Лина по сообщение 6 класс обществознание

Обновлено: 30.06.2024

Нас всегда впечатляют судьбы неординарных людей, сумевших буквально силой своего человеческого духа не только выжить самим в сложных жизненных ситуациях, но и стать ярким примером для других. И сегодня в нашей публикации удивительная история талантливой советской балерины, балетмейстера и скульптора - Полины Горенштейн , которая будучи лишенной зрения, научилась жить заново, развив в себе редкий дар "внутреннего видения", доведенный до высокой степени совершенства и заставивший говорить о ней весь мир.

Она могла, осязанием улавливать детали и тонкости, незамеченные зрячими скульпторами-профессионалами. В это нелегко поверить. Но так было в действительности. Лина Михайловна обладала особой зрительной и слуховой памятью — эйдетизмом. Что любопытно, люди, наделённые таким даром, не вспоминают, не представляют в своём воображении образ, а видят и слышат его. После потери зрения эта способность развилась у неё особо остро.

>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни
Доказательством этому служат работы, созданные Линой По, бережно хранящиеся в отечественных музеях.

Дар от Бога

Некоторым счастливчикам Всевышний щедро отмеряет и красоту, и разносторонние таланты, и везение, и возможность делать выбор. Среди таких и была Полина Горенштейн вначале успешная балерина, а позже режиссёр-постановщик танцев, с необыкновенным даром к рисованию. Но, как часто в жизни бывает, беспощадная судьба в один момент решила зло подшутить над удачливой танцовщицей.

Перелистывая страницы биографии

Полина Михайловна Горенштейн родилась в Екатеринославе (ныне город Днепр, Украина) на рубеже двух столетий в 1899 году. Еще в подростковом возрасте она увлекалась музыкой и танцами, сочиняла стихи, рисовала и лепила. А с четырнадцати лет Полина всерьез стала заниматься в хореографической студии и брать уроки рисования и лепки в художественной студии.

Ей удавалось все, за что она бралась, но своей профессией девушка выбрала балет. И это, невзирая на то, что ее родители хотели, чтобы их дочь стала юристом. С этой целью в 1916 году они и отправили её в Харьков. Но, там Полина поступила в школу балерины Тальори и одновременно в студию скульптора Л.Блоха. Разумеется, что каждое из увлечений требовало полной самоотдачи. И со временем совмещать их становилось всё труднее. В итоге Полина остановилась на балете.

Она всем сердцем боготворила искусство и любила жизнь.

Болезнь, сразившая, но не сломившая.

В 1934 году неожиданно пришла беда. Лина тяжело заболела: паралич рук и ног, потеря зрения, вызванные осложнением после гриппа. Медицинским языком - энцефалит. Два года женщина провела в больнице, борясь за свою жизнь. Руки и ноги постепенно пришли в норму, а зрение так и не восстановилось. Жизнь, казалось, совершенно потеряла смысл, но, тем не менее, она продолжалась. И перед женщиной остро стал вопрос: чем заполнить жизнь в кромешной тьме, как вновь быть полезной людям. и как не возненавидеть судьбу за такой тяжелый удар.

Ответ на мучившие вопросы помог найти профессор Д.А. Шамбуров, под руководством которого велось лечение балерины. Узнав об давних увлечениях рисованием и лепкой своей пациентки, он однажды вложил ей в руку хлебный мякиш и попросил Лину что-либо вылепить. Осторожно, превозмогая боль, молодая женщина долго мяла его пальцами пока вслепую не слепила мышонка. Осязанием проверила слепленную фигурку. Похож.

Потом ей приносили пластилин, из которого женщина стала лепить куколок и зверушек, а затем дарить их детям, находившимся в больнице. Это радовало и детвору, и саму Лину. Но больше всего были довольны доктора - это занятие помогало их пациентке привести в норму разбитые параличем руки и обрести себя в состоянии полной слепоты. У молодой женщины появилась вера в то, что она сможет заниматься настоящим творчеством.

Выписавшись из больницы, Лина решила показать свои еще несовершенные статуэтки художнику М.В.Нестерову. Требовательный во всем, что касалось искусства, Михаил Васильевич чистосердечно одобрил ее работы, которые понравились художнику изяществом и точностью пропорций, а также любовью, с которой они были сделаны. Именно он сказал Лине, что она станет хорошим скульптором, если будет продолжать работать в этом направлении. Этим старый мастер укрепил в женщине веру в то, что она вновь обрела место в жизни. Именно с того дня и до конца своей жизни Нестеров постоянно поддерживал Лину и советами, и добрыми словами, полными отцовской заботы и мудрости.

В 1937 году, спустя год после выписки, первые работы Лины По экспонировались на Всесоюзной выставке в Московском музее искусств. А еще через год была открыта персональная выставка скульптур, о которых много и восторженно говорила вся пресса того времени, имея под собой веские основания: все работы слепого скульптора отличались оптимистичным и жизнеутверждающим характером. По правде говоря, это сильно контрастировало на фоне испытаний, выпавших на долю когда-то успешной молодой балерины.

В годы Отечественной войны Лина По была эвакуирована в Уфу. Там она плела маскировочные сети для бронетехники, а ночами ваяла скульптуры на военную тематику. Лина Михайловна любила работать по ночам, чтобы никто не отвлекал и можно было сосредоточиться на работе. Одной рукой она разминала глину, ногтем мизинца мастерски отделывала мельчайшие детали. А вот другой рукой, как бы сканируя, проверяла сделанное. Необыкновенная выдержка и трудолюбие, терпение и любовь к творчеству придавали художнице и сил, и уверенности, чтобы доводить задуманное до конца.

К сожалению, судьба отпустила ей не так много времени для жизни и творчества. Болезни не оставляли Лину Михайловну в покое, организм был очень ослаблен и в конце ноября 1948 года она скончалась практически на операционном столе.

Наследие мастера, достойное уважения

За годы напряжённого труда Лине По удалось создать около 120 скульптурных работ, которые до сих пор удивляют зрителя своей экспрессией и жизненным потоком энергии, насыщенным радостью, мечтой и вдохновением. С невероятной силой также притягивают взгляд и точность передачи движений, лиризм и одухотворенность образов, гармония и тонкое мастерство.

Трудно понять, как мог слепой человек так невероятно реально передать не только внешнее сходство, но и характер, и настроение, и движение души портретируемых исторических личностей. Это было подобно чуду. По истине потрясли современников своей жизненностью и характером скульптурные портреты Пушкина и Чехова. Так, когда к юбилею Антона Павловича Лина Михайловна сваяла его бюст, жена писателя Ольга Леонардовна, вытирая слезы, сказала, что еще никому не удавалось так правдиво отобразить Чехова.

Лину По знали как очень трудолюбивого, жизнерадостного и доброго человека. Кроме ваяния скульптур она изготавливала театральных кукол для детского театра. Ее жизненным подвигом восхищались современники, ставившие её имя в один ряд с именами Николая Островского и Алексея Маресьева. Не перестают восхищаться ее силой воли и в наши дни.

И в заключение хотелось бы отметить, что Полина Михайловна Горенштейн свою душу изливала не только в своих скульптурных творениях, но и в стихах, проникнутых и чувством горечи об утраченном и чувством веры и надежды на будущее.

Эта хрупкая женщина не позволила себе умереть ни как человеку, ни как личности. Она показала людям, что ни при каких жизненных катастрофах нельзя сдаваться. Сколько бы не было отпущено судьбой — нужно пройти этот путь сильно, достойно и красиво!

И в продолжение темы о невероятно одаренных женщинах прошлой эпохи, столкнувшимися с происками злодейки-судьбы, читайте нашу публикацию: Неизвестные таланты Сары Бернар: Как эпатажная актриса ваяла чувственные скульптуры и писала книги.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Лина по. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500

Полина Михайловна Горенштейн, известная под псевдонимом Лина По, родилась в Днепропетровске. Полина Михайловна Горенштейн, известная под псевдонимом Лина По, родилась в Днепропетровске. С детства она увлекалась музыкой, рисованием, лепкой, танцами. Учась в хореографическом училище, она одновременно посещала уроки ваяния в художественной студии. В девятнадцать лет Полина стала профессиональной балериной и продолжила обучение в Москве. Здесь она одновременно поступила в Высшие хореографические мастерские при Большом театре и на отделение скульптуры в Высшие художественно-технические мастерские.

В 1934 году Лина По тяжело заболела, ослепла и долгое время была парализована. Впоследствии, когда смогла двигаться, повернулась к занятию скульптурой. Её работы высоко оценил известный художник Михаил Нестеров. Он помог поверить в себя, вернуться к жизни. В 1934 году Лина По тяжело заболела, ослепла и долгое время была парализована. Впоследствии, когда смогла двигаться, повернулась к занятию скульптурой. Её работы высоко оценил известный художник Михаил Нестеров. Он помог поверить в себя, вернуться к жизни. В 1937 году работы Лины По появились на Всесоюзной выставке скульптуры в Московском музее изобразительных искусств.

В 1939 году Лину По приняли в Московский союз советских художников. В 1939 году Лину По приняли в Московский союз советских художников. Во время Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Уфе, скульптор много работала на военную тематику. Наибольшего мастерства достигла она в жанре портрета. Известные созданные ею портреты А. С. Пушкина, молодого А. П. Чехова. Всего она создала 120 скульптурных работ, которые побывали на многих выставках.

Все двенадцать лет творчества Лина По жила в напряжении. Организм её был ослаблен. К старым болезням прибавлялись новые. В ноябре 1948 года Лина Михайловна была вынуждена лечь на операцию. Её оперировал известный в Москве специалист профессор Александров. Но 26 ноября 1948 года Лина По скончалась. Все двенадцать лет творчества Лина По жила в напряжении. Организм её был ослаблен. К старым болезням прибавлялись новые. В ноябре 1948 года Лина Михайловна была вынуждена лечь на операцию. Её оперировал известный в Москве специалист профессор Александров. Но 26 ноября 1948 года Лина По скончалась.

Полина Михайловна Горенштейн, известная под псевдонимом Лина По, родилась 18 января 1899 года в Екатеринославе (Днепропетровск). С детства она увлекалась музыкой, рисованием, лепкой, танцами. Учась в хореографическом училище, она одновременно посещала уроки ваяния в художественной студии. В девятнадцать лет Полина стала профессиональной балериной и продолжила обучение в Москве. Здесь она одновременно поступила в Высших хореографических мастерских и ВХУТЕМАСа по классу скульптуры.


В 1924 году Полина окончила хореографические мастерские, получив диплом со специальностью режиссера-постановщика танцев. Последующие десять лет были наполнены радостью жизни и творчества. Полина Михайловна танцевала, преподавала и работала балетмейстером в разных театрах. В это время она много ездит по разным городам и странам. В течение 10 лет она успешно выступала со своими хореографическими программами. Но вот тяжелое осложнение гриппа - энцефалит.
В 1934 году Лина По тяжело заболела, ослепла и долгое время была парализована. Впоследствии, когда смогла двигаться, повернулась к занятию скульптурой. Ее работы высоко оценил известный художник М. Нестеров, помог поверить в себя, вернуться к жизни.

В 1939 году Лину По приняли в Московский союз советских художников.
Во время Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Уфе, скульптор много работала на военную тематику. Наибольшего мастерства достигла она в жанре портрета, известные созданные ею портреты А. Пушкина, молодого Чехова. Всего она создала 120 скульптурных работ, которые побывали на многих выставках.

Все двенадцать лет творчества Лина По жила в напряжении. Организм ее был ослаблен. К старым болезням прибавлялись новые. В ноябре 1948 года Лина Михайловна была вынуждена лечь на операцию. Ее оперировал известный в Москве специалист профессор Александров. Но 26 ноября 1948 года Лина По скончалась. Похоронена Полина Михайловна Горенштейн в Москве на Новодевичьем кладбище.

Судьба бывает очень непростой, но самое главное — не сдаваться под ее тяжестью. В истории есть яркие примеры судеб личностей, которые сделали себя сами, когда ни на что уже не оставалось надежды. Такие люди — пример мужества и любви к жизни. Балерина по имени Лина По была талантливой, она боготворила балет, но очень любила искусство в целом, умела красиво рисовать, создавать скульптуры и писать стихи. Когда судьба лишила ее возможности танцевать, она научилась жить по-другому, и у нее это отлично получилось.


Используя только руки и чувства, Лина По создавала потрясающе реалистичные скульптуры

Одаренная личность

Полина Горенштейн взяла себе псевдоним Лина По еще в самом начале своей карьеры. Она была всесторонне увлеченной личностью, любила искусство. Помимо балета, занималась лепкой, работала режиссером-постановщиком танцев, очень хорошо рисовала. Когда встал вопрос, чем же заняться наиболее серьезно в жизни, девушка выбрала балет. На протяжении 10 лет она танцевала, работала балетмейстером и преподавала. Но скульптуру не бросила и занималась этим видом искусства, которое помогало ей в постановке танцев. Она буквально репетировала танцы с помощью пластилина. Сперва делала наброски карандашом на бумаге, затем создавала настоящие мизансцены, только пластилиновые.

После осложненного гриппа в течение 2 лет Лина боролась за свое здоровье, лежала в больнице. У нее был паралич конечностей, пропало зрение. И если понемногу ноги и руки пришли в норму, но зрение не восстановилось. Как жить в такой кромешной тьме — вот такой сложный вопрос встал перед Линой. Она выбрала жить и стремиться к лучшему, в чем прекрасно преуспела.

Лечащий врач, чтобы отвлечь пациенту от болезни, узнал больше об увлечениях балерины и принес ей мякиш хлеба, чтобы она слепила что-нибудь. Женщина долго мяла хлеб в руках и слепила мышонка, который был очень похож на настоящего. После ей приносили пластилин, из которого Полина лепила фигурки и дарила детям в больнице. Свои работы она решила показать выдающемуся художнику Нестерову. Он одобрил труды и всю свою жизнь поддерживал балерину. Благодаря этому ее вера в себя и будущее укрепилась, она стала знаменитым скульптором, который создавал скульптуры, наполненные жизнью.

Особенности восприятия

Полина обладала интересным даром, который называется эйдетизм. Это особая слуховая и зрительная память, которая позволяет чувствовать тонкости и детали, которые зрячие не замечают. Люди с таким даром не вспоминают и не воображают образ, они его слышат и видят. С потерей зрения способность Полины особенно усилилась. После болезни женщина прожила не очень долго из-за постоянных недугов.


Скульптура А. П. Чехова признана самой реалистичной из всех скульптурных портретов писателя

За все время карьеры Лина По создала 120 работ, ее выставки проходили еще при жизни, люди всего мира восхищались ее творениями. Очень сложно понять, как незрячий человек мог создавать скульптуры с таким тонким мастерством, точностью. Скульптурные портреты Чехова и Пушкина особенно потрясли современников. Это будто живые люди, а не просто скульптура. Работы Лины По хранятся в музеях России.

Полина Горенштейн (Лина По) фотографии

С детства девочка увлекалась музыкой, танцами и рисованием. И во всём проявлялся явный талант.

С четырнадцати лет Полина стала заниматься в хореографической студии и брать уроки рисования и лепки в художественной студии.

Родители девушки хотели, чтобы их дочь стала юристом и в 1916 году отправили её в Харьков. Но там Полина поступила в школу балерины Тальори и одновременно в студию скульптора Л.Блоха. Каждое из увлечений требовало полной самоотдачи. И совмещать их становилось всё труднее. Девушка выбрала балет.

Но в 1934 году Лина По тяжело заболела: осложнение гриппа (энцефалит) привело к параличу и слепоте. Два года женщина провела в больнице. Руки и ноги постепенно пришли в норму, а зрение так и не восстановилось. Жизнь, казалось, уже не имела смысла: творческой деятельности пришёл конец. Но человеческая жизнь продолжалась.

Лечащий врач, зная о её давнем увлечении рисованием и лепкой, однажды вложил в руку хлебный мякиш и попросил Лину что-нибудь вылепить. И Лина вслепую вылепила мышонка. Ей стали приносить пластилин, из которого Лина лепила куколок и зверушек, а затем дарила их детям, находившимся в больнице. Она очень хотела быть полезной людям и верила, что сможет заниматься настоящим творчеством.

Через год после выписки из клиники состоялась первая выставка произведений Лины По.
Во время войны Лина По была эвакуирована в Уфу. Там она плела маскировочные сети для танков и лепила выразительные скульптуры на военную тему. Лина создала скульптурные работы, воспевающие подвиг солдат, мужество людей в тылу, радость победы.

Лина Михайловна лепила бюсты людей, которых никогда не видела, но портреты получались жизненными и характерными. Высоко ценили её талант скульпторы С.Т.Коненков и С.Д.Меркуров. Ею восхищались, ей посвящали стихи.

За годы напряжённого труда Лина По создала более ста скульптур. Жизненным подвигом Лины По восхищались современники. Они ставили её имя рядом с именами Николая Островского и Алексея Маресьева.

последнее обновление информации: 21.08.18

дополнительная информация >>

Читайте также: