Подготовить сообщение о любом пророке

Обновлено: 19.05.2024

Моисей – пророк и вождь Израильского народа, автор первых пяти книг Библии. В настоящее время между историками и библеистами ведутся споры на тему реального существования Моисея. Поскольку в египетской культуре не сохранилось никаких доказательств усыновления и проживания израильского пророка в Египте, историки считают рассказ жизни Моисея вымышленным. С другой стороны, краткая биография этого удивительного человека заслуживает внимание каждого человека, так как она знакомит всех людей с Библией и законами Бога.

Рождение Моисея и его жизнь в Египте.

Будущий пророк появился на свет примерно в 1576 или 1574 году до нашей эры. В этот период времени израильский народ страдал от отсутствия урожая, и дабы не умереть от голода был вынужден переселится на территорию Египта. Со временем египтяне стали опасаться, что израильтяне станут сильным народом и объединившись с их врагами, нападут на Египет. Для того, чтобы избежать военных действий египетский народ начал притеснять израильтян и со временем превратили их в рабов. Наблюдая за тем, что рабство не сказывается отрицательно на израильском народе фараон Египта принял решение сократить население израильтян. В рамках нового закона все новорожденные мальчики в израильском народе должны быть убиты.

Мама Моисея Иохаведа3 месяца пыталась скрывать своего новорожденного сына. Ребёнок интенсивно рос, и она понимает, что больше не в силах скрывать мальчика. Иохаведа положила младенца в корзину из водонепроницаемых материалов, отнесла её к берегу реки Нил и пустила по течению. За всей этой ситуацией тайно следила старшая сестра Моисея – Мариам. Недалеко от этого места купалась дочь фараона со своими наложницами. Услышав плач ребёнка, она нашла корзину с младенцем. Дочь фараона тотчас же поняла, что этот ребёнок происходит из израильской семьи. Мальчик был настолько красив, что женщина решила оставить его в своей семье и растить как собственного сына. Поскольку она не могла вскормить его грудным молоком, с помощью Мариам она нашла женщину, которая стала малышу кормилицей.

Моисей рос в семье дочери фараона и воспитывался в соответствии с новым положением. Ему была дана возможность получить хорошее образование. Он смог успешно освоить всё, чему был научен. Благодаря этому Моисею было дано высокое звание командующего египетской армией, во главе которого неоднократно одерживал победы над другими народами, пытающимися напасть на Египет. Несмотря на это Моисей хорошо знал своё происхождение, чтил культуру и традиции своего народа. Поэтому он не смог поклоняться египетским богам.

Бегство Моисея из Египта.

Жил Моисей в Египте на протяжении 40 лет. Однажды ему захотелось посмотреть, как живут израильтяне под египетским руководством. Увидев воочию тяжёлый труд и страдания своего народа, ему стало очень больно. Некоторое время спустя он случайно стал свидетелем конфликта между египтянином и израильтянином, во время которого первый сильно избивал второго. Моисей не мог спокойно мириться с такой ситуацией и заступился за своего соплеменника и не сдержав своего негодования, убил египтянина.

Несмотря на то, что Моисей считал, что никто не мог видеть данный инцидент, некоторое время спустя фараон потребовал найти его и убить. Моисею пришлось покинуть Египет и бежать в пустыню Мадиам. Здесь он находит пристанище у местного священнослужителя Иофора. В благодарность за оказанную услугу Моисей помогает ему пасти овец. Со временем он вступает в брачный союз с его дочерью Сепфорой, которая подарит ему двоих прекрасных детей.

Возвращение Моисея в Египет.

Каждый день на протяжении 40 лет Моисей пас овец. Однажды он увидел необычный куст, который горит, но не сгорает. Мужчина подошёл поближе, чтобы посмотреть почему куст не сгорает до конца. В этот момент он услышал голос, доносившийся из куста. Это говорил Бог. Он сказал Моисею, что пришло время освободить его народ из египетского плена. К тому же израильтяне под египетским давлением начали поклоняться другим богам. Моисей должен был рассказать своим соплеменникам о том, что существует только один истинный Бог. Для того, чтобы народ поверил словам Моисея, Бог наделил его способностью совершать чудеса. Поскольку мужчина был весьма стеснительный и не обладал красноречивостью, Бог дал ему в помощники его брата Аарона.

Вернувшись в Египет, Моисей со своим братом предстали пред израильским народом и поведали волю Бога. Затем они отправились к фараону с просьбой отпустить израильский народ и сделать его свободным. Фараон отказался подчиниться просьбе. За такое действие он и весь египетский народ был наказан десятью казнями, каждая из которых показывала силу и могущество Бога израильского народа. После десятой казни, когда в египетских семьях были убиты все первенцы мужского пола, сопротивление фараона было сломлено. Он даровал израильтянам свободу.

Скитание израильтян по пустыне.

Покинув пределы Египта, Моисей повёл народ к горе Синай, на которой получил каменные скрижали завета с 10 заповедями. Вдохновлённые люди согласились исполнять всё, что от них требовалось.

На протяжении следующих 40 лет Моисей скитался с народом по Синайской пустыне. За это долгое время вера израильтян в Бога окрепла благодаря большому количеству чудес.

Одно из первых чудес, которые сделал Бог с помощью Моисея – проход израильского народа по дну Красного моря. Подойдя к берегу Красного моря, Моисей с народом обнаружили, что их преследует египетская армия. Тогда пророк поднял посох и воды моря расступились перед народом, и они смогли беспрепятственно пройти по сухому дну и уйти от погони. Также Бог чудодейственным способом каждый день пополнял запасы еды и воды.

Несмотря на то, что многие израильтяне часто проявляли недовольство, Моисей мог сглаживать все конфликты. Он имел много хороших качеств и подавал другим людям пример в том, как развивать эти качества.

По истечении 40-летнего странствия по пустыне, израильский народ смог подойти к границе обетованной земли. Бог поднял Моисея на гору Нево и показал ему эту прекрасную землю. После этого пророк благословил свой народ и передал правление народом Иисусу Навину. Через некоторое время Моисей умер в возрасте 120 лет.

пророки в исламе

Исламская догматика рассматривает вопрос пророчества как один из основных. В исламе проводится четкое различие между наби и расулем.

  • Наби – это пророк, который получал откровение от Всевышнего Аллаха о том, как ему следует поступать, какие совершать деяния и что приказывать правоверным. Пророков Всевышний отправляет для того, чтобы передать свои запреты и повеления правоверным.
  • Расуль – это посланник, которому Всевышний Аллах ниспосылает Откровения и поручает донести послание Всевышнего до людей, вера которых слаба, и они ослушались повелений Всевышнего Аллаха. Цель посланника Аллаха – обращаться с проповедями к неверующим и правоверным, нести им Слово Божье и призывать их поклоняться Всевышнему Аллаху.

Разница между пророком и посланником заключается в том, что пророков Всевышний Аллах не посылает к неверующим.

Пророк, наби отнесен к высшей категории людей, приближен ко Всевышнему.

В исламском мире почитаются все пророки Бога, история об исламских пророках черпается из хадисов и Священного Корана, в некоторых моментах их история схожа с другими библейскими пророками, но есть в истории исламских мусульманских пророков и серьезные, фундаментальные отличия. Если в христианстве и иудаизме пророки являются людьми склонными к грехам, то в исламе говорится о непогрешимости пророков, которые безукоризненно подчиняются велениям Всевышнего Бога и являются наилучшими из людей, святыми и чистыми от дурных помыслов. Пророки в исламе могут совершать ошибки, но не человеческие грехи, так как пророки являются светочами и учителями прямого пути, которых избрал Сам Всевышний Аллах для того, чтобы те передали послание человечеству. Поэтому на проблему пророчества, которые есть в христианстве ислам дает прямой и четкий ответ. И если в Библии есть описание грехов, которые совершил пророк, то в Коране и хадисах сообщается о неправдивости и лжи возводимой на пророков и их полной безгрешности.

Качества, которыми обладали пророки в исламе

пророки

История пророков гласит, что они обладали рядом качеств, которые присутствовали у каждого из них: во многом благодаря этим качествам они и были избраны для пророческой миссии. Среди этих качеств – благочестие, а также высокий авторитет пророков, хорошее происхождение и родословная.

Пророки обладали способностями творить чудеса, которыми наделял их Всевышний Аллах и которых не было у обычных людей, чтобы они могли предъявить остальным свидетельства своей богоизбранности и пророческой миссии, возложенной на них Аллахом. Чудеса, совершаемые пророками, называют муджизатами. Примеры таких муджизатов:

  • у Мусы посох мог превращаться в змею;
  • Иса обладал способностями воскрешать мертвых и исцелять больных;
  • Пророк Мухаммад ﷺ напоил водой целое войско, расколол луну, и самым большим чудом посланника Аллаха Мухаммада ﷺ является то, что посредством него Всевышний Аллах передал людям Священную Книгу - Коран.

Пророки ислама обладают пятью основными качествами

Для Мухаммада ﷺ, последнего пророка, было характерно еще пять качеств:

  1. посланник Аллаха ﷺ стоит выше, чем все пророки, которые были до него;
  2. посланник Аллаха ﷺ был отправлен не только к людям, но и джиннам;
  3. пророк Мухаммад ﷺ является последним из пророков;
  4. пророк Мухаммад ﷺ был отправлен к человечеству как благо для всего в мире сущего;
  5. через пророка Мухаммада ﷺ Всевышний Аллах ниспослал человечеству великий, главный закон, который будет действителен до Судного Дня.

Виды пророков в исламе

В исламе есть три разновидности пророков:

  1. наби или просто пророк;
  2. расуль или посланник;
  3. улю ль-азм или твердый духом.

Расуль или посланник всегда является пророком, то есть наби. Но пророки или наби не все являются посланниками или расуль. Пророк Мухаммад ﷺ – это расуль. Всевышний Аллах отправляет к людям посланников (расуль) с писаниями или знамениями, которые ниспосылает в назидание человечеству. К категории расуль или посланников относятся в исламе Нух, Ибрахим, Муса, Харун, Дауд, Сулейман, Аюб, Йусуф, Худ, Лут, Исмаил, Ильяс, Йунус, Исхак, Йакуб, Салих, Шуайб, Ильяс, Закария, Йахья и Иса.

Ангелы, принесшие великую весть об уничтожении Содома и Гоморры, тоже относятся к расулям. К каждому народу или умме (общине) посылается свой расуль.

Всевышний Аллах обращается к посланнику Мухаммаду ﷺ как к наби, призывая его в течение жизни вести борьбу с лицемерами и неверными. Всевышний Аллах заключает с пророками мисак или завет.

Имена 25 пророков в исламе, упоминаемых в Коране

имена пророков

В Коране упомянуто 25 имен пророков, а имена еще шестерых стали известны тому, что примеры из их жизни были отражены в хадисах пророка Мухаммада ﷺ: Юша, Хидр и Шис. Есть ряд имен, которые не были включены в список пророков, потому что вопреки распространенному мнению, они являются не пророками, а праведниками: Зу-ль-Карнайн, Узайр, Лукман.

Пророки Аллаха, упомянутые в Священном Коране:

Первый человек на Земле - первый пророк Адам. Его имя упомянуто в Коране 25 раз. С него начинается список упоминаемых в исламе библейских пророков и история пророков.

Идрис (Енох) упоминается в Коране дважды, он является наби и известен как тот, кто писал первым каламом, носил одежды, которые шил сам, а также умел считать время.

Нух (Ной) упоминается в Коране 43 раза, относится к числу "улю-ль-азм".

Худ (Евер), упоминаемый в Коране 7 раз, был отправлен к адитам.

Салих известен тем, что был послан к самудянам, его имя упоминается 9 раз в Священной Книге.

Ибрахим (Авраам), улю-ль-азм, упомянут 60 раз в Коране как отец Исхака, Якуба, пророка отправленного к ханаанеянам (упоминается в Коране 17 раз), сына Ибрахима Исмаила, пророка (упоминается в Коране 12 раз).

Якуб (Иаков), наби, который был отцом Юсуфа (упомянутый 16 раз в Коране). Пророк Юсуф также упоминается в Коране 27 раз как сын Якуба, которого отправляли к египтянам с пророческой миссией.

Лут (Лот) известен тем, что был отправлен к садумитам. Он упомянут в Коране 27 раз.

Айюб (Иов) упоминается 4 раза в Коране.

Шуайб (Иофор) упомянут 11 раз в Коране в связи с тем, что, являясь тестем пророка Мусы, был направлен к мадианитянам.

Муса или (Моисей) является улю-ль-азм и был отправлен с пророческой миссией к египтянам и израильтянам. Его имя упоминается в Коране 136 раз.

Харун (Аарон) (упоминается 20 раз в Коране) был отправлен к израильтянам и египтянам.

Аль-Яса - 2 раза упомянут в Коране.

Зуль-Кифль (Иезекииль ) - 2 раза упомянуто его имя в Коране.

Сулейман (Соломон) - был сыном пророка Давуда. Имя Сулеймана 17 раз встречается в Коране. Имя его отца Давуда (Давида) упоминается в Коране 16 раз.

Дважды упомянуты в Коране имена Ильяса (Илия) и Альяса (Елисея).

Юнус (Иона) упомянут в Коране 4 раза.

Шис (Сиф) и Хидр не упоминаются в Коране. Приводится только история Хидра, где его имя не называется. Не называет Коран также имена пророков Шамуна, Ханзала, который был послан в общину Асхаб ал-Расс, и Ишмаила.

Семь раз упоминается в Коране Закария, который являлся отцом Яхьи.

Иса ибн Марьям, отождествляемый с библейским пророком Иисусом Христом и приходящийся Яхье двоюродным братом и отправленный с пророческой миссией к израильтянам, упомянут как улю-ль-азм 25 раз в Коране. Сам же пророк Яхья (Иоанн), приходящийся Закарии сыном и отправленный с пророческой миссией к израильтянам, упомянут как наби 5 раз в Коране.

Вера в пророков и ее важность в исламе

мусульманские пророки

Вера в посланников Аллаха предполагает понимание того, что первым пророком был отправлен Адам, а последний - пророк Мухаммад ﷺ, который был отправлен не к определенному народу и не на определенный срок, как это было с другими пророками, а ко всему человечеству и с пророчеством, которое будет длиться до самого Судного Дня.

Пророк Адам, будучи творением Всевышнего, поклонялся Аллаху, но потомки его не все следовали истинной вере. Некоторые представители потомков Адама отошли от религии ислама или начали искажать ее, и Всевышний направлял человечеству последующих пророков для того, чтобы они наставили своих соплеменников на истинный путь. Очередной пророк являлся к тем народам, которые поддавались дьявольским внушениям, следовали своим корыстным целям. Всевышний снова посылал к ним пророков.

Мухаммад ﷺ – последний великий пророк в исламе, на нем цепочка пророков завершается.

Сколько же пророков в исламе? По мнению некоторых мусульманских ученых, всего было отправлено к людям 124 000 пророков, и из них 313 только были посланниками.

Доклад слушателя II курса ББК Гордеевой Нины Дмитриевны.

Пророк – человек, призванный Богом и призванный говорить от имени Бога.

В христианском богословии пророки – провозвестники воли Бога, проповедовавшие на территории древних Израиля и Иудеи, а также в Ниневии и Вавилоне среди евреев, ассирийцев и вавилонян в древний период приблизительно в последней четверти VIII в до н.э. до первой четверти IV в до н.э. Библейских пророков делят на две группы: ранние пророки (доVIII в до н.э.) и поздние пророки (VIII-IV вв до н.э.). Ранние пророки книг не писали (или их сочинения не сохранились), поэтому книги ранних пророков (Книги Иисуса Навина, Книга Судей, Книга Царств) – исторические по содержанию, о деятельности пророков там только лишь упоминается.

К числу ранних пророков относятся Самуил, Нафан, Илия, Елисей и другие. Великие пророки: Исаия, Иеремия, Даниил, Иезекииль.

Малые пророки: Иоиль, Иона, Осия Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия.

Более пятидесяти пророков и пророчиц предстают перед нами в книгах Ветхого Завета. Среди них – духовный вождь израильтян Моисей и его сестра Мариам, судьи израильские Дебора и Самуил, цари Давид и Соломон, священник Иерусалимского храма Иезекииль, придворный Исаия, простой пастух Амос.

Пророки были наставниками народа и советниками царей, политиками и трибунами, поэтами и мудрецами. Они были погружены не только в прорицание будущего и в прозрение сокрытых для простых смертных тайн божественного мироздания, но и гущу событий своей эпохи. Пророки пламенно, подчас даже гневно обращались к своим современникам – сильным мира сего и обычным людям, неустанно разоблачали их греховность, укоряли за неправедные желания и поступки, взывали к их совести.

Идолопоклонство, падение нравов, социальная несправедливость – вот характерные темы пророческих проповедей.

Неистовые и бескомпромиссные глашатаи Господа часто оставались непонятыми, вызывали гнев владык, презрение и ненависть простолюдинов. Случалось, что и цари преследовали пророков и бросали их в темницы, враждебно настроенные толпы поднимали их на смех, побивали камнями, изгоняли из городов. Но пророки, которых можно назвать первыми в мире диссидентами, несмотря на яростный накал их речей, были первыми гуманистами и защитниками прав человека, продолжали бестрепетно нести свою миссию. Единственно, что их по-настоящему устрашало — оказаться недостойными Божественного призвания.

Один из самых почитаемых библейских пророков – Илия. Пророк Илия – один из самых известных людей в истории человечества. Его почитают не только в христианстве и иудаизме, но и в поздних протестантских сектах и исламе, а следы его образа присутствуют даже в языческих религиях.

Вот наиболее интересные факты о пророке Илии.

1. Неизвестное имя пророка Илии.

2. Проповедник Единого Бога.

Современный Илии царь Израиля Ахав и его жена Иезавель были идолопоклонниками: они приносили жертвы языческому божеству Ваалу (Иезавель происходила из финикийцев, поклонявшихся ему и сама была жрицей) и склоняли к этому народ.

3. Живой на небе.

4. Илия – предтеча Христа.

5. Илия – собеседник Христа.

6. Илия в Иудаизме.

Предание о пророке Элияху как предтече Машиаха (Мессия) существовало в древнем, еще дохристианском иудаизме, сохраняется оно и сейчас. Более того: считается, что Илия не просто вернется на землю перед приходом Мессии, но и помажет его на царство. Иудейская традиция утверждает, что Эияху посещает дом каждой семьи, встречающей Песах (воспоминание об исходе из Египта) – поэтому во время ритуальной пасхальной трапезы на столе оставляют бокал для пророка.

7. Илия в исламе.

Пророка Илию в исламской традиции зовут именем Ильяс. Его жизнеописание вкратце повторяет библейскую биографию прока: учил поклоняться Единому Богу, наказал за поклонение идолу Ваалу. Некоторые толкователи Корана и исламские богословы считают, что Идрис (Енох), Хидр (пророк – учитель Моисея, также бессмертный; в Библии аналога нет) – другие имена Ильяса. Эсхатологического смысла, который вкладывается в фигуру Илии в христианстве и иудаизме, в исламе нет. Но вера в то, что он взят на небо живым, есть в исламе – считается , что он путешествует по миру вместе с Хидром. В более поздней исламской литературе и легендах Ильяс вообще становится полу-человеком, полу-ангелом.

8.Илья в фольклоре.

9. Почитание пророка Илии на православной Руси.

Почитание пророка Илии на Руси было распространено еще до Крещения князем Владимиром. Первый храм, построенный в Киеве во время правления князя Игоря, был посвящен пророку Илии. Святая равноапостольная княгиня Ольга после своего крещения построила храм, также посвященный пророку Илии, в своем родном селе Выбуты (Псковская область).

10.Чей покровитель пророк Илия?

Все основные мировые религии начинались с человека. Точнее, не с простого человека. Ведь в основе всех религиозных учений стоит пророк - реальная историческая личность, которая и являлась основоположником каждого нового культа. С течением времени все эти личности приобрели ореол таинственности, но все же с ними связано много интересных историй, о которых мало кому известно. История пророков от Адама до Мухаммада может показаться удивительно увлекательной даже людям, далеким от понимания основ религии.

Интересные истории о пророках от Адама до Мухаммада

Кто такой пророк?

В мире существует три основные религии, в каждой из которых есть один или несколько пророков. Прежде чем приступать к истории пророков от Адама до Мухаммада, стоит понять, что же такое пророк на самом деле.

Богословы выделяют два вида пророков - христианских и мусульманских. В зависимости от принадлежности к той или иной религии немного различается и само значение этого слова. В христианстве пророк - это человек, имеющий прямой контакт с божественными силами. А в исламской религии так называют тех, кто несет волю Бога всем остальным людям.

В общих чертах толкование слова идентично во всех мировых религиях, но вот количество пророков везде различное. История пророков от Адама до Мухаммада насчитывает множество чудес и странностей, которые люди принимали за божественное провидение.

Коран: книга, в которой упоминаются все пророки ислама

Все, что необходимо знать благочестивому мусульманину, содержится в главной священной книге - Коране. Здесь собрана история пророков от Адама до Мухаммада, практически все известные факты об этих людях можно отыскать на страницах Корана. В целом священная книга рассказывает о более чем ста тысячах пророков, но самыми главными считаются двадцать пять из них.

Согласно Корану, самым первым пророком являлся Адам, а последним и самым важным из всех стал Мухаммад. Исламские богословы даже подсчитали, сколько раз каждое из имен упоминается на страницах священной книги. Этот факт определяет значимость пророка и его вклад в развитие ислама.

Истории пророков от Адама до Мухаммада

Каким должен быть пророк?

Истории о всех пророках - от Адама до Мухаммада - отдельно выделяют качества, которыми должны были обладать посланники Бога. Ведь божественная сила наделяла их возможностью творить чудеса, а для этого они должны были быть абсолютно чисты душой и телом.

Самым главным качеством пророка считается правдивость. Он не должен передавать людям ложные сведения и просто обязан отличаться верностью своим убеждениям. В Коране упоминается, что все пророки были абсолютно безгрешны и умны, только такие характеристики позволяли им точно передавать волю Аллаха и убеждать людей следовать за собой.

Рассказы о пророках от Адама до Мухаммада содержат сведения и о дополнительных качествах, которыми обладал только последний пророк ислама, считающийся самым высшим из всех. Коран отмечает, что Мухаммад имеет власть не только над людьми, но и над всеми духами. Причем власть его будет распространена вплоть до последнего дня человечества.

Все ли пророки одинаковы?

Изложенная в Коране история пророков от Адама до Мухаммада подразделяет всех посланников Божьих на три категории:

  • расуль - посланник, получающий информацию от ангелов и Творца;
  • наби - человек, который передает заветы и догмы религиозного учения своему народу (получить их он может от Аллаха или расуля);
  • улю-ль-азм - пророки, которые не просто несут слово Божье, но и терпят лишения за свой народ и веру.

Каждый из них упоминается в священной книге. Интересно то, что один пророк может относить себя ко всем вышеперечисленным категориям. Это тоже отмечено в Коране.

Истории о всех пророках от Адама до Мухаммада

Интересные истории о пророках от Адама до Мухаммада

Если вы никогда не интересовались религиозными догмами ислама, то для вас будет сюрпризом тот факт, что практически все пророки, упомянутые в Коране, имеют свои аналоги в христианстве. То есть весьма вероятно, что все эти люди были реальными личностями, которые несли миру свет веры. Вот только почему их откровения послужили поводом для создания двух религиозных течений, остается непонятным до сих пор.

История пророков от Адама до Мухаммада содержит многочисленные упоминания об Адаме - первом пророке ислама. Интересно то, что в христианстве и исламе имя Адама переводится абсолютно одинаково. Столь же идентично интерпретируется история создания первого человека на Земле. Но вот различия в восприятии все же присутствуют. Если для христиан Адам - это личность мифическая, то мусульмане расскажут вам все подробности жизни пророка Адама на земле и укажут на его могилу в Иерусалиме, куда, по преданию, она была перенесена после потопа.

Не каждый знает, что пророк Адам был великаном. Его рост составлял около пятнадцати метров, но после изгнания из райского сада немного уменьшился. И все же он оставался очень высоким человеком.

Рассказы о пророках от Адама до Мухаммада

Из всех пророков, упомянутых в Коране, особое место занимает Ильяс, или Илия. Согласно священной книге, за свою праведную жизнь он был взят на небо еще живым. Мусульмане считают, что он до сих является самым главным советчиком Аллаха и путешествует по небесным землям вместе с ним.

Истории пророков от Адама до Мухаммада: самое интересное о последнем пророке ислама

О пророке Мухаммаде ходит большое количество легенд. Считается, что он постоянно творил чудеса, которые обращали в веру множество людей. Самой распространенной является легенда о расколе луны. Согласно преданию, Мухаммад расколол ночное светило на две части по просьбе толпы, которая тут же обратилась в ислам. Но не эта часть легенды вызывает удивление. Историки находят подтверждение этому факту по всему миру. Во многих письменных источниках существуют сведения о луне, которая внезапно раскололась и находилась в таком состоянии некоторое время. Удивительно, что люди, никак не связанные друг с другом, передавали одни и те же сказания из уст в уста. Выходит, что раскол луны - это вовсе не легенда?

История пророков от Адама до Мухаммада

Мусульмане знают, что Мухаммад был несколько раз женат. От своих жен он имел много детей, но вот пережить его не смог ни один ребенок. Все они скончались еще до исполнения Мухаммаду пятидесяти лет. Исключение составила лишь одна дочь, родившая пророку внука Хуссейна. Она дожила до начала проповеднической деятельности своего отца, и только после этого умерла. От Хуссейна пошел род потомков Мухаммада, которые стали влиятельной правящей династией в Марокко.

К исламу можно относиться по-разному, но не стоит исключать того, что все, о чем рассказано в священных книгах, является чистейшей правдой. Ведь только правду должны были нести людям величайшие пророки, упомянутые в Коране.

Пророки

Как любящий и заботливый Отец открывающий сыну свои мысли о жизни, свой опыт, свои желания, свою волю, но не отнима ющий у него свободы – поступай, как выберешь, — так и Господь всегда предоставляет человеку выбор:

Таким образом, пророк – есть выразитель воли Божией, несущий весть от Него и Им призванный к пророчеству.

Кого называют пророками в православии

В православной традиции пророками считаются совсем не прорицатели будущего, не предсказатели и не гадалки.

Истинный пророк – есть Божий избранник, направленный к людям Божией волей, чтобы учить и наставлять в вере и Заповедях, нелицеприятно указывать на грех и нарушение Божественного Закона, обличать всякую ложь, исправлять народную жизнь, призывать к покаянию и утешать, возвещая будущее спасение.

Первым пророком был назван в Библии Авраам (Быт.20:7). Пророком называет Авраама Сам Бог, устанавливая с ним особенные отношения избрания и взаимного общения. Далее в Библии пророки или избранники Божии называются:

Эти имена свидетельствуют о том, что пророк является представителем Бога на земле и его цель — быть голосом, пробуждающим совесть народа. Эти уста Правды имели многие избранники и в широком смысле пророками можно считать всех патриархов, начиная с Адама – и Еноха, и Ноя, и Авраама, и Исаака с Иаковом, и Моисея с Аароном, и дальше. Ведь они имели опыт богопознания и были родоначальниками – праотцами, и далее передавали своим потомкам этот опыт, становясь проводниками между людьми и Богом.

Перспективы пророчеств: прошлое, настоящее, будущее и вечность

Истинный пророк не прорицатель отдельной человеческой судьбы, ему открывается вся картина бытия и пути Божиего спасения. Он видит сразу все пространство и время, не разделяя на прошлое и будущее, в его словах и будущее и прошлое входят в настоящее.

Главная задача истинного пророка – возвестить людям путь спасения, и тем, кто живет вместе с ним, и будущим поколениям. Пророк устремлен в будущий век, все сегодняшние события он видит с точки зрения вечности. Основные составляющие ветхозаветной проповеди – мессианские ожидания и эсхатологические пророчества о судьбах мира, о конце времен и о вечном Небесном Царстве.

В Православной Церкви почитание ветхозаветных пророков как святых возникает еще в древности. В годичном богослужебном круге установлены особые дни их воспоминания. Всех ветхозаветных пророков Церковь вспоминает перед Рождеством Христовым в Неделю праотец и Неделю святых отец. Кроме того, пророки чествуются и по отдельности — Самуил, Илия, Елисей, шестнадцать пророков-авторов ветхозаветных книг.

Пророки

Фрагмент пророческого ряда иконостаса из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

В чем заключается пророческое служение

Пророческое служение заключается в осуществлении связи между Богом и человеком, в донесении людям Божественных посланий.

Эту двустороннюю связь человек не смог бы осуществить сам, без Божиего произволения, поэтому на первый план в пророческом служении выходит понятие избранничества.

Ничто – ни происхождение, ни возраст, ни пол, ни благосостояние и социальное положение, ни образование, ни умение красиво говорить, ничто не давало преимущества в исполнении пророческого служения, но только Божественное избрание.

Пророками были и знатные высокородные и самые простые, даже малообразованные люди. Из царского рода происходили, например, Исайя и Даниил, Иеремия и Иезекииль по роду были священниками, а Амос — из простых пастухов. Давид был талантливым поэтом, прекрасным музыкантом и исполнителем, его пением услаждался весь царский двор, а речь Моисея совсем была не понятна людям, потому что он был косноязычен и заикался. Но это не помешало ему стать величайшим пророком, потому что его избрал Господь, а его слова переводил людям брат Аарон.

До призвания пророк был обыкновенным человеком, Слово Господне открывалось ему однажды, и жизнь его менялась раз и навсегда. Так говорится в Библии, например, о призыве Самуила – в одно утро его пробудил голос, звавший его по имени(1Цар.3:7).

Далеко не всегда человек с радостью принимал Божественный вызов. Ведь это не простое и даже опасное для жизни дело – говорить людям правду о них. Пророк Иона, посланный в Ниневию – столицу враждебного государства, пытался сбежать от Божиего призыва. И чуть не погиб в пучине, и в китовьем чреве пробыл три дня, но все же был спасен, потому что ему надо было выполнить Божие повеление о призыве язычников к покаянию – дело, по сути, более фантастическое, чем пребывание внутри кита.

Так же колебались и порой проявляли человеческую слабину и некоторые другие пророки. Многократно призывал и увещевал Бог Моисея (Исх.3:11–4:17) и Иеремию (Иер.1:6–9), применяя для убеждения чудеса (Исх.4:2–9,17). Никто из них сам не стремился встать на путь пророческого служения. По человеческой немощи Иона убегал, Иезекииль уклонялся, Иеремия отрицался. Господь не принуждал их и не переламывал волю человека, но советовал, убеждал, а иногда и угрожал, но не помрачал рассудка, а просвещал, ожидая человеческого согласия на выполнение воли Божией.

Исполнить Божие повеление простому человеку было бы не под силу, если бы Сам Бог не укреплял его Своею силою:

Пророчество осуществляется через Божественный призыв человека на пророческое служение, через соединение воли человеческой с Божиим произволением, через укрепление человеческих сил Божественным Духом и через восприятие Божественных откровений посредством сновидений, посредством слова, посредством видений.

Сам Господь указал на три способа получения пророками откровений — в виде картин, или на слух, иногда во снах:

Здесь видно, что истинный пророк получает откровение не в трансе, не в наркотическом дурмане, а в ясном уме – уста к устам беседует с Богом.

Пророческое служение имело религиозные, нравственные и политические цели:

Через пророческую проповедь в народе поддерживалась вера в Единого Бога. Пророки не давали людям забыть о будущем приходе Мессии – Спасителя. Они заботились том, чтобы внешний обряд и осуществление религиозных действий не заменяли искренней сердечной веры человека, ограждали еврейский народ от язычества.

Пророки сами, как личности, были примерами искренней веры, любви к Богу и жизни по Его Заповедям. Они наставляли людей в Божией Правде, обличая грех, ложь и лицемерие. Пророческое служение не позволяло замутиться нравственной народной жизни, очищая ее и смягчая грубость нравов.

Пророки принимали непосредственное участие не только в религиозно-культовой, но и в общественно-политической жизни богоизбранного народа, помазывая на царство царей, определяя характер отношений с соседними государствами и племенами, и призывали всегда действовать по велению Божию. Часто они шли со своей проповедью даже к соседям-язычникам, обличая грех и неверие, и останавливая вражду к народу Божию.

Имена больших и малых пророков Ветхого Завета

Значительная часть священных книг Ветхого Завета именуется книгами пророческими, в них приоткрывается и сам ход человеческой истории, и внутренний духовный смысл этих событий. Пророческие книги в Библии это книги авторские, написанные самими пророками, каждая из них особенная и содержит личностные характеристики автора. Несмотря на особенность и непохожесть друг на друга, все пророки согласно говорят о Спасителе, о спасении, о покаянии, об исполнении воли Божией:

Среди пророков-авторов книг Ветхого Завета выделяются четверо так называемых больших пророков — это Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, и двенадцать малых — Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софоний, Аггей, Захария и Малахия.

Основные темы пророчеств

Главная тема всех пророчеств — предвозвещение Христа и начало Нового Завета. Пророки, каждый в свое время удерживали народ от греха, указывая верный путь и возвещая будущие события.

Все пророческие откровения можно разделить на:

  • обличительные;
  • утешительные;
  • предвозвещающие.

Божественное откровение пророки несли людям через:

  • слово (устное или письменное);
  • либо через действие.

Древнейший способ пророческого благовестия – живое слово и пламенная речь, быстро доходящие до сердец слушателей. Так зажигал сердца своих современников человек огненной веры – пророк Илия. Он же являл проповедь действием, побив жрецов Ваала.

Проповедь действием не менее убедительна, чем само слово. Авраам, возносящий в жертву Богу своего единственного сына, предвозвещал этим действием будущую Великую Жертву – Христа. Пророки часто совершали символические действия, иногда вели себя на грани юродства, привлекая вызывающим поведением внимание людей к своим пророчествам.

Иезекииль бреет голову и бороду, разделяет волосы на три части, одну сжигает огнем, другую рубит ножом, третью развеивает по ветру, тем показывая, что скоро будет с жителями Иеруслима – с одними, другими и третьими. Запирает свой дом и разрушает стену, делая в ней дыру, через которую вытаскивает вещи – показывая осаду и падение стен Иерусалима.

Пророки

Иконография: Иеремия, пророк Датировки: XVI в. Вторая половина XVI в. 1560-еПроисхождение: Из иконостаса собора Рождества Богоматери Антониева монастыря.Материал: дерево, темпера. Материал оклада: серебро. Размеры иконы: высота 77,8 см, ширина 61,2 см Поясное изображение пророка Иеремии со свитком в руке. НГОМЗ 2762. © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Использовали символические действия в проповеди и другие пророки, например, Иеремия возложил себе на шею ярмо и разослал такие же упряжи в другие царства, которые также как и Иерусалим, попали скоро в плен, став рабами царя Навуходоносора (Иер.27).

Письменные пророчества, вошедшие в состав Библии, исполнены в самых разных литературных формах. Это и простое повествование, и лирические отрывки, и притчи, и прямое обличение — сатира. В книгах есть и стихи (псалмы) и песни любви, и элегии (плачевные песни).

Ожидание Спасителя

Пророки

Иконография: Исайя, пророк Датировки: XVI в. Вторая половина XVI в. 1560-еПроисхождение: Из иконостаса собора Рождества Богоматери Антониева монастыря.Материал: дерево, темпера. Материал оклада: серебро. Размеры иконы: высота 77,8 см, ширина 55,6 см Поясное изображение пророка Исайи со свитком в руках. НГОМЗ 2929. © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Все пророки возвещали о Христе, но особенно Исайя, за что и прозван ветхозаветным евангелистом.

Всего в библейских текстах Ветхого Завета специалисты насчитывают более трехсот указаний на Христа, на Евангельские события, описаний Его служения и природы Мессии.

Пророчицы

К числу избранных женщин относят и Сарру – жену Авраама, праматерь богоизбранного народа, и Анну – мать пророка Самуила с ее удивительной благодарственной песней-молитвой к Богу(1Цар.2:1-10) и другую Анну-пророчицу, дочь Фануилову, от колена Асирова, упомянутую в Евангелии(Лк.2:36-38), а также Авихаиль жену Ровоама, племянницу Давида(2Пар.11:18), еще Гадассу, она же Есфирь (Эсф.2:7), есть и другие — пророчицей называл Исайя и свою жену (Ис.8:3).

Посланником Бога по Библии мог быть только выходец из еврейского народа, потому что Бог избирал себе пророков из среды своих:

Заклинатели

Истинные и ложные нави

«Выслушай об обоих пророках; и по тому, что я скажу тебе, отличишь пророка Божия от ложного пророка. По делам узнавай человека, который имеет Дух Божий. Во-первых, он спокоен, кроток и смирен, удаляется от всякого зла и суетного желания этого века, ставит себя ниже всех людей и никому не отвечает на вопросы, не говорит наедине; Дух Божий говорит не тогда, когда человек того желает, но когда угодно Богу. Поэтому когда человек, имеющий Дух Божий, придет в церковь праведных, имеющих веру, там совершается молитва к Господу; тогда ангел пророческого духа, приставленный к нему, исполняет этого человека Духом Святым, и он говорит к собранию, как угодно Богу. Так проявляется Дух Божественный и Сила его.

  • говорит о спасении и проповедует Христа;
  • отвращает от греха и со всей прямотой, не взирая на лица, обличает неправду;
  • никогда не говорит угодное человеку, но только Божию Правду;
  • не шепчет в уши, не говорит потаенно, но во всеуслышание всем открыто возвещает Истину;
  • не берет мзду.

Будем помнить, чему учит Евангелие, и не будем наивно доверять всяческим предсказаниям, а слушать, что говорит апостол Петр:

Апостол Павел подтверждает:

Апостол Иоанн добавляет:

Пророчество в христианские времена

Божие дело на земле совершалось и свершается через людей. Так и сказано, что:

Благодать Божественного призвания пребывала на многих святых, которые несли в Церкви подвиг пастырства, апостольского служения, учительства, старчества и т.д.

Русские пророки

Среди пастырей русской православной Церкви нового времени выделяются такие светильники веры, как святой праведный Иоанн Кронштадтский (+1909г.), преподобный Серафим Вырицкий (+1949г.) – святые XX века. По их святой жизни они удостоились такой близости к Богу, что Господь открывал им будущие судьбы России.

Предвидя будущую революцию, разруху и войны, попущенные Господом России за упадок веры, прав. Иоанн Кронштадтский предупреждал:

Увы, но сказанное праведным Иоанном тогда, актуально и сейчас. Видим, как расцветает грех сейчас, хотя уже давно и не называется грехом, это уже норма и обычай. А ведь святой указывал и на это. Читая слова святого, сказанные в прошлом веке, и видя, что ничего не меняется, тут уж не надо быть пророком, чтобы понять, что может быть за такое равнодушие к вере и к Богу.

Иоанн Кронштадтский говорил:

Заставляет трепетать и предсказание о нас другого провидца – прп. Серафима Вырицкого, который, обращаясь к своим чадам говорил:

Вся история показывает, что пророки во все времена говорили людям нелицеприятные вещи, но отмахиваться от их слов было всегда себе дороже.

Православная Церковь учит, что с приходом Спасителя исполнились древние обетования, совершилось обещанное через пророков, впереди завершение человеческой истории, также возвещенное в богодухновенных текстах Священного Писания, и далее — торжество Божиего Царства. Все нам возвещено, ибо тако глаголет Господь:

Читайте также: