Первое и второе сообщение о фамусове о чистом и сколозубова

Обновлено: 16.05.2024

Представитель старого барства Павел Афанасьевич Фамусов становится персонажем, в доме которого развиваются все события комедии.

Описание внешности и характера Фамусова

Богатый мужчина в возрасте, но выглядит бодро и свежо: хвастается своим крепким телосложением. О его здоровье говорят и особенности поведения:

Интересна сцена, где проходит планирование мероприятий. Павел Афанасьевич стремится не потерять в памяти все нужные события: крестины, балы, поминки, занести их в календарь. Такое отношение свойственно настоящему барству. Характеризует героя комедии, как двойственное качество. С одной стороны, свойство положительное. Хозяин поместья не хочет кого-то обидеть, пропустив важное мероприятие. С другой, отрицательное. Слушать, как планируется посещение рождения того, кто еще не появился на свет, смешно. Речь вызывает недоумение. Кощунственно расставлять крестины и поминки рядом, даже не задумываясь о значимости человеческой жизни. С другой позиции, такое поведение очень реально. Фамусов – не вымышленный персонаж, а олицетворение большинства.

Положительные черты

Реальность подтверждается рядом идущими отрицательными и положительными чертами личности.

Добродушие. Положительно характеризует Павла Афанасьевича отношение к Чацкому. После смерти отца Чацкого Фамусов взял его к себе в дом и стал воспитывать как сына. Это мог сделать только добрый и заботливый отец семейства, настоящий друг. Таким представлен по отношению к дочери и другу детства. Добрые чувства просматриваются и в отношении к некоторым придворным, к секретарю Молчалину.

Гостеприимность. Многие сцены подтверждают такое качество Фамусова: приезд Чацкого, бал, приход Скалозуба. Следует только понимать, что гостеприимство в доме только к богатым. Бедным и не знатным нет места.

Любовь к прошлому. Все старики берегут в памяти прошедшие события. Хозяин дома оберегает минувшее, боится критики. Все, что прошло, - его судьба. Беречь прошлое – задача его поколения.

Отрицательные качества личности

Брюзгливость. Дворянин, хозяин дома, ведет себя по-мещански. Без толку сердится и часто находится в настроении, когда всем недоволен. Торопится, брюзжит и журит придворных. Удивительно, что мужчина сам знает о таком свойстве. Но это доставляет ему только массу удовольствия. Создается впечатление, что брань – это его обычное состояние.

Грубость. В обращении с теми, кто ему служит, хозяин дома не стесняется в выражениях. Такая грубость была присуща всем дворянам консервативной части общества. Грубость и власть в данном случае синонимы. Для Фамусова слуги – ослы, чурбаны, ленивые тетери. Грубость пропадает, когда Фамусов находится в окружении людей его круга или выше статусом. Здесь сама уравновешенность и скромность.

Громкие интонации. Громогласность хозяина пугает жильцов. Его слышно везде. Голос сравнивают с трубами. Барин не пытается говорить тихо. Его позиция: я хозяин и имею право на крик.

Сумасбродство. Отец может творить такие дела, что его называют полоумным. Фамусов – истинный представитель властвующей части. Выбирать выражения, менять поведения не в его правилах.

Льстивость. Павел Афанасьевич льстит и готов угождать тем, от кого возможна выгода. Несколько сцен его разговора с полковником Скалозубом дают наглядный пример такого поведения: меняется в позе, речи и манере говорить.

Ложное предпринимательство. Во времена Фамусова, это качество называлось по-другому, - делец. Любые средства хороши для достижения своих целей. Сделает все, что поможет ему достичь нужного чина и награды.

Образцы жизни и идейные принципы

Фамусов – член клуба, считающегося престижным для элиты московского дворянства. Английский клуб позволял представить себя политически образованным и продвинутым.

Барин волнуется, когда происходят события, которые могут изменить к нему отношения. Боится сплетен, людской молвы и пересудов.

Речевые особенности героя

Павел Афанасьевич говорит на чистом русском языке, подтверждая, что он истинный дворянин. В его речи много просторечных фраз и выражений:

Исконная речь дворянина позволяет верить в то, что Павел Афанасьевич любит и чтит традиции своей страны, русского народа. Речь Фамусова нельзя назвать бедной. Дворянин говорит понятно, грамотно выражая свои мысли. Среди словарного запаса нет научных терминов. Значит, барин все-таки ограничен в образованности. Понятно поэтому его отношение к учености. Ему учеба не потребовалась, другим также не нужна. Ученость – болезнь, сравнимая с чумой, поражающей быстро и безвозвратно. Книги – это зло, которое лучше уничтожить, сжечь, чтобы не осталось и следа. Но отец понимает, что ученость заняла свое место в обществе, поэтому у дочери, как и положено, имеются учителя. Знает Фамусов и иностранные слова, но использует их крайне редко.

Образ одного из персонажей Фамусова, позволило характеризовать целое общество дворян. Их консерватизм, поклонение перед богатством и чинами, вызывает саркастическую усмешку. Задача, поставленная автором, стала достижимой.

Фамусов – убежденный крепостник, готовый из-за любого пустяка сослать в Сибирь “на поселенье” своих крепостных слуг, яростный ненавистник просвещения, “низкопоклонник, льстец”, человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими для получения чинов и богатства. В Фамусове запечатлены также черты реакционно настроенного чиновничества, оплота царского самодержавия. О Фамусове Гоголь замечает: “Тип Фамусова так же глубоко постигнут… как хвастается Простакова своим невежеством, он хвастается

полупросвещением, как собственным, так и всего того сословия, к которому принадлежит: хвастается тем, что московские девицы верхние выводят нотки, словечка два не скажут, все с ужимкой; что дверь у него отперта для всех, как званых, так и незваных, особенно для иностранных; что канцелярия у него набита ничего не делающей родней. Он и благопристойный степенный человек, и волокита, и читает мораль, и мастер так пообедать, что в три дни не сварится.

Он даже вольнодумец, если соберется с подобными себе стариками, и в то же время готов не допустить на выстрел к столицам молодых вольнодумцев, именем которых честит всех,

Облик Фамусова, типичного представителя реакционного московского барства, воплощен не только в “Горе от ума”. Фамусовские черты отмечает в своих стихотворных характеристиках барской среды той эпохи молодой Пушкин. О них пишут и говорят многие современники Грибоедова, его друзья декабристы.

Примечательно, что в августе 1819 г. в речи на заседании Библейского общества в Киеве декабрист М. Ф. Орлов ярко нарисовал напоминающий Фамусова облик реакционера-крепостника, “любителя… не добродетелей, но только обычаев отцов наших, хулителя всех новых изобретений, врага света и стража тьмы”, мечтающего о том, чтобы повергнуть Россию “к прежнему невежеству и оградить непроницаемой стеной от набегов наук и художеств”.

Все это свидетельствовало о типичности и жизненной конкретности образа Фамусова.

Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб – “И золотой мешок и метит в генералы”. Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской среды. В его облике нет ничего карикатурного: исторически он вполне правдив. Как и Фамусов, полковник Скалозуб руководствуется в своей жизни “философией” и идеалом “века минувшего”, только в еще более грубой и откровенной форме.

Цель своей службы он видит не в защите отечества от посягательства врага, а в достижении богатства и знатности, которые для военного, по его мнению, доступнее. Чацкий характеризует его так:

Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие маневров и мазурки!

По словам Софьи, Скалозуб только и говорит, что “о фрунте и рядах”. Источник “военной мудрости” Скалозуба – это прусско-павловская школа в русской армии, столь ненавистная свободомыслящим офицерам того времени, воспитанным на заветах Суворова и Кутузова. В одной из ранних редакций комедии в разговоре с Репетиловым Скалозуб прямо заявляет:

Я школы Фридриха, в команде – гренадеры, Фельдфебеля – мои Вольтеры.

Образ его имел большое политическое значение для разоблачения военно-крепостнической реакции того времени.

Характерно, что Скалозубу Грибоедов противопоставляет его двоюродного брата, представителя другой среды в русской армии, той вольнолюбивой части офицерства, из которой вышли многие декабристы-военные. После окончания войны 1812-1814 гг. двоюродный брат Скалозуба, подав в отставку, уехал в деревню “читать книги”. О правдивости этого образа свидетельствует декабрист П. Каховский. “У нас молодые люди при всех скудных средствах занимаются более, чем где-нибудь,- пишет он,- многие из них вышли в отставку и в укромных своих сельских домиках учатся и устраивают благоденствие и просвещение земледельцев, судьбою их попечению вверенных…

Сколько встретишь теперь семнадцатилетних молодых людей, о которых смело можно сказать, что они читали старые книги”.

Уход в отставку многих передовых офицеров, отличившихся в войнах 1812-1814 гг., был связан также с усилением в армии аракчеевского режима – преследованием всякого свободомыслия, насаждением тупой военной муштры и холопского подчинения. Именно этим объясняет свою отставку в 1817 г. декабрист В. Раевский: “Влияние Аракчеева сделалось уже ощутимо. Служба стала тяжела и оскорбительна. Требовалось не службы благородной, а холопской подчиненности.

Многие офицеры вышли в отставку”. Такова была одна из форм протеста против реакции. И недаром на неслужащих молодых дворян Фамусовы смотрели очень косо (“А главное, поди-тка, послужи…”).

Мир Фамусовых состоит не только из крепостников-тузов типа Фамусова и Скалозуба, но и из прислуживающих им, подхалимствующих чиновников – молчалиных.

В изображении барской Москвы “первые места, по всей справедливости, принадлежат Фамусову и Скалозубу, которые дают читателю ключ к пониманию целого исторического периода и которые своими типическими и резко обозначенными физиономиями объясняют нам и низкопоклонство Молчалина, и глупую сентиментальность Софьи, и бесплодное красноречие Чацкого. Грибоедов в своем анализе русской жизни дошел до той крайней границы, дальше которой поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого-исследователя”. Такую оценку комедии дал Д. И. Писарев.

Разоблачая реакционность крепостнического общества, Грибоедов хотел показать, куда ведет русскую жизнь господство Фамусовых. Непримиримая вражда фамусовского лагеря к культуре и просвещению означала решительный отказ большинства дворянства от социального и духовного прогресса.

С поразительной исторической точностью и конкретностью гри-боедовская сатира отражает широкий круг явлений, связанных с усилением крепостнической реакции в России 20-х гг. Многое из того, о чем говорят действующие лица комедии, остро напоминало современникам о фактах и событиях, происходивших на их глазах. Так, к негодующим словам старухи Хлестовой:

И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев, как бишь их, Да от Лапкартачпых взаимных обучений…

Можно привести вполне точный, реальный комментарий. Пансионы и лицей – это, конечно, пансион при Московском университете, воспитанником которого был Грибоедов, и Царскосельский лицей, где учился Пушкин,- учебные заведения, пользовавшиеся “дурной” в глазах московского барского общества славой рассадников политического вольнодумства, своеволия и того духа непокорства и независимости, который Хлестова заметила в Чацком. Неприязнь реакционной дворянской среды вызывали и так называемые ланкастерские школы взаимного обучения для народа, возникшие в Петербурге в 1821-1822 гг.

Школы эти, высоко ценимые декабристами, организовывались передовыми офицерами для обучения солдат. “Первый декабрист” 2. В. Ф. Раевский был арестован за пропаганду среди солдат именно на уроках в ланкастерской школе, заведенной в дивизии декабриста генерала М. Ф. Орлова. Реплика княгини Тугоуховской:

Нет, в Петербурге Институт Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут: Там упражняются в расколах и в безверьи Профессору!!

Напоминала современникам об обвиненных в 1821 г. профессорах института Галиче, Арсеньеве и других в “открытом отвержении истин священного писания и христианства, соединяющемся всегда с покушением ниспровергнуть и законные власти”. Гасителем просвещения был и Ученый комитет, упоминаемый в комедии.

Фамусов Павел Афанасьевич – управляющий в госучреджении, вдовец, представитель чинного барства. Это мужчина в возрасте, с устоявшейся системой взглядов на мир, ценит чин и считает, что финансово необеспеченный человек не достоин уважения. Фамусов суетливый и неугомонный человек, который, впрочем, часто сердится без причины и брюзжит. Он служит не делу, а “лицам”, льстит начальству и заботится, что подумают о нем люди.

Молчалин Алексей Степанович – секретарь Фамусова, служит ему уже три года. Он карьерист и мечтает добиться высокого чина. Он старается всячески угодить своему начальнику, беспрестанно льстит и унижается. Он не из благородного семейства, но хочет пробраться в элитные слои. У Молчалина говорящая фамилия. Это тихий и незаметный человек, у которого даже поступь беззвучная. Он всеми силами добивается у Фамусова повышения, готов вступить в брак по расчету, только бы утвердиться в обществе. Это малодушный и подлый человек, который ставит карьеру превыше всего.

Скалозуб Сергей Сергеевич – полковник, который метит в генералы. Сергей Сергеевич зажиточный, чрезвычайно доволен собой, щегольски одевается, любит острить и шутить. Его Фамилия говорящая: Скалозуб любит зубоскалить и казаться остряком. Но на самом деле ум его довольно ограничен. Он обращает внимание на внешнюю составляющую военной службы, но настоящего военного духа в нем нет.

Чацкий Александр Андреевич – положительный герой комедии “Горе от ума”. Он холост, рано остался без родителей. Воспитывал его Фамусов, но после Чацкий стал жить отдельно от него. Целых три года Александр Андреевич странствовал по миру. Но ему не свойственно, как всем приезжим из-за границы, ругать Россию. Это умный и образованный человек, он горд и искренен, не боится прямо высказывать свое мнение. Он придерживается прогрессивных взглядов. Хоть у него и есть крепостные, он отрицательно относится к крепостному праву. Чацкий не переносит ложь и подлость, высмеивает глупость и ограниченность.

Характеристика Фамусова в комедии "Горе от ума", образ, описание в цитатах

Господин Фамусов живет в Москве и служит управляющим в казенном месте, то есть в государственном учреждении. Судя по всему, занимает довольно высокий пост, и у него много дел:

По словам Фамусова, он работает без отдыха, как угорелый:

"Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.

По должности, по службе хлопотня. " (Фамусов о себе, действие I явление 2)

Господин Фамусов злоупотребляет служебным положением, то есть продвигает по службе своих родственников и по возможности выдает им награды, судя по всему, не взирая на их профессиональные качества:

Павел Афанасьевич признается, что устроил к себе на работу разных родственников, так что среди его подчиненных почти нет чужих людей:

Судя по всему, Фамусов является небедным человеком. Он ищет для своей дочери Софьи богатого жениха с чином и наградами:

Павел Афанасьевич Фамусов был другом отца главного героя Александра Чацкого. Когда родители Чацкого умерли, Фамусов воспитывал мальчика у себя в доме:

Господин Фамусов является баловником, ветреным мужчиной, по словам его служанки Лизы. Фамусов в тайне от всех пристает к Лизе, но девушка не отвечает ему взаимностью:

"Как суетится! что за прыть. " (Чацкий о Фамусове, который суетится в связи с визитом Скалозуба, действие II явление 4)

Судя по всему, Фамусов имеет привычку ругать своих слуг. Например, он называет своих слуг в целом "ослами", а швейцара Фильку "чурбаном" и "ленивой тетерей":

Павель Афанасьевич умеет льстить и угождать нужным людям. Например, он льстит полковнику Скалозубу, так как надеется выдать за него замуж свою дочь Софью:

Он будущему тестю равный. " (Чацкий описывает идеального жениха для Софьи, который будет обладать теми же качествами, что и Фамусов, действие IV явление 14)

"Низкопоклонник! тесть. " (Фамусов перечисляет слова, которыми его обозвал Чацкий, действие IV явление 15)

Господина Фамусова волнует общественное мнение. Ему важно, что о нем говорят люди, в частности княгиня Марья Алексеевна:

Критика о Фамусове из комедии "Горе от ума"

"Не всем же людям быть гениями и блестящего ума. В больших обществах большинство, где бы то ни было, состоит из фамусовых в том или другом роде, с теми или другими закалами и оттенками.

Да если пошло на то, чем так глуп и безобразен Фамусов? По видимому, он человек дюжинный, старого покроя, но добряк и не лишен некоторого благоразумия и человеческих сочувствий.

Посмотрите, например, как после долгой разлуки встречает он Чацкого. Тут есть и дружеский привет и очень естественное любопытство. Вольно же Чацкому отвечать на все это колкостями, дразнить старика, оскорблять привычки и предания его. Фамусов, как и все пожилые и отживающие люди, любит, может быть, и с пристрастием, свое минувшее, в виду настоящего, которое не могут они назвать вполне своим. Это естественно и неминуемо.

". Что такое Фамусов у Грибоедова? Олицетворенный тип столбового барина, додремливающего спокойно праздную свою жизнь, под шляпой с плюмажем, в ожидании камергерского ключа за форелями и вистом. Москва, подобно кунсткамере, богата сими любопытными отрывками блаженной старины.

Их отличительное свойство состоит в флегматической недвижимости, считающейся доселе как бы одной из наследственных привилегий столбового дворянства. Всякое малейшее напряжение, всякая тень работы кажется уничижением для их гордой лености. Это оканчивается тем, что сии почтенные представители нашей аристократии, вступая в пятый класс, разучаются совершенно думать и даже чувствовать.

Единственным признаком жизненности остается в них суетливая привязанность к паркетным преданиям и брюзгливое ожесточение против всех нововведений. Таков именно Фамусов Грибоедова. " (Н. И. Надеждин, "Литературная критика", 1972 г.)

Такова цитатная характеристика Фамусова в комедии "Горе от ума" Грибоедова, описание характера и личности героя, его взглядов и положения в обществе, а также отзывы критиков о персонаже.

Скалозуба и военные словечки в его речи - Какие качества обнаруживают здесь Фамусов и Скалозуб? - Почему Фамусов видит в Скалозубе выгодного жениха для Софьи? - Как Скалозуб сделал карьеру? - Какова мечта Скалозуба?

Ответ или решение 1

1. Для Фамусова Скалозуб - самый желанный гость на бале, потому что Скалозуб "метит в генералы".

2. Фамусов изо всех сил старается угодить выгодному жениху: даёт понять,что знает Настасью Николаевну, предполагая, что она является родственницей Скалозуба, на что гость отвечает: "Мы с нею вместе не служили". Скалозуб никак не может думать о чём-то другом, кроме службы, а ведь женщины в армии на службе не могли быть. Приветливый хозяин так старается удобнее усадить гостя, а Скалозуб, извиняясь, говорит: "Мне совестно, как честный офицер". Возможно, проявление чести офицера он видит в том, что может самостоятельно усесться. В желании как можно быстрее стать генералом он даёт понять, что может добиваться повышения и обходными путями. К ужасу хозяина дома, Скалозуб грубо шутит, что пожар 1812 года украсил столицу. Фамусов в этом эпизоде подобострастный, а Скалозуб глупый, не понимающий даже грубых намёков, интересующийся лишь карьерой.

3. В 1813 году Скалозуб с братом получили награды, посидев в траншее. Гость Фамусова радуется, когда погибают его сослуживцы, потому что может занять их место. Служба сама его тяготит: ". за полком два года поводили": она для него является лишь средством достижения успеха.

Читайте также: