Полное сообщение усваивается человеком на 30 через речь интонацию мимику и жесты

Обновлено: 29.04.2024

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной.

Содержание
Работа содержит 1 файл

Ораторство.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. П. АСТАФЬЕВА

Факультет иностранных языков

О МАНЕРЕ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ, ИНТОНАЦИИ, ЖЕСТАХ И МИМИКИ

Выполнила: Кузьмина Таисия,

студентка I курса заочного отделения

  1. ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3
  2. ВНЕШНИЙ ВИД ОРАТОРА ……………………………………………..5
  3. ПОЗА ………………………………………………………………………7
  4. ГОЛОС И ИНТОНАЦИЯ ………………………………………………. 9
  5. ЖЕСТЫ И МИМИКА……………………………………………. 10
  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… .13
  7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………..14

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшее оружие. Ораторство — сильнейший рычаг культуры.

  1. Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия.
  2. Лицо, произносящее речь.
  3. Глашатай чего-либо.
  4. Человек, обладающий даром речи.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной.

Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление. Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.

Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное неспособна, воздействовать на чувства и через них на разум.

Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства.

Впечатление у слушателей начинается с того момента, как лектор появляется в аудитории, до начала речи.

К счастью для хороших ораторов, мнение о них составляется по внешним данным во время выступления. Во всяком случае, хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Слушатели хотят знать, что он представляет сам по себе. Наивно, движимые любопытством, они хотят сразу составить мнение об ораторе — положительное или отрицательное — и, сами того не сознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он им скажет. Выступить публично — это, значит, дать слушателю возможность познакомиться с вами. Если внешние данные не только не помогут, а скорее навредят, то, надо думать, вы еще не овладели всем необходимым для публичного выступления.

Планируя, где вы будете выступать, примите решение, в чем вы пойдете. Осмотрите себя. Хотя и говорят, что провожают по уму, но принимают по одежке, и одежда одно из главнейших условий того, насколько хорошее сложиться у людей мнение о вас. Рокфеллер начал свой бизнес с того, что купил себе на последние деньги дорогой костюм и стал членом гольф - клуба.

Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Поза должна быть естественной, устойчивой. Удобнее всего стоять, опираясь на на обе ноги, но одна из них может быть несколько расслабленной, выдвинутой слегка вперед. Не следует часто переступать с ноги на ногу, переминаться и раскачиваться из стороны в сторону, ибо это создает впечатление о человеке, неуверенном в себе, стесняющемся слушателей.

В позе не должно быть напряжения и нарочитости. Важно постоянно следить за центром тяжести. Если он перенесен вперед, это позиция активного человека, готового сделать шаг вперед, настаивать на своем. Если же мы смещаем центр тяжести назад, это становится позицией человека, готового отступить, человека неуверенного, готового подчиниться. И неведомым образом эти сигналы транслируются не только на наш мозг, но и на публику. Публика хочет видеть в ораторе человека, который может повести за собой, который воплощает активное начало. Как и женщина в мужчине. Положение тела, соответствующее такому портрету, и будет нужным сигналом для аудитории. Однако время от времени центр тяжести можно смещать назад. Это следует делать в те моменты, когда вы задаете публике вопросы, предлагаете ей выразить свою точку зрения, допускаете дискуссию, слушаете вопрос из зала. Со временем вы будете это делать автоматически.

Но не переусердствуйте, иначе будете выглядеть неподвижным оловянным солдатиком. Если вы неподвижны, нормальному слушателю трудно внимательно следить за тем, что вы говорите. Во время выступления вы должны двигаться. Кстати, и при движении не забывайте о классической позе. Сохраняя эту позу, можно ходить, поворачиваться и наклоняться. И даже сидеть. С нее вы начинаете, ею заканчиваете, к ней возвращаетесь в ходе выступления. Следите при этом, чтобы движения ваши были раскованными и свободными.

Голос должен быть энергичным, в нем должен быть напор, чувствоваться призыв следовать за мыслью. К 1956 г. в Америке проводился национальный конкурс пастухов по подзыванию свиней с дальних дистанций. Победитель так объяснил свои успех: "В твоем голосе должна быть не только сила, но и напор. Ты убеждаешь свиней, что у тебя для них кое-что припасено". Нужно найти оптимальную громкость, которая зависит от размера аудитории: говорить слишком тихо – аудитория делает вывод о неуверенности, громко – об агрессивности. Перед важным местом, мыслью понизить голос.

1. Не должна быть монотонной, ее нужно менять на протяжении выступления.

2. Должна быть естественной, соответствовать содержанию речи, для этого говорить энергично. Интонация, не соответствующая содержанию речи, раздражает слушателей, вызывает недоверие к словам, создает комический эффект.

Темп должен быть средним, избегать больших пауз – они раздражают аудиторию, особенно хорошо подготовленную. Паузы до и после важных мест (готовят к восприятию информации и призывают обдумать). Это не молчание, это эффективный элемент нашей речи. Пауза может привлечь внимание, усилить акцент на нужной фразе. Паузы дают возможность думать во время речи и контролировать слова.

Следя за мимикой и жестами оратора, слушателя легче вникают в процесс его мышления. А знание оратором классификации жестово- мимических средств выразительности, понимание их сути, роли в ораторском искусстве помогают ему добиваться большего взаимодействия с аудиторией, а значит, и действенности выступления.

Жесты разделяются на две группы: условные и неусловные. К условным жестам относятся: военное приветствие, пионерский салют, жесты одобрения, бытовые жесты. Условные жесты иногда заменяют речь, например, кивок головой, мах рукой. условные жесты могут быть непонятны непосвященному человеку, так в разных странах одинаковые жесты могут иметь различное значение.

Гост

ГОСТ

Понятие и функции интонации

Интонация — это комплекс просодических характеристик предложения, включая тон (мелодику речи), громкость, темп речи и её отдельные отрезки, ритмику, особенности фонации. Интонация, наряду с ударением и тоном, формирует просодическую систему языка.

В отличие от фонем, представляющих собой фонетические единицы, и дифференциальных признаков, которые не имеют собственного плана содержания, все интонационные единицы отличаются двусторонним характером. Иначе говоря, они становятся знаками, которые выражают соответствующий смысл.

Принято рассматривать 2 типа интонационных средств (интонемы). Первый из них представлен фразовыми акцентами. Они размещаются преимущественно на ударных слогах слов. В качестве их основного признака выступает перелом тона. Они выполняют наиболее важные функции интонации (например, направляют движение тона, что указывает цель высказывания). Второй тип состоит из интегральных (неакцентных) характеристик, которые охватывают группы слов или предложения целиком.

Одинаковые интонационные средства используются в составе фразовых акцентов, а также как интегральные характеристики интонационной группы (словосочетание, предложение). В предложениях интонационные признаки данных типов способны формировать разнообразные сочетания. На письме интонация, как правило, выражается с помощью знаков препинания, членения текста на абзацы, варьирования шрифтами. Тем не менее, спектр значений и доступных интонации существенно шире, чем те, которые предполагает пунктуация.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности языка мимики

Мимика является выразительными движениями мышц лица. Она представляет собой одну из форм проявления тех или иных чувств личности. Мимика проявляется через движение мускулатуры в координированных комплексах. Они отражают различные психические состояния индивида.

Во многих определениях мимики акцент ставится на отражательную функцию, а также на её соответствие психическому состоянию. Физическое состояние организма при этом, по-видимому, объединено с психическим, что вряд ли можно считать справедливым. Отметим, что в качестве важнейшего элемента мимики выступает взор, который зависит от размера зрачка, цвета радужки, блеска роговицы. Эти факторы не могут управляться соматическими мышцами.

В определении, содержащемся в Большой Советской энциклопедии, указано, что чувства являются частью эмоциональных процессов. Тем не менее, было бы правильнее указать на множество форм переживаний в качестве эмоциональных состояний личности. Так, происходит объяснение термина с психофизиологической точки зрения.

Если рассматривать мимику с художественной и театральной точки зрения, то она представлена умением (способностью) произвольно использовать такие движения мышц, которое можно назвать искусством выражать чувства и настроение. Человек для этого применяет жесты, позы и различные выражения лица.

Язык жестов

Язык жестов является самостоятельным языком, который включает жестикуляционные манеры, производящиеся руками. Жесты сопровождаются мимикой, а также движениями рта и губ. Часто их сопровождают формы, созданные положениями частей тела. Просто так обучиться языку жестов непросто.

Жесты можно широко применять не только в процессе общения со слабослышащими и для передачи информации глухим. Существуют следующие ситуации использования жестов:

Под действием испытываемых человеком чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур. Они определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать. Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки своих рабочих имитаций.

Об искренности человеческих эмоций обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как, чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.

Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение). Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно: например, усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, а скривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке.

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

  • чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;
  • кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;
  • улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;
  • улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;
  • улыбка без подъема нижних век — неискренность;
  • улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.

Взгляд и глаза

Людей обычно выдают:

В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Человек, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения, либо нечестен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:

  • отсутствующий взгляд — сосредоточенное размышление;
  • переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок — падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) — признак враждебности и явного желания доминировать;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) — знак сексуальной заинтересованности;
  • отвод и опускание взгляда — стыд, обман;
  • взгляд сбоку — недоверие;
  • взгляд то отводится, то возвращается назад — отсутствие согласия, недоверие.

Поза и ее детали

Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности.

Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида.

Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

Жесты и телодвижения

  • активная жестикуляция — частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;
  • чрезмерная жестикуляция — признак беспокойства или неуверенности.

Открыт набор на уникальный курс повышения квалификации по управленческому учету, в котором своим опытом делятся не один, а три преподавателя-практика.

На курсе вы найдете вдохновение и новые смыслы в каждодневной работе.

Евгений Паcтyxoв, кандидат физико-математических наук, начальник отдела анализа внешней среды Европейского трастового банка

Главный показатель чувств – мимика, то есть выражение лица (глаз, бровей, губ).

Глаза помогают установить визуальный контакт. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд мешает собеседнику сосредоточиться. Обсуждая неприятные вещи, мы не смотрим на собеседника из вежливости. Настойчивый и пристальный взгляд воспринимается нами как вмешательство в личные дела.

Брови очень подвижны: человек может поднимать одну или две брови вверх и опускать вниз, сводить их к переносице. Такие движения могут иметь разное значение: стремление обратить на себя внимание, выражение удивления, мимика, сопровождающая вопрос, выражение недовольства и др.

Губы человека особенно экспрессивны. Плотно сжатые губы отражают задумчивость, изогнутые губы – сомнение или сарказм. улыбка, как правило, выражает дружелюбие.

Жесты – это выразительные движения руками. Жест может сказать о многом: он может характеризовать адресата, производящего жест, со стороны национальных, территориальных, собственно социальных особенностей.

Исследователи жестовой коммуникации различают:

· жесты, замещающие речь,

· жесты, сопровождающие речь.

Интонация (от лат. Intonare – громко произносить) – ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Составными элементами интонации являются:

1) Мелодика речи, осуществляемая повышением или понижением голоса во фразе;

2) Ритм речи, то есть чередование ударных, безударных, долгих и кратких слогов (сравните речь прозаическую и стихотворную);

3) Интенсивность речи, то есть сила или слабость произношения;

4) Темп речи, то есть скорость или медленность произношения речи во времени и паузы между речевыми отрезками (сравнить речь замедленную и скороговоркой);

5) Тембр речи, то есть звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально- экспрессивные оттенки (тембр веселый, игривый, мрачный и т.д.);

6) Фразовое и логическое ударение, служащее средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе;

Интонация всегда лежит на границе словесного и несловесного, сказанного и несказанного. В интонации слово непосредственно соприкасается с жизнью, и прежде всего именно интонацией соприкасается говорящий со слушателями: интонация социальна (по преимуществу).

Читайте также: