Пушкина. Рисовал сразу на камне с натуры. Пушкин на литографии Гиппиуса лишен романтического налета и лоска. Суровый человек всматривается в даль,черты лица скульптурно четки, сухи. Взгляд пристален и тревожен.

7. "Во цвете лет. "

8. "Странный" портрет

Рисунок художника, скрывающегося за инициалами "И.Л." (предположительно Ивана Линева), считается последним прижизненным изображением поэта, однако высказывалась и версия, что портрет был нарисован уже после гибели Александра Сергеевича по литографическому изображению. Указывают на то, что голубоглазый Пушкин предстает на нем кареглазым, а его сюртук застегнут с левой стороны, что может свидетельствовать о характерной для литографированных оттисков зеркальной путанице.

Есть предположение, что организовал написание этого портрета В. А. Жуковский (приблизительно в январе - марте 1836 года), пригласивший к себе на обед Пушкина и Линева. Следует подчеркнуть, что Иван Логинович Линев не был художником-профессионалом. Странный портрет. Похож - не похож? На голове залысины - поговаривают. что Пушкин потерял былое богатство своей шевелюры к 35 годам. Есть версия, что Линев рисовал картину с поэта лежащего на смертном одре: приплюснутого, с впалым подбородком, узкими и не рельефными губами. Однако это только версия.

Пушкин неплохо рисовал, он оставил множество зарисовок на полях рукописей, в текстах. Встречается множество автопортретов. Но. Это уже другая история.

Это все, что касается прижизненных портретов Пушкина. Кроме того, известны пять зарисовок лица умершего Пушкина.

Сегодня день рождения Пушкина. Сегодня я хочу просто ознакомить вас всех с его портретами в живописи.

Никто из нас, ныне живущих, не знает, как выглядел поэт. В этом смысле большой ценностью обладают дневниковые заметки его современников, неважно кого – друзей или недругов, а также собственные высказывания поэта о своей внешности. Мы по многочисленным литературным источникам собрали такой архив:

clip_image002[4]

Миниатюра написана с Пушкина еще ребенком. Наиболее вероятный автор - генерал Ксавье де Местр, добрый знакомый родителей будущего поэта.

Гейтманом для первого издании "Кавказского пленника" (1822 года) с лицейского рисунка. Почему-то Пушкин выбрал для иллюстрации романтической поэмы образ себя шестнадцатилетнего.

Пушкин в портретах

Предполагаемый автор этого акварельного портрета, выполненного около 1815 года - лицейский учитель рисования Сергей Гаврилович Чириков.

«Кутила. вспыльчивый до бешенства. вечно рассеянный. избалованный с детства похвалой и льстецами. ничего любезного. ни привлекательного в своем обращении, в Лицее предавался распутству всех родов. непрерывная цепь вакханалий и оргий.

Пушкин в портретах

Константин Сомов "Портрет А.С.Пушкина". 1899

Князь П.А.Вяземский на записках М.А.Корфа сделал примечание: «Был он вспыльчив, легко раздражен, это правда, но когда самолюбие его не было задето, был особенно любезен и привлекателен, что доказывается многочисленными приятелями.

Пушкин в портретах

Петр Соколов. Портрет А. С. Пушкина 1836, акварель

Пушкин в портретах

И.И.Пущин – друг поэта: «. В нем была смесь излишней смелости и застенчивости, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило. Портрет Пушкин в селе Михайловском, худ. Н.Н. Ге. 1875г. Пущин у Пушкина.

Пушкин в портретах

«Робость видна была во всех его движениях. он был очень неровен в обращении, то шумно весел, то грустен, то робок, дерзок, нескончаемо любезен, то томительно скучен, и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту. Автопортрет (в круге). 1817-1818 гг. Самый ранний из дошедших до нас автопортретов Пушкина. Предназначался для первой книги стихов поэта "Стихотворения Александра Пушкина" (не издана).

Пушкин в портретах

Кузьма Петров-Водкин "Пушкин в Петербурге"

«Наконец, надо себе представить и самую фигуру Пушкина. Ожидаемый нами величавый жрец высокого искусства был среднего роста, почти низенький человек, вертлявый, с длинными, несколько курчавыми по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми быстрыми глазами, с тихим приятным голосом, в черном сюртуке и черном жилете, застегнутом наглухо, в небрежно повязанном галстуке.

Пушкин в портретах

Константин Юон "Портрет А.С.Пушкина". 1945.

Пушкин в портретах

В 1826 году - уже по возвращению из ссылки - Пушкин заказал два своих портрета Иосифу-Евстафию Вивьену, преподававшему рисование в Московском Дворцовом архитектурном училище. . Техника - итальянский карандаш.

Пушкин в портретах

«Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, конечно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который был в голубых, или лучше сказать в стеклянных глазах его. Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал его лица. Портрет Пушкина, Тригорское (около Михайловского). Скамья Онегина.

Пушкин в портретах

«Как теперь вижу его живого, простого в обхождении, хохочущего, очень подвижного, даже вертлявого, с великолепными большими, чистыми, ясными глазами, в которых, казалось, отражалось все прекрасное в природе, с белыми блестящими зубами, о которых он заботился, как Байрон. (Юзефович)

Пушкин и граф Д.И. Хвостов, худ. П.И. Челищев, начало 1830г. Бумага, итальянский карандаш. Челищев обладал талантом карикатуриста. Он изобразил Пушкина крупным планом, во весь рост, широко шагающим. На заднем плане миниатюрная фигурка Хвостова, сгорбленная, на полусогнутых тонких ножках. Возникает образ гиганта Пушкина, идущего семимильными шагами, и малютки Хвостова, путающегося у него под ногами.

Пушкин в портретах

Он совсем не был смугл, ни черноволос, как уверяют некоторые, а вполне был белокож, с вьющимися волосами каштанового цвета. В облике его было что-то родное африканскому типу, но не было того, что оправдывало бы его стих – потомок негров безобразный. Кончаловский П. П. Пушкин в Михайловском (1932)

clip_image018[4]

Неизвестный художник. "Портрет Пушкина"

Пушкин в портретах

«С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь. (И.А.Гончаров) Гоголь и Жуковский у Пушкина в Царском Селе. Художник П. Геллер. 1910

Юношеские фривольные шутки Пушкина, его общение с повесами гусарами навсегда отвратили молодого М.А.Корфа от поэта и его окружения.

Пушкин в портретах

В основе негативного описания облика поэта, данного А.А.Олениной, лежат женская гордость и каприз. В очаровательную Анет – дочь президента Академии художеств А.Н.Оленина – Пушкин был влюблен и посвятил ей изумительные строчки в письме к П.А.Вяземскому:

Она мила – скажу меж нами –
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.
Она владеет ими смело,
Они горят огня живей;
Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты.
Потупит их с улыбкой Леля –
В них скромных граций торжество;
Поднимет – ангел Рафаэля
Так созерцает божество.

Пушкин в портретах

А.С.Пушкин "Ее глаза".1828 Анна Алексеевна Оленина, потрет работы Кипренского

Пушкин в портретах

Пушкин для нас, в отличие от Пушкина для его современников, имеет свой внешний облик – сформировавшийся за 150 лет социальный стереотип. Портрет Пушкина, худ. Б.В. Щербаков. "Пушкин в Петербурге", 1949 г. Холст, масло. Этот парадный портрет явно не удался, Пушкин в жизни выглядел по-другому. Здесь он приукрашен.

Мы узнаем его по удлиненным глазам, кудрям и бакенбардам, по прямому носу, выдающемуся вперед подбородку, пухлым губам и срезанному назад лбу. Таким он знаком нам с детства по хрестоматийным парадным портретам, по карандашным наброскам или по схематичным автопортретам на полях его рукописей.

Но как бы ни рисовали Пушкина художники, в сознании у каждого из нас свой Пушкин.Единственный прижизненный фотопортрет Пушкина, сделанный самим Луи Дагером. Однако это фейк, я поставлю об этом отдельную тему! Посмертная маска Александра Сергеевича Пушкина из Государственного исторического музея до реставрации, после реставрации загрязнения удалены.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Будучи гением своего дела, великий поэт был довольно противоречивой личностью, судя по воспоминаниям его современников. Каждый, знакомый с Пушкиным, видел его совершенно по-своему. Поэтому портретов его не так много, как можно было предположить, судя по тому, что живопись в те времена ценилась и развивалась.

Чуть более поздний акварельный портрет Саши Пушкина, написанный его гувернером Сергеем Чириковым, обучавшим, также будущего поэта рисованию. Эта работа датирована 1810 годом.

К слову о неоднозначности личности поэта. Для честного анализа, стоит сказать, что Чириков характеризовал подростка-Пушкина, как человека неаккуратного, ветреного, немного безответственного, но очень доброго и галантного с женским полом.

Самый известный портрет Александра Сергеевича, написанный в 1827 году художником Василием Тропининым. Написанный в духе модного тогда среди молодежи романтизма, портрет специально был заказан поэтом в качестве подарка для своих друзей. Именно этот портрет присутствует в большинстве библиотек и иллюстраций в современных книгах.

Помимо портретов, написанных профессионалами, портреты Пушкина исполнялись, как наброски его современниками. Такими как Николай Васильевич Гоголь – 1837 год. Правда, эти работы напоминали, скорее самого писателя, нежели Пушкина. Свидетельством того являются в наброске Гоголя усы у Александра Сергеевича и большой с горбинкой нос. Эти черты присущи были больше самому Николаю Гоголю, чем изображаемому поэту.

Являясь гениальной личностью, знаменитый писатель был достаточно сложной фигурой, исходя из высказываний тех, с кем он был знаком. Потому что, любой, кто был знаком с Пушкиным, описывал его по-своему, поэтому картин его немного.

Немного более позднее акварельное изображение Саши Пушкина, создано его воспитателем Сергеем Чириковым, учившим, вдобавок юного писателя изобразительному искусству. Данный труд имеет дату 1810 года.

Кстати о неоднозначности писателя. Для справедливого разбора, необходимо обратить внимание, как Чириков высказывался о тинейджере-Пушкине, как о личности небрежной, беззаботной, слегка несерьезной, но достаточно добродушной и вежливой с женщинами.

Наиболее знаменитое изображение Александра Сергеевича, создано в 1827 году мастером кисти Василием Тропининым. Создано в манере популярного тогда среди молодого поколения романтизма, изображение нарочно было заказано писателем в виде презента для своих приятелей. Как раз это изображение находится во многих библиотеках и иллюстрациях в сегодняшних журналах и книгах.

Кроме картин, изображенных знатоками своего дела, образы Пушкина были исполнены, как очерки его современниками. Вот к примеру Николай Васильевич Гоголь в 1837 году. Хотя, данные труды заставляли вспомнить, скорее именно Гоголя, чем Пушкина. Подтверждением этого оказываются в очерке Гоголя усы у Александра Сергеевича и немаленький с выпуклостью нос. Данные особенности характерны больше самому Николаю Гоголю, нежели показываемому поэту.

Образ Пушкина в изобразительном искусстве

Популярные сегодня темы

Как известно, практически вся человеческая история является историей войн. Поэтому не удивительно узнавать о таких феноменах как столетняя война (название немного условное, но эта война дейст

Фигурное катание – это, возможно, самый захватывающий и популярный вид спорта в зимний период. Когда на лед выходит спортсмен, то создается впечатление того, что начинается настоящий спектакл

Со времен античности до настоящего времени в разных сферах жизнедеятельности человека существует огромное количество бесценных открытий.

Китай – одна из необычнейших, удивительных и самобытных стран мира. И достопримечательности здесь соответствующие, загадочные и поражающие воображение.

Военно-промышленный комплекс – это взаимосвязанная совокупность различных государственных и негосударственных организаций и предприятий, которые занимаются разработкой

В православной вере существует множество святых, чьи ряды до сих пор пополняются. Святые православной церкви – это люди, которые во время своей жизни вели себя праведно, верили в Христа и пос

Читайте также: