Подготовьте сообщение о значении словесной зрительной

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Значение зрительной гимнастики в развитии зрения дошкольника

Основную роль в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов играет зрение. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению.

В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Помимо этого многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией и многими другими видами нарушения зрения. Ухудшение физического, психического и соматического здоровья детей с нарушениями зрения ведет к ослаблению процесса развития ребенка.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при зрительном утомлении. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах.

Основной контингент нашего детского сада составляют дети с амблиопией, астигматизмом и косоглазием. Для развития остроты зрения, фиксации взора, бинокулярного зрения применяется специальное аппаратное и компьютерное офтальмологическое лечение. Но немаловажным методом коррекционной работы является систематическое использование гимнастики для глаз.

Правила проведения гимнастики для глаз:

Гимнастика для глаз проводиться несколько (от 2 до 6) раз в течение дня по 2-5 минут.

Гимнастику можно проводить в любой части занятия (в начале, середине или в конце) с учетом возрастных, зрительных и двигательных возможностей детей.

Примерный комплекс упражнений для глаз может быть выполнен целиком, а также может служить основой для выбора упражнений, соответствующих текущему состоянию зрительной функции.

При проведении гимнастики нужно в сегда снимать очки, ф иксировать положение головы .

Начинать упражнения надо с простых движений, увеличивая их сложность.

Перед выполнением гимнастики для глаз следует сделать пальминг. Пальминг — термин, придуманный Уильямом Бейтсом, обозначающий упражнение для глаз, которое заключается в том, чтобы глаза закрыть и на несколько минут плотно прикрыть их ладонями, сложив их чашеобразно. В результате мышцы глаз расслабятся. Перед выполнением пальминга следует с силой потереть ладони друг о друга, так, чтобы они разогрелись.

Игровая коррекционная физкультминутка

Со зрительными тренажёрами

Комплексы по словесным инструкциям

Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные зрительные настенные или потолочные тренажеры, сигнальные метки. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, игрушек.

Несколько примеров зрительной гимнастики в стихах:

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд вверх.Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.

Осень по опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза).

Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Внимание! Гимнастика противопоказана людям с отслоением сетчатки и с миопией больше - 6 диоптрий. Также людям с миопией больше -3 следует делать упражнения очень осторожно, по 2-3 повторений за раз, а через неделю можно начинать постепенно наращивать повторения (увеличивать на 1 повторение в неделю).

Литература:

Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт.-сост. Е.А.Чевычелова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 123с.

В статье представлены материалы по оптимизации учебного процесса по физической культуре, позволяющие более эффективно использовать учебное время для формирования двигательных навыков у школьников, а именно, рассмотрен вопрос о значении речи, ее характеристик в создании правильной программы движений.

Ключевые слова: физическая культура, требования к речи, инициация мотивации.

ВложениеРазмер
statya_zheni.docx 25.73 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЬ УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Е.М. Вандышев – учитель физической культуры

г. Ангарск Иркутской области

Аннотация. В статье представлены материалы по оптимизации учебного процесса по физической культуре, позволяющие более эффективно использовать учебное время для формирования двигательных навыков у школьников, а именно, рассмотрен вопрос о значении речи, ее характеристик в создании правильной программы движений.

Ключевые слова: физическая культура, требования к речи, инициация мотивации.

Процесс реформирования образовательной системы характеризуется изменением приоритетов в содержании обучения и воспитания, повышением требований к подготовке специалистов, в том числе и специалистов в сфере физической культуры и спорта. Специалист в данной области должен быть подготовлен к педагогической, тренерской, научно-исследовательской, управленческой и воспитательной деятельности, направленной на формирование личности обучающихся в процессе занятий физической культурой и спортом, их приобщение к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни.

Учительская деятельность относится к числу лингвоинтенсивных, что налагает на учителя физической культуры большую ответственность, предъявляет высокие требования к его профессиональной культуре.

В сфере коммуникативно- ориентированных специальностей, в которой взаимодействие с людьми является формой профессионального существования, большую роль играет речевая культура учителя, как отражение его общей культуры.

Развитие речи на уроках физической культуры можно назвать одной из сопутствующих образовательно - воспитательных задач учителя. Особенность уроков физической культуры заключается, прежде всего, в преобладании на них двигательной деятельности. Объем слов на уроке физической культуры значительно меньше, чем на уроках других дисциплин. Именно поэтому высока ценность каждого учительского слова, его точность, направленность, предметность.

Слово относится к основным средствам передачи информации на уроках физической культуры. К слову, как второсигнальному раздражителю, можно сформулировать ряд требований:

- создание представления об изучаемых видах упражнений;

- обеспечение организации действий учеников и руководство ими;

- передача необходимых знаний;

- активизация творческого отношения ученика к учебному процессу;

- стимулирование развития интеллекта;

- решение воспитательных задач, регулирование поведения эмоционального состояния учеников.

Ощущения, возникающие у человека в процессе деятельности, могут быть отнесены к первичным формам подкрепления в процессе обучения физическим упражнениям, а слово преподавателя – к вторичным. Преподаватель должен давать оценку сразу после окончания выполнения задания. Ученик должен уловить связь между возникшими кинестезическими ощущениями и правильностью своих движений. Оценка, данная с запозданием, не окажет положительного воздействия на овладение изучаемым двигательным действием. Поощрение словом особенно полезно на начальном этапе обучения физическим упражнениям.

Говоря о требованиях к речи преподавателя, следует подчеркнуть, что она должна быть ясной, точной и понятной; краткой; образной; разнообразной по содержанию и интонации; правильной в литературном отношении.

Первые три требования определяют, в частности, необходимость в процессе обучения двигательным действиям давать такие объяснения и в такой форме, которые будут понятны учеником без большого напряжения внимания, так как умственная деятельность, требующая большого сосредоточения, влияет отрицательно на эффективность выполняемых произвольных движений ученика. По этой же причине на протяжении одного учебного занятия каждому ученику не следует делать более двух-трех замечаний по поводу допущенных им неточностей. Чем точнее и яснее преподаватель излагает сущность двигательного задания, тем совершеннее выполняет ученик. Задача преподавателя – сделать сложное простым для восприятия [1].

Чтобы убедиться, что ученик понял данные ему указания, полезно предложить повторить их. Чем правильнее и четче он делает это, тем, как правило, лучше и быстрее овладеет движением, исправит допущенную неточность.

Речь преподавателя должна быть краткой, потому что не существует зависимости между временем, затраченным на описание, объяснение движений, и качеством их выполнения учеником. Во многих случаях, особенно в учебной работе с учениками, ранее мало занимающимися физическими упражнениями, длительные объяснения приносят скорее вред, чем пользу. Более подготовленный ученик (спортсмен – учащийся ДЮСШ) использует словесные указания преподавателя более эффективно, чем начинающий. Во всех случаях преподаватель не должен рассказывать все, что знает об изучаемом движении, а только то, что необходимо знать ученику в данный момент.

Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы обозначать краткими, образными выражениями каждую из подсистем физического упражнения вплоть до его элементов. Это дает возможность лучше охарактеризовать двигательное действие, которое должно стать предметом упражнения [1].

Речь преподавателя должна быть содержательной и выразительной, так как если указание, разъяснение, описание упражнения, формы словесного поощрения или осуждения длительное время остаются одними и теми же, то эффективность их теряется. Важно не только что сказать, но и как сказать. Даже повторяясь, преподаватель может искать синонимы, менять мимику, жестикуляцию. Даже самая содержательная, но монотонная речь не достигает цели.

Правильность речи в литературном отношении не является специфическим требованием, которое предъявляется только к преподавателю физической культуры. Она обязательна во всех случаях общения людей друг с другом, особенно когда решаются педагогические задачи.

В ряде случаев речь преподавателя физической культуры выражается в приказной форме, в виде команды, что помогает организовать занимающихся, управлять движениями, регулировать их характер и нагрузку, стимулировать усилие, добиваться необходимой дисциплины[4].

В процессе обучения двигательным действиям (физическим упражнениям) следует иметь в виду, что все используемые средства и методы передачи информации направлены на создание четкого представления о том, чему хотят научить. Установлено, что в процессе выполнения определенных двигательных действий ученик чаще мыслит образами, а не вербально[6].

В настоящее время перед учителем физической культуры поставлена двуединая задача: не только самому учить детей на уроках, но и делать все, чтобы ученики осознанно включались в процесс обучения двигательным действиям. Надо стараться построить урок так, чтобы дети из молчаливых слушателей превратились в активных участников учебного процесса. В связи с этим, учителю надо стремиться овладеть навыком передачи информации учащимся кратко , несколькими фразами сути задачи или ситуации и постоянно ненавязчиво включать обучающихся в работу по развитию речи. Отличным подспорьем в этом могут служить методические пособия и средства наглядного обучения - слайды, плакаты, таблицы, схемы, кинограммы, - которые ученики не только просматривают , но и комментируют[3, 9]

При обучении элементарным двигательным действиям (физическим упражнениям) целесообразно сочетать их краткое описание преподавателем (его словесную инструкцию) с одновременным выполнением учеником требуемых движений.

Одной из форм инициации мотивационного процесса в ходе обучения является принуждение . Эта форма воздействия используется обычно в тех случаях, когда другие формы воздействия на мотивацию и поведения ученика оказываются недействительными или когда нет времени, чтобы их использовать. Принуждение выражается в прямом требовании согласиться с предлагаемым мнением или решением, принять эталон поведения и т.д. при несогласии ученика с этим[2].

Используя второсигнальные (речевые) виды воздействия на мотивацию адресата влияния, следует думать не только о содержании произносимых слов, но и о том, как их произносить, какими действиями (жестами, мимикой) их сопровождать. Как показано А.Меграбяном, при первой встрече адресат влияния на 55% верит невербальным сигналам другого человека, на 38% - паралингвическим сигналам (громкость речи, интонация, смешки, покашливания и т.д.) и лишь на 7% - содержанию речи[5]. Лишь при повторных встречах это соотношение меняется, но все равно невербальные и паралингвические сигналы не теряют своего значения.

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование применение наглядного метода обучения на уроках физического воспитания и здоровья
Задачи исследования: анализ литературы по теме исследования, определение методов и методик исследования, проведение экспериментального исследования.

Содержание

Реферат……………………………………………………………………. 3
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Методы обучения
1.1.Общая характеристика методов обучения………………………………….5
Глава 2. Методы физического воспитания.
2.1.Понятие о методах физического воспитания и их классификация…………………………………………………………………..10
2.2. Методы обеспечения наглядности……………………………………….11
2.3. Требования к методам наглядного обучения……………………………..14
2.4. Зрительные и слуховые ориентиры……………………………………..15
Глава 3.Педагогический эксперимент
3.1 Применение компьютерного пособия на уроке физкультуры……………17
3.2 Эффективность наглядного обучения……………………………………. 18
Заключение……………………………………………………………………..22
Список использованной литературы………………………………………. 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1.doc

По мнению Виталия Храмова, роль наглядности на уроке физкультуры велика. Эффективность обучения во многом зависит от точного понимания учащимися разучиваемых движений. Разработка поможет максимально точно знакомить школьника с конкретной двигательной задачей, и уже это поможет снизить вероятность возникновения ошибок, сократить время обучения, повысить его качество.

Экспериментальные занятия, которые были проведены на базе школ Гродно, показали, что применение компьютерного пособия на уроке физкультуры значительно повышает интерес детей к изучению баскетбола. В настоящий момент республиканский педагогический эксперимент по использованию нового пособия проводится в шести школах области. Ожидается, что широкое применение электронный учебник получит уже в следующем учебном году.

Пособие по баскетболу было разработано по заказу Министерства образования Беларуси. В настоящее подготовлены и проходят этап экспертизы аналогичные продукты по волейболу, футболу, легкой атлетике, аэробике и атлетической гимнастике.

3.2 Эффективность наглядного обучения.

Огромную роль в обучении имеют методы наглядного восприятия. Методы данной группы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия. Просмотр, а иногда и прослушивание темпа, ритма движений создают у занимающихся более разностороннее представление о действии, что расширяет ориентировочную основу для последующего воспроизведения.

Наглядное восприятие способствует более быстрому и точному усвоению, повышает интерес к изучаемым действиям.

Результативность методов во многом определяется соответствием их возрасту, обучающегося. Особенно большое значение эти методы имеют при работе с детьми. У них сильно развита способность к подражанию, стремление следованию живым примерам, причем неодинаково в разных возрастах: например, в младшем возрасте особенно сильно развито чувство восприятия [9, 4].

Использование методов наглядного восприятия зависит и от этапа обучения. Как правило, на первых этапах они применяются гораздо чаще. На этапе закрепления и совершенствования их используют для исправления появившихся ошибок.

Существуют следующие методы наглядности: показ, демонстрация, плакаты, рисунки и схемы, зарисовки, предметные пособия и кинофильмы.

Показ двигательного действия учителем является наиболее специфичным методом обучения. В основе обучения с помощью показа лежит подражание.

Эффективность подражания зависит, прежде всего, от возраста ученика, от характера и уровня его психической и физической подготовленности.

Готовность ученика к сознательному подражанию определяется действием нескольких факторов:

•Способностью анализировать увиденное действие.

•Соответствием психофизиологической зрелости ребенка сложность воспроизводимого упражнения.

•Уровнем знаний, полнотой представления ученика о подражаемом действии.

•Интересом к подражаемому действию и желанием ученику подражать.

•Наличием своевременного и качественного контроля и самоконтроля за подражанием [6, 12].

Демонстрация наглядных пособий создает дополнительные возможности для восприятия учеником двигательного действия с помощью предметного изображения.

Плакаты обязаны отражать те моменты в действии, которые трудно акцентировать при показе, тем более доходчиво объяснить.

Рисунки и схемы мелом на доске, песке, земле, и т.п.

Зарисовки, выполняемые учениками в виде контурных фигурок, позволяет графически выразить собственное понимание структуры действия, образно продумать выполнение, найти свои ошибки.

Предметные пособия обладают сравнительно ограниченными дидактическими возможностями, но могут оказывать достаточно сильное эмоциональное воздействие, особенно на детей младшего школьного возраста.

Технические средства обучения: фильм, ноутбук, проектор, видеомагнитофон и др.

При всех технических трудностях его демонстрации в ходе педагогического процесса обладают громадными дидактическими возможностями.

Звуковая и световая сигнализации создают необходимые зрительные и слуховые ориентиры для начала и окончания действия (или движения, задают определенный темп и ритм движений, направление, амплитуду и т.д.).

Формирование систем двигательных умений в акробатических упражнениях, что является одной из ведущих задач физического воспитания, опирается на соответствующие закономерности. Знание их позволит правильно оценить неравномерность овладения двигательным действием и возможности варьирования условиями обучения; обеспечит грамотное построение систем уроков и подводящих упражнений, используя эффект переноса навыков; поможет определить наиболее рациональное содержание каждого этапа обучения двигательному действию [1, 2, 4].

В зависимости от класса задачи педагогического аспекта (формирование у учащихся умений выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладения школой движений). Могут требовать на одних уроках больше времени, на других – меньше. Например, перед контрольным уроком, когда идет повторение и совершенствование основных упражнений или комбинаций, вводную часть целесообразно посвятить разминке, т.е. решению в большей степени задач биологического аспекта. В младших классах или на уроках направленных преимущественно на освоение новых упражнений, большее внимание следует уделять задачам педагогического аспекта [10, 9].

Для решения этих задач вводной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, общеразвивающие и вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения вводной части нецелесообразно использовать, т.к. они могут снизить работоспособность учащихся в основной части, поэтому здесь не ставятся задачи развития у учащихся двигательных качеств, как сила, выносливость, гибкость, но содействие развитию может быть.

Обычно урок гимнастики начинается с общего построения класса. В начале урока принято строить по длинной стороне зала в правом верхнем углу, на расстоянии 1 – 2 метра от стены, спиной к окнам, шеренгу по росту. На первых уроках в первом классе дети строятся под руководством учителя.

Для успешного обучения детей построению в шеренгу целесообразно использовать специальные разметки на полу на расстоянии 40 см друг от друга, нанесенные мелом или краской. После того, как учащиеся научатся размещаться один возле другого, учитель поручает построение самим учащимся. Дежурный подает команды “Равняйсь!” и “Смирно!”. Начиная с 4 класса дежурный отдает рапорт учителю. После команды “Смирно!” учитель приветствует детей и сообщает задачи урока, которые могут уточняться в основной части[11].

Наиболее эффективные средства активизации функции организма детей младших классов – ускоренная ходьба, бег в равномерном темпе, ритмичные прыжки, танцевальные упражнения и игры.

Особенно важно обратить внимание учащихся на необходимость управления бегом. Возглавлять колонну должен ученик, умеющий сохранять данный темп.

Заслуживает внимания подбор приемов управления учащимися при выполнении акробатических упражнений: учитель должен пользоваться подсчетом, хлопками, самостоятельным подсчетом учащихся (вслух или про себя), под музыку. С этой же целью рекомендуется использовать различные ограничители на углах зала, стрелки, воротца и т.п. При любом способе управления учитель должен иметь возможность делать замечания, исправлять ошибки, подбадривать учеников. При проведении акробатических упражнений немаловажное значение имеет состояние учеников. Так, например, если ученики пришли на урок в несколько возбужденном состоянии (после контрольной работы или очень эмоционального урока) не следует начитать занятия с обучения новым элементам строя и обычной ходьбы. В таком случае лучше применить игры и игровые задания, которые отвлекают учащихся от переживаний, предшествовавших уроку, активизируют их внимание [9].

При условии, если дети пришли на урок спокойными и сосредоточенными можно сразу изучать новые элементы строя и перестроения.

Вводную часть урока обычно завершает выполнение комплекса общеразвивающих упражнений. Желательно разнообразить способы построения учащихся для общеразвивающих упражнений (в кругу, шеренге, колоннах). Учитель при демонстрации упражнений использует зеркальный показ. В комплекс общеразвивающих упражнений могут быть включены определенные подводящие упражнения для освоения или закрепления акробатических упражнений основной части урока. Для большей эффективности и эмоциональности этой части урока следует использовать упражнения с предметами (скакалками, гимнастическими палками, мячами обручами и т.д.)[12].

С психологической точки зрения использование предметов различной формы, объема, массы повышают эмоциональность занятий, активность и интерес ребят, обогащают их новым двигательным опытом.

При выполнении упражнений с предметами необходимо уделять серьезное внимание дисциплине и порядку среди учащихся, чтобы исключить возможность травматизма. Не следует забывать и правильную организацию выдачи и сбора гимнастического инвентаря на занятиях.

Вместо общеразвивающих упражнений в подготовительную часть урока можно включать сравнительно несложные вольные упражнения или упражнения ритмической гимнастики, выполняемые на 32 или на 64 счета. Основной задачей таких упражнений является развитие координационных способностей и двигательной памяти учащихся, овладения ими школьных движений. Большее значение такие упражнения имеют в начальных классах.

Важную роль в поддержке интереса учащихся к занятиям играют проверка и оценка выполняемых упражнений. После выполнения каждому ученику сообщаются оценки.

Проявление высокой требовательности учителя к учащимся повышает его авторитет, а через него и авторитет предмета. Чтобы требовательность к ученикам приносила желаемые результаты, она должна быть постоянной, выполнимой, тактичной, щадящей самолюбие учащихся.

Особую требовательность необходимо проявлять при обучении учащихся младших классов элементам строя, основным положениям рук и ног при выполнении общеразвивающих упражнений, умению четко приземляться, осанке, то есть тем элементам, которые составляют школу движений, школу гимнастики, гимнастического стиля [9, 10].

В ходе курсовой работы собран литературный материал, касающийся изучаемой проблемы, а также выполнены поставленные задачи.

При рассмотрении дидактических процессов с позиций психофизиологии были обозначены место зрительного образа, его значение в формировании представления о технике изучаемого двигательного действия. Реализация принципа наглядности в ходе дидактических процессов по физической культуре связана с широким применением наглядности, т.е. средств, обеспечивающих восприятие и осознание различных параметров изучаемого двигательного действия, развиваемых двигательных качеств, инструктивных навыков, умений и других разновидностей структуры содержания образования.

Выделяют четыре формы проявления наглядности в обучении двигательным действиям: зрительную, звуковую, словесную и двигательную, которые представляют прямой и косвенный виды осуществления данного принципа.

Зрительная наглядность выражается в передаче учителем учебной информации, которую учащиеся воспринимают через зрительный анализатор. Это показ изучаемого двигательного действия в целом или отдельных его элементов, а также демонстрация рисунков, схем, кинограмм, кинофильмов и других материалов с помощью аудиовизуальных технических средств, включая компьютерную технику.

Звуковая наглядность выражается в передаче учебной информации посредством звука, о характере которой учащиеся заранее осведомлены. Это может быть похлопывание в ладони, постукивание по полу или другим предметам либо использование метронома.

Звуковая наглядность применяется для освоения учащимися ритма, темпа движений, например при разучивании темпа разбега в опорных прыжках в гимнастике или прыжках с разбега в длину и высоту в легкой атлетике. Звуком можно обозначить момент наскока на гимнастический мостик, отталкивания в прыжках с разбега. Звук помогает учащимся соблюдать ритм движения.

Словесная наглядность способствует конкретизации отдельных параметров формирующегося логического образа изучаемого двигательного действия благодаря конкретной словесной информации, которая должна быть немногословной, адресной и на языке, понятном для учащихся.

Двигательная наглядность связана с использованием в процессе обучения двигательным действиям мускульных ощущений, которые помогают формированию у учащихся кинестетического образа.

При выполнении двигательных действий у учащихся возникают конкретные, поддающиеся прочувствованию мышечные ощущения: понимание (осознание) состава элементов двигательного действия, осознание правильного распределения мышечных усилий, момента приложения максимальных усилий. Все это способствует получению информации, что невозможно лишь при зрительном восприятии.

Прямая наглядность обеспечивается путем непосредственного показа изучаемого двигательного действия учителем или одним из наиболее подготовленных учащихся. К показу учителем изучаемого двигательного действия или комбинации, состоящей из нескольких движений (упражнений), предъявляются следующие требования:

Древние люди использовали звуковые сигналы, чтобы предупредить об опасности или передать важную информацию о том, что рядом вырос куст со съедобными ягодами.

Язык общения

На сегодняшний день вербальное общение – это то, без чего не может обойтись каждый человек. Начиная от утреннего кофе за мессенджерами до разговоров на работе с коллегами о новых отношениях боса.

Вербальное и невербальное общение — что это такое

Вербальное общение бывает трех типов:

  1. Речь — общение посредством слов (диалоги, монологи).
  2. Письменное общение — от руки, печать на компьютере, смс-ки и т.п.
  3. Внутреннее — ваш внутренний диалог (формирование мыслей).

Невербально — другие виды общения, кроме словесных. Что это может быть:

  1. Жесты, мимика и позы — все это нам много о чем говорит, если уметь их считывать.
  2. Визуальное — сканирование человека в первые секунды, когда его видите: определение пола, возраста, оценка внешнего вида и выражения лица.
  3. Акустическое невербальное восприятие — это оценка голоса (его ритм, тембр, громкость, яркость, паузы, кашель, слова-паразиты).
  4. Тактильное невербальное общение — прикосновения (имеет очень весомое значение).
  5. Запахи — какие-то привлекают, а какие-то отталкивают.
  6. Подвижность — оживляет восприятие, но при слишком высокой подвижности наступает утомление.
  7. Границы личного пространства — переход их выводит человека из зоны комфорта или, наоборот, сближает.

Вербально — это наше отличие от другого живого мира

Слова, которые составляются в речь – это единица нашего с вами общения. Используем их как в устном произношении, так и при письме. Или печатании (набивании на клавиатуре), если говорить о реалиях, которые ближе к нам. Такое общение делится в зависимости от того, кто какую роль исполняет: говорить – слушать, писать – читать.

Мужчина с микрофоном

Важно не только правильно интерпретировать эти сигналы, но и правильно их посылать собеседнику. Служит невербальное общение не только дополнением к разговору с помощью слов, но и в некоторых ситуациях может полностью его заменить.

Есть жесты, которые обозначают приветствие или прощание. К коммуникативным также относят выражение непонимания, повышенного внимания, отрицания или соглашения. Также есть модальные – они показывают отношение человека к тому, что говорит ему другой. Мимика может показать как доверие, так и полное его отсутствие.

Невербальное общение

Акценты – это то, что можно удачно расставить с помощью невербальных средств, если не удаётся это сделать в полной мере интонацией. Ведь часто нужно обозначить для собеседника, что действительно считаете важным, на чём остановить своё внимание. Чтобы второстепенная информация не занимала много времени для анализа и принятия решения.

Грусть, злость, радость, печаль, удовлетворение – это то, что лучшим образом можно подчеркнуть именно вербальными средствами (можно даже полностью показать эти чувства своими жестами и мимикой). Поэтому, если быть внимательным к собеседнику, можно прочитать его состояние и без слов (славятся этим эмпаты, о которых мы уже говорили).

Не стоит забывать о позах и осанке. Это та форма и поведение тела, которая предоставляет не меньше информации. Может быть доминирующей или покорной, спокойной или напряжённой, скованной или совсем открытой.

Расстояние между собеседниками тоже можно проанализировать. Чем ближе они расположены, тем больше доверяют друг другу. Если уж совсем далеко, стоит ли говорить о хотя бы небольшом его наличии?

Различия между видами общения

Общение с помощью слов характерно исключительно людям, поскольку требует сильно развития головного мозга. Другие животные на такое не способны. Но невербальные сигналы посылают абсолютно все.

Если кошка виляет хвостом – она недовольна, если собака – испытывает радостные эмоции. Получается, что даже на уровне зверей нужно уметь правильно трактовать подаваемые ими знаки, учитывая, кто именно стоит перед тобой. Что уже говорить, если перед тобой стоят разные люди.

Общение с кошкой

Стоит подметить, что язык жестов является более искренним, поскольку мы его почти не контролируем. Поэтому так легко обмануть человека по телефону или переписке. Но если мошенник будет пытаться это сделать стоя перед вами, то есть вероятность, что вы прочитаете по его мимике о том, что ему верить не стоит.

Почти каждый наш день связан общением с теми или иными людьми. Поэтому стоит научиться как правильно выражать свои мысли, подавать информацию в нужном порядке. Так и изучать сигналы от других, чтобы получить больше знаний о собеседнике, или обезопасить себя от обмана.

Мы люди, а значит для нас открыты оба вида общения (вербальное и невербальное), поэтому стоит использовать их по максимуму в своих целях. Это отличный инструмент, позволяющий добиться желаемого и получить от жизни все, что вам требуется.

Автор статьи: Марина Домасенко

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Мошенники тренируют невербальное общение тоже. Они знают, как стоять, какие движения делать руками и как смотреть на собеседника.

Невербальные сигналы часто могут сообщить больше информации, чем обычная речь. Даже искусного лжеца могут выдать непроизвольные реакции. Главное их правильно интерпретировать.

Читайте также: