Сообщение о достопримечательностях казахстана связанных с музыкальным искусством

Обновлено: 16.05.2024

Издревле, в традиционной культуре казахов значительное место занимала музыка и основные ее носители народные инструменты –кобыз, домбыра, сыбызгы, дауылпаз, кос сырнай, шертер, жетыген, керей, асатаяк, конырау и др. Их формирование и развитие происходило в тесной связи со становлением музыкальной культуры соседних народов, что было обусловлено общностью языков, уклада жизни, обычаев, обрядов, ритуалов и др.

Одним из самых ранних музыкальных инструментов казахов можно считать – сыбызгы, который изготавливали из полого стебля растения курай. Очень простая форма и постоянная доступность материала сделали его невероятно популярным среди казахских музыкантов. Звучание его весьма своеобразно и напоминает нечто дрожащее, словно пребывающее в волнении и трепете, будто, где то вдалеке плывут высокие звуки флейты.

Сыбызгы был излюбленным инструментом на летних пастбищах, отлично вливался в оркестр на свадьбах, обязательно присутствовал при рождении ребенка или прибытии почетного гостя.

Старинный кылкобыз - двухструнный смычковый музыкальный инструмент, был и остается одним из самых популярных у казахского народа. Само слово “кыл” напрямую связано со струнами из конского волоса. Две струны кылкобыза, состоящие более чем из сотни конских волосков, при соприкосновении со смычком, издают целую гамму необычных звуков. В зависимости от силы удара по струнам, кылкобыз может петь то гнусаво, то пискляво, а то и сочным бархатным баритоном. Вообще для кобызовых кюев (музыкальных пьес) характерна поразительная звукоизобразительность: они могут подражать вою волков, крику лебедей, бегу коней и даже звуку пущенной стрелы.

Однако, самым излюбленным музыкальным инструментом казахов была и остается красавица-домбра. В далеком прошлом ее струны изготавливали из козлиных кишок, чем и достигалось нежное, мягкое и певучее - бархатное звучание домбры известное многим.

Домбру было совсем не сложно изготовить в условиях кочевого быта, и история ее возникновения уходит корнями вглубь веков, о чем свидетельствуют археологические находки на территории Хорезма и Казахстана, подтвердившие весьма почтенный возраст этого инструмента.

Одной из особенностей домбрового исполнения, является сольная форма игры. Домбра не нуждалась в оркестровой поддержке, а потому способствовала выдвижению ярких и талантливых исполнителей в различные исторические эпохи, чьи имена казахский народ бережно хранит и поныне.

Особое место в музыкальной культуре казахов занимают народные песни.

Отрадно, что традиции песенно-поэтического искусства дошли до наших дней, во многом благодаря преемственным связям народных музыкантов и исполнителей.

Ведь их творчество соединяло в себе и музыку, и обряд, и поэзию, а нередко и элементы сценического и драматического искусства. Все народные исполнители - акыны, жырши, домбристы обладали исключительным ассоциативным чутьем, тонким восприятием мира и уникальной памятью, благодаря чему в музыкальной истории казахов и сохранились многие виды традиционного искусства.

Акыны-импровизаторы пользовались заслуженным почетом и уважением, были желанными гостями и любимцами народа. Ведь когда-то хорошая песня ценилась дороже отары овец и табуна лошадей.

Практически до ХХ века казахи придерживались родового уклада жизни, и любое значимое семейное событие отмечали торжественно, обставляли соответствующими обрядами, которые были поводом для создания напевов, как правило, служившими пояснением происходящего ритуала.

В полной мере казахское народно-песенное творчество также богато любовными песнями, песнями-призывами, песнями-сказками.

Ведь именно они, испокон веков были для народа непосредственным источником знаний, несшим людям понимание красоты мира и возвышенности чувств.

Коркыт

Коркыт

Курмангазы

Курмангазы

В своих кюях музыкант воспевает красоты бескрайних степей и пробуждает свободолюбивый дух казахского народа. Курмангазы был очевидцем восстаний казахского народа за независимость, и именно его кюи неслись тогда по степи, призывая людей бороться за свободу своего народа. Благодаря уникальному стилю игры на домбре, Курмангазы можно легко узнать среди других кюйши, а его особые приемы игры впоследствии переняли его ученики – Махамбет Утемисов, Дина Нурпеисова и другие.

Биржан Сал

Биржан Сал

Жаяу Муса

Жаяу Муса

Ахмет Жубанов

Ахмет Жубанов

Бибигуль Тулегенова

Бибигуль Тулегенова

Бибигуль Тулегенова является одной из талантливейших певиц казахского народа. Она работала солисткой Казахстанского радио, пела в составе труппы Государственного театра оперы и балета им. Абая, а также гастролировала вместе с оркестром Народных инструментов имени Курмангазы, объездив с концертами весь Советский Союз. Сейчас певица ведёт класс вокала в консерватории им. Курмангазы, а также является художественным руководителем международного конкурса вокалистов имени Бибигуль Тулегеновой.

Шамши Калдаяков

Шамши Калдаяков

Дос Мукасан

Дос Мукасан

Дос Мукасан известны своеобразным стилем в музыке, который отличается симбиозом казахских песенных традиций и рока. Музыканты перенесли на электроинструменты мелодии многих казахских кюев, популяризируя богатое музыкальное наследие казахов. За всю историю своего существования Дос Мукасан выпустили четыре альбома и участвовали в многочисленных конкурсах в Ташкенте, Минске и Берлине, завоёвывая на них лишь первые места. Также ансамбль является Лауреатом премии Ленинского комсомола в Казахстане.

Молданазар

Галымжан Молданазар

Галымжан Молданазар - один из самых прогрессивных музыкантов Казахстана, которой предлагает слушателю иной формат исполнения современных песен на казахском языке. Его музыка порой совершенно не отличима от мелодий зарубежных инди-исполнителей, но каждая его песня передаёт искренность и душевность казахского языка. Галымжан не придерживается одного жанра – в его репертуаре можно встретить как песни в стиле синти-поп и фанк, так и акустические мелодии, записанные в домашних условиях.

Скриптонит

Скриптонит

91

Ninety One

Electric Child

Electric Child

Electric Child (настоящее имя – Виталий Угай) делает электронную музыку, сочетающую в себе танцевальный синти-поп, теплый вокал и расслабляющий chillwave. Молодой музыкант участвовал на BoscoFreshFest в Москве, GEM Festival в Грузии, а также давал несколько концертов в Алматы. На счету у музыканта 3 мини-альбома и 3 сингла.

Мультимедийный центр традиционной музыки - это современный музейный комплекс, где представлены аудио- и видеоматериалы казахской музыкальной культуры. Корреспондент BaigeNews.kz посетила центр и узнала, как развивается музыкальное искусство в Казахстане . Подробнее - в фоторепортаже.

Основные гости музея - школьники и студенты, а также гости из-за границы. По словам экскурсовода Инары Абушеменовой , центр открыли с целью популяризации богатого и высокого казахского традиционного музыкального искусства. Здесь ведут и научную работу - изучают традиционные музыкальные школы казахского народа: Семиреченскую, Аркинскую, школу Западного Казахстана , школу Южного Казахстана и Сырдарьинского региона.

При музее проводят открытые уроки и мастер-классы, кружки для школьников и людей с особыми потребностями. Участники могут познакомиться с музыкальными инструментами, услышать их звучание и научиться играть. Кроме того, в центре устраивают музыкальные фестивали и конференции, в которых принимают участие современные певцы-композиторы, домбристы: Алтынбек Коразбаев, Жеткизген Сеитов, Кажыбек Бекбосынов, Жаркын Шакаримов и другие. Однако сейчас из-за коронавируса все мероприятия перевели в онлайн-формат.

В самом "сердце" музея музея расположена 3D-голограмма. С ее помощью посетители могут услышать популярные песни, жыры, кюи в исполнении известных молодых музыкантов - представителей четырех регионов.

Семиреченская традиционная музыкальная школа

Произведения Семиреченской школы связаны с историческими событиями, которые пережил казахский народ. Своеобразную исполнительную традицию семиреченского региона сформировали блестящие певцы-композиторы Сауытбек-сал, Шалтабай Алпарулы, Кенен Азербаев и многие другие.

"Семиречье – один из регионов, где сформировалась собственная традиционная школа песни, кюев и жырау. Этому способствовала древняя традиция поэтического сказительства. Это мастера устного народного творчества Суюнбай Аронулы, Жамбыл Жабаев , Болтирик Атыханулы и другие. Ярким примером сегодняшнего времени является Алтынбек Коразбаев", - рассказала Инара Абушеменова .

Работникам мультимедийного центра удалось сохранить домбры великих исполнителей этой школы. Они представлены в музее.

Традиционная музыкальная школа Южного Казахстана и Сырдарьинского региона

Эта школа славится тем, что здесь параллельно развивались школы кюя "шертпе" и "токпе". Известные представители этих школ — Сугур Алиулы, Мырзабек Байжанов , Такер Алимкулов и другие. Они сумели воссоздать удивительно тонкие, глубоко лиричные, наполненные светлой грустью, и в то же время возвышенно-экспрессивные и невероятно мелодичные произведения.

"В этом регионе жили и творили прославленные поэты-певцы и сказители Шортанбай, Мадели, Омар, Нысанбай, Балхы Базар и другие. Их неисчерпаемое поэтическое наследие отражает многовековую историю казахского народа. В этом зале представлены музыкальные инструменты известных народу Кызыл Жырау, Сугира Алиева , Жеткизгена Сейтова, Такена Алимкулова и других", - поделилась Инара Абушеменова .

Традиционная музыкальная школа Западного Казахстана

Школа Западного Казахстана отличается своей певческой традицией: широким диапазоном исполнения и глубоким внутренним содержанием. Основателями являются известные мастера поэтической импровизации Мурын Жырау, Мурат Монкеулы, Кашаган Жырау и другие. Здесь также интенсивно развивались традиция исполнения кюев.

"Здесь также представлены домбры деятелей, внесших огромный вклад в развитие традиционной музыкальной школы Западного Казахстана . Это Махамбет Отемисулы, Есбай Балустаулы, Казангап Тлепбергенулы, Дина Нурпеисова и другие. Чтобы сохранить и передать потомкам и всему миру основы казахской традиционной музыки, Ахмет Жубанов перевел казахские кюи в ноты. Благодаря ему казахские кюи сохранились до наших дней. Сейчас же современные исполнители традиционной музыки принимают участие в международных фестивалях искусства. Наш центр, в свою очередь, проводит встречи с ними для школьников и студентов", - рассказывает экскурсовод.

В музее представлена скульптура Дины Нурпеисовой , которую подарил Елбасы Нурсултан Назарбаев в честь открытия мультимедийного центра. Также здесь выставлена его личная домбра.

Аркинская традиционная музыкальная школа

Эта школа охватывает восточную, северную и центральную части Казахстана . В этих краях значительно развилась традиция высокохудожественного, удивительно мелодичного, обладающего уникальной ритмичностью шертпе кюя и искусства сал-сери. Яркие представители Аркинской традиционной школы - Биржан-сал, Акан -сери, Жаяу Муса и многие другие.

"Необходимо отметить копию домбры известного всему миру великого поэта Абая Кунанбайулы. Также в этом зале представлены домбры основателей Аркинской традиционной школы Акан Сери , Биржан-сала, Әбикена Хасенова, Сержана Шакирата и других композиторов", - поделилась Инара Абушеменова .

В экспозиции представлена сыбызгы Калека Кумакайулы, который родился в селе Турбин Баян-Олгейского района Монгольской Народной Республики.
В центре есть специальный кинозал. Здесь транслируют 15-минутный ролик об истории казахской традиционной музыки до сегодняшнего дня. Также рассказывают, из чего изготавливают казахские музыкальные инструменты, историю их появления. При этом объясняют значение каждого инструмента в культуре казахов. Таким образом, зрители могут полностью окунуться в мир казахской музыки и насладиться ею.

Казахская музыкальная культура

Каждый половозрастной клан имел в казахском традиционном обществе соответствующий набор музыкальных инструментов и жанров, репертуар и исполнительские формы.

В глубь веков уходит и история развития домбровой и сыбызговой инструментальных традиций. Свидетельством древнего происхождения домбровой музыки стали археологические открытия: при раскопках древнего города Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых двухструнках. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее двух тысяч лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

Читайте также: