Подготовьте сообщение об одном из народов российской империи 19 века чеченцы

Обновлено: 07.07.2024

Кавказская война продолжалась с 1816 года по 1865 год и наложила свой отпечаток на все население Кавказа: на горцев, русских и казаков. Удивительным образом она способствовала смешению нардов. Бежавшие от своих по политическими или иным причинам горцы оседали в среде терских или гребенских казаков, оказывались среди русских, ассимилировались с ними. Но проходил и обратный процесс, когда русские оказывались у чеченцев, принимали их веру и обычаи и навсегда уходили в горы.

К горцам бежали солдаты, желавшие навсегда избавиться от муштры, наказаний и избиений офицерами. В XIX веке армию формировали из крестьян-рекрутов, забираемых из деревень насильно, и многие из них не горели желанием сложить голову среди Кавказских гор.

Постепенно на Кавказе появились целые селения дезертиров. Известно, что самая большая диаспора русских жила в Дарго — здесь они занимались ремонтом пушек, лили ядра, делали картечь и обучали чеченцев военному искусству. Около трехсот русских находилось в Ведено и около двухсот — в селениях Чарской области.

Оставаясь на Кавказе много лет, а то и десятилетий подряд, русские — солдаты и низшие чины пропитывались самим духом Кавказа. Поэтому многие, попадая в плен, соглашались остаться в селениях горцев на положении свободных людей, помогая новым соседям знаниями, умениями и оказывая им всяческую поддержку.

Часто у пленных не было другого выбора — доказать, что ты не дезертир и что горцы утащили тебя к себе против воли, раненого и в бессознательном состоянии, было сложно. За дезертирство могли забить шпицрутенами до смерти или просто расстрелять перед строем в назидание другим.

Двумя годами ранее генерал-майор Ольшевский отмечал, что Шамиль дал всем перебежчикам свободу, предоставил им участки земли в Дарго, где они построили для себя дома. Но это еще не все: Шамиль позволил желающим сохранить православие, а тем, кто согласился принять ислам, позволил жениться на чеченках и полностью влиться в горский народ. Шамиль даже издал указ, по которому согрешившую с пленником девушку не наказывали в том случае, если она выходила за него замуж. Причем, Шамиль часто сам совершал бракосочетание горянок с русскими.

Князь Александр Иванович Барятинский сетовал, что в горах находится большое количество беглых солдат, которые приняли магометанство и переженились на горянках. Разумеется, этому способствовало личное покровительство Шамиля русским перебежчикам.

Вернуть во что бы то ни стало

Командование Российской императорской армии пыталось вернуть дезертиров обратно, и в 1842 году вышел приказ, по которому сдавшиеся дезертиры получали прощение и снова поступали на службу. Кроме этого, было велено выкупать русских пленников у чеченцев за соль. Проблемы это кардинально не решило, но все-таки некоторое количество русских вернулось из Чечни после окончания военных действий.

Но многие русские предпочли умереть, но не возвращаться в Россию. Известно, что в последние дни имама Шамиля многие наибы предали его и перешли к русским в обмен на то, что им обещали сохранить награбленное. Но некоторые русские и поляки остались с имамом до конца, сражались и нашли свою смерть в горной крепости.

Кавказский край в начале ХХ века официально причислялся к Азиатской России [55; c. 170]. Такая идентификация была вызвана, прежде всего, религиозно-психологическими мотивами, ведь большинство коренных жителей Кавказа исповедывало ислам. В советский период Кавказ определялся как пограничная зона и официальной границей между Европой и Азией признавался Главный Кавказский хребет. Таким образом, в царской России Чечня относилась к Азии, а в советском государстве являлась частью Европы, так как располагалась в Предкавказье.

По климатическим условиям территория Чечни больше всего напоминала южную Европу. Растительность Предкавказья, начиная от Владикавказа и почти до берегов Каспийского моря, имела явно выраженный западноевропейский характер. У подножия гор полоса широколиственных лесов граничила с черноземными степями [181; c. 92].

В конце 80-х годов XIX века средняя месячная температура в г. Грозном в январе составляла -3°, в апреле +9°, в июле +25°, в октябре +12,4° [66a; c. 217]. В качестве иллюстрации можно заметить, что горные климатические станции Тироля и многих мест в Швейцарии лежат на 3-4° севернее Ведено – окружного центра одного из чеченских районов. Протяжение горной Чечни с севера на юг составляет около 70 км, площадь равнялась 5000 км2. Здесь находится целый ряд высочайших вершин Восточного Кавказа: Даков-корт (4500 м), Малый Качу (3900 м), Большой Качу (4200 м), Харгабемта-лам (4100 м), Дзана-корт (4200 м), Хиндой-лам (2550 м). С высоты 1200 – 1500 м над уровнем моря начинаются горные альпийские луга [117a; c. 1]. На территории Чечни располагаются наиболее высокие вершины восточной части Главного Кавказского хребта: Тебулос-Мта (4494 м) и Диклос-Мта (4275 м).

В дореволюционной литературе принято было делить Чечню на две части: Большую и Малую. Большая Чечня – это районы, расположенные по правобережью р. Аргун до р. Аксай. Малая Чечня занимала левобережье р. Аргун, включая горную часть и Надтеречье [140a; c. 345]. С севера и запада Чечню ограничивал Терек и Качкалыковский горный кряж, отделяющий ее от Кумыкской степи, на юге ее граница – Андийский хребет, а на востоке – р. Акташ, которая отделяла Чечню от Дагестана [200a; c. 119].

После завершения войны на Северо-Восточном Кавказе 8 февраля 1860 года была образована Терская область, в состав которой вошла большая часть чеченской территории. Границы этой административной единицы не совпадали с границами поселений различных народов, что вызывало возмущение у населения и зачастую мешало самой власти. Первоначально салатовцы (дагестанцы), почти полностью вошли в состав Терской области [216a; c. 288]. Однако 20 июля 1861 года большая их часть в административном порядке отошла к Дагестанской области. Границей между Терской и Дагестанской областью был принят Андийский хребет. В связи с этим изменением областных границ многие села, населенные чеченцами, вошли в состав и Дагестанской области, из-за бюрократических преград чеченцы стали терять связь с родиной. В силу того, что Советский Союз во многом сохранил традиции административного разделения Российской империи, пограничные чеченские села остались в ведении дагестанской власти и в советский период [240a; c. 23]. В царское время одна часть чеченских сел были приписаны к Терской области, другая к Дагестанской области, а третья часть отошла к Тифлисской губернии. Уже с XIV века чеченцы поселялись на западе Кумыкских равнин [7; л. 135]. Имеется предание, в котором говорится, что один из главных исторических центров Кумыкии – Костек основал цонтороевец по имени Кестик (Коьстик). Предание гласит, что Кестик был сыном Эжа, основателя Цонтороя (Цонторой находится в центре Ичкерии) [266; с. 238]. В XIV веке появились чеченские селения: Герменчук, Чечен-аул, Цонторой, Курчалой и многие другие населенные места. В 1889 году по подворному статистическому учету численность чеченцев достигла 186 618 человек. Из этого числа чеченское население Хасав-Юртовского округа составило 15 637 человек. По сведениям Г. Радде, в 1876 году путешествовавшим по Хевсуретии (Грузинский район), общее число жителей трех кистинских (вайнахских) обществ (Саханоевское, Майстинское и Джокольское) достигало в середине 1870-х годов 1911 человек [77; с. 121].

Кавказ по величине составлял 48 часть Российской империи [135; с. 3]. Чеченцы занимали северо-восточный угол отрога Кавказских гор, известного в XIX столетии под именем Андийского хребта, а также растилающуюся перед этими горами долину, орошаемую реками Тереком и Сунжей и их притоками. Вся занятая чеченцами территория, считая и земли, отошедшие под поселения Сунженской и Терской казачьих линий, простиралась в долину, с востока на запад, приблизительно на 130 верст и в ширину, с юга на север на 100 верст [233; с. 1]. По спискам 1883 года всех населенных мест в Терской Области значилось 957. Чеченское население было самым многочисленным [172; с. 2]. Все население Терского казачьего войска размещалось в 77 станицах и 102 хуторах [83; с. 311]. Терская область была разделена на округа и участки, хотя по некоторым документам Центрального Статистического комитета, она называлась Терской губернией, которая делилась на волости и уезды [27; л. 1].

25 августа 1859 года с взятием Гуниба владения Российской империи в Европе увеличились до 15 401 кв. версты на Северо-Восточном Кавказе, а 21 мая 1864 года в пределах Западного Кавказа еще были присоединены 32 088 кв. версты. На карте, представленной И. Стрельбицким, верхнее течение Терека, его правая и левая сторона, до 1859 года не входила в состав Российской империи, а принадлежала чеченцам. Эта территория была обозначена на карте Генерального Штаба как Чеченская земля [247; с. 4].

В результате колонизационной политики на месте аула Тезен-Юрт в 1861 году возникла станица Воронцова-Дашкова; вместо села Магомет-Хите в 1847 году стала Вознесенская, на месте аула Ах-Барзе – в 1861 году станица Нестеровская, а Ахки-Юрт в 1859 году стал станицей Сунженской [59; с. 311]. Станица Троицкая была основана в 1845 году на месте орстхойского аула Обург-Юрт, станица Ассиновская на земле села Эха-Борзе [249; с. 523]. Две станицы: Самашкинская и Алхан-Юртовская были основаны на месте прежних аулов с теми же названиями [6; л. 46 об.]. Аул Чулию-Юрт был основан в 1809 г., затем на его месте появилось казачье село Знаменское [92; с. 14].

Обычные чеченские селения – это небольшие аулы, окруженные разбросанными по лесам и берегам рек небольшими хуторами, где земли было вдоволь для каждого члена семьи. Горные чеченцы зачастую жили в селах, насчитывающих всего 2-3 двора. Данные Межевой комиссии, работавшей в 1864-69 гг. в Чеченском отделе Терской области прямо говорят о том, что до присоединения этого района царской России в чеченской семье на один двор приходилось от 30 до 100 десятин земли [127; с. 106].

Многие возвращались на родину и вынуждены были скрываться от администрации изза отсутствия разрешения на возвращение в Терскую область. Наибы и старшины, укрывавшие мухаджиров, ссылались в Сибирь и на север России. Эмиграция горцев продолжалась до начала Первой мировой войны, когда Россия закрыла границы [162; c. 2].

Чеченцы занимали весь западный Дагестан, расположившись на востоке от осетин и кабардинцев [216; c. 108]. В 1876 году чеченцы составляли 0,8 % от населения Владикавказского округа, а в Кизлярском округе на долю чеченцев приходилось 39,8 %. В Малой Кабарде находилось 69 дворов чеченцев. Они также проживали на землях князей Бековичей-Черкасских в ауле Пседах [80; c. 226]. В селе Ах-Барзой жило 75 карабулакских и 45 чеченских семей. В селениях Бата-Юрт, Генжеаул, Хаама-Юрт, Баба-Юрт, Аксай и других живут чеченцы, ассимилировавшиеся с кумыками, ведущие свое происхождение от чеченцев-аккинцев. Между чеченцами-аккинцами и кумыками происходил постоянно естественный этнический обмен, среди аккинцев немало также чеченцев, ведущих свое происхождение от кумыков [249; c. 337].

С образованием Дагестанской и Терской областей Ауховское общество вошло в состав Кумыкского округа Терской области, переименованного позднее в Хасав-Юртовский округ. В 1885 году жители сел Ярыксу-Аух и Кишень-Аух Хасав-Юртовского округа обратились с просьбой к Главнокомандующему гражданской частью на Кавказе и к начальнику Хасав-Юртовского округа о причислении их к Грозненскому или Веденскому округам. Однако администрация не прислушалась к пожеланиям чеченцев, и эти села остались в составе Хасав-Юртовского округа [31; л. 1]. В конце 70-х годов XIX века вся южная часть Хасав-Юртовского округа, от Герзель-аула до с. Андреево была заселена чеченцами, в связи с чем Кавказское руководство опасалось, что если оно разрешит причислить 2 села к чеченским округам, то остальные аккинские села также потребуют перекройки административных границ, а ведь в Хасав-Юртовском округе в 1877 году насчитывалось около 14 тысяч чеченцев [272; c. 7]. Население региона неуклонно продолжало возрастать. В 1870 году в Хасав-Юртовском округе насчитывалось 5 912 ауховцев (или 12,7 % населения округа). В 1877 году чеченцы составляли уже 13,9 % от общего населения округа [227; c. 126]. В 1891 году в округе насчитывалось 15 282 чеченца. В 1897 году их число составило 18 128 человек (25,6 %), из них в Хасав-Юрте жило 103 человека (1,9 % от числа его жителей). В настоящее время дагестанские чеченцы расселены в предгорьях Северо-Западного Дагестана по долинам среднего течения рек Аксай, Ямансу, Ярыксу и Акташ, и на Кумыкской равнине, вблизи границ с Чечней. В 2000 году здесь проживало более 10 % всех чеченцев [122; c. 460]. В конце XIX века на территории соседней Дагестанской области также проживали чеченцы, там их насчитывалось около 1 тысячи человек [181; c. 209].

В конце XIX столетия усилился административно-управленческий гнет. По решению Терской администрации от 15 марта 1891 года было запрещено проживание горцев одной национальности в населенных пунктах другой национальности. Тогда же была введена новая паспортная система, согласно которой сельские власти выдавали горцам паспорта только на кратковременные отлучки в соседние села или в город, на базар. На более продолжительные выезды паспорта стали давать атаманы отделов или начальники округов. Это привело к тому, что власти стали гнать туземцев из городов и слобод на место прописки [56; c. 141]. Этими ограничениями власти якобы пытались предотвратить межнациональные конфликты. Однако эти старания были излишни, ведь чеченцы веками бок о бок жили по соседству с другими народами, дружили, торговали с ними.

По рассказам старейших жителей аварского селения Цилитль (Гумбетовского района) многие взрослые мужчины до революции могли объяснять на чеченском языке, так как они часто ходили в Чечню за кукурузой. Большие базары, куда стекались и дагестанцы, и чеченцы, и другие народы Северного Кавказа, устраивались в крупных чеченских селах. Контакты между Аварией и Чечней улучшились после постройки шоссейной дороги в конце XIX века, соединившей селения Ботлик и Анди с Ведено [235; c. 108]. Аргунский округ граничил с Тушетией, и поэтому многие его жители говорили по-грузински, по-аварски [186; c. 101].

Источник: Ибрагимова З.Х. Чеченцы в зеркале царской статистики (1860-1900). – М.:Пробел-2000, 2006. – 244 с.

Примечание редакции. Полный вариант книги со сносками и подробными статистическими таблицами представлен на сайте Заремы Ибрагимовой


1 комментариев | Добавить комментарий | Все комментарии

Как жили чеченцы до присоединения к России?

История сообщает о том, что первые государства чеченцы основали еще в Средние века. Присоединение к Российской империи произошло только в 19 столетии. До этого чеченцы существовали автономно.

Об истоках их происхождения до сих пор ведутся споры. Однако самобытная культура и богатый язык могут многое рассказать о формировании чеченского народа.

Такое самоназвание некоторые связывают с версией хазарского происхождения чеченцев. Исследователи утверждают, что евреи Хазарского каганата, которых разгромил киевский князь в 948 году, бежали в кавказские горы и стали основоположниками чеченского этноса.

Во многих древних источниках можно найти информацию о том, что некогда долину Терека населяли хазары. В 5-6 веках страну называли Барсилия. Считалось, что она была родиной хазар.

Некоторые чеченцы до сих пор зовут себя предками евреев Хазарского каганата. Однако первым чеченским государством, доподлинно известным историкам, считается Дзурдзукия.

Дзурдзукия — первое вайнахское государство

Вайнахи, к которым относятся чеченцы и ингуши, основали Дзурзукию примерно в первом тысячелетии нашей эры. Она занимала территорию современных Чечни и Ингушетии.

Как жили чеченцы до присоединения к России?

Среди грузин это государство было известно как Дзурдзукети. Грузины в то время находились в союзе с вайнахами. А часть дзурдзуков считала себя православными христианами.

Однако в 13 веке монголы совершили нашествие на жителей равнин, поэтому предки чеченцев бежали в горы до тех пор, пока не ослабло влияние Золотой Орды. После чего чеченцы основали государство под названием Симсир.

Чеченцы основали Симсир приблизительно в 14 веке. Государство находилось на границе современной Чечни и Дагестана. К тому времени Золотая Орда ослабила свое влияние, и жители гор смогли беспрепятственно вернуться на равнины.

По летописям можно понять, что вайнахи тогда уже исповедовали ислам, так как правители страны были названы мусульманскими именами. Позднее данное государство было разгромлено войсками Тамерлана. Этому среднеазиатскому полководцу пришлось несладко, когда вайнахи устроили ему партизанскую войну среди чеченских гор.

В конце концов Симсир так и не был покорен новому завоевателю. Но масштабные разорения не позволили чеченцам остаться на прежнем месте. И они снова ушли в горы.

Окоцкая земля

Русские документы 15-17 столетий сообщают о существовании Окоцкой земли или Аренан-акка. Она занимала территорию современного Хасавюрта. Жители ее являлись чеченцами-мусульманами.

Как жили чеченцы до присоединения к России?

Тогда акинцы были союзниками русского царя. Вместе с русскими они участвовали в нашествиях против турок. Но периодические нападения со стороны кочующих народов заставляли вайнахов покидать равнины и уходить в горы.

До присоединения к России чеченцы имели систему военной демократии. У них не было царей или князей. Управляли ими советы, состоящие из мудрых старейшин, избиравшихся народом.

До 13 столетия вайнахи опасались возводить крупные города на равнинах. Так как врагов у них было предостаточно и строения часто подвергались уничтожению. В горах же чеченцы любили строить храмы из камня, различные башни и даже замки.

До 18 века чеченцы и русские мирно сосуществовали друг с другом. И часто даже находились в союзнических отношениях.


Чеченские разбойники

В начале XIX века Российская империя увеличила свою территорию за счет Грузии и Азербайджана. Тем не менее экспансия Российской империи носила довольно неравномерный характер — присоединенные земли были отделены от основной территории империи Чечней, Горным Дагестаном и рядом более мелких образований Северо-Западного Кавказа.

Взять их под контроль Александр I планировал давно, но помехой тому стала Отечественная война 1812 года. До нее регулярные войска ограничивались лишь отдельными карательными операциями в ответ на вылазки местных жителей. Ситуация изменилась в 1816 году, когда генерал-лейтенант Алексей Ермолов был назначен командиром Отдельного Грузинского корпуса. Впоследствии он стал управляющим гражданской частью в Грузии, Астраханской и Кавказской губерниях, совмещая эти должности с постом чрезвычайного посла в Персии.

Несмотря на подобный настрой, начать действовать прославленный российский генерал решил вполне мирно — он занялся развитием инфраструктуры, в частности строительством крепостей и дорог.

К словам Ермолова чеченцы прислушиваться не стали. Более того, в 1817 году, когда генерал убыл ко двору персидского шаха, они похитили начальника штаба корпуса полковника Шевцова и потребовали за военнослужащего колоссальные деньги. В ответ Ермолов взял в заложники восемнадцать самых уважаемых чеченских старейшин и пообещал повесить их, если российский полковник не будет освобожден.

Подобные действия были беспрецедентными — прежние военачальники на такое просто не отваживались.

Мюриды на пути газавата

Генерал Ермолов не остановился на достигнутом — он продолжил строительство крепостей. Так, в промежуток между 1817 и 1821 годам были построены крепость Грозная, которая ныне является столицей Чеченской Республики, а также крепости Внезапная и Бурная, вместе образовавшие Сунженскую линию. Российские войска загоняли вооруженные формирования в горы, пытаясь создавать подконтрольные поселения из остававшихся мирных чеченцев.

Тем не менее полностью подавить вооруженную борьбу не удавалось не только из-за ландшафта, но и из-за идеологической составляющей. Чеченцы, а также их союзники, исповедовавшие ислам в суфийском истолковании, готовы были умирать, но не сдаваться.

Сменил Магомеда Ярагского имам Гази-Мухаммад, который вместе со своим сподвижником Шамилем занялся реальными действиями по объединению народов Кавказа в качестве силы, которая смогла бы противостоять российской армии. В 1827 году уже Николай I отправил генерала Ермолова в отставку. Причиной тому было покровительство, которое военный оказывал сосланным на Кавказ декабристам. За время, прошедшее с отзыва Ермолова, Гази-Мухаммад успел объявить Российской империи газават. Стоит отметить, что газават от джихада отличает то, что первый может объявляться и местными вождями и носит исключительно военный характер. В то же время как джихад имеет право объявлять лишь халиф или имам, коим Гази-Мухаммад формально являлся.

За короткое время Гази-Мухаммад взял под свой контроль территории Чечни и Горного Дагестана, отбив у Российской империи почти все завоеванные при Ермолове территории. При этом присягнуть мюридам отказалось Аварское ханство, попросившее помощи у России.

Назначенный главнокомандующим Кавказским корпусом генерал-адъютант Иван Паскевич ограничивался небольшими карательными вылазками, все больше теряя контроль над ситуацией. Тем временем Гази-Мухаммад одерживал все новые успехи и распространял свое влияние на другие территории Кавказа. Все бы ничего, но Адрианопольским миром завершилась очередная русско-турецкая война. Это означало, что на Кавказ отправят еще больше войск.

Опытные военные, прибывшие на подкрепление, коренным образом переломили ситуацию, а в 1832 году, когда брали дагестанское село Гимры, убили Гази-Мухаммада.

Шамиль ведет отряд

Новым имамом мюридов стал Гамзат-бек, который продолжил курс Гази-Мухаммада на уничтожение Аварского ханства. За два года он почти сделал это, но стал жертвой столь распространенной на Кавказе кровной мести.

В 1834 году имамом стал Шамиль, не знавший пощады ни к врагу, ни к соратникам, которые не выполняли его указания.

Объединять разрозненные народы новый имам пытался, апеллируя к исламу и борясь с адатами — традициями, сложившимися на Кавказе в доисламскую эпоху.


В июне 1859 года Чечня окончательно вошла в состав Российской империи. С остатками сил Шамиля же войска боролись вплоть до августа, когда мятежный имам был пленен. Уже в сентябре он был отправлен в Санкт-Петербург, где встретился сначала с Ермоловым, а затем с Александром II.

В 1866 году Шамиль и его сыновья присягнули на верность российской короне, а спустя три года стали потомственными дворянами.

В 1869 году Шамилю было разрешено совершить хадж. В Мекку имам отправился из Киева, куда он был отправлен из Калуги. На обратном пути проездом через Медину Шамиль умер. Дело отца продолжил его сын Гази-Мухаммад, который совершал хадж вместе с Шамилем. После похорон имама он не стал возвращаться в Россию, а направился в Турцию, где поступил на службу в армию и продолжил борьбу против России. На протяжении всего XIX века в Чечне вспыхивали восстания. Относительное спокойствие наступило лишь во второй половине ХХ века.

Читайте также: