Суджанская глиняная игрушка сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Место: филиал Областного бюджетного учреждения культуры "Курский Дом народного творчества" Суджанский Центр народных промыслов и ремесел в 330 км к юго-западу от Воронежа. Творчество: суджанская авторская глиняная игрушка. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Место: филиал Областного бюджетного учреждения культуры "Курский Дом народного творчества" Суджанский Центр народных промыслов и ремесел в 330 км к юго-западу от Воронежа. Творчество: суджанская авторская глиняная игрушка. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

За 3 месяца 2019 года авторы проекта, чтобы написать 7 своих историй, уже проехали 2790 км и побывали во всех 6 областях Центрального Черноземья. Интересно, а какая часть нашей жизни ушла бы на это, путешествуй мы на лошади? Подумать не решишься. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

За 3 месяца 2019 года авторы проекта, чтобы написать 7 своих историй, уже проехали 2790 км и побывали во всех 6 областях Центрального Черноземья. Интересно, а какая часть нашей жизни ушла бы на это, путешествуй мы на лошади? Подумать не решишься. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Глина в ряду прочих материалов, из которых во все времена изготавливали домашнюю утварь, вчистую выиграла схватку со временем. Изделия из неё сегодня есть в арсенале каждой современной хозяйки. И каким бы количеством веков не исчислялся гончарный промысел: глиняная посуда будет на кухне всегда ! Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Глина в ряду прочих материалов, из которых во все времена изготавливали домашнюю утварь, вчистую выиграла схватку со временем. Изделия из неё сегодня есть в арсенале каждой современной хозяйки. И каким бы количеством веков не исчислялся гончарный промысел: глиняная посуда будет на кухне всегда ! Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Так из мифа, а больше из пытливости ума и труда тяжелого, поднялась слобода Гончаровка. 355 лет тому назад появилось первое упоминание о Гончарной слободе, что имела 100 дворов, церковь Вознесения и кружечный двор (так называлось в ту пору казенное питейное заведение). Близ современной Суджи тогда-то и был положено начало гончарному промыслу. Хотя корни самого ремесла в этих местах, как говорят люди историей интересующиеся, тянутся откуда-то из глубины веков.

Гончаров в Судже, как вы поняли, в достатке. А вот суджанская авторская глиняная игрушка рождается только здесь: в Центре народных промыслов и ремесел. Особой художественной чертой этих изделий, стала дотошная детализация и мелкий рисунок, покрывший поверхность игрушки. От этого сама фигурка выглядит и реалистичнее, и привлекательнее. На ярмарке мимо такой красоты не пройдёшь: остановишься и сразу сердцем к ней потянешься. Видно, что такая игрушка не только дань уважения древним традициям, но и плод большой авторской любви.
И, чтобы нам самим всё увидеть, притронуться к истории промысла и вам правдиво рассказать – мы и отправились в Суджу!

С нашими попутчиками вы уже хорошо знакомы. Это неизменные Валенки из Царства Шерсти, что сваляны по древним традициям и расписаны на современный лад в мастерской народного мастера Воронежской области Романа Дмитриева. Их добротность не уступает их креативности! Вместе с Валеночками мы и докатились до места, где живут люди трудолюбивые и талантливые, ремесло предков своих почитающие.

Такая она - суджанская авторская глиняная, а главное, гостеприимная игрушка. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Такая она - суджанская авторская глиняная, а главное, гостеприимная игрушка. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Времени подвластно многое. И любое представление о красоте непостоянно. Вот и меняется прямо на наших глазах художественный облик этой самобытной игрушки с глубокими народными корнями. Мастера могли бы лепить её проще: шли бы себе след в след за наследием древних канонов.

И сегодня у нас тоже две героини. Первая: Ольга Несмачная - мастер декоративно-прикладного творчества, заведующая филиалом Областного бюджетного учреждения культуры "Курский Дом народного творчества" Суджанский Центр народных промыслов и ремесел. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

И сегодня у нас тоже две героини. Первая: Ольга Несмачная - мастер декоративно-прикладного творчества, заведующая филиалом Областного бюджетного учреждения культуры "Курский Дом народного творчества" Суджанский Центр народных промыслов и ремесел. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

На фольклорных фестивалях, куда выезжают суджанские мастера, порыв детей и желания взрослых всегда едины – каждый хочет подержать их глиняные диковинки да получше рассмотреть. И ведь есть что!

Медведь-гармонист - работа суджанских мастеров авторской глиняной игрушки. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Медведь-гармонист - работа суджанских мастеров авторской глиняной игрушки. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Сказочный замок - работа суджанских мастеров авторской глиняной игрушки. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Сказочный замок - работа суджанских мастеров авторской глиняной игрушки. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Затейливая мудрая сова и простой деревенский сюжет - работа суджанских мастеров авторской глиняной игрушки. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Затейливая мудрая сова и простой деревенский сюжет - работа суджанских мастеров авторской глиняной игрушки. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

А вот показались и руки нашей второй героини: мастера декоративно-прикладного творчества Оксаны Буряченко. Прямо на наших глазах рождается суджанская "барыня". И Оксане в одушевлении этого образа, уж поверьте, нет равных. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

А вот показались и руки нашей второй героини: мастера декоративно-прикладного творчества Оксаны Буряченко. Прямо на наших глазах рождается суджанская "барыня". И Оксане в одушевлении этого образа, уж поверьте, нет равных. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Оксана Буряченко интуитивно шла к выбору своего ремесла. Сначала в школе, на уроках труда, с интересом делала традиционную керамику под требовательным взором народного мастера России Юрия Спесивцева. Затем прилежно училась редкому промыслу в Суджанском техникуме искусств на отделении ковроткачества у другого народного мастера - Александра Савченко.

Глазом не успела моргнуть, а уже 10 лет как работает в Центр народных ремесел и промыслов. И все эти годы помнит примеры служения ремеслу своих мудрых наставников и так же, как и они, стремится, чтобы национальные традиции нашего народа не были утрачены.

Суджанские "барыни" мастера Оксаны Буряченко. Все певуньи и плясуньи, как на подбор. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Суджанские "барыни" мастера Оксаны Буряченко. Все певуньи и плясуньи, как на подбор. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Ой, а эта симпатичная особа на "барыню" ни капельки не похожа! Эк, она подбоченилась-то. Того и гляди в бой, а не в пляс, сейчас пойдёт! Работа суджанских мастеров авторской глиняной игрушки. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Ой, а эта симпатичная особа на "барыню" ни капельки не похожа! Эк, она подбоченилась-то. Того и гляди в бой, а не в пляс, сейчас пойдёт! Работа суджанских мастеров авторской глиняной игрушки. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Вот так выглядит суджанская "барыня", когда в её руки вдохновением мастера вложен тульский самовар и. баранки! Точка на карте: где-то в городе Тула.

Вот так выглядит суджанская "барыня", когда в её руки вдохновением мастера вложен тульский самовар и. баранки! Точка на карте: где-то в городе Тула.

Эти полки в Центре народных промыслов и ремесел буквально ломятся от фантазий юных мастеров. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Эти полки в Центре народных промыслов и ремесел буквально ломятся от фантазий юных мастеров. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Но фестивали сродни редким праздникам. А будни Оксаны Буряченко, Ольги Несмачной и их коллег-мастеров Анны Рыбкиной и Аллы Минаковой насыщены занятиями с детьми.
Игрушку хотят научиться лепить все: от воспитанников детских садов до учащихся средней школы. И пока ребёнок ходит на занятия, в Центр народных промыслов и ремесел, его интерес к ремеслу виден невооруженным глазом. А вот, заглянуть в его будущее и увидеть там к чему лежит его душа – такой оптики ещё не придумали.

Не хватало суджанскому петуху подружки и слепили ему курочку-несушку. Работа суджанских мастеров авторской глиняной игрушки. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Не хватало суджанскому петуху подружки и слепили ему курочку-несушку. Работа суджанских мастеров авторской глиняной игрушки. Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Берегут мастера из Суджы красоту своего ремесла от невзгод в этом мире, радуют ею людей и учат ей детей. Пройдет время. И пусть представление следующих поколений о красоте вновь изменится. Труд и вдохновение суджанских мастеров авторской глиняной игрушки останутся не только историей, но и доброй памятью, радостью глаз и усладой души!

Не лишили нас радушные хозяева возможности провести довольно провокативную фотосессию. А мы подумали так: сюжетная работа мастера Аллы Минаковой "Осёл и Соловей" - высокохудожественна. И Валеночки наши бобровские ей под стать. И полюбуйтесь, что из этой затеи вышло! Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

Не лишили нас радушные хозяева возможности провести довольно провокативную фотосессию. А мы подумали так: сюжетная работа мастера Аллы Минаковой "Осёл и Соловей" - высокохудожественна. И Валеночки наши бобровские ей под стать. И полюбуйтесь, что из этой затеи вышло! Точка на карте: г. Суджа, Курская область, ул. 8 Марта, 4.

А теперь время вознаградить самых настойчивых из вас!

В финале этой истории мы хотим тепло поприветствовать всех, кто отыскал наш пилигрим-проект на просторах всемирной компьютерной сети и, значит, сейчас читает адресованные им строки.

У искреннего интереса нет цены. Он также бесценен, как жажда новых познаний. Наш проект не исчерпывается этой публикацией. Она - всего лишь вершина айсберга. А всё, что пока сокрыто от ваших глаз, находиться на странице Павла Коваленко в Facebook. Узнаем друг друга ближе? И мимо счастья общения мы с вами тогда уже наверняка не прокатимся!

Идея проекта и оригинальный текст: Павел Коваленко (с), 2019

Линейный продюсер проекта: Лариса Коваленко

Backstage: Лариса Коваленко (с), 2019

На титульном фото: работа суджанских мастеров авторской глиняной игрушки. Точка на карте: г. Суджа, Курская область.

Фото: из личного архива Оксаны Буряченко, Павел Коваленко, Лариса Коваленко (с), 2019

Попутчик проекта: Валенки из Царства Шерсти (г. Бобров, Воронежская область).

Колесникова Елена Васильевна

Курская область – одна из провинциальных областей Центральной России. Соловьиный край прославили целые династии мастеров из народа. Суджанские ковры, кожлянская глиняная игрушка, рушники из Саморядово всегда были известны. Хорошо знают и высоко оценивают их сегодня за пределами Курской области.

ВложениеРазмер
sudzhanskaya_igrushka_-_vozrozhdyonnoe_iskusstvo_kurskogo_kraya.docx 37.27 КБ
sudzhanskaya_igrushka_-_1.pptx 2.89 МБ
sudzhanskaya_igrushka_-_2.pptx 2.84 МБ

Предварительный просмотр:

СУДЖАНСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА –

Секция – историческое и культурное наследие:

Автор: Фанина Ольга, 9-й класс

Руководитель: Колесникова Елена Васильевна,

учитель истории, обществознания,

  1. Введение. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО – ИСТОЧНИК ЛЮБВИ К 2
  1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПРОВИНЦИИ – НАЦИОНАЛЬНОЕ 3
  1. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ СУДЖАНСКОЙ КЕРАМИКИ 4
  2. ХРАНИТЕЛИ ТРАДИЦИЙ ПОЮЩИХ ЗАГАДОК РЕМЕСЛА 5
  3. МАСТЕР СУДЖАНСКОЙ ИГРУШКИ 5

Ю РИЙ С ТЕПАНОВИЧ С ПЕСИВЦЕВ


«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО – ИСТОЧНИК ЛЮБВИ К РОДНОЙ ЗЕМЛЕ

Россия – великая держава со своей богатейшей историей и культурой, которая накапливалась веками. Хранителями подлинной народной культуры всегда были и остаются малые города. Именно в них ещё не угасли родники фольклора, сохранилось бережное отношение к национальным обычаям, к самобытному наследию традиционного искусства.

Курская область – одна из провинциальных областей Центральной России. Соловьиный край прославили целые династии мастеров из народа. Суджанские ковры, кожлянская глиняная игрушка, рушники из Саморядово всегда были известны. Хорошо знают и высоко оценивают их сегодня за пределами Курской области.

Мы живём на своей земле, имеющей давние культурные традиции. И не знать их, стыдно. Отрадно, что в Курской области в последние годы все больше внимания уделяется восстановлению и сохранению народных промыслов: ведь еще немного, и они уйдут в небытие – вместе с немногочисленными мастерами. Поэтому мной и была выбрана тема о старинном промысле Курского края – суджанской игрушке. Важно, чтобы народная культура не угасала, а была тем светочем, который поможет будущим поколениям гордиться мастерством и талантом своих предков.

Мне было интересно работать над проектом. Ведь задачи, которые я поставила перед собой, были и сложны и просты одновременно. Я многое узнала о глине, из которой изготавливали игрушки. Оказалось, что и сама глина для изготовления посуды, игрушек, была особенной. Но главную роль в сохранении промысла играют люди – замечательные мастера: те, кто в течение долгого времени сохранял традиции изготовления игрушек, и те, кто сегодня бережёт и передаёт нынешним поколениям секреты мастерства.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПРОВИНЦИИ –

НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ НАРОДА

Искусство малых русских городов – это особый пласт нашей художественной культуры. Культуры, которая по праву считается национальным достоянием России. Залог жизненной силы и успехов нашего национального искусства в том огромном потенциале, который заложен в искусстве малых городов России.

Богата Курская земля народными умельцами. По всей России славились их изделия. Знаем ли мы художественные промыслы и тех мастеров, которые составляли гордость нашего края, знают ли их наши дети.

С давних пор в Курском крае существовали различные промыслы:

  • кожевенный, сапожный (с. Спалоть Рыльского уезда, сл. Белая Суджанского уезда, слободы Курска и др.);
  • бондарный (сл. Жидеевка и Михайловка Дмитриевского уезда, д. Долгие Буды и Долгий Колодезь Обоянского уезда и др.);
  • экипажный (с. Бузец Дмитриевского уезда, с. Брилёвка, с. Сенное, д. Жидеевка Дмитриевского уезда);
  • сундучный (с. Глушково Рыльского уезда);
  • иконописный (с. Борисовка Гайворонского уезда);
  • гончарный (с. Дроняево Льговского уезда, Суджанский уезд);
  • расписной игрушки-свистульки (с. Кожля Льговского уезда, глиняная игрушка из Суджи).

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ СУДЖАНСКОЙ КЕРАМИКИ

На Курской земле найдётся много мест, которые завораживают русского человека своей красотой. Но в Суджанском крае удивительный пейзаж. Удивительны и прекрасны качества здешних людей – доброта и народная мудрость, поэтичность и широта души, с полной силой выраженные в песнях, музыке, танце, ремесленном творчестве.

Так случилось, что именно на суджанской земле дольше, чем в других уголках нашего края, сохранились все формы народного искусства во всём богатстве и многообразии: ковроделие, узорное ткачество, плетение из лозы и, конечно же, старейшее гончарное производство.

Большая часть жителей занималась изготовлением не только повседневной посуды, но и печных изразцов, строительной керамики, декоративных изделий, игрушек-свистулек.

При обжиге получался черепок тёплого красно-коричневого оттенка. В качестве украшения использовалось узорное процарапывание, волнистые линии, текстовые и цветочно-орнаментальные налепы из белой глины. Отличительной особенностью изделий являлось их выполнение в виде глазурованных сосудов, стилизованных под фигурки животных.

Неподалёку от Суджи располагается Гончарная слобода. Древние гончарные легенды этой слободы рассказывают о том, что святые люди, шедшие из Иерусалима на север Руси, делали остановку на Гончарной горе и местным жителям предсказали, что в этом месте будет значительный гончарный промысел. Одной из загадок Гончарной горы стало то, что уже в первом описании города 1664 года, упоминается Гончарная слобода, в которой насчитывалось 100 дворов, церковь Вознесения и шинковый двор. В то время даже крупные города не имели такого количества гончаров, сосредоточенных в одном месте. Известно, что уже в то время гончары были объединены в ремесленный гончарный цех, в котором состояло большинство жителей Гончарной слободы. Именно цех положил основу развития этого ремесла в слободе, регулировал работу и образ жизни гончаров.

Огромные запасы гончарных глин хорошего качества в окрестностях Суджи многие столетия обеспечивали материалом этот старейший во всей Курской области промысел. Щедрая природа наделила глину мягкими пластичными свойствами, а уроженцев этих мест большим талантом.

Суджа была ещё и торговым городом, где ещё в XVIII веке устраивалось 4 ярмарки, имевшие репутацию одних их лучших в Курской губернии.

Одна из них, Георгиевская, устраивалась 23 апреля по старому стилю, когда отмечался праздник Святого Георгия – покровителя курских гончаров и игрушечников.

ХРАНИТЕЛИ ТРАДИЦИЙ ПОЮЩИХ ЗАГАДОК РЕМЕСЛА

Крупные работы – медведь, символизирующий силу, мощь Российского государства, сова – символ мудрости, красавцы петухи – ваза для икебаны; а также подсвечники, декоративные посудины с очертаниями птиц – все они отличаются величавостью, богатством орнамента и скульптурой отделки. В этом красота и особая привлекательность Суджанской керамики. Нигде в другом месте не могли появиться такие игрушки. Они должны были родиться здесь, на этой скромной древней земле, среди величественной природы, в умелых руках людей, которые помнят и берегут мастерство предков.

Мастера Центра художественных народных промыслов и ремёсел Суджи рождают вокруг себя красоту, бережно и с любовью относятся к традициям старинного искусства.

Минакова Анна Анатольевна. Её всегда завораживал удивительный процесс превращения бесформенного глиняного кусочка, согретого теплом человеческих рук, в забавные игрушки, фигурки животных и людей.

Ларионова Любовь Алексеевна много вдохновенного труда вкладывает в каждую игрушку. Её творениями стали чудесные павлины, лебеди, уточки с задорными хохолками. Ни на одном изделии узор не повторяется.

Глиняные игрушки Деряженцевой Лидии Александровны – сказочные персонажи. Её работы – Чудо-богатырь и комичный Гномик, затейливые жар-птицы, бравые гусары и прекрасные принцессы, фигурки сказочных птиц и зверей.

Работы суджанских мастеров невозможно спутать с другими. Они неизменно приковывают к себе взгляды удивлённых зрителей.

МАСТЕР СУДЖАНСКОЙ ИГРУШКИ

Ю РИЙ С ТЕПАНОВИЧ С ПЕСИВЦЕВ

А какие оригинальные у Юрия Степановича игрушки. Например, солонки-перевертыши. Смотришь на неё – кошка. Но стоит наклонить – лошадь.

Спесивцев владеет всеми типами обжига и декора, применяемом в суджанском гончарстве. Он всегда чётко следует традициям, как истинный мастер. Но как художник всегда старается сделать традиционные изделия авторскими и оригинальными.

Игрушечный керамический промысел сопутствовал большому гончарному промыслу. В старые времена игрушки, свистульки, забавки лепили для себя и на продажу. Игрушечный промысел считался несерьёзным занятием. Поэтому игрушкой занимались женщины и дети. В настоящее время игрушка является предметом коллекционирования и научного изучения. Ею занимаются народные мастера и именитые художники. Юрий Спесивцев и его ученики участвовали во многих международных и всероссийских выставках. Неоднократно искусствоведы отмечали особую пластику и приёмы изготовления декора в суджанских игрушках.

СУДЖАНСКАЯ ИГРУШКА

Первые упоминания о суджанской художественной керамике относятся к середине XIX века. Огромные запасы гончарных глин хорошего качества в окрестностях Суджи многие столетия обеспечивали материалом этот старейший во всей Курской области промысел. Щедрая природа наделила глину мягкими пластичными свойствами, а уроженцев этих мест большим талантом. Суджа была ещё и торговым городом, где ещё в XVIII веке устраивалось 4 ярмарки, имевшие репутацию одних их лучших в Курской губернии.

Одной из загадок является то, что уже в первом описании города Суджи 1664 года, упоминается Гончарная слобода, в которой насчитывалось 100 дворов, церковь Вознесения и шинковый двор. В то время даже крупные города не имели такого количества гончаров, сосредоточенных в одном месте. Известно, что уже в то время гончары были объединены в ремесленный гончарный цех, в котором состояло большинство жителей Гончарной слободы. Именно цех положил основу развития этого ремесла в слободе, регулировал работу и образ жизни гончаров.

К середине XIX века гончарное производство достигло своего наивысшего расцвета. Почти все жители слободы Гончаровка были заняты разными видами гончарного производства. Одни занимались добычей и привозом глины, другие специализировались на доставке топлива, третьи - на изготовлении свинцовой глазури. Основная часть населения непосредственно занималась созданием большого ассортимента различные изделий повседневной посуды: горшков, кувшинов, крынок, кухликов, банок под варенье, тазков для выпечки пасок, кружек, макитр. Изготавливалась строительная керамика - печные изразцы, трубы, заслоны, цегла, декоративные элементы для украшения домов, декоративные изделия – подсвечники, копилки, фигурные сосуды - все они отличаются величавостью, богатством орнамента и скульптурой отделки. В этом красота и особая привлекательность Суджанской керамики.

В XX веке традиционный суджанский промысел переживает, как и большинство российских промыслов, кризис. Производство традиционной Суджанской керамики прекратилось, но былая слава гончаров жила в памяти многих людей.

В 1992 году предпринимается попытка возродить старинный гончарный промысел. В центре города Суджа, впервые в Курской области, при отделе культуры были открыты производственрные мастерские. Гончарное производство, получив новое дыхание, стало развиваться по двум направлениям: декоративно-прикладное, представленное сувенирной керамикой, и традиционное – изготовление посуды и свистулек. И сегодня мастера Центра художественных народных промыслов и ремёсел Суджи бережно и с любовью относятся к традициям старинного искусства.


Еще в Судже обосновались мещане, которые занимались торговлей и ремеслами. Также среди поселенцев встречались пашенные мужики — крестьяне и цыгане. В основном все жители занимались земледелием и бортничеством — добычей меда, но процветал и гончарный промысел. Суджа славилась своими фигурными сосудами и скульптурами, печными изразцами и строительной керамикой. В семьях гончаров также лепили и игрушки-свистульки.

Суджанская игрушка отличается не только изящными формами, но и интересными способами раскраски. Ее делят на поливную, расписанную ангобом, задымленную, а также расписанную красками. Поливная техника предполагает, что изделие окунают в специальную глазурь либо поливают игрушку сверху. После обжига такое покрытие становится похожим на тончайшее цветное стекло. Роспись ангобами — это роспись глиной, разведенной до консистенции сметаны. Природные глины отличаются разными оттенками и при обжиге могут становиться более насыщенными или теплыми по цвету. Совмещая разные глины и добавляя в них пигменты, можно добиться удивительно тонких оттенков. Задымленная игрушка предполагает, что обжиг проводят специальным способом без доступа воздуха — в таких условиях фигурка становится темной.

Читайте также: