Подготовьте сообщение об одном из деятелей народнического движения

Обновлено: 07.07.2024

- историческое развитие России должно идти и идет по-своему, отличному от стран Европы, пути.
- для России не характерно и неприемлемо такое явление, как капитализм.
- самодержавие не имеет социальной основы в русском обществе.
- в своем развитии Россия движется к социализму, минуя стадию капитализма.
- ячейка будущего социалистического общества не семья, а община.
- крестьянскими массами должна руководить организация профессиональных революционеров.
- крестьянство, в массе своей, уже готово к тому, чтобы воспринять и откликнуться на социалистические идеи.
- революция – единственно верный способ социальных изменений.

Истоки и причины возникновения. Социальная база.

Цели движения.

Целью народничества как общественно-политического движения было полное переустройство общества на основе социалистических принципов.

Течения в народничестве.

Пропагандистское направление. Его идеологи - П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Основной постулат – социальная революция должна готовиться постоянной пропагандой интеллигенции среди народа. Неприемлемость насильственного пути переустройства.

Бунтарское или анархическое течение. Его главным идеологом был М. А. Бакунин. В основе этого направления – отрицание государства как такого и замена его обществами на принципе автономии. Путь достижения цели – через революцию, бунт и восстания. Череда мелких бунтов и восстаний готовит собой большой революционный взрыв.

Социально-революционное или заговорщицкое. Лидер – П. Н. Ткачев. Приверженцы этого течения полагали, что не просвещение должно готовить революцию, а, наоборот, – революция должна дать народу просвещение, равенство и братство. Поэтому не стоит тратить время на просвещение, а создав тайную, дисциплинированную организацию профессиональных революционеров захватить власть. В отличие от анархизма Бакунина, Ткачев выступал за сильное государство, способное превратит страну в большую коммуну.

Деятельность народников.

Первые нелегальные и полулегальные кружки народников появились еще в 1850 годы. Уже тогда они разделялись на пропагандистские и заговорщицкие.

Значение народничества.

Идеология народничества оказала огромное влияние на общественную жизнь России второй половины XIX века. Прямыми наследниками этой идеологи были социалисты-революционеры – одна из ведущих сил русских революций. Вовлечение в общественную жизнь большого числа молодежи, практика общественной жизни и политической борьбы – тоже заслуга народничества. Народничество – это общественная инициатива снизу, заставившая власть считаться с мнением, пусть пока небольшой, части общества. Пожалуй, это главное идеологическое значение народничества 19 века в России.

http://school.xvatit.com/images/3/33/18.06-3.jpg

Михаил Александрович Бакунин (1814—1876) считался идеологом анархического крыла народничества. Он родился в просвещенной дворянской семье, учился в Артиллерийском училище в Петербурге. В 1835 г. Бакунин вышел в отставку в чине прапорщика, затем выехал в Германию для учебы в Берлинском университете. Он участвовал в европейских революциях 1848—1849 гг. Дважды его приговаривали к смертной казни: сначала саксонский суд, а затем австрийский. Бакунин был передан России, где его сослали в Сибирь. В 1861 г. он бежал из ссылки за границу

В те годы среди приверженцев идей социализма в Европе получило распространение учение К. Маркса — марксизм. Согласно теории Маркса, в силу экономических причин неизбежен переход от капиталистического общества к коммунистическому, где все средства производства (земля, промышленные и сельскохозяйственные предприятия) будут принадлежать всему обществу и исчезнет эксплуатация человека человеком. Однако этот переход не может произойти без социалистической революции, главной силой которой будет рабочий класс (пролетариат).


За годы учёбы в университете были выработаны основы мировоззрения, Чернышевский сознательно готовит себя к революционной деятельности, делает первые попытки писать художественные произведения. В 1850 году окончив курс кандидатом, получает назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 приступает к работе. Здесь молодой учитель использует свое положение для проповеди революционных идей.

7 февраля 1864 года сенатом был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на четырнадцать лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до семи лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме и на каторге свыше двадцати лет.19 мая 1864 в Петербурге на Конной площади состоялась гражданская казнь революционера.Был отправлен в Нерчинскую каторгу; в 1866 переведен в Александровский завод Нерчинского округа, в 1871 в Вилюйск.В 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании. В 1883 Чернышевского перевели в Астрахань . Благодаря хлопотам семьи, в июне 1889 переезжает в Саратов, но уже осенью того же года умирает от кровоизлияния в мозг. Был похоронен в городе Саратове на Воскресенском кладбище.

В России второй половины XIX века господствующим направлением общественной жизни являлось народничество - общественно-политическое движение и идеология дворянской и разночинской интеллигенции.

Основные идеи народничества в России 19 века

Русская деревня до революции

Главные и существенные черты движения:

особый путь развития России, где главной социальной силой является крестьянство;

уклад крестьянской общины содержит зародыш социализма;

капитализм и самодержавие не имеют социальной опоры на русской почве;

в России возможен переход к социализму, минуя капиталистическую стадию развития;

преобразования можно осуществить только революционным путем.

Причины и истоки возникновения

Отмена крепостного права

Истоки возникновения народничества:

идея просвещения о всеобщем равенстве людей;

утопический социализм с его проектами построения идеального общества;

дворянское движение (декабристы), ставившее целью уничтожение самодержавия и освобождение крестьян;

идеи славянофилов о самобытном пути России, о русском крестьянстве как носителе мудрости и моральном авторитете (почвенничество).

В конце 50-х годов 19 века, со вступлением на престол Александра II, в России происходит ослабление цензуры, либерализация курса правительства, подготовка отмены крепостного права.

Крестьянская реформа 1861 г. была половинчатой, крестьяне остались в кабале у помещиков, владеющих землей. Недовольство привело к оживлению общественной жизни, распространению народнических идей.

Автор теории общинного социализма

Основа идеологии народничества – теория общинного социализма, автором которой являлся А. И. Герцен.

Александр Иванович Герцен (1812 - 1870)

Будучи свидетелем поражения революций в Европе, он пришел к выводу о возможности развития социализма в России. Этому будет способствовать наличие крестьянской общины, слабое развитие капитализма.

Теории народничества

Основные идеи Герцена по устройству общества - крестьянское общинное землевладение и мирское самоуправление, распространенное на все государство.

Три течения народничества

В народничестве сформировалось три основных течения, данные о них сведены в таблицу:

пропаганда, просвещение народа с целью подготовки крестьянской революции

пробуждение народа к бунту, вместо государства - союз общин

захват власти революционной организацией, затем вовлечение народа в переустройство государства

История революционного народничества

Движение народников

Хождение в народ и пропаганда

Крестьяне 19 века

Далее, в 70-е годы, народники занимались пропагандой социалистических идей. Группы молодых людей передвигались от села к селу, беседовали с крестьянами, распространяли прокламации.

Земля и воля

Так называлась первая народническая организация в России, созданная в 1861 г. в Петербурге и просуществовавшая до 1864 г.

Арест народовольца



Однако народ остался глух к революционным и социалистическим идеям, зачастую сами крестьяне выдавали агитаторов. Сторонники активных действий встали на путь терроризма, организовывали убийства представителей царской администрации. Власти в ответ применили репрессии.

Тысячи народовольцев были арестованы, отправлены на каторгу за пропаганду, смертные приговоры выносились даже за участие в тайных организациях. Сторонники разных методов борьбы не смогли ужиться в одной организации.

Раскол

Убийство Александра 2

Народовольцы надеялись на подъем освободительного движения после убийства царя, но народного восстания не произошло. В результате революционное подполье было уничтожено, а народ безмолвствовал. Движение пропагандистов также практически прекратилось из-за полицейских гонений.

Теория малых дел

Либеральное народничество

В 80-е гг., при Александре III, происходит усиление полицейского произвола, закрытие прогрессивных газет и журналов, уменьшаются права земства и университетов.

Либеральное народничество

В народничестве преобладает реформистское, либеральное направление. Его представители призывали к ненасильственному, мирному преобразованию общества, развитию путем эволюции.

Неонародничество

В конце 90-х гг. сформировалось неонародничество.

Неонародничество

Последователи революционного народничества объединились в партию социалистов-революционеров (эсеры) в 1901 г., представители умеренного крыла создали партию народных социалистов. Народничество начала ХХ в. вело ожесточенную полемику с марксизмом, считая его идеи неприемлемыми для России.

Историческое значение народничества

Нельзя однозначно оценить историческое значение народничества. Оно вовлекло в общественную жизнь огромное количество людей, особенно молодежи. Их бескорыстная, жертвенная деятельность не была напрасной.

Народничество

Общество осознало необходимость изменений, власть была вынуждена проводить реформы. В то же время террор привел к расколу в русском освободительном движении, вызвал ожесточение власти и замедление в развитии страны.

Следующие поколения революционеров перенимали опыт и методы борьбы народников, их преемники эсеры стали одной из ведущих сил русских революций. Народничество было инициативой снизу, заставившей власть считаться с мнением общества.


В середине XIX века в Российской империи начинает зарождаться идеологическое течение среди разночинной интеллигенции – народничество. Название оно получило от своей основной идеи – сближения интеллигенции с народом.

Народничество в России

Основные даты:

1 марта 1881 – убийство Александра 2.

Видные исторические деятели народничества:

Бакунин Михаил Александрович – один из ключевых идеологов народничества в России.

Лавров Петр Лаврович – ученый. Так же выступил идеологом народничества.

Чернышевский Николай Гаврилович – писатель и общественный деятель. Идеолог народничества и доноситель его основных идей.

Ткачев Петр Николаевич – активный революционер, один из идеологов течения.

Главные и существенные черты движения

особый путь развития России, где главной социальной силой является крестьянство;

уклад крестьянской общины содержит зародыш социализма;

капитализм и самодержавие не имеют социальной опоры на русской почве;

в России возможен переход к социализму, минуя капиталистическую стадию развития; преобразования можно осуществить только революционным путем.

Истоки возникновения народничества

идея просвещения о всеобщем равенстве людей;

утопический социализм с его проектами построения идеального общества;

дворянское движение (декабристы), ставившее целью уничтожение самодержавия и освобождение крестьян;

идеи славянофилов о самобытном пути России, о русском крестьянстве как носителе мудрости и моральном авторитете (почвенничество).

Народничество в России

В конце 50-х годов 19 века, со вступлением на престол Александра II, в России происходит ослабление цензуры, либерализация курса правительства, подготовка отмены крепостного права.

Крестьянская реформа 1861 г. была половинчатой, крестьяне остались в кабале у помещиков, владеющих землей. Недовольство привело к оживлению общественной жизни, распространению народнических идей.

Три течения народничества

Народничество в России

Все направления развивались параллельно.

Вхождение в народ

Народничество в России

Индивидуальный террор. Фактически речь идет о дезорганизаторской работе, при которой велся террор против видных и способных государственных деятелей. К весне 1879 года в результате террора были убиты глава жандармов Н.В. Мезенцев и губернатор Харькова Д.Н. Кропоткин. Кроме того было совершено неудачное покушение на Александра 2.

Черный передел

Народная воля

Окончание деятельности народничества и краткие итоги

Logo

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.


16 ноября в 18.00 состоится вебинар на тему: "Сочинение по литературе в декабре"


-->

История. России. Общественно-политические деятели. Народники. Лавров Пётр Лаврович. Идеолог пропагандистского направления.

Лавров Пётр Лаврович (1823-1900).

Лавров Пётр Лаврович. (1823-1900) философ, публицист, социолог.

Один из идейных вождей революционного народничества 70-х гг. 19 века.

Теоретик пропагандистского направления революционного народничества.

Народничество – это общественно-политическое движение, течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политическую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной.

Из биографии.

Творческая деятельность.

С 1857 г. — начало публицистической деятельности. П.Л. Лавров выступал в печати со статьями по педагогике, философии, истории физико-математических наук.

Взгляды П. Л. Лаврова.

Главная идея – необходимость кропотливой подготовки к революции, к просвещению народ, выведение его из состояния отсталости.

Значение деятельности П. Л. Лаврова.

Учение П.Л. Лаврова объединяло революционеров России 1870-х — начала 80-х годов, вдохновляло на подготовку революции, свержению существующего строя.

В начале 1900-х годов народническая идеология стала основой становления и деятельности партии социалистов-революционеров (эсеров).

Высказывание П. Л. Лаврова о прогрессе.

Стихотворения П.Л. Лаврова.

2795

Отречёмся от старого мира,

Отряхнём его прах с наших ног!

Нам враждебны златые кумиры,

Ненавистен нам царский чертог.

Мы пойдём к нашим страждущим братьям,

Мы к голодному люду пойдём,

С ним пошлём мы злодеям проклятья —

На борьбу мы его поведём.

Припев:

Вставай, поднимайся, рабочий народ!

Вставай на врага, люд голодный!

Раздайся, клич мести народной!

Вперёд, вперёд, вперёд, вперёд, вперёд!

Богачи-кулаки жадной сворой

Расхищают тяжёлый твой труд.

Твоим потом жиреют обжоры,

Твой последний кусок они рвут.

Голодай, чтоб они пировали,

Голодай, чтоб в игре биржевой

Они совесть и честь продавали,

Чтоб глумились они над тобой.

Припев.

Тебе отдых — одна лишь могила.

Весь свой век недоимку готовь.

Царь-вампир из тебя тянет жилы,

Царь-вампир пьёт народную кровь.

Ему нужны для войска солдаты —

Подавай ты ему сыновей.

Ему нужны пиры и палаты —

Подавай ему крови своей.

Припев.

Не довольно ли вечного горя?

Встанем, братья, повсюду зараз —

От Днепра и до Белого моря,

И Поволжье, и Дальний Кавказ.

На врагов, на собак — на богатых,

И на злого вампира — царя

Бей, губи их, злодеев проклятых,

Засветись, новой жизни заря.

Припев.

И взойдёт за кровавой зарёю

Солнце правды и братской любви,

Хоть купили мы страшной ценою —

Кровью нашею — счастье земли.

И настанет година свободы:

Сгинет ложь, сгинет зло навсегда,

И сольются в одно все народы

В вольном царстве святого труда.

Припев.

В период между февралем и октябрем 1917 песня была официальным российским гимном.

Где сильный слабого теснит,
Где деньги право заменяют,
Где всюду наглый паразит
Народ бессильный истощает,
Где человека топчут в грязь,
Где палачи, страны судьбами
Владея, нагло душат всех
Своими грязными руками, —
Туда иди на славный бой
Во имя правды и свободы.
Туда иди! Буди людей!
Зови к оружию народы!

Читайте также: