Сообщение школа навыков профессионального общения

Обновлено: 17.05.2024

Наличие профессиональных коммуникативных навыков не подлежит обсуждению на рабочем месте. Каждая работа требует взаимодействия между людьми; будь то с вашим начальством, коллегами, младшими сотрудниками или клиентами. Возникает потребность в развитии сильных коммуникативных навыков, чтобы способствовать взаимодействию, необходимому для мирного сосуществования.

Профессиональные коммуникативные навыки помогут вам и сотрудникам вашего рабочего места эффективно взаимодействовать, способствуя прогрессу, совместной работе и эффективности. Сильное общение - ключ к поддержанию крепких рабочих отношений. И наоборот, если профессиональные коммуникативные навыки неадекватны на рабочем месте, это может привести к хаосу и отсутствию мотивации среди сотрудников. В этой статье мы поможем вам со всем, что вам нужно знать о профессиональных коммуникативных навыках на рабочем месте.

Прежде чем мы подробно остановимся на профессиональных коммуникативных навыках для работы, давайте перейдем к определению эффективного общения.

Содержание

Что такое эффективное общение?

Говорят, что когда вы участвуете в обсуждении, рассматриваете и внимательно слушаете другого человека, вы общаетесь эффективно. Эффективное общение включает в себя то, что вы не торопитесь задавать вопросы, чтобы получить разъяснения, отвечать соответствующим образом и участвовать во взаимодействии. Во время общения на рабочем месте вы говорите четко, уверенно и вежливо.

Коммуникация входит в число мягких навыков, которыми вы должны обладать, потому что они необходимы для карьерного роста. Лидеры в организации обычно являются лучшими коммуникаторами. То есть профессиональные коммуникативные навыки так же важны, как и ваши технические навыки.

Навыки профессионального общения для успеха

Знание необходимых навыков для эффективного общения поможет вам успешно общаться со всеми на работе. Вот пять основных навыков профессионального общения, которыми вы должны обладать, чтобы добиться успеха на рабочем месте:

1. Активное слушание

Как эффективный коммуникатор, вы должны развивать навыки активного слушания. Вы делаете это, уделяя пристальное внимание другим, задавая четкие и краткие вопросы и показывая интерес и понимание того, что говорит другой человек. Таким образом, вы построите здоровые отношения с этим человеком и будете пользоваться взаимным уважением.

Развитие активного слушания означает, что ваше внимание направлено с вас на другого человека. Таким образом, понимание того, что говорит этот человек, предшествует попытке добиться того, чтобы ваш голос был услышан.

2. Понимание стилей общения

Есть четыре основных стиля общения, которыми владеют люди, и вы, вероятно, столкнетесь с ними на работе. Они включают:

  • Напористое общение: если вы напористы в общении, вы обычно говорите прямо и ясно. Когда вы общаетесь, не нужно ходить вокруг да около. Поэтому другому человеку не составит труда понять вас.
  • Пассивное общение: если вы пассивный коммуникатор, вы обнаружите, что несколько спокойны и с трудом выражаете свои истинные чувства. Вы обнаружите, что соглашаетесь на обсуждение, даже если вы склонны не понимать, что вам сообщили. Причина в том, чтобы сохранить мир или просто незаинтересованность в общей дискуссии.
  • Агрессивное общение: как и звучит название, агрессивные коммуникаторы выражают себя как противоположность пассивным коммуникаторам. Они почти не задумываются о чувствах других людей, прежде чем выразить свое мнение. Они говорят прямолинейно, не обращая внимания на то, могут ли слова повредить другому человеку. Таким образом, они могут быть грубыми и пугающими при общении с другими людьми. В результате сотрудники могли попытаться избежать их, просто ради мира.
  • Пассивно-агрессивное общение: если вы пассивно-агрессивный коммуникатор, вы всегда холодны и недружелюбны, даже когда расстроены. Причина не надуманная. Вы не приветствуете конфронтацию, и поэтому другим может быть трудно четко вас понять.

Чтобы вы могли хорошо общаться, вы должны понимать свой стиль общения. Цель состоит в том, чтобы помочь вам позитивно приспособиться, если вам не хватает напористости в общении.

3. Убеждение

Не всегда легко убедить других сделать то, что от них требуется. Вот почему убеждение - один из ключевых навыков профессионального общения, которым вы должны обладать на работе. Если вы продемонстрируете искусные навыки убеждения, вы можете оказаться в правильном положении у своего работодателя. Следовательно, производительность увеличивается. Навыки убеждения включают вашу способность убеждать других выполнить желаемое действие или вести себя определенным образом, чтобы добиться воздействия.

Обладая навыками убеждения, вы сможете влиять на других своим отношением или поведением. Сильные навыки убеждения в профессиональной среде, чтобы иметь глубокое представление о своей аудитории и о том, что им нужно. Даже если вы не можете полностью убедить их, вы можете прийти к общему мнению, и это будет беспроигрышным для всех.

4. Ясность и лаконичность

5. уверенность

Навыки профессионального общения предполагают уверенность в общении с другими людьми. Уверенность в своей речи покажет вашим коллегам, что вы верите в то, что говорите, и не потерпите неудачу. Выражение уверенности может выражаться в зрительном контакте, правильной позе тела, твердом, но дружелюбном тоне, избегании заявлений, которые звучат как вопросы, попытках не казаться высокомерными или агрессивными и т. Д., Прежде всего, вы должны слушать с сочувствием и смотреть на вещи со стороны. точка зрения другого человека.

Другие необходимые вам профессиональные коммуникативные навыки включают сочувствие, уважение, непредубежденность, обратную связь, невербальное общение, передачу информации через соответствующую среду и т. Д.

Стратегии улучшения коммуникативных навыков на работе

В любой сфере, в которой вы находитесь, будь то информационные технологии, бизнес, инженерия и т. Д., Вы должны стремиться улучшить свои профессиональные коммуникативные навыки.

По данным Института финансового успеха Карнеги, 85% финансового успеха любой фирмы зависит от способности человека эффективно общаться, вести переговоры и вести переговоры, тогда как только 15% - от технических навыков или знания работы. Ниже приведены проверенные способы улучшить свои коммуникативные навыки:

1. Научитесь внимательно слушать

2. Сделайте презентацию более яркой.

Вполне возможно игнорировать свои разговорные навыки до тех пор, пока вы не окажетесь перед своей аудиторией. Вы не просто поднимаетесь на подиум к толпе, должны быть репетиции определенного уровня. Суть в том, чтобы укрепить свои разговорные навыки, чтобы не поскользнуться на подиуме.

Не полагайтесь только на слайды, практикуйтесь в присутствии коллег, которым вы доверяете (или членов семьи и друзей, в зависимости от обстоятельств). Овладение искусством разговаривать от человека к человеку и напротив небольшого собрания повысит вашу уверенность в себе. Запрашивайте искреннюю обратную связь и работайте над собой, устраняя такие вещи, как отвлекающие факторы, и говорите с отсутствием ясности и убежденности.

3. Напишите больше писем эффективно.

По данным Forbes, электронная почта является наиболее широко используемым профессиональным средством общения на работе. Сотрудники тратят несколько часов на отправку и получение писем в день. В результате, когда электронное письмо написано плохо, оно может быть нечетким и вводящим в заблуждение, тем самым делая неэффективной цель общения.

4. Овладейте навыками телефонного разговора.

Телефонные звонки больше не являются единственным критерием наличия телефона. Так много всего происходит по телефону, например, интервью, конференции и т. Д. Вы же не хотели бы пропускать осечку при разговоре по телефону, не так ли? Ваша способность вести телефонные разговоры - важный аспект профессиональных коммуникативных навыков. Поскольку другой человек не может видеть вас, чтобы прочитать язык вашего тела или увидеть ваши смайлики, вы должны обеспечить эффективную передачу информации. Расскажите свою историю с уважением и будьте вежливы в голосе, потому что это единственный способ донести правильную информацию.

5. Хорошо работайте с удаленными командами.

После пандемии очень много сотрудников стали работать удаленно. Один из величайших двигателей революции на рабочем месте - удаленная работа. Итак, телекоммуникационные и виртуальные команды являются частью работы в эту инновационную эпоху. По этой причине совершенствование своих профессиональных коммуникативных навыков, чтобы приспособиться к этой революции, - это способ сделать себя актуальным на работе.

6. Помните о своих навыках работы с программным обеспечением.

Недостаточно эффективно общаться; всегда стремитесь сделать больше. Вы не должны быть разработчиком программного обеспечения, пока не научитесь пользоваться некоторыми простыми компьютерными инструментами. Вы должны научиться создавать презентации, документы и инфографику с помощью программ Microsoft Office. Если вы научитесь использовать эти инструменты, скорее всего, ваш сотрудник всегда будет выбирать вас, а не конкурента. Однако, чтобы научиться этому, вам могут потребоваться некоторые усилия и деньги. Помните, что никакие знания - пустая трата времени.

7. Включите всех

Каждый важен в процессе принятия решений в организации. Оставьте линии связи открытыми. Ищите и активно продвигайте отчеты о ходе работ и обновления проектов.

Важность профессиональных навыков общения

Чтобы организации могли работать эффективно, работникам необходимо улучшить свои коммуникативные навыки. Это увеличивает производительность и эффективность. Если вы эффективно общаетесь со своими коллегами, менеджерами и клиентами, вы продолжаете быть активом для организации. Плохие коммуникативные навыки неизменно приводят к отсутствию мотивации, уверенности и рвения к работе. В конечном итоге это повлияет на ваш вклад в работу. Поэтому здорово осознавать важность профессиональных коммуникативных навыков. Вот несколько причин для этого:

1. инновация

Если вы можете выражать свои идеи уверенно и непредвзято, значит, у вас все хорошо. Здесь вы должны излагать свои идеи без страха, насмешек или репрессий. Вот где появляются инновации. Если вы продвигаете профессиональное общение на работе, у вас больше шансов стать новатором.

2. Эффективное общение

Благодаря эффективному общению вы можете хорошо управлять своей командой. Когда вы эффективно общаетесь, очень легко делегировать задачи, разрешать конфликты, мотивировать команду и строить прочные отношения на работе. Недостаточно просто разговаривать с людьми, пытаться предложить им возможности для самовыражения. Это дает им чувство принадлежности, повышая их уровень уверенности. В конце концов, рост компании неизбежен.

3. рост

Успех и рост организации во многом зависят от профессиональных коммуникативных навыков ее сотрудников. будь то внутреннее общение между коллегами или внешнее общение с другими силами за пределами рабочей среды, важно эффективно общаться, хорошо проектируя организацию.

4. Эффективная команда

Создание эффективно работающей команды невозможно при отсутствии профессиональных коммуникативных навыков. Вам необходимо реализовать эффективные стратегии, которые позволят вам поднять моральный дух команды и доставить им удовлетворение. Таким образом, нельзя шутить с отличными коммуникативными способностями.

5. Предоставление всем равных возможностей для самовыражения.

Вы не сможете эффективно управлять своей командой, если не можете предоставить всем равные возможности быть услышанными. Право голоса приносит сотрудникам удовлетворение. Хотят ли они подать жалобу или предложение или даже задать вопрос? Не заставляйте их замолчать. Дайте им платформу для свободного общения со всеми.

Заключение

Навыки профессионального общения важны для вашего роста как сотрудника. От них зависит ваш успех. Поэтому делайте все возможное, чтобы улучшить свою игру.

Cтудентам предоставляется скидка 50%, интернам и ординаторам — 30%

Для получения скидки записывайтесь по электронной почте и будьте готовы приложить соответствующее удостоверение. Количество мест со скидкой на каждом курсе ограничено.

Мы помогаем врачам совершенствовать навыки общения с пациентами: расспрашивать, догова-риваться, объяснять, структурировать, строить долгосрочные отношения, добиваться клинических результатов.

Мы — представители клинической и академической медицины, а не медицинского маркетинга, и служим здоровью пациентов и профессионализму врачей, а не медицинскому бизнесу.

Наши главные ценности — добросовестная
и этичная клиническая практика и педагогика, основанная на доказательствах.

У нас нет авторских методик и уникальных разработок: все, чему мы учим, основано на доказательствах, полученных в ходе множества клинических исследований и сформулированных в ведущих международных медицинских руководствах.

Работа проекта базируется на европейских разработках и реко­мендациях European Association for Communication in Healthcare. Автор проекта является членом и преподавателем Комитета по обучению EACH.

Теперь команда проекта с удовольствием помогает ветеринарным врачам учиться коммуникации с владельцами их пациентов

Мы очень рады быть частью резидентской программы ШПО. Это еще один шаг в сторону более эффективной медицинской коммуникации.

DocDeti одна из редких клиник, в которой партнерский подход поддерживается на всех уровнях внутреннего взаимодействия. И нам, как всегда, приятно работать с людьми, у которых такая высокая мотивация и интерес к теме коммуникативных навыков.


Когда-то давно я думал, что главная цель и источник вдохновения для хирурга – это операции и занятия наукой, а общение с больными – это скучная необходимость. Но со временем оказалось, что работа в операционной (да и вообще работа врачом в России) вместо вдохновения нередко приносит неудовлетворение, разочарование и много других негативных эмоций. В такие моменты невольно задумываешься о смысле того, что ты делаешь. Постепенно я стал понимать, что конкретные люди, ради которых мы стараемся в операционной и за ее пределами, с их живыми эмоциями и переживаниями, — гораздо более сильный источник мотивации, чем безличный хирургический конвейер, написание статей или что-либо другое.
Только что я прошел совершенно потрясающий курс по коммуникации с больными от Анны Сонькиной-Дорман с неповторимой Юлией Кауль . Многие коллеги пишут, что этот курс помог им эффективнее общаться с больными, лучше выявлять жалобы, справляться с трудными ситуациями, говорить о неприятных вещах и проч. – это все было, но я хотел написать здесь о другом.
Читать дальше
Я чувствую, что этот курс научил меня получать больше УДОВОЛЬСТВИЯ от своей работы, от общения с больными – с легкими и сложными, приятными и неприятными, радостными и огорченными, — со всеми. Я повысил свой личный уровень счастья.
Отдельная благодарность – за эту невероятную атмосферу, которая удивительно похожа в совершенно разных группах, — свободную, искреннюю и очень располагающую к общению.
Теперь о плохом. Было очень жаль, что курс так быстро закончился. Я обязательно вернусь на продолжение.
Огромное спасибо Анне, Юлии, Евгении, Алане и Гере, вы делаете что-то невероятное!

17 ноября 2021 г.

Когда-то давно я думал, что главная цель и источник вдохновения для хирурга – это операции и занятия наукой, а общение с больными – это скучная необходимость. Но со временем оказалось, что работа в операционной (да и вообще работа врачом в России) вместо вдохновения нередко приносит неудовлетворение, разочарование и много других негативных эмоций. В такие моменты невольно задумываешься о смысле того, что ты делаешь. Постепенно я стал понимать, что конкретные люди, ради которых мы стараемся в операционной и за ее пределами, с их живыми эмоциями и переживаниями, — гораздо более сильный источник мотивации, чем безличный хирургический конвейер, написание статей или что-либо другое.
Только что я прошел совершенно потрясающий курс по коммуникации с больными от Анны Сонькиной-Дорман с неповторимой Юлией Кауль . Многие коллеги пишут, что этот курс помог им эффективнее общаться с больными, лучше выявлять жалобы, справляться с трудными ситуациями, говорить о неприятных вещах и проч. – это все было, но я хотел написать здесь о другом.
Читать дальше
Я чувствую, что этот курс научил меня получать больше УДОВОЛЬСТВИЯ от своей работы, от общения с больными – с легкими и сложными, приятными и неприятными, радостными и огорченными, — со всеми. Я повысил свой личный уровень счастья.
Отдельная благодарность – за эту невероятную атмосферу, которая удивительно похожа в совершенно разных группах, — свободную, искреннюю и очень располагающую к общению.
Теперь о плохом. Было очень жаль, что курс так быстро закончился. Я обязательно вернусь на продолжение.
Огромное спасибо Анне, Юлии, Евгении, Алане и Гере, вы делаете что-то невероятное!

17 ноября 2021 г.

Хочу оставить отзыв в надежде, что прочитавший его врач запомнит мысль о том, что этот курс может стать одним из самых ценных вкладов в его профессиональный рост.

Курсы Со-общение за два дня перевернул мой подход к общению с пациентом. Раньше я полагал, что это трудная, выматывающая и непонятная часть работы, пациенты что-то хотят, причём непонятно, что именно; сложно угадать и найти подход; страшнее всего были пациенты, которые волнуются и тревожатся, (я всегда в таких случаях начинал волноваться и даже сердиться на них, потому что не мог им эффективно помочь).

А оказалось, что это часть доказательной медицины, что есть правила и подходы, всё изучено и разложено по полочкам! Подход к пациенту стал не только эффективным и удобным мне самому,
Читать дальше
но и более сердечным и искренним, так как я перестал бояться, что не смогу утешить или внятно донести информацию, сосредоточился только на, простите за пафос, на "причинении" добра)))

Коротко о плюсах:
- моё личное выгорание резко замедлилось
- пациенты уходят удовлетворёнными, услышанными и даже если нам не хватило времени на приёме - приходят ещё, так как они поняли, что их задача была великовата для часового приёма, а не мы перебивали друг друга и поэтому не успели
- жалоб на меня от пациентов за последние два года не было совсем
- родители стали охотнее следовать моих рекомендациям и я вижу лучшую динамику, это очень греет душу.

Так что очень рекомендую! Эти курсы удивительно полезны, рад, что они доступны сейчас!

4 апреля 2020 г.

13 сентября 2020 г.

Я шла на двухдневный интенсив уже начав читать Сильвермана, просмотрев две или три видеозаписи занятий Анны и Юлии со студентами МГУ, посетив короткий курс моей вдохновленной подруги 6курсницы и даже начав попытки применения некоторых навыков в практике и словив ощущение, что не особо у меня получается. Я боялась, что частично курс будет повторением уже известных мне фактов, а потому менее продуктивным. Однако Анна и Юлия не только учат нас работать с запросом пациента, чтобы консультация оказалась максимально эффективной при минимальных затратах, но и сами работают с запросом каждого участника небольшой группы. Так что двухдневный интенсив прошел максимально полезно для меня, я сделала несколько выводов, и один из основных: навыки общения с пациентами можно эффективно тренировать, и лучше это делать с квалифицированным
Читать дальше
взглядом со стороны. Это абсолютно оправданное вложение в себя (а если вам повезет с руководством, то в сотрудника). Курс дорогой, но однозначно стоит этого. Я непременно приду ещё, когда желание и возможность совпадут.
Я осталась в восторге и мне кажется, что любого открытого к новым знаниям врача здесь ждут открытия.

Я прошел двухдневный тренинг и могу сказать: я восхищен профессионализмом и точностью, с которыми он был выполнен! Я, считавший себя зубром и монстром коммуникативных навыков, умеющим говорить и уговаривать, убеждать и побуждать, я обнаружил такие лакуны в своих знаниях, такие дыры, такие раны. И каким бальзамом эти раны были залечены! Этот тренинг дал мне много, очень много. Я буду рекомендовать его наиболее восприимчивым из своих коллег. Кстати, он и сестрам подходит, современным сестрам.

22 декабря 2018 г.

Я прошел двухдневный тренинг и могу сказать: я восхищен профессионализмом и точностью, с которыми он был выполнен! Я, считавший себя зубром и монстром коммуникативных навыков, умеющим говорить и уговаривать, убеждать и побуждать, я обнаружил такие лакуны в своих знаниях, такие дыры, такие раны. И каким бальзамом эти раны были залечены! Этот тренинг дал мне много, очень много. Я буду рекомендовать его наиболее восприимчивым из своих коллег. Кстати, он и сестрам подходит, современным сестрам.

Алана Лолаева

В процессе оказания медицинской помощи общение — один из основных инструментов специалиста. Во всем мире обучение общению занимает огромную роль в подготовке работников здравоохранения.

Наша работа построена на принципах практического обучения и призвана не только расширить объем знаний, но и помочь участникам обрести и усовершенствовать свои навыки в общении с пациентами и коллегами. Мы используем работу в группах с участием симулированных пациентов — специально подготовленных актеров, что позволяет сделать процесс обучения максимально приближенным к реальности и потому максимально эффективным.

Следите здесь за объявлениями и новостями о нашей работе!

Приглашаем наших курсантов - всех, кто прошёл у нас любой базовый курс - на супервизии для дальнейшего развития навыков. Один раз в месяц по пятницам с 10:00 до 18:00 собираем группы до 8 человек, чтобы каждый могу потренировать по собственному запросу любую проблему, навык или ситуацию.

Очередной выпуск нашего подкаста с дорогим гостем Василием Ноговицыным, решившимся затронуть одну из самых не комфортных для врачей ситуаций: когда не согласен с мнением, заключением или рекомендациями другого врача.
Как их прокомментировать, чтобы и пациенты были правильно информированы, и коллегиальность не была нарушена, и доверие было сохранено? Послушайте и поразмышляйте вместе с нами, и если это окажется полезным, то лайкайте, подписывайтесь, комментируйте и делитесь.

В основе этого выпуска - сюжет про доброкачественную эпилепсию у ребёнка. В роли напуганной профессором Пирожковым (имя вымышленное) мамы - несравненная юлия кауль

Дышите — не дышите

А у нас второй выпуск подкаста!

В этот раз рентгенохирург Александр Ванюков помогает нам порассуждать о том, как мы сообщаем пациентам - да и вообще друг другу - неприятную информацию. В примере, который мы разбираем и разыгрываем, Александр объясняет пациентке, что важная для неё процедура не удалась, и при этом не только не теряет ее доверия, а даже наоборот приобретает его.

Слушайте на всех площадках, делитесь, оставляйте лайки и отзывы!

Мы счастливы: у нас запустился подкаст! Подписывайтесь, лайкайте и делитесь, слушайте, пожалуйста.

В каждом эпизоде к нам приходит гость, и мы разыгрываем для вас какой-то сложный для него момент общения с пациентами, родственниками или коллегами. Даём обратную связь, обсуждаем стратегии, предлагаем и пробуем навыки. Подкаст будет выходить каждые две недели. Первый эпизод посвящён выстраиванию границ при общении вне приема. Гость - Игорь Тихонов.

Дышите — не дышите

Приглашаем всех наших курсантов, желающих продолжать развитие коммуникативных навыков, на однодневные курсы-супервизии, которые теперь будут проходить один раз в месяц по пятницам в нашем офисе на Пятницкой. ВАЖНО: этот формат доступен только тем, кто проходил у нас в любое время продлённый, интенсивный или онлайн курс.
Показать полностью.

Цель этих курсов – дать участникам возможность вернуться к теме общения с пациентами, отрефлексировать уже произошедшие изменения в практике, проверить свои навыки и приобрести новые. В процессе участники смогут сформулировать на основе знаний, полученных на базовых курсах, и опыта применения навыков в практике актуальный на настоящий момент запрос, будь то на диагностику остающихся проблем и/или на решение новых или не замеченных ранее.

Примеры тем, которые можно
затронуть:

Через все эти учебы, работы и размышления красной нитью проходила тема общения. Надо ли сообщать больному смертельный диагноз? Ответ, оказалось, кроется в общении. Как врачу (медсестре, соцработнику) уберечься от эмоционального выгорания? Ключ — в общении. Что делать с просьбами об эвтаназии? Как предотвратить внезапные события и решения, приносящие больному еще больше страданий и уводящие его от места, которое он бы выбрал для собственной смерти? Все дело в общении!

Меня учили навыкам общения в практических сессиях с симулированными пациентами в Кардиффе — кроме этого было тоже много про общение, но только теоретического. Я должна была сообщить подростку с саркомой Юинга, что у него рецидив. Должна была вывести из отрицания маму, у ребенка которой диагностирована атаксия-телеангиоэктазия. Должна была рассказать молодому отцу, что его родившийся вчера долгожданный младенец оказался с синдромом Дауна. Все это — на глазах группы и преподавателя, и после всего этого — обсуждение и обратная связь. Как чувствовал себя пациент? что он услышал? что понял? в каком состоянии уйдет от тебя? Я получила от этих сессий очень много, но главное — абсолютное убеждение в том, что эффективное общение — центральный аспект оказания помощи, и что никакие правильные установки, свойства личности или опыт на самом деле — к великому сожалению — не учат этому.

Я так люблю учиться, что не могу никого учить, не научившись сначала тому, как учить. Так появился и больше не исчезал из моей жизни Джонатан Сильверман — следующий мой большой учитель.

Дальше подробно рассказывать, наверное, не нужно. Важно, что я окунулась с головой в эту всемирную паутину — кто где как кого чему учит в плане того, как общаться с пациентами. Я прошла курсы, заказала и изучила все книжки, была на стажировке у Джонатана в Кэмбридже и организовала в Москве рекрут и обучение симулированных пациентов, которые теперь — моя прекрасная команда. Начала разрабатывать и проводить тренинги для врачей в Москве, которые, судя по всему, очень нравятся участникам и заказчикам (руководителям организаций).

Об этих тренингах и о том, что мы все — я, моя команда, участники — переживаем и чему учимся на них, и будет этот блог.

Дело в том, что большинство из нас никогда не заглядывали глубоко в сферу общения между людьми, взаимоотношений, взаимного удовлетворения в контексте нашей клинической практики. Я использую методы и привожу доказательства, привезенные из Европы, США, Великобритании и Канады, а участники приносят свой опыт и свои переживания, свои зажимы и угловатости, свои успехи и открытия — свои чувства и переживания. На этих сессиях, — которые пока только совсем чуть-чуть затрагивают вопросы паллиативной помощи, а по большей части посвящены базовым навыкам общения, необходимым в любой клинической ситуации, — происходят такие интересные и удивительные вещи, что ими просто грех не поделиться. Вещи, одинаково полезные и поучительные как для врачей, так и для пациентов — всех, кто сталкивается с медициной в России. Но я даже думаю, честно говоря, о большем: на сессиях удивительно наглядным образом вскрываются вещи про общение между людьми вообще, даже за пределами медицинского контекста. Я часто думаю, что вот оно, вот та рефлексия, которой так не хватает нам, русским, при всей прекрасности души не умеющим улыбаться, здороваться, просить прощения, прощать, проявлять уважение — словом, позволять человеку, общающемуся с нами, чувствовать себя человеком. Поэтому я и решила писать этот блог, и да простят мне все, кто с чем-либо в нем не согласен.

Вот оно начало. Начало, которое — продолжение. Продолжение моей любви и преданности Вере, Гале и другим, призвавшим меня в числе многих других хотя бы чуть-чуть изменить жизнь к лучшему.

Гасить и утешать

ВСЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЫ НИЧЕГО НЕ СТОЯТ, ЕСЛИ ИЗ-ЗА НЕУДАЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПАЦИЕНТ НЕ СТАЛ ПРАВИЛЬНО ЛЕЧИТЬСЯ

Убедить Марину

– Владимир – оториноларинголог, периодически он замечает невысказанное несогласие пациента и хочет его преодолеть, – обращается к группе Анна Сонькина-Дорман и приглашает за стол одного из участников, флегматичного мужчину с соломенной бородкой.

За столом уже сидит Юлия Кауль. Она, по словам тренера, будет играть 39-летнюю Марину с хроническим тонзиллитом. Этот персонаж специально придуман для Владимира. Марина жалуется на частое воспаление миндалин и просит назначить ей курс промываний.

СИМУЛИРОВАННЫЙ ПАЦИЕНТ – ЭТО АКТЕР, КОТОРЫЙ ИЗОБРАЖАЕТ ПАЦИЕНТА И РАССКАЗЫВАЕТ ВРАЧУ, КАКИЕ ЭМОЦИИ ВЫЗЫВАЮТ ЕГО СЛОВА

– Марина, правильно я понимаю, что у вас периодически болит горло? – Владимир старается сразу использовать побольше коммуникативных приемов: обратиться по имени, задать вопрос, требующий ответа, повторить сказанное пациентом.

– И ваш предыдущий опыт лечения основан на предположении, что у вас была хроническая болезнь? – речь Владимира звучит все менее естественно.

– Это и есть болезнь, – подняв брови, Юлия-Марина выпрямляет спину.

– У разных врачей отношение к ней разное, – Владимир начинает плавно жестикулировать. – Та информация, которой вы поделились, позволяет мне высказать гипотезу. Дело в том, что у людей по-разному устроены миндалины. Из-за этого некоторые более подвержены инфекциям. Но строение миндалин еще не признак хронического воспаления.

Юлия-Марина резко двигает ногой, будто собралась встать, но остается на месте.

– Владимир, чувствуется дискомфорт, возникло недоверие? – прерывает диалог Анна.

– Возникло, но мне важно сначала высказать мысль, а потом работать с недоверием, – отвечает врач.

– А я не понимаю, зачем мне эти подробности, – говорит симулированный пациент. – Из-за этого я плохо воспринимаю информацию.

Анна дотошно расспрашивает Владимира, к какому результату он стремится и что для этого можно сделать. Врач считает, что ему стоит ускорить темп речи, добавить вопросов. Но все это ему не помогает: во второй раз он звучит так же странно и непонятно.

– Сложно быть убедительным, когда мы в разных системах координат, – отмечает он. – Я – в естественно-научной, а пациент – нет.

Другие участники группы подключаются к обсуждению ошибок и возможных решений. И вот третий раунд, в котором пациент говорит все больше и спокойнее. Врач уже не пытается завалить пациентку вежливыми сложными фразами. Он наконец решает добиться разговора на равных.

– Вы хотели бы понять, что происходит в вашем организме и чего опасаться? – спрашивает Владимир.

– Это требует специальных знаний, – сомневается Марина, – а мне просто хочется избежать осложнений.

– Зато вы сможете услышать про себя кое-что неожиданное, – искушает Владимир. – Хотите?

Марина молчит. Мы замерли.

От пациента к следователю

– В России живым донором почки может стать только член семьи, – рассказывает врачам на курсах повышения квалификации в МГУ заведующий отделением пересадки почки РНХЦ имени академика Б.В. Петровского Михаил Каабак. – Такое законодательное ограничение должно снизить возможную эксплуатацию человека в донорстве. Однако внутри семьи потенциальный донор может подвергаться разным способам воздействия. Поэтому мы всегда беседуем с потенциальным донором с глазу на глаз, чтобы у человека была возможность отказаться нестыдным образом – по медицинским показаниям.

– Простите, Михаил Михайлович, а можно как-то убедить потенциального донора, чтобы он не шел на трансплантацию? – неожиданно спрашивает одна из слушательниц курса, рентгенолог Татьяна.

Она рассказывает, как к ней пришла 19-летняя девушка, решившая поделиться почкой с маленьким племянником. У ребенка уже был опыт неудачной трансплантации от отца: почка не прижилась. Шансов на хороший исход второй трансплантации было мало.

– Я посмотрела на гордую девочку, она же не понимает, что операция почти бессмысленна, – продолжает Татьяна. – Мне так ее жалко стало, у нее вся жизнь впереди, еще рожать. Где ее мать, которая отговорила бы от сомнительного геройства?

– Отговаривать, конечно, мы не можем, это совершеннолетний человек, который сам принимает решения, – отвечает Каабак. – В рассказе я слышу патерналистское отношение, которое в разговоре с донором наверняка вызвало бы у нее протест. Но если бы вы и другие врачи сумели бы поговорить с ней на равных и дать максимум информации, то, возможно, она бы подумала и изменила свое отношение.

ВОЗМОЖНО, ЕСЛИ БЫ ВРАЧИ УМЕЛИ ЛУЧШЕ ОБЩАТЬСЯ С ПАЦИЕНТАМИ, ТЕ МЕНЬШЕ ЖАЛОВАЛИСЬ БЫ В СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ, РОСЗДРАВ И ДРУГИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ

Особый бонус этого курса – лекция следователя Следственного комитета России, где появляются отделы по расследованию врачебных ошибок.

– Цель следователя – не возбудить дело, а разобраться, – успокаивает врачей Юрий Козлов, руководитель отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления по Западному АО ГСУ СК России по Москве. Он говорит, что с каждым годом СК, конечно, заводит больше уголовных дел на врачей, но и прекращает тоже больше. Когда речь заходит о гематологе Елене Мисюриной , чье дело суд вернул на дополнительное расследование, Юрий Козлов замечает:

– Пока не знаем, будет ли расследование успешным, дойдет ли до суда.

– То есть цель все-таки не разобраться? – уточняю.

– Одна из наших главных задач – провести качественное расследование для раскрытия преступлений, – отвечает Козлов.

Возможно, если бы врачи умели лучше общаться с пациентами, те меньше жаловались бы в СК, Росздрав и другие органы власти. А сегодня, похоже, врачам не хватает курсов по коммуникации не только с пациентами, но еще и со следователями.

Дина Юсупова, корреспондент Русфонда

Вы поможете развитию канала РусФонда, если подпишитесь на канал или поделитесь записью в любой социальной сети.

Читайте также: