Сообщение на тему первый пароход в россии

Обновлено: 02.07.2024

Первый рейс

В 1816-м был спущен на воду второй пароход, улучшенной конструкции, с машинной мощностью 16 лошадиных сил. С 1817-го регулярные пассажирские рейсы стали совершаться по два раза в день.Так в Санкт-Петербурге открылась первая в мире морская пароходная линия.

Как дела? Как у Берда!

Благодаря успеху своего изобретения Чарльз Берд получил несколько больших государственных заказов и создал свое пароходство. Пятью годами позже на линии Санкт-Петербург – Кронштадт курсировало уже четыре парохода Берда. Два из них имели паровые машины в 35 лошадиных сил, один – 25, и еще один – 12.

С июня 1817 года пароходы Берда занимались уже и грузовыми перевозками. Конкуренция между парусными и паровыми судами была недолгой: последние оказались намного удобнее и быстрее.

Дело на полтора века…

Сегодня современное судостроение шагнуло далеко вперед и первые паровые машины Берда могут показаться слишком простыми. Но именно благодаря их строительству Россия стала четвертой страной в мире по пароходостроению. При этом пароходы, в основе конструкции которых лежал принцип, заложенный Бердом, строились в России вплоть до 1959 года.

Символично, что в здании, в котором более двух веков назад проживала семья Бердов, сегодня располагается отдел строителей надводных судов и кораблей.


Пароходы. Именно они открыли новую страницу в историю российского водного транспорта. Каким же был первый пароход, какое название он носил, в каком году был спущен на воду?

Он отправился в свой первый рейс 3 ноября 1815 года с пристани Санкт -Петербурга в Кронштадт. Это был период правления Александра I.

Построено судно было на литейно-механическом заводе Берда.

Шотландец Чарльз Берд приехал в Россию в 1786 году. В 1792 году он получил право на строительство в Петербурге завода. Именно на нём свершилась настоящая техническая революция в гражданском судостроении. В качестве двигателя на пароходе применили паровую машину Уатта, мощность которой составила четыре лошадиные силы. На пароходе установили шестилопастные бортовые колеса шириной 120 и диаметром 240 см.

Какие судна до этого производили гражданские перевозки? По водам Финского залива ходили только гребные и парусные суда . На них даже в безветренную погоду на путь до Кронштадта уходило около суток.

  • длина - 18,3 м, ширина – 4,57, осадка судна – 6,1 м.
  • паровой котел на одну топку работал на дровах, от нее шла дымовая труба из кирпича, которую позднее заменили на металлическую.
  • труба могла служить основой для паруса, ее высота составляла 7,62 м. скорость могла доходить до 5,8 узла (почти 11 км/ч).

Берг продолжать совершенствовать судно, и уже в 1816 год убыл спущен на воду второй пароход уже с мощностью 16 лошадиных сил.

С июня 1817 года пароходы Берда занимались уже и грузовыми перевозками. Так парусники постепенно были вытеснены пароходами.

Именно благодаря Чарльзу Берду Россия стала четвертой страной в мире по пароходостроению. За заслуги перед Россией Берд был пожалован дворянским титулом и получил множество наград, в том числе орден Святого Владимира 3-й степени.

Пароходы, в основе конструкции которых лежал принцип, заложенный Бердом, строились в России вплоть до 1959 года.







Также в деле содержится описание парового судна Ч. Берда и выданный им патент на имя нижегородского купца 1-й гильдии М.И.Калашникова на постройку парохода (Ф. 921. Оп. 91. Д. 1190. Л. 19–20). Так шотландский предприниматель стал пионером в области парового отечественного судостроения, а его предприятие – основой знаменитого Франко-русского завода.



Заметку подготовил гл. архивист ЦГИА СПб Румянцев А.Г.



В далеком ноябре 1815 года первый российский пароход был пущен на воду Финского залива. Это событие стало знаковым не только в Санкт-Петербурге, но и во всей России, ведь именно с той знаменательной даты пошел отсчет истории российского парового судостроения.


Создатель русского пароходства

У истоков русского пароходства стоял знаменитый Чарльз Берд, который в молодом возрасте покинул родную Шотландию и обрел в России второй дом, славу и уважение. Берд был талантливым инженером и хорошим оратором. Он быстро уговорил городское начальство выделить ему земли для строительство первой частной верфи. Обойдя другого промышленника, Берд не только достиг высочайших результатов, но и сделал Россию четвертой страной в мире, где было развито пароходство.


Первый российский пароход

Первый российский пароход носил громкое имя "Елизавета" и имел целых четыре лошадиные силы, что позволяло ему развить скорость аж одиннадцать километров в час! Сейчас такая скорость кажется смешной, но раньше это было так много, что сокращало время на привычный маршрут Петербург - Кронштадт в восемь раз! Подумать только: такой путь раньше занимал почти сутки, а благодаря паровому двигателю мощность увеличивалась настолько, что дорога пролетала за три с небольшим часа!


Как только пароход спустили на воду, толпа заполонила все пристани: каждому хотелось вживую увидеть это чудо техники, работающее не от силовой тяги, а исключительно от топлива. Были и те, кто не верил в силу паровых двигателей. На одной из пристаней было проведено небольшое состязание: "Елизавета" и катер на силовой тяге соревновались в скорости при пересечении гавани. С трудом, но все же "Елизавета" победила, хотя иногда катеру все-таки удавалось немного обогнать пароход. Однако это требовало от гребцов огромных усилий, и все они согласились, что на более дальнем расстоянии у них не получилось бы лидировать ни одной секунды, "Елизавета" обладала куда большим запасом мощности.


Пароход имел длину чуть более 18 метров и был оснащен большой кирпичной трубой, которая выпускала в небо большие клубы дыма. Судно топилось самыми обычными дровами и, по сути, не было таким уж новым: Берд просто установил на обычную лодку двигатель внутреннего сгорания.

Чуть позже паровую трубу заменили металлической, это позволило выполнять ей и функцию флагштока или основы для паруса.

На "Елизавете" Берд часто катал высшие чины Петербурга, заводя полезные знакомства.


Развитие российского пароходства

Первая паровая машина была построена Бердом еще в 1800 году, и за первые тринадцать лет успешной работы было изготовлено еще две сотни. Благодаря развитию парового двигателестроения быстрыми темпами развивалось и пароходостроение.


Уже через год после "Екатерины" на воду был спущен второй пароход, который мог развивать еще большую скорость - уже 16 километров в час. А еще через один год Берд перешел на грузовое судостроение.

К тому времени ежедневно курсировало несколько пароходов между столицей и Кронштадтом, а Санкт-Петербург стал первым городом в мире, где было речное пароходство.

С первых рейсов "Елизаветы" стало понятно, что будущее за пароходами, а не за парусными судами.

Слава Берда

Изделия Берда пользовались огромной популярностью. Сразу после запуска первого парохода инженер получил большой государственный заказ.

Ежегодно предприятие спускало на воду не менее трех пароходов, и уже в 1825 году по Петербургу ходили 52 парохода. Берд обладал монополией на все речное и морское пароходство в России, ни одна компания не могла без его ведома выпустить даже самый маленький пароход.

В 1832 году во флоте Берда были уже и грузовые пароходы, среди них особое место занимал первый военный пароход под названием "Геркулес".


За особые заслуги перед России Чарльзу Берду был дарован дворянский титул и все имеющиеся с ним привилегии. Помимо прочего, он был награжден орденом и имел другие награды от высших российских чинов.

С тех пор как первый русский пароход был спущен на воду, прошло долгих двести пять лет, российское судо- и пароходство шагнуло далеко вперед. Однако трудно представить себе величие русского флота сейчас без тех новшеств, которые привнес в паровую инженерию пару веков назад шотландский изобретатель Чарльз Берд.

Читайте также: