Полное сообщение усваивается человеком на 30 через речь интонацию

Обновлено: 05.07.2024

На главную Лекции и практикум по психологии Преподавание психологии Методика преподавания психологии - Речь

Методика преподавания психологии - Речь
Лекции и практикум по психологии - Преподавание психологии
Индекс материала
Методика преподавания психологии
Некоторые пути и средства, повышающие эффективность преподавания психологии
Предмет, задачи и методы психологии
Развитие психики
Ощущение
Примерный план наблюдений за звуковым анализом слов на уроке русского языка в 1 классе
Восприятие
Примерный план наблюдений за восприятием учащихся на уроке
Внимание
Память
Воображение
Мышление
Речь
Альбом иллюстраций
Все страницы

При восприятии текста в воображении учащихся возникают образы-картины. Нужно, чтобы они сравнили между собой образы, возникшие при слушании первого и второго отрывков, и ответили на вопрос, какая из возникших в их воображении картин создает соответствующее настроение для восприятия дальнейших событий (гибель Сокола). Дальше следует перейти к анализу тех языковых средств, которыми автор достигает соответствующего воздействия на читателей. На основании этоге анализа можно сделать вывод о значении подбора слов и выражений, наиболее точно выражающих мысли, чувства человека для их (понимания.
Чтобы показать значение выразительности речи для ее понимания, предложите учащимся из синонимов, обозначающих действие войти в дверь, выбрать словосочетание, наиболее точно характеризующее различные персонажи из произведений Н. В. Гоголя. Учащиеся должны ответить на вопрос, какой из глаголов: вошел, ввалился, вломился, влетел, ворвался, втиснулся, вполз, впорхнул — наиболее подходит для характеристики Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Коробочки, Хлестакова и др. Подбирая наиболее подходящие выражения, которые дают представление не только о самом действии, но характеризуют способ действия и лицо, его выполняющее, учащиеся лучше поймут и почувствуют значение слова как формы мысли, полнее увидят его обозначающую и воздействующую функцию. Все это заставит учащихся внимательнее относиться к собственной речи. [108]

Наверняка вы часто слышали утверждение о том, что человек большую часть информации воспринимает невербально. То ест не через слова, а какими-то другими способами. Через мимику, например, через жесты, позы, через интонацию, наконец.

Особенно часто об этом говорят в разных психологических журналах и на соответствующих сайтах. Даже приводятся некие исследования, согласно которым высчитаны проценты передачи информации. То на одного ученого ссылаются, то на другого.

Вот типичная цитата:

"Французский психолог Франсуа Сюдже в своей книге "Правда о жестах" написал, что на долю жестов и мимики приходится почти 55% информации, еще 38% сведений при общении люди усваивают через интонацию".

"Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счёт вербальных средств на 7 %, за счёт интонации на 38%, и за счёт мимики и жестов – на 55%".

Забегая вперед, скажем, что первоисточником этого мифа является как раз таки профессор Мейерабиан, а французских психолог просто упоминал о его данных.

А теперь давайте задумаемся вот над чем. Представьте, что вам в университете преподаватель читает лекцию о творчестве Жана-Жака Руссо. Абсолютно условный пример, можете легко заменить его на оживленную дискуссию о достоинствах той или иной марки автомобиля. Или обсуждение фасона платья у очередной телезвезды.

Так вот, уберите из всех вышеназванных примеров слова. Или замените их на что-нибудь нечленораздельное. Сколько информации вы почерпнете из мимики, жестов и интонаций? Ну наверное, не совсем ноль, но что-то близкое к нулевому уровню. Скажем, процентов пять. Или ладно, будем щедрыми - 7%.

Но ведь психологи нам почему-то говорят обратное. Якобы это на слова приходится 7% информации, а на все остальное - 93% в общей сложности.

Вся причина в том, что массовое сознание неверно интерпретировало результаты исследования профессора Альберта Мейерабиан. Он действительно проводил эксперимент. Но здесь важно понимать, что именно это был за опыт.

Испытуемым проигрывали звукозапись, на которой неизвестный человек говорил разные слова приятные, нейтральные или негативные. Например: "Спасибо", "Не надо", "Дорогой", "Ужасно", "Возможно" и т.д. При этом интонация могла совершенно не соответствовать словам (а могла и соответствовать). Одновременно им показывали фотографию человека, испытывающего какую-либо эмоцию.

Дальше нужно было определить по совокупности всех этих факторов, что чувствует человек в реальности, назвать его эмоцию.

Эксперимент показал, что в этих условиях и при такой задаче участники ориентируются в большей степени на изображение, то есть мимику и жесты (55%) , немного меньше на интонацию (38%) и почти никакого значения не придают смыслу слов (7%). Все очень логично.

Теперь вы понимаете, в чем подвох всех этих цифр?

Они показывают, на что опирается человек при считывании ЭМОЦИЙ собеседника. А информация тут вообще ни при чем! Информация как раз через слова в подавляющем большинстве при естественном общении и передается. Иначе бы вы свободно понимали любого иностранца, не имея ни малейшего представления о его языке.

В современном мире человек находится под влиянием большого объема информации, которая поступает извне. Каждый день нашему мозгу необходимо справляться с огромным потоком информации. Восприятие, запоминание, применение информации, это, пожалуй, сейчас главная проблема всего человечества.

С помощью слуха как органа чувств человек способен воспринимать около 13% информации.

Познание окружающего мира и самого себя с помощью центральной нервной системы и органов чувств называется когнитивной системой человека. Когнитивные процессы также называют познавательными процессами.

Когнитивные процессы бывают базовыми или низшими (ощущение и восприятие, внимание, память), высшими или сложными (ум или интеллект, мышление и речь).

Какие когнитивные процессы участвуют в ходе слушания?

Слушание ‒ процесс сконцентрированного восприятия зрительных и слуховых стимулов, приписывания им смысла.

Сначала рассмотрим данный вопрос на базовых познавательных процессах. Ощущение возникает в результате действий различных стимулов и сигналов из окружающего нас мира. Ощущение мы принимаем с помощью органов чувств, познавая, таким образом, окружающий мир и самого себя, от нашего собственного тела. Восприятие же предполагает определенную интерпретацию полученной информации, формируется в процессе активной практической деятельности на основе ощущений.

Следовательно, такой когнитивный процесс как ощущение участвует в слушании, с помощью слуха как органа чувств человека. Также и восприятие присутствует в процессе слушания. Это можно рассмотреть на примере, с помощью социальной модели. Девушка послушала новую песню её любимой исполнительницы, эта композиция была очень чувственной и задела струнки души. Таким образом, на этом примере мы видим, что девушка, услышала песню, здесь сработало ощущение, и переосмыслила её, это восприятие.

Последний вид базового познавательного процесса - память. Память позволяет шифровать получаемые из окружающей среды данные, хранить их и в дальнейшем восстанавливать. Память напрямую участвует во всех процессах восприятия информации человеком, в том числе и на слушание. Без памяти мы просто бы не запомнили эту информацию.

Далее рассмотрим высший когнитивный процесс ум или интеллект. Это совокупность способностей, позволяющих нам решать различные задачи. Этот процесс также непосредственно участвует в процессе слушания. Например, на уроке математики ученик внимательно выслушал алгоритм решения задачи и смог затем воспроизвести его на доске. В этом примере задействованы два когнитивных процесса это память и ум.

Мышление отвечает за решение проблем, рассуждение, принятие решений. С помощью мышления наш мозг упрощает поступающую информацию, группирует идеи, предметы и т.д., использует различные способы, чтобы быстрее думать и анализировать информацию. Например, в школе ученикам необходимо быстро и кратко записать лекцию учителя по истории, для этого ученики используют схемы и таблицы, для упрощенной записи информации. Таким образом, данный познавательный процесс необходим в слушании, однако порой не позволяет принять полной информации.

Последний когнитивный процесс это речь. От речи напрямую зависит само понимание информации в процессе слушания, поэтому данный процесс является самым главным.

Эмоциональный процесс - психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность ( поведение , восприятие , мышление ). Среди эмоциональных процессов выделяют аффекты , эмоции , чувства и настроения . Все они похожи, поэтому можно сделать общий вывод, что эмоциональные процессы могут повлиять на речь, от которой зависит качество слушания.

Аффект – кратковременный и интенсивный эмоциональный процесс проявляется в изменении работы внутренних органов. Например, из-за волнения человек на выступлении начал заикаться, повторяться, и поэтому трудно было усвоить, о чем он говорил. Эмоции можно рассмотреть на примере тревоги, если у человека выраженная тревога, то он не сможет обдуманно говорить, отчего невозможен процесс слушания. Чувства можно отразить на примере восхищения, мужчина восхищен спектаклем в театре, поэтому он говорит своему другу о своих чувствах, об игре актеров, он цитирует монолог персонажа, этот мужчина говорит быстро, пытаясь не забыть детали, интонация его голоса меняется. В таком случае процесс слушания для его друга может быть затруднен. Настроения можно рассмотреть на примере скуки. Студент в институте рассказывает семинар, но у него плохое настроение, ему просто скучно, поэтому он говорит монотонно, безынтересно, от этого процесс слушания очень затруднен. Таким образом, эмоциональные процессы, безусловно, важны в процессе слушания, от эмоционального состояния говорящего зависит понимание и усвоение информации.

Искажениями информации в ходе слушания могут быть барьеры коммуникации, помехи, мешающие осуществлению контактов между коммуникатором и реципиентом, препятствуют пониманию, усвоению информации. В процессе слушания можно выделить такие помехи, как технические, психологические, психофизиологические, социальные, культурно-национальные. Также существуют такие помехи, которые обусловлены восприятием (языковой барьер), семантические барьеры (для каждого человека слова и символы имеют разное значение, значение символов выявляется через опыт), невербальные преграды (для слушания специфика речи, качество голоса, грамотность, интонация и т.д.), неумение слушать (необходимо внимательно слушать и воспринимать коммуникатора, вникать в состояние его души). Таким образом, искажение информации частое явление в процессе слушания, поэтому информация порой воспринимается и понимается не так как надо.

Забывание – это полна потеря или исчезновение определенной информации, своего рода возврат к прошлому, когда материал исчезает бесследно.

Сначала забывается то, что было усвоено недавно, затем процесс забывания распространяется на то, что усваивалось раньше. Причинами забывания являются: недостаточная концентрация внимания, несоблюдение законов памяти, сложность информации или её плохая структурированность, слаборазвитая природная память, утомление, старение. Лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце (эффект края). Быстрее забывается то, что недостаточно понятно, неинтересно, при утомлении.

Процесс забывания протекает неравномерно, наибольшая потеря памяти происходит сразу же после запоминания, далее происходит медленнее (через час после заучивания более 50% информации забывается). Физиологическая основа забывания — торможение временных связей. Скорость забывания находится в прямой зависимости от объема информации и трудности её усвоения.

В психологии есть психическое явление реминисценция – это более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально заученной информацией.

Ретроактивное забывание - выражается в том, что деятельность, следующая за заучиванием, вызывает торможение только что образованных временных связей, что снижает дальнейшее воспроизведение материала. Особенно заметно действие ретроактивного торможения тогда, когда вслед за заучиванием одного материала заучивается другой, сходный с ним материал.

Таким образом, процесс забывания можно назвать закономерным процессом, факторами которого являются время, характер деятельности, степень активности использования информации, работа защитных механизмов психики.

Для быстрого усвоения, понимания получаемой информации необходимо знать приемы эффективного слушания.

Речь является главным, хотя и не единственным источником воздействия и передачи информации в профессиональном общении. Владение собственным голосом, его громкостью и интонацией, умение правильно управ- лять ритмом речи, искусство расстановки речевых пауз – существенно влияют на усвоение собеседником представляемой ему информации и предопределяют успешность воздействия на него. Владение техниками актив- ного слушания помогают поддерживать общение, а искусство использования вопросов – управлять вниманием и мышлением собеседника. Рассмотрим подробнее эти характеристики и психотехники.

Характеристики речи

Одну и ту же информацию можно по-разному представить человеку (сказать), и она окажет различное воздействие на него. Важным фактором, влияющим на восприятие речи, является то, как человек говорит. Речь мо- жет быть выразительной, чувственной и эмоциональной, а может быть вя- лой, безразличной. Соответственно, она будет оказывать различное воз- действие на слушателя. Рассмотрим некоторые характеристики речи.

Для того чтобы более эффективно владеть собственной речью и пра- вильно использовать голос в процессе профессионального общения рас- смотрим следующие характеристики.

Темп речи. Это понятие включает быстроту речи, длительность звучания отдельных слов и длительность пауз. Профессиональные коммуникаторы хорошо владеют своей речью и умеют подстраивать ее темп в соответствии с излагаемой информацией. Уверенная, содержательная речь, как правило, имеет средний, ровный темп с четким разделением слов. Сложные идеи следует излагать в более медленном и равномерном темпе. Необходимо давать слушателю время для осмысления того, что вы говори- те (если, конечно, вы не преследуете другие цели).

Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервоз- ность говорящего. Эмоциональное напряжение часто приводит к стремлению завершить происходящее как можно быстрее. Чем больше напряжение, тем быстрее обычно становится речь.

Во время публичного выступления следует осознавать, что даже если времени для изложения всей информации мало и лектор будет пытаться ее дать с удвоенной скоростью, то все, чего он добьется, это уменьшение степени ее понимания в два раза. Однако слишком медленная и вялая речь может привести к тому, что можно потерять внимание и интерес аудитории.

Кроме того, одной из особенностей, кроющихся в медленном темпе, является тенденция к появлению назидательных интонаций. И этим нужно уметь правильно пользоваться, различая информативное и воспитательное выступление.

Громкость. У каждого человека есть способность изменять гром- кость своего голоса в соответствии с условиями. Мы способны бессознательно оценивать расстояние до собеседника, уровень шума в аудитории и в соответствии с этим подстраивать громкость своего голоса. Например, в зашумленной аудитории человек старается говорить громче.

При этом следует учитывать, что громкий голос в сочетании с по- вышением его тональности и вибрацией воспринимается как неуверенный. Повышение громкости в сочетании с понижением его тональности придает голосу силу, но в тоже время может создавать ощущение агрессивности. Высота голоса.

Высота голоса является важным элементом переда- чи психического состояния говорящего и способна вызвать такое же со- стояние у слушающего. Низкий голос (особенно бас) передает уверен- ность. Соответственно повышение высоты голоса (особенно в сочетании с повышением темпа речи) может восприниматься как утрачивание кон- троля над ситуацией. Если такое действительно происходит, замедлите темп речи и немного снизьте высоту вашего голоса, и вы почувствуете себя увереннее.

Интонация. Интонации, пожалуй, наиболее важный элемент речи. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут передавать различные смыслы, вплоть до противоположных. В речи нет вопросительных или восклицательных знаков, их роль выполняет та интонация, с которой произносятся определенные слова. Во время общения человек использует от 10 до 20 различных нот. Интонации создают общий мелодичный рисунок речи и помогают удерживать внимание. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. При подчеркивании формальной ситуации речь становится более монотонной. Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение, сомнение. Глубокие эмоции – грусть, жалость, нежные чувства – передаются плавной сменой интонаций в речи.

Полезно упражняться в освоении различных интонаций. Например, потренируйтесь в произнесении одинаковых фраз с различной интонацией, придавая им разный эмоциональный смысл. Попробуйте при помощи ин- тонации передавать состояние заинтересованности, равнодушия, любо- пытства, тревоги, гнева, умиротворенности и др.

Пауза в речи. Пауза (молчание) – важный инструмент речи при уме- лом его использовании. Она позволяет не смешивать смыслы различных слов и предложений, выполняя разделительную функцию. Молчание в нужный момент может восприниматься как признак уверенности руково- дителя и оказывать сильное управленческое воздействие.

Иногда человек пытается скрыть свою неуверенность, вытесняя паузы. Тем самым его речь становится торопливой, сумбурной и менее понят- ной. Многие известные ораторы с успехом используют искусство молча- ния. Пауза перед кульминационным пунктом – это изюминка хорошего рассказа. Хотя без надобности затянутая, она может восприниматься как нерешительность. Своевременное использование паузы подготавливает аудиторию, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного. Использование пауз полезно в следующем ряде случаев.

Перед тем, как начать говорить. Пауза дает возможность слушателям подготовиться к восприятию, настраивает на внимательное слушание, а оратору дает возможность собраться с мыслями.

Для управления вниманием и усиления значения. Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно услышать или понять неправильно, применение пауз в нужный момент подчеркивает значение. Использование паузы в данном случае сравнимо с остановкой гида перед особой картиной.

Вместо знаков препинания. В данном случае паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понимания.

Смысловые ударения. В процессе управленческого общения профессиональный коммуникатор помечает важность отдельных ключевых слов, усиливая их воздействие при помощи смысловых ударений. Подобные смысловые ударения можно делать при помощи: – более медленного произнесения ключевых слов; – изменения громкости в момент их произнесения; – повышения или понижения интонации в процессе произношения слова; – выделения паузой.

Однако следует понимать, что большее значение имеет не столько то, как вы выделите слово, сколько то, какое именно это будет слово.

Использование вопросов в деловом общении

Выделяются следующие типы вопросов.

Открытые вопросы. Открытые вопросы предполагают развернутый ответ, затрудняя возможность простого ответа одним словом. Тем самым 91 открытые вопросы более направлены на поддержание коммуникации и дают возможность для обсуждения чувств и отношений участников. Наи- более эффективны для ведения диалога открытые вопросы типа: Каково ваше мнение? Каким образом? Почему? Как? и т. п.

Задающий вопросы является ведущим в беседе и может направлять ее в нужном направлении. При этом открытые вопросы предоставляют собеседнику свободу. Закрытые – ее ограничивают. Профессиональный управленец умеет успешно управлять коммуникацией, разворачивая или сворачивая ее в своих интересах правильным использованием открытых и закрытых вопросов. Зеркальные вопросы.

Зеркальный вопрос позволяет обеспечить непрерывность открытого диалога и помогает зафиксировать внимание на определенном смысле высказывания, не противореча собеседнику. Технически зеркальный вопрос состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенной собеседником для то- го, чтобы заставить его увидеть свое утверждение как бы со стороны, на- пример: – Я больше никогда не буду иметь с ним дела! – Никогда? – Сейчас у меня нет для этого средств! – Нет средств? Наводящие вопросы.

Наводящие вопросы, как следует из их названия, служат для того, чтобы подвести отвечающего к нужному ответу. Использование наводящих вопросов может быть средством помощи отвечающему найти нужный ответ. Однако при неправильном использовании наводящих вопросов они могут быть расценены как средство манипуляции, мешающее отвечающему человеку дать свободный ответ. Это может вынудить его принять защитную позицию и тем самым разрушить раппорт.

Встречные вопросы. В профессиональном общении необходимо не только уметь в нужный момент правильно задавать правильные вопросы, но и научиться отвечать на встречные вопросы. При этом следует различать цели, которые преследует участник, задающий вопрос. Кроме очевидной цели – получить ответ, вопросы могут задаваться и с иными целями. Так, например, в процессе публичного выступления и бизнес-презентации руководителю следует быть готовым к следующим типам встречных во- просов.

Сбивающие вопросы. Цель таких вопросов – перевести внимание аудитории в область интересов спрашивающего участника, лежащую в стороне от основного направления работы. Данные вопросы могут зада- ваться умышленно или непреднамеренно. В профессиональном общении необходимо удерживать содержание взаимодействия и не уходить в сторону от основной цель коммуникации. Лучше предложить рассмотреть пред- ложенные сбивающие вопросы в другое время.

Провокационные вопросы. Подобные вопросы чаще всего строятся на противоречии информации. Если так случилось, что вы не можете оправдать противоречия, то лучше и не пытайтесь оправдываться. Защищаясь, вы убедите собеседников в истинности провокационного замечания. Но даже если вы правы и непоследовательность, несогласованность информации имеет объективные причины, и вы можете доказать это, по- думайте нужно ли в данный момент разбираться с провокатором в ущерб цели общения.

Техники активного слушания

В управленческом взаимодействии руководителя техники активного слушания могут использоваться двояко: по прямому назначению – для того чтобы поддерживать психологический контакт с собеседником и де- монстрировать заинтересованность в продолжении беседы; в обратном смысле – для того чтобы разорвать психологический контакт и продемонстрировать незаинтересованность в дальнейшей беседе.

Рассмотрим техники активного слушания в контексте их прямого на- значения.

Соответственно если в то время как собеседник что-то говорит, вы рассматриваете предметы в кабинете, то тем самым вы невербально сообщаете, что вам в настоящее время не важен ни собеседник, ни то, что он говорит, по крайней мере, в этот момент.

Как наладить контакт с собеседником или аудиторией с помощью интонаций

Эмоциональное воздействие на собеседника, аудиторию осуществляется с помощью интонаций. Они помогают донести смыслы и изменить восприятие транслируемой информации; соответственно, именно от интонаций зависит результат разговора или выступления . С помощью голоса и интонаций человек может успокоить, спровоцировать, привлечь внимание или вызвать раздражение, даже если сам человек не ставил перед собой такую цель.


Ксения Чернова

Интонации в русском языке — это важнейшая составляющая нашей речи. Не столь важны слова, как их формы. С помощью интонаций мы транслируем смыслы. Возьмите любую фразу и произнесите ее с помощью разных интонаций — собеседник воспримет ее иначе; соответственно, результаты разговора будут другими.

Нужно понимать цель разговора и, отталкиваясь от этого, находить интонацию. С помощью нее мы привлекаем аудиторию — или же, наоборот, отталкиваем. Мы можем транслировать заинтересованность, равнодушие. Фальшивые же интонации могут вызвать недоверие.

речевая мелодика (изменение частоты тона при произнесении фраз)

временные характеристики (длительность, темп, пауза)

Эти компоненты позволяют выполнять функцию воздействия, а также наделять высказывание смыслом в зависимости от типа высказывания: повелительного, вопросительного, восклицательного, побудительного .

Мелодика речи — это так называемая мелодичность вашего голоса, которая напрямую связана с вашим эмоциональным состоянием. Если вы переживаете, ваша речь будет сжатой, скомканной, а напряжение будет передаваться аудитории.

Фразовое ударение позволяет делать смысловые акценты и обращать внимание аудитории на определенные фразы.

Меняя темп речи , вы также управляете вниманием собеседника или аудитории: чрезмерная размеренность может сделать речь скучной, и вас перестанут слушать; слишком быстрый темп также искажает восприятие, слушатель не успевает обрабатывать информацию. Поэтому необходимо выбирать средний и в то же время комфортный для вас темп речи, меняя его в зависимости от произносимого.

Ритм включает в себя темп и продолжительность произносимых фраз. Он помогает делать смысловые паузы, а также правильно разбивать предложения. Например, начиная абзац, вы можете постепенно идти к наиболее важным предложениям. Прочитайте следующие предложения вслух и почувствуйте, как меняется ритм:

Два / двадцать — два/ двести — двадцать — два/ две тысячи — двести — двадцать — два/ двадцать — две — тысячи — двести — двадцать — два

Тембр голоса — это яркость и окраска голоса, который может быть низким или высоким. Тембр напрямую зависит от особенностей строения нашего речевого аппарата: значение имеют объем и форма трахеи, плотность смыкания голосовых связок. Поэтому изменить тембр голоса достаточно сложно, однако вы можете экспериментировать с высотой звучания.

Паузы напрямую не относятся к интонациям, однако с их помощью мы также влияем на аудиторию . Временное молчание необходимо как слушателю для обработки полученной информации, так и самому спикеру, который во время пауз может сосредоточиться и немного отдохнуть.


Не бойтесь делать паузы. Если начали переживать во время выступления — задайте вопрос залу, сделайте вдох-выдох, сосредоточьтесь, вернитесь в ресурсное состояние. Паузы нужны для того, чтобы разговорить собеседника, а также необходимы для усвоения и обработки полученной аудиторией информации.

Все перечисленные выше компоненты и определяют нашу интонацию. Она в первую очередь зависит от коммуникативной ситуации: деловые переговоры, встреча с друзьями, личный разговор с близким человеком или же публичное выступление. В любом случае необходимо уловить настроение собеседника, понять его эмоциональное состояние и настрой и в зависимости от этого синхронизироваться с ним . Так вы сможете наладить контакт и впоследствии выстроить конструктивный разговор.



Как подготовиться к выступлению?

Интонации транслируют ваше эмоциональное состояние и показывают, насколько вы уверены в собственных словах. Это может повысить или же понизить уровень доверия аудитории к спикеру . Поэтому в первую очередь перед выступлением или разговором необходимо сосредоточиться и снять напряжение. Ксения Чернова рекомендует выполнить следующие упражнения:

Перед выступлением необходимо подготовить тело и дыхательную систему. Доведите себя до состояния легкого кислородного опьянения, делайте частые вдохи и выдохи.

Разминайте шею, плечевой пояс, чтобы снять напряжение.

Также можно, начиная от ступней ног, напрягать тело, стопы, икры, спину, живот, шею. Находиться в этом состоянии 10–15 секунд и расслабиться на выдохе.

Если волнение пришло в процессе выступления, нужно упереться большим пальцем ноги в пол, сделать себе слегка больно, чтобы напряжение ушло в эту точку.

Источник: cosmaa / istockphoto.com

Расслабить связки можно с помощью зевков.

Берем маркер и вставляем его в рот вдоль, начинаем проговаривать свою речь, разжимаем только челюсть. Делайте это на протяжении 40 секунд.

Эти техники работают только в том случае, если вы сами психологически и эмоционально настроены на коммуникацию и уверены в том, что вы произносите.

Читайте также: