Сообщение линейная перспектива 6 класс изо

Обновлено: 17.05.2024

Когда мы рисуем, то сталкиваемся с проблемой, как нам избразить трехмерный пространственный мир на плоском листе бумаги. Конечно, решить зту задачу во всей полноте невозможно, искусство изображения условно, и даже способы изображения пространства всегда подчинены смысловой задаче.

На протяжении веков художники вырабатывали разные методы изображения окружающего мира. Они превращались в правила. Одним иэ важнейших правил стала перспектива - система отображения на плоскости глубины пространства.

Мы привыкли к такому способу изображения, когда более удаленные предметы кажутся меньше. Древние изображении теперь нам могут казаться неправильными. На самом деле неправильности в них вовсе нет. Просто художники тогда воспринимали мир иначе, у них были другие цели изображения.

В искусстве Древнего мира изображение объема было знаковым, условным. Это искусство рассказывало и не стремилось к иллюзорности. Однако оно породило свою тонкую изысканную поэтику изобразительного образа.


В Древнем Египте изображения были плоскостными.

В эпоху Средневековья интересовались не столько изображением предметного мира, сколько духовной стороной жизни и потому находили особые средства выражения.

В тот период взгляд на мир можно назвать вертикальным — от земли к небу. Но с ростом городов н самостоятельной активности людей взгляды на жизнь и место человека в ней стати другими. Видение мира тогда изменилось, его можно назвать горизонтальным — в глубь пространства земного мира, к новым странам и далям, и в глубь жизни человека, его переживаний. Вера и человека и его силы вдохновляла художников эпохи, которую назвали эпохой Возрождении. Человек стал центром интересов искусства.

Художник эпохи Возрождения поверил в свою способность разглядеть, познать мир и выразить его в творчестве. Он стремился найти идеальные, совершенные образы и воплотить их.


Так передавали перспективу художники в Средние века.


А. Дюрер. Художник изучал перспективные сокращения через стекло. Гравюра. Германия XVI в.

Когда сегодня мы говорим о точке зрения, то имеем в виду прежде всего позицию человека в каких-то вопросах и говорим о его взгляде на мир.

Но есть и буквальное значение этих слов: перспективное изображение предполагает взгляд на веши из одной неподвижной точки. Она называется точкой зрения. При ее перемене и рисунок предметов на плоскости может существенно измениться.


На предметы можно смотреть сверху, снизу и сбоку, меняя точку зрения. Если смотреть на предмет прямо, так, чтобы наши глаза были на середине высоты предмета, то мы увилим его плоским, то есть только одну его сторону. Лист бумаги в таком случае покажется нам полоской. Во всех остальных случаях мы видим cpaзy три стороны предмета, Но те стороны, которые ухолят в глубину, мы видим по законам линейной перспективы.

Рассмотри построение перспективы: изображения параллельных линий сходятся в одной точке — это точка схода. Она лежит на линии горизонта — уровне наших глаз. Обозначая эту линию в своем рисунке, художник сразу обретает систему отсчета. Линия горизонта может опускаться и подниматься в зависимости от нашего движения.



Построение перспективных сокращений при изображении геометрическим тел.

Если уходящие вглубь линии перпендикулярны условной линии глаза наблюдателя, то построение называется центральной линейной перспективой.

При угловой перспективе линии контуров и плоскостей уже не сходятся в единой точке, а расходятся к двум точкам схода — слева и справа от наблюдателя.

Пространственные соотношения размеров

В перспективе квадрат превращается в нашем восприятии в трапецию, а круг превращается в эллипс — перспективное изображение окружности, где есть плавный переход от ближней части к дальней. При взгляде снизу или сверху всегда сокращается глубина дальней от нас половинки эллипса. Если при рисовании есть сомнения и правильности изображения перспективы круга, надо построить вокруг него уходящим в той же перспективе квадрат.

Последовательность в разработке деталей

  1. Теперь возьми изготовленные тобой из бумаги геометрические тела. Карандашом сделай линейные зарисовки, изображая их обьемную форму с разных сторон: сбоку сверху, снизу. На отдельном листе альбомной бумаги расположи несколько линейных изображений одного предмета с разных точек зрения.
  2. На основе воображения построй сложные пространственные соотношения геометрических тел. рисуй их на бумаге, уходящими вглубь, вверх или вниз. При зтом не надо делать чертеж, рисуй свободно. У тебя получится рисунок, похожий на составленный из геометрических тел натюрморт. Ты научишься изображать объемные тела с разных сторон и во взаимодействии друг с другом.

Урок изобразительного искусства в 6 классе _________________________________ ПРАВИЛА

- Как изображали пространство художники разных эпох в разных странах?

  • Что такое ПЕРСПЕКТИВА?
  • Какие виды перспективы

Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление такое, как в натуре. Всякий рисунок имеет уровень, с которого нарисован предмет. Уровнем для рисующего будет линия его глаз , так называемый горизонт . Чем выше линия горизонта, тем больше простора открывается нашему взгляду.

Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление такое, как в натуре.

  • Всякий рисунок имеет уровень, с которого нарисован предмет. Уровнем для рисующего будет линия его глаз , так называемый горизонт .

Чем выше линия горизонта, тем больше простора открывается нашему взгляду.

Все параллельные между собой линии, уходящие в глубь пространства, воспринимаются глазами как сходящиеся в точке, которая называется точкой схода .

Все параллельные между собой линии, уходящие в глубь пространства, воспринимаются глазами как сходящиеся в точке, которая называется точкой схода .

ВИДЫ ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ Фронтальная перспектива Объекты расположены параллельно плоскости – фронтальное положение Все параллельные линии будут сходиться в одну точку схода , расположенную на линии горизонта.

ВИДЫ ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

Объекты расположены параллельно плоскости – фронтальное положение

Все параллельные линии будут сходиться в

одну точку схода , расположенную на линии горизонта.

ВИДЫ ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ Угловая перспектива Объекты расположены под углом к плоскости –угловое положение Все параллельные линии будут сходиться в две точки схода , расположенные на линии горизонта справа и слева.

ВИДЫ ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

Объекты расположены под углом к плоскости –угловое положение

Все параллельные линии будут сходиться в

две точки схода , расположенные на линии горизонта

Воздушная перспектива передаёт перспективные изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещённости предметов, возникающих по мере удаления натуры от глаз наблюдателя. В изображении удаление предметов передаётся путём смягчения очертаний, потери четкости, ослабления детальности изображений, уменьшения яркости цвета. При изображении предметов, отражающихся в воде, длина их, как правило, равна отражению и форма сохраняется. Но изображение в перевёрнутом виде.

Воздушная перспектива передаёт перспективные изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещённости предметов, возникающих по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

  • В изображении удаление предметов передаётся путём смягчения очертаний,

потери четкости, ослабления детальности изображений, уменьшения яркости цвета.

  • При изображении предметов, отражающихся в воде, длина их, как правило,

равна отражению и форма сохраняется. Но изображение в перевёрнутом виде.

Схемы передачи пространства Создать иллюзию пространства на плоскости можно не только в тоновом, но и в линейном рисунке А. Обычная линейная перспектива пространства земли передаётся с помощью ослабления нажима, утончения начертаний линий. Б. Горизонтальные черточки различного нажима передают цвето-воздушное пространство. В. Пространство поля создаётся с помощью вертикальных штрихов и линий, теряющих свою толщину по мере удаления.

Схемы передачи пространства Создать иллюзию пространства на плоскости можно не только в тоновом, но и в линейном рисунке

А. Обычная линейная перспектива пространства земли передаётся с помощью ослабления нажима, утончения начертаний линий.

Б. Горизонтальные черточки различного нажима передают цвето-воздушное пространство.

В. Пространство поля создаётся с помощью вертикальных штрихов и линий, теряющих свою толщину по мере удаления.

Итак, - Перспектива – это сокращение размеров предмета по мере его удаления, т.е., образно говоря – это взгляд в даль. Правильное определение предметов в пространстве помогает при изображении пейзажей, где необходимо обращать внимание на дальний и ближний планы .

– это сокращение размеров

предмета по мере его удаления, т.е., образно говоря – это взгляд в даль.

  • Правильное определение предметов в пространстве помогает при изображении пейзажей, где необходимо обращать внимание на

дальний и ближний планы .

Основные правила построения перспективы

Основные правила построения перспективы

  • Линии, идущие ниже горизонта, поднимаются к нему, линии, идущие выше горизонта, опускаются к нему, а линии, находящиеся на линии горизонта, становятся горизонтальными.
  • Все параллельные между собой линии, уходящие в глубь пространства, воспринимаются глазами как сходящиеся в точке, которая называетсяточкой схода. Во фронтальной перспективе одна точка схода, в угловой – две.
  • Линии, идущие параллельно горизонту, остаются параллельными (фронтальная перспектива).
  • Вертикальные линии, остаются вертикальными.
  • Чем ближе к нам предмет, тем больше по размеру он кажется.
  • Одинаковые по окраске предметы вдали кажутся менее яркими по цвету, чем предметы, близкие к рисующему.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Линейная перспектива - это подвид перспективы, как науки, один из разделов начертательной геометрии.
В изобразительном искусстве кажущееся сближение уходящих вдаль параллельных линий и уменьшение предметов по мере их удаления - это основной закон перспективы . Метод объёмно-пространственного рисунка называется перспективным.

Законы и правила линейной перспективы, а также её подразделов: построение теней и отражений, фронтальная и угловая перспектива, перспектива многогранных и округлых форм и других, основаны на обосновании строения человеческого глаза и зрительского аппарата в целом. Одно из условий, влияющих на построение перспективных сокращений, в соответствии с этим, - определение размера поля зрения. Поэтому при рисовании предмета принято отходить от него на 1,5-2 размера его высоты для лучшего и более качественного его обозрения. Также на построение перспективных сокращений влияет бинокулярность (во избежание ошибок, художники закрывают один глаз, когда делают замеры или сравнивают направления основных линий).

Правила линейной перспективы.


1). Чтобы изобразить глубину в рисунке, ближайший к зрителю предмет следует расположить так, чтобы он частично перекрывал собой дальний объект.

2). Ближайший к зрителю предмет рисуем крупнее того, что находится позади.

3). Основание ближайшего к зрителю предмета в рисунке располагается ниже основания дальнего объекта.

4). Горизонтальные направления (линии), параллельные линии горизонта и плоскости картины, в рисунке будут выглядеть прямыми горизонтальными направляющими (линиями).

5). Направляющие (линии), расположенные под углом к зрителю, к линии горизонта и плоскости картины следует рисовать в виде диагональных направляющих (линий).

6). Горизонтальные линии, изображённые как диагонали, будут короче, чем те же линии во фронтальном положении.

7). Вертикальные направления не подчиняются перспективным сокращениям и всегда изображаются вертикально.

8). Плоскость, расположенная фронтально, не подчиняется перспективным сокращениям, а расположенная под углом, рисуется так: вертикали - вертикально; горизонтали - по диагонали, разворачиваясь и сокращаясь в глубину.

9). Плоскости, удалённые от линии горизонта на разные расстояния, рисуются по-разному: чем ближе к линии горизонта, тем более сокращённой (видимая площадь плоскости меньше), чем дальше от линии горизонта, тем менее сокращённой (видимая площадь плоскости больше). Находящаяся на линии горизонта плоскость будет выглядеть и изображаться горизонтальной линией.

10). Плоский круг, расположенный фронтально, рисуем в виде окружности, а расположенный под углом к зрителю - в виде эллипса.

В обучении рисованию линейная перспектива постигается в процессе освоения академического или реалистического рисунка и является обязательным этапом в профессиональном становлении художника, дизайнера, иллюстратора. Она связана с понятиями: предметная плоскость (поверхность, на которой стоят предметы), картинная плоскость (поверхность листа или холста). Художник понимает картинную плоскость как пространство, развивающееся в глубину. Линия горизонта и точка зрения художника, находящаяся на ней, задают положение предметной плоскости и всех элементов картины в картинной плоскости. Линия горизонта всегда находится на уровне глаз художника и делит видимые объекты на верхнюю и нижнюю части, помогая распределять в картинной плоскости их положение и сокращения форм (перспективные сокращения).
Таким образом, перспектива - наука, помогающая изображать предметы и объекты так, как мы их видим, при помощи соответствующих законов и правил.

Использовалась литература:

1. Р. Шиффер “Психология ощущений, глоссарий к книге”, 2004.

2. Б.И. Кононенко “Большой толковый словарь по культурологии”, 2003.

3. Большой энциклопедический словарь, 2000..

4. Новая философская энциклопедия: в 4 т., под ред. В.С. Стёпина. - М.: Мысль. 2001.

5. “Популярная художественная энциклопедия” под ред. В.М. Полевого. - М.: Советская энциклопедия, 1986.

6. “Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия” под ред. проф. А. П. Горкина. 2007.
7. Н.П. Костерин “Учебное рисование”. - М.: Просвещение, 1980.
8. Е. Аксёнова, Ю. Аксёнов “Перспектива”. -М., 1974.

ВложениеРазмер
Презентация 6 класс "Правила линейной и воздушной перспективы" 1.56 МБ
Разработка урока "Правила линейной и воздушной перспективы" 6 класс 44 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Правила линейной и воздушной перспективы Выполнила Лахина Наталья Андреевна Учитель ИЗО

Нет, не пейзаж влечет меня, не краски я стремлюсь подметить, А то, что в этих красках светит любовь и радость бытия, Она повсюду разлита…Она везде, где красота. И. Бунин

Схема определений линий горизонта Точка зрения – это взгляд из одной неподвижной точки Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз Картинная плоскость – это изображение видимых предметов в том порядке, в котором мы их видим

Схема изменения высоты линии горизонта Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень

Найти ошибки Дорога должна сужаться к линии горизонта Деревья должны уменьшаться к линии горизонта Цвет изменяется, бледнеет по мере удаления

Найти ошибки Дорога не должна подниматься выше линии горизонта

Найти ошибки Цвет изменяется, бледнеет по мере удаления Деревья на переднем плане должны быть самыми высокими, уменьшаясь в размере к линии горизонта

Задание Нарисовать пейзаж в технике по- сырому, используя полученные знания о перспективе

1-ый этап работы Простым карандашом создать контурный рисунок.

2-ой этап работы Смочить лист водой, быстро приступить к цветовому решению. Начинать работу с неба, затем от заднего плана к переднему.

3-ий этап работы Мелкие детали доработать по сухому слою краски. Усилить цветовую контрастность.

Проверка знаний Перспектива – это… 1. наука о цвете 2. изображение с применением линии горизонта 3. система отображения на плоскости глубины пространства

Молодец! Правильный ответ

Предварительный просмотр:

1. Познакомить с правилами перспективы.

2. Учить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.

3. Совершенствовать технику работы с акварелью по – сырому.

4. Прививать любовь к малой родине, развивать умение видеть и ценить красоту родных пейзажей.

Словарь: пейзаж, линейная и воздушная перспектива, линия горизонта, картинная плоскость, точка зрения.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит.

Любовь и радость бытия,

Она повсюду разлита…

Она везде, где красота.

1. Организационная часть.

- проверка готовности к уроку;

Учитель. Ребята, сегодня мы будем говорить о пейзаже, о природе родного края. Познакомимся с законами перспективы. Научимся показывать глубину пространства.

3. Повторение изученного материала.

Вспомним, что же означает понятие пейзаж? Правильно, это жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности. Верно, что родина пейзажа Голландия, и как самостоятельный жанр он появился в 17 веке. Вам известно, что пейзажи подразделяются на сельский, городской, архитектурный, индустриальный, парковый, морской.

4. Изучение нового материала.

Любой из вас, наверняка, знает нашу местную поэтессу Марию Ивановну Неретину. Давайте послушаем одно из ее стихотворений.

Я иду по лугам, я иду по полям

И по берегу реченьки синей.

И тихонько шепчу, что тебя не предам,

Дорогая, родная Россия.

А весною, вдыхая садов аромат,

Понимаю - счастливая все же.

Мой воронежский край красотою богат,

И его нет на свете дороже.

Слушая эти строки, невольно представляешь знакомые пейзажи. Сейчас мы посмотрим фотографии поселка, которые приготовила ученица 10 класса Фомина Маша.

Приложение (слайд 2)

Не зря говорят - мать земля, матушка природа. Тем самым выражают любовь к родной земле. Художники - пейзажисты изображали в своих творениях красоту русской природы. Пример тому полотна русских художников - лириков.

Чтобы грамотно написать картину необходимо располагать знаниями о перспективе.

Перспектива – это система отображения на плоскости глубины пространства.

Для понимания темы обсудим плановость в картине.

Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен.

Средний план. Объем и цвет постепенно смягчаются.

Задний план. Все сливается в воздушной дымке.

Воздушная перспектива – изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

Линейная перспектива - точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление реальности.

Необходимо знать законы перспективы.

1.По мере удаления предметы зрительно уменьшаются.

2. Цвет бледнеет.

3. Контрастность постепенно смягчается.

4.Ближние предметы изображаются детально, а дальние обобщенно.
5. Удаленные светлые предметы притемняются, а темные осветляются.

Рассмотрим схему определения линии горизонта . Познакомимся с понятиями – точка зрения, линия горизонта, картинная плоскость .

Точка зрения – это взгляд из одной неподвижной точки.

Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.

Картинная плоскость – это изображение видимых предметов в том порядке, в котором мы их видим.

А сейчас давайте обратим внимание на схемы изменения высоты линии горизонта.

6. Постановка художественной задачи .

А сейчас, ребята, используя полученные знания вы нарисуете пейзаж в технике по - сырому.

- Простым карандашом создать контурный рисунок (слайд 13)

- Смочить все водой и быстро приступить к цветовому решению.

- Начинать работу с неба, от заднего плана к переднему (слайд 14)

- Мелкие детали дорисовать по сухому слою краски.

-Усилить контрастность цвета (слайд 15)

Ученики самостоятельно выполняют эскиз пейзажа, применяя на практике полученные знания.

Выбрать правильный ответ из представленных вариантов

1. наука о цвете.

2. изображение с применением линии горизонта.

3. система отображения на плоскости глубины пространства.

Выставка работ. Молодцы, ребята, пейзажи получились необыкновенно выразительные. Вы смогли выразить любовь к родной земле, применить в своих работах законы перспективы, тем самым показали глубину пространства. Каждое из ваших творений заслуживает особое внимание. Для дальнейшего совершенствования рекомендую вам исследовать творчество Алексея Саврасова, Василия Поленова, Игоря Грабаря и других художников, воспевающих красоту русской природы.

Домашнее задание : написать реферат по творчеству одного из изученных художников – пейзажистов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике "дробно-линейная функция и её график", урок с ЦОР.

Урок изучения нового материала по теме, повторение темы "преобразование графиков" (на презентации, обяснение новой темы с использование ЦОР и презентации "Построение графика дробно-линейной функции".

Разработка урока с использованием информационных технологий в 5-м классе по математике по теме "Десятичные дроби" (Обобщающий урок-путешествие).

Урок демонстрационный : как использовать презентации на уроке. На нём предложены приёмы контроля знаний учащихся по темам “Сложение и вычитание десятичных дробей” и «Умножение десяти.

Конспект урока. "Взаимное расположение графиков линейных функций". Алгебра 7 класс.

Конспект урока алгебры в 7 классе по теме " Взаимное расположение графиков линейных функций".


Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта.


методическая разработка урока "Взаимное расположение графиков линейных функций"

методическая разработка урока "Линейная функция и её график".

разработка уроков по теме "Системы линейных уравнений с двумя переменными", алгебра, 7 класс


Мультимедийная разработка урока по теме "Правила линейной и воздушной перспективы"

Читайте также: