Современная литературная ситуация сообщение
Обновлено: 05.07.2024
В литературе конца ХХ века выделяют следующие периоды:
-современные реформы (1991–2000).
Большую роль это время, а особенно в горбачёвскую перестройку и гласность, играет публицистика.
С конца 80-х годов в полный голос заговорили о возвращённой литературе, к которой относят:
-произведения советских писателей, ранее не печатавшиеся по политическим причинам;
-произведения русских писателей первой и второй волны эмиграции, которые также в СССР не публиковались.
Литературная ситуация конца XX — начала XXI веков
Сложив с себя полномочия чиновничьей службы в аппарате советской власти и обретя желанную свободу и равенство в кругу искусств, литература 1990-х жадно и нетерпеливо взялась за реализацию своих с таким трудом обретенных прав. Сегодня в недрах современного литературного процесса рождены или реанимированы такие явления, направления, как авангард и поставангард, модерн и постмодерн, сюрреализм, импрессионизм, неосентиментализм, концептуализм и т.д. Картина современного литературного развития предстает перед глазами в виде непредсказуемого соседства реалистов А.Солженицына и В.Маканина с постмодернистом В.Ерофеевым и литературным скандалистом Э.Лимоновым. Вместе с полученной свободой литература добровольно сложила с себя полномочия выступать в качестве рупора общественного мнения и воспитателя человеческих душ, а места положительных героев-маяков заняли бомжи, алкоголики, убийцы и представители древнейшей профессии. Современный поэт констатирует ситуацию:
И вот пустой плывет орех
В потоке звездного эфира,
И нет единого для всех
И всем внимающего мира. (А. Машевский)
Тем не менее, при отсутствии жестких границ, разделяющих литературные явления, современная критика выделяет несколько основных направлений и течений, определяющих литературную ситуацию последних десятилетий в России.
Постмодернизм
Реализм
Постреализм
Постпостмодернизм
Задание по литературе: изучить и законспектировать тему
(конспектировать самое основное. )
В литературе конца ХХ века выделяют следующие периоды:
-современные реформы (1991–2000).
Большую роль это время, а особенно в горбачёвскую перестройку и гласность, играет публицистика.
С конца 80-х годов в полный голос заговорили о возвращённой литературе, к которой относят:
-произведения советских писателей, ранее не печатавшиеся по политическим причинам;
-произведения русских писателей первой и второй волны эмиграции, которые также в СССР не публиковались.
Литературная ситуация конца XX — начала XXI веков
Сложив с себя полномочия чиновничьей службы в аппарате советской власти и обретя желанную свободу и равенство в кругу искусств, литература 1990-х жадно и нетерпеливо взялась за реализацию своих с таким трудом обретенных прав. Сегодня в недрах современного литературного процесса рождены или реанимированы такие явления, направления, как авангард и поставангард, модерн и постмодерн, сюрреализм, импрессионизм, неосентиментализм, концептуализм и т.д. Картина современного литературного развития предстает перед глазами в виде непредсказуемого соседства реалистов А.Солженицына и В.Маканина с постмодернистом В.Ерофеевым и литературным скандалистом Э.Лимоновым. Вместе с полученной свободой литература добровольно сложила с себя полномочия выступать в качестве рупора общественного мнения и воспитателя человеческих душ, а места положительных героев-маяков заняли бомжи, алкоголики, убийцы и представители древнейшей профессии. Современный поэт констатирует ситуацию:
И вот пустой плывет орех
В потоке звездного эфира,
И нет единого для всех
И всем внимающего мира. (А. Машевский)
Тем не менее, при отсутствии жестких границ, разделяющих литературные явления, современная критика выделяет несколько основных направлений и течений, определяющих литературную ситуацию последних десятилетий в России.
Постмодернизм
Реализм
Постреализм
Постпостмодернизм
Современная литературная ситуация. Филологическая проза.
Посредником между миром и человеком всегда было и остается искусство. Постмодернисты определяют искусство как своеобразный художественный код, то есть свод принципов организации Текста (точнее – отсутствию всяких правил и ограничений).
Постмодернистскому тексту присущи: внутренняя неоднородность, многоязычие, открытость, множественность, интертекстуальность. Текст производится из других текстов, по отношению к другим текстам, которые в свою очередь также являются отношениями.
Современное искусство отличается высокой степенью теоретической рефлексии, проявляющейся в том, что писатели рассуждают о самом процессе написания литературного произведения. Это обусловлено двумя причинами:
1.тем, что искусство современности не может существовать без авторского комментария
Предварительный просмотр:
Современная литературная ситуация. Филологическая проза.
Посредником между миром и человеком всегда было и остается искусство. Постмодернисты определяют искусство как своеобразный художественный код, то есть свод принципов организации Текста (точнее – отсутствию всяких правил и ограничений).
Постмодернистскому тексту присущи: внутренняя неоднородность, многоязычие, открытость, множественность, интертекстуальность. Текст производится из других текстов, по отношению к другим текстам, которые в свою очередь также являются отношениями.
Современное искусство отличается высокой степенью теоретической рефлексии, проявляющейся в том, что писатели рассуждают о самом процессе написания литературного произведения. Это обусловлено двумя причинами:
1.тем, что искусство современности не может существовать без авторского комментария
Современный литературный процесс сегодня имеет единое русло или состоит из разнонаправленных течений? В чем противоречие между "актуальной" литературой и литературой традиционной? Что происходит сегодня в литературе, издаваемой на русском языке? Статьей известного литературоведа Аллы Большаковой мы начинаем раговор о современной русской литературе.
Мы привыкли к тому, что поэзия всегда в авангарде литературного процесса, что именно она наиболее быстро и чутко реагирует на духовно-нравственные изменения в нашей жизни. Сегодня же главенствующие позиции занимают проза и публицистика. Можно и, конечно, нужно говорить об отдельных поэтических именах. К примеру, о Светлане Кековой, Ирине Семёновой, Всеволоде Емелине, Николае Зиновьеве, Евгении Семичеве, Геннадии Иванове, Владимире Бояринове, Владимире Берязеве, Светлане Сырневой, Сергее Соколкине, Владимире Нежданове… Но в целом стихи нынешних авторов обнаруживают усталость поэтических форм, отсутствие ярких открытий.
Один из показателей возможного возвращения литературы – пополнение рядов мыслящих критиков. Здесь, в первую очередь, следует выделить Владимира Бондаренко, Павла Басинского, Михаила Бойко, Юрия Павлова, Льва Данилкина, Льва Пирогова, Алексея Шорохова – хотя примеры, которые по степени воздействия на читателей могли бы сравниться с критикой Белинского в XIX в. или Кожинова в XX в., назвать трудно.
Итак, вот знаковые произведения первого литературного десятилетия ХХ I в. – точнее, произведения, оставившие след в восприятии читателя нового столетия. Это:
К сожалению, наваждение, но не сон.
Вероятно, поэтому многие критики пишут о приверженности Личутина классической традиции. Это так и не так. Подлинное новаторство писателя – всегда в открытии (причем выстраданном, прочувствованном только им) своего героя. И когда мы говорим о той или иной Традиции, желая возвысить до нее писателя, надо помнить: без Пушкина не было бы Лариной и Онегина, без Тургенева – тургеневских барышень и Базарова, без Достоевского – Раскольникова. Но можно сказать и иначе: без этих героев не было бы и самих писателей.
В отечественной словесности издавна сложился тип писателя, мастерски владеющего самыми разными литературными жанрами и объединяющего в себе художника и общественного деятеля. Ярчайший пример последних лет – прозаик, публицист и драматург Юрий Поляков . Разрыв между словом и делом, мифом и логосом, русскостью и советскостью зафиксирован в его художественных мирах с беспощадностью , пожалуй, самых главных вопросов нынешнего и, возможно, будущих столетий.
Что такое советская цивилизация? Каковы причины ее распада? И что за ней - вырождение или возрождение нации, выстрадавшей право на достойную жизнь в восстанавливающей державный статус России? Собственно, в ответах на эти вопросы и вырисовывается творческий лик писателя – внешне спокойный, ироничный и даже вызывающе ироничный. Но вчитаемся внимательней в его произведения – и мы увидим не только иронию.
нас в 1984 г. — самое начало перестройки, преддверие новых революционных иллюзий и новых разочарований. Игра темпоральными пластами захватывает сферы сознаний автора, повествователя и героев.
Новаторство этой экспериментальной поэмы в прозе определяется не только нарочитой – до резкого неправдоподобия – контрастностью запечатленного здесь-бытия, но и отчетливым силовым смещением Центра: в некую малую периферийную точку, которая оказывается – в онтологическом, экзистенциальном смысле – жизненно сущностной. Эта точка и есть место, где то умирает, то воскресает Любовь, где борется за жизнь заблудший герой нашего времени. Ведь, согласно геодезистам, именно туда, в больничный центр, смещается центр нынешней Евразии:
«Но вновь переместилось всё во времени, и новые люди сообщили о новых подземных неведомых сдвигах,и всё перемеряли и пересчитали –
и – центр – Евразии – сошелся – на той – самой –
(1) Кларк К. Советский роман: история как ритуал. Екатеринбург, 2002. С. 237.
(4)Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993. С. 192.
(5)Большакова А. Феноменология литературного письма. О прозе Бориса Евсеева. М., 2003. С. 5–6, 11, 126–127.
(6)Hassan I . Paracriticism: Seven Speculations of the Times. Urbana , 1975. P. 59.
В заключение, современная литература импонирует подавляющему большинству читающих и интересующихся ею прежде всего своим богатым разнообразием и лёгкостью, но в то же время и отталкивает глубокого читателя своей легковесностью и, в большинстве случаев, поверхностностью. В ней мало по-настоящему глубоких переживаний и продолжительных размышлений на различные глубокие тематики, и что самое печальное, многими она воспринимается как исключительно хорошее времяпрепровождение, видя в ней преимущественно развлекательную функцию, позабыв о её высокой, просветительской роли. Тем не менее каково общество — такова и его культура, и пока не изменятся приоритеты и предпочтения, всё останется как данность. Возможно, подобный исход литературного процесса необходим нам для переосмысления системы ценностей и создания абсолютно нового понимания Литературы как вида искусства. Возможно, оно и к лучшему…
Читайте также: