Письмена славян дохристианского периода сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Древние славяне до изобретения кириллицы и глаголицы Кириллом и Мефодием наверняка пользовались письменностью, потому что иначе и быть не могло. Но до сих пор не найдено практически ни одного свидетельства древнеславянского письма, за исключением многочисленных упоминай, которые проверить невозможно.

До сих пор никто не может сказать, какая же письменность была у древних славян до принятия христианства и изобретения кириллицы и глаголицы греческими лингвистами Кириллом и Мефодием. Существует гипотеза, что у славян не было своей письменности, и хотя они все говорили на очень похожих языках, но пользовались письменностью чужих, более развитых народов.

Необходимо сказать, что в VII-X веках очень большая часть южной и восточной Руси была включена в состав Хазарского каганата. Это государство было немалым, оно простиралось от самого Закавказья на юге и до Казани и Курска на севере, а также до Киева и даже устья Днестра на западе. Своим восточным крылом каганат уходил за Волгу в Казахстан. Таким образом это было весьма обширное государство, и в него входило большинство земель не только восточных славян, но и тюрков. Официальным государственным языком на всей территории был хазарский, ныне вымерший, но оставивший после себя некоторые рукописные материалы, которые, слава Богу, фальшивками сегодня не признаются.

Так, из этих материалов прекрасно видно, что вся хазарская азбука базировалась на рунах. Следует знать, что в дохристианский период руны были весьма широко распространены в Северной Европе – Германии, Скандинавии, а также в Восточной Европе, вплоть до северных областей Византии с ее стандартным греческим алфавитом. А греческие буквы, как известно, очень похожи (по крайней мере большинство) на буквы современной кириллицы. Византия и Рим враждовали издавна по многим направлениям, в том числе и культурным. В частности, они стремились насадить в Северной и Восточной Европе свои алфавиты – греческий и латинский соответственно. Так, в Северной и части Восточной Европы победила латиница, например, польские и чешские славяне взяли за основу именно ее. Болгария и некоторые славянские балканские страны предпочли греческое письмо, впоследствии замененное на кириллицу. На Руси так же победила кириллица, и хазарские руны были забыты.

Таким образом можно сделать вывод о том, что в дохристианский период восточные славяне пользовались именно хазарскими рунами, но ведь руны – это не язык, это только средство его выражать. Странно было бы предположить, что каждый славянин владел, кроме своего родного, еще и хазарским языком. Писать-то он должен был на языке родном, это ясно, но тогда почему же практически не найдено образцов письменности древних славян?

Не может быть, чтобы они не пользовались письмом, должны были составляться всякие письменные договоры, торговые соглашения, наконец, в ритуальных обрядах письмо обязательно использовалось даже у самых отсталых азиатских племен, пусть даже и заимствованное. Но после древних славян не осталось практически ничего.

Можно предположить, что все это не пережило времени. Странное предположение. Если даже менее стойкие ко времени носители всяких записей (береста, ткани, шкуры животных и пр.) могли до нас просто не дойти, то обязательно должны были бы остаться надписи на камнях, костях, глине, да и на деревянных фрагментах, которые часто доходят до нас даже через многие тысячелетия, причем в огромных количествах.

Существует множество всяких исследований всяких ученых-историков и лингвистов, изучающих эту проблему. Но ни один из них так и не раскрыл эту тайну – какая конкретно письменность существовала на Руси до Кирилла и Мефодия? Почему не найдено практически никаких свидетельств существования хоть какого-то письма, хоть иностранного происхождения, но на славянском языке?

Распространение грамоты на Руси обычно связывают с появлением христианства. Этому мы находим подтверждение в "Сказании о буквах" черноризца Храбра X века (Болгария):
"Прежде ведь славяне не имели букв, но по чертам и резам читали, ими же гадали, погаными будучи (язычниками). Крестившись, римскими и греческими письменами пытались писать славянскую речь без устроения. И так было долгие годы. " Далее Храбр описывает благое дело Кирилла, подарившего славянам азбуку. Почему нельзя было продолжать дальше пользоваться латинским или греческим алфавитом? Храбр на это отвечает, что в этих алфавитах не доставало букв для специфического славянского языка.
Вроде бы все предельно ясно. Изначально славяне использовали примитивную систему "черт и резов" для гадания и каких-то простых записей. Потом появились Кирилл и Мефодий, которые привели в порядок несовершенную систему славянской грамоты и на Руси распространилась кириллица. Так ли это на самом деле?

Некоторые свидетельства существования дохристианской письменности у славян:

- одно из древнейших упоминаний о существовании на Руси какой-то собственной оригинальной письменности содержится в Житии создателя нашей азбуки св. Константина-Кирилла. Посланный императором Византии Михаилом с посольством к хазарскому каганату, будущий просветитель славян по пути туда в 861 году посещает крымский город Херсонес (Корсунь), где обретает мощи св.

Климента. "Обрете же здесь евангелие и псалтирь, написанные русскими письменами. "
Ну если уж сама церковь признает, что была письменность.

- Согласно "Повести временных лет" при осаде князем Владимировичем Херсонеса один из жителей осажденного города Анастасий пустил в стан Владимира стрелу с надписью: "Кладези еже суть за тобою от востока, из того вода идет по трубе". Грек-предатель подсказал русским, где идет водопровод. Дружина Владимира перекрыла воду и город сдался. Не исключено, что надпись грек сделал на своем родном языке, но в любом случае среди русских были люди грамотные, а значит могла быть и своя письменность.

- в русских летописях неоднократно упоминается о заключении славянами неких письменных договоров с византийцами. А конкретно после победы Олега, когда он прибил свой щит к воротам Царьграда, был заключен письменный договор по-гречески и по-славянски. Инициатива составления договора исходила от славян. В договоре (от 907 года) между прочим упоминается составление славянами письменных завещаний.

Фрагмент сочинения эль Недима (обведенная красным надпись - образец русского письма)

- Византийский писатель Евтихий (ум. в 939 году) сообщал, что русы имеют свою письменность, о которой, впрочем, он не был осведомлен

- Титмар, епископ Мерзебургский (976–1018), двоюродный брат германского императора Оттона I, описывал увиденное им святилище западных славян близ города Ретры: ". внутри же стояли, со своими именами на пьедестале, истуканы богов, сделанные рукою человека. "

- слова "читать", "писать", "глава", "книга" - оригинальные славянские слова. Если бы изначально письменность пришла бы к славянам извне, славяне безусловно позаимствовали бы и иностранные слова для обозначения процессов чтения и письма. Глагол "читать" - однокоренное слово с глаголами "чтить", "почитать", т.е. процесс чтения считался чем-то почти священным. Слово "глава" (раздел) упоминается в договоре Олега с Византией.

Найденные артефакты, подтверждающие существование дохристианской письменности у славян:

Одним из археологических доказательств нехристианского характера славянской письменности на ранних этапах ее развития являются находки писал. Дизайн писал сугубо языческий.

Дохристианская письменность у славян

Камни из Скальска
В 1852 году чешский археолог Вацлав Кролмус прибыл в село Кралск (болеславский край). В это же самое время сельчанин Юзеф Кабша, ремонтировал подвал, в котором хранил пиво. Ударив в одну из стен подвала, он отметил, что удар прозвучал подозрительно глухо — создавалось впечатление, что за стеной была пустота. Кабш пробил стену и оказался в достаточно большом подземном зале. Потолок зала был подперт каменным столбом. Подземелье явно было могильным склепом, поскольку в нем было обнаружено несколько урн. Увидев урны, Кабш понадеялся, что найдет в них деньги, однако его надежды не оправдались. Огорчившись, крестьянин разбил урны и выбросил на свалку. Именно в это время и прибыл Кролмус. Прослышав о разбитых Кабшем урнах, Кролмус нанес ему визит и попросил показать склеп. Осмотр склепа проходил в присутствии
нескольких местных жителей. Во время этого осмотра на столбе, подпирающем свод, и были замечены два камня с надписями. Кролмус перерисовал обе надписи и, закончив
другие свои дела, уехал. Однако он не был уверен в достаточной качественности и точности своего рисунка, поскольку во время осмотра камни были покрыты грязью и плесенью. Поэтому Кролмус в 1853 и 1854 годах попросил нескольких человек, чтобы они еще раз скопировали эти надписи. Все присланные копии, за исключением одной, весьма плохо выполненной, совпали между собой.

Дохристианская письменность у славян

Драгельчицкая урна
В 1857–1858 годах в Чехии строилась железная дорога из Кладно до Нучиц. В Драгельчинах строители наткнулись на большое языческое захоронение. Найденные погребальные урны не представляли, по мнению рабочих, никакой материальной ценности, и поэтому большинство из них было уничтожено. К счастью, в Драгельчинах нашелся человек, которого заинтересовали эти памятники прошлого — это был Ежи Дрвота. Он собрал все, что смог обнаружить. Он-то и нашел между иными темносерую урну ручной работы с пеплом внутри и с руническими знаками
снаружи. Урну приобрел для чешского музея в Праге Вацлав Кролмус, который производил археологические изыскания поблизости от тех мест

Дохристианская письменность у славян

Бодинский камень
Камень, находившийся в Бодине (Тренчинский комитат) представлял собой большой валун из зернистого серого песчаника, выступавший на два метра над поверхностью земли. По мнению местных жителей, валун лежал на этом месте с незапамятных времен. Поверхность камня не имела никаких следов обработки, за исключением упомянутых на нем знаков. Я.Лечеевский, пытаясь как-либо интерпретировать данный рисунок, выдвинул предположение, что многочисленные
кресты представляют собой обозначения числительных. Соответственно, по Лечеевскому, надпись указывала расстояния до границ земельного владения.

Дохристианская письменность у славян

Камень из Пневищ
В 1873 году при строительстве каменной церкви в местечке Романове Городецкого уезда Могилевской губернии был обнаружен странный камень. С обеих сторон на нем были выбиты знаки непонятного происхождения. Камень был привезен к месту строительства крестьянином соседней
деревни Пневищи. Согласно показаниям крестьянина, данная находка была сделана в лесу неподалеку от Пневищ. Камень был не один — как удалось выяснить, на месте находки
первоначально существовал курган из камней, на вершине которого и находилась стела с надписями. Во время заготовки стройматериалов курган был разобран до основания; никакого захоронения в основании обнаружено не было. Находка была зафиксирована тамошним помещиком
князем А.М.Дондуковым-Корсаковым. Он велел перенести камень к себе в усадьбу и хранить в сарае. Вскоре по факту находки был сделан доклад на археологическом съезде, проходившем в Смоленске. Ввиду громоздкости памятника, А.М.Дондуков-Корсаков не повез его в Смоленск, но предложил всем желающим осмотреть на месте. На приглашение откликнулся доктор Г.Ванкель из Моравии, который составил собственное описание памятника. 23 августа 1874 года в имении Дондукова-Корсакова случился пожар, и сарай, в котором хранился камень, сгорел.
Сам памятник от высокой температуры раскололся на мелкие части.

Алекановские надписи
Русский археолог В.А.Городцов, раскапывая осенью 1897 года кладбище в селе Алеканове, в Муромском округе Рязанской губернии, нашел между иными многочисленными археологическими памятниками также небольшой глиняный сосуд с загадочными знаками. Сосуд невелик по размерам:
его высота составляет всего 15 см, а ширина — до 11 см. Сосуд изготовлен из глины с большим содержанием песка, не очень хорошо обожжен. По верху шейки нанесен орнамент, состоящий из небольших насечек. Все признаки (особенно шесть характерных височных колец) указывали на то, что захоронение было славянским. В.А.Городцов датировал его X–XI веком.

Дохристианская письменность у славян

Надписи из Масковичей
Более ста руноподобных надписей и рисунков, процарапанных на костях животных и птиц, было обнаружено в 1976–1988 гг. во время раскопок у деревни Масковичи Браславского района Витебской области. Раскопки производились Л.В.Дучиц. Городище было военно-политическим, торговым и культурным центром на русско-латышско-литовском порубежье; судя по находкам, здесь присутствовали представители многих национальностей — славяне, скандинавы, балты.

Дохристианская письменность у славян

Дохристианская письменность у славян

Дохристианская письменность у славян

Знаки на бараньем ребре
Еще одна загадочная находка была сделана Д.Я.Самоквасовым. В курганном захоронении близ Чернигова он обнаружил ребро барана, на котором был странный рисунок

Дохристианская письменность у славян

Знаки на камне , опубликованные Ф.Н.Глинкой

В 1956 году в Новгороде в слое, датируемом первой четвертью XI века, было найдено коровье ребро с непонятной надписью из 35 знаков, расположенных в несколько строк

Дохристианская письменность у славян

В качестве загадочного набора руноподобных знаков можно указать берестяную грамоту , найденную в 1989 году в Старой Русе.

Дохристианская письменность у славян

Тверская монета XIV века — один из средневековых русских предметов с нечитаемыми знаками

Дохристианская письменность у славян

Дохристианская письменность у славян

Возможные варианты дохристианской письменности у славян:

Кириллица
Есть мнение, что кириллицу изобрел вовсе не Кирилл (КОнстантин), а это исконно славянское древнее письмо. Думаю, что это мнение не имеет оснований. Кириллица, как и гласит официальная версия, есть трансформированный греческий алфавит. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить русский алфавит и греческий - они похожи.

Глаголица
Советский ученый Энговатов пытался соотнести найденные археологические памятники, в которых использовалось древнее славянское письмо, с глаголицей. Эту же мысль проталкивают некоторые неоязычники.
Происхождение глаголицы довольно туманно. Есть версия, что ее изобрел св.Иероним (об этом пишет Мавро Орбини в книге "Славянское царство"). Вероятнее всего глаголица есть искусственно созданный алфавит, поскольку аналогов этих причудливых завитушек нет ни в одном известном алфавите. Они трудны для написания и вряд ли могли появиться естественно. И создание этого алфавита очевидно связано с появлением христианства. Первая буква алфавита "А" представляет собой крест. Это говорит о том, что занятие грамотой - дело богоугодное и первая буква должна напоминать о Боге (крест как символ христианства начинает распространяться с V века). Для обозначения букв "И" и "С" используется один и тот же символ, но буквы перевернуты по отношению друг к другу. Буквосочетанием "ИС" на иконах обозначается имя Иисус. Кроме того буквы "и" и "с" в глаголице напоминают рыбок - древний символ христианства.
Глаголица получила наибольшее распространение среди южных славян и до сих пор кое-где используется в богослужении.
Буквы в глаголице и кириллице одни и те же, т.е. глаголица могла появиться как альтернативный алфавит в тот же период, что и кириллица, а точнее она могла появиться в момент преследования Мефодия, когда службы на славянском языке были запрещены.

Руны
На территории России и Украины найден ряд памятников с рунами. Есть версия, что в древней Руси, как и по всей Европе и в Скандинавии, были распространены руны. Принадлежали ли найденные камни с рунами славянам или пришедшим извне норманнам теперь неизвестно. Но эта теория вполне обоснованна и имеет право на существование. Западные славяне скорее всего пользовались рунами.

Велесовица
Вероятно "Велесова книга" является подделкой.

Брахми
В книге "Русская дохристианская письменность" Серяков соотносит древние русские письмена с языком брахми. На мой взгляд разделение индоевропейской группы произошло чрезвычайно давно и едва ли до средних веков могла сохраниться индийская система письма.

Локальные системы письма
Не исключена версия, что в каждом княжестве, в каждой области была своя система знаков. Кроме того, в теории локальных систем письма возможны варианты: в некоторых землях мог быть распространен некий буквенный алфавит, а в некоторых могла быть система символов, где каждый символ представляет собой не букву, а целое слово, значение или может быть слог.

Дмитрий Громов, Алексей Бычков "Славянская руническая письменность: факты и домыслы"
Серяков М.Л. "Русская дохристианская письменность"
Истрин В.А. "1100 лет славянской азбуке"

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Дохристианская письменность славян (докириллическая, докирилловская письменность) — гипотетическая письменность (возможно, руническая), предположительно существовавшая у древних славян до начала их христианизации в ходе миссии Кирилла и Мефодия и создания глаголицы и кириллицы.

Содержание

Свидетельства



На данный момент накоплено относительно большое количество противоречивых свидетельств как в пользу, так и против существования письменности у славян до летописного начала использования кириллицы и глаголицы. Немногочисленные свидетельства, основывающиеся на работах современников того периода, не отличаются особой подробностью и объективностью описаний.

Письменные свидетельства, относящиеся к славянам

Свидетельство Титмара относится к достаточно позднему язычеству (не докирилловской эпохи).

Письменные свидетельства, относящиеся к народу руси



  • Персидский историк XIII века Фахр ад-Дин Мубарак-шах Марварруди:

Поздние домыслы и фальшивки

Археологические находки

Гипотеза о славянских рунах долгое время не поддерживалась археологическими находками.

Любительские трактовки

Дохристианская письменность славян

Дохристианская письменность славян

Язык и письменность являются едва ли не самыми важными культурообразующими факторами. Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре. Если у человека отнять книги на родном языке, то он лишится самых важных сокровищ своей культуры. С детства мы привыкаем к буквам нашего русского алфавита и редко задумываемся о том, когда и как возникла наша письменность. Начало письменности - особая веха в истории каждого народа, в истории его культуры. Письменность существовала на Руси еще в дохристианский период, но вопрос о докирилловской славянской письменности оставался до недавнего времени спорным. Лишь в результате трудов ученых, а также в связи с открытием новых древнейших памятников, существование письма у славян в докирилловский период почти доказано. Меньше материалов для решения вопроса, что же представляло собой первоначальное славянское письмо и как оно возникло. Чем дальше в глубь столетий, тем меньше письменных свидетельств. Историк, работающий над проблемами русской истории XII-XIV веков, располагает лишь летописями, сохранившимися, как правило, в поздних списках, очень немногими счастливо уцелевшими официальными актами, памятниками законодательства, редчайшими произведениями художественной литературы и каноническими церковными книгами. Собранные вместе, эти письменные источники составят ничтожную долю процента от количества письменных источников XIX века. Еще меньше письменных свидетельств уцелело от X и XI веков. Малочисленность древнерусских письменных источников - результат одного из страшнейших в деревянной Руси бедствий - частых пожаров, во время которых не однажды выгорали целые города со всеми их богатствами, в том числе и книгами.


В русских работах до середины 40-х годов ХХ века, а в большинстве зарубежных работ - и до сих пор существование письма у славян в докирилловский период обычно отрицалось. Со второй половины 40-х до конца 50-х годов ХХ века у многих исследователей данного вопроса проявлялась обратная тенденция - чрезмерно снижать роль внешних влияний на возникновение славянского письма, считать, что письмо самостоятельно возникло у славян еще с глубокой древности. Более того: выдвигались даже предположения, будто бы славянское письмо повторило весь путь мирового развития письма - от первоначальных пиктограмм и примитивных условных знаков к логографии, от логографин - к слоговому или консонантно-звуковому и, наконец, к вокализованно-звуковому письму.

Как развивалась славянская письменность

Кроме того, логографическое письмо не смогло бы развиться у славян, так как для славянских языков характерно богатство грамматических форм; слоговое письмо было бы непригодно, так как славянские языки отличаются многообразием слогового состава; консонантно-звуковое письмо было бы неприемлемо для славян, потому что в славянских языках согласные и гласные звуки в равной мере участвуют в образовании корневых и аффиксальных морфем. Из всего сказанного следует, что докирилловское славянское письмо могло быть лишь трех видов.


Свидетельства дохристианской славянской письменности


Связь дохристианской славянской письменности с греческим и латинским письмом

Источники:

Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1963

Истрин В.А. Возникновение и развитие письма, 2010

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988
Розов Н.Н. Книги Древней Руси 9-14вв, 1977

Флоря Б.Н. Возникновение славянской письменности. Исторические условия ее развития // Очерки истории культуры славян. РАН. Институт славяноведения и балкани-стики. М., 1996

Флоря Б.Н. Сказания о начале славянской письменности и современная им эпоха // Сказания о начале славянской письменности.- М., 1981

Читайте также: