Передача структурной формы предметов быта сообщение

Обновлено: 02.07.2024

"Передать материальность" на языке художников-преподавателей означает умение изобразить в учебном рисунке качество поверхности предмета, узнаваемость материала, из которого сделан предмет.

Для того, чтобы показать зрителю, что на рисунке стеклянная ваза, а не керамическая; что кружка, к примеру, железная, а не пластиковая; что глиняный чайник покрыт блестящей глазурью, или же, наоборот, имеет матовую неглазурованную поверхность, нужно научиться работать со штрихом и анализировать особенности отражения света этими различными материалами.

Задача передачи материальности в учебном плане учебных заведений встаёт перед учащимися не сразу.

Прежде чем рисовать блеск, к примеру, стеклянной глазури, нужно уверенно определить в рисунке общую форму и конструкцию , а также пропорции , объем, освещённость предмета, который рисуешь. Это как бы каркас, который нельзя разрушать способом обработки и деталировки.

Поэтому постановки "на материальность" ставятся тогда, когда с ученика можно требовать достаточно уверенной и грамотной работы с формой и пропорциями. Как правило, это уровень старших классов художественной школы и первых курсов художественного училища.

Какие есть возможности для передачи всех богатств натуры у художника, который рисует предметы на бумаге только простым графитным карандашом серого цвета?

Не так много, но и не мало. Прежде всего, это многообразие возможных вариантов штриховки . В разных методиках обучения разных традиционных школ есть и свои традиции приёмов штриховки. Где-то признают только перекрёстный штрих, где-то с отрывом карандаша от бумаги, где-то - близкий к тушёвке. Но и в рамках каждой школы художник может научиться чувствовать и использовать возможности штриха. Собственно, для художника это и есть цель обучения - суметь понять и овладеть тем, чему тебя учат, а потом уже пользоваться этими умениями сознательно и вне ограничивающих рамок.

Также очень важно точно видеть тональные различия между предметами в целом и их собственные светотеневые градации. Этого тоже можно добиться только практикой и наблюдением за натурой.

Приведу для примера последовательность работы над учебным натюрмортом, где ставилась задача передачи материальности предметов. Стекло, керамика и металл.

Вначале, легко касаясь карандашом бумаги, надо наметить общий характер формы предметов, их пропорции и расположение в пространстве (рис. 1). Главное при этом определить размеры каждого из этих предметов и их пропорции (по высоте, ширине, глубине).

4. Конструктивный анализ формы (рис. 2)

Сначала намечаются контуры каждого предмета как видимые, так и невидимые. Вследствие чего на рисунке получается как бы изображение проволочных моделей. Выявляя конструктивную основу формы необходимо внимательно проверить перспективные построения. После всего следует наметить границы света и тени падающие и собственные.

5. Выявление объема предметов (рис. 3)

Объем предмета в рисунке передается при помощи перспективы и лепки формы светотени – тона. Тон – это физическая характерность света (количество и качество света на поверхности предмета). Свет, падая на поверхность тела, меняется в тоне в зависимости от положения плоскостей в пространстве по отношению к источнику света. Приступая к выполнению объема предметов тона, прежде всего надо определит самое светлое и самое темное место на натуре. Установив эти два полюса, обратим внимание на полутени. Для этого надо внимательно проследить направление световых лучей и определить на какую плоскость лучи света падают прямо, а по каким плоскостям они скользят, где будет собственная тень предмета. Затем надо наметить тени, падающие от каждого предмета. вначале , легко прикасаясь карандашом к бумаге, надо проложить тоном теневые места на каждом предмете. Это поможет яснее увидеть массу каждого предмета. После чего прокладываются полутени усиливая тени в теневых местах, и наконец, прокладываются тени, падающие от предмета.

6. Детальная прорисовка формы (рис. 4)

При детальной прорисовке формы надо внимательно наблюдать за всеми оттенками и переходами светотени, за всеми деталями формы. Работать над деталью долго не следует, т.к. пропадает сторона восприятия, лучше перейти к другой, рядом находящейся части.

Каждая линия, каждый штрих наносятся на плоскость бумаги, помогают выразить объем и форму каждого предмета. Штрихи должны наноситься по форме, для чего необходимо проследить, как изгибается поверхность предмета, в какую сторону направлена та или иная плоскость. Должны быть ясно видны направления линий и штрихов, подчеркивающих характер плоскости. При проработке форм предметов натюрморта должна проходить и серьезная аналитическая работа. Необходимо внимательно прорисовать каждую деталь предмета, выявить ее структуру, передать характерные особенности материала, проследить, как увязываются составные элементы между собой и с общей формой, чем отличается блик на кувшине от блика на стакане и тарелке, и от блика на яблоке и груше.

Синтез

Заканчивая рисунок, надо внимательно проверить общее впечатление от изображения и натуры. Когда четко прорисована форма каждого предмета следует посмотреть на свой рисунок издали, чтобы отдельные предметы не были слишком сильны по тону (черными) и не выпадали (не вырывались) из рисунка, проверить силу рефлексов с натурой. Рефлексы не надо делать очень яркими, они не должны спорить ни со светом, ни с полутенями. Рефлексы должны пропадать, сливаться с тенями.

Подводя итоги работы над рисунком натюрморта, необходимо вновь вернуться к первоначальному восприятию натурной постановки – к цельности зрительного восприятия. Предметы, находящиеся в центре поля зрения, мы видим более четко и ясно, предметы вне зрительного центра, воспринимаются не так ясно и четко. Следовательно, учитывая закономерность восприятия, надо в рисунке выделить главное, смягчить второстепенное. Законы психологии зрительного восприятия говорят о том, что предметы, окружающие человека, воспринимаются не все одинаково и прежде всего в зависимости от степени удаленности предмета от зрителя, поэтому плановость изображения в передаче натюрморта должна являться одним их главных условий рисунка.


Рисунок – это изображение на плоскости.
Но познаваемый мир – не плоскость, а трёхмерное пространство. Все предметы этого мира трёхмерны, они объёмны, как и сам мир.
Через рисунок геометрических тел ребенок учится видеть окружающий его мир и понимать, что все предметы этого мира состоят из набора таких простых геометрических тел, как куб, цилиндр, конус и так далее. Для правильного построения предметов и передачи их трёхмерности на плоскости листа мы используем конструктивный рисунок.
Недостаточно внимательное отношение к конструктивному рисунку геометрических тел скажется на всех последующих заданиях по рисунку. Ведь нельзя научиться грамматике, если алфавит изучать выборочно. Решая более серьёзные задачи, мы постоянно будем возвращаться к первоначальному источнику.
При прохождении курса "Рисунок" учащиеся осваивают основы наблюдательной, т.е. наглядной перспективы, они приобретают навыки последовательной работы над рисунком по принципу: от общего к частному и от частного к обогащенному общему, а также осваивают технические приемы рисунка – от самых простых до более сложных. Кроме того, на занятиях по длительному рисунку проводится работа над воспитанием комплекса необходимых для художника качеств (так называемая "постановка глаза", развитие "твердости руки"). Сюда входят также, помимо способности "цельно видеть", умение наблюдать и запоминать увиденное, острота и точность глазомера.
Цели урока:
Воспитательная: воспитать у учащихся интерес к изучению академического рисунка
Развивающая: развить умение применять знания построения простых геометрических и фигур вращения, увидеть их в изображении сложных предметах быта.
Обучающая: продолжение знакомства с пропорциями и построением предметов на примере ряда сложных фигур. Научить изображать предметы быта с натуры и по представлению.
Задачи:
1. Активация мыслительной деятельности каждого ребенка для применениях их в практике;
2. Овладение основами изобразительной грамоты и техникой выполнения конструктивного рисунка для изображения предметов быта
Оборудование для учащихся:

  • Мольберты, бумага (формат А3), кнопки;
  • Карандаши различной мягкости, ластик;
  • Иллюстративный раздаточный материал;
  • Наглядные пособия.

Оборудование для преподавателя:

  • Методические наглядные пособия
  • Доска, фломастер, губка.
  • Наглядная композиция из различных предметов быта (чайник, ваза, кружка, чаша и т. д).

Структура урока:

I – Организационный момент

  • Приветствие; проверка готовности учащихся и кабинета к занятиям,
  • Проверка присутствующих, заполнение журнала.

II – Изучение нового материала-30мин.

  1. Введение в тему урока - 3-5 мин.
  2. Тестирование знаний учащихся - 5 мин. Мини-просмотр, беседа-5 мин.
  3. Объяснение новой темы и презентация нового учебного материала- 10-мин.
  4. Практическая демонстрация педагогом последовательности действий учащихся - 5 мин.

III – Практическое выполнение работы (на усмотрение учителя);

Динамическая пауза 5-10 мин;

IV – Подведение итогов. Просмотр. Выявление ошибок и пути исправления 5

V – Домашнее задание.2 мин

Зарисовать бытовые предметы, которые у вас есть дома, по принципу построения предметов на основе геометрических фигур.

1) Ли Н.Г. -Рисунок. Основы учебного академического рисунка. Учебник,-М.: Эксмо ,2011.

Ход урока

Приложение.
Построение сложных предметов быта



Построение овала

Объёмные фигуры вращения


КОНУС



ЦИЛИНДР

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА УРОКА : Конструктивное построение предметов быта.

Цель: Объяснить закономерности построения предметов быта.

Овладеть знаниями принципов построения предметов.

Формирование навыков рисования предметов быта с натуры.

Овладеть умением принципов построения композиции.

Оборудование:

Электронное наглядное пособие.

Проектор для электронного наглядного пособия.

Доска для наглядного объяснения (доска для педагогического рисунка).

Натюрморт из двух предметов.

Для учащегося :

Материал - бумага А3 , карандаш, резинка.

У-ль: Ребята! Сегодня тема нашего урока: Конструктивное построение предметов быта.

Скажи те мне, а из чего состоит натюрморт?

У-ки: Из предметов

У-ль: Правильно, но все предметы очень разные, не похожие друг на друга цветом, размером и формой.

Что же делать художнику? Как быстро и легко нарисовать любой предмет? Давайте внимательно посмотрим по странам?

Обращение к доске.

Представлен наглядный ряд:

Тарелка. Арбуз. Часы - они все круглые.

Поэтому говорят, что эти предметы имеют основную форму круга.

А какие предметы в классе вы видите, основной формой которых и является круг?

У-ки: Крышка, часы, глобус, шар гипсовый…

Телевизор. Тумба. Портфель - основная форма квадрат.

А какие предметы в классе вы видите, основной формой которых и является круг?

У-ки: Куб, доска, парта, картина…

У-ль: То есть художник в каждом предмете пытается увидеть основную форму и сначала рисует её, а потом прорисовывает различные детали.

А кто мне скажет, какие вы знаете основные формы?

У-ки: Круг, квадрат, треугольник, ромб…

У-ль: Верно, но есть и другие более сложные формы ,например различные многоугольники. Но не будем забывать, что большое значение имеет размер формы часто одна и та же форма бывает разных размеров. Например: большой квадрат и маленький.

Теперь запомним правило: Прежде чем нарисовать любой предмет надо внимательно рассмотреть его , определить основную форму и её размер.

hello_html_7725a910.jpg

У –ль: Разобравшись в том, что каждый предмет в своей основе является геометрической фигурой. Мы смело можем построить его .

Читайте также: