Сообщение о жилище башкир

Обновлено: 14.06.2024

Юрта - жилище многих кочевых и полукочевых народов. При слове юрта у нас возникает ассоциация с бесчисленными ордами Чингизхана. Но в юртах жили не только монголы, казахи и киргизы. Так например в самом сердце России живет народ башкиры которые еще в 19 веке в летнее время с удовольствием жили в юртах меняя их на тесные избы. Итак пара мифов о юртах.

1. В юртах жили круглый год

Популярный миф опять же родившийся в Башкирии, мол тут местные только и жили в юртах круглый год и домов не строили. Это в корне не так, зимой на Южном Урале совсем не по-южному, -30С это та температура которая может держаться неделями, как минимум один раз за зиму бывает и -40С. Как вы думаете долго ли вы протянете в войлочной юрте отапливая её кизяком в таком холоде? Башкиры зимой жили в деревнях, в простых деревянных избах. А вот летом с они кочевали вместе со своими огромными табунами - лошадям нужно нагуливать жир. Поэтому башкиры народ полукочевой. Да даже во второй половине 19 века они стали народом "редкокочевым" - земли становилось все меньше, со всех сторон Башкирию окружили заводами, но это другая история.

2. В юртах нечем дышать

Возможно данное утверждение относится к юртам киргизов или монгол, но башкиры не разводили очаг внутри юрты, поэтому там было довольно уютно и приятно дышать.

Башкирская юрта - описание, значение, история, конструкция

Башкиры относятся кочевым народом, поэтому проводят большую часть жизни не в возведенных ими домах, а в небольших сооружениях, носящих временный характер. Самый распространенным жилищем являлась юрта.

История и описание юрты

Юрта сыграла огромную роль в развитии человечества, это изобретение часто сравнивают с парусом. Дело в том, что создание юрты позволило быстро перемещаться на большие расстояния, что очень важно для кочевых народов.

Первые кочевники совершали свои путешествия в кибитках и палатках, которые ставили на колеса. Однако, эти кибитки были не так удобны как юрты, которые можно было в любой момент собрать и перевезти в форме вьюка. Такая форма собранной юрты позволила передвигаться там, где раньше народы передвигаться не могли. Например, на узких тропах или в дремучих лесах. Для тех, кто передвигается в дорожных кибитках, такие препятствия, как река или лес были практически непреодолимыми, в то же время лошадь, несущая свернутую юрту, могла легко пройти по самой узкой тропинке.

Если юрта имеет диаметр четыре метра, она переносится двумя лошадьми. Последние могут преодолевать с таким грузом до нескольких десятков километров в день, при этом не перетруждаясь и отдыхая в достаточном количестве. Так как у большинства семей имелось много лошадей, при необходимости несколько десятков километров превращались в почти сотню. Таким образом, буквально за две недели кочевники могли преодолеть до тысячи километров. Это сыграло роль в завоеваниях кочевников, которые они осуществляли очень быстро и на больших расстояниях.

Юрта существовала несколько тысяч лет, за это время ее усовершенствовали и отсекали лишнее элементы. Каждая часть юрты может быть заменена другой, каждая часть носит универсальный характер.

Башкирская юрта - описание, значение, история, конструкция

Несмотря на то что юрту изобрели несколько тысяч лет назад, ее использование остаётся актуальным и в настоящее время. Это популярность обуславливается маленьким весом, и хорошей компактностью. В то же время она не мешает мобильности перемещения и может использоваться практически в любую погоду.

Помимо вышеописанных качеств, юрта обладает еще одним очень важным качеством — низкой стоимостью. Материалы стоят достаточно дёшево, а установка и обслуживание такого жилья не требуют специальных навыков. Стоимость юрты составляет одну третью часть от других сооружений, которые можно возвести очень быстро.

Башкирская юрта - описание, значение, история, конструкция

башкирка в юрте

Юрты используются в современном мире, к примеру, в Башкирии. Этот регион обладает замечательной природой, которая привлекает множество туристов. Однако, если стоит вопрос о возведении специальной туристической базы, всё упирается в денежные средства. Туроператоры не готовы предлагать своим клиентам палатки, так как последнии не обеспечивают нужную степень комфорта. Именно здесь можно применять юрту. Она находится в средней категории цены и качества и является тем самым необходимым компромиссом.

2215 ЖИЛИЩЕ БАШКИР Свой дом

ЖИЛИЩЕ БАШКИР, традиционные жилые постройки для сна, отдыха, бытовых потребностей и т.п., часть традиционно материальной культуры башкирского народа. Жилищем башкир-кочевников была юрта. При переходе к оседлому образу жизни появляются жилища различных типов. Их выбор определялся природными условиями, в которых жили башкирские племена, – горные области или равнины, лесная или степная зона. Как строительный материал использовались бревна, кора, лыко, дерн, глина, навоз. Из кустарника и камыша делали плетеные крыши и стены, из глины и соломы производили кирпич-саман.

Распространены были у башкир бревенчатые избы различного размера и планировки. В зависимости от состоятельности хозяина это могла быть избушка в два окна или большой дом в шесть-восемь оконных проемов. В бедных домах окна затягивали бычьим пузырем, рыбьей кожей, промасленной бумагой. В богатых избах окна стеклили.

Покрытием изб служила также пропитанная глиной солома. Существовали дома с земляной засыпкой (тултырма). В процессе строительства столбы по периметру будущего дома оббивали расколотыми пополам стволами березок с наружной и внутренней стороны. Образовавшееся пространство заполняли землей, а стены обмазывали глиной. Башкиры Курганской области строили глинобитные избы. В процессе строительства пользовались деревянными формами, в которые набивали глиняный раствор. При высыхании глины форму поднимали, пока стена не достигала необходимой высоты. Углы скрепляли столбами.

Самые бедные из башкир строили пластовые или дерновые избы. Техника постройки была схожа с саманными домами, но вместо сырцовых кирпичей использовали вырубленные прямоугольником куски дерна.

Для домов всех типов был обязателен один принцип – разделение дома на две части, мужскую и женскую. Этот планировочный принцип был напрямую связан с нормами поведения, установленными исламом. Традиционное жилище арабов членилось на переднюю, парадную, мужскую и внутреннюю, заднюю, женскую, закрытую части. Это было связано с прямоугольной планировкой как дома, так и шатра. У тюрков и монголов членение шло по иному принципу – на левую (мужскую) и правую (женскую) части. Так что здесь следует говорить о наложении принципов ислама на традиционные представления тюрков. Так, у монгольских народов юрта членится точно так же, как и у тюрков, хотя они никогда не были мусульманами.

Лит.: Калимуллин Б.Г. Башкирское народное зодчество. – Уфа, 1978; Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. – М., 1984.

Хочу поделиться возникшими у меня вопросами к официальной истории кочевых народов, проживавших на территории нынешнего Башкортостана. Речь пойдет о предках современных башкир, среди которых я имею честь проживать. Сам я не отношусь к ним и потому могу судить об аспектах башкирской истории, культуры и быта только со стороны. Так вот, национальные историки утверждают, что башкиры издревле были кочевниками-скотоводами, пока не осели и не занялись, вдобавок к скотоводству, земледелием. Когда произошел переход к оседлому образу жизни нигде не пишется-видимо, исторической науке это неизвестно (или неинтересно). Но эта самая наука уверяет нас, что традиционным жилищем этих народов всегда была юрта. И это естественно: где еще жить кочевнику как не в юрте?! Так и по сей день живут кочевники-скотоводы Казахстана, Киргизии и некоторых других государств. И мы верим истории, пока не начинаем вникать в суть вещей и разбираться в них с позиции здравого смысла.

А здравый смысл говорит нам о том, что существуют факторы, которые делают круглогодичное проживание в кочевой юрте, мягко говоря, проблематичным. Один из этих факторов-длинная, снежная и холодная башкирская зима. Доходит до - 40 градусов. Рассмотрим по пунктам:

1. Отопление. Юрта отапливается открытым очагом, дым (и большая часть тепла) от которого выходит через отверстие в крыше. Необходимо сделать полугодовой запас сухих дров, т.к. топиться сушеными отходами конской жизнедеятельности (как, например, это делают в Казахстане, Киргизии или Тибете)-это верная холодная смерть. А значит, вам нельзя удаляться от леса.

2. Питание. Единственным животным, доступным для разведения в кочевых условиях, в этой климатической зоне является лошадь. Только она способна выжить в мороз под открытым небом на скудном подножном корме. Вопрос: где вы станете искать свой табун (чтобы отведать свежего мяса) в чистом поле по колено в снегу? Значит вы должны создать для своей семьи запас продовольствия на всю зиму. А для этого необходимо выкопать рядом с юртой надежный ледник для хранения грибов, ягод, рыбы, вяленого и мороженого мяса, иначе ваши запасы станут легкой добычей для грызунов, лис, волков и медведей-шатунов. И это нелегкий труд, чтобы заниматься им каждый год на новом месте. В пешей доступности должен располагаться источник питьевой воды: ручей или река. Т.к. топленый снег-это дистиллированная вода, малопригодная в пищу.

3. Конструкция. В условиях обильного снегопада велика вероятность того, что свод будет продавлен снежной массой- ведь снег не имеет обыкновения скатываться с шершавой поверхности. Обитатели должны регулярно счищать его. невзирая на холод, ветер и время суток.

Согласитесь-все это мало походит на вольную и беззаботную кочевую жизнь.

К слову: в условиях открытого очага уже через несколько месяцев вся ваша одежда и скарб прокоптятся до неузнаваемости. В этом отношении юрта мало чем отличается от чукотского чума. А потому красочное убранство выставочных башкирских юрт имеет мало общего с жизнью.


Из всего вышесказанного можно сделать единственный вывод: юрта, в условиях башкирского климата, является чисто летним жилищем, т.е. мобильным летним домиком. А башкирскую зиму комфортнее и безопаснее проводить в деревянном срубе. И официальная историческая наука нас в этом выводе поддерживает. Читаем везде: от кочевого образа жизни башкиры перешли к полукочевому. Т.е. зиму они проводили в стационарных теплых жилищах, которые удовлетворяли всем, перечисленным выше требованиям, а летом кочевали вслед за своими табунами, перевозя с собой юрту. Да, все правильно, скажет большинство читателей. Нет, все не так-скажу я. Почему? Потому что все эти кочевые и полукочевые термины придуманы людьми, писавшими подобные исторические сказки в теплых кабинетах и никогда не жившими в условиях натурального хозяйства. Нет и не может быть в условиях башкирского климата ни кочевого, ни полукочевого образа жизни, а только оседлый. БАШКИРЫ НИКОГДА НЕ БЫЛИ КОЧЕВНИКАМИ! Поясню:

Летом вы пасете свой табун, подсчитываете приплод-все хорошо. Наступает осень, нужно возвращаться на зимние квартиры и делать запасы на зиму. Вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ С ТАБУНОМ?! Ответ неожиданный и единственно возможный: БРОСИТЬ В ЧИСТОМ ПОЛЕ! Без вариантов! Наедине с волками, зимней стужей и бескормицей-лошади ведь не гуси и на юг не улетают. Парадокс? Но вы же кочевник и не занимаетесь заготовкой кормов на зиму. Да и при всем желании сделать это невозможно: у вас нет ни трактора, ни даже косы. Да и металла вы не знаете. А если бы и знали, то речь идет о табуне а не об одной лошади, а это совершенно несоизмеримые масштабы. И где же вам искать свой табун по весне, вернее то, что от него останется? И останется ли. Ведь поголовье волков, с помощью лука и стрел, сократить невозможно, а конокрадство во все времена было легким и доходным криминальным бизнесом. К тому же лошадь-это не домашнее животное и она легко обходится без человека в природе, и по весне к вам сама не вернется. А Башкирия - это не африканский парк Серенгети, где, по окончании зимы, вы пойдете и наловите новый табун.

И что же делать? А нужно вам, уважаемый кочевник, умерить свои аппетиты с табуна до пары свиней, пары коров, десятка куриц или гусей, десятка овец (непонятно лишь, где их взять - ведь в природе не встречаются, ни домашние свиньи, ни коровы, ни овцы, ни курицы и ни гуси?) и одной лошадки. Поселиться в обществе себе подобных (чтобы не так страшно было) в деревянном срубе (если, конечно, у вас есть топор, пусть даже каменный, и силы для его строительства) , поскольку жизнь в землянке человеческому здоровью противопоказана а в юрте холодно, сыро, дымно, темно и небезопасно, на берегу реки, чтобы было где наловить рыбы, вблизи леса, чтобы было куда сходить по грибы, по ягоды и по дрова, и все лето не загорать на солнцепеке, поглядывая на пасущиеся стада, а обильно поливать землю-матушку собственным потом, заготавливая корма для скотины на долгую зиму (хотя, я слабо себе представляю, как это можно сделать без металлической косы). Сажать огород для себя и своей семьи (с деревянной лопатой можно). Заготавливать дрова и дикоросы. А если, не дай бог, вам уже известны злаки, то- пиши пропало: вы уже не человек, а рабочая скотина и закончите свой век в борозде. Потому что такие физические нагрузки, что прописали вам жизнерадостные мужи от исторической науки в своих учебниках, ни один человеческий организм выдержать не в состоянии.

Представьте, ваш покорный слуга жил подобной (с большой натяжкой, конечно) жизнью в глухой забайкальской деревне в 70-х годах прошлого столетия. Чтобы прокормить зимой 5 голов крупного рогатого скота, 2 свиньи и десяток куриц, мы с отцом все лето махали косами. А еще был огород, а еще бескрайнее картофельное поле. Каждодневный уход за всей этой скотиной-помню, как однажды зимней ночью (-42) помогали разродиться первотелке, вытягивая теленка за передние ноги. А родители еще работали в совхозе. А коров надо доить в 5 утра, а питьевую воду привезти в двухсотлитровой бочке на телеге (на санях) с реки за несколько километров. А машину дров на зиму привезти за 120 километров, напилить и наколоть их. И т.д и т.п. Непрерывный физический труд, который нельзя отложить на завтра. И это при наличии электричества, техники и цивилизации-поначалу даже работала общественная баня! И хлеб не пекли а покупали в магазине - его привозили из райцентра за 50 километров.+

1. Башкиры никогда не были ни кочевниками, ни полукочевниками-потому что такой образ жизни невозможен в климатических условиях Башкортостана.

2. Юрта не является национальным жилищем башкир, поскольку в ней не было необходимости. У людей попросту не было времени выезжать с юртой на природу и нюхать цветочки-летом их ждал каторжный труд на земле.+

3. Почему башкиры считают себя кочевниками? Думаю, что КТО-ТО (или ЧТО-ТО), ИМЕЮЩИЙ ВЛАСТЬ НАД НАМИ, просто вложил эту мысль в их (и наши) умы.

Тот, кто не согласен с моими выводами, пусть объяснит: почему башкиры вольную, сытую и беззаботную кочевую жизнь вдруг сменили на полную лишений, каторжного труда и нищеты оседлость? НА ЧТО ОНИ ПРОМЕНЯЛИ СВОИ ТАБУНЫ?!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Жилища башкирского народа

Типы жилищ народов мира.
Русский деревянный дом

Традиционное жилище кочевника – башкира.
Юрта (Тирмэ)

Типы юрт
Монгольская
Тюркская
Каракалпакская
Казахская

Башкирский деревянный дом

Внутреннее убранство юрты.

Внутреннее убранство башкирского дома

Что делает внутреннее убранство юрты красивым?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Педагогика дополнительного образования детей и взрослых

  • Сейчас обучается 2327 человек из 83 регионов


Курс повышения квалификации

Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 017 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.01.2021 738
  • PPTX 6.3 мбайт
  • 39 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Нисапова Ралина Рифовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: