Полифония и фуга сообщение

Обновлено: 07.07.2024

- жанры духовной музыки в творчестве музыка Баха, Моцарта, Перголези, Орфа.

Одноголосие – мелодия, исполняемая в унисон несколькими голосами или инструментами.

Многоголосие – музыка, где одновременно сочетается нескольких мелодических линий.

Полифония – вид многоголосия с одновременным звучанием нескольких мелодий.

Месса – многоголосное хоровое произведение для церковной службы в сопровождении органа или оркестра.

Токката – виртуозная музыкальная пьеса для фортепьяно или органа в быстром темпе и в чётком ритме.

Фуга – музыкальное произведение с последовательным голосоведением, повторяющим какую-либо тему.

Кантата – крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра.

Реквием – оркестрово-хоровое произведение траурного характера.

Орган – это духовой клавишный музыкальный инструмент, состоящий из набора труб, в которые мехами нагнетается воздух.

Клавир – это название всех струнных клавишных инструментов (клавикордов, клавесина, рояля, пианино).

Обязательная литература

Дополнительная литература

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в Лейпциге.

Он вырос в большой семье, где был младшим среди восьми детей. В роду его было много музыкантов. Когда Себастьяну исполнилось десять лет, старший брат начал учить его играть на органе и клавире. Большая часть музыки Баха – духовная, значительную часть жизни композитор проработал в церкви Святого Фомы.

Орган — это духовой клавишный музыкальный инструмент, состоящий из набора труб, в которые мехами нагнетается воздух.

Клавир - –это название всех струнных клавишных инструментов (клавикорда, клавесина, рояля, пианино).

Вспомним, что музыка бывает одноголосной и многоголосной.

Одноголосие - - музыка, для которой характерно наличие только мелодического голоса (без сопровождения и подголосков); мелодия, исполняемая в унисон несколькими голосами или инструментами.

Многоголосие - музыка, где одновременно сочетается нескольких мелодических линий.

Иоганн Себастьян Бах написал более 1000 многоголосных произведений. Его называют мастером полифонии.

Полифония — это вид многоголосия, основанный на одновременном звучании нескольких мелодий в вокальном или инструментальном произведении.

Бах писал как духовную музыку, то есть музыку, связанную с религиозными текстами и обрядами, так и светскую, не относящуюся к религии.

Он попробовал себя во всех существующих в его время жанрах, кроме оперы.

Бах писал и инструментальную музыку, и вокально-инструментальные произведения.

Месса — это многоголосное хоровое произведение для церковной службы, исполняемое в сопровождении органа или оркестра.

Значительное место в творчестве композитора занимали токкаты и фуги.

Токката – это виртуозная музыкальная пьеса для фортепьяно или органа, выдержанная в быстром темпе и в чётком ритме.

Фуга – это музыкальное произведение, основанное на последовательном вступлении нескольких голосов, повторяющих какую-либо тему.

Кантата – это крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра.

Ещё один жанр концертной духовной музыки – реквием. Реквием – это оркестрово-хоровое произведение траурного характера.

Один из самых известных реквиемов написал Вольфганг Амадей Моцарт.

В 1847 году была издана книга Carmina Burana", найденная в бенедиктинском монастыре. Прошло много лет, и в 1934 году с этой книгой случайно познакомился Карл Орф. Название "с магической силой приковало мое внимание", - вспоминал Орф. На первой странице книги была помещена миниатюра с изображением колеса Фортуны, в центре его - богиня удачи, а по краям 4 человеческие фигуры с латинскими надписями. Человек наверху со скипетром, увенчаемый короной, - "царствую"; справа, спешащий за упавшей короной, - "царствовал"; простертый внизу - "есмь без царства"; слева, взбирающийся вверх - "буду царствовать". В средневековом сбонике "Кармина Бурана" более 250 текстов. Их авторами явились ваганты, писавшие на различных языках. Использование средневековой латыни К. Орф рассматривал как средство "вызывать души старых миров", по словам композитора.

Её написал немецкий композитор Карл Орф.

В 1847 году была издана книга Carmina Burana - название книги, найденной в бенедиктинском монастыре и изданной в 1847 году.

Орф познакомился с ней случайно в 1934 году. По его словам навзание книги "с магической силой приковало его внимание".

В книге было изображение колеса Фортуны, в центре - богиня удачи, а по краям 4 человеческие фигуры с латинскими надписями:"царствую"; "царствовал"; "есмь без царства" и "буду царствовать". . Использование латыни, по словам композитора, средство "вызывать души старых миров", по словам композитора.

Сегодня мы познакомились с творчеством великих композиторов:

Иоганна Себастьяна Баха, Джованни Баттиста Перголези, Вольфганга Амадея Моцарта и Карла Орфа.

Прослушали фрагменты их крупных произведений в различных жанрах: мессу, токкату и фугу, реквием, кантаты.

Узнали, что музыка может быть одноголосной и многоголосной.

А также то, что музыка бывает духовная, имеющая отношение к религии, и светской.

Сегодня мы познакомились с творчеством великих композиторов:

Иоганна Себастьяна Баха, Джованни Баттиста Перголези, Вольфганга Амадея Моцарта и Карла Орфа.

Прослушали фрагменты их крупных произведений в различных жанрах: мессу, токкату и фугу, реквием, кантаты.

Узнали, что музыка может быть одноголосной и многоголосной.

А также то, что музыка бывает духовная, имеющая отношение к религии, и светской.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. Вычеркните лишний в цепочке инструмент.

Варианты ответа: пианино; саксофон; орган; рояль

Вопрос основан на общей эрудиции учеников, а также определениях клавикорда и органа. Орган – это духовой клавишный музыкальный инструмент, состоящий из набора труб, в которые мехами нагнетается воздух. Клавир – это название всех струнных клавишных инструментов (клавикордов, клавесина, рояля, пианино). Исходя из описаний инструментов лишним является саксофон, так как он не клавишный инструмент.

№ 2. Какой жанр не характерен для творчества Баха? Выберите правильный ответ.

Варианты ответа: месса; токката; фуга; опера

Ответ на вопрос звучал на уроке. Кроме того, на уроке ученикам были предложены для прослушивания фрагменты из мессы и токкаты Иоганна Себастьяна Баха.

Что такое фуга, история фуги


Полифония. Это особый вид многоголосного изложения музыки, который можно назвать ансамблем мелодий, возник еще во времена глубокой древности и прошёл длинный путь исторического развития. Данный способ выражения музыкальных идей так пришёлся по вкусу композиторам, что они, для разностороннего раскрытия содержания своих творений и более яркого воплощения художественных образов, непрерывно старались его развивать. В результате постоянных изысканий возникали новые техники и формы, применяемые для написания контрапунктических сочинений. На сегодняшний день высшим достижением полифонического искусства по праву считается фуга.

Историю фуги и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое фуга?

  • Фуга – это полифоническое (многоголосное) музыкальное произведение, изложенное в имитационной фактуре по строго установленным правилам.
  • Фуга – это особо развитая полифоническая форма, основанная на последовательном повторении (имитации) в разных мелодически самостоятельных голосах, заданной композитором музыкальной темы.
  • Фуга – это контрапунктическая композиционная техника, в которой заданная автором музыкальная тема, переходя из одного голоса в другой, определяет дальнейшее развитие произведения.


Элементы, составляющие фугу

  • Тема. Это главный стержень фуги: её развитие и обогащение в разных голосах является основной мыслью представленной полифонической композиции. Тема, в фуге именуемая вождём, сочиняется композитором по определённым строгим правилам. Во-первых, тему надлежит начинать со звука, который наиболее характеризует тональность произведения, то есть с тоники или доминанты и изначально обязательно проводить в главной тональности. Во-вторых, она должна быть предельно краткой, мелодически яркой и с чётким ритмическим рисунком, а по диапазону не превышать одной октавы.
  • Спутник или тональный ответ. Так называется проведение темы в доминантовой или субдоминантовой тональности. Он начинает звучать во втором голосе после начального проведения темы в основной тональности.
  • Противосложение. Это контрапункт, который исполняется первым голосом, когда во втором звучит тональный ответ, называемый спутником. Противосложение по ритму должно отличаться от темы, чтобы придать музыке определённую рельефность.
  • Интермедия. Небольшое промежуточное связующее двухголосное предложение, звучащее в первом и втором голосе после спутника перед темой - вождём, которая должна прозвучать в третьем голосе. Помимо этого интермедии могут звучать не только внутри части, но и между основными разделами фуги. Строение интермедий по большей части секвентное, основанное на интонациях главной темы.
  • Постлюдия. Заключительное четырёхголосное предложение, звучащее после спутника – тонального ответа в четвёртом голосе.
  • Стретта. Так называют сжатую имитацию, которая обычно пишется в форме канона на тему фуги. Стретта не является в фуге обязательным элементом, а если появляется, то в разработочной или репризной части. Она сочиняется на разное количество голосов и любые интервалы.
  • Кодетта. Короткая связка между темой-вождём и спутником - тональным ответом.

Строение фуги

Структура фуги обычно включает в себя три части: экспозицию, разработку - развитие и репризу - заключение. Реже встречаются двухчастные композиции, в которой вторая часть является как разработочной, так и заключительной.

  • Экспозиция начинается с темы – вождя, затем после её окончания в другом голосе вступает спутник – тональный ответ. Далее в третьем голосе вновь звучит тема, а за ней в четвёртом голосе – ответ. В четырёхголосной фуге экспозиция является завершённой, когда во всех голосах были проведены и темы, и ответы.
  • Разработка. Этот раздел в своём построении весьма свободен, так как не имеет структурных закономерностей. Он тоже начинается с проведения темы, однако, не в главной тональности, а в тональности первой и иногда второй степени родства. В разработке находят широкое применение интермедии, стретты, а также различные приёмы полифонической техники, например такое преобразование темы, как увеличение, уменьшение и обращение.
  • Реприза. В этой части происходит возвращение в главную тональность. Раздел, который по своим размерам значительно меньше первой части, тоже начинается с проведения темы в главной тональности. Она звучит в основной тональности во всех голосах, но иногда появляется в тональности субдоминанты или доминанты и весьма часто в форме канонической стретты. Тематическое развитие в репризе приводит к кульминации всей композиции. Завершается заключительный раздел и соответственно вся фуга тоническим органным пунктом, символизирующим устой основной тональности.

Разновидности фуги

Фуги бывают двух-, трёх-, четырёх - и пятиголосные. Самые распространённые виды – это трёх - и четырёхголосные фуги. Двух - и пятиголосные композиции данного жанра встречаются весьма редко. Помимо этого фуги различаются по количеству использованных в композиции музыкальных тем. Если автор включил в произведение две темы, то фуга называется двойной, три темы – тройной, четыре темы – четверной. Весьма часто в композиторской практике встречаются сокращённые варианты фуги – это фугато и фугетта.

Фугато не является самостоятельной формой и не обладает завершённостью, а потому, как правило, включается в более крупные произведения. Хороший пример тому Третья симфония Бетховена, Шестая симфония Чайковского и Первая симфония Танеева. Фугато не отличается особой строгостью построения и обычно ограничивается экспозиционным разделом.

Фугетта – это маленькая фуга, которая строится по принципу большой фуги, но по содержанию и изложению музыкального материала сложностью не отличается.

История

История фуги берёт своё начало во времена Высокого Средневековья. Уже в ту пору в различных музыкальных композициях использовался приём, когда один мотив имитационно повторялся от разных звуков несколько раз. Композиторы той эпохи в своих сочинениях постоянно экспериментировали с новыми формами, и их стремление разнообразно продемонстрировать тему склоняло их в сторону полифонического изложения музыкального материала.


В эпоху барокко фуги писали фактически все музыкальные сочинители и как демонстрацию композиционного мастерства вставляли их в произведения всевозможных жанров, начиная от оратории и заканчивая клавирными сонатами. Тем не менее, полного совершенства и завершённый вид жанр достиг в произведениях Георга Фридриха Генделя и, несомненно, в творчестве великого Иоганна Себастьяна Баха . Подытожив накопленный опыт своих предшественников, Бах сочинял фуги, ставшие своеобразным эталоном, на который опирались все последующие поколения композиторов.

Иоганн Себастьян Бах

В наступившей после классицизма эпохе романтизма интерес к музыке Баха и Генделя проявился вновь. В связи с этим фугальное письмо стало понемногу возрождаться. Немногочисленные, но замечательные примеры встречаются у Шуберта , Шумана, Мендельсона , Листа, Верди , Берлиоза и даже великого оперного реформатора Вагнера. К примеру, Феликс Мендельсон, изучая музыку Баха, так вдохновился, что сочинил ряд фуг не только для фортепиано, но и органа.

Революционный XX век вернул фуге популярность и должное уважение. В начале столетия в России этому способствовала замечательная теоретическая работа выдающегося русского композитора Сергея Ивановича Танеева , а в Германии творчество композитора и органиста Макса Регера. Контрапунктическую композиционную технику для реализации новейших идей талантливо использовали Николай Мясковский, Белла Барток, Игорь Стравинский, Альфред Шнитке , Борис Тищенко. При этом необходимо отметить, что циклы фуг подобно баховским из ХТК создали Пауль Хиндемит, Дмитрий Шостакович и Родион Щедрин.

Сергей Танеев

Интересные факты

Фуга. Эта форма впитала всё самое лучшее, что было разработано в полифонической музыке. К сожалению, сегодня фугу не часто можно услышать на концертных площадках, однако она, помогая активно развивать творческое мышление, является важным участником учебного процесса, как у исполнителей, так и начинающих композиторов.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фуга

Выразительные средства музыки: Полифония

С полифонией, как правило, ассоциируется особый мир музыкальной образности, прежде всего тот, который зародился в недрах церковной музыки и достиг своего расцвета у мастеров Средневековья, Возрождения, в творчестве И. С. Баха, у композиторов последующих эпох, таких, как В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Дж. Верди, И. Брамс, и многих других.

В словах великого композитора заключен глубокий смысл. В них подчеркивается коренной характер полифонической музыки, рожденной не для утверждения индивидуальности каждого голоса, а для выражения общей идеи, для растворения в едином потоке звучания. Поэтому и жанры полифонической музыки по своему содержанию далеки от тех, что создаются под воздействием земных страстей. Мессы, мотеты, хоралы - все эти жанры отмечены особым, внеличностным характером, сдержанностью чувств, свободой от всего бытового, суетного, повседневного.

Всмотритесь в изображения великих мастеров живописи, чье творчество было неразрывно связано с идеалами христианского искусства, - и вы почувствуете высокий покой, свет, чувство нежной любви, сквозящее в каждом жесте.

Точно так же свет и покой изначально излучает полифоническая музыка. Ее воздействие на душу человека всегда было необыкновенно возвышающим, облагораживающим. Независимость от мирской суеты, от всего случайного и мелкого приводила к тому, что в лучших своих образцах полифонические композиции несли печать неземной красоты.
А если учесть, что исполнялась она, как правило, в храме с его прекрасным и величественным интерьером, полным торжественности и мощи, в храме, где высота колонн и стен подчеркивала устремленность к небу, то впечатление красоты многократно усиливалось. Может быть, сила этой красоты и была причиной, вновь и вновь заставляющей композиторов обращаться к созданию полифонических произведений даже в те эпохи, когда в музыке господствовали совсем иные предпочтения.

При всем многообразии полифонических жанров и приемов высшего своего выражения полифония достигла в фуге.

Нет ничего удивительного в том, что тайна фуги притягивала многих и многих композиторов. Высшие ее образцы одновременно являются высшими образцами музыки вообще: в фуге способны найти выражение самые глубокие мысли, самые благородные чувства, на которые способен человек. Не случайно И. С. Бах, этот величайший из великих музыкантов, огромный круг своих музыкальных замыслов воплотил именно в фуге - то монументальной, то лирической, то строгой, то шутливой,- такой же многоликой и многообразной, как и сама музыка.

Бах. Месса си минор

Одна из самых прекрасных баховских фуг открывает его величайшее творение - Мессу си минор. Произведение, музыка которого отмечена и безграничной скорбью, и божественным светом, обнаруживает неслыханные возможности полифонической музыки, способной открывать такие глубины, которые, казалось бы, недоступны слабым силам человека. И все же есть нечто, способное приоткрыть завесу самой сокровенной тайны, дать прикоснуться к божественному: это нечто есть музыка, осененная высшей духовностью.

Токката и фуга Ре минор BWV 565

Органная музыка в Германии до И. С. Баха имела давние традиции. Опыт целой плеяды замечательных мастеров органного искусства служил Баху опорой. Он был лично знаком со многими представителями старшего поколения немецких органистов и мог в живом звучании воспринимать национальное своеобразие немецкой органной музыки.
Именно орган стал для Баха родной стихией. Здесь его гений раскрылся во всем своем великолепии и необъятности. Орган стал для него своего рода оркестром, который мог выдержать грандиозный размах его импровизаций.

Для этого инструмента Бахом создано огромное количество произведений. Это были и большие музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, и одночастные хоральные прелюдии. Основу органных миниатюр у Баха составляли мелодии протестантских хоралов.

Вершиной органного творчества Баха стали его знаменитые Токката и фуга ре минор.

Форма фуги - основа органного творчества Баха. Обыкновенно он предварял ее прелюдией (небольшой пьесой, которая изначально представляла собой импровизационное вступление к основному произведению) или токкатой. Впрочем, строгой жанровой границы между токкатой и прелюдий провести нельзя. Довольно часто одна и та же пьеса называется в одних источниках токкатой, в других - прелюдией.

Токкату и фугу ре минор композитор написал, вероятно, еще в юности – во всяком случае, до переезда в Веймар. Виртуозное, исполненное молодой страстности и высокого религиозного чувства, это сочинение требует от исполнителя не только блестящей техники, но и способности к импровизации.

Следующая за токкатой фуга полна доверительности. Она лирична, изящна и вместе с тем по-юношески неспокойна. Музыкальный поток неустанно бежит вперед, но поток фуги, в отличие от потока токкаты, скорее напоминает прозрачные воды ручья. Что это? Трепет верующего сердца? Успокоение после сомнений? Признание в любви? И если да - то к кому? Некоторые полагают, что в этом произведении молодого Баха звучит эхо его первой любви, его страстной и невинной любви к Марии Барбаре, которая вскоре стала женой композитора. Думается, однако, что если мотив влюбленности и присутствует здесь, то вовсе не он определяет настроение всего сочинения.

Вся пьеса длится не более десяти минут. Но за это время она успевает захватить слушателя, подчинить его себе, она заставляет его пережить целую жизнь, полную восторга и смятения.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 12 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бах. Kyrie eleison. Господи, помилуй нас, mp3;
Бах. Токката и фуга ре минор BWV 565, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

1. Определение. Тематическая специфика. Генезис формы. Строение.

2. Особенности темы фуги.

6. Экспозиция, разработка, реприза. Стретта.

Фуга (лат – бег) – полифоническое произведение, основанное на многократном (вначале обязательно имитационном) проведении во всех голосах одной или нескольких тем. Маленькая фуга называется фугетта. Эпизодическое использование простой имитации, не образующее самостоятельной по форме пьесы называется фугато.

Если в фуге одна тема – это однотемная или простая фуга, 2 темы – двойная, 3 темы – тройная фуга.

Обычно фуга имеет как минимум – 2 части. Первая – экспозиция – однократное последовательное проведение темы (или тем) во всех голосах в чередовании основной и доминантовой тональностей. Вторая часть – развивающая. Если фуга 2-х частна – вторая часть либо сохраняет тональности экспозиции, либо возвращается в основную тональность. Если фуга 3-х частная – то заканчивается она репризой в основной тональности.

Совершенства фуга достигла в творчестве Баха. Обогащая содержание фуги, Бах стремился к усилению индивидуальной характеристики темы, к напевной, согретой чувством мелодике, к расширению круга гармонических средств. У Баха фуга стала характерной пьесой с исключительно духовным содержанием. В Хорошо темперированном клавире, где собраны 48 прелюдий и фуг во всех тональностях кварто-квинтового круга ладотональной системы композитор доказал совершенство темперированного строя, который лег в основу фортепиано, как инструмента, окончательно сформировавшегося к 18 веку.

В одних фугах господствует принцип вариационности: тема как целое выступает в различных полифонических сочетаниях, в различных ладотональных и регистровых положениях. Для фуг характерно непрерывное развертывание музыкальной мысли. Совершенная заключительная каденция или остановка на половинной каденции встречается в фуге крайне редко. Если они имеют место – то тщательно маскируются, например, наложением на каденцию начала нового проведения темы.

Темой или вождем называется основная музыкальная мысль фуги, обладающая известной завершенностью, яркостью и, как правило, излагаемая вначале одноголосно. Процесс становления фуги в музыкальной культуре сопровождался процессом индивидуализации темы, ростом ее мелодической значимости и образной рельефности. Тема должна быть мелодически рельефной, легко запоминающейся и узнаваемой. По величине темы охватывают от 2-х до 6-ти тактов. Наиболее выразительные интонации концентрируются в начале темы и называются головой. Вторая часть темы менее яркая носит обобщенный характер и более подвижная – хвост. Подобные темы называются контрастными или неоднородными. Темы, в которых нет противопоставления контрастирующих частей называются однородными.

Тема фуги является кратким конспектом музыкального образа, изложением его основных черт. Поэтому в каждой теме есть определенное содержание: серьезное, шутливое, песенное или танцевальное.

Темы фуги могут быть однотональными или модулирующими в сторону доминантовой тональности. Характерная черта – тема с самого первого такта всегда тонально определена. Большинство тем начинается с примы или квинты лада, а заканчиваются однотональные темы на терции или на квинте тонического трезвучия, предполагая неполное окончание – продолжение развития.

Эффективным средством, придающим теме ладотональную определенность, является скрытое голосоведение, которое образуется при ходах мелодии на интервал больше большой секунды. Звук, покинутый скачком, оставляет след в памяти до тех пор, пока мелодическое движение не придет к звуку, соседнему с ним. Покинутые скачком звуки связываются на расстоянии и образуют скрытый голос внутри одноголосия. Скрытое голосоведение также является средством поддерживания связи между частями темы.

1. Однородность или контрастность элементов темы.

2. Наличие или отсутствие точной или вариационной повторности.

3.Использование звукоряда, отклонений, модуляций, ярких мелодических и ритмических оборотов.

4. Наличие мелодической вершины.

5. Выявление моментов скрытого голосоведения.

6. Вывод об общем характере темы.

Ответ или спутник – имитационное проведение темы в доминантовой тональности. Если имитация – точное перенесение темы в тональность доминанты – ответ реальный. Если в имитации произошли изменения, вызванные сложностями перехода в другую тональность – ответ тональный.

Реальный ответ характерен для тонально замкнутых тем, если они выдержаны в диатонике и в их начальном обороте не используется основной тон доминанты. Реальный ответ получают и тонально неустойчивые темы, насыщенные хроматизмом, поскольку изменение хроматики, а также увеличенных и уменьшенных интервалов привело бы к искажению темы в тональном ответе.

Суть тонального ответа заключается в том, что основной тон доминанты в начальном мелодическом обороте темы сменяется в ответе основным звуком тоники начальной тональности.

Пртивосложение – это контрапункт к теме. Оно должно контрастировать ответу, обладать мелодической значительностью, но не затмевать тему. Противосложение подчиняется гармоническому плану ответа. То, которое используется только один раз называется неудержанное противосложение. Оно обычно менее выразительно в мелодическом плане. Противосложение, которое каждый раз сопровождает каждое звучание темы называется удержанным, оно тематически выразительно и написано в двойном контрапункте. Часто в нем развиваются интонации темы, что способствует созданию единства формы.

Интермедия в фуге – это музыкальное построение, расположенное между двумя проведениями темы. Интермедия основана обычно на полифоническом варьировании. В них происходит также разработочное развитие, т.к. они строятся на оборотах, вычлененных из темы. Интермедия необязательная составная часть темы, встречаются фуги и без интермедий. Интермедия разъединяет проведения темы, контрастирует им дробностью своей фактуры, а также модулируя, связывает разнотональные проведения темы. Интермедия строится на основе секвенций. В целом для интермедий характерно нарастание развития тематического материала.

Это проведение темы во всех голосах в главной и доминантовой тональностях. В 2-х голосной фуге она состоит из 2-х проведений темы, в 3-х голосной – из трех, в 4-х голосной – из четырех проведений темы.

Порядок вступления голосов может быть различным. Если после последнего проведения темы, она снова звучит в доминантовой тональности – началась контрэкспозиция, которая характеризуется проведением тем в обратном тональном порядке:

Разработка и реприза фуги.

Основным признаком начала средней расти является появление темы в побочных тональностях. Обычно – это тональная сфера субдоминанты. В средней части не встречается заключительная каденция. Для средней части характерна тональная неустойчивость, частые модуляции или модуляционные отклонения, тематическое дробление, перегармонизация темы, использование темы в увеличении, в уменьшении, в ракоходном движении, применение стретт на стыке средней части и репризы. Стретта – (лат. – сжато) ускоренное, сжатое по времени проведение темы во всех голосах. Фуги, где стретты встречаются во всех частях называются стреттными фугами. Нередко стреттное проведение тем в репризе заменяет репризу в целом. В репризе темы проводятся в основной тональности.

Выдающийся композитор современности Валентин Сильвестров в одной из лекций о музыке сказал приблизительно следующее: "Фуга. Что такое этот музыкальный термин, можно понять, обратившись к Баху. Этого будет вполне достаточно".

Фуга: что такое полифония

Современный слушатель воспринимает фугу как светское музыкальное произведение. Человек, живший в XVII веке, был глубоко верующий. Фуга исполнялась в церкви, продолжала разговор с Богом в молитве на понятном каждому языке глубоких музыкальных и религиозных символов.

Творчество Баха связано с эпохой Реформации, главное условие которой - это мысль о спасении и вере. Протестантизмом, идеями лютеранства пропитана и светская жизнь. Вернее, обе они (духовная и светская) воплощали стремление человека к познанию божественной сути. Фуга – не просто сложная музыка, а своеобразный духовный код немецкой музыкальной культуры конца XVII – начала XVIII века. Впоследствии она стала достоянием всего мира.

фуга что такое

О том, что представляет собой фуга, попробуем объяснить на примере из кинематографа.

фуга минор

Канон

В каноне тема играется и повторяется в нескольких голосах. Самый простой – круговой, когда вступая, второй голос копирует тему, затем поочерёдно присоединяются другие. Следующая ступень: темы отличаются в тональности, голоса звучат в разном темпе.

Канон и фуга

Фуга похожа на канон тем, что основная мелодия и имитации исполняются голосами в разных тональностях, порой в ином темпе. Но она не так строгая, эмоционально насыщенней. Один голос ведёт тему до конца. Затем вступает следующий, но в другой тональности. Первый голос дополняет тему, контрастную основной. Последующие темы обогащают фугу мелодиями. В концовке все голоса звучат без соблюдения правил. Таким образом, фугу определяют как полифоническую музыкальную форму, в которой одна тема проходит в разных голосах (обычно их 3) тональностях и модификациях.

токката и фуга

Подарок монарху с загадкой

Бах возвращается домой в Лейпциг, посылает монарху богатый музыкальный подарок, в который среди прочего, входят 2 фуги для 3 и 6 голосов. Каноны, присланные в подношении, были умышленно незавершенными. Невежливому Фридриху предоставлялась возможность самостоятельно придумать концовку, но монарх этого сделать не смог. Только через несколько лет ученик Баха их завершит. У фуг решений множество, так что поставить Фридриха в неловкое положение было невозможно.

прелюдия и фуга

Прелюдия и токката

Прелюдия у Баха – это предисловие, предшествующее чему-то важному, знаменательному. Хоральная прелюдия игралась на клавире или церковном органе перед исполнением хорала общиной прихожан. Прелюдия и фуга у композитора обычно задумываются одновременно. Прелюдия – свободная импровизация. Фуга – важная сентенция, мысль. В прелюдиях подготавливается настроение перед началом музыкального произведения более значимого, обладающего сильными образами.

Со временем Бах, создавая полифонические циклы, возвысил прелюдию, поставил её вровень с фугой. В дальнейшем композиторы всё меньше и меньше обращаются к прелюдии, хотя они есть у Шопена, Дебюсси, Скрябина, Шостаковича, Щедрина, Слонимского.

Если фуга в переводе с итальянского языка означает "бег", то токката – прикосновение или удар. Токката и фуга ре минор Баха известна всем. Обычно под ней подразумевается сочинение для органа BWV 565, хотя композитор написал великое множество произведений подобного характера.

токката и фуга ре минор

Леонард Бернстайн: о сложности понимания Баха

Интересны рассуждения американского композитора и дирижёра Леонарда Берстайна, популяризатора классической музыки. Он считает, что сокрушительный музыкальный слог Баха приводит в трепет композиторов, благоговение исполнителей и наводит уныние на всех остальных непосвящённых в музыкальные таинства.

Фуга. Что такое она из себя представляет, понятно не каждому. И сегодня музыку композитора, как и три века назад, слушать сложно, требуются усилия, знания. А это, безусловно, большой труд. Слышать и услышать, считает Берстайн, разные понятия.

фуга что такое

Музыка барокко

XVII век считают рациональным. Он вошёл в историю, вместе с другими достижениями человеческой мысли, музыкой барокко. Она, как в зеркале, отражает радости и противоречия века. Прелюдия и фуга – двуединые взаимосвязанные произведения. Прелюдия – импровизация и полёт, фантазия, взлёт.

Фуга – сама жизнь, размеренная, упорядоченная, торжественная и несколько тяжеловесная. Первая часть, как молодость, лёгкая, убегающая, весёлая. Вторая – серьёзная, полифоническая, подчинена законам зрелого и сложного мира. Фуга – игра в "кто кого догонит". Тема возникает у одного голоса, потом у другого, они чередуются, исчезают, их заменяют проигрыши. Затем они (голоса) пытаются нагнать друг друга, буквально наступая на пятки.

Классическая фуга обычно трёхголосая. И вспомним короля Фридриха, его задание мэтру. Монарх возжелал практически невозможное, но композитору были по плечу сложнейшие, почти математические задачи.

Творческое наследие Баха огромно и бесценно. Он оставил потомкам 1100 произведений. Специалисты утверждают, что это лишь треть из всего написанного.

Читайте также: