Поэма об историческом прошлом руси сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Интегрированый урок истории и литературы представлен планом-конспектом урока и презентацией на тему "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича. " - поэма об историческом прошлом нашей Родины".

ВложениеРазмер
integrirovannyy_urok_literatury_i_istorii_v_7_klasse.rar 532.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Руханская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Ершичский район Смоленской области

ЛИТЕРАТУРЫ и ИСТОРИИ

в 7 классе на тему:

Учитель русского языка

и литературы Прусова А.Е.

учитель истории Прусов Г.И.

  1. Повторение пройденного о жизни и творчестве М.Ю Лермонтова;
  1. Повторить события истории, которые относятся к эпохе царствования Ивана Грозного;
  1. Развивать межпредметные связи литературы с историей, кругозор учащихся, умение соотносить литературные образы с исторической эпохой;
  1. Воспитывать любовь к историческому прошлому своей Родины через литературные образы; воспитывать у учащихся чувство чести и достоинства.

Использование современных инновационных технологий:

  1. Информационно-коммуникационные;
  2. Интернет-технологии (в ходе подготовки урока);
  3. Мультимедийные средства;
  4. Технология интеграции
  1. Работа с историческими понятиями: опричник, опричнина, домострой.

поэма, эпические произведения, лирические произведения, фольклор.

М.Ю. Лермонтов – крупнейший поэт России, основоположник наряду с А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем русской классической литературы.

М.Ю. Лермонтов – певец героизма .

Мы у самого порога поэтического мира Лермонтова. Высокие ворота, ведущие туда, ещё закрыты. Но стоит только перевернуть страницу – и они распахнутся. Нас ослепит блеск молний, нас подхватят и понесут волны музыки. Мы вступаем в мир гроз и бурь, в мир смелых дум и гордых душ.

Поэтический мир Лермонтова – это тревожный мир исканий, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясён царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева.

Поэтический мир Лермонтова – это мир высоких, прекрасных чувств: любви и дружбы. Мир глубоких, тонких переживаний человеческой души. А всё творчество поэта проникнуто томлением, тоской по идеалу.

А теперь, ребята, давайте вспомним, что вам известно из жизни и творчества М.Ю. Лермонтова.

Ученик: Лермонтовы – дворянский род, уходящий своими корнями в глубокое прошлое, где легенда и реальность давно сплелись воедино. Одно семейное предание особенно полюбилось М.Ю. Лермонтову – предание о шотландских предках – рыцарях и поэтах.

История гласила, что в VIII веке вблизи шотландского города Мельроза стоял замок Эрсильдон, где жил знаменитый рыцарь Томас Лермонт. Он был известен как поэт и прорицатель, предсказавший шотландскому королю Альфреду III его неожиданную и случайную смерть. Конец его был загадочен: он пропал без вести, уйдя в свет за двумя белыми оленями, присланными за ним, как говорили из царства фей.

Учитель: Стихи и предсказания, загадочное двойственное существование и роковой конец – как это все роднит Лермонтова и его легендарного предка.

Какие факты биографии Лермонтова еще вам известны?

Ученик: М.Ю. Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм, драматических произведений, романов. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери. Ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Детские годы поэт провел в имении бабушки Тарханы (пензенская губерния). Бабушка очень любила его, заботилась о нем, дала хорошее образование. Михаил Юрьевич учился в Благородном пансионе при Московском университете, затем в университете, затем в университете, в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Ученик: Лермонтов - один из моих любимых поэтов, мне нравится его лирика, патриотическая, романтическая и просто красивая. Лермонтов начал очень рано писать стихи, в свои юные годы он написал много сильных произведений. Например, в семнадцать лет он уже написал такие произведения как "Парус" и "Два великана". Это больше всего поразило меня в нём. Он сделал огромный вклад в русскую литературу. И только его трагическая гибель пятнадцатого июля тысяча восемьсот сорок первого года оставила ненаписанными большое число великолепных произведений. Возможно, самые замечательные и талантливые произведения могли бы быть ещё созданы великого поэта.

Беседа по вопросам:

Слово учителя истории:

Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья, эпохе длительной реакции после подъема времен Отечественной войны 1812 года, времен тайных обществ и демократических устремлений.

Слово учителя литературы:

Отсюда тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, мужественных людей, героев.

Лермонтов – певец могучего человеческого духа. Открывая книгу его поэм, мы вступаем в мир отважных людей.

Михаил Юрьевич Лермонтов – взыскательный художник. Он был очень требователен к себе и печатал только совершенные, вполне законченные произведения. Многое из написанного им не было опубликовано при его жизни так же и по цензурным условиям, а потому громадное большинство произведений поэта увидало свет лишь после его смерти, иногда много-много лет спустя. Всё, что сейчас печатается в собраниях сочинений Лермонтова, дошло до нас главным образом в публикациях посмертных и рукописях. Иногда это рукописи-автографы, то есть написанные рукой самого поэта.

Уж как завтра будет кулачный бой

На Москве-реке при самом царе,

И я выйду тогда на опричника,

Буду насмерть биться, до последних сил,

А побьет он меня – выходите вы

За святую правду-матушку.

Пройдёт стар человек – перекрестится,

Пройдёт молодец – приосанится,

Пройдёт девица – пригорюнится,

А пройдут гусляры – споют песенку.

От мелкой, ничтожной жизни современного ему общества Лермонтов переносит читателей в героическую пору истории – время, когда создавалось могущественное русское государство и выковывались волевые характеры людей – эпоху Ивана Грозного.

Слово учителя истории:

Ещё в правление деда Грозного, Ивана III, Европа, едва подозревавшая о существовании Московии, была ошеломлена появлением на своей восточной границе огромного государства. И в центре этого государства была Москва, а в центре Москвы, на горе, точно сказочный замок, высился Кремль. Он был окружен водой и рвами, с подъемными мостами, стенами с башнями. В этой неприступной крепости высились белокаменные златоверхие храмы, дворцы, палаты, терема. У Николаевских ворот помещались в клетках живые львы, присланные царю Ивану Васильевичу в подарок английской королевой, и стоял живой слон, вывезенный из Аравии.

Слово учителя литературы:

Слово учителя истории:

Слово учителя литературы:

К могучим натурам того времени относится и герой поэмы Степан Парамонович Калашников.

Лермонтов начинает с описания пира во дворце у Ивана Грозного. Царь сидит за столом в золотом венце, в расшитой драгоценными камнями, тяжёлой, негнущейся парчовой одежде, величественный и страшный.

Слово учителя истории:

(рассказ об Иване Грозном)– см. Приложение.

Слово учителя литературы:

Еще раз вернемся к названию – молодой опричник… Кто же такой опричник?

Слово учителя истории:

Опричник – воин опричного войска.

Опричнина – система чрезвычайных мероприятий, осуществленных царем Иваном Грозным для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления централизованной власти. Опричнина была введена в 1565 году. Войско опричников сыграло большую роль в искоренении заговоров боярства, вступавшего против усиления самодержавной власти.

Слово учителя литературы:

Ребята давайте вспомним такие литературные понятия как:

Чтобы создать живописные картины, Лермонтов пользуется яркими красками, как это в песнях и былинах: заря алая, горы синие, брови черные, грудь белая, чёрный соболь, белый снег, солнце красное. Кирибеевич также одет, как персонаж песен. У него кушачок шелковый, шапка алая, чёрным соболем оторчённая. И песенной красавицей выглядит Алёна Дмитриевна с её румяными щеками, золотистыми косами и яркими лентами.

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Не сияет на небе солнце красное…

Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!

Интерес к народному творчеству в русском обществе 30-х годов прошлого века был велик.

Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладко как голубушка;

Молвит слово – соловей поёт…

Как и царь Иван Васильевич, как Кирибеевич и сам Калашников, гусляры-скоморохи такие же герои поэмы. Ведь это они сложили песню. Её пафос – борьба за справедливость, борец за правду – её герой.

В Степане Парамоновиче Калашникове нет сложностей и противоречий. Это человек честный, сильный, мужественный и решительный. Как и о Кирибеевиче гусляры поют о нем словами народных песен и сказаний.

  1. Что особенного привлекает в купце Кирибеевиче?
  1. Но почему так сурово, даже грубо обращается Степан Парамонович к своей молодой жене?

Уж ты где, жена, шаталася…?

  1. Любит ли Степана Парамоновича Алена Дмитриевна?

Для Калашникова позор жены – это и его позор, а позор хуже смерти, и Кирибеевич сразу становится для него врагом. Подняв руку на любимого опричника царя, Калашников совершает подвиг. Своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства, что борьба за правду не обходится без жертв, что лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием.

А над могилой Калашникова веет жизнь, царит воспоминание, немою речью говорит предание. Подвиг не только делает человека бессмертным в памяти людей, но и пробуждает в людях лучшее, рождает новых героев.

Вступление выполняет функцию запева в песне.

Найдите исторические детали:

  1. Упоминание об Иване Грозном.
  2. Имя главы опричников Малюта Скуратов.
  3. Домострой.
  4. Картины Москвы XVI века.
  5. Быт – общий жизненный уклад, повседневная жизнь
  6. Обычай – общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения.

Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке?

Понравилось ли вам произведение М.Ю. Лермонтова?

Сегодня на уроке вы узнали об эпохе Ивана Грозного, картинах быта того времени, обычаях и как они отразились в произведении М.Ю. Лермонтова.

Прочность устоев русской жизни основывалась на обязательных для всех сословий и даже царя обычаев и традиционных форм жизни. Это прочность коренилась на безусловном исполнении определенных нравственных законов – христианских заповедей.

подготовить учащихся к восприятию произведения М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова…”.

развивать умение давать характеристики героям, решать проблемные задачи, строить выводы, опираясь на текст.

3.Воспитывать нравственные чувства, интерес к историческому прошлому, активизировать познавательный интерес, прививать любовь к художественному слову.

Оборудование: презентация, видео - фильм, план характеристики героя, иллюстрации к поэме

Тип урока : комбинированный

І. Организационный момент.

Объявление темы урока, постановка целей

ІІ. Проверка домашнего задания

В каком русском городе родился Лермонтов?

А) в Москве Б) в Санкт-Петербурге В) в Пензе Г) в Туле
2) Где прошло детство М.Ю. Лермонтова?

А) в Абрамцево Б) в Тарханах В) в Ясной Поляне

3) Кто занимался воспитанием Михаила Юрьевича?

А) бабушка Б) отец В) мама Г) родители

4) Какое произведение сделало имя Лермонтова знаменитым?

А) Смерть поэта Б) Герой нашего времени В) Парус Г) Маскарад

А) кленовый Б) берёзовый В) осиновый Г) дубовый

6) Сколько раз Лермонтов ссылался на Кавказ?

А) один Б) два В) три Г) пять

7) За что Лермонтов был сослан на Кавказ в первый раз?

А) за стихотворение Б) за картину В) за дуэль Г) за участие в студенческих кружках

8) Где и как погиб Лермонтов?

А) в Тарханах от болезни Б) в бою при Валерике В) в Пятигорске на дуэли Г) в горах под завалом

9) Какое (какие) стихотворения принадлежат М.Ю. Лермонтову?

ІІІ Работа над темой урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы свами познакомимся с произведением Лермонтова, в котором он воссоздает историческое прошлое эпохи Ивана Грозного.

Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в историческое прошедшее (В.Г. Белинский)

Цель нашего урока – познакомившись с содержанием текста, определить, кто же является настоящим героем, авторским идеалом, какими чертами характера обладает этот герой.

Царь Иван Васильевич Грозный стал на престол в 1533 г. В 1547 г., принял царский титул, сделавшись таким образом, первым русским царём. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, при его правлении русские перешагнули через Урал и расселились в Сибири. Но при нём же русский народ встретился с невероятной жестокостью, деспотизмом, с так называемым, террором.

“ Иван Грозный, когда начались неудачи, покинул Москву, объявил, что собирается отречься от престола. Но после уговоров вернулся на царство, вытребовав себе особые полномочия. С этого времени вся Русь разделилась на две части: “земщину”, где продолжали существовать старинные государственные учреждения и “опричнину” – здесь власть царя была безраздельна. К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Отошла в опричнину и находившаяся к западу от Кремля часть Москвы. Царю удалось создать преданное ему войско, члены которого назывались опричниками. Отряды опричников разъезжали по земщине и безнаказанно совершали грабежи и убийства. В своих чёрных кафтанах, с притороченными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили на “земских” ужас. Песья голова должна была означать их собачью преданность своему государю, а метла – готовность вымести всю “измену” из государства.

Иван Грозный добился главного – ему удалось стать полным самодержцем в своём государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. (При нём варили в кипятке, жарили заживо, резали на куски людей).”

Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного сына. После него осталась разорённая и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе.

3. Какие исторические детали использованы автором для того, чтобы передать эпоху Ивана Грозного?

Опричник – служилый дворянин, воин, состоявший в войсках опричнины в царствование Ивана IV.

Опричнина – часть государства, выделенная в непосредственное управление царя и служившая ему опорой в борьбе с крупным боярством.

4. Еще одной приметой исторического прошлого были кулачные бои (Выступление уч - ся.)

Кулачный бой — потеха, представляющая собой бой кулаками . Существовала в России с глубокой древности до начала XX века. Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы . Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Русские бойцы использовали только удары кулаками. Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, бить по виску, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

Кулачный бой мог быть превращен в судный поединок.

Жанр произведения – историческая поэма.

Исторической поэма является потому, что рассказывает об определённой исторической эпохе русского государства, действующими лицами являются исторические лица, показаны реалии жизни того загадочного времени и быта. Например: Иван Грозный, опричник, показано купечество, семейная жизнь Степана Калашникова…

- Как автор сам определяет форму своего произведения? (Песня)

- Какие песни вы знаете? (лирические , обрядовые)

- А это какая песня? (Лермонтов придал своему произведению форму народной песни.)

-Почему каждая глава начинается и заканчивается упоминанием о гуслярах?

(Гусляры пели о реальных событиях. Они были народными певцами. То есть они выражали мнение народа. Значит, автор хотел оценить события глазами народа.).

Еще в 1830 году юный Лермонтов написал:

Какая информация содержится в названии о каждом из героев?

Должен быть справедливым

Молодость, сила, буйство чувств

Опричник – личное войско Грозного

Нет имени - безродность

Удаль, мужество, сила

Купец – почтенный человек, достоинство

Фамилия – есть род, семья

- Почему герои “Песни” расположены в названии в таком порядке?

- Кто является настоящим героем “Песни” и почему?

(Степан представлен нам русским богатырём, честным, отважным, сильным духом).

(отстаивает вековые традиции рода, семьи и чести простого человека).

Калашников живет по закону христианскому. Он не признает царского суда в делах совести.

— Какова главная проблема поэмы? Зачем поэт обращается к ней? Почему при ее решении поэт обратился к истории?

Окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии принадлежит народу, в памяти которого живет героический поступок Калашникова, вставшего на защиту человеческого достоинства .

Давайте ответим на вопрос. Как проявляется любовь к Алене у Кирибеевича и Калашникова, к каким поступкам побуждает их? Сравните отношение героев к Алене Дмитриевне. (ответы учащихся)

Степан Парамонович Калашников

Глава семьи, несет ответственность за жену

Защищает свою любовь, семью, честь жены

Нарушает христианские заповеди (преследует замужнюю женщину)

Эгоист в любви (думает только о себе)

Крадет семейное счастье купца

9. - Что собирается отстаивать купец Калашников в кулачном бою?

- Что такое честь?

Честь – внутреннее уважение человека, основанное на чувстве гордости и следовании принципам; хорошая, незапятнанная репутация.

- Подберите синонимы к слову честь (достоинство, уважение).

- Подберите антонимы (Бесчестие, позор).

10. Удалось ли купцу Калашникову защитить честь своей жены, семьи?

Давайте обратимся к тексту.

- Какая главная проблема поэмы?

Теперь нам необходимо собрать всю полученную информацию воедино, и сказать, почему же возник конфликт в поэме?

12. А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему поэт обратился к истории?

В свое жестокое время М. Лермонтов искал исторический аналог и нашел его в лице эпохи Ивана Грозного.

Казнили Степана Калашникова смертью позорной. Похоронили его за Москвой – рекой, как разбойника, не на кладбище. Но народ не забыл его могилу, помнит его подвиг.

Суд царский разошелся с судом народным. Калашников, казненный царем, становится народным героем и все симпатии Лермонтова на стороне удалого купца Калашникова, который защищает честь своей семьи, народную правду, погибает героически.

13. Составить синквейн по вариантам. Давайте вспомним, как над ним работать

Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

защищает, борется, противостоит

Отстаивает честь семьи

преследует, оскорбляет, не заботится

Несет позор и горе людям

Итоги урока

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

- раскрыть историческую тему в творчестве поэта, познакомить с эпохой 30-х годов 19 столетия, раскрыть образы главных героев;
- показать особенности поэмы и ее связь с историей; продолжить формирование умения анализировать текст;
- сделать увлекательным знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова, обсудить проблему долга и чести, справедливости

Ход урока.

1. Актуализация опорных знаний. Слово учителя.

Историческая тема – одна из важнейших тем лирики М.Ю Лермонтова, она разрабатывалась на протяжении всего творчества поэта. (слайд 1-портрет)

Слово ученицы. (слайд 2 - Лермонтов в зрелом возрасте)

Слово учителя.

Что же Лермонтов может противопоставить такой современности?
Противопоставляет славное прошлое России, в котором видит сильных , мужественных людей, наделенных исключительными характерами. Среди своих современников же поэт искал и не находил такого героя.

2. Работа над изучением произведения.

а) Слово учителя.

Учитель истории. (Слайд 3 - Иван Грозный, слайд 4 - Москва, слайд 5 - старый Кремль)

Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына. После него осталась разоренная и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшем для одних символом безумной жестокости, а для дру­гих образцом сурового, но справедливого правителя. Интересно, что большим поклонником Ивана IV был И.В. Сталин, требовавший от историков пересмотра оценок его правления.

б) Определение жанра произведения.

- Итак, мы познакомились с эпохой Ивана Грозного, она же предстает и в поэме М.Ю.Лермонтова. Обратимся к жанру произведения. Это поэма. В чем особенность поэмы, чем она отличается от других жанров?
(записи в тетрадях)
(слайд 6: Поэма – один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность , событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств)

- Но это необычная поэма. Автор выбирает форму исторической песни. Как вы думаете , почему?
( Песня правдива, так как рассказывает о реальных легендарных событиях, с помощью этой формы появляется возможность выражения отношения к герою глазами народа. Народ слагает песню, когда испытывает сочувствие к герою).
- Значит, жанр этого произведения – историческая поэма в народном стиле.(записи в тетрадях)
- Обычно песня сопровождается игрой на музыкальном инструменте. Кто исполняет эту песню? Кто выражает народное мнение? (Слайд7: гусляры)

в) Проверка первичного восприятия текста. Комментированное чтение отрывков поэмы. Беседа.

- Какое чувство осталось после чтения поэмы? Кто из героев понравился больше других?
Как описывается в поэме опричник Кирибеевич? Почему невесел он на пиру?
Зачитайте по тексту.
(Он из рода Малюты Скуратова, приближенного царя, глава опричников. Влюблен,с проникновением говорит о полюбившейся женщине, но недоговаривает царю, что его возлюбленная- замужняя женщина, оттого любовь его несчастная, безответная. Царь Иван Васильевич хочет помочь Кирибеевичу, жалует драгоценности )

- Как Лермонтов описывает купца Калашникова? Как ведет он себя в семье? С какими фольклорными персонажами перекликается образ Калашникова?
(Суровый, сдержанный, похож на былинного богатыря) .

- Зачитайте и прокомментируйте диалог между Аленой Дмитриевной и Калашниковым.

Что можем сказать о каждом из героев?
(Алена ищет , просит заступничества, а не прощения . За собой вины она не видит.Для нее муж-государь, красно солнышко, поэтому она боится его немилости. Калашников не обвиняет жену, а стремится защитить честь семьи, всего рода).

- Как защищает честь семьи купец Калашников?

(Выходит на честный бой, братья готовы помочь в его праведном деле. Он кланяется перед боем народу, царю) (Слайд 8,9 - кулачный бой)
(зачитывается отрывок: сцена боя Кирибеевича с Калашниковым)

- С какой целью выходит Кирибеевич на бой? (Потешить царя, он хвастается своим удальством, кланяется только царю). Боя еще нет, но мы понимаем ,что моральная , нравственная победа за Калашниковым, так как его дело правое.
Чем же заканчивается кулачный бой? (Чтение отрывка по тексту)

(Оставил о себе хорошую память, все отдают должное… Чтение отрывка)

- Значит, человек при жизни совершал только доброе, что даже после смерти отдают поклон.
-В произведении ярко выражено , кто противостоит власти царя. Какими качествами должен обладать человек, чтобы противостоять власти, защитить семью?

г) Сопоставление исторического и литературного героя. (Образ Ивана Грозного)

- Вернемся к рассказу учителя истории. Вспомните характеристику царя Ивана Грозного . В чем совпадают и чем отличаются историческая характеристика и описания Лермонтова.

д) Выводы по произведению. Составление схемы в тетради. (Слайд 9-схема)

3. Подведение итогов урока.

4. Домашнее задание.

1.Выразительно перечитать поэму.
2.Найти и выписать в тетрадь художественные средства выразительности (эпитеты, олицетворения, сравнения, повторы)
3.Подготовиться к тестированию по поэме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:- раскрыть историческую тему в творчестве поэта, познакомить с эпохой 30-х годов 19 столетия, раскрыть образы главных героев;- показать особенности поэмы и ее связь с историей; продолжить формирование умения анализировать текст; - сделать увлекательным знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова, обсудить проблему долга и чести, справедливости


Цель урока : - раскрыть историческую тему в творчестве поэта, познакомить с эпохой 30-х годов 19 столетия, раскрыть образы главных героев; - показать особенности поэмы и ее связь с историей; продолжить формирование умения анализировать текст; - сделать увлекательным знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова, обсудить проблему долга и чести, справедливости

- раскрыть историческую тему в творчестве поэта, познакомить с эпохой 30-х годов 19 столетия, раскрыть образы главных героев; - показать особенности поэмы и ее связь с историей; продолжить формирование умения анализировать текст; - сделать увлекательным знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова, обсудить проблему долга и чести, справедливости

Эпоха 30-х гг. XIX в.

1. Какова главная проблема поэмы?

2. Почему при ее решении М.Ю.Лермонтов обратился к истории?

Царь Иван Васильевич Грозный (Иван IV) стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 году он принял царский титул, сделавшись таким образом , первым русским царем.

+ Разгром Казанского и Астраханского ханства

Поступок Кирибеевича мы можем назвать бесчестным?

Чем может закончиться поединок?

Предположите: как отреагирует царь?

Какова проблема поэмы?

1. Какова главная проблема поэмы?

Читайте также: