Понятие о профессии специальности квалификации и компетентности работника 8 класс сообщение

Обновлено: 03.07.2024

Социализация воспитанников, профессиональное самоопределение.

ВложениеРазмер
ponyatiya_professii_spetsialnosti_spetsializatsii_kvalifikatsii.docx 25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Дудченко Т.А.

Направление: социализация воспитанников, профессиональное самоопределение.

ознакомить с классификацией профессий Е.А. Климова; особенностями каждой сферы профессий, воспитание культуры труда, формирование уважительного отношения к труду

Воспитатель:
1. Что такое труд? Каким он бывает?
2. Что создаётся в результате труда?
3. Как труд оценивается?
используя разные источники информации, я выписала много определений труда. Они перед вами на карточках. Прочитайте внимательно все определения и запишите в свою тетрадь то, которые вы считаете наиболее полным.
Труд- это…
1) Работа, занятие.
2) Результат деятельности, работы, произведение.
3) Целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.
4) Усилие, направленное на достижение чего-либо.
Проверка: Что выписали ребята. Какие определения получили три ученика.
Труд различается по содержанию и сложности.

Воспитатель: Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным.
Давайте проанализируем профессии ваших родителей, приведем примеры разного рода труда. Для этого поработаем с таблицей:
В первой колонке мы запишем профессии ваших родителей, а во второй- характеристики, подходящие для каждой предложенной профессии.

Что создается трудом.

- Ребята, а зачем человеку трудиться? Что создается трудом?
Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю выполнить вам небольшое задание. У вас есть конверты, в которых лежат карточки. Задание: вы должны выбрать те карточки, которые, на ваш взгляд, являлись бы ответом на поставленный вопрос: что даёт человеку труд? Карточки нужно приклеить к основе и провести стрелки так, чтобы получилась схема. Работать будем по группам (по 4 человека) Время- 5 минут.


Пищу, одежду, возможность самореализации, новые знакомства, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, жилище, богатство
Представление каждой группой своей схему.
Почему вы выбрали то или иное положение? Объясните.
- Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище.

Профессия

– это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен возможность существования и развития.

Специальность

– вид занятий в рамках одной профессии.

ПРИМЕР: врач – профессия; невропатолог – специальность
, приведите свои примеры.

Сколько же существует профессий? Существует Единый тарифно-квалификационный справочник, в котором приводятся все профессии, которые имеются на сегодняшний день в России. В нем перечислено более 6 тысяч профессий. Чтобы как-то сориентироваться в этом огромном мире профессий, ученые классифицировали профессии по определенному признаку. Представим себе карту, на которой 5 профессиональных государств, в которых живут 40 тысяч различных профессий и специальностей. Ежегодно 500 из них исчезают и столько же появляются.

Главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. Нужно уметь устанавливать и поддерживать деловые контакты с людьми, понимать состояния людей, разбираться в их особенностях, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности. Выделяют несколько подтипов профессий:

1) Профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами: диспетчер, бригадир, менеджер и т.д.

2) Профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, с организацией детских коллективов, профессиональной подготовкой: воспитатель, тренер, репетитор и т.д.

3) Профессии, связанные материально-бытовым и торговым обслуживанием людей: продавец, проводник, стюардесса.

4) Профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами: библиотекарь, художественный руководитель.

5) Профессии, связанные с медицинским обслуживанием: медсестра, врач.

Эти профессии требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы.

1) Профессии, руд в которых направлен на создание и оформление документов, делопроизводство, анализ текстов или их преобразование, перекодирование: оператор связи, переводчик, архивист, делопроизводитель и т.п.

2) Профессии, труд в которых направлен на числа, количественные соотношения: кассир, бухгалтер, экономист, программист, математик.

3) Профессии, труд в которых направлен на систематизирование знаков, схематическое изображение объектов: картограф, чертежник-конструктор, топрограф.

Все профессии этой сферы можно разделить на области в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности:

1) Профессии, связанные с изобразительной деятельностью: реставратор, скульптор, облицовщик, фотограф, резчик по камню.

2) Профессии, связанные с литературно-художественной де6ятельностью: литературный редактор, корреспондент.

3) Профессии, связанные с актерской сценической деятельностью: артист, ведущий концерта и т.д.

4) Музыкальная деятельность: настройщик музыкальных инструментов, концертмейстер, артист-вокалист и т.д.

От человека профессии этой сферы требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность и яркое воображение.

1) Профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, горных пород: машинист горных выемочных машин, бульдозера, экскаватора, бурильщик, техник-геолог.

2) Профессии по переработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов: столяр, плотник, оптик, швея, станочник деревообрабатывающих станков.

3) Профессии по производству и обработке металлов: фрезеровщик, шлифовщик, оператор станков с программным управлением, электросварщик, слесарь механосборщик.

4) Профессии по ремонту, наладке, обслуживанию механического оборудования, технологических машин, установок транспортных средств: слесарь-ремонтник, наладчик технологического оборудования, инженер строитель, архитектор.

5) Профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов: радиомонтажник, кабельщик, электромонтажник.

6) Профессии по ремонту, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов: радиомеханик, регулировщик электроизмерительной аппаратуры, слесарь-электрик, инженер- электрик.

7) Профессии, связанные с применением подъемных транспортных средств, управлением ими: водитель, крановщик, техник водолазного дела и т.д.

Особенность технических объектов состоит в том, что они могут быть точно измерены, точно определены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении требуется от работника точность, определенность действий.

От специалиста сферы человек-техника требуется высокая исполнительская дисциплина, высокий уровень наглядно-образного мышления, пространственных представлений, техническая осведомленность и сообразительность, хорошие двигательные навыки. Сориентироваться в этой сфере профессий вам помогут такие школьные предметы как физика, труд, химия, математика, черчение.

Следует помнить, что мало только любить природу, восхищаться ее красотами, удивляться ее многообразию, важно любить ее как творческую мастерскую, в которой ты собираешься оставлять все силы. Проверить прочность своей любви можно лишь в практическом общении с ней. Сюда относятся такие профессии, как садовод, животновод, эколог, физиолог, ихтиолог и т.д.

Особенность биологических объектов состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны, изменяются по своим внутренним законам, растут, развиваются, живут без всяких выходных. Работнику нужно не только держать в уме много разной информации, но и мысленно предвидеть изменения наблюдаемых объектов.

От работника требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, важны заботливость и дальновидность, выносливость и терпение к недостатку комфорта
(характеристики всех типов профессий см. в Приложении 2).



Слайд 2

• Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. • Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни.


Слайд 3

Выбор профессии должен быть не только свободным, но и в полной мере осознанным, должен соответствовать как интересам личности, так и интересам общества. Следовательно, необходима глубокая мотивация. Решение проблемы правильного выбора профессии тесно связано с формированием соответствующих мотивов. Мотив – это побуждающая сила к


Слайд 4

Рассмотрим наиболее распространённые мотивы. • Интерес к профессии • Самоутверждение • Социальные мотивы • Познавательные мотивы • Творческие мотивы • Престижность • Материальный мотив


Слайд 5

задание: • распределить эти мотивы по степени важности для себя. На первое место ставится тот мотив, который будет для Вас самым главным, на последнее – менее важный.


Слайд 6


Слайд 7

Профессия – это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки (обучения, практики), опыта работы.


Слайд 8


Слайд 9

Должность – это служебное положение работника в учреждении, на предприятии, определяющие его обязанности и оплату труда.


Слайд 10


Слайд 11

Практическая работа Разделить представленный список на профессии, специальности, должности профессия специальность должность Токарь, секретарь-референт, швея, начальник цеха, адвокат, пианист, главный инженер, менеджер, водитель, слесарь-механик, министр, бульдозерист, повар, заведующий библиотекой, портретист, маляр, экономист, депутат, прачка.


Слайд 12


Слайд 13

• Признаком классификации является предмет труда. • Предмет труда – эти объекты (или их комплексы), на которые воздействует человек в профессиональной деятельности.


Слайд 14


Слайд 15


Слайд 16


Слайд 17


Слайд 18


Слайд 19

Признаком классификации является средство труда. Средство труда – это вещи, с помощью которых человек выполняет трудовые действия. • Ручной труд (Р) • Механизированный (М) • Автоматизированный (А) • Функциональный (Ф)


Слайд 20

Признаком классификации являются условия труда. • • • • Бытовые условия (Б) На открытом воздухе (О) Необычные (Н) Повышенная моральная ответственность (М)


Слайд 21

Практическая работа Определить, к какому типу относятся профессии: Природа Техника Человек Знак. система Худож. образ Эколог, экскурсовод, токарь, программист, режиссёр, агроном, стюардесса, вышивальщица, повар, корректор издательства, менеджер по персоналу, дрессировщик, механик, воспитатель, реставратор, контролёр, пианист, экономист, швея, фотограф, ветеринар, наладчик оборудования, почтальон, пчеловод, следователь.


Слайд 22


Полный текст материала Презентация "Понятие о профессии, специальности и квалификации работника. Классификация профессий"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

0 Спам

0 Спам

0 Спам

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Познавательные: изучить информацию о том, что такое специальность и квалификация работника.

Изучить информацию о факторах, влияющих на уровень оплаты труда.

Регулятивные: выявление факторов, влияющих на уровень оплаты труда работника. Построение планов профессионального образования и трудоустройства.

Коммуникативные: обучение в сотрудничестве. Формирование навыков по коммуникации между учителем и одноклассниками.

Оборудование урока: справочная литература, ПК, проектор, презентация, учебники.

Проверка готовности к уроку: ( учитель проверяет, есть ли у учащихся на столах тетради, учебники, ручки, дневники)

Проверка домашнего задания: рассказать о своей будущей профессии и путях её получения.

Проверка ранее изученного материала (ученики отвечают на вопросы по теме прошлого урока)

-Какие профессии умственного и физического труда вы знаете?

- Кем работают ваши родители, бабушки и дедушки?

-Как вы думаете, что такое специальность и квалификация работника?

-Как вы думаете, от каких факторов зависит уровень оплаты труда работника?

-Ребята, как вы думаете, как будет называться наш урок, и о чём мы сегодня будем говорить на уроке? ( мнения учащихся).

Послушайте отрывок из стихотворения:

-Как вы понимаете эти строчки? ( мнения учащихся)

-Ребята, запомните определения! ( записать в тетрадь определения)

Специальность- вид занятий в рамках профессии (учитель музыки, врач стоматолог, скрипач)

Квалификация- степень владения профессиональным мастерством. Чем выше квалификация, тем выше профессиональный разряд и соответственно зарплата.

- Ребята, внутри каждого класса выделяются классы в соответствии с целями труда.

Работа с учебником стр. 217-218

-Давайте познакомимся с классификацией профессий академика Е.А.Климова (тип профессии определяется предметом, целью, условиями и орудиями труда)- записать в тетрадь

-Ребята, ответьте на вопросы! ( ученики отвечают на вопросы учителя)

-Знаете ли вы, какой у вас темперамент?

-Как вы думаете, может ли влиять темперамент человека на выбор будущей профессии?

Темперамент-это эмоциональная возбудимость человека и его реакция на внешние события.

-Древнегреческий врач Гиппократ выделил четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

(Работа с учебником, знакомство с характеристиками темпераментов) стр.221

- Ребята, не всем выпускникам средних профессиональных и высших учебных заведений удается достичь успеха в профессиональном и карьерном плане. Как вы думаете, почему? (мнения учащихся)

-Правильно, причины могут быть следующими: личные и профессиональные планы составлены без учета индивидуальных способностей и возможных препятствий.

Работа с учебником стр. 226 (жизненный план, профессиональный план, основные этапы составления профессионального плана, карьера)

1)Ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса (электронный экскурс)

2)Экскурсия на предприятие тяжелой промышленности (электронный экскурс)

Итоговая беседа: ( ученики отвечают на вопросы по теме урока)

-Что такое специальность и квалификация?

-Расскажите о классификации профессий Климова?

-Какие типы темперамента существует?

-Что такое жизненный план, профессиональный план, карьера?

Рефлексия урока: ( ученикам необходимо выбрать на слайде высказывания, которые характеризуют степень усвоения учебного материала на уроке и настроение ученика)

1. Проект по технологии: Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника.

• Выбор профессии – сложный и
ответственный шаг в жизни каждого
человека.
• Правильно выбрать профессию –
значит найти свое место в жизни.

4. Рассмотрим наиболее распространённые мотивы.


Интерес к профессии
Самоутверждение
Социальные мотивы
Познавательные мотивы
Творческие мотивы
Престижность
Материальный мотив

5. задание:

• распределить эти мотивы по
степени важности для себя. На
первое место ставится тот мотив,
который будет для Вас самым
главным, на последнее – менее
важный.

6. Рассмотрим более подробно такие понятия , как профессия, специальность квалификация ,компетентность , должность

7. Профессия – это вид трудовой деятельности или совокупность определенных знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате

специальной
подготовки (обучения, практики), опыта
работы, необходимых для выполнения
определённого вида работ в какой либо
отрасли производства( машиностроении –
токарь, слесарь, фрезеровщик, электрик и
т.д)

8. Специальность – это деление внутри профессии, требующих специфических знаний и навыков на конкретном участке производства

9. Должность – это служебное положение работника в учреждении, на предприятии, определяющие его обязанности и оплату труда.

10. Квалификация – совокупность знаний и умений , позволяющих выполнять работы определённого уровня сложности. Рабочие бывают :

неквалифицированные,
малоквалифицированные,
квалифицированные и
высококвалифицированные.
Компетентность – индивидуальная
готовность человека выполнять данную
работу на высоком уровне.

Деление профессий по уровню
квалификации
Уровень квалификации
Профессии
Профессии требующие
Высшего образования
( институт, университет,
академия)
Врач, инженер, архитектор,
режиссёр, экономист
Высококвалифицированные
рабочие профессии,
требующие среднего
специального образования
( колледж, техникум)
Бухгалтер, наладчик, техник
связи, программист,
воспитатель детского сада,
медсестра
Квалифицированные массовые
профессии( лицей, училище,
спец.курсы)
Продавец, токарь, агент ,
водитель , массажист
Неквалифицированные
профессии
Грузчик, дворник, подсобный
рабочий и т.д

12. Классификация профессий

• Признаком классификации является
предмет труда.
• Предмет труда – эти объекты (или их
комплексы), на которые воздействует
человек в профессиональной
деятельности.


Предмет труда: живая природа
(растения, животные,
микроорганизмы)
Примеры профессий: лесник,
садовод, агроном, овощевод, эколог,
ботаник, зоолог, животновод,
ветеринар, рыболов, доярка, зверовод,
дрессировщик, микробиолог, генетик,
вирусолог, биохимик, лаборант
химико-биологического анализа.

• Предмет труда: машины, механизмы,
материалы, виды энергий, неживая природа
(недра земли, почва, вода, продукты лесного и
с/х)
• Примеры профессий: водитель, лётчик,
токарь, автослесарь, швея, столяр, шахтёр,
инженер-геолог, механик буровой установки,
техник, ткач, электросварщик, наладчик,
строитель, сборщик электросхем, инженер по
эксплуатации, повар, пекарь, кондитер,
технолог по переработке пищевых продуктов.

• Предмет труда: люди
• Примеры профессий: воспитатель д \с,
учитель, менеджер, психолог, врач,
медсестра, продавец, парикмахер,
социальный работник, экскурсовод,
консультант, массовик-затейник.

• Предмет труда: информация в виде
условных знаков, цифр, чертежей, схем,
таблиц, тестов, шифров, кодов,
естественных или искусственных
языков, оформление документов.
• Примеры профессий: экономист,
инженер, бухгалтер, чертёжник,
топограф, геодезист, программист,
оператор ЭВМ, секретарь, переводчик,
нотариус, контролёр-кассир.

• Предмет труда: искусство (музыкальное,
изобразительное, литературное,
театральное, декоративно-прикладное).
• Примеры профессий: композитор,
артист, писатель, режиссёр, поэт,
сценарист, модельер, резчик по дереву,
вышивальщица, дизайнер.

Читайте также: