Педагогические принципы обучения в физическом воспитании сообщение

Обновлено: 01.06.2024

Образование — это сложный процесс одновременного развития интеллектуального, эстетического начал в человеке, формирования его мировоззрения и идейно-политических взглядов, решения задач трудового и патриотического воспитания.

Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, направленный на овладение природными силами студентов и опосредованный их культурным отношением к своим физическим возможностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в процессе воспитания как развитие элементов культуры, особых личностных качеств.

Физическая культура, решая свои специфические задачи, в то же время оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности, и, прежде всего, на нравственное воспитание, укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими упражнениями является нравственным долгом человека.

Занятия физической культурой и особенно спортом требуют знаний, побуждающих к изучению их влияния на организм человека, умения грамотно использовать средства и методы применительно к своим индивидуальным возможностям и условиям. Все это способствует умственному развитию, интеллектуальному совершенствованию.

Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.

Воспитание физических качеств основано на постоянном стремлении сделать для себя сверхвозможное, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого с самого рождения необходимо постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является учебный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление необходимого учебного материала для последующего его использования в жизни (высокопроизводительный труд).

Принципы обучения в физическом воспитании - Методические принципы физического воспитания

Методические принципы физического воспитания

Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими принципами, и это оправдано, так как физическое воспитание является одним из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:

  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • последовательность;
  • динамичность.

Принцип сознательности и активности. Этот принцип предусматривает формирование сознательного отношения и устойчивого интереса к физической активности. Это обеспечивается определенной мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, произвести коррекцию телосложения, достичь высоких спортивных результатов. В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую отметку по физической культуре.

Принцип визуализации. Визуализация является необходимой предпосылкой для овладения движением. Во время учебно-тренировочного занятия главное — создать правильный образ, образ двигательной задачи или отдельного элемента, прежде чем пытаться его выполнить.

Принцип доступности. Этот принцип требует строгого учета возрастных и гендерных особенностей, уровня подготовленности, а также индивидуальных различий в физических и умственных способностях учащихся.

Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-воспитательном процессе, а предполагает посильную меру этих трудностей, которые могут быть успешно преодолены.

Принцип систематичности. Принцип систематичности означает, прежде всего, регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха. Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расход энергии, восстановление, перевосстановление, возвращение к исходному уровню. Именно поэтому занятия по физической культуре никогда не проводятся два дня подряд.

Принцип динамичности. Принцип динамизма, или постепенного повышения требований, заключается в постановке все более сложных задач по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении двигательных заданий, в увеличении объема и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности).

Средства физического воспитания

К средствам физического воспитания студентов относятся физические упражнения, оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы.

Физические упражнения — это двигательные действия, которые по форме и содержанию отвечают задачам физического воспитания. Если в целях спортивной тренировки используется бег, то это естественное двигательное действие приобретает рациональные формы. То же самое можно сказать и о любых других двигательных действиях, которые первоначально возникли в сфере труда и быта, а затем, видоизменяясь, стали физическими упражнениями, средствами физического воспитания. Взаимосвязь физических упражнений с физическим трудом заключается в том, что, возникнув на основе трудовой деятельности, упражнения стали средством физкультурно-спортивной практики, подготовки к труду. Количество физических упражнений, разработанных и применяемых в различных видах спорта, чрезвычайно велико. Они существенно отличаются друг от друга по форме, содержанию и целевой направленности.

Рекреационные силы природной среды и гигиенические факторы также являются средствами физического воспитания. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды служат для укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.

Рекреационные силы природы используются в процессе физического воспитания двумя способами:

  • в качестве сопутствующих условий (занятия на открытом воздухе, в горном климате), усиливающих воздействие физических упражнений;
  • при организации специальных дозированных процедур (закаливающие сеансы, воздушные, солнечные и водные ванны).

Физические упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания способствуют повышению общей устойчивости организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды.

Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания усиливает положительный эффект физических упражнений. Гигиенические требования к режиму нагрузки и отдыха, питанию и экологическим условиям занятий (чистота, освещение, вентиляция места занятий) способствуют повышению эффективности физических упражнений.

Методы физического воспитания

В процессе физического воспитания используются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:

метод регламентированных упражнений предусматривает:

  • твердо предписанную программу движений (заранее определенный состав движений, порядок повторений);
  • по возможности точную дозировку нагрузки и контроль динамики в процессе выполнения упражнений, четкую регламентацию места и продолжительности интервалов отдыха
  • создание или использование внешних условий, облегчающих контроль за действиями занимающихся (использование вспомогательного оборудования, тренажеров, срочный контроль за воздействием нагрузки).

Этот метод в практике физического воспитания и спорта имеет множество вариантов, имеющих общую, единую, цель: обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных навыков, привычек или направленного воздействия на развитие определенных физических качеств и способностей.

Словами можно сообщить необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставить задачу и сформулировать отношение учащихся к ней, ими можно направлять процесс выполнения, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение учащихся.

Через сенсорную методику обеспечивается наглядность, которая в физическом воспитании понимается очень широко. Это не только зрительное восприятие, но и слуховые, мышечные ощущения.

Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям

Обучение двигательным действиям направлено на доведение двигательных навыков, привычек и соответствующих знаний до определенного уровня совершенства.

Двигательный навык — это такая степень владения техникой действия, при которой повышается концентрация внимания на составных операциях (частях), наблюдается неустойчивое решение двигательной задачи.

В процессе повторения тренируемого двигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, механизмы координации осваиваются и постепенно автоматизируются, а двигательное умение перерастает в навык.

Двигательный навык — это такая степень овладения техникой действия, при которой управление движением (движениями) осуществляется автоматически, а действия характеризуются надежностью.

Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Классический пример: научиться ездить на велосипеде или плавать, которые являются сложными двигательными навыками, невозможно переучить.

Процесс обучения двигательному навыку включает в себя три этапа:

  • Развитие физических качеств.
  • Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. Отечественная спортивная теория выделяет пять физических качеств: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей фкнкциональных систем организма, их подготовленности к двигательной деятельности.
  • Развитие силы. Сила (или силовые способности) в физическом воспитании — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечного напряжения.

Различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила — это общая сила всех групп мышц, участвующих в движении.

Относительная сила — это количество абсолютной силы на 1 кг веса тела человека.

Тренировка ловкости. Под быстротой понимается комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и преимущественно определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательных реакций.

Тренировка выносливости. Как физическое качество, выносливость связана с утомлением, поэтому в самом общем смысле ее можно определить так: выносливость — это способность противостоять утомлению.

Существует два вида выносливости:

  • Общая выносливость — это способность выполнять работу с низкой интенсивностью в течение длительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения.
  • Специальная выносливость — это способность эффективно выполнять работу в определенном виде трудовой и спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление.

Воспитание ловкости (координационных способностей). Ловкость — это способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в способности быстро осваивать новые движения, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой.

Развитие гибкости. Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Наличие гибкости связано с наследственностью, но на нее также влияют возраст и регулярные физические нагрузки. Различные виды спорта по-разному влияют на воспитание гибкости.

Спорт — неотъемлемая часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и тренировки, в ходе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

Спорт оказывает огромное влияние на физическое и духовное развитие человека. Кроме того, активное участие в спорте способствует формированию здорового образа жизни молодежи. Так, большинство студентов, занимающихся спортом, выражают негативное отношение к наркотикам и курению. Кроме того, молодые спортсмены иногда употребляют алкоголь. Поэтому целесообразно усилить пропаганду спортивного стиля и здорового образа жизни во всех высших учебных заведениях страны. К сожалению, в настоящее время не все студенты понимают важность спортивного образа жизни. Исходя из этого, преподаватели физической культуры в вузах на занятиях должны настойчиво разъяснять студентам теоретические положения здорового образа жизни и побуждать их включать его основные положения в повседневную жизнь.

В период обучения в вузе, где происходит формирование личности будущего специалиста, у студентов формируется убеждение в необходимости постоянной работы над собой, изучения особенностей организма, рационального питания, оптимального использования своего физического потенциала, ведения здорового образа жизни. Изучение факторов здорового образа жизни показало, что динамика отношения к нему неуклонно ползет вниз, это снижение связано с изменениями в социальной среде и общим снижением уровня жизни.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Зайцев Юрий Иванович

Цель: реализации принципов обучения и воспитания уроках физической культуры.

  1. Принцип воспитывающего обучения.
  2. Принцип сознательного и активного усвоения знаний, умений и навыков.
  3. Наглядность в обучении.
  4. Принцип систематичности и последовательности, доступности и прочности, научности.

Цели и задачи обучения движениям могут быть достижимы только в том случае, если процесс осуществляется в соответствии с законами дидактики, известными под названием "дидактические принципы". Именно их использование определяет ход обучения в целом, на всех его этапах, в соответствии с целями преподавания и обучения. До сих пор нет единого мнения о числе и составе дидактических принципов в системе физического воспитания.

Проблема дидактики в физическом воспитании появилась тогда, когда стало невозможным учить по принципу "Делай как я!" Многообразие физических упражнений в физической культуре и спорте в наше время таково, что научить занимающихся выполнять каждое из них только с помощью описания и показа невозможно.

Использование законов дидактики помогает сделать обучение всесторонним, а всесторонняя двигательная подготовка позволяет школьнику выполнять различные упражнения, даже те, которые специально не изучались на занятиях. Особенно актуально это сегодня, когда осуществляется реформа действующей системы физического воспитания.

Принципы обучения двигательным действиям определяют процесс преподавания в соответствии с целями воспитания и образования, закономерностями усвоения знаний, умений, навыков. Методика обучения двигательным действиям, являясь частью общей дидактики, включает те же дидактические принципы, что и общая дидактика, хотя содержательная сторона каждого принципа и пути его реализации имеют свою специфику.

Принципы обучения двигательным действиям группируются по следующим признакам.

Двигательная плотность и эффективность учебно-тренировочных занятий зависит от дисциплинированности, настойчивости, воли и организованности занимающихся. Невнимание к привитию у занимающихся норм и правил поведения, определяющих их отношение друг к другу, к учителю и другим людям, отношение к справедливости и несправедливости неизбежно формирует эгоизм. Хорошие условия для нравственного воспитания создаются во время занятий играми, т.к. правила игры требуют ограничения собственных интересов в угоду команде.

Для воспитания воли в процессе занятий, перед учащимися во время игры ставятся дополнительные трудности (например, в волейболе - нападать только левой рукой, или волейбольная сетка завешивается материалом, или ограничиваются технические и тактические варианты).

Здесь очень хорошо потребовать от уставшего ученика новых усилий, концентрации внимания, сосредоточенности; или когда все ученики настроились на окончание занятия, собираются уходить, учитель организует разучивание общеразвивающих упражнений в течение 5-20 минут.

Хороши в этом плане и л/атлетические упражнения, когда учитель использует бег на разные дистанции, преодоление жестких препятствий, бег по снегу, песку и т.д. Чтобы добиться органичного соединения обучения с воспитанием, важно, в первую очередь, правильно организовывать учебно-тренировочный процесс. Неумение учителя вести урок - главная причина недисциплинированности занимающихся учеников. Только тогда, когда ученики осознают, что с каждым занятием приобретают что-то новое, а не просто играют в волейбол или другие виды спорта. Все элементы урока при четкой организации способствуют воспитанию сознательного стремления к соблюдению установленного порядка.

Максимальная отдача от занимающихся возможна только в том случае, если учитель организует занятия так, чтобы каждый чувствовал удовлетворение.

Принцип научности. Научность - отличительный признак системы физического воспитания. Реализация его требует выполнения ряда условий:

Принцип доступности обучения. Качество усвоения материала учебной программы зависит от многих факторов, но при прочих равных условиях материал будет усвоен только в том случае, если он доступен ученику. Принцип доступности требует соответствия материала, а также средств и методов его освоения и форм организации обучения их подготовленности.

Принцип доступности требует реализации следующих требований:

  1. Физическая подготовка обучаемого должна соответствовать особенностям изучаемого действия, специфике решаемой задачи.
  2. Обучаемый должен разобраться в логике изучаемого двигательного действия и сосредоточить внимание на решающих условиях его выполнения.
  3. Психическая подготовленность обучаемого должна соответствовать специфике изучаемого двигательного действия.
  4. Средства, методы и формы организации обучения должны соответствовать уровню умственного развития и технической подготовленности.

Принцип сознательного и активного усвоения двигательных знаний, умений и навыков.

Неосознанное выполнение упражнений - одна из основных причин, тормозящих успех физического развития, а главное, не делает физическую культуру привычной в бытовой жизни. К сожалению, этот пробел в работе педагога обнаруживается не сразу.

Механическое заучивание и подражание наносят непоправимый ущерб умственному и нравственному развитию занимающихся физической культурой. Правильно организованное обучение требует от занимающихся не просто восприятия увиденного, а серьезной умственной переработки материала. Исследования показали, что только на 23 % занятий до учащихся доводилась цель обучения, более чем на половине занятий ученикам сообщалась только тема занятия, а не конкретная цель обучения, а на 36 % занятий и этого не делалось.

Деятельность представляет собой систему действий, связанных единой целью. Это значит, что цель обучения должна стать главным побуждающим фактором всех действий обучаемого. Таким образом, первое требование реализации принципа - обеспечить осознание потребностей и формирование на этой основе мотивов, целей учебной деятельности.

Данный принцип не может быть реализован в отрыве от принципа воспитывающего обучения, т.к. в формировании необходимого спектра мотивов участвуют семья, школа, различные группы и коллективы.

Второе требование - ученик должен осознанно выполнять все операции и действия учебной деятельности, т.е. свободно ориентироваться в учебном задании; выделять смысл и условия решения задачи; анализируя и корректируя свои действия. Многократное проговаривание вслух задания, громкий анализ собственных попыток помогает осознать и овладеть действием.

Третье требование - активно формировать и регулировать мотивы учения. Активность обучаемого определяется внутренними и внешними факторами. Внутренние: это мотивы, учения и др. виды деятельности (возрастные). Внешние факторы, обуславливающие активность, очень многочисленны и многообразны. Среди них возможность удовлетворения потребностей.

В реализации данного требования учитель должен исходить из следующих правил:

  1. Обеспечить доступность учебного задания для каждого ученика.
  2. Снижать актуальность тех потребностей, которые не имеют отношения к решению учебной задачи.

1. Бабанский Л.П. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982. – С. 25-50; 70-79.

2. Педагогика ФК и С. - М., 1982/2000., с. 112-121

3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология ФК и С. – М. Академия, 2000, с. 34-40

4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика ФВ. - М.: Академия, 2000. - С. 52-64.

В современной литературе проблемы физкультурного образования рассматриваются с разных позиций. Однако в меньшей степени разрабатываются проблемы физкультурного образования с точки зрения социологии и социальной педагогики.
Актуальность данного подхода, на наш взгляд, состоит в том, что социология образования предполагает анализ образовательных проблем в социальном контексте, то есть неотрывно от всех инноваций, происходящих в обществе, тех перемен, которые и обусловливают необходимость дальнейшей разработки содержания физкультурного образования. Социология образования исследует социальную детерминацию образования, эффективность реализации общественной потребности в нем, влияние образования на другие сферы общественной жизни, проблемы содержания образования и его совершенствования.
Изменение характера общества в последнее десятилетие привело к формированию новой социальной структуры, а также к изменению ориентации социальных групп в сфере физической культуры и спорта, их двигательной активности и идеологии здорового образа жизни.

Оценить 992 1

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА

Общепедагогические принципы физкультурного образования и спорта……..4

Список использованной литературы…………………………………………. 11

В настоящее время физическое воспитание подрастающего поколения организуется в рамках уроков по физической культуре в общеобразовательных школах, а также в структурах дополнительного образования - это ДЮСШ, спортивные клубы, секции.

Основной формой организации физического воспитания в них является учебно-тренировочный процесс, где одновременно решаются и общие, и специфические задачи физического воспитания.

Задачи учебного (теоретического, образовательного) направления, хотя и считаются очень важными, решаются в рамках тренировочного направления по остаточному принципу, то есть большая часть времени затрачивается на физическую подготовленность. Качество учебного процесса по физическому воспитанию определяется по спортивным результатам.

Общепедагогические принципы физкультурного образования и спорта

ПРИНЦИП ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – есть определяющее требование, регулирующее процесс целенаправленного формирования физического совершенства. Различают социальные, общепедагогические и специфические принципы

Общепедагогический подход предполагает в качестве методологической осно­вы использовать классические закономерности обучения, сформулированные Я. А. Коменским в XVII веке. Поскольку их реализация нацелена, главным образом, на воспитание и обучение личности, в педагогике эти принципы обозначают как ди­дактические. Это принципы сознательности, активности, наглядности, доступнос­ти, систематичности и прочности. Они отражают общее состояние современной пе­дагогической технологии и могут быть использованы в любом педагогическом про­цессе.

Принцип сознательности и активности. Назначение этого принципа в том, чтобы сформировать у занимающихся интерес, осмысленное отношение и потребность к физкультурно-спортивной деятельности, стремления к самопознанию и самосовершенствованию.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности является предвидение результатов деятельности.

Одним из важнейших требований данного принципа является определение адекватных целей и текущих педагогических задач, а также разъяснение их сущности занимающимся. Перед коллективом и конкретной

Осмысленное выполнение физических упражнений, несомненно, способствует мобилизации индивида, тем самым повышая эффективность образовательного аспекта занятий и рост духовности занимающегося.

АКТИВНОСТЬ - это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков. Активность может проявляться в различных видах: двигательной активности, приобретении знаний, в выполнении самостоятельных занятий, дисциплинированности.

Согласно теории деятельности (С.Л. Рубштейн, Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев) активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует мотивы, потребности, интересы и цели.

Современные исследования показывают, что в процессе формирования потребностей индивида в двигательной активности существенную роль играют три фактора. В первом факторе отражено влияние спортивных традиций в семье (личный пример родителей, авторитет преподавателей). Второй фактор отражает взаимосвязь мотивационной сферы и ожидаемых результатов от занятий физическими упражнениями (снижение жировой массы, гармоничное телосложение, повышение мышечного компонента). Третий фактор отражает общие закономерности развития и самоорганизации живых систем, определяющие комплексность воздействия культурных, социальных факторов и биологических потребностей индивида в процессе сознательности и активности.

Сознательность и активность – это два взаимосвязанных фактора. Сознательность без активности приводит к пассивной созерцательности, а активность без сознательности – к нецелесообразным действиям. Только через осознанную активность можно решить намеченные задачи.

Принцип наглядности – обозначает привлечение органов чувств человека в процессе познания. Наглядность в физической культуре существует в таких формах как зрительная, звуковая и двигательная.

Зрительная наглядность – (демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видео-фильмов) содействует главным образом уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений. Применяют зрительную наглядность на всех этапах овладения двигательными действиями.

Звуковая наглядность – (различные звуковые сигналы голосом, аппаратурой) имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик движений. Звуковая наглядность играет ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям.

Двигательная наглядность – предусматривает формирование у человека представления о физическом упражнении за счет мышечных ощущений, которые возникают у него при попытках выполнить двигательное действие. Прочувствовать особенности двигательного действия – значит понять сущность двигательного действия.

Комплексное использование всех форм наглядности в учебно-тренировочном процессе обеспечивает качественный переход от чувственного познания к пониманию сущности изучаемого материала. При

использовании комплексных форм наглядности необходимо учитывать ряд положений. Эффективность тех или иных средств обусловлена индивидуальными особенностями восприятия (доминированием функций зрительного, слухового, тактильного анализатора), а также балансом взаимодействия первой и второй сигнальной систем высшей нервной деятельности индивида (преобладанием предметно-чувственного или словесно-логичесого восприятия). Степень и характер применения наглядности различны в зависимости от этапа обучения, возраста, пола. Подготовленности и типологических особенностей нервной системы занимающегося. Целенаправленное использование комплексных форм наглядности существенно повышает эффективность учебно- воспитательного процесса.

Принцип доступности и индивидуализации – означает оптимальное соответствие задач, средств и методов физической культуры возможностям занимающегося. При реализации принципа должна быть учтена как готовность занимающегося к обучению, так и объективность трудностей, возникающих при выполнении заданий: координационной сложности, опасности, энергоемкости. Достижение в занятии полного с педагогических позиций, соответствия между трудностями и возможностями занимающегося характеризует оптимальную меру доступности.

В практике реализации принципа доступности необходимо соблюдать правила: от легкого к трудному, от простого к сложному, от главного к второстепенному.

Индивидуализация учебно-тренировочного занятия выражается в дифференциации учебных занятий, норм физической нагрузки и способов ее регулирования, форм занятий и приемов педагогического воздействия. Поскольку организм индивида обладает присущей только ему качественной определенностью в реакции на физическую нагрузку, чрезвычайно важно определить индивидуально доступный порог мощности и энергоемкости выполняемых заданий.

Принцип систематичности предполагает построение учебно-воспитательного процесса в виде алгоритма и требует, чтобы занятия физическими упражнениями не сводились к проявлению эпизодических, разрозненных мероприятий, а осуществлялись непрерывно и последовательно. Последовательность в занятиях физическими упражнениями обеспечивается при выполнении ряда условий. Прежде всего, это обеспечение последовательного перехода от развития одних двигательных способностей к другим; строгого согласования и распределения учебного материала с предыдущим; целесообразного порядка применяемых физических нагрузок. В этом процессе важное значение имеет

учет возрастного развития физических способностей, а также переноса двигательных навыков.

Фундаментальной основой принципа систематичности является: выполнение нагрузок в дидактически оптимальной последовательности, выполнение заданий на уровне доступной трудности, использование интервала отдыха, обеспечивающего процесс суперкомпенсации функций.

Одним из важных аспектов в реализации принципа систематичности является многократное повторение одних и тех же заданий в отдельном занятии, а также самих занятий на протяжении относительно длительного времени. Наряду с этим рассматриваемый принцип предусматривает определенную вариативность используемых средств, методов, нагрузок, форм организации занятий, условий их проведения, что является предпосылкой всестороннего и гармоничного развития индивида.

Первая группа принципов отражает социально-педагогические детерминанты воспитательного процесса личности и общества в целом. Она определяет генераль­ное направление воспитательного процесса в обществе, выполняя его социальный заказ. В сфере физической культуры совокупность предикативных признаков ин­тегрирует в систему принципы оздоровительной направленности воспитательного процесса, гармоничного развития личности (его связь с умственным, нравствен­ным и эстетическим развитием индивида), принципы целевой подготовки к высо­копроизводительному труду и оборонной деятельности.

Вторая группа так называемых методических принципов физического воспита­ния, отражает общие закономерности образовательно-воспитательной деятельно­сти в процессе занятий физическими упражнениями.

Она включает совокупность принципов обучения, развития физических качеств и общедидактических принци­пов. Дидактические принципы воспитания конкретизируются применительно к спе­цифике педагогического процесса в сфере физической культуры. Они детермини­руют методологию и особенности обучения двигательным действиям, освоение парадигмы специфических знаний, а также предусматривают оптимизацию процес­сов целенаправленного развития физических способностей. Структуру этой груп­пы принципов определяет совокупность неразрывно связанных принципов созна­тельности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, система­тичности.

Третья группа принципов отражает специфические закономерности построения учебно-воспитательного процесса. Основные требования этой группы предусмат­ривают его алгоритмизацию на основе технологических подходов. В эту группу вхо­дят принципы непрерывности, прогрессирования тренирующих воздействий, цик­личности и возрастной адекватности воздействия. Реализация требований этой группы принципов в практике предусматривает учет закономерностей биологичес­кого развития объекта воспитания (скачкообразный характер развития моторных функций и вегетативных систем организма, неравномерность темпов развития фи­зических качеств и т.д.), а также генетически обусловленную способность индивида к саморегуляции и самоуправлению. Таким образом, унифицированная система принципов физической культуры интегрирует все три отмеченные группы принци­пов в целостном процессе формирования физической культуры общества и личности.

В настоящее время в образовании на первое место выходит его гуманистичес­кий смысл - образование рассматривается с точки зрения интересов личности, удов­летворения ее потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном раз­витии.

Главная цель физкультурного образования - формирование физической культу­ры личности. Физическая культура личности - это определенный уровень физичес­кого развития человека, его личных качеств, навыков, специальных знаний и ценно­стных ориентации, достигнутых в результате специальной деятельности.

Определить уровень физической культуры личности можно по следующим пока­зателям:

- устойчивость интересов и мотивов личности к физическому совершенствова­нию;

- объем физкультурных знаний;

- объем усвоенных двигательных умений;

- гигиенические навыки и привычки;

- соблюдение режима физической активности;

- уровень развития основных физических качеств.

В теории физической культуры к содержанию физической культуры относят сле­дующие компоненты: физическое воспитание, спорт, физическую рекреацию и фи­зическую реабилитацию. Физическое воспитание в свою очередь включает в себя такие компоненты как физическое развитие и физкультурное образование.

Основные задачи в области физического воспитания можно классифицировать следующим образом:

Первую группу задач принято называть специфическими. К ним относятся:

- обеспечение оптимального развития присущих человеку физических качеств: силы, быстроты, ловкости и др.

Вторую группу задач можно назвать общепедагогическими. Это задачи нрав­ственного, этического, мировоззренческого, психологического и аксиологическо­го (ценностного) характера.

Третью группу составляют специальные задачи в области физкультурного обра­зования, в меньшей степени разработанные в теории физического воспитания.

В современной социологии физкультурное образование определяется как со­вместная деятельность людей по подготовке к занятиям физической культурой. Физическая культура предполагает сознательное формирование и поддержание человеческой телесности, куда входит телосложение, телесно-двигательные каче­ства и двигательные действия. Она призвана обеспечить физическое состояние людей, целенаправленное использование их досуга, создание условий для обще­ния в процессе занятий физическими упражнениями и подготовку к спортивной деятельности.

В своем общекультурном значении физкультурное образование выполняет сле­дующие задачи:

1. Познавательную задачу - обеспечивая передачу знаний в области физической культуры от одного поколения к другому.

2. Социальную, выполняющую роль адаптации людей к конкретным условиям жизнедеятельности.

3. Культурообразующую, обеспечивая развитие самой физической культуры.

4. Гуманистическую, культивирующую и развивающую способности человека, раскрывающие его творческий потенциал.

Особое значение физкультурного образования состоит в том, что оно не только передает знания и развивает возможности личности, но и вводит человека в опре­деленный культурно-исторический процесс, где физическая культура становится для него не только средством, инструментом для достижения каких-то целей, но и час­тью культуры личности. Человек становится способным самостоятельно моделиро­вать свой образ и стиль жизни, а также состояние своего здоровья.

В современной литературе проблемы физкультурного образования рассматриваются с разных позиций. Однако в меньшей степени разрабатываются проблемы физкультурного образования с точки зрения социологии и социальной педагогики.

Актуальность данного подхода, на наш взгляд, состоит в том, что социология образования предполагает анализ образовательных проблем в социальном контексте, то есть неотрывно от всех инноваций, происходящих в обществе, тех перемен, которые и обусловливают необходимость дальнейшей разработки содержания физкультурного образования. Социология образования исследует социальную детерминацию образования, эффективность реализации общественной потребности в нем, влияние образования на другие сферы общественной жизни, проблемы содержания образования и его совершенствования.

Изменение характера общества в последнее десятилетие привело к формированию новой социальной структуры, а также к изменению ориентации социальных групп в сфере физической культуры и спорта, их двигательной активности и идеологии здорового образа жизни.

Деятельность специалиста по физической культуре и спорту протекает среди представителей самых разных социальных групп и слоев, что обусловливает необходимость формирования у специалиста социологической культуры.

Список использованной литературы

Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. М.: Советский спорт, 2003. 464 с.

Виленский М.Я., Зайцев А.И., Ильинич В.И. Физическая культура для студентов: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2011.

Физиологические основы двигательной активности Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. М., ФиС. 2011.

Физическое воспитание. Под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова. М., Высшая школа. 2013.

Гигиена физического воспитания. Я.С. Вайнбаум. М., Просвещение. 2009.

Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе. М.Я. Виленский. М. 2012.

Физическая культура в жизни студента. В.М. Рейзин, А.С. Ищенко, Минск, Высшая школа. 2010.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Л.Я. Иващенко, Н.П. Страпко. Киев. 2008.

Физическая культура студента. Под ред. Ильиничина В.И. М. 2011г.

Физиология человека. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М. Мир. 2014.

Тестирование в спортивной медицине. В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. М. ФиС. 2008.

Физическая культура в самовоспитании личности будущего учителя. М.Я. Виленский, В.А. Беляева. М. 2005.

Принципы физического воспитания

Одним из главных направлений обучения является физическое воспитание, ориентированное на развитие здоровой, гармонично развитой, социально активной личности. Указанные задачи воплощаются при помощи системы педагогических принципов.

Принципы физического воспитания – это базовые положения, регламентирующие содержание, построение, организацию педагогического процесса. Данные требования определяют деятельность педагога по всесторонней физической подготовке учащихся.

Классификация принципов физического воспитания такова:

  1. Общие;
  2. Методические (дидактические);
  3. Специфические.

Общеметодические и специфические

Понятие общих принципов

В общих принципах физического воспитания отражается методика педагогического процесса в целом. Эти установки определяют главные направления физвоспитания в социуме. К ним относятся:

1. Всестороннее и гармоничное развитие личности.

В ходе обучения физкультуре следует интегративно решать задачи трудового, эстетического, умственного, физического воспитания. В этом случае сформированные физические качества и способности индивида будут иметь общественную ценность.

Для полноценного развития физических качеств и двигательных навыков необходимо обеспечивать неразрывность общей и специальной физподготовки.

2. Связь физвоспитания с жизненной практикой.

Физическая культура должна подготавливать людей к продуктивному труду и защите Родины. Освоить новую работу или овладеть сложной военной техникой сможет только сильный, выносливый человек с хорошим физическим развитием. Следовательно, на уроках физкультуры нужно отдавать предпочтение упражнениям, вырабатывающим двигательные навыки трудового характера.

В любой форме физической деятельности внимание акцентируют на создании у занимающихся активной жизненной позиции на основе воспитания нравственных качеств, патриотизма, трудолюбия.

3. Оздоровительная направленность физвоспитания.

Каждый преподаватель физкультуры несет перед государством ответственность не только за сохранение, но и за укрепление здоровья своих учеников, поэтому нагрузки на занятиях устанавливаются, исходя из возраста и подготовленности детей.

За занимающимися обязательно устанавливается врачебный контроль, в рамках которого медработник определяет влияние упражнений на организм учащихся.

Характеристика методических принципов

Методические принципы воспроизводят общие условия учебной деятельности в ходе занятий физкультурой. Они определяют методику обучения двигательным актам и осваивания системы специальных знаний, а также оптимизируют процесс целевого развития физических качеств.

В перечень дидактических принципов входят:

1. Принцип сознательности и активности.

Максимальный эффект на тренировках достигается только при устойчивом интересе учащихся. Заинтересованность никогда не возникнет во время механического заучивания движений. Соответственно, преподаватель должен ставить на занятии реальные цели, детально характеризуя каждую из них. У учеников нужно развивать инициативность, самостоятельность.

Мальчик с баскетбольным мячом

Этот общеметодический принцип начинают применять еще в детском саду. Его воплощение приводит к тому, что дошкольники учатся творчески решать спортивные двигательные задачи: придумывают новые сочетания движений и даже игры.

2. Принцип наглядности.

С помощью наглядности преподаватель устанавливает связь между мышлением и чувственным восприятием учеников. Результат – воздействие на все сенсорные системы, участвующие в движении.

На уроках физкультуры используется непосредственная и опосредованная наглядность. В первом случае педагог лично демонстрирует разучиваемые двигательные действия, а во втором – показывает методические пособия, фотографии, фильмы. Опосредованную наглядность обычно применяют для старших школьников, студентов.

На заключительном этапе изучения новых упражнений для дошкольников и младших школьников можно использовать разные звуковые сигналы, позволяющие уточнять ритмические и временные характеристики двигательных актов.

3. Принцип доступности и индивидуализации.

Задачи физвоспитания должны соответствовать возможностям учеников. Преподавателю на занятии необходимо учитывать готовность детей к обучению и выполнению тренировочных нагрузок.

Чрезмерные требования и слишком сложные задания приведут к негативным последствиям для детского организма.

При определении доступности нагрузок в рамках данного принципа обучения педагог руководствуется такими критериями:

  • состояние здоровья (показатели артериального давления, результаты кардиограммы);
  • уровень натренированности (изменение спортивных результатов, жизненная емкость легких, предельное потребление кислорода);
  • наличие целеустремленности, силы воли.

Приниципы физического воспитания

Особенности специфических принципов

В специфических принципах выражены специфические закономерности процесса физвоспитания:

1. Принцип последовательности и постепенности (динамичности).

Для полноценного развития физических качеств следует планомерно:

  • увеличивать объем и интенсивность нагрузок;
  • усложнять технику выполняемых упражнений;
  • расширять технический и тактический арсенал.

Однако реализовать принцип динамичности необходимо постепенно, поскольку резкое усложнение заданий приведет к переутомлению учащихся.

2. Принцип систематичности.

Физическое воспитание – это непрерывный педагогический процесс, в котором все занятия взаимосвязаны. Непрерывность тренировочных воздействий обусловлена закономерностями привыкания организма к физическим нагрузкам. Эффект каждого последующего урока должен накладываться на результаты предыдущих занятий, углубляя и закрепляя их.

Выполнение упражнений приводит к утомлению, поэтому физическую активность детей нужно чередовать с отдыхом.

Дошкольникам требуется 3-4 коротких тренировки в неделю, школьникам и студентам достаточно 2 уроков в неделю, но продолжительность таких занятий следует увеличить.

3. Цикличное построение занятий.

Программа по физвоспитанию направлена на композиционное повторение целей и задач. На практике применяют:

  • микроциклы, длящиеся от 7 до 14 дней, характеризующиеся одновременно повторностью и разнонаправленностью упражнений;
  • мезоциклы, состоящие из 2-6 микроциклов, в которых меняется порядок чередования и содержание;
  • макроциклы, продолжающиеся в течение года.

4. Возрастная адекватность направлений физического воспитания.

Ориентированность системы физического воспитания зависит от возрастных этапов учащихся. К примеру, на занятиях с дошкольниками и школьниками педагог должен обращать внимание на наиболее благоприятные временные зоны для формирования определенных физических качеств.

Итак, существует определенная иерархия принципов в системе физического воспитания. Идейные основы педагогического процесса выражены в общих принципах, на которых базируется вся практическая деятельность педагога. Универсальный регламент методики занятий изложен в дидактических. Специфические принципы представляют собой правила системного построения учебного процесса.

Читайте также: