Портрет девочки из семейства редетти сообщение

Обновлено: 15.05.2024

Эпоху Возрождения часто сравнивают с мрачным тысячелетием Средневековья (от падения Западной Римской империи во второй половине V века, до итальянского Ренессанса). Тысячу лет человечество якобы не могло преодолеть застой и регресс, а после Возрождения начался расцвет культуры. следуя этой логике, во времена Средневековья наблюдался сплошной застой и даже регресс, а вот в эпоху Ренессанса начался несомненный прогресс, обращение к человеку…

Впрочем, эпоха Возрождения подарила миру образцы высокого искусства Убедиться в этом можно на выставке, которая проходит в ГМИИ им. А.С. Пушкина из собрания Академии Каррара, одного из известных музеев Италии, который находится в городе Бергамо.

На выставке представлено 58 произведений живописи художников эпохи Возрождения, среди которых работы Пизанелло, Якопо и Джованни Беллини, Боттичелли, Перуджино, Бартоломео Виварини, Карпаччо, Винченцо Фоппы, Лоренцо Лотто, Джованни Морони и многих других. Эти произведения позволят зрителю проследить развитие искусства Италии в XV - XVI веках.

В отличие от средневекового искусства, для эпохи Возрождения характерен антропоцентризм, когда центром мироздания считается человек, его тело, чувства и разум. Но художники того времени были далеки от неверия в Бога и обращались в своих работах к религиозным сюжетам.

Посетители выставки смогут увидеть, как события Священной истории осмыслялись живописцами эпохи Возрождения.

Кстати, на некоторых из итальянских мастеров повлияла византийская традиция: после падения Византии в 1453 году многие художники переехали в Италию.

Работа из цикла, написанного для Скуолы дельи Альбанези в Венеции - религиозно-благотворительного братства, объединявшего беженцев из Даллации, которые спасались от турок. События картины развиваются в венецианском палаццо. Тщательно выписанные детали интерьера, спокойные жесты многочисленных персонажей: перед зрителем – целая Вселенная, не ограничивающаяся домом, ведь анфилада комнат уводит взгляд и дальше – во двор.

Работа практически не известного в России автора Джованни Бонконсильо (Марескалько). (Между 1525-1530 годом). В руке Христа, возвышающегося на фоне закатного неба, флаг, который говорит о Его победе над смертью, о Его триумфе. Триумфе, который не видят уснувшие в нелепых позах странники. Наверное, поэтому, следы страданий и истязаний практически не заметны, даются лишь намеком.

Совсем иначе выглядит Христос в работе Сандро Боттичелли (1495-1500) В сознании многих людей Боттичелли - создатель изящных, полных гармонии женских образов. В этой работе речи о гармонии быть не может. Ведь перед зрителем – благословение страдающего Христа.

Картина написана уже после того, как Боттичелли услышал проповеди Савонаролы. Пламенный проповедник изменил взгляды художника. Боттичелли постепенно осознал трагичность мира.

Ужас смерти можно увидеть в работе Лоренцо Лотто (1513 – 1517). Богоматерь с постаревшим, искаженным от внутренней боли лицом. Мужчины - участники погребального трагического действа - заняты, кто поправляет плащаницу, кто пытается положить тело Учителя в место Его последнего упокоения. Один из героев даже поставил ногу на гроб, чтобы было удобнее. Художник внимателен к деталям: на переднем плане – гвозди, терновый венец, чуть дальше от них – молоток, свернутая веревка, инструмент для вытаскивания гвоздей. Произведение очень эмоционально, кажется, что можно услышать звуки того горя, которое испытывают герои.

Работа Пьетро Перуджино (около 1504 года) наполнена спокойствием, ясностью и чистотой. Зрители словно включаются в молитвенное благоговейное предстояние перед Младенцем, вместе с Девой Марией, святым Иосифом, пастухами…

Не очень знаком широкому кругу российских зрителей один из крупнейших портретистов XVI века Джованни Баттиста Морони. На выставке в пушкинском не отпускает от себя маленькая работа (около 1570) – проникновенный трогательный детский портрет.

Работа, которую начал Антонелла да Мессина, а потом в 1480 году закончил Якопо ди Антонелло Младенец сидит на подушке и держит в руках две вишни.

Дева Мария словно пытается защитить, удержать Младенца, понимая, что сделать этого невозможно. Особую сдержанную трагичность подчеркивает и синиее одеяние Девы Марии, и темный фон.

В работе Беллини под таким же названием, написанной в 1485 – 1487 году, трагизм смягчен, но взгляд Девы Мари остается грустным. В целом здесь больше гармонии, спокойствия.

Выставка в Пушкинском музее продлится до конца июля.

В городе Бергамо на севере Италии находится музей, широко известный под названием Академия Каррара. Он обладает богатейшей коллекцией живописи. В его экспозиции представлены шедевры Якопо Беллини и его сына Джованни Беллини, Антонио Пизанелло, Перуджино, Боттичелли, Тициана, Рафаэля, Лоренцо Лотто, Джованни Батисто Морони и многих других великих мастеров.

Музей в Бергамо

Большая часть экспонатов была завещана или подарена музею частными коллекционерами. Основатель Академии Джакомо Каррара оставил музею выдающиеся произведения живописи и внушительное собрание рисунка и гравюры. Интересно, что Джованни Морелли, подаривший музею большую коллекцию, находил достойные внимания произведения там, где никто не ожидал. Он нередко приобретал ценнейшие работы тосканских мастеров XV столетия или фламандских художников XVII века в таких местах, как римский ломбард.

Андреа Превитали. Мадонна с Младенцем, Святыми Павлом, Агнесой и донаторами Паоло и Аньезе Кассотти. (Мадонна Кассотти). 1523

Андреа Превитали. Мадонна с Младенцем, Святыми Павлом, Агнесой и донаторами Паоло и Аньезе Кассотти. (Мадонна Кассотти). 1523

Пьетро Перуджино и мастерская. Рождество Христово. 1504

Пьетро Перуджино и мастерская. Рождество Христово. 1504

Пизанелло. Портрет герцога Лионелло Д

Пизанелло. Портрет герцога Лионелло Д’Эсте. 1444

Джованни дАлеманья. Муничество Святой Аполлонии (вырывание зубов). Около 1440-1445

Джованни дАлеманья. Муничество Святой Аполлонии (вырывание зубов). Около 1440-1445

XV век – это искусство в основном на религиозные темы. Две картины Джованни Д’Алеманья, посвященные Святой Аполонии, сцены ее мученичества. Картины написаны на деревянной основе темперой. Мы видим необыкновенно тонкую живопись, богатство деталей, часто сказочных, говорящих о понимании красоты. Художник пощадил нас и не показал ужасных подробностей.

Джованни дАлеманья. Муничество Святой Аполлонии (ослепление). Около 1440-1445

Джованни дАлеманья. Муничество Святой Аполлонии (ослепление). Около 1440-1445

Две небольшие картины оказались в Академии Каррара сравнительно недавно: они не входили в коллекции, составившие более трех четвертей нынешнего собрания, — коллекцию Джакомо Каррары, переданную Академии в 1796 году, а также коллекции Орсетти, Локиса и Морелли, поступившие в XIX веке.

Пезеллино. Гуальтьери и граждане Салуццо. Около 1445-1450

Пезеллино. Гуальтьери и граждане Салуццо. Около 1445-1450

Франческо ди Стефано, прозванный Пезелино, создал в середине XV столетия несколько картин, посвященных Гуальтьери и Гризельде. Видимо, эти композиции были созданы для кассоне, свадебных сундуков, в которых закладывались одежды невесты, а на стенках сундуков писались картины.

Пезеллино. Гуальтьери и граждане Салуццо. Около 1445-1450

Пезеллино. Гуальтьери и граждане Салуццо. Около 1445-1450

Якопо Беллини. Мадонна с младенцем. Около 1440

Якопо Беллини. Мадонна с младенцем. Около 1440

Беноццо Гоццоли. Мадонна Смирение. Около 1449-1450

Беноццо Гоццоли. Мадонна Смирение. Около 1449-1450

Винченцо Фоппа. Три креста. Около 1450г.

Винченцо Фоппа. Три креста. Около 1450г.

Джованни Беллини. Мадонна с Младенцем. Около 1476

Джованни Беллини. Мадонна с Младенцем. Около 1476

Джованни Беллини. Мадонна с Младенцем. Около 1488 года

Боттичелли. Портрет Джулиано де Медичи. 1480

Боттичелли. Портрет Джулиано де Медичи. 1480

Боттичелли в Бергамо

Боттичелли. История Виргинии. Около 1500

Боттичелли. История Виргинии. Около 1500

Боттичелли. Благословляющий Спаситель. Около 1500

Боттичелли. Благословляющий Спаситель. Около 1500

Франческо ди Симоне да Сантакроче. Благовещение. 1504

Франческо ди Симоне да Сантакроче. Благовещение. 1504

Джованни Бузи, прозванный Кариани. Портрет Джованни Бенедетто Караваджи. Ок. 1520

Джованни Бузи, прозванный Кариани. Портрет Джованни Бенедетто Караваджи. Ок. 1520

Альтобелло Мелоне. Портрет дворянина. 1533

Альтобелло Мелоне. Портрет дворянина. 1533

Джованни Баттиста Морони. Портрет девочки из семейства Редетти. 1570

Джованни Баттиста Морони. Портрет девочки из семейства Редетти. 1570

Джованни Бузи, прозванный Карьяни. Музицирующая пара. Около 1520-1522

Джованни Бузи, прозванный Карьяни. Музицирующая пара. Около 1520-1522

Джованни Баттиста Морони. Портрет девочки из семейства Редетти. 1570.-1573 год Академия Каррары.Бергамо.

Уже в XVI веке Морони удалось то, над чем его последователи будут биться еще ни одно столетие: психологизмом и глубоким драматизмом своих полотен художник надолго опередил время. Среди работ художника есть один удивительный портрет девочки из семейства Редетти. Морони очень точно передал терпеливую позу, и даже усталость маленькой девочки от долгого позирования. И, в то же время в ее осанке чувствуется гордость, девочка прекрасно понимает, какое высокое положение занимает ее семья в Бергамо.Ей должно быть около четырех или пяти лет. Девочка одета как дама своего времени, в элегантном парчовом платье с драгоценным жемчужным ожерельем и браслетом. Она не кажется слишком запуганной той ролью, которую она вынуждена играть. В её внимательном взгляде и усталость и гордость. Серебристо-серый цвет фона подчёркивает цвет серо-голубых глаз девочки ,её нарядное платье и украшения.


Сын архитектора , учился у Алессандро Бонвичино ( Моретто) в Брешии. Работал в Тренто , Бергамо , Альбино , Вероне , Милане. Два кратких срока пребывания Морони в Тренто совпали с двумя заседаниями Тридентского собора ( 1546−1548 и 1551−1553), к этому периоду относятся работы художника в алтаре собора Санта-Мария Маджоре в Бергамо. Тогда же он познакомился с Тицианом ( легенда XIX в. об ученичестве у Тициана в настоящее время не подтверждается). Испытал влияние Лоренцо Лотто и Джироламо Савольдо. Был в Бергамо весьма востребованным портретистом.

Итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения , один из крупнейших портретистов 16 столетия. Родился около 1525 в Альбино , провинция Бергамо. Испытал влияние Лоренцо Лотто , Тициана и Алессандро Моретто , у которого учился в 1540—1549 годах. Работал в Тренто , Бергамо , Альбино , Вероне , Милане. Пребывание Морони в Тренто совпало с заседанием Тридентского собора ( 1551−1553). К периоду середины 16 века относятся работы художника в алтаре собора Санта-Мария Маджоре в Бергамо.

Читайте также: