Понятие и виды источников административного права сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Гост

ГОСТ

Сущность понятия "источники административного права"

Источники административного права — это конкретные внешние формы выражения и закрепления его норм.

Административное право и административная деятельность строятся на законодательных основах Российской Федерации. Основным источником административного права является не только федеральный закон, но и профессиональный стандарт. Источники административного права обладают определенным своеобразием. В вопросе систематизации источников права известен унифицированный подход, который сводится к обобщению следующих номинаций юридических форм: правовой обычай, правовая доктрина, судебный прецедент, нормативные договоры, принципы права, нормативные правовые акты, религиозные нормы.

Для объединения источников административного права необходимо учесть следующие аспекты:

  1. Часто встречающиеся источники административного права подлежат дополнению другими видами номинаций правовых норм, так как частично отражают их морфологическую картину.
  2. Между источниками права нужно ставить четкое разграничение, так как заключение каждого способа формирования правовой нормы в свой уникальный источник приводит к тому, что источники одной отрасли права не должны служить образцами и эталонами для создания источников другой отрасли права.
  3. Если закон в идеале представляет собой гармоничный акт, передающий полноту отношений, задействованных в нем субъектов, то стандарт не является таким документом, он не касается косвенно или прямо всех субъектов социальных отношений. Источники подобного рода следует называть не законами, а актами общего действия, которые распространяются на неопределенный круг специально не поименованных лиц, с ограничением пределов их действия, определенных пригодностью профессиональных особенностей субъекта для выполнения значимых публичных функций. Акт общего действия не может содержать только рамочное полномочие на введение ограничений свобод и прав гражданина и человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды источников административного права

Источником административного права часто выступает не нормативный договор, а межведомственный административный акт. Договорные связи могут возникать в частных отношениях при появлении интереса получить то благо, которого не имеешь, или в публичных отношениях — при необходимости установления порядка реализации различными властными субъектами полномочий в отношении одного и того же блага. Чаще всего это обычный режимный акт, а не нормативный договор.

Договоры в рамках общей административной политики могут быть как нормативными, так и актами общего действия в случаях ведения особых или специальных административных режимов, в условиях индивидуальных правовых режимов описанием приемов взаимодействия должностных лиц.

Режимные межведомственные акты позволяют:

  • создавать ситуацию, при которой каждое ведомство занимается исключительно определенным делом (на свое усмотрение под свою ответственность);
  • устранять межведомственные разногласия и административные конфликты.

По сравнению с режимным актом, как оптимальным сочетанием доступных методов правового регулирования, акты планирования направлены на совершенствование механизмов управления, план осуществления работ содержит в себе:

  • цели, задачи, проблемы, развернутую структуру ситуаций и логически необходимых работ;
  • структуру обеспечения наличными ресурсами необходимых работ;
  • предоставление итога в схемах.

К источнику административного права относится методика, заключенная в документе, оптимизирующем применение режимных актов и стандартов, делая их нормами оптимального административного поведения, задающими приоритеты и логику регулирования, расставляющими в нем своеобразные акценты, алгоритмы действий и т.д.

В любой государственной программе предусмотрены регулятивные моменты:

  • установление методов и пределов государственного вмешательства (повышение уровня реализации прав организаций и граждан);
  • защита публичных интересов, исполнение уголовных наказаний и судебных актов, актов других должностных лиц и органов и т.д.;
  • ожидаемые достижения и финансирование мероприятий;
  • необходимость принятия правовых актов (регулирование рынка юридической помощи, регулирование сферы юстиции и другое).

Административное усмотрение — источник административного права, вариант управленческого решения, который играет важную роль в процессе достижения целей управленческого воздействия, хотя может выступать, как вспомогательный и по времени краткосрочный. Административное усмотрение в сфере администрирования воспринимается одобрительно и впоследствии выступает в качестве устоявшегося образа действий.

Существует несколько негативных точек зрения на этот вид источника административного права: одни его считают административным произволом, другие — коррупционным фактором деятельности органов государства. Условием признания административного усмотрения источником административного права является такое условие, которое позволяет достичь цели публичного администрирования и реализовать функции законосообразным способом, пусть и не самым оптимальным.

Читайте также: