Патриарх тихон 18 ноября сообщение
Обновлено: 05.07.2024
Сегодня, 18 ноября, Русская Православная Церковь воспоминает день избрания святителя Тихона на Патриарший престол. Надо особо отметить, что избрание предстоятеля Русской Церкви означало в то время и восстановление Патриаршества в России (по прошествии без малого 200 лет после его упразднения в 1721г. императором Петром I-м).
Также сегодня чествуется память Отцов Поместного собора Церкви Русской 1917 – 1918 годов.
Уже пролилась кровь невинных, кровь новомучеников и исповедников. Восходя на Патриарший престол, святитель Тихон отдавал себе отчет в том, какой крест его ожидает и какие горькие жизненные обстоятельства предстоят не только ему, но и всем верным служителям Церкви Божией. В своем первом послании он говорит о том, что изнуряющая война и губительная смута терзают тело России. Какие точные слова!
Только представьте: нарастающая внешняя угроза порабощения всей страны, фактически ее уничтожения, и одновременно внутренняя смута невероятной силы, перекликавшаяся с событиями начала XVII века, но куда более страшная. Конечно, святитель прозревал все опасности исторического развития страны, и поэтому уже в первых словах, обращенных к пастве, он говорит о Промысле Божием, о силе Божественной, о том, что все свершилось по воле Божией, о том, что на Бога Церковь и все верующие люди возлагают свою надежду и только в Нем видят опору и спасительную силу для исцеления недугов обезумевшей страны.
И народ воспринял избрание святителя Тихона не просто как возведение в Патриаршее достоинство одного из иерархов, но как явление особой Божественной милости. В тяжелейший момент истории, после 200-летнего перерыва, какого Предстоятеля Господь дарует Русской Церкви!
Вскоре после интронизации на Красной площади состоялся грандиозный крестный ход, в котором приняли участие сотни тысяч людей. Когда святитель Тихон преподал благословение тем, кто с восторгом молился о его предстоящем служении, вся площадь опустилась на колени в знак признания того, что Патриарху вручена особая миссия — молиться за народ Божий, за Русь Святую в самое тяжелое время ее исторического бытия. Люди действительно видели в Патриархе того, кто вдохновляет и духовно укрепляет всех, кто не утратил национальное самосознание, кто сохранил любовь к Родине, кто мечтал о возрождении страны. Но это понимали и те, кто пришел к власти и с первых дней стал уничтожать архиереев, священников, активных мирян.
За своё безстрашное служение Богу и Его Святой Церкви Святейший Патриарх Тихон подвергался гонениям и притеснениям от властей, был арестован и отправлен в заточение, а однажды было даже совершено покушение на его жизнь. Невзирая на эти гонения и подорванное во время заточения здоровье, первосвятитель Тихон не оставил своего архипастырского служения, продолжая принимать нескончаемый поток людей в стенах Донского монастыря, где он последние годы жизни проводил в уединении, неизменно совершая богослужения по воскресеньям и в праздники.
В конце марта 1925г. он в последний раз отслужил Божественную Литургию в храме Вознесения Господня, и вскоре, 7 апреля, в день празднования Благовещения Пресвятой Богородицы, пребывая в молитвах, мирно отошёл ко Господу. Погребён он был в стенах московского Донского монастыря.
В октябре 1989г. (года празднования 400-летия установления на Руси Патриаршества) Архиерейским собором РПЦ святитель Тихон (Белавин) был прославлен в лике исповедников, возглавив Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Гонения обрушились на нашу Церковь с первых дней Октябрьского переворота.
«Мы знаем, - говорит Святейший Патриарх Кирилл, - что революция совершалась под очень привлекательными для народа лозунгами. Говорили о мире, что было так важно для действительно истерзанной войной страны. О передаче земли тем, кто на ней трудится, что было так важно для тех, кто реально трудился и производил материальное богатство страны. Но, как заявила новая власть, для достижения этих целей необходимо бороться с нажившими свое богатство за счет народа. Таких людей назвали эксплуататорами, капиталистами и на них обрушили свой гнев.
При чем же здесь Церковь? А Церковь стала страдать раньше всех капиталистов. Четыре года спустя в стране снова появились капиталисты, которых прозвали нэпманами, и для многих стало очевидно, что не с капиталистами боролись, совершая переворот, — боролись с чем-то более значимым, в первую очередь с Церковью и духовной жизнью. И борьба не прекращалась на протяжении семи с лишним десятилетий, — кровавые гонения, начавшись сразу после революции, усугубились тем, что происходило и в 30-х годах, и в послевоенное время.
Почему же так? При чем тут Церковь? Если есть желание строить справедливое общество, то зачем уничтожать Церковь и веру в Бога? А только потому, что вера в Бога дает людям внутреннюю силу и автономию от внешних давлений, способных разрушить сознание человека и его внутреннюю духовную жизнь.
Вот и сегодня то, что происходит в мире, в так называемых просвещенных странах, удивительным образом напоминает случившееся после нашей революции. Изгоняется имя Божие из сознания людей, насаждаются греховные идеи и модели поведения, которые разрушают нравственную основу человеческой жизни. Для чего это делается?
Прежде всего для того, чтобы люди потеряли внутреннюю автономию, внутреннюю свободу, стали легко манипулируемыми. В послевоенные годы было необходимо заставить народ делать то, чего от него хотела власть. А власти не были нужны люди внутренне свободные, со взором, обращенным к небу, способные проверять все то, что они слышат, соотносить человеческие устремления с тем, что говорит Слово Божие.
Ведь для того чтобы человека поработить, сделать его марионеткой, подчинить власти денег или идеологии, которая обслуживает интересы сильных мира сего, его нужно лишить веры, а тем самым — и нравственного чувства, и способности совершать подвиг жизни.
Тропарь святителю Тихону, патриарху Московскому и всея Руси (прославление), глас 1
Апостольских преданий ревнителя и Христовы Церкве пастыря добраго, душу свою за овцы положившаго, жребием Божиим избранного Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим и к нему с верою и упованием возопиим:
предстательством святительским ко Господу Церковь Русскую в тишине соблюди, расточенная чада ея во едино стадо собери, отступившия от правыя веры к покаянию обрати, страну нашу от междоусобныя брани сохрани и мир Божий людем испроси.
Ин тропарь, глас 3
В годину тяжкую Богом избранный в совершенной святости и любви Бога прославил еси, во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя, положил душу за Церковь, за люди своя, исповедниче патриарше святе Тихоне, моли Христа Бога, Емуже сораспялся еси, и ныне спасти землю Русскую и паству Твою.
Кондак, глас 2
Тихостию нрава украшен, кротость и милосердие кающимся являяй, во исповедании православныя веры и любве ко Господу тверд и непреклонен пребыл еси, святителю Христов Тихоне. Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем.
Величание
Величаем тя, святителю Христов Тихоне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Молитва святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси
О пастырю наш добрый, святый великий патриарше Тихоне, яко град горний ты явился еси — добрая дела твоя и доныне светятся пред человеки.
Вемы, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах пред Господем.
Воззри и ныне на нас, грешных и недостойных чад твоих, к тебе бо, яко имущему велие дерзновение пред Творцем всяческих, ныне припадаем и усердно молимся: умоли Господа, да подаст нам решимость стяжать благочестие отцев наших, его же ты стяжал еси от юности твоея.
Ты в житии своем ревностный защититель и хранитель истинныя веры был еси, помози и нам незыблемо соблюсти веру православную.
Тихая бо душа твоя зело преуспела в Божественном смиренномудрии, научи и нас разум наш питати не многомятежной мудростию человеческой, но смиренным познанием воли Божией.
Ты пред лицом лютых врагов Христовых Истинного Бога дерзновенно исповедал еси, молитвою своею укрепи нас, малодушных, да и мы всегда и всюду противостанем духу безбожия и льсти.
Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, ибо не токмо от бед и скорбей избавление просим, но силы и твердости, великодушия и любви просим, дабы переносить оные напасти, восстающия на ны.
Испроси нам неослабное терпение даже до конца жития нашего, мир с Господом и грехов отпущение.
Отче святый! Укроти в стране нашей ветры неверия и смуты, да водворит Господь на земле Российстей тишину и благочестие и любовь нелицемерную.
Молитвами твоими да сохранит ю от междуусобныя брани, да укрепит Святую Церковь нашу Православную, да не оскудеет она истинными пастырями, добрыми делателями, право правящими слово евангельской Истины.
Упаси и заблудшие овцы стада Христова. Наипаче же моли Господа сил, да возродится Русская земля святым покаянием
и единым сердцем и едиными усты прославит Дивнаго во святых Своих Бога, в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ НАШ ТИХОНЕ, МОЛИ БОГА О НАС, ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ ПРАВОСЛАВНОЙ.
18 ноября - день памяти святителя Тихона, годовщина избрания его патриархом в 1917 году
Приблизительное время чтения: 10 мин.
За фамилией Святейшего скрывается история его рода
Псковская духовная семинария, где учился и преподавал Василий Беллавин. Фото первой половины ХХ века
Будущий святитель Тихон на Аляске
Во время своего служения в США епископ Тихон совершил трехмесячное путешествие по Аляске. Здесь находились православные приходы, основанные русскими миссионерами в конце XVIII века. Хроника этих путешествий необыкновенна. Святитель останавливался в населенных пунктах с непроизносимыми названиями — остров Уналашка, Нунапылюгмют, Квихпах, Нуналеанхагмют, Калкагмют.
Однажды святитель произнес тост, сам того не желая
По итогам первого голосования за кандидатуру на Патриарший престол святитель Тихон занял только третье место
Революция 1917 года оставила в прошлом российское самодержавие. Вся прежняя система церковного управления рухнула, и Церковь получила возможность восстановить утраченное почти на двести лет Патриаршество.
На Всероссийском Поместном Соборе было принято решение избрать Патриарха. После четырех туров голосования Собор избрал трех кандидатов на патриарший престол. Первым оказался архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) — 101 голос. За ним следовал архиепископ Тамбовский Арсений (Стадницкий) — 27, и, наконец, митрополит Московский Тихон (Беллавин) — всего лишь 23.
В годы Гражданской войны (1917–1923) Патриарх Тихон не благословил Белое движение
Император Николай II и архиепископ Тихон выходят из Успенского собора Ростовского кремля
После революции в России началась Гражданская война: между так называемыми красными и белыми. И хотя лично святитель Тихон симпатизировал Деникину и Колчаку (об этом он прямо сказал на одном из допросов на Лубянке), однако от имени Церкви белых не благословил. Известно, что к святителю однажды обратились представили партии кадетов, которые просили его благословения. Патриарх отказался.
Святитель Тихон считал недопустимым путать свою личную позицию с общецерковной и призывал обе стороны братоубийственной войны прекратить насилие.
В годы страшного голода в Поволжье (1921–1922) благодаря связям Патриарха Тихона голодающие получила помощь в размере 50 миллионов долларов
Начало 20-х годов. Гражданская война, засушливое лето и большевистская политика военного коммунизма спровоцировали страшный голод на огромной части территории России. Вслед за голодом начались вспышки эпидемии тифа с малярией и холеры. Люди ели глину, кору, полевых животных, иногда даже трупы убитых.
Летом 1921 года, в самый разгар катастрофы, Патриарх Тихон отправил письменное обращение к епископу Нью-Йоркскому и архиепископу Кентерберийскому, использовав свои связи, которые появились у него за время служения за океаном.
Текст этого обращения был опубликован в New York Times и тут же получил отклик от Герберта Гувера, который возглавлял благотворительную организацию ARA (American Relief Administration — Американская администрация помощи). Уже летом 1922 года почти 11 миллионов российских граждан каждый день получали помощь от АRА (это не только еда, но и одежда, обувь, медикаменты).
Патриарх Тихон благословляет народ
Святитель Тихон не терял присутствие духа, даже находясь под домашним арестом и колоссальным политическим прессингом
Однажды Тихон очень поздно вернулся с очередного допроса. Измученный долгим ожиданием келейник с порога спросил его:
— Уж очень долго допрашивали.
— А что же вам будет?
— Голову обещали срубить, — с обычным добродушием, но устало ответил святитель Тихон.
Новый 1923 год святитель Тихон вынужден был отпраздновать … с сотрудниками ГПУ
Патриарх Тихон перенес несколько покушений
Святителю Тихону 59 лет. Осознав, что арест Патриарха ничего не дает, большевики выпустили его на свободу. Однако всю жизнь отличавшийся крепким здоровьем человек теперь почти ослеп, периодически падает в обморок. За каждым шагом Патриарха следят. Его личные письма вскрываются. Продолжаются обыски. Не утихает и травля в прессе. Но самым тяжелым моральным испытанием стало сразу два покушения.
Еще до ареста, 12 июля 1919 года, женщина в толпе ударила святого ножом в бок. Патриарха тогда спас кожаный ремень, который смягчил удар.
Плакал святой и 9 декабря 1924 года, когда неизвестные, проникли в патриарший дом и расстреляли его келейника, секретаря и близкого друга Якова Полозова. Святитель в момент убийства находился в соседней комнате. Личность убийц установить так и не удалось, но не исключали, что пришли они именно за Патриархом. Позднее обнаружилось, что две ночи подряд кто-то пилил решетку на одном из окон его домика на территории Донского монастыря. Тогда Тихона по состоянию здоровья положили в больницу и параллельно стали искать более безопасное жилище.
Патриарх Тихон за семь лет своего служения совершил 777 литургий
Известно, что за семь лет своего патриаршества святитель Тихон совершил 777 литургий и около 400 вечерних богослужений. Это значит, что святой служил примерно каждые два-три дня. И это при каждодневной колоссальной административной нагрузке, в условиях тяжелейшего психологического давления со стороны властей, арестов, обысков и допросов.
Что сказал Патриарх перед кончиной
В январе 1925 года у Тихона участились проявления сердечной недостаточности. В апреле Патриарх лег в частную клинику Бакуниных (само здание по адресу Остоженка, дом 19 сохранилось до наших дней). Руководство только этой лечебницы рискнуло принять у себя опального Патриарха (через год эта клиника была закрыта).
Доходный дом Кекушевой. Москва, Остоженка, 19. Автор: Architect: Lev Kekushev. Photo: user:NVO - own photo, CC BY-SA 3.0
На третьем крестном знамении рука святителя Тихона упала.
В 2006 году скончался человек, который участвовал в похоронах патриарха Тихона, а затем, через 67 лет, — в обретении его мощей
Это архимандрит Даниил (Сарычев), насельник Донского монастыря. Монах вспоминал, что успел даже взять благословение у святителя, а затем участвовал в его отпевании и похоронах. Он стал свидетелем закрытия Донского монастыря (в 1929 году), а затем и возобновления в нем монашеской жизни — в 1991 году. Тогда же иеромонах Даниил стал насельником обители. И уже через два года принял непосредственное участие в обретении мощей святителя Тихона.
Василий Иванович Белавин (будущий патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками.
Святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея Руси
В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем – плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину – православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ. И такие проводы окружали святителя всю его жизнь. Плакала православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия, где он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых – величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители – креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.
Возглавляя в течение семи лет древнюю Ярославскую кафедру, по возвращении из Америки, святитель Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал монастыри и уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности. С 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска.
Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал нам святые его мощи в укрепление ее на предлежащие трудные времена. Покоятся они в большом соборе Донского монастыря.
Молитвы
Тропарь святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, глас 3
В годину тяжкую Богом избранный / в совершенной святости и любви Бога прославил еси, / во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя, / положил душу за Церковь, за люди своя, / исповедниче патриарше святе Тихоне, / моли Христа Бога, / Емуже сораспялся еси, / и ныне спасти землю Русскую и паству Твою.
Кондак святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, глас 2
Тихостию нрава украшен,/ кротость и милосердие кающимся являяй,/ во исповедании православныя веры и любве ко ГосподУ/ тверд и непреклонен пребыл еси,/ святителю Христов Тихоне./ Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия,/ яже о Христе Иисусе, Господе нашем.
Молитва святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси
О пастырю наш добрый, святый великий патриарше Тихоне, яко град горний ты явился еси — добрая дела твоя и доныне светятся пред человеки. Вемы, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах пред Господем. Воззри и ныне на нас, грешных и недостойных чад твоих, к тебе бо, яко имущему велие дерзновение пред Творцем всяческих, ныне припадаем и усердно молимся: умоли Господа, да подаст нам решимость стяжать благочестие отцев наших, его же ты стяжал еси от юности твоея. Ты в житии своем ревностный защититель и хранитель истинныя веры был еси, помози и нам незыблемо соблюсти веру православную. Тихая бо душа твоя зело преуспела в Божественном смиренномудрии, научи и нас разум наш питати не многомятежной мудростию человеческой, но смиренным познанием воли Божией. Ты пред лицом лютых врагов Христовых Истинного Бога дерзновенно исповедал еси, молитвою своею укрепи нас, малодушных, да и мы всегда и всюду противостанем духу безбожия и льсти. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, ибо не токмо от бед и скорбей избавление просим, но силы и твердости, великодушия и любви просим, дабы переносить оные напасти, восстающия на ны. Испроси нам неослабное терпение даже до конца жития нашего, мир с Господом и грехов отпущение. Отче святый! Укроти в стране нашей ветры неверия и смуты, да водворит Господь на земле Российстей тишину и благочестие и любовь нелицемерную. Молитвами твоими да сохранит ю от междуусобныя брани, да укрепит Святую Церковь нашу Православную, да не оскудеет она истинными пастырями, добрыми делателями, право правящими слово евангельской Истины. Упаси и заблудшие овцы стада Христова. Наипаче же моли Господа сил, да возродится Русская земля святым покаянием и единым сердцем и едиными усты прославит Дивнаго во святых Своих Бога, в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Интронизация состоялась 21 ноября / 4 декабря 1917 г. в кремлевском Успенском соборе в Кремле, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Святитель Тихон не был ни ученым богословом, ни красноречивым проповедником. Смиренный монах и молитвенник, он был одарен высокой духовной мудростью. Будучи человеком мягким и доброжелательным, он излучал на ближних обильную христианскую любовь. Патриаршество же восстановилось на Руси в грозное время.
Из первого святительского слова:
В храмах Москвы весь день звонили колокола. Посреди междоусобиц и раздора того смутного времени верные христиане с ликованием праздновали великое церковное торжество. Несметные толпы народа при приближении Патриарха падали в благоговении на колени, принимая первосвятительское благословение. Воссозданный патриарший престол стал средоточием высочайшего духовного авторитета. Слова и проповеди Патриарха Тихона стали для православных людей голосом духовного разума, освещавшим творящееся в стране беззаконие.
Святейший Патриарх Тихон
Из послания о восшествии на патриарший престол:
Над Православной Церковью собирались тучи скорбей и испытаний. Исподволь власти начинают приступать к закрытию храмов Божиих, их разграблению. Церковных священнослужителей все более подвергают унижениям, не трогая при этом никого из других религиозных конфессий.
Крестный ход в Москве 9 февраля 1918 года
В Александро-Невскую Лавру прибывает отряд красногвардейцев с распоряжением комиссара Коллонтай о сдаче имущества Лавры и ее закрытии. В Лавре ударили в набат. По звонарям началась стрельба, но набат не умолкал. Протоиерей Петр Скипетров пытался увещевать остервеневших солдат, и его застрелили. Зачастую верховодили в разбоях 17-летние мальчишки. Не ставилось никакого предела беззаконию и богоборчеству. Чаша гнева и ярости Божией вылилась на грешный русский народ. По попущению Господнему гонения на Церковь становились все более жестокими и яростными. Но все делается у Господа во благо нам. Так и Церковь наша, перенесшая тяжкие испытания, прославлена ныне еще более сонмом святых, просиявших тогда на нашей земле.
Из послания Патриарха с анафематствованием богоборцев:
20 января / 2 февраля 1918 г. был опубликован декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Он не только знаменовал формально, юридически разрыв многовекового союза Православной Церкви и государства Русского, сделавшего Русь державою, но развязывал руки уголовной власти – теперь можно было безнаказанно, ссылаясь на закон, грабить церкви, издеваться над ее служителями, убивать всех, кто встанет на ее защиту.
Из стенограммы допроса Святейшего Патриарха:
В день выхода декрета об отделении Церкви от государства открылась 2-я сессия Всероссийского Поместного Собора.
Яков Полозов с семьей
По России прокатывается волна крестных ходов. 9 февраля в Москве в 10 часов благовестом начался грандиозный крестный ход. С вечера по всем церквям совершалось Таинство исповеди, служились ранние литургии. К 11 часам на Красную площадь, под покров Иверской иконы Божией Матери, к собору, воздвигнутому в честь Казанской иконы, под сень Покровского храма (Василия Блаженного) стеклось крестными ходами со всех концов Москвы до 500 тыс. человек.
Святейший Патриарх Тихон в сопровождении архипастырей вышел на Лобное место и благословил паству.
Всероссийский Поместный собор 1917 года
В Казани на крестный ход, состоявшийся 15 февраля, собралось 50 тыс. человек. Грандиозен был крестный ход в Орехове-Зуеве, который революционеры считали своим оплотом.
Во время крестных ходов в Нижнем Новгороде, Саратове, Вятке, Владимире проходили столкновения с вооруженными красногвардейцами, стрелявшими в детей, женщин, стариков… Расстреляны крестные ходы в Харькове, Воронеже, Шацке.
Сатанинский натиск на Церковь укрепил духовную ревность гонимых христиан. Озверение отпавших от веры, соблазненных посулами земного рая, дозволенностью грабежей и пьяного разгула вызывало глубокое сокрушение в душах верных. В храмах совершались ночные моления, верующие люди не расходятся до рассвета, всю ночь исповедовались, готовясь к новым испытаниям веры, а наутро причащались Христовых Таин, готовые в любую минуту принять смерть.
В Самаре был объявлен трехдневный покаянный пост в ответ на выход декрета. Религиозный подъем охватил часть интеллигенции, которую зрелище страшных, апокалиптических событий заставляло трезветь, каяться и возвращаться к вере отцов. По стране прокатилась волна протестов родителей против отмены преподавания Закона Божия в школах.
Гонения на Церковь со стороны советской власти еще более усилились. Продолжались беды и несчастия России.
Из обращения святителя Тихона к пастве в канун Успенского поста:
Гражданская война подспудно созревала в России уже в первые месяцы Февральского переворота. Решительный шаг к ее развязыванию был предпринят большевиками, опиравшимися на немногочисленное еще число дезертиров, уголовников и просто обманутых людей и захватившими Учредительное собрание, всенародные демократические выборы которого показали, что большинство народа страны не на их стороне. Полномасштабная же гражданская война была развязана после подписания Брест-Литовского мира.
Большевики в церкви
В ночь с 24 на 25 ноября Святейший Патриарх Тихон подвергся домашнему аресту, обыску, в покоях поселилась стража. Далее были допросы на Лубянке.
«Лацис: Какие ваши политические убеждения?
Православные люди жили на территориях, контролируемых и красными, и белыми, и зелеными. К православным людям принадлежали и воины, сражавшиеся друг против друга в братоубийственной войне. Патриарх, сознавая всю тяжесть сложившейся ситуации в стране, стремясь уберечь свою паству от новых испытаний вследствие вовлеченности ее в политическую борьбу, писал:
Летом 1921 г. на истерзанный русский народ обрушилось новое бедствие – засуха, а за ней – голод. К маю 1922-го голодало уже 20 млн человек.
Сострадая своим чадам, Патриарх обратился с воззванием к православным патриархам, ко всей Вселенской Церкви с просьбой о помощи голодающим:
Патриарх Тихон возглавил Комитет помощи голодающим. В храмах начались сборы денег, поступали деньги из заграницы. Благодарное сочувствие к деятельности комитета, приносившего реальную помощь людям, заставило большевиков закрыть его. Собранные средства были конфискованы.
С блестящими докладами на религиозно-философ¬ские темы выступал профессор Федор Константинович Андреев, впоследствии известный священник. Его доклады привлекали сочувственное внимание у множества слушателей. Он выступал с лекциями, направленными против католической и униатской пропаганды, интенсивно распространяемой в России миссионерами Ватикана, которому казалось, что Русская Православная Церковь, гонимая и избиваемая, стала легкой добычей Рима. Церковный фронт стал самым опасным для советской власти.
Началась широкомасштабная кампания по изъятию и распродаже за границу достояния поистине народного, накопленного, хранимого и умножаемого Церковью веками. И это были не только драгоценная церковная утварь, но и древние рукописи, духовное наше наследие, святые иконы. Древние церкви, представлявшие собой нашу историю, необыкновенные по красоте, уничтожались.
В пору гонений для сохранения канонического строя церковной жизни, для сохранения апостольского преемства в 1923 г. совершались многочисленные епископские хиротонии – 49 архиерейских рукоположений за один год. Такого предреволюционная Россия не знала.
Отказавшись от всякого влияния на политическую жизнь страны, признав советскую власть, данную стране во искупление грехов ее, Патриарх продолжал оставаться Ангелом Хранителем своей паствы, печальником о гонимой Церкви.
7 января 1925 г. Патриарх составил завещание о передаче своих прав и обязанностей.
Читайте также: