Маша троекурова и дефорж сообщение

Обновлено: 02.07.2024

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Маши Троекуровой в романе "Дубровский": описание внешности и характера героини.

Смотрите:
- Краткое содержание романа
- Все материалы по роману "Дубровский"

Характеристика Маши Троекуровой в романе "Дубровский": образ, описание, внешность, характер

"Взоры мужчин и женщин обратились на нее; первые удивлялись ее красоте, вторые со вниманием осмотрели ее наряд. " (том 2 глава IX)

". оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку. " (об отце Маши, том 1 глава I)

" Таким образом совершила она свое воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими. " (том 1 глава VIII )

Маша всю жизнь живет в деревне, "в глазах родителя" (в отличие от Владимира Дубровского, который воспитывался в Петербурге):

"Сын Дубровского воспитывался в Петербурге, дочь Кирила Петровича росла в глазах родителя. " (том 1 глава I)

Девушка выросла в уединении, у нее нет подруг, так как в гостях у Троекуровых обычно бывают только мужчины, приятели самого Кирилы Петровича. Женщины же редко приезжают в гости к Троекуровым:

"Она не имела подруг и выросла в уединении. Жены и дочери соседей редко езжали к Кирилу Петровичу. " (том 1 глава VIII)

". чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну, особенно музыкальные уроки. " (том 2 глава XII)

"Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей XVIII века, была отдана в ее распоряжение. " (том 1 глава VIII)

". Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах. " (том 1 глава VIII)

"Марья Кириловна сидела в своей комнате, вышивая в пяльцах, перед открытым окошком. Под ее иглой канва повторяла безошибочно узоры подлинника, несмотря на то ее мысли не следовали за работой, они были далеко. " (том 2 глава XIV)

Маша хорошо говорит по-французски, как все образованные дворянки. В отличие от Маши ее отец не владеет французским языком:

". Кирила Петрович по-французски не говорил, и она служила ему переводчиком. " (Маша переводит отцу с французского на русский, когда необходимо, том 1 глава VIII)

Маша Троекурова обладает прекрасным голосом и большими музыкальными способностями.:

". Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности; Дефорж вызвался давать ей уроки. " (том 1 глава VIII)

Маша очень привязана к своему отцу, но при этом Кирила Петрович никогда не может добиться ее доверенности:

Девушка привыкла скрывать от отца свои чувства и мысли, так как она никогда не может предугадать его реакцию:

"Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты. " (о Маше и ее отце, том 1 глава VIII)

Маша, как и ее отец Кирила Троекуров, делит людей на сословия и считает домашних учителей (как например, учитель Дефорж) людьми низшего сословия:

". воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового. " (том 1 глава VIII)

У Маши есть 10-летний единокровный брат Саша, который появился на свет в результате отношений господина Троекурова и гувернантки, мадемуазель Мими:

". черноглазый мальчик, шалун лет девяти, напоминающий полуденные черты m-lle Мими, воспитывался при нем и признан был его сыном. " (о Саше, том 1 глава VIII)

Маша Троекурова и Владимир Дубровский

Маша Троекурова с детства знакома с главным героем романа Владимиром Дубровским, который является ее соседом по имению:

". на сем самом холму играл он с маленькой Машей Троекуровой, которая была двумя годами его моложе и тогда уже обещала быть красавицей. " (том 1 глава III)

Однажды господин Троекуров нанимает в дом домашнего учителя Дефоржа, который обучает разным наукам юного Сашу Троекурова. 17-летняя Маша влюбляется в Дефоржа, хотя и понимает, что не сможет стать его женой из-за разницы в их социальном положении. Спустя три недели Дефорж признается Маше в том, что на самом деле он является разбойником Владимиром Дубровским:

". Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь. " (о Маше и Дефорже-Дубровском, том 1 глава VIII)

"Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольной досадою, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза. " (о влюбленной Маше, том 2 глава XII)

Владимир рассказывает Марье свою историю о том, как ранее он хотел отомстить ее отцу, господину Троекурову, за то зло, которое тот причинил ему. Однако, увидев однажды Машу в саду, "как небесное видение", Дубровский влюбился в нее, простил ее отца и отказался от мести. Чтобы быть ближе к ней, молодой человек поселился в ее доме под видом учителя Дефоржа:

"Я ему простил. Послушайте, вы спасли его. Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству, в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства." (Дубровский о своих планах отомстить, том 2 глава XII)

По словам Дубровского, эти три недели рядом с Машей были для него днями счастья. Теперь же он вынужден покинуть дом Троекуровых, чтобы его не поймали:

"Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме. Эти три недели были для меня днями счастия. Их воспоминание будет отрадою печальной моей жизни. " (Дубровский о себе и Маше, том 2 глава XII)

Дубровский признается Маше в любви и просит ее обращаться к нему за помощью, если будет необходимо:

"Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рожден был для иного назначения, что душа его умела вас любит. " (Дубровский о себе, том 2 глава XII)

". если когда нибудь несчастие вас постигнет и вы ни от кого не будете ждать ни помощи, ни покровительства, в таком случае обещаетесь ли вы прибегнуть ко мне, требовать от меня всего – для вашего спасения? Обещаетесь ли вы не отвергнуть моей преданности?" (Дубровский — Маше, том 2 глава XII)

Тем временем отец Маши, господин Троекуров, решает выдать дочь замуж за старого богатого князя Верейского. Этот брак пугает бедную девушку. Маша надеется, что Владимир Дубровский спасет ее от ненавистного брака со стариком Верейским. Марья даже готова стать женой разбойника Дубровского, только чтобы не выходить замуж за старика:

" Главное было для нее: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для нее раем в сравнении со жребием, ей уготовленным." (том 2 глава XVI)

"Папенька, – закричала она жалобным голосом, – папенька, не губите меня, я не люблю князя, я не хочу быть его женою. " (том 2 глава XVI)

Марья пытается сообщить Дубровскому о том, что отец хочет срочно сыграть ее свадьбу с Верейским. Несчастная Маша до последнего надеется, что вот-вот появится Дубровский и спасет ее, но этого не происходит, так как молодой человек узнает об их свадьбе с опозданием. В результате господину Троекурову удается насильно выдать дочь замуж за Верейского. Бедная Маша понимает, что ее жизнь теперь навсегда связана с нелюбимым мужчиной:

"Марья Кириловна ничего не видала, ничего не слыхала, думала об одном, с самого утра она ждала Дубровского, надежда ни на минуту ее не покидала, но когда священник обратился к ней с обычными вопросами, она содрогнулась и обмерла, но еще медлила, еще ожидала; священник, не дождавшись ее ответа, произнес невозвратимые слова.

Обряд был кончен. Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга, она слышала веселые поздравления присутствующих и все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки окована, что Дубровский не прилетел освободить ее. Князь обратился к ней с ласковыми словами, она их не поняла, они вышли из церкви, на паперти толпились крестьяне из Покровского. Взор ее быстро их обежал и снова оказал прежнюю бесчувственность." (венчание Маши и Верейского, том 2 глава XVIII)

По пути из церкви молодожены сталкиваются на дороге с Дубровским и его бандой. Владимир предлагает Марье оставить нелюбимого мужа, несмотря на то что она уже обвенчана с ним, и бежать с ним. Однако Марья предпочитает остаться с Верейским, так как теперь он ее муж. Девушка просит Дубровского отпустить ее и ее мужа. Несчастный Владимир тяжело переживает этот удар. После этого случая он прекращает разбойничать и, судя по всему, уезжает за границу:

– Что вы говорите, – закричал с отчаяния Дубровский, – нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться…

– Я согласилась, я дала клятву, – возразила она с твердостию, – князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.

Но Дубровский уже ее не слышал, боль раны и сильные волнения души лишили его силы." (том 2 глава XVIII)

Это был цитатный образ и характеристика Марьи Троекуровой в романе "Дубровский" Пушкина: описание внешности и характера героини, ее отношений с Владимиром Дубровским и князем Верейским.

Ранняя биография

Внешность и характер

Но оставим этот вопрос, никто уже не сможет дать на него ответ.

Марья Кириловна, выросшая в уединении, избегала шумных застолий, которые устраивал ее отец. Больше всего её увлекают чтение, занятия музыкой и прогулки.

Несмотря на то, что Троекуров не любил читать, в его доме была огромная библиотека, в основном составленная из книг французских писателей XVIII века. И эта библиотека полностью оказалась в распоряжении его дочери. Она её изучила и остановила своё внимание на романах. В этом её сходство с воспитанием Татьяны Лариной, которая также читала любовные романы того времени: английского писателя Ричардсона и французского писателя-сентименталиста Руссо. Её отец, как и Троекуров, никогда не интересовался, что читала его дочь.

Кроме того, Марья Кириловна любила вышивать на пяльцах. Она хорошо говорила по-французски, как и все образованные дворянки того времени. Часто она служила переводчиком для отца, не знавшего языков.

У Маши хороший музыкальный слух и голос, она с удовольствием занималась музыкой под руководством Дефоржа.

Отношения Маши Троекуровой и Владимира Дубровского

Молодые люди знакомы с раннего детства — они были соседями. Но жизненные пути их разошлись, и встретились они через 12 лет после того, как Владимир последний раз был у отца в своём родовом имении.

И Маша влюбилась в Дефоржа, хотя понимала, что разница их социального положения не даст им возможности быть вместе. Но девушку привлекало благородство молодого человека, его смелость, его таланты музыканта, танцора.

Дефорж признается Маше в том, что на самом деле он является разбойником Владимиром Дубровским, и рассказывает ей о том, как хотел отомстить ее отцу за всё, что тот совершил в отношении своего старого друга Андрея Дубровского.

И вот теперь он вынужден покинуть дом Троекуровых. Признавшись Маше в любви, он предлагает ей помощь в случае необходимости. Но Троекуров торопит свадьбу дочери со старым князем Верейским. Маша надеется, что Дубровский спасет ее от этого брака, но он не успевает, и венчание состоялось. Во время возвращения из церкви молодожёнов настигает Дубровский и предлагает девушке свободу и побег с ним. Но Маша предпочитает остаться с Верейским — он теперь её муж. На отчаяние Владимира она отвечает, что до последней минуты ждала его, но теперь уже поздно. Повторяется та же ситуация, что была у Татьяны Лариной:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Честь и долг для неё дороже любви. В этом и достоинство главной героини, и её жизненная драма.

Вывод

Маша помогла дополнить образ Дубровского другими прекрасными качествами: он оказался замечательным учителем, хотя был военным; любовь к Маше его преобразила: он проявил доброту и великодушие в отношении Троекурова; он способен на сильное чувство; любовь изменила его умонастроение — он прекращает разбойничать и распускает свой отряд.

Характеристика образа Маши Троекуровой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Троекурова Марья Кириловна

Роман основан на реальных событиях. Один из приятелей писателя рассказал забавную историю об одном белорусском дворянине, который враждовал с соседями за землю, а затем был выгнан из собственного имения. В последствии, с целью мщения, собрал небольшую компанию крестьян, стал промышлять грабежами богатых людей.

Образ Машеньки Троекуровой

Персонаж Маши Троекуровой появляется в седьмой главе романа. В произведении автор описывает её как юную особу, 17 лет, которая очень хороша собой. Она рано лишилась матери и её воспитанием занималась простая крестьянка, нянюшка Егоровна. Когда Машенька повзрослела, к ней наняли молодую, симпатичную француженку-гувернантку по имени Мими, которая должна была обучить девушку французскому языку и благородным манерам.

Её отец — Кирилл Петрович Троекуров, по описанию автора, жестокий и властный человек, который склонен к частым переменам настроения. Тем не менее он безумно любит свою дочь, всячески балует её, не отказывая дочери ни в чём. Так, например, красивым нарядам Маши завидуют женщины, поскольку она притягивает многочисленные взгляды мужчин.

Отец суров к дочери, требователен. Преподаватели обучают Марию наукам, языкам и музыке. Когда в гостиной отца собираются гости, Мария Кирилловна обязана принимать участие и всячески развлекать гостей. Девушка не любит подобных требований отца, но подчиняется, как послушная дочь. В общении с другими замкнута, сдержана и крайне недоверчива.

У героини нет близких подруг, нет возможности обсудить свои мысли и чувства. Поэтому много времени она проводит в одиночестве. Машенька любит гулять, вышивать на пяльцах. Поскольку у отца огромная библиотека, девушка всё своё свободное время проводит за чтением книг. Особым успехом у юной девушки пользуются французские любовные романы.

У Марии есть младший брат Саша, единственный мальчик, признанный отцом, которого Кирилле Петровичу подарила французская гувернантка. Старшая сестра искренне привязана к младшему брату, с удовольствием помогает в воспитании Саши.

С отцом Кирилой Петровичем

С отцом Кирилой Петровичем

Встреча Маши с Дубровским

В детстве Маша Троекурова и Володя Дубровский были знакомы, встречались много раз и дружили. В юношеском возрасте молодой человек уехал на учёбу в Петербург, где провёл вдали от дома несколько лет. В доме Троекуровых он появляется под именем Дефоржа, которого нанимают к Маше в упражнениях во французском языке. Поскольку Кирилл Петрович не понимает по-французски, дочь помогает отцу в общении с учителем.

Владимир считает Троекурова виновным в смерти своего отца, его появление в доме соседей под чужим именем обусловлено желанием отомстить за его смерть. Владимир знает, что Кирилл Петрович сначала разорил соседа земельными распрями, потом подкупил суд, который отсудил Кистенёвку, принадлежащую Дубровскому, в пользу Троекурова. Тем самым довёл соседа до сумасшествия и в последствии до смертельной болезни. Помещики-соседи считают друг друга заклятыми врагами.

Поначалу девушка относится к учителю, как к слуге, вовсе не замечая. Но происшествие с медведем показало девушке, что люди низкого сословия могут быть храбрыми и самоотверженными. Маша впервые посмотрела на учителя другими глазами и впоследствии много времени проводит в общении с ним. Начитавшаяся любовных романов, девушка жаждет любви и романтики. И в скором времени влюбляется в Дефоржа.

C Владимиром Дубровским

C Владимиром Дубровским

Брак с Верейским

Одним из друзей Троекурова был князь Верейский, 50-ти летний мужчина, немного прихрамывающий, по описанию автора — приятной наружности. Князь часто бывал в гостях у Кириллы Петровича, помещики дружили дворами. Однажды встретив Машу, князь поражён красотою юной прелестницы. После встречи с нею, ухаживал: дарил цветы и подарки. И вскоре сделал предложение о браке отцу Марии Кирилловны. Князь вовсе не заботился о проявлении чувств, молодая красавица-жена и достойное приданое, добавило бы князю вес в обществе.

Князь Верейский

Троекуров не думал долго. Замужество с князем давало его возлюбленной дочери княжеский титул и достаток до конца дней. Когда Маша услышала о предложении князя, девушка растерялась. Позже, подумав, пыталась отговорить отца от столь неравного брака. Но отец уже принял решение, и дал согласие князю на брак с его дочерью. И началась подготовка к свадьбе. Мария, как послушная дочь своего отца, не может противиться его решениям. Отмена свадьбы это скандал, который Троекуров не допустит, помещик не станет рисковать репутацией дочери.

На венчании в церкви Маша была бледна. Даже когда священник спросил о согласии на брак с князем, не смогла произнести ни слова. Священник, не дождавшись ответа невесты, быстро обвенчал молодожёнов, объявив их супругами.

Расставание с Дубровским

К тому времени Мария Кирилловна уже знала, что учитель Дефорж и Владимир Дубровский — одно лицо. Поначалу мысль о любви к разбойнику, грабившего на дорогах, сильно испугала девушку.

Но когда Володя прислал записку с предложением о совместном побеге, Маша растерялась. Подумав некоторое время, принимает решение бежать с Дубровским и посылает со своим младшим братом кольцо, как крик о помощи.

Владимир Дубровский пытается спасти красавицу от неравного брака, но опаздывает. Переодетый в разбойника, мужчина останавливает брачный кортеж с предложением бежать. Но Мария Кирилловна Верейская отвечает отказом. Ведь брачные обеты уже были произнесены, супруги обвенчаны. Долг перед узами брака, высокая степень ответственности перед отцом и Богом, становится для Маши Троекуровой выше чувств к разбойнику, не способному обеспечить девушке достойное будущее.

Заключение

Мария Кирилловна Троекурова — редкий образец для подражания. Послушание родителю делает честь воспитанию девушки. В последствии, приняв брачные обеты с ненавистным, старым мужем, принимает свою судьбу с завидной кротостью. Девушка не смеет нарушить слово, данное отцу, мужу и Богу.


Марья Кириловна Троекурова – главная героиня романа А. С. Пушкина “Дубровский”. Образ не имеет прямого прототипа.

Описание героя

Марья Кириловна – семнадцатилетняя дочь Кирилы Петровича Троекурова, очень рано потерявшая мать. Девушка получила своеобразное воспитание. Отец чередовал исполнение любого желания любимой дочери с грубыми приказаниями. Образ жизни Кирилы Петровича исключал посещение его имения женщинами, поэтому Маша не имела подруг.

Вынужденное одиночество Марьи Кириловны сделало ее замкнутой, приучило скрывать свои истинные чувства и мысли. Познания об окружающем мире девушка приобрела из чтения французских романов, превративших ее в “пылкую мечтательницу”.

Роль героя в произведении

Маша Троекурова олицетворяет собой несчастную судьбу многих молодых дворянок пушкинской эпохи, вынужденных подчиняться деспотичной воле своих родителей.

В романе Марья Кириловна невольно становится спасительницей Кирилы Петровича. Влюбившись в девушку, Дубровский отказывается от тщательно планируемой мести за смерть отца и лишение имения.


Кадр из фильма “Благородный разбойник Владимир Дубровский”. 1988

В то же время Маша лишает возлюбленного надежды на возвращение к нормальной жизни и обретение счастья. Девушка испытывает непреодолимый страх перед ослушанием отцу, поэтому откладывает обращение за помощью к Дубровскому до самого последнего момента. Она любит Владимира, но считает связь с преступником настоящим падением и ударом по своему аристократизму. Марья Кириловна не случайно говорит Владимиру, что станет его женой лишь в самом крайнем случае, когда “насильно повезут… под венец”.

Нерешительность Марьи Кириловны в самом главном жизненном выборе приводит к тому, что Дубровский опаздывает освободить ее. После венчания она сама отказывается бежать с любимым, чувствуя себя скованной священными узами брака.

С “потерей” Маши Владимир уже не видит никакого смысла скрываться и заниматься разбойным промыслом. Единственный выход – покинуть Россию и уехать за границу.

Развитие героя по мере сюжета

В начале романа Марья Кириловна предстает мечтательной девушкой, в которой наивность причудливо сочетается с аристократическими предрассудками. Нового учителя-француза она воспринимает в качестве своего слуги, который поэтому даже “не казался ей мужчиной”. Лишь после убийства Дефоржем–Дубровским медведя гордая дворянка осознает, что мужество и храбрость не зависят от принадлежности человека к высшему сословию.

Не стоит переоценивать любовь Марьи Кириловны к Дубровскому. На протяжении всей жизни девушка видели лишь таких мужчин, которые не осмеливались высказать собственное мнение и выражали подобострастие перед ее отцом. Отважный француз стал для нее реальным воплощением мужского идеала из многочисленных французских романов.

При этом Маша не забывает о непреодолимой пропасти, разделяющей ее и простого учителя. Она не признается себе в любви к человеку, который не может даже “надеяться когда-нибудь получить ее руку”.


Маша умоляет отца отменить помолвку с Верейским. Иллюстрация Д. Шмаринова

Узнав о том, что под именем Дефоржа скрывается смертельный враг отца, Марья Кириловна испытывает противоречивые чувства. С одной стороны, “герой из романов” оказывается равным ей по социальному положению, с другой – является преследуемым властями разбойником.

Вплоть до самой свадьбы Маша испытывает муки перед выбором, который навсегда изменит ее жизнь. В конце концов ее колебания приводят к трагическому исходу. Дубровский опаздывает “вырвать” девушку из-под венца. На его резонный довод (“вы были приневолены”), она решительно отвечает: “Я дала клятву”. Для дорожащей дворянской честью женщины понятие долга намного выше любви и счастья.

Отношения автора к герою

Пушкин сочувствует несчастной судьбе “бедной” Марьи Кириловны. Он очень красочно описывает тяжелое состояние девушки, внезапно узнавшей о предстоящей свадьбе с князем Верейским (“бледное лицо”, “жалобный голос”). Отчаяние Маши ярко проявляется в ее эмоциональной мольбе к отцу: “Папенька… не губите меня”. В день свадьбы Марья Кириловна впадает в оцепенение и поражает жениха “бледностию и странным видом”.


Венчание. Иллюстрация А. Траугота

Экранизация героя

По сюжету романа “Дубровский” было снято несколько зарубежных и отечественных фильмов. В советской экранизации 1936 г. (“Дубровский”, режиссер А. И. Ивановский) роль Маши сыграла Г. К. Григорьева.

Самой удачной и наиболее близкой к оригинальному сюжету считается картина “Благородный разбойник Владимир Дубровский”, снятая В. А. Никифоровым в 1988 г. Роль Марьи Троекуровой исполнила актриса Московского театра Олега Табакова М. В. Зудина. В целом, критики сдержанно оценили исполнение главной женской роли молодой артисткой, но именно благодаря этой роли Зудина стала широко известна отечественным зрителям.

Читайте также: