Подготовить сообщение ямная катакомбная срубная культура луганщины

Обновлено: 04.07.2024

Ямная, катакомбная, срубная культура Луганщины Бронзовый век – время, связанное с цветными металлами и сплавами из них.

Слайд 2

Курганы являются основным источником изучения истории степных племен. Ориентировочное число курганов Луганской области – 7 – 8 тысяч. Они представляют собой могильники, состоящие из 2-20 курганов, нередки и одиночные насыпи. Приблизительное число уже раскопанных курганов на Луганщине составляет 300-320 единиц. Древнейший характер этих курганов впервые установил в 1900 г. археолог В. А. Городцов. Он установил последовательную смену трех археологических культур в бронзовом веке: Ранняя бронза – ямная (древнеямная) культура (3,2 – 2,7 тыс.лет до н.э.). Средняя бронза – катакомбная культурно-историческая общность (2,7 – 2 тыс.лет до н.э.). Поздняя бронза – срубное время (2 тыс.лет до н.э). Свое название культуры получили по характерным для каждой из них конструкциям могил (грунтовая яма, катакомба-яма с боковой нишей и грунтовая яма с деревянным срубом).

Ямная, катакомбная, срубная культура Луганщины Бронзовый век – время, связанное

Слайд 3

Характерной чертой ямной культуры является захоронение умерших в ямах под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой.

Слайд 4

Поселки у ямников были небольшие (1000 1500 кв.м), люди вели подвижный скотоводческий уклад жизни. Позже поселки укрепляли на случай обороны каменными стенами. Инвентарь: горшки яйцевидной формы, медный нож, спиральные и серебрянные подвески, плоскодонный сосуд, жаровня с углями, деревянная ложка, деревянный столовый разнос.

Слайд 5

Ямная, катакомбная, срубная культура Луганщины Бронзовый век – время, связанное

Слайд 6

Погребения ямной культуры Село Астахово Свердловского района Села Гончаровка, Пионерское, Бобриково, Платоновка, Дариновка. У г.Ровеньки, Провалье, Горск, пос. Новотошковка. Кременской район на берегу озера Долгое. У г.Старобельск,на берегу р.Айдар, на стоянке у с. Подгоровка.

Слайд 7

Ямная, катакомбная, срубная культура Луганщины Бронзовый век – время, связанное

Слайд 8

Исследование этих поселений показало, что население катакомбной культуры вело оседлый образ жизни.

Ямная, катакомбная, срубная культура Луганщины Бронзовый век – время, связанное

Слайд 9

Характерной особенностью инвентаря катакомбной культуры являются предметы из бронзы: листовидные ножи, бронзовые тёсла, шилья и бронзовые украшения. Особенно выделяются по количеству и изяществу изготовления каменные шлифованные топоры с просверленными проушинами для рукоятки.

Слайд 10

У входа или внутри камеры ставили жаровни и курильницы. С помощью дыма из курильниц язычники изгоняли зло и нечисть из душ умерших и погребальных комнат-камер. Наиболее развитой считают донецкую катакомбную культуру (территория рек Северский Донец и Бахмут): памятники бахмутского типа памятники ингульского типа памятники манычского типа Первые научные исследования курганных погребений на Луганщине были проведены в 1892 г. Н.Е.Брандербургом: могилы на р.Комышеваха и Золотой рудник в Попаснянском районе. Здесь был могильник из 11 насыпей-курганов. С 1919 по 1929 гг. в Луганске и его окрестностях Локтюшев раскопал около 18 захоронений бронзового века.

Ямная, катакомбная, срубная культура Луганщины Бронзовый век – время, связанное

Слайд 11

Ямная, катакомбная, срубная культура Луганщины Бронзовый век – время, связанное

Слайд 12

Ямная, катакомбная, срубная культура Луганщины Бронзовый век – время, связанное

Слайд 13

Срубная культура. Название культуры условное, оно связано с особенностями конструкции могил. Могильные ямы, расположенные под насыпью курганов, укреплялись деревянным срубом, а сверху были покрыты бревнами. Обряд предусматривал захоронение умершего в ямах или деревянных срубах в согнутом положении, на левом боку, кисти рук перед лицом. Известны также случаи кремации. Жилища — наземные, землянки и полуземлянки каркасно-столбовой конструкции с двускатной или шатровидной крышей. Стены сложены из дёрна, брёвен, редко — камня. В больших постройках жилая часть чаще всего обособлена от подсобно-хозяйственной. Внутри жилищ располагались один или несколько очагов, ямы, иногда колодец

Ямная, катакомбная, срубная культура Луганщины Бронзовый век – время, связанное

Слайд 14

Ямная, катакомбная, срубная культура Луганщины Бронзовый век – время, связанное

Слайд 15

Принципиальным отличием этой культуры является значительное развитие земледелия и скотоводства, которые почти совсем вытеснили охоту, а также небывалое ранее развитие бронзолитейного производства и строительной деятельности. Особенно интересны жилища людей срубной культуры. Поселки располагались на берегах малых и средних рек. Среди вещей преобладает глиняная посуда, несколько реже встречаются бронзовые и каменные изделия. Плоскодонные глиняные сосуды были двух форм: острореберные, т. е. горшки с горизонтальным ребром по выпуклой середине, и сосуды баночной формы. Горшки украшали оттисками шнура, палочки или гребенки, с помощью которых на сырые стенки наносились различные геометрические фигуры — ромбы, треугольники, перекрещивающиеся линии. Население племен срубной культуры было языческим. Признаком этой религии являются святилища.

Ямная, катакомбная, срубная культура Луганщины Бронзовый век – время, связанное

Слайд 16

Ямная, катакомбная, срубная культура Луганщины Бронзовый век – время, связанное

Слайд 17

Земледельческое орудие труда: массивные, немного изогнутые серпы, прямые косари (массивные, тяжелые, с немного кривым лезвием ножи) с отверстием на ручке, служившие для рубки кустарника, и кельты разных типов. Разнообразнее стало бронзовое вооружение: выделяются большие втульчатые двухлопастные наконечники стрел и кинжалы с овальным, похожим на лист, лезвием.

Ямная, катакомбная, срубная культура Луганщины Бронзовый век – время, связанное

Последний слайд презентации: Ямная, катакомбная, срубная культура Луганщины Бронзовый век – время, связанное

Места поселений и захоронений с. Орехово-Донецкое, с.Лиман, пос. Старая Кондрашевская г.Кременная, с.Погорелово, г.Кировск, с.Трехизбенка, с.Астахово 3. г.Александровск, г.Червонопартизанск, с.Привалье, с.Благовка 4. с.Пришиб, с.Бахмутовка, с.Николаевка, с. Петровка на р.Айдар и на р.Евсуг с.Шульгинка на р.Айдар, с.Капитаново на р.Ольховая с.Проказино возле г.Старобельск на р.Айдар

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация дает возможность более полно и наглядно продемонстрировать учащимся 10 класса особенности ямной, катакомбной и срубной культур Луганщины.

Бронзовый век – время, связанное с цветными металлами и сплавами из них.

Бронзовый век – время, связанное с цветными металлами и сплавами из них.

Курганы являются основным источником изучения истории степных племен. Ориентировочное число курганов Луганской области – 7 – 8 тысяч. Они представляют собой могильники, состоящие из 2-20 курганов, нередки и одиночные насыпи. Приблизительное число уже раскопанных курганов на Луганщине составляет 300-320 единиц. Древнейший характер этих курганов впервые установил в 1900 г. археолог В. А. Городцов. Он установил последовательную смену трех археологических культур в бронзовом веке: Ранняя бронза – ямная (древнеямная) культура (3,2 – 2,7 тыс.лет до н.э.). Средняя бронза – катакомбная культурно-историческая общность (2,7 – 2 тыс.лет до н.э.). Поздняя бронза – срубное время (2 тыс.лет до н.э). Свое название культуры получили по характерным для каждой из них конструкциям могил (грунтовая яма, катакомба-яма с боковой нишей и грунтовая яма с деревянным срубом).

Курганы являются основным источником изучения истории степных племен. Ориентировочное число курганов Луганской области – 7 – 8 тысяч. Они представляют собой могильники, состоящие из 2-20 курганов, нередки и одиночные насыпи.

Приблизительное число уже раскопанных курганов на Луганщине составляет 300-320 единиц.

Древнейший характер этих курганов впервые установил в 1900 г. археолог В. А. Городцов. Он установил последовательную смену трех археологических культур в бронзовом веке:

Ранняя бронза – ямная (древнеямная) культура (3,2 – 2,7 тыс.лет до н.э.).

Средняя бронза – катакомбная культурно-историческая общность (2,7 – 2 тыс.лет до н.э.).

Поздняя бронза – срубное время (2 тыс.лет до н.э).

Свое название культуры получили по характерным для каждой из них конструкциям могил (грунтовая яма, катакомба-яма с боковой нишей и грунтовая яма с деревянным срубом).

Характерной чертой ямной культуры является захоронение умерших в ямах под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой.

Характерной чертой ямной культуры является захоронение умерших в ямах под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой.

Поселки у ямников были небольшие (1000 1500 кв.м), люди вели подвижный скотоводческий уклад жизни. Позже поселки укрепляли на случай обороны каменными стенами. Инвентарь: горшки яйцевидной формы, медный нож, спиральные и серебрянные подвески, плоскодонный сосуд, жаровня с углями, деревянная ложка, деревянный столовый разнос.

Поселки у ямников были небольшие (1000 1500 кв.м), люди вели подвижный скотоводческий уклад жизни.

Позже поселки укрепляли на случай обороны каменными стенами.

Инвентарь: горшки яйцевидной формы, медный нож, спиральные и серебрянные подвески, плоскодонный сосуд, жаровня с углями, деревянная ложка, деревянный столовый разнос.


Погребения ямной культуры Село Астахово Свердловского района Села Гончаровка, Пионерское, Бобриково, Платоновка, Дариновка. У г.Ровеньки, Провалье, Горск, пос. Новотошковка. Кременской район на берегу озера Долгое. У г.Старобельск,на берегу р.Айдар, на стоянке у с. Подгоровка.

Погребения ямной культуры

  • Село Астахово Свердловского района
  • Села Гончаровка, Пионерское, Бобриково, Платоновка,

Памятники катакомбной культуры представлены

погребениями и поселениями. Среди катакомбных поселений особый интерес представляют Кибикинское поселение близ Луганска

Исследование этих поселений показало, что население катакомбной культуры вело оседлый образ жизни.

Исследование этих поселений показало, что население катакомбной культуры вело оседлый образ жизни.

Характерной особенностью инвентаря катакомбной культуры являются предметы из бронзы: листовидные ножи, бронзовые тёсла, шилья и бронзовые украшения. Особенно выделяются по количеству и изяществу изготовления каменные шлифованные топоры с просверленными проушинами для рукоятки.

Характерной особенностью инвентаря катакомбной культуры являются предметы из бронзы: листовидные ножи, бронзовые тёсла, шилья и бронзовые украшения.

Особенно выделяются по количеству и изяществу

шлифованные топоры с

У входа или внутри камеры ставили жаровни и курильницы. С помощью дыма из курильниц язычники изгоняли зло и нечисть из душ умерших и погребальных комнат-камер. Наиболее развитой считают донецкую катакомбную культуру (территория рек Северский Донец и Бахмут): памятники бахмутского типа памятники ингульского типа памятники манычского типа Первые научные исследования курганных погребений на Луганщине были проведены в 1892 г. Н.Е.Брандербургом: могилы на р.Комышеваха и Золотой рудник в Попаснянском районе. Здесь был могильник из 11 насыпей-курганов. С 1919 по 1929 гг. в Луганске и его окрестностях Локтюшев раскопал около 18 захоронений бронзового века.

У входа или внутри камеры ставили жаровни и курильницы.

С помощью дыма из курильниц язычники изгоняли зло и нечисть

из душ умерших и погребальных комнат-камер.

Наиболее развитой считают донецкую катакомбную культуру (территория рек Северский Донец и Бахмут):

  • памятники бахмутского типа
  • памятники ингульского типа
  • памятники манычского типа

Первые научные исследования курганных погребений на Луганщине были проведены в 1892 г. Н.Е.Брандербургом: могилы на р.Комышеваха и Золотой рудник в Попаснянском районе. Здесь был могильник из 11 насыпей-курганов.

С 1919 по 1929 гг. в Луганске и его окрестностях Локтюшев раскопал около 18 захоронений бронзового века.



Срубная культура . Название культуры условное, оно связано с особенностями конструкции могил. Могильные ямы, расположенные под насыпью курганов, укреплялись деревянным срубом, а сверху были покрыты бревнами. Обряд предусматривал захоронение умершего в ямах или деревянных срубах в согнутом положении, на левом боку, кисти рук перед лицом. Известны также случаи кремации. Жилища — наземные, землянки и полуземлянки каркасно-столбовой конструкции с двускатной или шатровидной крышей. Стены сложены из дёрна, брёвен, редко — камня. В больших постройках жилая часть чаще всего обособлена от подсобно-хозяйственной. Внутри жилищ располагались один или несколько очагов, ямы, иногда колодец

Срубная культура .

Название культуры условное, оно связано с особенностями конструкции могил. Могильные ямы, расположенные под насыпью курганов, укреплялись деревянным срубом, а сверху были покрыты бревнами.

Обряд предусматривал захоронение умершего в ямах или деревянных срубах в согнутом положении, на левом боку, кисти рук перед лицом. Известны также случаи кремации.

Жилища — наземные, землянки и полуземлянки каркасно-столбовой конструкции с двускатной или шатровидной крышей. Стены сложены из дёрна, брёвен, редко — камня. В больших постройках жилая часть чаще всего обособлена от подсобно-хозяйственной. Внутри жилищ располагались один или несколько очагов, ямы, иногда колодец


Принципиальным отличием этой культуры является значительное развитие земледелия и скотоводства, которые почти совсем вытеснили охоту, а также небывалое ранее развитие бронзолитейного производства и строительной деятельности. Особенно интересны жилища людей срубной культуры. Поселки располагались на берегах малых и средних рек. Среди вещей преобладает глиняная посуда, несколько реже встречаются бронзовые и каменные изделия. Плоскодонные глиняные сосуды были двух форм: острореберные, т. е. горшки с горизонтальным ребром по выпуклой середине, и сосуды баночной формы. Горшки украшали оттисками шнура, палочки или гребенки, с помощью которых на сырые стенки наносились различные геометрические фигуры — ромбы, треугольники, перекрещивающиеся линии. Население племен срубной культуры было языческим. Признаком этой религии являются святилища.

Принципиальным отличием этой культуры является значительное развитие земледелия и скотоводства, которые почти совсем вытеснили охоту, а также небывалое ранее развитие бронзолитейного производства и строительной деятельности. Особенно интересны жилища людей срубной культуры. Поселки располагались на берегах малых и средних рек.

Среди вещей преобладает глиняная посуда, несколько реже встречаются бронзовые и каменные изделия. Плоскодонные глиняные сосуды были двух форм: острореберные, т. е. горшки с горизонтальным ребром по выпуклой середине, и сосуды баночной формы. Горшки украшали оттисками шнура, палочки или гребенки, с помощью которых на сырые стенки наносились различные геометрические фигуры — ромбы, треугольники, перекрещивающиеся линии.

Население племен срубной культуры было языческим. Признаком этой религии являются святилища.


Земледельческое орудие труда: массивные, немного изогнутые серпы, прямые косари (массивные, тяжелые, с немного кривым лезвием ножи) с отверстием на ручке, служившие для рубки кустарника, и кельты разных типов. Разнообразнее стало бронзовое вооружение: выделяются большие втульчатые двухлопастные наконечники стрел и кинжалы с овальным, похожим на лист, лезвием.

Земледельческое орудие труда: массивные, немного изогнутые серпы, прямые косари (массивные, тяжелые, с немного кривым лезвием ножи) с отверстием на ручке, служившие для рубки кустарника, и кельты разных типов.

Разнообразнее стало бронзовое вооружение: выделяются большие втульчатые двухлопастные наконечники стрел и кинжалы с овальным, похожим на лист, лезвием.

Слайды и текст этой презентации

Ямная, катакомбная, срубная культура ЛуганщиныБронзовый век – время, связанное с цветными металлами и сплавами из них.

Ямная, катакомбная, срубная
культура Луганщины

Бронзовый век – время, связанное с цветными металлами и сплавами из них.

Курганы являются основным источником изучения истории степных племен. Ориентировочное число курганов Луганской области – 7 – 8 тысяч. Они представляют собой могильники, состоящие из 2-20 курганов, нередки и одиночные насыпи.
Приблизительное число уже раскопанных курганов на Луганщине составляет 300-320 единиц.
Древнейший характер этих курганов впервые установил в 1900 г. археолог В. А. Городцов. Он установил последовательную смену трех археологических культур в бронзовом веке:
Ранняя бронза – ямная (древнеямная) культура (3,2 – 2,7 тыс.лет до н.э.).
Средняя бронза – катакомбная культурно-историческая общность (2,7 – 2 тыс.лет до н.э.).
Поздняя бронза – срубное время (2 тыс.лет до н.э).
Свое название культуры получили по характерным для каждой из них конструкциям могил (грунтовая яма, катакомба-яма с боковой нишей и грунтовая яма с деревянным срубом).

Характерной чертой ямной культуры является захоронение умерших в ямах под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями.

Характерной чертой ямной культуры является захоронение умерших в ямах под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой.

Поселки у ямников были небольшие (1000 1500 кв.м), люди вели подвижный скотоводческий уклад жизни.Позже поселки укрепляли на

Поселки у ямников были небольшие (1000 1500 кв.м), люди вели подвижный скотоводческий уклад жизни.
Позже поселки укрепляли на случай обороны каменными стенами.
Инвентарь: горшки яйцевидной формы, медный нож, спиральные и серебрянные подвески, плоскодонный сосуд, жаровня с углями, деревянная ложка, деревянный столовый разнос.


Погребения ямной культурыСело Астахово Свердловского районаСела Гончаровка, Пионерское, Бобриково, Платоновка, Дариновка.У г.Ровеньки, Провалье, Горск, пос. Новотошковка.Кременской район

Погребения ямной культуры
Село Астахово Свердловского района
Села Гончаровка, Пионерское, Бобриково, Платоновка,
Дариновка.
У г.Ровеньки, Провалье, Горск, пос. Новотошковка.
Кременской район на берегу озера Долгое.
У г.Старобельск,на берегу р.Айдар, на стоянке у с. Подгоровка.

Древнеямную культуру сменила катакомбная. Свое название погребения получили потому, что умерших хоронили не просто в грунтовых ямах, а в

Памятники катакомбной культуры представлены
погребениями и поселениями. Среди катакомбных поселений особый интерес представляют Кибикинское поселение близ Луганска

Исследование этих поселений показало, что население катакомбной культуры вело оседлый образ жизни.

Исследование этих поселений показало, что население катакомбной культуры вело оседлый образ жизни.

Характерной особенностью инвентаря катакомбной культуры являются предметы из бронзы: листовидные ножи, бронзовые тёсла, шилья и бронзовые украшения.Особенно

Характерной особенностью инвентаря катакомбной культуры являются предметы из бронзы: листовидные ножи, бронзовые тёсла, шилья и бронзовые украшения.
Особенно выделяются по количеству и изяществу
изготовления каменные
шлифованные топоры с
просверленными проушинами
для рукоятки.

У входа или внутри камеры ставили жаровни и курильницы.С помощью дыма из курильниц язычники изгоняли зло и

У входа или внутри камеры ставили жаровни и курильницы.
С помощью дыма из курильниц язычники изгоняли зло и нечисть
из душ умерших и погребальных комнат-камер.

Наиболее развитой считают донецкую катакомбную культуру (территория рек Северский Донец и Бахмут):
памятники бахмутского типа
памятники ингульского типа
памятники манычского типа

Первые научные исследования курганных погребений на Луганщине были проведены в 1892 г. Н.Е.Брандербургом: могилы на р.Комышеваха и Золотой рудник в Попаснянском районе. Здесь был могильник из 11 насыпей-курганов.
С 1919 по 1929 гг. в Луганске и его окрестностях Локтюшев раскопал около 18 захоронений бронзового века.



Срубная культура.Название культуры условное, оно связано с особенностями конструкции могил. Могильные ямы, расположенные под насыпью курганов, укреплялись

Срубная культура.
Название культуры условное, оно связано с особенностями конструкции могил. Могильные ямы, расположенные под насыпью курганов, укреплялись деревянным срубом, а сверху были покрыты бревнами.
Обряд предусматривал захоронение умершего в ямах или деревянных срубах в согнутом положении, на левом боку, кисти рук перед лицом. Известны также случаи кремации.

Жилища — наземные, землянки и полуземлянки каркасно-столбовой конструкции с двускатной или шатровидной крышей. Стены сложены из дёрна, брёвен, редко — камня. В больших постройках жилая часть чаще всего обособлена от подсобно-хозяйственной. Внутри жилищ располагались один или несколько очагов, ямы, иногда колодец


Принципиальным отличием этой культуры является значительное развитие земледелия и скотоводства, которые почти совсем вытеснили охоту, а также

Принципиальным отличием этой культуры является значительное развитие земледелия и скотоводства, которые почти совсем вытеснили охоту, а также небывалое ранее развитие бронзолитейного производства и строительной деятельности. Особенно интересны жилища людей срубной культуры. Поселки располагались на берегах малых и средних рек.
Среди вещей преобладает глиняная посуда, несколько реже встречаются бронзовые и каменные изделия. Плоскодонные глиняные сосуды были двух форм: острореберные, т. е. горшки с горизонтальным ребром по выпуклой середине, и сосуды баночной формы. Горшки украшали оттисками шнура, палочки или гребенки, с помощью которых на сырые стенки наносились различные геометрические фигуры — ромбы, треугольники, перекрещивающиеся линии.
Население племен срубной культуры было языческим. Признаком этой религии являются святилища.


Земледельческое орудие труда: массивные, немного изогнутые серпы, прямые косари (массивные, тяжелые, с немного кривым лезвием ножи) с

Земледельческое орудие труда: массивные, немного изогнутые серпы, прямые косари (массивные, тяжелые, с немного кривым лезвием ножи) с отверстием на ручке, служившие для рубки кустарника, и кельты разных типов.
Разнообразнее стало бронзовое вооружение: выделяются большие втульчатые двухлопастные наконечники стрел и кинжалы с овальным, похожим на лист, лезвием.

Места поселений и захороненийс. Орехово-Донецкое, с.Лиман, пос. Старая Кондрашевскаяг.Кременная, с.Погорелово, г.Кировск, с.Трехизбенка, с.Астахово3. г.Александровск, г.Червонопартизанск, с.Привалье, с.Благовка4.

Места поселений и захоронений
с. Орехово-Донецкое, с.Лиман, пос. Старая Кондрашевская
г.Кременная, с.Погорелово, г.Кировск, с.Трехизбенка,
с.Астахово
3. г.Александровск, г.Червонопартизанск, с.Привалье, с.Благовка
4. с.Пришиб, с.Бахмутовка, с.Николаевка, с. Петровка на р.Айдар
и на р.Евсуг
с.Шульгинка на р.Айдар, с.Капитаново на р.Ольховая
с.Проказино возле г.Старобельск на р.Айдар

1) Ямная культура — археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего бронзового века (3600—2300 до н. э.). Распространена в Восточной Европе от Урала до низовья Дуная, в основном в степях Причерноморья. Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами земледелия вблизи рек и на некоторых городищах.


Захоронения:

Характерной чертой ямной культуры являетсязахоронение умерших в ямах (поэтому и культура ямная) под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой. Захоронения в курганах были множественными, и зачастую производились в разное время. Обнаружены также захоронения животных (коровы, свиньи, овцы, козы и лошади).

ü Ямная культура берёт начало от хвалынской культуры в среднем течении Волги и от среднестоговской культуры в среднем течении Днепра, а также ее генетически связывают с культурой воронковидных кубков. На западе ямную культуру сменяет катакомбная культура. На востоке — полтавкинская и срубная культуры.

ü Ямная культура связывается с поздними прото-индоевропейцами (в рамках курганной гипотезы Марии Гимбутас (спорная дамочка с спорной гипотезой) предположительно, может являться родиной прото-индоевропейского языка, наряду с более ранней среднестоговской культурой. (! Но это все предположительно, одни исследования это подтверждают (например, США, ЕС вместе с Германией и ВКБ признают ямную культуру как наиболее вероятный кандидат, давший начало праиндоевропейскому языку), другие опровергают (на основании сравнений археологии и лингвистики в Азии и Анатолии). Так что лучше не говорите, что ямная культура прямо-таки родина прото-индоевропейского языка))

При изучении Ямной культуры выделили 3 этапа. Я их попроще расписала.

1. Сначала были остродонные/круглодонные сосуды, захоранивали головой на восток, металла не было (соответственно все было из камня и кости).

2. Потом появляются плоскодонные сосуды, яйцевидные посудины, захоранивают головой на запад, орнамент усложняется (шнуровой).

3. Под конец они уже не особо следят за ориентированием на стороны света, покрытием охрой и даже с возведением курганов (то есть тупо в яме хоронят). Как все люди изготавливают топоры и молоты.

ü И важная особенность – все это время на их территории происходили миграции, именно поэтому они оказали большое влияние на совершенно разные культуры. И именно из-за миграций отдельная полноценная культура исчезла.

2) Катакомбная культура — индоевропейская археологическая культура эпохи раннего бронзового века. Была распространена в 2000—1250 гг. до н. э. в Северном Причерноморье и Нижнем Поволжье. Выделена в начале XX века В. А. Городцовым.

Носителями Катакомбной культуры была группа родственных племен, генетически связанных с жившими в 3000-2000 гг. до н. э. на этой же территории племенами ямной культуры.


Захоронения:

Для катакомбной культуры характерны родовые поселения и курганные могильники(погребение в подкурганных катакомбах, в скорченном положении на боку, покрытие красной краской, которая символизирует огонь).

Инвентарь:

Глиняная посуда с орнаментом, нанесённом веревочными штампами (характер узоров позволяет включить катакомбную культуру в более широкое понятие культуры шнуровой керамики).Глиняная посуда катакомбников отличается от примитивной и однообразной по форме посуды древнеямной культуры. Известны плоскодонные горшки с выпуклыми боками и зауженной шейкой, поверхность которых украшена орнаментом, нанесённым оттисками кручёной верёвки, зубчиками гребёнки или просто острым предметом. Мотивы орнамента — треугольники, зигзаги, но чаще встречаются круги и спирали, отражающие космические представления древних земледельцев о солнечном божестве и таинственных растительных началах, превращающих зёрна в стебли, которые в свою очередь рождают множество таких же зёрен (к слову, найденные там зернотерки свидетельствовали об употреблении носителями мучной пищи), каменное и бронзовое оружие, костяные и бронзовые украшения.Это подтверждают также находки в донецких катакомбных погребениях каменных колотушек, которые применялись для дробления руды перед промывкой и плавкой. В инвентаре катакомбной культуры представлены предметы из бронзы: листовидные ножи, топоры с проушинами, шилья и бронзовые украшения, но большинство орудий труда ещё делали из камня и кости. В бронзовом инвентаре катакомбной культуры прослеживаются северокавказские традиции, в самих катакомбах — влияние средиземноморского мира.




Занятия:

Племена катакомбной культуры занимались скотоводством (крупный и мелких рогатый скот, свинки) и земледелием, знали металлургию меди и бронзы, вели обмен с соседними племенами, особенно с племенами Кавказа, а через них были связаны с Передней Азией, Ираном, Египтом.

Особенности:

У племен катакомбной культуры был отцовский род, возникли предпосылки для имущественной дифференциации (погребение вождей и родовых старейшин отличаются более богатым инвентарем).

ü К концу 3-й четверти 2-го тыс. до н. э. племена катакомбной культуры были вытеснены со Средней Волги племенами, которые пришли из района срубной культуры.

3) Срубная культура -археологическая культура эпохи поздней бронзы (17-12 вв. до н.э.). Распространена в степной и лесостепной зонах Восточной Европы и Средней Азии от Румынии до Туркмении и Прибалхашья.

ü Была раскопана на Северском Донце в начале XX века одновременно с ямной и катакомбной культурами. Определена как самостоятельная культура в 1905 году В. А. Городцовым. Известно не менее 500 археологических памятников.

Захоронения:

Своё название срубная культура получила благодаря тому, что преимущественное большинство впервые исследованных на Северском Донце могил имело срубы, изготовленные из деревянных колод. На других территориях распространения срубных племен срубов в захоронениях выявлено мало. Покойников хоронили в простых грунтовых ямах или клали в каменные ящики.

В срубной культуре выделяются 3 хронологических периода.

1. Первая стадия — раннесрубная (17-16 в. до н. э.).

Поселения:

Для поселений характерны каркасные наземные жилища.

Хозяйство:

Хозяйство имеетпризнаки патриархально-скотоводческого способа производства.

Занятия:

1) Ямная культура — археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего бронзового века (3600—2300 до н. э.). Распространена в Восточной Европе от Урала до низовья Дуная, в основном в степях Причерноморья. Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами земледелия вблизи рек и на некоторых городищах.


Захоронения:

Характерной чертой ямной культуры являетсязахоронение умерших в ямах (поэтому и культура ямная) под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой. Захоронения в курганах были множественными, и зачастую производились в разное время. Обнаружены также захоронения животных (коровы, свиньи, овцы, козы и лошади).

ü Ямная культура берёт начало от хвалынской культуры в среднем течении Волги и от среднестоговской культуры в среднем течении Днепра, а также ее генетически связывают с культурой воронковидных кубков. На западе ямную культуру сменяет катакомбная культура. На востоке — полтавкинская и срубная культуры.

ü Ямная культура связывается с поздними прото-индоевропейцами (в рамках курганной гипотезы Марии Гимбутас (спорная дамочка с спорной гипотезой) предположительно, может являться родиной прото-индоевропейского языка, наряду с более ранней среднестоговской культурой. (! Но это все предположительно, одни исследования это подтверждают (например, США, ЕС вместе с Германией и ВКБ признают ямную культуру как наиболее вероятный кандидат, давший начало праиндоевропейскому языку), другие опровергают (на основании сравнений археологии и лингвистики в Азии и Анатолии). Так что лучше не говорите, что ямная культура прямо-таки родина прото-индоевропейского языка))

При изучении Ямной культуры выделили 3 этапа. Я их попроще расписала.

1. Сначала были остродонные/круглодонные сосуды, захоранивали головой на восток, металла не было (соответственно все было из камня и кости).

2. Потом появляются плоскодонные сосуды, яйцевидные посудины, захоранивают головой на запад, орнамент усложняется (шнуровой).

3. Под конец они уже не особо следят за ориентированием на стороны света, покрытием охрой и даже с возведением курганов (то есть тупо в яме хоронят). Как все люди изготавливают топоры и молоты.

ü И важная особенность – все это время на их территории происходили миграции, именно поэтому они оказали большое влияние на совершенно разные культуры. И именно из-за миграций отдельная полноценная культура исчезла.

2) Катакомбная культура — индоевропейская археологическая культура эпохи раннего бронзового века. Была распространена в 2000—1250 гг. до н. э. в Северном Причерноморье и Нижнем Поволжье. Выделена в начале XX века В. А. Городцовым.

Носителями Катакомбной культуры была группа родственных племен, генетически связанных с жившими в 3000-2000 гг. до н. э. на этой же территории племенами ямной культуры.


Захоронения:

Для катакомбной культуры характерны родовые поселения и курганные могильники(погребение в подкурганных катакомбах, в скорченном положении на боку, покрытие красной краской, которая символизирует огонь).

Инвентарь:

Глиняная посуда с орнаментом, нанесённом веревочными штампами (характер узоров позволяет включить катакомбную культуру в более широкое понятие культуры шнуровой керамики).Глиняная посуда катакомбников отличается от примитивной и однообразной по форме посуды древнеямной культуры. Известны плоскодонные горшки с выпуклыми боками и зауженной шейкой, поверхность которых украшена орнаментом, нанесённым оттисками кручёной верёвки, зубчиками гребёнки или просто острым предметом. Мотивы орнамента — треугольники, зигзаги, но чаще встречаются круги и спирали, отражающие космические представления древних земледельцев о солнечном божестве и таинственных растительных началах, превращающих зёрна в стебли, которые в свою очередь рождают множество таких же зёрен (к слову, найденные там зернотерки свидетельствовали об употреблении носителями мучной пищи), каменное и бронзовое оружие, костяные и бронзовые украшения.Это подтверждают также находки в донецких катакомбных погребениях каменных колотушек, которые применялись для дробления руды перед промывкой и плавкой. В инвентаре катакомбной культуры представлены предметы из бронзы: листовидные ножи, топоры с проушинами, шилья и бронзовые украшения, но большинство орудий труда ещё делали из камня и кости. В бронзовом инвентаре катакомбной культуры прослеживаются северокавказские традиции, в самих катакомбах — влияние средиземноморского мира.

Занятия:

Племена катакомбной культуры занимались скотоводством (крупный и мелких рогатый скот, свинки) и земледелием, знали металлургию меди и бронзы, вели обмен с соседними племенами, особенно с племенами Кавказа, а через них были связаны с Передней Азией, Ираном, Египтом.

Особенности:

У племен катакомбной культуры был отцовский род, возникли предпосылки для имущественной дифференциации (погребение вождей и родовых старейшин отличаются более богатым инвентарем).

ü К концу 3-й четверти 2-го тыс. до н. э. племена катакомбной культуры были вытеснены со Средней Волги племенами, которые пришли из района срубной культуры.

3) Срубная культура -археологическая культура эпохи поздней бронзы (17-12 вв. до н.э.). Распространена в степной и лесостепной зонах Восточной Европы и Средней Азии от Румынии до Туркмении и Прибалхашья.

ü Была раскопана на Северском Донце в начале XX века одновременно с ямной и катакомбной культурами. Определена как самостоятельная культура в 1905 году В. А. Городцовым. Известно не менее 500 археологических памятников.

Захоронения:

Своё название срубная культура получила благодаря тому, что преимущественное большинство впервые исследованных на Северском Донце могил имело срубы, изготовленные из деревянных колод. На других территориях распространения срубных племен срубов в захоронениях выявлено мало. Покойников хоронили в простых грунтовых ямах или клали в каменные ящики.

В срубной культуре выделяются 3 хронологических периода.

1. Первая стадия — раннесрубная (17-16 в. до н. э.).

Поселения:

Для поселений характерны каркасные наземные жилища.

Хозяйство:

Хозяйство имеетпризнаки патриархально-скотоводческого способа производства.

КУльтурные традиции Луганщины, 10 класс, МХК

Печенеги Печене́ги (тюрк. самоназвание —

Печенеги Печене́ги (тюрк. самоназвание —

Камнерезное половецкое искусство

Камнерезное половецкое искусство

Ка́менные ба́бы Ка́менные ба́бы — антропоморфические каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда женщин

Ка́менные ба́бы Ка́менные ба́бы — антропоморфические каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда женщин

Каменные статуи Каменные статуи делятся на несколько групп:

Каменные статуи Каменные статуи делятся на несколько групп:

Каменные статуи делятся на несколько групп:

Антропоморфные стелы эпохи бронзы.

Половецкие каменные бабы.

Каменные статуи высекали в основном потомки индо-иранцев, которые жили в степях на территориях нынешней России и Украины в период раннего металла (энеолит и бронза 4-2 тыс. до н. э.). Ими созданы так называемые нижнемихайловская, кеми-обинская, ямная и катакомбная археологические культуры.

Половецкие каменные бабы

В XII веке половцы были покорены монголами

В XII веке половцы были покорены монголами

памятники половецкой культуры

В XII веке половцы были покорены монголами. Значительная часть памятников половецкой культуры погибла от рук мусульман, которые боролись с язычеством. Однако язычество так и не было полностью искоренено. В дальнейшем оно адаптировалось к православию. На протяжении последующих столетий, в некоторых славянских поселениях жила традиция отдавать почёт половецким идолам, которые наделялись силой, способной влиять на возрождение природы, плодородность земли, успех общины. Всего до наших дней дошло свыше двух тысяч каменных баб.

Типы половецких каменных статуй

Типы половецких каменных статуй

Типы половецких каменных статуй

Стеловидные статуи Старейшие типы статуй — стеловидные плоские со слабой детализацией фигур или совсем без неё, причём характерной особенностью было абсолютное преобладание последних

Стеловидные статуи Старейшие типы статуй — стеловидные плоские со слабой детализацией фигур или совсем без неё, причём характерной особенностью было абсолютное преобладание последних

Со временем на фигурах появились руки, которые держали на уровне живота чаши, и круглые выпуклости, которые изображали грудь.

Век расцвета XII век — век расцвета половецкой скульптуры и её распространения в половецкой степи

Век расцвета XII век — век расцвета половецкой скульптуры и её распространения в половецкой степи

В конце XII века происходит заметное упрощение и примитивизация статуй. Перестали декорировать спины и изображать детали причесок и нарядов, убрали детализацию костюмов и с лицевой стороны. Нередко даже лица статуй оставляли гладкими без необходимого, казалось бы, рисунка лица. Вполне вероятно, что статуи раскрашивали. Очень редко, но можно увидеть в особенно глубоких вырезах орнамента следы чёрной или красной красок. На хорошо отшлифованной поверхности можно было нарисовать сложный и красивый рисунок, дать большую выразительность.

Декоративно – прикладное искусство (керамика, костюм)

Декоративно – прикладное искусство (керамика, костюм)

Декоративно – прикладное искусство (керамика, костюм)

Народное декоративное искусство - уникальное явление национальной культуры. Оно всегда правдиво показывало мировые приоритеты жизни нации, ее духовное богатство, уровень культуры, творческие силы и способности, энергию. Изучение народного декоративного искусства закономерно входит в круг проблем национальной культуры.
Народное декоративное искусство - это богатый, справедливый гармоничный мир, который донес к нам национальные черты орнаментальной, графической, живописной, пластической композиционной культуры. В ней отражен художественный гений славян.
Народ в своем художественном творчестве отображает историческую практику познания и освоение окружающей деятельности, общественный порядок и быт. В народном творчестве проявляется сложный мир человеческих чувств и переживаний, отражается будущее.

Читайте также: