Подготовьте небольшое сообщение о любом мифологическом сюжете изображенном на иллюстрациях на с 9

Обновлено: 05.07.2024

Мифы Древней Греции отобразились в живописи сотнями и тысячами ярких работ, нередко, откровенно эротического характера. Зритель полюбил мифологические сюжеты и всегда с интересом и увлечением рассматривает древние легенды, перенесенные живописцами на холст. Когда сторонний наблюдатель, мало знакомый с мифами Древней Греции, хочет углубиться в смысл изображения, ему пригодится краткая расшифровка. Предлагаем освежить память и, возможно, обновить информацию по трем из них — истории об Икаре и Дедале, о Леде и Лебеде, о герое Ахилле.

Мастер Дедал и сын его Икар

Мифы Древней Греции в мировой живописи запомнились историей о свободолюбивом Икаре, который взмыл к небу на искусственных крыльях и упал в море, обожженный солнцем. Многие литераторы описывали Икара как смелого мечтателя, наконец-то осуществившего мечту, пусть и заплатив за это собственной жизнью. Но в основе древнегреческого мифа лежит совсем другая мораль.

Художники, изображавшие мифы Древней Греции в живописи, ставили акцент не на Икара. Они выстраивали сюжетную линию вокруг его отца, Дедала. Он жил в Афинах, где прослыл искусным и талантливым столяром, архитектором и скульптором. Но славу пришлось делить с племянником Талосом, который не уступал, а во многих умениях даже превосходил дядю. Однажды Дедалом овладела злость и зависть, и мастер сбросил 12-летнего мальчика с крыши акрополя. Скрыть следы преступления не удалось, Дедала осудили на смерть, но он сбежал на остров Крит под покровительство Миноса. Там он построил самый знаменитый в мире лабиринт, который стал убежищем Минотавра. Но Дедалу приходилось лавировать между Миносом и его супругой Пасифаей, а потом уже и их дочерью Ариадной. Так, именно Дедал придумал, как вывести с помощью нити из лабиринта Тесея и уничтожить злобное чудовище.

Минос узнал о пособничестве Дедала и строго наказал предателя, заточив мастера с малолетним сыном в лабиринте. Икар родился уже на Крите, был очень похож на двоюродного брата Талоса и ко времени описываемых событий уже достиг 12-летнего возраста. При этом Икару не досталось от богов ни таланта к созиданию и к архитектуре, ни любви к ремесленничеству, ни увлечений.

Пасифая, помня о помощи Дедала, освободила узников из лабиринта. Но нужно было еще сбежать с самого острова, и тогда Дедал принялся мастерить крылья для себя и для сына. Они получились настоящими — размашистыми, крепкими, надежными. Нужно было привязать их к спине и взмыть в небо, что отец с сыном и сделали. Дедал просил мальчика не подниматься слишком высоко, ведь перья в крыльях были соединены воском, а слишком высокая температура могла запросто расплавить все крепления.

Беспечный Икар не послушал отца. Все выше и выше поднимался мальчик, пока лучи раскаленного Солнца не растопили восковые крепления. Икар упал в море, оставив после себя только горстку перьев на поверхности воды. Убитый горем Дедал дождался, пока морские воды прибили тело сына к берегу, похоронил его на небольшом островке, и отправился искать счастья на Сицилию. Там великий мастер прожил до седых волос, но не было у него больше светлых и радостных дней. Боги Олимпа наказали его за высокомерие и зависть, жестоко отомстили за убийство Талоса равной монетой. Именно так изображали художники этот миф — отец, отплативший жизнью любимого сына за собственные грехи.

Леда и Лебедь

Следующая история — о красоте, способной покорить даже жителей Олимпа. Великого Зевса очаровала земная красавица юная Леда, и могущественный бог спустился на Землю в облике Лебедя, окутал чарами и возлюбил девушку прямо на берегу реки. В результате Леда снесла яйцо, из которого вылупились Елена, Поллукс и Кастор. Это всего лишь одна из версий мифа, который популярным стал не из-за закрученного сюжета, сравнимого с детективом в жанре фэнтези, а из-за эротичной составляющей. Ведь все художники изображают акт совокупления прекрасной женщины и не менее красивого Лебедя. Причем практически на всех картинах это происходит в присутствии детей, играющихся возле осколков скорлупы.

Очень яркую и чувственную версию мифа предложил французский живописец Франсуа Буше (François Boucher), а вот варианты, созданные Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) и Микеланджело (Michelangelo), к сожалению, не сохранились до наших дней. Говорят, что их уничтожила набожная вдова одного из французских императоров. Утраченные картины великих мастеров мы можем увидеть только на копиях.

Мифы Древней Греции в живописи. Копия утраченной картины Микеланджело

Мифы Древней Греции в живописи. Копия утраченной картины Леонардо да Винчи

Ахилл, сын бога и смертного

В роду Ахилла были боги и смертные, да и сам он появился на свет в результате смешанного союза, от нереиды Фетиды и царя Пелея. О подвигах Ахилла сочиняли целые трактаты, причем он совершал их не только в зрелом возрасте, но и в юности. История жизни древнегреческого героя стала лакомым кусочком для живописцев, и они не стеснялись использовать ее в качестве сюжетов для своих картин. Он обучался у кентавра Хирона и это нарисовал Помпео Батони (Pompeo Girolamo Battoni). Он сражался на поле битвы за друга Патрокла и это воссоздал на холсте Дирк ван Бабюрен (Dirk van Baburen).

Картины, посвященные античной тематике, представлены в галерее онлайн-ресурса Very Important Lot. В каталоге сайта можно найти работы талантливых современных художников и скульпторов. Присмотритесь к экспонатам, среди них есть настоящие жемчужины.

В том или ином виде они встречаются у большинства народов Земли. Заимствуются ли они или каждый народ создает их сам, а сходство – результат одинаковости мышления и обстоятельств? Антропологи отмечают, что имеет место и заимствование, и независимое творение близких сюжетов.

Сотворение мира

Наиболее известное повествование о сотворении мира находится в Библии в книге Бытия. Здесь встречаем рассказ о шести днях, в которые Бог создал последовательно свет (первый день), небо и воду (второй день), сушу и растения (третий день), звезды (четвертый день), животных (пятый день), человека (шестой день). Не вполне ясно в сопоставлении с другими текстами, что появилось раньше: небо, земля или свет, но в целом эта схема напоминает эволюционную картину развития Земли.

Библейский рассказ является одной из трех модификаций основной мифологической структуры сотворения мира. Двумя другими являются создание мира не из ничего, а из хаоса и из организованного существа.

На Филиппинских островах есть легенда о сотворении богом моря, земли и растений, а затем человека. Аналогичные рассказы существуют в Индии, Африке, у американских эскимосов и на территории России у марийцев. Различный цвет кожи у разных рас объясняют цветом глины. Хорошие люди созданы из хорошей глины, плохие – из плохой.

По словам индейцев племени майду в Калифорнии, первые люди созданы существом, которое спустилось с неба по веревке, сделанной из птичьих перьев. Его тело сияло, как солнце, но лицо было закрыто и невидимо для глаз. Данный миф не может не вызвать интереса у уфологов, ищущих следы внеземных цивилизаций.

Изгнание из рая (грехопадение)

Верующие порой выступают против любых интерпретаций изложенного в Библии, а все неясные места относят к непостижимости путей Господних. Но трудно удержаться от параллелей между библейскими и мифологическими текстами. С данным рассказом сопоставляют легенды, в которых змей, заяц, собака и другие животные приносят человеку ложную весть о его смертности, желая обмануть его; или на самом деле не веря в это; или проклинают его сами, не встретив достойного приема; или по забывчивости. Иногда не бог посылает весть людям, а люди отправляют животных к богу с поручением сообщить, что они хотели бы после смерти снова вернуться к жизни. Иногда божество колеблется, давать бессмертие или нет.

В более раннем, чем Библия, шумерском сказании о Гильгамеше бог открыл герою существование растения, которое обладало волшебной способностью возвращать утерянную молодость, но змей украл его. Змей является отрицательным героем многих мистерий, соблазнителем и источником низшего познания.

Древние люди верили, что спустя три дня после смерти наступало Воскресение в соответствии с трехдневным промежутком между исчезновением старой луны и появлением новой. Многие народы связывают возможность бессмертия с фазами луны.

По легенде племени банар (в Восточном Кохинкине) первоначально людей хоронили под деревом лонг-бло, и через некоторое время покойники всегда воскресали. Поэтому земля была очень густо населена и представляла собой один сплошной город. Люди до того размножились, что ящерица не могла свободно ползти по земле без того, чтобы человек не наступал ей на хвост. И она подала совет хоронить людей под деревом, под которым они не будут оживать. Неприглядная роль змей и ящериц связана, по мнению Фрэзера, с завистью к существам, меняющим кожу.

Интерпретация Фрэзером древа познания добра и зла как первоначального древа жизни и смерти снимает многие вопросы, но при этом пропадает один важный сам по себе мотив – познания как такового. А в нем проявляется тенденция рационализации, которая вела к смене отраслей культуры, и обнаруживается в измененном виде то обстоятельство, что развитие данной тенденции не такое уж тривиальное дело. Познание – плата за смертность людей.

Братоубийство

Обычай изгнания убийцы из племени широко распространен у многих народов, поскольку существовало убеждение, что земля, на которой он находится, после такого преступления осквернена и не может родить. В древней Аттике убийца, подвергнувшийся изгнанию, в случае новых обвинений имел право вернуться для защиты, но не мог ступить ногой на землю, а должен был говорить с корабля. Ноги человекоубийцы как бы источали яд, который вредно действовал на самого преступника и от которого должна быть защищена земля. В древнегреческом мифе об Алкмеоне, убившем мать, говорится, что он своим поступком осквернил всю землю. Это переносится на народ. В книге Левит евреи предупреждаются, что оскверненная земля свергнет их с себя, как народы, бывшие до них. Земля выступает в роли божества, которого оскорбляет пролитие человеческой крови и которое поэтому следует умилостивить жертвоприношениями (у африканских племен Верхнего Сенегала).

Существовало поверье о том, что убийцу преследует дух убитого. Поэтому часть жертвенного животного следовало оставить ему. Жертвоприношения часто приносятся только если убит представитель своего клана.

Сопоставление с широко распространенными мифами позволяет разрешить то противоречие в библейском рассказе, что Бог наложил на Каина печать, чтобы обезопасить его от мести со стороны людей, но мстить Каину некому, потому что все население земли состояло из убийцы и его родителей.

Возможно, в данном рассказе присутствуют отголоски верования, что дух умершего мстит живым, что могло послужить основанием для захоронения предков и заботы о них.

Всемирный потоп

Представление о потопе не было известно древним ариям, но имелось у дравидов, которых завоевали арии. Здесь та же ситуация, что и в отношении вавилонян к шумерам. Греческая легенда о Всемирном потопе во многих чертах напоминает шумерскую, но греческие историки говорят о трех потопах. Причиной потопа называют дожди, поднятие уровня моря и даже разбитие сосудов с водой. Все было затоплено, кроме вершины одной из гор, на которой спасались люди.

Не все применяли ковчег или лодку. Иногда использовали черепаху с панцирем, покрытым мхом, и т. п. О том, что вода сошла, сообщали голуби и другие птицы, которых выпускал человек с разведывательной целью.

Рассмотрев варианты сказаний о потопе, Фрэзер делает вывод, что их различия не дают оснований усматривать в них копии библейского оригинала, тем более что имеется более древняя шумерская легенда. Многие предания о потопе обусловлены воспоминаниями о действительно происшедших природных катастрофах, что подтверждает тот факт, что они преобладают в местах земного шара, где реально могли иметь место разрушительные наводнения, – на Ближнем Востоке, в Южной Азии, в Америке, на островах Тихого океана, и их мало или почти нет в Китае, Африке, Европе. Найденные высоко в горах раковины морских организмов служили материальным подтверждением подлинности рассказов о потопе.

Вавилонская башня

Данная легенда отражает мотив богоборчества, или желание человека сравниться с богом, за которое бог покарал смешением языков. Исследователи приписывают происхождение сказания глубокому впечатлению, которое великий город произвел на простодушных кочевников-семитов, попавших сюда из уединенной и безмолвной пустыни. В Вавилоне имелось два огромных храма, которые могли дать повод для легенды о Вавилонской башне, и реальное смешение языков разных народов. На близлежащих территориях также находились храмы-башни, в том числе недостроенные, возведенные в III тысячелетии до н. э., т. е. до рождения Авраама, который мог их видеть.

Аналогичные легенды существуют в Африке и Америке. В сказании о Вавилонской башне выражено и стремление людей после изгнания из рая попасть на небо, т. е. тоска по золотому веку, и стремление узнать, что находится в небесах, которым вдохновляется нынешнее освоение космоса.

У различных народов существуют разные легенды о смешении языков, не обязательно связанные с Вавилонской башней.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ Адам — по библейскому преданию, первый человек, созданный богом из глины и впавший затем в грех. — 394.Моисей Египетский — по библейскому преданию, пророк, освободивший древних евреев от преследований египетских фараонов. —

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ Антей — согласно древнегреческой мифологии, великан, властитель Ливии, сын Посейдона (бога морей) и Геи (Земли); был непобедим, пока соприкасался со своей матерью-землей, дававшей ему новые силы. — 564.Герион — согласно

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ Аввакум — библейский пророк.Авель — по библейскому преданию, второй сын Адама, убитый из зависти своим старшим братом Каином.Авихаил — библейское имя.Аполлон — в древнегреческой мифологий бог солнца и света, покровитель

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ Адонис — в древнегреческой мифологии бог умирающей и воскресающей растительности; изображался прекрасным юношей, возлюбленным богини плодородия. — 160, 487.Анания — по библейскому преданию, продав свое имущество, утаил от

Литературные и мифологические персонажи

Баллада о часах (Сюжеты о сути и видимости вещей)

Баллада о часах (Сюжеты о сути и видимости вещей) С чего начать? Может быть, с микро-рассказа о фантасмагорическом кондитерском изделии: тюремно-монастырских пирожных? Или с трагикомических сюжетов, в которых действуют, а точнее, не действуют, часы? С истории одной

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ И БИБЛЕЙСКИЕ ИМЕНА

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ И БИБЛЕЙСКИЕ ИМЕНА Адам (библ.) — 72Аполлон (миф., греч. и римск.), бог искусств, предводитель Муз — 42Вакх (миф., греч. и римск.), эпитет Диониса, бога виноградной лозы, вина и плодородия — 55Геракл (миф., греч.; римск. — Геркулес) сын Зевса и смертной женщины

Читайте также: