Письмо сообщение языковые формулы

Обновлено: 02.07.2024

Деловые письма

Сразу отмечу, что в России нет нормативно-законодательной базы, регламентирующей деловую переписку. Есть один только ГОСТ Р 7.097.2016, в котором описаны правила оформления бланков писем, реквизитов письма. Но данный стандарт не дает рекомендации по речевым клише деловой переписки. Поэтому, по сути, деловая переписка регламентируется нормами и правилами делового этикета, вежливости и корректности.

Структура электронного письма

Разберем ,важные части структуры письма.

Тема письма

Исключение составляют темы письма, которые нельзя менять изначально (в них есть идентификационный номер заявки/контракта/сотрудника и тд.) В таком случае в конце письма делается соответствующая приписка.

Вводная часть, приветствие

Приветствие – это дань уважения к адресату. Обязательно должно содержать в себе имя адресата.

- Добрый день, Мария!

Если мы не уверены, можно ли к адресату обратиться только по имени, то возможны следующие варианты:

-Уважаемый господин Гришин! – когда неизвестно имя.

-Уважаемая Елена Викторовна! – когда неизвестен возраст/есть субординация

Основная часть письма

В основной части письма описывается причина написания письма, просьба, предложение к адресату.

В деловой переписке используются языковые формулы. Знание таких устойчивых фраз позволяет сократить время на составление текста и продемонстрировать владение деловым этикетом.

Речевые клише используются в каждом конкретном виде письма. Виды писем рассмотрим чуть позже.

Заключительная часть/ формула вежливости

Самые распространенные формулы вежливости – “с уважением”, “всего наилучшего”.

Хорошим тоном также является пожелание продуктивного рабочего дня или хорошей рабочей недели – по понедельникам.

Уместны также фразы:

Подпись

Не используйте в реквизите подписи сокращений. Адресату должно быть понятно, как к вам обратиться или кого спросить при звонке. После имени и фамилии укажите должность и наименование организации. Этим вы указываете на границы полномочий и профессиональной компетентности в решении вопросов.

Далее могут быть приведены: личный электронный адрес, контактные телефоны, адреса, другие способы связи, ссылки на сайты и т.п., например:

С уважением,
Иван Иванов,
специалист отдела кадров

В подписи можно также дать адрес организации, ссылки и кнопки на страницы вашей компании в социальных сетях. Возможно коллегам и партнерам будет интересно быть в курсе новостей вашей компании.

По-другому структуру электронного письма можно представить как:

  • причина для написания (повод, основания)
  • последовательное изложение сути вопроса
  • решения, просьбы, выводы

Тогда текст делового письма будет выглядеть следующим образом.

Уважаемая Анна, добрый день!

Напоминаю Вам, что для завершения процедуры трудоустройства нам не хватает некоторых документов.

Вам необходимо донести в отдел кадров следующие документы:

- диплом о высшем образовании

- копия свидетельства о браке

Прошу принести недостающие документы в срок до 15 сентября 2018 года.

Спасибо за понимание!

В деловой переписке используется нейтральный тон изложения. Это означает исключение из писем:

  • эмоционально-окрашенных фраз
  • слов с ярко выраженной эмоционально-экспрессивной окраской (слов с уменьшительными и ласкательными суффиксами, суффиксами преувеличения и преуменьшения, междометия и др.).

Эмоционально окрашенные слова даются в толковых словарях со специальными пометами: прост, (просторечное), высок, (высокое, торжественное), ирон. (ироническое), бран. (бранное), разг. (разговорное) и др.

Также смягчить негативный контекст письма и избежать обвинительных оттенков поможет страдательный залог.

Сделать письмо более формальным помогут отглагольные существительные.

  • оказать содействие (не: посодействовать);
  • оказать помощь (не: помочь);
  • провести учет (не: учесть);
  • оказать поддержку (не: поддержать)

В деловой переписке существует большое множество видов писем. Каждое из них характеризуется конкретными целями и речевыми клише, которые в них используются. Рассмотрим виды писем, которые актуальны для специалистов отдела кадров.

Вид письма

Цель письма

Речевые клише

Получение официальных сведений, информации, документов или инициирование определенных действий, необходимых организации-автору.

Вторично просим безотлагательно погасить…

Обращаемся к Вам с просьбой…

Нам хотелось бы…

Мы будем весьма признательны/благодарны…

Сообщить/известить о фактах/событиях

Извещаем Вас о том, что…

Доводим до Вашего сведения…

Информируем Вас о том, что…

Ставим Вас в известность, что…

Сообщаем к Вашему сведению, что.

Повторно сообщить о каком-либо факте, а также письмо, используемое в случаях, когда организация-контрагент не осуществляет действий, вытекающих из принятых договоренностей.

Имеет в себе ссылки на закон/документ/договор.

В письме от. мы сообщали Вам, что. однако до настоящего времени ответа от Вас мы не получили

При неполучении ответа в срок..

Напоминаем Вам, что по плану…

Считаем необходимым еще раз напомнить о…

Согласно договору № …. напоминаем об обязательствах…

Несмотря на неоднократные напоминания .

Вторично напоминаем Вам…

Заставить адресата выполнить взятые на себя обязательства в условиях, когда имеются серьезные нарушения ранее принятых договоренностей.

(Срочно) Требуем выполнить взятые на себя обязательства

В случае неуплаты штрафа в установленный̆ срок, к Вам будут применены соответствующие санкции.

В противном случае мы будем вынуждены.

В случае невыполнения взятых на себя обязательств …

Мы будем вынуждены принять соответствующие меры, если Ваши обязательства не будут полностью выполнены…

Довожу до Вашего сведения, что я буду вынужден обратиться в соответствующие инстанции, если не получу от Вас…

Читайте также: