Лаковая роспись по металлу сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Широкой известностью пользуются выполняемые мастерами различных промыслов России металлические подносы с яркой декоративной росписью, а также черные, сверкающие лаком и переливами цвета шкатулки из папье-маше. Два этих вида народного искусства близки по технике письма и технологии отделки. Они возникли в конце XVIII — начале XIX в.

Лаковая живопись на папье-маше развивается в четырех центрах народных промыслов России: Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй, имеющих свои художественные отличия, которые сложились исторически.

В ассортименте изделий каждого центра — шкатулки, декоративные настенные пластины-панно, обложки записных книжек, украшения. Материалом для изготовления изделий служит картон. Картон разрезают на ленты, которые смазывают клеем и навивают на деревянные или металлические каркасы, соответствующие размерам и формам будущих изделий. Высохшую заготовку снимают с каркаса, пропитывают льняным маслом и сушат. В результате такой подготовки материал приобретает новые свойства. Его можно пилить, строгать, чтобы собрать коробочку, подклеить донце, придать предмету нужную форму. В дальнейшем полуфабрикат шпаклюют, нанося несколько слоев грунта. Высушенную форму шлифуют, а затем покрывают черным лаком. Внутреннюю поверхность покрывают красной краской и закрепляют несколькими слоями бесцветного лака. Такое изделие расписывают, потом рисунок закрепляют несколькими слоями бесцветного лака. Всю поверхность изделия тщательно полируют до образования зеркальной глади. Эта отделка превращает шкатулку в изящный предмет.

Уральские расписные подносы. В начале XVIII в. уральские расписные подносы стали изготовлять в Нижнем Тагиле Свердловской области. Здесь выковывали различные подносы с просечным высоким бортом и фигурными ручками. На загрунтованный металл наносили цветной фон (иногда он имел несколько цветных полей), который расписывали ветками с цветами или букетами с помощью кисти размашистыми мазками.

На рубеже XVIII —XIX вв. на нижнетагильских подносах появилась сюжетная живопись профессиональных художников, создавшая новое направление росписи, которое приближало поднос к декоративной картине. Сюжеты на подносах представляли собой мифологические и исторические сцены, городской и сельский пейзажи. Подносы с сюжетной росписью выполняли тщательно, краски наносили тонким слоем, а затем закрепляли прозрачным прочным лаком. Его называли хрустальным, так как он почти не менял цвета живописи.

Современные мастера продолжают традиции уральских мастеров, используя декоративность цвета росписи, многоцветную разработку фона и ясную композицию в изображении растительных мотивов.

Жостовские подносы. Декоративная роспись подносов в Мытищинском районе Подмосковья стала развиваться в начале XIX в. Подносы, получившие наибольшую известность, изготовляли в с. Жостово, д. Троицкое, с. Новосельцево.

Букеты цветов, гирлянды, натюрморты, в которых главенствует букет, получили естественное развитие в жостовской росписи, так как их изображение соответствовало системе декоративного письма. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка без предварительного нанесения рисунка. Композиция букета каждый раз получается импровизированной. Мастер-живописец крупными мазками наносит главные цветовые пятна будущей композиции. По ходу работы он связывает изображения цветов и плодов ветками и листьями. Роспись выполняют по фону разного цвета. Но чаще всего букет пишут на черном фоне, из глубины которого как бы вырастает объем цветов и листьев. Делают это путем постепенной проработки формы, переходом от темного тона к более светлым. В росписи как будто оживают розы, тюльпаны, хризантемы, другие садовые и полевые цветы.

Федоскинская лаковая живопись. Федоскинская лаковая живопись — это техника многослойного письма масляными красками на шкатулках, перчаточницах, табакерках. Сюжеты летних и зимних поездок в упряжке трех коней закрепились в федоскинской живописи на долгие годы. В современных работах федоскинцев эта тематика постоянно дополняется сюжетами из литературных произведений, истории страны и современной действительности.

Федоскинская миниатюра выполняется всегда на черном фоне коробки. И даже не имея орнаментального обрамления, она хорошо приписана к фону смягченными тонами по краю миниатюры, выделением центра композиции и другими приемами. Реалистическая живопись миниатюры передает пространство, воздушную перспективу, но не отрывается от предмета, не разрушает его целостности.

Палехская лаковая живопись. Лаковая живопись возникла в 1923 г. в Ивановской области. Следуя старинной технике иконописи, палехская лаковая живопись выполняется темперными красками: цветными пигментами, разведенными клеем и яичным желтком. Иконописные традиции проявляются в удлиненных пропорциях фигур человека, условном изображении памятников архитектуры и элементов пейзажа.

Лаковая миниатюра очень органично связана с черным фоном шкатулки или пластины. Фон композиции подчеркивает звучность локального цвета одежды персонажей, кроны деревьев, синевы воды. Палехскую миниатюру обычно сопровождает тонко исполненный орнамент, окружающий живопись и деликатно подчеркивающий край корпуса или крышки шкатулки.

Холуйская лаковая живопись. Вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше возник в 1932 г. в Ивановской области также на основе иконописного промысла. Мастера с. Холуй в организации плоскости активно используют фон, но не только черного цвета. Это обогащает колорит живописи, расширяет ее декоративные возможности. Мастера используют некоторую условность изображения человеческих фигур, не приближают их пропорции к нормальным, уделяют много внимания выразительности силуэта и певучести линий.

В тематике холуйской миниатюры много сюжетов из русских сказок и былин. Заметно обращение к современным темам, среди которых символическая трактовка космических полетов, воспевание памятников зодчества. Мастера активно используют золотой орнамент.

rospis-po-metallu

Современная жизнь народных промыслов – это увлекательная история включения традиций в сегодняшний день. И в интерьерной моде такие идеи и проекты все больше находят популярность. Модные блогеры рассказывают, как бренды русской народной культуры становятся изюминкой интерьера, как они его оживляют, открывая новые грани своего совершенства. Самое время узнать побольше об этих источниках вдохновения. Тема нашей статьи – роспись по металлу. Жостовские и нижнетагильские подносы, истории их создания, особенности исполнения, узоры и мотивы, а также этапы создания и современное развитие промыслов: обо всем этом читайте здесь.

Жостовский поднос

Любителям сочетать старое и новое должны приглянуться эти кованые изделия – в них столько убедительности, стиля и узнаваемых подсознательно черт, что сразу становится ясно, этот предмет должен быть на виду.

История

Знаменитому промыслу скоро исполнится 200 лет. В 1825 году в заведении братьев Вишняковых появились лакированные металлические подносы. Предварили их появление популярные в то время предметы из папье-маше, что после лакировки выглядели нарядно и более солидно. Подносы же стали полноправно одним из флагманов национальной русской культуры – аналогов жостовскому подносу в мире нет.

rospis-po-metallu

Очень сложно промыслу было невредимым пробраться через лихолетие первой половины 20 века. В 20-30-е годы соцреализм, навязанный линией партии, едва не стал причиной гибели направления. Дело отстояли ведущие художники артели, которые понимали губительность нововведений. А занимались с ними представители элиты живописи – Петр Кончаловский, Борис Ланге, Павел Спасский.

Даже во время войны мастера не оставляли кисть: они рисовали на банках из-под тушенки, украшали даже переплавленные детские ведерки. С 60-х годов к жостовской продукции было вновь обращено широкое внимание. Вся роспись, и тогда и сейчас, только вручную. Каждый поднос является произведением конкретного автора.

Мотивы и узоры

Главным мотивом росписи стал цветочный букет. Форма цветов живая, реалистичная. Изображениям присуща декоративная обобщенность. Здесь можно угадать знакомые черты народной кистевой росписи на прялках, сундуках, туесках. По старым технологиям декоративных цветочных композиций (букет, гирлянда, венок) жостовские мастера творили свои изображения.

rospis-po-metallu

Краски на металле яркие, сочные. Традиционным стал черный фон, но и красные и синие, зеленые подносы с ажуром флористического орнамента прославили промысел. Художественная роспись по металлу балансирует: на фоне неизменных традиционных форм, цветов и композиций появляются и новые, в нежных кофейных оттенках, с одним крупным цветком как центром композиции. Возникновение этих новых ответвлений продлевает жизнь промысла, не лишая его, тем не менее, узнаваемого лица.

Особенность исполнения

Состав лака, которым покрывают подносы, до сих пор засекречен. Его база известна: это копал, особая смола, которую везут из Африки и Азии. Но большей информации у обывателя нет. Известно только, что именно лак помогает подносу долгие годы оставаться в первозданном виде.

rospis-po-metallu

Еще одна особенность жостовской лаковой росписи по металлу – объем, внесенный в само изображение. По краям мастер рисует мелкие цветы, на темном фоне они едва различимы. Но именно благодаря им главный узор выступает из таинственной цветовой глубины.

Познавательное видео о жостовских узорах.

Этапы создания

Исторически подносы изготавливались способом ручной ковки, сегодня же часть форм на фабрике производится механизировано. После ковки заготовку обезжиривают, шпатлюют и шлифуют. Поднос становится ровным.

rospis-po-metallu

Роспись имеет многослойную структуру:

  • замалевка – автор раскидывает цветовые пятна;
  • тенежка – следует после сушки, мастер наносит лессировочной краской темные участки объектов;
  • чертежка – прочерчиваются светлые контуры лепестков, листочков, бутонов;
  • привязка – на этом этапе пустоты заполняются легкой ажурной травкой, после этого работа передается мастеру-орнаменталисту.

Каждый кованый поднос имеет свой номер, а качество его подтверждается сертификатом. Продаются изделия в крафтовой упаковке.

Современное развитие

rospis-po-metallu

Жостовская фабрика активно и очень успешно вступает в коллаборации с известными дизайнерами и декораторами. Например, в 2019 году дизайнер Юлия Герасимова создала вместе с фабрикой коллекцию, основной мыслью которой стал новый русский стиль. Вдохновляли Юлию цветы из собственного сада, а знаменитые жостовские подносы стали богаче, благодаря новому художественному взгляду современных творцов. Такие подносы, к слову, замечательно смотрятся на стене.

В деревне Жостово работает музей промысла, здесь проводятся мастер-классы, можно познакомиться с художниками. Это значит, приобщиться с художественной традиции, известной всему миру, фактически может каждый. Такая открытость и активное общение представителей фабрики с потенциальным покупателем, ценителем русского искусства, однозначно идет на пользу и самому промыслу, и фабрике, и культуре страны в целом.

Нижнетагильская роспись

Жостово, конечно, не нуждается в рекламе. А вот его предшественник, известный как тагильская роспись, увы, не так обласкан вниманием.

История

Более чем два с половиной столетия назад возникла художественная традиция росписи по металлу. Она обрела мощь и сохранилась, благодаря стараниям Н. Демидова, учредившего на своих заводах школу. То есть полностью самобытной тагильскую роспись не назовешь – ученики обретали навыки и умения под грамотным руководством профессионального художника Албычева. Хотя, безусловно, изначально роспись возникла под влиянием иконописцев-старообрядцев.

rospis-po-metallu

Роспись, которая зарождалась на земле Нижнего Тагила, стала так востребована и благодаря уникальному творчеству братьев Худояровых. К слову, именно работы братьев обрели такую славу, что их творчество увлекло и жителей села Жостово – вот откуда появилась традиция, впоследствии ставшая более знаменитой, чем ее вдохновители.

Мотивы и узоры

Возможно, и не было бы этого промысла, если бы не пластичное и податливое тагильское железо, словно созданное для изготовления подносов. Сначала мода диктовала свое: на подносы художники переносили копии картин. Затем уже начали вырисовываться свои мотивы и узоры.

rospis-po-metallu

Мифология и исторические сцены – мастера не боялись таких сложных тем, делая изобразительное повествование содержательным и красочным. Рамку на подносе образовывал золотой орнамент, выведенный по трафарету. Уголки формы венчали вазоны с пышными букетами, а ритмом было выбрано активное движение, композиция всегда четкая, уравновешенная.

Художники неизменно следовали правилам сочетания цветов, которые здесь использовались активно, очень деликатно и гармонично в своем подборе. Это многоцветная живопись по металлу, с учетом мельчайших деталей и вариативностью фона.

Особенности исполнения

rospis-po-metallu

Работали тагильские мастера в технике двойного мазка. Впоследствии эту технику возьмут и жостовские художники. Но начинали тагильцы с цировки по цветному фону: такой прием был взят с орнаментации иконописных работ. Поверх золота делали красочный фон, а после того, как краска затвердеет, тонкой иголочкой мастера соскребали краску с золота.

Тагильский лак закреплял всю эту красоту – его состав был гордостью мастеров. Успех обеспечивала точная дозировка ингредиентов и наличие в составе льняного и конопляного масел. В отличие от других лаков, этот обладал особой прозрачностью и завидной прочностью.

Данное видео рассказывает о том, как создается лаковая роспись по металлу.

Этапы создания

rospis-po-metallu

Цветы в тагильской росписи пишутся за один прием, такой многослойности, которая сложилась в жостовской традиции, нет. Располагаются цветы тоже свободно, не перекрывая друг друга.

Этапы выглядят примерно так:

  • заполнение фона;
  • композиционный центр – начинают со светлых тонов, каждый элемент прописывается одним мазком;
  • продвижение вглубь изображения, оформление каждого элемента;
  • прорисовка деталей (усиков, веточек, расставление светлых точек);
  • лакировка в несколько слоев.

Начинающие учатся тагильской росписи на бумаге, потом переходят к росписи деревянных изделий (досок, например), а роспись по металлу – это уже более профессиональный уровень.

Современное развитие

rospis-po-metallu

Все желающие могут проникнуться духом старинного направления, посетив Нижнетагильский музей подносного промысла. Он расположился в доме тех самых братьев Худояровых.

К народным промыслам росписи металлических подносов обращаются художники, дизайнеры, декораторы, черпая идеи для своих коллекций и открытий. Потому так здорово и вдохновенно смотрятся культовые вещи национальной культуры в современных интерьерах.


Народное ремесло по художественной лаковой росписи металлических подносов, зародилось и существует в городе Нижнем Тагиле Свердловской области.

Начало

Качество и пластичность тагильского железа в обработке высоко ценились , уральские мастера искали различные области применения этих качеств тагильского железа.

Мастера его во многом преуспели в этом промысле, даже основав при этом свой стиль, свою технику росписи подносов и других изделий.

Развитие

В первой половине XIX столетия промысел бурно развивался, что в значительной степени связывают с деятельностью школы живописи (1806—1820 гг.), специально учреждённой владельцем тагильских заводов Н.Н.Демидовым.

В школу брали мальчиков с 12 лет на полное господское содержание. Обучение длилось 4 года, им руководил выпускник Академии Художеств, профессиональный художник В.И. Албычев . Это положительным образом повлияло на уровень изысканности росписей.

Формы подносов использовались разные, в том числе шести/восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам методом выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самые сложные и причудливые формы.

В это же время в Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий — подносов, сундуков, шкатулок — Дубасниковых, Головановых, Перезоловых, Бердниковых, Морозовых.

Все они имели полный цикл производства, начиная от отковки и заканчивая лакировкой и упаковкой подносов. Их изделия хранятся в крупнейших музеях России, в том числе в Русском музее (Санкт-Петербург) и ГИМе (Москва) .

В конце XIX века кустарное производство в России переживало кризис, не обошёл стороной он и Тагильский подносный промысел, требуя адаптироваться к ускоряющемуся темпу жизни. Пресс для изготовления форм заменил кузнеца, и в условиях жесткой конкуренции встал вопрос быстроты и дешевизны отделки подноса.

Советский период

После революции начала XX века жизнь промысла замерла, так как были утрачены почти все приёмы традиционного цветочного письма.

Большое влияние на возрождение промысла оказал Научно-исследовательский институт художественной промышленности, в частности исследователь-искусствовед В.А. Барадулин.

Однако, чтобы соединить традиции прошлого с развитием будущего, теорию и практику, не хватало лишь одного звена — мастера, владеющего старым двуцветным мазком и способного передать это мастерство. Им стала А.В. Афанасьева.

Современность

Подносной росписью занимаются в художественной школе Нижнетагильского колледжа прикладного искусства и дизайна при Нижнетагильском заводе-музее.

Однако из-за социально-экономического кризиса конца XX века и сейчас, даже при наличии талантливых, высокопрофессиональных мастериц, не приходится говорить о процветании промысла.

Прообраз Жостово

Считается, что Тагильская роспись — это предшественник Жостовской росписи. Промысел Тагильского подноса является одним из брендов русской культуры, известный далеко за пределами России.

Тагильские расписные подносы в большом количестве представлены в Нижнетагильском музее истории подносного промысла.

Рання история

Самая ранняя архивная информация о железных подносах с художественной отделкой в Нижнем Тагиле относится к 1746 году, который и считается датой основания промысла .

Школа В.И. Алабычева

В период руководства Алабычева, появилась мода на подносы-картины, где в центре изделия писалась маслом копия картины (с бумажных гравюр или оригинала), при этом она мастерски вписывалась в заданную форму и размер .

Гравюры часто были чёрно-белыми, поэтому выбор цветовых решений полностью принадлежал художнику. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в рамку, образуемую тонким трафаретным золотым орнаментом: сказочные пышные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, спелые кисти винограда, сочные ягоды,- уголки формы чётко фиксируют вазоны с пышными букетами.

Женская роспись

Когда заводы стали испытывать нехватку рабочей силы, заводовладельцы стали заменять мужчин-живописцев на женщин. И примерно с середины XIX века роспись подносов становится исключительно женской прерогативой.

Завод

А.В. Афанасьева

Именно она владела приёмами исконной Тагильской двуцветной росписи и помогла спасти Тагильский подносный промысел как самобытное художественное явление.

Помимо этого Агриппина Васильевна воспитала целый коллектив талантливых мастеров, которые освоили традиционные приёмы Тагильского письма, более того — значительно развили их в своём творчестве во всех направлениях (цветочном, сюжетном, орнаментальном).

Училище

В 1944 году, в Нижнем Тагиле открылось училище № 49, где обучали росписи подносов. Образование мастерицы продолжали в Уральском училище (ныне колледж) Декоративно-Прикладного Искусства и художественно-графическом факультете Нижнетагильского Педагогического института (ныне академия).

Музей

Музей расположился в доме, в котором когда-то жили известные художники Худояровы. Экспозиция музея включает уникальные образцы творчества мастеров тагильской лаковой росписи по металлу за 265 лет.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

У истоков нижнетагильской маховой росписи находится урало-сибирская роспись. Подобную роспись можно обнаружить в селе Верхняя Синячиха Свердловской области, где таким образом украшали дома. И если вблизи роспись кажется примитивной, то, взглянув издалека, поражаешься красивым узорам. С развитием железоделательного производства на Урале (то есть с эпохи Петра I и начала деятельности династии Демидовых) металлические орудия все шире начинают применяться и в быту простых людей.

Из истории нижнетагильской росписи периоды упадка и расцвета, фото № 1

В развитии художественного промысла принял живое участие и его сын, Николай Никитич Демидов, который открыл в Нижнем Тагиле художественную школу для детей. Эта школа действовала с 1806 по 1820 гг. При Н. А. и Н. Н. Демидовых начинает развиваться знаменитая нижнетагильская роспись подносов.

В городе работало множество мастеров художественной росписи: Головановы, Бердниковы, Перезоловы, Дубасниковы, Железковы, Наболины, Хрущевы, Ушаковы. Самой известной среди них была династия Худояровых. Четыре поколения крепостных Худояровых прославились не только росписью подносов, но и как художники. Так, Степан Федорович Худояров подарил созданный им портрет Ивана Сусанина композитору М.И. Глинке. С тех пор сходство с созданным С. Ф. Худояровым образом народного героя соблюдали многие исполнители роли Ивана Сусанина.

Из истории нижнетагильской росписи периоды упадка и расцвета, фото № 2

В XVIII — начале XIX вв. разнообразные по форме и размерам подносы собирались из отдельных частей: днища, высокого прорезанного бортика и фигурных ручек, соединенных вместе методом холодной клепки. С обратной стороны листа к подносу крепились ребра жесткости. Такая технология изготовления была очень трудоемкой, поэтому с 30-х годов XIX в. стали делать кованые фигурные подносы, выбитые из одного листа.

Кроме тагильской розы, мастера писали на подносах и копии известных картин (на заказ), а также абстрактные узоры по шаблону — так получается быстрее.

В 30-40-е годы XIX века нижнетагильский подносный промысел достиг наивысшего расцвета. Слава о живописном искусстве мастеров вышла далеко за пределы Нижнего Тагила. Достижением мастеров стали высокие эстетические результаты и техническое мастерство, когда живопись на металле становится аналогом живописи на холсте, а бытовые предметы с сюжетным изображением приобретают статус произведений декоративно-прикладного искусства. Изделия тагильских мастеров имели широкие рынки сбыта от Сибири до Архангельска и Кавказа. Впоследствии ставшей знаменитой жостовская роспись подносов берет свое начало из нижнетагильской.

Из истории нижнетагильской росписи периоды упадка и расцвета, фото № 3

Начиная с последней трети XIX в. нижнетагильская роспись переживает упадок: мастера, стремясь поспеть за увеличивающимся спросом, начинают все больше переходить к шаблонным рисункам и копиям популярных картин. Отрицательную роль сыграли также и потрясения 1914-1920 гг.

Агриппина Васильевна Афанасьеваa (1913-2004) сумела организовать коллектив молодых учеников, которым активно передавала вспомненные умения и навыки. Нижнетагильская роспись переживает очередной расцвет: теперь оригинальный двухцветный мазок не обязательно содержит белый цвет, а цветы похожи на настоящие: роза, астра, мак, колокольчик и т. д. Были введены новые элементы, например, нижнетагильский стиль рисования уральской рябины.

В Нижнем Тагиле появилось профессиональное училище, в котором готовят будущих мастеров художественной росписи. Многие специалисты цеха росписи переучиваются с московской на нижнетагильскую роспись. В настоящее время нижнетагильская роспись занимает достойное место среди других видов росписи: жостовской, хохломской, гжели, палеха, городецкой. Одиннадцать мастеров нижнетагильской росписи являются членами союза художников.

Читайте также: