Сообщение на тему виадук

Обновлено: 04.07.2024

Одними из самых первых инженерных сооружений, которые начали строить люди еще тысячи лет назад, были мосты для преодоления водных преград. Например, на рисунке 1 представлена фотография каменного Мульвиева моста (Понте Мильвио) через реку Тибр в Риме. Он был построен в 109 году до нашей эры (причем деревянный мост на этом же месте существовал еще за 100 лет до этого). Правда, в 1870 году его пришлось восстанавливать из-за повреждений в результате ряда военных действий в разные века. Этим мостом пользуются до сих пор, однако машины по нему ездили лишь до 1956 года, а потом его объявили памятником старины и сделали исключительно пешеходным.

Рис. 1. Мульвиев мост через реку Тибр в Риме, построенный в 109 году до нашей эры, – самый древний из ныне действующих мостов

Рис. 1. Мульвиев мост через реку Тибр в Риме, построенный в 109 году до нашей эры, – самый древний из ныне действующих мостов

На рисунке 2 — фотография одного из современных чудес инженерной техники. Это самый длинный мост в мире через водное пространство, пересекающий северную часть залива Цзяочжоу. Мост соединяет город Циндао и пригородный промышленный район Хуандао в Китае. Его длина составляет 42,5 км. Впрочем, китайцы уже построили комплекс, состоящий из серии мостов и подводных тоннелей, пересекающий дельту Жемчужной реки, общей длиной 49,6 км (между Гонконгом, Чжухаем и Макао).

Рис. 2. Самый длинный мост в мире через водное пространство длиной 42,5 км (Циндаосский), пересекающий северную часть китайского залива Цзяочжоу

Рис. 2. Самый длинный мост в мире через водное пространство длиной 42,5 км (Циндаосский), пересекающий северную часть китайского залива Цзяочжоу

Если сооружение строится не для пересечения водной преграды, а над автомобильной или железной дорогой, то оно называется путепроводом мостового типа . Такие сооружения имеют от 1 до 4 пролетов. Если же пролетов больше, то это уже эстакада , причем проходить она может сразу над несколькими видами препятствий. Самая длинная из них в мире – эстакада Банг На в Таиланде длиной 54 км.

Для пересечения оврагов, ущелий и прочих значительных неровностей рельефа строят виадуки . От эстакад их отличает отсутствие однотипных опор под ними. На рисунке 3 представлена фотография виадука Мийо на юге Франции, самая большая из опор которого имеет высоту 341 м.

Если по мостовому сооружению бежит вода (в канале или по трубе), то это уже акведук. Акведуки начали строить еще древние вавилоняне, египтяне, римляне и греки для ирригации и доставки воды в города (рис. 4). Современные акведуки служат тем же целям, но иногда бывают совсем уж необычными – по ним даже может ходить водный транспорт (рис. 5).

Рис. 4. Акведук длиной 728 м и высотой 28 м, построенный древними римлянами в испанском городе Сеговия предположительно в первом столетии нашей эры

Рис. 4. Акведук длиной 728 м и высотой 28 м, построенный древними римлянами в испанском городе Сеговия предположительно в первом столетии нашей эры

Рис. 5. Магдебургский водный мост (акведук), соединяющий внутренний порт Берлина с портами на Рейне в Германии

Рис. 5. Магдебургский водный мост (акведук), соединяющий внутренний порт Берлина с портами на Рейне в Германии

Полный текст статьи со ссылками на источники и литературу читайте в бесплатном электронном журнале "ГеоИнфо". Там же мы рассказываем о самых значимых авариях мостов и приводим анализ расчета аварийной ситуации моста в Канаде. ЧИТАТЬ

Как уже ясно из названия статьи, виадук - это мостовое сооружение. Отличается такой проект от мостов других типов и конструкций высокими опорами и большой протяженностью. Чаще всего инженеры предлагают возводить такие сооружения в точках пересечения дорог с болотистыми местами, долинами рек, ущельями и оврагами. В том случае, если в какой-то определенной зоне не является целесообразным строительство высокой насыпи, вполне допустимо возведение виадука, который, решая проблемы с передвижением по данной территории, к тому же является еще и выгодным вариантом с экономической точки зрения.

виадук это

Виадук: отличительные характеристики

виадук мийо

Самые знаменитые в мире

Эти виадуки являются самыми знаменитыми в мире:

  • Калужский каменный мост.
  • Мокринский железнодорожный, расположенный в Чувашской Республике.
  • Гельчтальбрюкке – самое высокое кирпичное сооружение данного типа в мире.
  • Шотландский виадук, расположенный возле деревни Гленфиннан.
  • Виадук через реку Сыдухэ (просвет этого самого высокого транспортного моста в мире составляет не меньше 0,472 км).
  • Виадук Мийо (его самая высокая опора равна 0,341 км).

чем отличается виадук от моста

Подробнее о последнем

Виадук Мийо – это конструкция мостового сооружения вантовой системы, которая проходит через долину реки Тарн вблизи города Мийо, расположенного на юге Франции, в Аверонском департаменте. Он является последней частью трассы А75, которая обеспечивает высокоскоростное движение из столицы (Парижа) к городу Безье. Авторы проекта – два выдающихся ученых в области инженерии и архитектуры: Мишель Вирложо и Норман Фостер. Построенное ими грандиозное сооружение пересекает самую нижнюю точку долины реки Тарн, связывает красное плато с плато Ларзака и проходит периметр Большого плато (национальный природный парк) по внутренней его стороне.

виадук фото

Подробнее о параметрах

что такое виадук

Виадук сегодняшнего дня

В далеком прошлом мост, имеющий конструкцию современного виадука, строился исключительно из массивных камней, которые проходили долгое ручное обтесывание. На создание подобных проектов затрачивалось большое количество физического труда и времени. Выглядели такие сооружения громоздкими и тяжелыми, вид имели вполне надежный. Благодаря тому, что сама архитектурная идея такого моста оказалась вполне востребована человечеством, в процессе развития цивилизации, а, соответственно, и технологии изготовления строительных материалов и самого строительства, развивались и идеи возведения подобных конструкций. Использование в возведении таких мостов металла, железобетона и бетона позволяет сделать их (с сохранением арочной конструкции и разработкой балочных) менее материалоемкими. Благодаря фермовым системам, сегодняшние виадуки покоряют воображение обнаженными конструкциями, которые отличаются визуальной невесомостью и ажурностью и при этом выдерживают невероятные нагрузки.

что такое виадук [1]

Что такое виадук

Каждый, задумавшись над этим вопросом, понимает, что такой мост – это свидетельство способности людей покорить природу, приручить ее. Именно благодаря силе своего разума человек смог провести безопасные и мощные дороги с хорошей протяженностью там, где даже с геологической точки зрения, казалось бы, для такого строительства нет никакой возможности. Эти конструкции – неотъемлемая часть двадцать первого века, свидетельствующая о развитии промышленной и строительной индустрии нашего времени. Каждый виадук – это потрясающей красоты и мощности сооружение, которое является плодом мысли гениальных инженеров и талантливых архитекторов.

ВИАДУК, мост для перехода железной или обыкновенной дороги через глубокий овраг, ущелье, долину. Характерным признаком виадука, отличающим его от другого рода мостов, является значительная высота дороги над долиной. Определение основных размеров виадука (разбивка его на пролеты, выбор нижнего очертания его пролетного строения и пр.) почти не зависит от тех путей или водных потоков, которые находятся на дне долины. В большинстве случаев виадук строится взамен насыпи, когда из-за значительной высоты стоимость насыпи настолько возрастает, что виадук становится выгоднее. Высота, при которой виадук дает экономию сравнительно со сплошной насыпью или насыпью с трубой, при необходимости пропустить по долине водный поток или дорогу под виадуком, м. б. установлена лишь в каждом частном случае. Для примерной ориентировки можно указать, что при 15—20 м высоты выгоднее устройство виадука. Однако, когда имеют дело с грунтами, могущими дать оползни, когда нельзя занять достаточно широкую полосу земли для насыпи, сооружение виадука может оказаться целесообразным и при много меньшей высоте перехода долины. С другой стороны, избыток хорошей земли из прилегающих к переходу через долину значительных выемок, удобная и дешевая подвозка земли могут дать преимущество насыпи перед виадуком и при значительно большей высоте. Т. к. виадуки часто представляют собой красивые инженерные сооружения, то, при прочих равных условиях, предпочтение следует отдавать виадуку.

Материалом для постройки виадуков служат дерево, камень, бетон, железобетон и железо. Сооружение деревянных виадуков особенно широко было распространено во второй половине 19 века в период интенсивного заселения западных штатов Северной Америки в местностях, богатых лесом; в Европе тогда деревянные виадуки также находили широкое применение. Теперь деревянный виадук можно встретить лишь как временное сооружение подсобного характера в виде дешевой, наспех сделанной деревни, эстакады.

Материалом, наиболее отвечающим основному характеру виадука, является камень. Основная задача проектирования виадука - разбивка на пролеты, выбор стрелы и очертания кривой свода и придание своду надлежащей толщины. Существует французское правило разбивки на пролеты, по которому

l = 0,4H (1)

(l- пролет свода в свету и Н - высота виадука), причем своды избираются полуциркульные; но этот выбор пролета д. б. проверен в отношении его экономичности. С этой точки зрения, по-видимому, более удачными являются несколько большие пролеты, как это и делают немецкие строители (Мелан):

l = 6 + 0,4H (2)

(1) и (2) дают лишь первое приближение, окончательное же установление величины пролета м. б. правильно выполнено только при сопоставлении ряда вариантов с соответствующими подсчетами их стоимости. Величина пролета должна быть такова, чтобы стоимость его равнялась стоимости быка. Следовательно, при значительном поперечном уклоне берегов долины, может оказаться целесообразным уменьшение пролетов при понижении высоты, причем для целой серии сводов устанавливают одинаковые пролеты, разделяя эти своды друг от друга более толстыми быками, способными противостоять разности распоров неодинаковых сводов. Вообще, при длинных виадуках через 3—5 пролетов возводят более толстые быки с тем, чтобы при случайном разрушении одного из пролетов ограничить протяжение участка, на котором своды могут обрушиться; толстые быки должны выдержать одностороннее давление необрушившегося свода. Вообще толщина опор в уровне видимых пят е, при полуциркульных сводах пролетом больше 8 м, может быть назначена равной (по Сежурне) 0,20 l, или

e = l/10 + 0,04H (3)

При цементном растворе эта толщина м. б. сокращена до 0,15 l. Поперечным боковым граням быков придают уклоны: 1 /50— 1 /39, чаще 1 /40. Если при большой высоте этого окажется недостаточно, то дают уширение быку с помощью обрезов. Дают уклон и граням быка, параллельным продольной оси виадука, причем уклон может быть взят 1 /50— 1 /20 (чаще последний); этим достигается увеличение поперечной устойчивости виадука. Нередко уклон граням быка дают постепенно возрастающий, причем в последнее время очень часто делают уширение быка книзу по параболической кривой. Выбор стрелы подъема свода и кривой очертания в виадуке д. б. основан на сопоставлении различных вариантов. При небольших пролетах (до 25—50 м) почти исключительно применяют полуциркульные своды. Выбором более подъемистого очертания свода, в виде коробовой кривой, эллипса с несколько большей вертикальной осью, можно добиться лучшего приближения к кривой давления, особенно для больших пролетов и виадуков большой высоты. Одновременно этим достигается уменьшение объема кладки быков при увеличении объема кладки надсводного строения. В этом случае целесообразным является возможно большее облегчение нагрузки свода и давления на опоры устройством сквозных отверстий, перекрытых рядом одинаковых небольшого пролета сводов, которые поддерживают проезжую часть. Расчет толщины сводов следует производить в соответствии с общими указаниями по этому вопросу для каменных мостов. Очень большая глубина долины, отвесные или очень крутые берега ее, слабые грунты по ложу долины и хорошие, скалистые на берегах ее могут создать условия, при которых наиболее целесообразным является переход нижней части долины или всего ущелья одним большим пролетом. Это настолько изменяет общий вид сооружения, что зачастую такие виадуки называют просто мостами.

Железобетонные виадуки из-за легкости и сравнительной дешевизны пролетного строения оказываются наиболее выгодными при величинах пролетов, несколько больших, чем для каменных массивных виадуков. Толщина сводов м. б. взята много меньше. Наконец, применение жесткой арматуры мелановского типа позволило производить кладку железобетонных сводов без кружал, что для высоких и соответственно крупнопролетных виадуков имеет очень серьезное значение. Устаревшие чугунные и железные виадуки в последние годы усиливаются в Америке и Франции также путем обращения их в железобетонные сооружения со включением в тело бетона прежних его металлических пролетных строений. Способность железобетона работать на изгиб вызвала сооружение балочных и рамных железобетонных виадуков, но эти конструкции нашли применение гл. обр. для путепроводов и эстакад.

Металлические виадуки строились в большом количестве уже в первые десятилетия существования железных дорог. Сперва применялся чугун, по вскоре чугун был вытеснен железом, продолжая все же при железном пролетном строении служить материалом для металлических частей опор высоких виадуков, чему примером может служить старый Грандфейский виадук (1857—1862). Сооружение высоких каменных опор для балочного пролетного строения оказывалось во многих случаях очень невыгодным. Что касается разбивки на пролеты, то здесь еще менее, чем для каменных виадуков, возможно привести какие-либо общие указания. Вопрос должен для каждого случая разрешаться индивидуально путем составления вариантов и подсчета их стоимости. Уступая в долговечности каменным, железные виадуки в гораздо большей степени чувствительны к возрастанию временных подвижных нагрузок и в громадном большинстве случаев требуют замены много раньше того срока службы, который они могли бы выдержать. Последние годы, особенно после мировой войны, характеризуются многочисленными примерами постепенного вытеснения железных виадуков каменными и железобетонными, и только область применения виадуков с крупными пролетами удерживается за железными виадуками.

В качестве виадуков могут быть применены и железные висячие мосты, нередко дающие очень крупную экономию стоимости для больших пролетов.


Виаду́к (фр. viaduc, происходит от лат. via — дорога, путь, duco — веду) — сооружение мостового типа, возводимое на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем [1] Как правило, виадуки строятся там, где отсыпать насыпь экономически нецелесообразно, так же как в случае с эстакадой, с той лишь разницей, что эстакада проходит, как правило, над равниной, поймой реки (достаточно ровной поверхностью).

Содержание

Наиболее известные виадуки

    — самый высокий транспортный мост в мире (просвет составляет 472 метра) — виадук с самыми высокими опорами в мире (самая высокая опора — 341 метр)
  • Виадук Гленфиннан — самый высокий кирпичный виадук в мире

Ссылки

См. также

Примечания

  1. ↑Виадук (рус.) . Архивировано из первоисточника 2 июня 2012.Проверено 31 мая 2012.
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Виадук" в других словарях:

ВИАДУК — (лат. viae ductus, от via дорога, и duco веду). Железнодорожные мосты с арками, проведенные через долины, овраги, болота и проч. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВИАДУК лат. viae ductus, от … Словарь иностранных слов русского языка

Виадук — (франц. viaduc, от лат. via дорога и duco веду), мостовое сооружение большой протяжённости и на высоких опорах при пересечении дороги с оврагами, ущельями, болотистыми долинами рек. Постепенное нарастание высоты опор (в некоторых случаях… … Художественная энциклопедия

виадук — а, м. viaduc m. Сооружение в виде моста через овраг, ущелье, железнодорожный путь и т. п. БАС 2. На перроне строится почетный караул от Александровского военного училища, у виадука московский энский батальон смерти. Шолохов Тихий Дон. Пошто… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ВИАДУК — (от лат. via дорога путь и duco веду), сооружение мостового типа, возводимое на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем и т. п. Виадук обычно строят при экономической или технической нецелесообразности возведения высоких… … Большой Энциклопедический словарь

виадук — мост, путепровод Словарь русских синонимов. виадук сущ., кол во синонимов: 3 • мост (29) • путепровод … Словарь синонимов

ВИАДУК — ВИАДУК, МОСТ с высокими устоями (обычно покоящийся на нескольких узких бетонных или каменных арках), по которому проходят дороги или железнодорожные пути. Стальные мосты на высоких опорах с короткими пролетами тоже относят к виадукам. см. также… … Научно-технический энциклопедический словарь

ВИАДУК — ВИАДУК, виадука, муж. (от лат. via путь и duco веду) (архит.). Мостовое сооружение для перехода или переезда не над водным протоком (в отличие от моста). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ВИАДУК — ВИАДУК, а, муж. Мост через глубокий овраг, ущелье или через дорогу, пути. | прил. виадучный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ВИАДУК — высокий мост, служащий для прокладки жел. дор. линии над суходолом, глубоким оврагом или ущельем. В. применяется в тех случаях, когда вследствие значительной высоты запроектированной насыпи (или слабости основания под нее) сооружение последней… … Технический железнодорожный словарь

виадук — – мост через автодорогу, овраг. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь

Виадук — Виадук: искусственное дорожное сооружение, служащее для пропуска транспортных средств или пешеходов над понижением рельефа. Источник: ОДМ 218.2.012 2011. Отраслевой дорожный методический документ. Классификация конструктивных элементов… … Официальная терминология

Читайте также: