Подготовьте сообщение об истории производства посуды из фарфора и металла и правилах ухода за ней

Обновлено: 29.06.2024

Фарфор принадлежит к числу древних материалов. Однако он не утратил своей востребованности и в современной промышленности. У многих он ассоциируется, прежде всего, с изящной и дорогостоящей посудой, но на самом деле фарфор используется во многих отраслях производства. Его используют при изготовлении декора, скульптурных композиций, сувениров и даже стоматологических принадлежностей.

Что собой представляет материал

Фарфор – это подвид керамического материала, который получают путём смешивания:

  • каолина;
  • кварца;
  • полевого шпата;
  • пережжённой кости;
  • особых сортов глины (в разных пропорциях).

Полученную белую и пластичную смесь обжигают при температуре +1 400°С. Довольно часто одного обжига бывает недостаточно, так что мастера подвергают фарфор ещё одной обработке.

Готовый материал становится непроницаемым для воды и воздуха, однако тонкий фарфоровый слой способен пропускать свет. Если легонько ударить деревянной палочкой по изделию из такой керамики, то можно услышать высокий и чистый звук, который чем-то похож на звук от удара по хрустальному бокалу.

История фарфора

История появления

Большинство исторических источников указывают на то, что родиной фарфора является Китай. Там мастера научились получать такое сырьё приблизительно в VI-VIII веке н.э. Они быстро поняли, насколько уникален этот материал, и решили держать в строжайшем секрете формулу его получения.

В Среднюю Азию изделия из фарфора проникли ориентировочно в IX веке, а уже через 7 веков технология и формулы этого уникального материала попали к японским мастерам. В Европу фарфор попал позже всех (в XIV он был завезён из Китая Марко Поло), но известно, что, например, в России первые фабрики, производившие изделия из такой керамики появились только в XVIII веке.

Русский фарфор, к слову, заслуживает отдельного упоминания в рамках этого рассказа. Изначально он больше походил на фаянс по своим техническим характеристикам. Во времена развития фарфоровой промышленности в Царской России существовало два направления производства: частные мануфактуры, а также выпуск фарфоровых изделий под началом царской семьи (это не первая подобная практика, такое существовало, например, и у Медичи).

Одной из самых известных мануфактур, принадлежавших императорской семье, был Императорский фарфоровый завод, который вполне успешно функционирует и сейчас. На нём производились небольшие предметы, например, чайные сервизы, табакерки, пуговицы для императрицы. Естественно, с приходом советской власти все частные производства были национализированы, а технологии изготовления уникальных изделий утеряны.

Ближе к 30-м годам ХХ века благодаря усилиям мастеров удалось восстановить лишь азы фарфорового производства. В эти же годы начала совершенствоваться художественная сторона процесса, которая касалась росписи и украшения изделий из этого вида керамики.

Что касается европейской истории фарфора, то тут стоит упомянуть первых мастеров, пытавшихся создать свою версию этого материала, из Италии. Примерно в одно время с ними над этим видом керамики начали работать англичане, французы и немцы. Однако никому из них не удалось получить фарфор столь высокого качества, каким могли похвастать китайские мастера.

Время шло, фарфор, производимый в Европе, всё ещё походил на стекло. Но вот молодой алхимик Беттгер и физик Вальтер фон Чирнхаус, работавшие в Германии, нашли крупные залежи белой глины, которая значительно отличалась от других видов ископаемых своей повышенной пластичностью. Это и был тот самый каолин, который позволил немцам открыть в 1710 году первый цех, производивший фарфоровое сырьё. Долгая и упорная работа над технической стороной вопроса окупится для них в будущем мировым признанием мейсенского фарфора.

Азиатский фарфор

Разновидности фарфора

После того как фарфор попал благодаря Марко Поло в Европу, много раз предпринимались попытки воспроизвести загадочный китайский керамический материал самостоятельно. В результате многочисленных экспериментов родилось две разновидности, которые мастерам Китая были неизвестны, но в современной классификации они ставятся в одну линию вместе с твёрдым (настоящим фарфором): мягкий фарфор и костяной фарфор.

Для чего используется фарфор

Естественно, основной сферой применения фарфора в наши дни остаётся изготовление посуды и декора. Несмотря на столь высокую стоимость, материал ценят за многочисленные достоинства.

Но не только посуду производят из данного вида керамики. Его часто используют для изготовления:

    ;
  • подсвечников;
  • декоративных статуэток;
  • скульптурных композиций;
  • часов;
  • настольных ламп;
  • живописных произведений;
  • пасхальных яиц и другой сувенирной продукции;
  • шкатулок;
  • канцелярских принадлежностей;
  • бижутерии;
  • зубных коронок;
  • сантехники.

Известные фарфоровые фабрики в России

На территории России сохранилось множество функционирующих фарфоровых фабрик. Вот наиболее популярные из них:

Фарфор: что это такое и из чего делают, история, виды и применение

Фарфор относится к очень древним материалам, однако и сегодня является популярным и востребованным во многих отраслях по всему миру.



Что такое фарфор?

Данный материал считают одной из разновидностей керамики. Делают изделия из такого сырья путем высокотемпературной обработки белой глины – каолина, включая в состав дополнительные ингредиенты, такие как, полевой шпат, кварц, пережженную кость. Обжиг массы позволяет наделить готовое изделие водоотталкивающими свойствами, привлекательным цветом – белым либо кремовым. Кроме того, фарфор становится непористым, а материалу для производства посуды и декоративных изделий становится присущ характерный звон.


Каолин – это чистая глина, которая образуется при разрушении полевого шпата. Китайский камень перед обработкой измельчают до порошкообразного состояния, после чего смесь поддается температурной обработке в диапазоне от +1200 до +1500 градусов. В результате обжига китайский камень изменяет свою консистенцию, сплавляется, образуя непористое стекло. Каолин выделяется стойкостью к нагреву, поэтому он сохраняет свою первоначальную форму. Процесс создания фарфора считается завершенным после объединения этих материалов в одну рабочую массу.




Немного истории



История создания русского фарфора относится к XVIII веку, однако первоначально такой материал был схож с фаянсом по своим техническим характеристикам. Становление производства изделий из фарфора в Царской России имело два направления – в те времена функционировали частные мануфактуры, а также был налажен выпуск изделий из данного сырья под началом царской династии.

Среди самых известных мощностей, которые функционируют до сих пор, стоит выделить Императорский Фарфоровый завод, где изначально изготавливали небольшие предметы, такие как чайные сервизы, табакерки и пуговицы для императрицы. С приходом советской власти частные мануфактуры были национализированы, многие технологии изготовления изделий были утеряны.

В 30-е годы XX века благодаря стараниям мастеров были восстановлены некоторые азы, касающиеся изобретения качественного сырья, также начал совершенствоваться художественный аспект, касающийся росписи фарфоровых изделий.



Что касается европейского направления в истории фарфора, первыми мастерами, пытающимися создать этот материал, были итальянцы. Также в этом деле пытались преуспеть англичане, французы и немцы. Однако добиться такого результата, как у китайцев, им удалось далеко не сразу.

Первые пробы европейского фарфора скорее напоминали стекло. Настоящий прорыв в этом направлении был осуществлен в Германии, где молодым алхимиком Беттгером и физиком Вальтером фон Чирнхаусом были открыты крупные залежи белой глины, которая коренным образом отличалась от остальных ископаемых своей пластичностью.

Цех по производству сырья был открыт в 1710 году, однако изобретен материал был гораздо позднее, после долгих и упорных трудов, которые в будущем увенчались мировым признанием мейсенского фарфора.







Плюсы и минусы

Сегодня из фарфора изготавливают множество изделий, имеющих разное предназначение. В каждом случае состав материала может изменяться, в свете чего на первый план выходят те или иные особенности сырья. В целом следует выделить следующие положительные качества фарфора:

  • сырье является полностью непроницаемым для влаги;
  • материал не имеет пустот в своем составе, что рассматривается как большой плюс в плане гигиеничности изделий из фарфора;
  • посуда из фарфора устойчива к химии, в частности, к кислотам;
  • несмотря на то что изделия из фарфора в большинстве своем тонкие, материал выделяется стойкостью к механическим повреждениям;
  • сувенирная продукция, а также сервизы и другая посуда способны пропускать свет, что придает им особое изящество и воздушность;
  • продукция из высококачественного сырья выделяется своим благородным цветом без серого отлива;
  • поверхность изделий из фарфора будет идеально гладкой;
  • большая часть декоративной продукции может использоваться в быту для приема пищи, что делает ее универсальной.



Не лишен материал и изделия из него некоторых минусов:

  • большая часть фарфоровой продукции требует особого подхода относительно ухода и хранения;
  • как правило, качественные изделия выделяются своей высокой стоимостью;
  • посуда и сувенирная продукция не выдерживают резких скачков температуры.


Виды и их свойства

Сегодня выделяется несколько разновидностей данного сырья, которые отличаются по качественным свойствам, а также технологическим нюансам, касающимся производства.

Твердый

Это вид называют еще натуральным. Современные производители делают его, используя разное количество основных составляющих – каолина и китайского камня. Первый ингредиент играет основную роль в наделении сырья таким показателем, как крепость, но вместе с тем он довольно неустойчив к механическим повреждениям, поэтому легко бьется. Твердая разновидность обычно имеет немалый вес, такой фарфор не будет прозрачным, а его поверхность может содержать микроскопические поры.

Получают материал благодаря высокотемпературному нагреву составляющих, как правило, для получения сырья, масса нагревается в среднем до 1500 градусов, процесс обжига проходит в несколько этапов. Изначально твердый фарфор будет серым или бело-голубым, при последующей обработке оттенок сырья меняется на более благородный. Составляющие твердого фарфора не выделяются высокой себестоимостью.

Как показывает практика, такая разновидность в значительной степени уступает по качеству костяному фарфору, однако продукция из твердого вида будет в разы доступнее по стоимости.


Мягкий

Вторую разновидность именуют наоборот – искусственным фарфором. Обусловлено такое название тем, что мягкий вид был впервые получен в Европе при попытках повторить умения китайских мастеров, которые делали твердый материал. Особенностью технологического процесса изготовления мягкого фарфора является обжиг, но при воздействии на массу не таких критических температур, в свете чего сырье полностью не спекается, а остается пористым. Среди примечательных особенностей стоит выделить более привлекательный цвет материала, который будет ближе к кремовому.

Еще одной разновидностью считается костяной и холодный фарфор. Первый вид, помимо основных компонентов, дополнительно состоит из пережженной костной массы, он прочный, выделяется своей прозрачностью и белизной.


Такой материал также предполагает использование определенной технологии обжига полевошпатной массы с предварительно обработанной костной составляющей, из которой удаляется клеевая составляющая. Именно этот фарфор называется тонким, поскольку изделия из него выделяются тонкостенностью.

Получением холодного фарфора занимались аргентинские мастера, которые в качестве ингредиентов использовали клей, глицерин, масла, а также кукурузный крахмал. Масса схожа по консистенции с пластилином, застывает после окончания механического воздействия. Сырье очень пластично, поэтому используется для изготовления тонких и филигранных изделий. Материал реализуется в готовом виде.


Варианты росписи

Современные производители изделий из фарфора на практике применяют несколько вариантов росписи:

  • надглазурная;
  • подглазурная;
  • внутриглазурная.

Суть надглазурного оформления заключается в нанесении красящих составов на обожженную и покрытую специальной глазурью поверхность предмета. От других красящих составов используемые вещества разнятся присутствием жидкого составляющего, который способен снизить температуру.


Подглазурная роспись делается до нанесения глазурирующего состава. Поскольку в дальнейшем такое изделие будет подвергаться воздействию температур, цветовой ассортимент используемых веществ в данном случае выделяется минимальным ассортиментом. Чаще всего для узоров используют хром или оксид кобальта.

Материал с внутриглазурной росписью поддается температурной обработке, составляющей +1200С-1300 градусов. В ходе такого воздействия нанесенный красящий состав въедается в глазурованный слой, что положительно сказывается на сохранности и яркости красок даже при их последующем контакте с кислыми средами или спиртами.

В данном случае цветовые решения варьируются от приглушенных красок в золотых, розовых или серых тонах до насыщенных цветных орнаментов на изделиях.



Обзор производителей

Сегодня можно выделить основных производителей фарфоровой продукции:




Как отличить от подделки?

Чтобы не ошибиться с выбором изделий из фарфора, стоит придерживаться следующих правил.



Особенности применения

Назначением материала является не только производство посуды и изделий для декора помещений. Фарфор используется для производства технических деталей, поскольку обладает низким показателем водопоглощения и твердостью. Это касается твердой разновидности сырья. Мягкий фарфор по большей части применим для производства художественных изделий, посуды и т. д. Также сырье востребовано в стоматологических кабинетах, в частности, для производства зубных коронок.

Фарфор выступает материалом для выпуска умывальников, унитазов и раковин, сырье востребовано в микроэлектронике, кроме того, на основе фарфора производят некоторые варианты брони.



Правила ухода

Что касается бытовых изделий из данного материала, то они требуют особого подхода к уходу и хранению. Чтобы керамические изделия сохраняли свой первоначальный внешний вид как можно дольше, стоит придерживаться таких рекомендаций.

  • Мытье фарфора, особенно старинных вещей, должно проводиться исключительно ручным способом. Изделия, расписанные вручную, могут серьезно пострадать от горячей воды, а также использования абразивных губок.
  • Тарелки и другую посуду нельзя мыть на весу под струей воды. Обычно емкости или предметы укладываются на пластиковую поверхность в раковине. На нее необходимо застелить мягкое полотенце, набрать воды комнатной температуры, аккуратно вымыть фарфор.
  • Посуду, имеющую ручки, необходимо придерживать за корпус, не давить на тонкие или кружевные элементы емкости.
  • Уход за настоящим фарфором правильнее всего осуществлять без использования бытовой химии. Чтобы удалить сильные загрязнения, допускается использование детского мыла или нейтральной химии. В некоторых случаях в воду можно добавлять немного нашатырного спирта. Обработку допускается выполнять перекисью водорода.
  • Нельзя тереть фарфоровую поверхность металлическими скребками или губками с жесткой поверхностью. Правильнее будет использовать мягкую щетку или ткань.
  • Фарфор не должен долгое время быть полностью погруженным в воду.
  • Вымытые фарфоровые изделия нужно обязательно вытереть насухо.
  • Антикварный фарфор мыть водой не рекомендуется, для него будет достаточным регулярное удаление пыли щеткой или кистью с натуральным ворсом.



Интересные факты

Во времена Гражданской войны на посуду и декоративные изделия из фарфора вместо рисунков и орнаментов наносились агитационные лозунги и символика. Это поспособствовало увеличению спроса на керамическую продукцию среди всех слоев населения. Также особо ценились такие изделия среди коллекционеров.

Несмотря на выпуск большого количества фарфоровых изделий, которые будут устойчивы к механическому воздействию, а некоторую посуду можно даже использовать в СВЧ-печах и мыть в посудомоечных машинах, дороже всего оцениваются именно старинные предметы.

На аукционах встречаются лоты с нарушением симметрии и трещинами, которые оцениваются в миллионы долларов.


В следующем видео вас ждет экскурсия на фабрику по производству чайного фарфора.

фарфоровый лебединый сервиз Meissen

Фарфор — вид керамики, получаемый из смешанных в разных пропорциях каолина, кварца, полевого шпата и особых разновидностей глины. Белую пластичную смесь обжигают при температуре от +1 000 °С, часто неоднократно. В готовом виде она становится непроницаемой для воды и воздуха, а тонкий слой пропускает свет. При легком ударе деревянной палочкой по фарфору получается высокий и чистый звук, почти как у хрустального бокала.

Разновидности фарфора

Масса фарфора может иметь разный химический состав, в зависимости от которого весь фарфор разделяют на 2 группы.

ТВЁРДЫЙ ФАРФОР. Содержит от 47 до 66 % каолина, до 25 % кварца и полевого шпата. Обжигается при повышенной температуре (1400-1460 °C). Из твердых масс делают прочную посуду и технические изделия, например, электроизоляторы.

МЯГКИЙ ФАРФОР. Доля каолина снижена до 25-40 %, а на кварц и полевой шпат приходится до 45 % и 30 % соответственно. Для обжига достаточно 1300-1350 °C. Прочность у мягких масс меньше, зато они более пластичные и легче принимают сложную форму.

Бисквит

Как правило, после обжига изделие покрывают стекловидной глазурью и обжигают повторно. Именно защитное покрытие делает посуду непроницаемой. Неглазурованный фарфор называют бисквитом. Он имеет пористую структуру и матовую, слегка шероховатую поверхность белоснежного цвета. Материал похож на высококачественный мрамор. Из него делают статуэтки, бюсты, кукол и другие декоративные предметы.

Два вида росписи фарфора

ПОДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят после первого обжига, затем изделие покрывают прозрачной глазурью и обжигают повторно. Подобрать краску, способную выдержать температуру обжига, непросто. Часто используется синяя кобальтовая, реже — медная красная. Подглазурная роспись наиболее долговечна и выдерживает регулярное мытье.

НАДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят поверх глазури, после чего следует обжиг при пониженной температуре (780-850 °C). Пигмент сплавляется с глазурью и становится более стойким. Рисунок смывается быстрее, зато оттенки получаются более яркими и блестят. Это оптимальный вариант для декоративных предметов.

История происхождения фарфора

Примерно в IX-XII веках секрет изготовления фарфора становится известен в Монголии, Корее и Вьетнаме, но местные мастера не могут сравниться с китайскими. Конец XVII века считают высшей точкой расцвета производства в Поднебесной. Уже во второй половине XVIII это искусство стало угасать, а к XIX его центр окончательно сместился в Европу.

Европа

Еще в XV веке итальянцы, французы и англичане пытались разгадать секрет китайского фарфора. Лишь в конце XVI первого успеха добилось семейство Медичи. Их керамика была хрупкой и несовершенной — с пузырьками, трещинами и неровной окраской.

Большой вклад в раскрытие китайских технологий внес миссионер Франсуа Ксавье д'Антреколь (François Xavier d'Entrecolles), проживавший в Цзиндэчжэне. Он отправил на родину во Францию письма и иллюстрированные альбомы, в которых описал процессы производства. Когда недалеко от французского Лиможа нашли месторождение каолина, получил распространение лиможский твердый фарфор. Мягкие разновидности еще раньше стали выпускать на Севрской и других мануфактурах.

Россия

Собственное производство началось при императрице Елизавете I. Готовые рецепты из Европы не подошли для местных условий, но в 1746 году Дмитрий Виноградов получил образцы приемлемого качества на основе гжельской белой глины. Несколько лет материал совершенствовался, и вскоре по качеству уже не уступал европейскому. В 1765 мануфактура, на которой отрабатывалась технология, получила название Императорского фарфорового завода. Это старейший в России и третий в Европе крупный производитель. В советские годы он был переименован в Ленинградский фарфоровый завод.

Применение фарфора

Чаще всего из фарфора производят качественную посуду. Несмотря на высокую стоимость, она ценится за многочисленные достоинства. Известно, что в тонкостенной фарфоровой кружке чай быстро остывает до оптимальной температуры и сохраняет ее некоторое время. Посуда не влияет на вкус и запах еды или напитков, она подходит для длительного хранения продуктов. В числе ее преимуществ — прочность и легкий вес.

Фарфор также используют для изготовления других утилитарных и декоративных предметов. Из него делают:

  • вазы и подсвечники; и скульптурные композиции;
  • часы и настольные лампы;
  • живописные произведения;
  • пасхальные яйца и прочие сувениры;
  • шкатулки и канцелярские принадлежности;
  • бижутерию.

Фарфор как объект коллекционирования

Наибольшую ценность, как и в других сферах коллекционирования, представляют раритетные изделия. В первую очередь, старинные, поскольку до начала XX века они обычно создавались ограниченными сериями. Современные производители тоже периодически выпускают лимитированные коллекции. В России примерно 30 % рынка приходится на Императорский фарфоровый завод. Еще четверть — это продукция марки Мейсен. Большой интерес сейчас вызывает советский фарфор, в том числе агитационный, хотя еще в 90-е он почти ничего не стоил.

Фарфоровая посуда отличается изящным видом, прочностью и конечно же ценой. Изделия из фарфора высоко ценились во все времена. Наличие предметов из этого материала свидетельствовало о высоком общественном положении его владельца, ведь раньше, их могли позволить себе только очень обеспеченные люди. Такая посуда украшается красивой росписью, ей придают разную форму.

фарфоровая посуда

Когда и где начали делать первую фарфоровую посуду

фарфор

Примерно с 7 по 10 век фарфор распространяется по всем странам Азии. Китайская фарфоровая посуда была невероятно красивой и соответственно дорогостоящей. Первым европейцем, который увидел эту посуду стал итальянский мореплаватель и купец Марко Поло. Он совершил путешествие по странам Азии. В то время Марко успел посетить Монголию, Казахстан, Индонезию, Китай, Индию. Считается, что путешествие Поло по Китаю – это первый контакт европейцев с этой страной.

Когда материал начал изготавливаться в Европе

В странах Европы фарфор начал изготавливаться примерно в 17 веке. Название и первая посуда туда попала вместе с торговцами арабами. Европейцы были поражены красотой этого материала и пытались узнать секрет его изготовления. Узнать секрет изготовления фарфора удалось французскому патеру-иезуиту Д”Антреколу.

посуда из фарфора

Он путешествовал по Китаю в качестве миссионера, и ему удалось достать рецепт изготовления этого материала. Но, главной проблемой было то, что во Франции никто не знал исходного материала. И, только почти через 100 лет был изготовлен материал отдалено похожий на фарфор.

Все это время фарфоровая посуда пользовалась огромным спросом. Считалось, что этот материал способен был обнаруживать яд в еде или напитке. Такое свойство в те времена было на вес золота.

посуда фарфор

Наконец, в начале 18 века попытки создать фарфор увенчались успехом. Раскрыть секрет его изготовления удалось Йогану Фридриху Бехтеру из Саксонии. Молодому алхимику удалось создать фарфоровую белую массу. С этого момента, изделия из данного материала начинают распространяться по всей Европе. В России материал начал изготавливаться в конце 18 века.

С тех пор начинается новая эра фарфора. Изготавливается не только посуда, но и различные фигурки. С тех пор многое изменилось, но фарфор, как и прежде, пользуется спросом, ценится своей красотой, качеством.

Читайте также: