Подготовьте сообщение о развитии в конце 20 начале 21 века одного из государств образовавшихся

Обновлено: 02.07.2024

В Латинской Америке либеральная экономическая политика в 1980-1990-е гг. привела к росту экономики. Вместе с тем использо­вание в дальнейшем жёстких либеральных рецептов модернизации, не предусматривавших при проведении рыночных реформ достаточных социаль­ных гарантий, усилило социальную не­стабильность, способствовало относи­тельной стагнации и росту внешней за­долженности стран Латинской Америки.

Между тем самые динамичные и преуспевающие из латиноаме­риканских стран — Аргентина, Чили, Бразилия, Мексика — ори­ентируются на США. Отличительной чертой ведущих латиноаме­риканских стран является то, что, несмотря на достаточно впе­чатляющие экономические достижения, разрыв между бедными и богатыми достигает там чудовищных размеров (особенно в Бразилии). В условиях периферийного капитализма в расчёт принимается только спрос на рынке, а не действительные потреб­ности населения, капитал используется непроизводительно.

1. Объединение Германии; 2.Выделение прибалтийских стран Эстония, Литва, Латвия; 3. Беларусь, Украина, Молдова.; 4.Черногория, Хорватия, Словения, Македония. Это конец ХХ века.
Чехия, Словакия; Сербия и Босния Герцеговина. 21 век. Ещё Косово, но РФ не признаёт это государственное образование.

Финляндия,
Польша,
Литва,
Латвия,
Эстония
Молдавия
Украина
Беларуссия
Югославия (расспалась)
СССР (распался)
Черногория
Босния и Герцеговина
Албания
Исландия
Ирландия
Чехословакия (Распалась)
и т. д.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всемирная история

Урок_______

Тема: Постсоветские государства в конце ХХ – начале ХХI вв

Цель урока: Рассмотреть внешнюю политику СССР во второй половине ХХ в., процесс утверждения советской модели социализма в странах Центральной и Юго-Восточной Европы

Задачи урока:

Образовательная : познакомить учащихся с постсоветскими государства в конце ХХ – начале ХХI вв., новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве Развивающая: развивать навык самостоятельной работы, умения работать с различными источниками информации, умения рассуждать, , обобщать, оценивать, делать выводы.

Воспитательная : сформировать у учащихся твёрдую гражданскую позицию, воспитать дружеские отношения в классе

Тип урока : комбинированный

Метод урока : частично- поисковый, самостоятельная работа

Оборудование урока : карта, учебник, таблицы, тесты

І .Вводно-мотивационный этап.

ІІ .Проверка домашнего задания :

Экономическая реформа А.Н. Косыгина.

Причины безуспешности реформирования советской экономики.

Конституция 1977 г.

Кризис советской системы.

Рост коррупции. Смена руководства СССР в 80-х годах.

М.С. Горбачев и программа перестройки.

События августа 1991 г. Распад СССР

ІІІ .Изучение нового материала.

Постсоветское пространство

Постсоветское пространство , также известное как республики бывшего СССР, страны СНГ и Прибалтики или ближнее зарубежье (в отличие от зарубежья дальнего — стран, никогда не входивших в СССР ), — все независимые государства , которые вышли из состава Советского Союза во время и после его распада в 1991 году .

Постсоветские государства являются предметом различных исследований в области географии , истории , политики , экономики и культуры .

Население и языковая ситуация

Население постсоветского пространства составляет более 293 миллионов человек по данным на первое полугодие 2015 года. Большинство этого населения сравнительно хорошо говорит на русском языке и является билингвами. Во всех постсоветских государствах после распада СССР говорят преимущественно на национальных языках. Исключение составляет Белоруссия . Там на русском языке говорит подавляющее большинство населения, чтобы признать русский язык государственным, наравне с национальным. Кроме Белоруссии русский язык наравне с государственным национальным функционирует также в Казахстане и Киргизии. Велика доля русскоязычных в Украине и Молдове. На постсоветском пространстве на первом месте по численности говорящих стоят славянские языки (русский, украинский, белорусский, польский), на втором - тюркские языки (азербайджанский, казахский, киргизский, каракалпакский, узбекский, туркменский, татарский, башкирский и др.)

Государства и географические регионы

hello_html_m780887e.jpg

Постсоветские государства обычно делят на следующие пять групп. Принцип, по которому государство относят к той или иной группе, основывается на географических и культурных факторах, а также на истории взаимоотношений с Россией .

Россия (РФ в свою очередь состоит из нескольких географических регионов: Центр, Юг, Сибирь, Дальний Восток и др.)

Исторические связи

Россия исторически связана с восточно-славянскими постсоветскими государствами, поскольку на их территории сформировалась её государственность. Её корни восходят к общему протогосударству ( Киевская Русь ). Впоследствии территории Украины и Белоруссии входили в состав Великого княжества Литовского , Речи Посполитой , Австро-Венгрии , Польши .

Страны Прибалтики (за исключением Литвы, в средневековье — Великим княжеством Литовским ) были под властью Тевтонского ордена , Дании , Польши и Швеции на протяжении значительных промежутков своего существования, перед тем как были присоединены к Российской империи в XVIII веке , и стали независимыми государствами после Первой мировой войны .

По официальной позиции СССР, подтверждённой МИД России , вхождение Литвы, Латвии и Эстонии в 1940 году в состав СССР соответствовало всем нормам международного права по состоянию на 1940 год. Признав целостности границ СССР на июнь 1941 года de facto на Ялтинской и Потсдамской конференциях , ряд западных государств вместе с тем отказывались признать этот факт де-юре вплоть до 1975 года , когда участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки, подписав Заключительный акт Совещания , признали нерушимость европейских границ в целом, и тем самым легитимность границ СССР на 1975 год [2] .

СНГ и Прибалтика [3] (СНГ и Балтия) — название 15 современных государств, которые до 1991 года являлись союзными республиками СССР, а в 1991—1992 гг. декларировали свой суверенитет (объявили о своей независимости).

Словосочетание возникло после декабря 1991 года, когда прибалтийские республики (Латвия, Литва, Эстония) отказались войти в СНГ (Содружество независимых государств) — региональную международную организацию, созданную по Беловежским Соглашениям на основе бывших союзных республик СССР и призванную регулировать отношения между этими новыми независимыми государствами.

Реальное воплощение идея нового союза обрела в виде Союзного государства России и Белоруссии , которое находится в этапе мягкой конфедерации и включает пока только две бывшие союзные республики.

Евразийский Союз

В середине 90-х годов некоторое время рассматривалось, но тогда не было согласовано, предложение президента Казахстана Н. Назарбаева от 29 марта 1994 организовать Евразийский Союз из пяти республик ( Белоруссия , Казахстан , Киргизия , Россия , Таджикистан ).

В 2011 г. Владимир Путин вернулся к идее Евразийского Союза на базе России, Белоруссии и Казахстана [4] .

hello_html_md6b11d3.jpg

Интеграция на постсоветском пространстве

После распада СССР в регионе возникло несколько международных организаций и содружеств.

Три прибалтийских государства не присоединились ни к одной из этих постсоветских организаций, их курс изначально и однозначно был направлен на интеграцию только в мир Запада (включая вступление в Европейский союз и НАТО ).

Далее упоминаются международные организации, которые полностью или по большей части состоят из постсоветских государств.

Содружество Независимых Государств

hello_html_373c9f6f.jpg

Постсоветские государства: Члены СНГ Члены Евросоюза и НАТО постсоветские страны, не входящие в СНГ или НАТО и ЕС

Организация Договора о Коллективной Безопасности

В ОДКБ входят Россия , Белоруссия , Казахстан , Киргизия , Таджикистан , Армения . Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Азербайджан, Грузия и Узбекистан вышли из ОДКБ.

hello_html_1d3b7cf1.jpg

Члены ГУАМ Члены ОДКБ

Евразийское Экономическое Сообщество

hello_html_51fbfb22.jpg

Евразийское Экономическое Сообщество: Члены организации Наблюдатели

Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) было создано Россией , Белоруссией , Казахстаном , Киргизией и Таджикистаном на основе Таможенного союза СНГ. Армения , Молдавия , Украина имеют статус наблюдателей в этом сообществе. Украина ранее заявляла, что в её намерения не входит получение полного членства в этом сообществе, хотя позже президент Украины В. Янукович в разговоре с В. Путиным заявил, что Украина думает о ЕврАзЭС. Молдавия тоже не планирует полностью присоединяться к организации, так как одним из необходимых для этого условий является наличие общих границ с государствами-членами сообщества. Узбекистан согласился присоединиться к организации в октябре 2005 [6] , когда начался процесс объединения Организации Центрально-Азиатского Сотрудничества, и Евразийского Экономического Сообщества. Вступление Узбекистана в организацию в качестве действительного члена произошло 25 января 2006 г.

Центрально-Азиатское Сотрудничество

hello_html_62db35d5.jpg

Центрально-Азиатское Сотрудничество: Члены организации Наблюдатели

Центрально-Азиатское Сотрудничество (ЦАС) было создано в 2002 г. 6 октября 2005 г. на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕвразЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС, то есть фактически решено упразднить ЦАС.

Шанхайская Организация Сотрудничества

hello_html_m11bbe46d.jpg

Тёмно-зелёным отмечены члены ШОС, зелёным — наблюдатели.

Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) состоит из Китая , России , Казахстана , Киргизии , Таджикистана и Узбекистана . Организация основана в 2001 г. на основе предшествующей организации, которая называлась Шанхайская Пятёрка , и существовала с 1996 г. Задачи организации в основном касаются вопросов безопасности.

Население СССР и бСССР

ВВП СССР и бСССР в долларах США

После распада Советского Союза бывшие советские республики выбрали капитализм в качестве новой экономической системы. Валовый внутренний продукт во всех бывших советских республиках очень быстро снизился. В 1994 г. инфляция достигла 400 % на Украине и 1258 % в Казахстане . В то же время в прибалтийских странах сохранялся сравнительно низкий уровень инфляции (в Литве он достиг всего лишь 45,1 %). Худший уровень экономической ситуации в бывших советских республиках был зафиксирован в 1995 г. В 2004 г. только прибалтийские государства, Армения , Белоруссия и Казахстан достигли уровня валового внутреннего продукта большего, чем в 1991 г. В России в 1998 г. разразился экономический кризис. Однако в 2000-х годах Россия вошла в первую десятку стран по суммарному объёму ВВП .

Войны и конфликты

За десять лет, с 91-го по 2000 год, в этих конфликтах только убитыми мы потеряли более 750 тысяч наших граждан. Ещё около трёх с половиной миллионов были ранены. 12 миллионов человек в бывших республиках Союза превратились в изгоев, беженцев, вынужденных бросить свои жилища и имущество и перебраться в места, где была хоть какая-то возможность выжить. [8]

Сепаратистские конфликты

Большинство военных конфликтов на территории бывшего СССР связаны с сепаратизмом и стремлением некоторых территорий с различным национальным и религиозным составом к отделению от государства, частью которого они официально являются.

Некоторые территории и возникшие там военные конфликты:

Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика , конфликт за независимость регионов от Украины . В конце мая 2014 года республики заявили о создании союза Новороссия , претендующего на весь юго-восток Украины .

После двух периодов кровопролитных вооружённых столкновений ( первая и вторая чеченские войны ), Чечня в данный момент вернулась под власть федерального правительства.

Республика Гагаузия была мирно реинтегрирована в состав Молдавии в 1994 году , при этом она получила автономию.

Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия получили независимость де-факто, де-юре независимость Абхазии и Южной Осетии признали Россия, Никарагуа , Венесуэла , Науру , Тувалу и некоторые непризнанные государства. На всех этих территориях присутствуют российские военные. Нагорный Карабах также является де-факто независимым и находится под контролем армянских вооружённых сил, так же как и прилегающие к нему территории Азербайджана. В 2001 г. эти непризнанные государства заключили между собой договор о создании Содружества Непризнанных Государств (СНГ-2) .

Гражданские войны

Дважды в регионе происходили гражданские войны, не связанные с сепаратизмом.

Гражданская война в Грузии (1991—1993), между силами Звиада Гамсахурдиа и Эдуарда Шеварднадзе . Война закончилась после того, как российские войска поддержали правительство Шеварднадзе в обмен на вступление Грузии в СНГ.

Государственные перевороты

Государственный переворот в Грузии (1991—1992) — вооружённый мятеж отрядов Мхедриони и Национальной гвардии , завершившийся изгнанием Президента Гамсахурдиа за пределы страны.

Государственный переворот в Азербайджане (1993) — вооружённый мятеж под командованием Сурета Гусейнова , завершившийся отставкой Президента Эльчибея.

Провалившийся государственный переворот в Армении (1999) — террористы, осуществившие захват заложников, утверждали, что осуществляют государственный переворот.

Цветные революции

В трёх республиках бывшего СССР после выборов произошли так называемые цветные революции , которые привели к власти оппозицию:

В других республиках бывшего СССР произошли массовые акции, которые часто квалифицировались как попытки цветных революций:

20132014 Евромайдан — конфликт между Правительством Украины и сторонниками интеграции в ЕС .

Политические кризисы

Конституционный кризис в России (1992—1993) — конфликт между двумя политическими силами: с одной стороны — Президент России Б. Н. Ельцин , Совет Министров — Правительство Российской Федерации во главе с председателем Виктором Черномырдиным , мэр Москвы Юрий Лужков и ряд региональных руководителей, часть народных депутатов — сторонники Ельцина; с другой стороны — руководство Верховного Совета и большая часть народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым , а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители законодательной власти. Причиной конфликта стали различия в представлениях сторон конфликта о реформировании конституционного устройства, о новой Конституции, а также о путях социально-экономического развития России. Результатом кризиса стал государственный переворот , в результате которого Съезд народных депутатов и Верховный Совет были распущены, а Советов народных депутатов ликвидирован — Россия стала президентской республикой.

Конституционный кризис в Чечне (1992—1993) — конфликт между двумя политическими силами: с одной стороны — Президент ЧРИ и Кабинет министров ЧРИ; с другой стороны — Парламент ЧРИ, Конституционный суд ЧРИ и Грозненское городское собрание. В результате в республике вводится прямое президентское правление, комендантский час, а Парламент, Конституционный Суд и Грозненское городское собрание были распущены.

Политический кризис на Украине 2006 года — конфликт между исполнительной ( Президент , Премьер-министр , кабинет министров ) и законодательной властью ( Верховная Рада ). Результатом стало постановление Верховной Рады об отставке правительства. Правительство тем не менее так и продолжило работу, а постановление Верховной Рады об отставке правительства было отменено уже новым составом украинского парламента.

Политический кризис на Украине 2007 года — конфликт между Премьер-министром Виктором Януковичем и Президентом Виктором Ющенко . Причиной кризиса стало стремление Премьер-министра Януковича расширить свои властные полномочия и ограничить власть Президента Ющенко. Результатом стал роспуск парламента Президентом и перевыборы парламента, в результате которых Премьер-министром стала Юлия Тимошенко .

Крымский кризис . Конфликт в Крыму с пришедшим к власти в 2014 году новым правительством на Украине. Результатом кризиса стало провозглашение независимой Республики Крым и присоединение её к России.

Политический кризис в Абхазии (2014) — конфликт между Президентом и Национальным Собранием, результатом которого стал роспуск Правительства и отставка Президента.

В 1991 г. возникла угроза распада Российского государства. Республики, входящие в состав РСФСР, и автономные области заявляли о своем суверенитете. Татарстан, Чечня, Якутия и Башкортостан приняли решение о выходе из состава Федерации. Сепаратистские настроения были основаны на желании оформить самостоятельность и независимость и защитить свои интересы, ущемляемые Центром.

Большими усилиями и уступками отношения России с субъектами Федерации были урегулированы. Подписанием Федеративного договора 31 марта 1992 г. были определены взаимоотношения и границы между субъектами Федерации, в которую вошли 21 автономная республика, 6 краев, 49 областей, Москва и Санкт-Петербург.

Одной из проблем внутренней политики стал выбор формы государственности. Существовали варианты: президентская республика, парламентская республика, смешанная президентско-парламентская республика.

Переходный период обусловил нарастание противоречий между двумя основными ветвями власти: законодательной (съезд народных депутатов и избираемый им Верховный Совет) и исполнительной (Президент и назначенное им правительство).

21 сентября 1993 г. Б.Н.Ельцин подписал указ о конституционной реформе, роспуске съезда народных депутатов РФ, Верховного Совета и проведении выборов в новые органы государственной власти. Его указ фактически вводил в стране президентское правление.

Конституционный суд и руководство Верховного Совета признали решения президента неконституционными. Часть депутатов отказалась сложить свои полномочия и была уверена в победе, надеясь на поддержку граждан. В Москве нарастала напряженность. В ночь с 21 на 22 сентября вице-президент А.В.Руцкой начал формировать правительство. Противостояние достигло пика 3 октября, когда была предпринята попытка захвата мэрии и Останкинского телецентра.

Президент ввел в столице чрезвычайное положение и выдвинул ультиматум защитникам Белого Дома. 4 октября Белый дом был обстрелян из орудий и занят спецназом. Организаторы обороны были арестованы и водворены в тюрьму Лефортово.

Впоследствии Б.Н.Ельцин устранил все органы советской власти, которые просуществовали с 1917 г. по 1993 г.

Насильственное установление советской власти закончилось ее нелегитимным устранением при молчаливом согласии граждан.

В декабре 1992 г. 7-й съезд народных депутатов принял решение вынести вопрос о Конституции на Всероссийский референдум.

Однако вопрос о форме государственной власти был решен в ходе следующего референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 г. В результате референдума был установлен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых декларировалась как самостоятельная. Главой государства становился всенародно избранный Президент, определяющим основные направления внутренней и внешней политики.

Законодательная власть - Парламент, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы, исполнительная - Правительство под руководством председателя, который руководит федеральными министерствами, судебная - Верховный суд, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.

В октябре 1993 г. начались выборы в Федеральное собрание. Многие называли его 5-й Государственной Думой. Она состояла из 550 депутатов, половина из которых избиралась по партийным спискам. 225 мест в Думе разделились следующим образом: ЛДПР - 59, Выбор России -40, КПРФ - 32, Аграрная партия - 21, Женщины России - 21, Яблоко - 20.

Принятая конституция и авторитет Федерального Собрания способствовали стабилизации обстановки в общественной жизни. Официально это было закреплено 28 апреля, когда политические и общественные организаци

В конце 90 г. российская внешняя политика потерпела ряд неудач, ослабивших позиции страны. Кризис в экономике и разложение государственной власти привели к падению международного престижа России. Это стало причинои разрастания блока НАТО, бомбардировок Югославии, агрессии США против Ирака.

В сложной обстановке, когда постоянно меняется баланс сил, у России остаются благоприятные условия для развития. На страну не оказывается внешнеполитического давления, и нет признаков подготовки внешней агрессии. У нашего государства имеются перспективы внутреннего развития, возможности интеграции в мировую экономику. Темпы развития страны будут зависеть от того, смогут ли политики и экономисты своевременно отвечать на изменения, происходящие в мире, адаптироваться и интегрироваться в него.

В течение длительного периода СССР являлся мощнейшим государством. Российская Федерация значительно уступает бывшему союзу в масштабах и уже не является супердержавой. Однако она сохранит статус второй в мире ядерной державы, ее экономика набирает силу, общество страны имеет высокий интеллектуальный потенциал.

Россия - крупнейшее в мире государство по природным ресурсам и территории, уникальность ее географического положения в том, что она занимает стратегически выгодное положение, являясь мостом между Европой и Азией.

Традиционные связи, существенное влияние России в ряде стран и регионов послужат успеху становления экономики и политического влияния нашего государства.

События 11 сентября 2002 г. отчетливо показали способность нашего руководства к быстрому маневру и переориентации внешней политики и подтолкнули Россию и США к партнерству и сотрудничеству на полях совпадающих интересов. Это привело к доверительности в отношениях. Однако это не означает, что Россия поведет политику полностью идентичную действиям США. У нашего государства есть традиционные приоритеты, экономические интересы и давние отношения с рядом стран.

В 2000 г. принята новая концепция внешней политики РФ, где приоритетом внешнеполитического курса объявлена защита интересов личности, общества и государства. Для обеспечения этой программы были определены основные цели:

  • обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности, завоевание авторитета в мировом обществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам России как великой державы и одного из влиятельных центров современного мира;
  • воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильности, справедливого и демократичного миропорядка на принципах равноправных отношениях между государствами;
  • создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека.

Последовательность внешней политики создает благоприятные условия для повышения международного престижа России и дальнейшего социально-экономического и культурного развития страны.

Российская внешняя политика способна сделать немало полезного для дела мира, и в этом стремлении нет места имперским амбициям.

Несмотря на нынешние серьезные экономические и социальные трудности, Россия, несомненно, сохранится в качестве одного из центров многополярного мира.

Читайте также: