Полное сообщение усваивается человеком на 30 через

Обновлено: 02.07.2024

Усвоение материала – это основа основ любого обучения, будь то школьные занятия, самостоятельное изучение, тренинги и т. д. Неважно, насколько эффективен курс или талантлив преподаватель/ученик, если не приложить усилия к усвоению новой информации, ценность ее будет стремиться к нулю.

К счастью, есть методики, упражнения, принципы, следуя которым, можно повысить эффективность обучения. Помимо освоения различных способов, важно не забывать об отдыхе, перемежающемся с ежедневной активностью. Не зря говорят: в здоровом теле здоровый дух. Физические упражнения, медитация, здоровый сон, питье, смех – всё это позволяет лучше усваивать материал.

Значение усвоения материала

Ежедневно человек сталкивается с огромным объемом информации, но в долговременной памяти откладывается лишь ее малая часть. Далеко не все знания приходится использовать на практике, поэтому они быстро забываются. Усвоение материала – важнейшая способность для тех, кто хочет учиться чему-то новому.

Значение усвоения материала

Значение усвоения материала

С неразвитым умением усваивать информацию человеку будет гораздо сложнее. Данные могут быть неверно интерпретированы или банально забыты. Если почти ничего не сохранится, то оставшаяся часть будет придумана. Шанс применения таких знаний на практике минимален. Донести информацию до других людей также будет проблематично. В результате ее либо и вовсе не применяют, либо используют в неверном ключе.

Несмотря на все трудности в усвоении материала (особенно психологического характера), это неотъемлемая часть успешной и продуктивной жизни.

5 этапов усвоения нового материала

Всего выделяется 5 этапов усвоения материала: восприятие, осмысление, воспроизведение, применение и творчество.

Этап 1: Восприятие

Крайне важно не просто не забыть, но и правильно усвоить информацию еще на этапе ее получения. Восприятие происходит с помощью различных органов чувств: носа (обоняние), кожи (осязание), глаз (зрения), ушей (слуха), языка (вкус). Таким образом выделяются основные объекты и процессы, а от несущественных характеристик человек абстрагируется. В голове формируется четкий образ – результат первичной обработки данных. Следующий этап связан с осмыслением полученной информации.

Ваш Путь в IT начинается здесь

Подробнее

Этап 2: Осмысление

Именно здесь человек обдумывает информацию. Она получает субъективную оценку, при которой задействованы разные методы исследования: дедукция, анализ, обобщение, конкретизация, синтез и т.д. Данные не существуют отдельно, они сравниваются с предыдущим опытом. Образуются определенные связи, причем чем их больше, тем лучше происходит запоминание. Если же ассоциации и общие черты не обнаружены, усвоение нового материала не произойдет.

Этап 3: Воспроизведение

Через какое-то время информацию придется вспомнить. То, насколько она будет приближена к первоначальной, зависит именно от воспроизведения – процесса повторного создания образа. Следует максимально конкретизировать свои запросы, четко формулируя мысли. Обучение обязательно должно включать этап воспроизведения, так как это поможет запомнить детали.

Этап 4: Применение

Не менее важен этап применения, который помогает грамотно владеть материалом и использовать его на практике. Информация предназначена для того, чтобы помогать в решении типичных и нетипичных задач. С ними приходится сталкиваться ежедневно, поэтому, чем больше усвоенного материала – тем лучше. В итоге информация сложится в полноценные навыки и умения.

Этап 5: Творчество

Но для чего человеку нужны навыки? Для результата, который принесет ему пользу. Эффективное усвоение материала – умение, без которого не состоится мастер своего дела. В качестве результата можно представить исследовательскую деятельность, плоды творческой работы, оптимальные решения.

Вышеописанные уровни усвоения материала последовательны и взаимосвязаны. Без одного из них цепочка потеряет смысл.

Главные принципы усвоения материала

Хорошая организация обучения помогает усвоить информацию в разы лучше. Ей способствуют следующие факторы.

Правильная постановка цели (для восприятия)

Чтобы у человека появился стимул для продуктивного обучения, ему необходимо понимание цели. С размытыми задачами он потеряет интерес к усвоению. Правило действует и наоборот: даже при отсутствии видимого увлечения оно может прийти с формированием цели. Разумеется, тогда процесс пойдет быстрее, а усвоение учебного материала будет более качественным. Желательно индивидуализировать цель, чтобы она имела ценность для конкретного человека.

Главные принципы усвоения материала

Главные принципы усвоения материала

К примеру, будущий художник не может стать великим, если он не знает базовых техник, светотеней, пропорций и т.д. Менеджер должен понимать особенности своего коллектива и предприятия, чтобы эффективно руководить подчиненными.

Абстрагирование от неприоритетных вещей (для восприятия)

Использование эмоций и ассоциаций (для восприятия)

Человеку сложно запомнить информацию, если он ее ни с чем не сравнивает. Не менее важен и эмоциональный окрас. Например, в жизни более предпочтительно слушать историю с яркими образами, чем пласт сухой информации. Усвоение материала в первом случае тоже произойдет лучше.

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Александр Сагун

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2022

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

pdf иконка

3,7 MB

Подача должна быть увлекательной, с образами и ассоциациями. Если есть возможность продемонстрировать схемы, изображения и другой вспомогательный материал, нужно это использовать. Даже жесты и интонация могут сыграть важную роль. Все приемы ведут к тому, чтобы сделать информацию доступной. В противном случае человек упустит непонятые моменты или придумает вместо них другие.

Прояснение терминологии (для осмысления)

Чтобы такого не случилось, термины всегда нужно разъяснять, причем доступными словами. Сравнения, обращение к личному опыту, создание ярких и близких для человека образов будут способствовать качественному усвоению.

Дозирование информации (для восприятия и осмысления)

Какими бы действенными ни были приемы усвоения материала, они рассчитаны на определенный объем информации. Невозможно выучить материал курса лекций за ночь перед экзаменом. Правило распространяется на все сферы деятельности, поэтому не нужно перегружаться. Однотипную деятельность следует разбавлять перерывами и другими видами работы. Длительное обучение без отдыха приведет к снижению концентрации. Тогда качество усвоения значительно пострадает.

Не стоит забывать и о подаче. Если она однотипная, то человеку быстро надоест занятие. Информацию нужно преподносить небольшими модулями, при этом делая своевременные перерывы. Если они будут включать в себя физическую активность, то эффективность обучения повысится.

Использование знаний на практике (для применения и воспроизведения)

Многие школьные знания забываются именно потому, что не находят применения в жизни. Их сложно подстроить под какую-либо ситуацию, использовать при решении нестандартных задач. Обычное заучивание нерезультативно, нужны прикладные методы обучения. Человек может ответить на вопросы, пройти интересную викторину, пересказать информацию знакомым, найти пример из личной жизни и т.д. Преимущество приема состоит и в том, что тогда учитель поймет, насколько верно был усвоен материал.

Использование знаний на практике

Использование знаний на практике

Например, если человек прошел курс SMM-специалиста, нужно спросить его, как он понимает термин, как бы он поступил в определенной соцсети или в случае с конкретной организацией. Обучающийся не просто перескажет абзац из текста, а продумает свой ответ, используя полученные данные.

Постановка увлекательных задач (применение, творчество)

Для еще большего понимания человека можно погрузить в определенную ситуацию. Оказавшись в реальных условиях, где навык необходим, усвоение материала окажется неизбежным. Человек и сам поймет, в каких местах информация изучена неполностью. Метод поспособствует раскрытию способностей и появлению новых амбиций.

Развитый интеллект как инструмент достижения успеха

6 способов повысить качество усвоения материала

Человек, который быстро учится новому, всегда имеет высокую конкурентоспособность. Он будет предпочтительнее того, кто десятилетиями использует одну и ту же информацию. Существует 6 методов усвоения материала, которые повысят скорость обучения.

  • Обучение других людей (или хотя бы имитирование этой ситуации)

Нужно представить, что материал пересказывается другому человеку. Мнимый ученик тоже запоминает информацию и хочет ее усвоить. Важно использовать все вышеперечисленные приемы: воздействие на разные органы чувства, интересная подача, образы, личный опыт и др. Ученые из Вашингтонского университета (Сент-Луисе) пришли к выводу, что роль учителя помогает быстрее учить информацию.

  • Отведение на обучение небольшого количества времени

Отведение на обучение небольшого количества времени

Отведение на обучение небольшого количества времени

В Луизианском университете проводилось исследование, в ходе которого определили оптимальное время для занятий – от 30 до 50 минут. Более коротких модулей может не хватить для усвоения материала, а более длинные утомят человека. Концентрация во втором случае снизится.

Также эксперты советуют делать передышку от 5 до 10 минут. Нил Старр предложил возобновлять повторение информации в любое свободное время. Например, в небольшом перерыве можно потренироваться на карточках со словами, проговорить изученное вслух.

Александр Сагун

Мы вместе с экспертами по построению карьеры подготовили документы, которые помогут не ошибиться с выбором и определить, какая профессия в IT подходит именно вам.

Благодаря этим гайдам 76% наших студентов смогли найти востребованную профессию своей мечты!

Скоро мы уберем их из открытого доступа, успейте скачать бесплатно:

Гайд по профессиям в IT

5 профессий с данными о навыках и средней заработной плате

100 тыс. руб за 100 дней с новой профессией

Список из 6 востребованных профессий с заработком от 100 тыс. руб

Критические ошибки, которые могут разрушить карьеру

Собрали 7 типичных ошибок. Их нужно избегать каждому!

Женщины в IT: мифы и перспективы в карьере

Как делать хороший дизайн интерфейсов

Как прокачать свою технику речи

pdf иконка

4,7 MB

Ученые из Калифорнийского и Принстонского университетов выявили закономерность. В сравнении со студентами, которые не записывают информацию, конспектирующие запоминают больше важных моментов. Если человек фиксирует данные не вручную, а на компьютере, сфокусироваться на главном сложнее. Согласно исследованию, такие студенты чаще отвлекаются, поэтому могут легко сбиться с мысли.

Пэм Мюллер отметил, что любители электронного конспекта хуже решают концептуальные вопросы. Почти не обрабатывая информацию, они автоматически ее записывают. При конспектировании вручную человек стремится писать короче, поэтому опускает лишние слова, подбирает синонимы и т.д. В итоге он работает продуктивнее, чем с компьютером.

  • Отсутствие страха подремать между подходами

Многие боятся немного поспать, так как думают, что информация плохо запомнится. На самом деле в таком случае усвоение материала будет не просто не хуже, а даже качественнее, чем у недремлющих. Теорию подтвердили исследователи из главного журнала Ассоциации психологических наук – Psychological Science. Они провели эксперимент, в котором участники из Франции учили перевод 16 французских слов на суахили. На запоминание им давалось два полноценных занятия.

Первая группа изучала материал утром и вечером того же дня, а вторая – вечером этого дня и утром следующего. Соответственно, ночью вторая группа прерывалась на сон. У нее среднее количество выученных слов составило 10 из 16 представленных, а у первой группы – лишь 7,5.

Даже если речь идет об усвоении теоретического материала, запоминание должно происходить разными методами. Ученые из Университета Джонса Хопкинса уверены, что обилие подходов сохранит интерес и мотивацию, а также повысит скорость обучения. В эксперименте в качестве информации выступали данные с компьютера. Первая группа учила их на протяжении нескольких занятий одним и тем же способом, а другая использовала разные приемы. Студенты из второй группы показали лучший результат.

Пабло Селник, главный автор эксперимента, подвел итоги и отметил важность присутствия модификаций. Даже небольшие изменения пойдут на пользу.

Полезные привычки для лучшего усвоения материала

Одного желания для хорошего усвоения недостаточно. Если мозг не подготовлен, то он не позволит выучить информацию на должном уровне. Именно полезные привычки будут поддерживать разум и его способность к запоминанию материала в тонусе. Далее будут перечислены главные привычки, способствующие качественному усвоению информации.

Некоторые ошибочно полагают, что физические упражнения необходимы лишь для красивого тела. Но они не менее важны для эффективного функционирования разума. Можно самостоятельно провести опыт и проверить данное утверждение. Попытки прогуляться или развеяться в спортивном клубе помогут решить задачи, которые еще мгновение назад казались непосильными. Прилив энергии активизирует мыслительные способности. По словам ученых, хватит всего 15 минут спорта.

Полезные привычки для лучшего усвоения материала

Полезные привычки для лучшего усвоения материала

В усвоении материала могут помочь и медитации. Они расслабят человека и заставят его сконцентрироваться на важном. Регулярные медитации однозначно усилят эффект.

  • Употребление большего количества вещества Омега-3

Омега-3 – это полиненасыщенные жирные кислоты, которые незаменимы для организма человека. Они отвечают за уровень внимания и запоминания, а также за скорость мышления. Найти вещество можно в капсулах или натуральных продуктах, таких как грецкие орехи, льняное масло, тыквенные семечки или арахис. Важным источником Омеги-3 является и жирная рыба (сардина, палтус, лосось, скумбрия). Именно поэтому уже давно говорят, что рыба помогает лучше думать.

Недосып не позволит мозгу работать в нормальном режиме, так как он снизит скорость мыслительных процессов. Также есть риск уменьшения здравого смысла умозаключений.

Но правило действует и наоборот, поэтому крепкий сон способен вернуть концентрацию. Если повторить информацию перед сном, то усвоение материала произойдет прямо ночью. Данные закрепятся в памяти на долгое время.

Развитие памяти и внимания: запускаем процесс

Заниматься одним и тем же делом не просто неэффективно, но и опасно. Это влечет за собой негативные физические и психологические моменты. Мозгу нужно давать время для обобщения и систематизации материала.

В качестве отвлекающего хобби лучше выбирать такое, в котором будет тренироваться координация глаз и рук (к примеру, жонглирование предметами). Но стоит отметить, что преимущества от увлечения уйдут сразу после того, как человек его бросит.

Усвоение материала – это вовсе не про вечную скуку. Даже если требуется выучить много информации, не нужно отчаиваться. Не зря говорят, что смех продлевает жизнь. Также он способствует нахождению нестандартных решений.

Пусть позитивный настрой и уверенность станут основными спутниками ученика. Эффект Плацебо придется кстати, ведь вера в свои силы действительно их приумножит.

Конечно, нам всем хотелось бы усваивать информацию быстро и эффективно.

Касается ли это изучения иностранного языка, незнакомого инструмента или нового вида спорта, ускорение процесса обучения дает множество преимуществ. Но проблема в том, что у нас на это ограниченное количество времени.

Ключ к ускоренному обучению, однако, не в том, чтобы посвятить занятиям большее количество часов, но в увеличении эффективности этого процесса.

Память аналогична сосуду с водой

Представьте, что вам необходимо наполнить ведро водой. Большинство ведер без труда вмещают и удерживают жидкость до тех пор, пока вода не начнет переливаться через край.

Мозг функционирует несколько иначе. Фактически, информация, попадая в память, затем постепенно ускользает из нее. И если сравнивать мозг с сосудом, то это будет скорее дырявое протекающее ведро.

ведро с водой

Аналогия с протекающим ведром звучит, конечно, негативно, тем не менее, это абсолютно нормальное явление. И если только вы от рождения не одарены фотографичной памятью, то полезно знать, что человеческий мозг не был предназначен для того, чтобы большие объемы информации, каждый факт, ответ или опыт, который встречался в его жизни.

Как запоминать 90% изучаемой информации

В 60-е годы прошлого века институтом NTL в Бетеле (штат Мейн, США) была описана пирамида обучения, наглядно отображающая эффективность обучения и способность мозга запоминать новые знания.

Как показали исследования, человек усваивает:

  • 5% информации, воспринимаемой через лекции (в университетах, колледжах и т.п.);
  • 10% прочитанной информации (из книг, статей и т.д.);
  • 20% аудио-визуальной информации (приложения, видео и т.д.);
  • 30% информации, воспринятой с помощью наглядных презентаций;
  • 50% изученного в ходе групповых дискуссий;
  • 75% информации, которая применялась на практике (полученные навыки);
  • 90% информации, которая использовалась сразу (а также, если требовалось научить кого-либо еще).

Learning Pyramid

Как происходит обучение у большинства людей?

Книги, аудиторные лекции, видео – это неинтерактивные способы восприятия информации с низкой эффективностью, поскольку порядка 80–95% знаний влетает в одно ухо и вылетает из другого.

Это условие означает, что:

  • Если вы учите иностранный язык, отдавайте предпочтение не мобильным приложениям, а общению с носителями языка, поскольку это возможность мгновенной обратной связи в обучении.
  • Если вы хотите привести себя в хорошую форму, то, вместо просмотра тренировочных роликов на Youtube, занимайтесь у персонального инструктора по фитнесу.
  • Если вы хотите играть на музыкальном инструменте, обратитесь к учителю музыки.

По большому счету, к этому все сводится. Это следует признать наиболее “правильным”, хотя и не самым легким подходом в приобретении новых знаний и навыков.

Время или деньги?

Конечно, занятия с индивидуальными инструкторами, учителями и тренерами заметно дороже, чем другие варианты обучения. Однако, оно и гораздо более эффективное.

Например, согласно приведенным выше данным вы можете потратить 1 час на обучение и усвоить 90% материала, и вы можете потратить тот же час и усвоить только 10% материала. Разница в девять раз!

Есть еще такой момент, что индивидуальный инструктор или преподаватель может дать вам совет, опираясь на свой богатый опыт, который будет полезен именно вам. Никакое чтение или просмотр видео никогда не даст такого понимания и разница в эффективности обучения может быть гораздо больше, чем 9 раз.

Резюмируя все вышеизложенное: зная, как усвоить больше информации, мы становимся заметно эффективнее в использовании своего времени. А время, это наш основной жизненный ресурс.

9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно

Полезные советы

Необходимо в короткие сроки запомнить большой объем информации? Готовитесь к экзамену? Хотите улучшить память, повысить уровень IQ и снизить риск развития старческой деменции? Тренируйте мозг, не давайте ему скучать и лениться, нагружайте полезной информацией, причем, чем больше ее будет, тем лучше!

Мы же расскажем о методиках и небольших хитростях, которые помогут надолго запоминать максимум информации за минимум времени.

1. Вникание в суть

zapominat1.jpg

Немецкий психолог Герман Эббингауз составил "кривую забывания", демонстрирующую, как долго в памяти человека может храниться новая информация.

Так, механическое заучивание (или зазубривание) материала без вникания в его смысл приводит к тому, что через час Вы будете помнить около 60% новой информации, спустя 10 часов – 35%, а через 6 дней из глубин Вашей памяти Вы извлечете не более 20% выученного материала.

А вот осмысленная информация откладывается в так называемой долговременной памяти, а, следовательно, и помнится намного дольше, особенно если периодически ее повторять. Кроме того, вникнув в суть изучаемого материала, Вы запомните его в 9 раз быстрее.

2. Интервальные повторения

zapominat2.jpg

Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания.

Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.

Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:

  • первое – спустя 20 минут после заучивания;
  • второе – спустя 6 – 8 часов;
  • третье – через сутки.

Для лучшего усвоения материал рекомендуется не просто перечитывать, а активно извлекать из памяти, то есть вспоминать, подглядывая в источник.

Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:

  • первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
  • второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
  • третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).

В идеале рекомендуется повторять изучаемый материал ежедневно, но уделять этому не больше 15 – 20 минут, чтобы не перегружать мозг.

Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.

3. Эффект края

zapominat3.jpg

Данное явление, открытие которого также принадлежит Г. Эббингаузу, заключается в том, что мы быстрее запоминаем и наиболее точно воспроизводим информацию, расположенную в начале и в конце текста.

Не верите? Проведем небольшой тест на внимательность и запоминание. Мы озвучим ряд слов, которые Вам необходимо повторить.

Шоколад, листопад, поезд, газета, радиоволны, кровать, вышка, радость, сон, стройка, ручка, шахматы.

Какие слова из списка Вы вспомнили первыми? Шоколад и шахматы?

А как насчет слов из середины списка? Сколько из них Вы смогли воспроизвести – три, пять? Что ж, Вам есть к чему стремиться.

Но как эффект края поможет запомнить информацию? Легко!

Прочтите текст, который Вам необходимо выучить. Выделите наиболее сложные части и начинайте заучивать их первыми либо последними.

Конечно, нельзя утверждать, что эффект края срабатывает всегда на 100%, но в большинстве случаев он действительно работает.

4. Метод Фейнмана

zapominat4.jpg

Ричард Фейнман – физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии – сформулировал алгоритм обучения, позволяющий быстрее и глубже изучать любую тему.

Этот простой метод основан на объяснении нового и сложного материала понятным и простым языком, облегчающим запоминание.

Суть методики можно свести к трем простым пунктам:

  1. Тезисно выписываем все, что знаем по теме, которую необходимо выучить.
  2. Выделяем "пробелы" в знаниях и восполняем их, причем новую информацию следует записывать максимально простым языком, не содержащим сложных терминов и длинных предложений.
  3. Объединяем всю имеющуюся информацию в одну простую и интересную историю, изложить которую на листке бумаги необходимо так, чтобы ее понял восьмилетний ребенок. А затем пересказываем ее.

Используйте сравнения, визуализацию (сопровождайте записи схемами, графиками, рисунками). Помните о том, что 90% информации мы воспринимаем посредством зрения.

Можете записать свой рассказ на диктофон или любой другой гаджет, что поможет обнаружить во время пересказа "белые пятна", которые необходимо снова проработать.

Вы можете возразить, что этот метод давно используется и без Фейнмана, и будете абсолютно правы. Все новое – давно забытое старое. Фейнман систематизировал, структурировал и дополнил этот простой, но эффективный метод запоминания.

Прибегнув к методу Фейнмана, из самого скучного и неинтересного материала можно сделать интересную и увлекательную историю, которую поймет и запомнит как взрослый, так и ребенок.

5. Метод массированного запоминания

zapominat5.jpg

Этот метод знаком нам со школьной скамьи. Он максимально прост, понятен и приносит свои плоды.

Конспектируйте материал, который необходимо выучить. Выписывайте основные тезисы от руки, перефразируйте их более понятным языком, выделяйте важную информацию с помощью контрастного цвета, используйте списки и нумерацию. Это поможет не только вникнуть в материал и надолго его запомнить, но и при необходимости быстро освежить в памяти основные моменты.

Но это не все, ведь мы говорим о массированном запоминании, а, следовательно, задействуем все органы чувств. Поэтому не только переписываем и просматриваем материал, но еще проговариваем и прослушиваем его.

6. Интерференция

zapominat6.jpg

Схожие воспоминания смешиваются – в этом и состоит суть интерференции. Новая информация, накладываясь на похожую старую, усложняет процесс запоминания.

Приведем простой пример: для разблокировки своего гаджета Вы годами используете один и тот же пин-код (рисунок, графический символ). Со временем он Вам порядком надоедает, и Вы решаете его сменить. В первое время при каждом введении нового кода или графического символа автоматически память будет выдавать старый вариант кода, поэтому от Вас потребуется определенное усилие, чтобы вспомнить новую комбинацию. Пройдет несколько дней или недель, и Вы автоматически будете вспоминать уже новый код, тогда как старый постепенно забудете.

Для уменьшения негативного влияния интерференции рекомендуется схожую информацию изучать в разные временные промежутки. Если такой возможности у Вас нет, разбейте материал на блоки и организуйте процесс запоминания таким образом, чтобы изучаемые друг за другом части текста были максимально непохожи.

И еще один совет: если Вам необходимо осилить большой объем информации, не просто разбейте ее на блоки, а еще изучайте в разных помещениях (при желании, можете делать это на улице или в транспорте). Смена обстановки при запоминании отдельных блоков поможет избежать перемешивания информации.

7. Дворец памяти (чертоги разума)

zapominat7.jpg

Мнемотехника с таким поэтичным названием основана на построении ассоциативного ряда. Она позволяет не только разложить информацию по ячейкам памяти небольшими порциями, но и связать между собой логическими ассоциативными нитями.

Скажем сразу – это достаточно непростая техника для новичка, но освоив ее, Вы сможете не только быстро запоминать информацию, но и использовать лишь ту ее часть, которая необходима здесь и сейчас, тем самым не перегружая мозг.

Как создать стойкие ассоциативные связи между знакомой информацией и новой:

  1. Выберите место "строительства" замка. На первых порах лучше, чтобы в качестве знакомой информации выступала Ваша квартира, где Вам все знакомо до мелочей. Со временем, когда Вы освоите технику, может "строить" в своем воображении настоящие дворцы.
  2. Прикрепите новые образы к предметам интерьера, которые принято называть "опорными пунктами". Важно, чтобы опорные пункты выделялись последовательно: по часовой стрелке либо против нее. Это поможет выстроить логически понятные связи и не запутаться в локациях. Кроме того, чем эмоциональнее и неординарнее будут ассоциации, тем быстрее они запомнятся.
  3. Включаем воображение и придумываем небольшой рассказ с учетом опорных пунктов и ассоциаций.

Рассмотрим, как работает метод, на примере.

Составляем список покупок, в который входят 10 продуктов (не будем оригинальными и возьмем базовый набор):

  • бублик;
  • сахар;
  • молоко;
  • бананы;
  • картофель;
  • куриное филе;
  • яйца;
  • зеленый лук;
  • печенье;
  • кофе.

Представим наш "дворец памяти", вернее, кухню, раз уж мы собрались в продуктовый магазин. Выделим опорные пункты, расположенные по часовой стрелке в такой последовательности:

  • дверь;
  • обеденный стол;
  • ваза с фруктами на обеденном столе;
  • стул;
  • подоконник;
  • холодильник;
  • столешница;
  • хлебница;
  • раковина для мытья посуды;
  • плита.

Приступаем к созданию ассоциативных связей:

  1. Мы хотим открыть дверь, чтобы войти на кухню, но на дверной ручке висит три бублика (количество можете менять на необходимое).
  2. Подходим к обеденному столу, который весь усыпан сахаром.
  3. Из вазы с фруктами течет молоко.
  4. На стуле лежит кожура от банана.
  5. На подоконнике растет картофель, как на грядках.
  6. Открываем холодильник, а там нас ждет сюрприз в виде живой курицы.
  7. На столешнице видим разбитые яйца.
  8. Из хлебницы торчат перья зеленого лука.
  9. В раковине вместо посуды лежат килограммы печенья.
  10. А на плите, несмотря на весь этот хаос, варится чашечка ароматного черного кофе.

Может показаться, что все это глупо, нелепо и требует массы времени и сил (легче ведь написать список продуктов на листке бумаги), но на самом деле после нескольких тренировок Вы сможете запоминать списки из 50 пунктов. Главное – не менять обстановку в Вашей локации и последовательность ее прохождения.

Проверьте на себе эффективность техники и поделитесь своим результатом в комментариях.

8. Использование мнемотехник

zapominat8.jpg

Вообще ассоциативные связи, являющиеся основой мнемотехник, это мощное подспорье при запоминании информации:

  1. Применяйте мнемонические фразы: все мы с детства помним цвета радуги и их расположение благодаря выражению "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".
  2. Рифмуйте информацию, которую Вам тяжело запомнить.
  3. Помогает овладеть новым материалом его напевание (вспомните, как в детстве мы учили нараспев стихи). Аудиальные ассоциации многим из нас помогли выучить английский алфавит со знаменитой песенкой "ABC song". И вообще: если Вы легче запоминаете информацию на слух, просто записывайте ее на диктофон или любой другой гаджет. К тому же это очень удобно, ведь повторить материал Вы можете всегда и везде – в транспорте или на пробежке.
  4. Визуализируйте: чертите схемы, диаграммы, графики, создавайте целые картины, пусть даже понятны они будут только Вам, причем не только на бумаге, но и в своем воображении.

9. Структурирование информации

zapominat9.jpg

Всем известная техника, заключающаяся в том, что информация делится на части для более глубокого изучения и максимально продуктивного запоминания. При этом важно грамотно структурировать материал, сгруппировав блоки по темам и подтемам.

Приведем небольшую аналогию. Если нам необходимо перенести груз весом в 100 кг, у нас есть два варианта:

  • сэкономить время и перенести в один заход все 100 кг, но при этом надорвать спину, уронить что-либо и повредить ценный груз;
  • разбить 100 кг на равные части и сделать 5 – 10 заходов, потратить на это чуть больше времени, но остаться здоровым и обеспечить целостность и сохранность того, что мы переносим.

Так же и с информацией: лучше разбить ее на части, чем попытаться зазубрить все и сразу, но при этом ничего не понять и не запомнить важных деталей.

Именно так мы учили стихи: сначала одно четверостишье, затем другое, а после объединяли обе части в одно целое.

И еще несколько простых советов, которые помогут быстро запомнить новую информацию:

В 2016 году в СМИ появилась информация об очень значительном открытии: в ходе исследований американскими учеными был сделан вывод, что объем памяти мозга человека составляет 1 петабайт. Это показывает, что возможности нашего мозга огромны и его можно развивать. Но помогает ли такое занятие, как чтение книг развить память?

Стать умнее и знать больше других: как чтение развивает память

Мозг — меняющаяся структура, которая постоянно запоминает новую информацию и удаляет старые и ненужные данные. С тех пор, как мы создали компьютеры и устройства для хранения данных, ученым стало интересно, какое количество информации может вместить в себя мозг. Оказалось, что это число — примерно 1 петабайт. Значит ли это, что возможно занять всю свободную память мозга? И если такое занятие как чтение улучшает память, может ли оно позволить приблизиться к этому фундаментальному пределу?

Как ученые измерили объем памяти мозга?

Неврологи Терри Сейновски и Кристен Харрис, исследуя, как функционируют нейроны гипокампа, обнаружили, что на синапс приходится примерно 4,7 бита памяти. По словам Сейновски, это значит, что полученные измерения увеличивают консервативную оценку объема памяти в 10 раз, как минимум до петабайта, примерно до объема всей текстовой информации в интернете. Нас с детства учат, что чтение развивает память. Может ли чтение в таком случае помочь увеличить максимально доступный объем информации, которая хранится в мозге?

И без исследований американских ученых понятно, что каждый из нас, обладатель такого сложного органа, как человеческий мозг, имеет большой потенциал к развитию. Человек может прочесть за свою жизнь тысячи книг, выучить, как минимум, пару десятков языков и усвоить действительно большой объем информации. Однако память устроена не так просто, и в действительности запомнить объем, сопоставимый с 1 петабайтом, невозможно. Даже несмотря на то, что чтение книг развивает память, преодолеть фундаментальный предел мозга при помощи этого занятия невозможно.

Мозг

Чтение позволяет развивать не только память, но и концентрацию, словарный запас и гибкость мышления Pixabay

Как прокачать мозги

В другом исследовании американский ученый Роберт Уилсон с группой коллег в течение шести лет наблюдал за пожилыми испытуемыми (коих было почти 300 человек). После смерти испытуемых мозг каждого исследовали на наличие патологических изменений. Оказалось, что люди, которые на протяжении жизни читали больше среднего, на 32% меньше были подвержены проблемам с памятью, в то время как люди, которые совсем не читали, теряют память на 48% быстрее тех, кто уделяет среднее количество времени на это занятие. Значит ли это, что чтение книг развивает память?

Читайте также: