Сообщение о лешем по родной литературе ученику третьего класса

Обновлено: 17.05.2024

4)совершенствовать такие навыки работы с текстом, как составление плана, пересказ, обсуждение прочитанного, комментирование эпизодов.

Формы и методы работы:

слово учителя, ответы на вопросы, беседа - поиск ответа на проблемный вопрос, выразительное чтение, прослушивание произведения в исполнении артиста, просмотр слайдов на компьютере, подведение итогов работы.

Приемы для развития речи учащихся: чтение учителем произведения, прослушивание произведения в исполнении артиста, чтение учащимися текста, работа над средствами выразительности, работа над анализом текста, выявление ключевых слов, создание синквэйна.

Оборудование: портрет Михаила Федоровича Федорова, компьютер, слайды, литература:

1) Михаил Федоров Арçури.- Шупашкар, 1984;

2) Метин П.Н, Мефодьев А. И Литература халǎх сǎмахлǎхĕн ǎнлавĕсем.- Шупашкар,1997

3) Чǎваш литературин классикĕ Михаил Федоров.- Шупашкар,1998;

4) Чувашский язык и литература: теория и методика.- Чебоксары, 2004.

Знакомство с темой и целями урока.

Михаил Сироткин,
ученый с мировым именем, профессор

I. Объяснение нового материала.

- Где родился Михаил Федоров? Что вам известно об этом месте?

- Приходилось ли вам бывать на родине писателя?

- Как переводится на русский язык название деревни Хурапха?

- Правы ли были односельчане Михаила Федоровича Федорова, говоря, что из маленького мастера вырастет великий человек?

- Когда родился М. Федоров? Что это было за время?

- С кем из известных чувашских деятелей родился М. Федоров в один год?

- Чем примечательны детство и школьные годы писателя?

- Чем характеризуется время, в которое жил и творил М. Федоров?

- Кто помог найти М. Федорову свое место в литературе?

- Где захоронено тело М. Федорова?

- Где расположен Чар хули? Как он сейчас называется?

2) Основополагающие вопросы урока.

а) Почему классические произведения не теряют своей актуальности?

Классика – произведения искусства, имеющие общепризнанное значение, отличающееся глубиной содержания, продуманностью образов, богатством языка и являющиеся образцом мастерства.

- Когда и где была впервые опубликована поэма?

Существует несколько точек зрения о том, в каком году была написана поэма. Так, М.Я.Сироткин относит ее к 1879 году, Д.Ф.Филимонов – к 1884, а по мнению Г.И.Комиссарова она была создана в 1891 году.

4) Прослушивание поэмы в исполнении артиста Ефима Никитина.

5) Работа над вопросами:

Дайте название эпизоду:

а) Солнце садится. Федор запряг лошадь и отправился в лес.

б) Погода разгулялась. Черный лес взволновался. Лошадь, накормленная ржаной соломой, не может больше идти.

в) Хоть глаз выколи, темно. Федор встретил Лешего.

г) Федор задумался о смерти и своей семье.

д) Облик Лешего меняется: у глубокого оврага он словно беглый солдат, у края Виснера мертвая старуха, на середине пути – ягненок.

е) Погода налаживается, в душе становится спокойнее.

ж) Мысли о жизни, проходящей в нужде.

ІІ. Анализ произведения.

1) Жанр произведения.

Поэма – одна из сложных жанровых форм. Выделяются 2 жанровые разновидности поэмы: лирическая и лиро-эпическая. В основе поэмы – изображение действительных событий, в ней находят отражение мысли и мечты народа. По сравнению со стихотворением и песней в поэме несколько сюжетных линий, более широкий охват действительности, большее количество героев, глубокое проникновение в характер персонажей. Силлабика – такая система стихосложения, для которой характерно одинаковое количество слогов в строке, с ней активно работали такие классики чувашской поэзии, как К.Иванов, М.Федоров и некоторые другие.

2) Композиция произведения.

Завязка – вечером Федор отправляется за хворостом в лес.

Кульминация – в темном лесу Федор пугается лешего настолько, что не в состоянии собирать хворост.

Развязка – Убежав из леса, Федор успокаивается, задумывается о происхождении лешего и своей жизни.


Можно восстановить маршрут Федора. Его протяженность 14-15 километров: Хурапха (не упоминается в произведении) → деревня Ителмес (в настоящее время Сятракасы) → Тǎвар вǎрри (вариант Тарǎн вар, т.е. Глубокий овраг). Оттуда вернуться домой необходимо половина суток с лишним (в произведении действие начинается после заката солнца и завершается с восходом.

В произведении Федору встречаются и такие топонимы, которые не могли иметь место: Виснер, Хурǎншур, Урхас Кушǎк, Чиперуй – звучные и красивые слова. Автор был знаком с этими местами и не смог не включить их в повествование.

Поэт изображает героя разносторонне: в разной обстановке (в пути, в лесу, в поле), обуреваемого разными чувствами (терпение, страх, радость, победа). Герой стремится выжить, избежать позорной смерти. Но и дома у героя не все благополучно: одни лишения ждут его там. Таким автор видит жизнь чуваша.

4) Средства выразительности в поэме.

Краснеет восток.
Хорошая погода портится.
Богач умирает - богатства остаются.
Хороший человек умрет, но имя его будет жить.

Эпитет: темный лес, черная девушка.

Сравнение: как старик седобородый.

Олицетворение: бегут черные тучи.

5) Главный герой поэмы.

Федор - центральный персонаж поэмы. Он бедный крестьянин, имеющий большую семью, маленькие дети еще соху не держали. Может, поэтому он и не заготовил вовремя дров на зиму. Несмотря на вечер, герой отправляется в лес за хворостом. Уже в пути его застает темнота, и Федор начинает робеть, ему чудятся страшилища. Это подчеркивает его уровень развития, веру в суеверия. Федор боится умереть в пути, он хочет успеть добраться до дома. Его пугает и то, что дети останутся сиротами: кто приласкает его ребенка? кто пожалеет дочь? Федор благополучно добирается до желаемого места. Ближе к утру, он держит путь к дому. Начинает светать, и душа его успокаивается, страх отступает.

6) Образ лешего в поэме.

Леший - мифический персонаж. В народе издревле о нем слагались истории. В словаре Н.И .Ашмарина он упоминается как житель лесов и оврагов. Леший возник из душ людей, погибших не своей смертью, а также от незахороненных тел, или если девушка, не вышедшая замуж, родила ребенка и оставила младенца в лесу или овраге. Леший до смерти любит пугать людей, щекотать, доводить до болезни (безумия), но он никогда не убивает своих жертв.

В чувашском фольклоре много преданий о лешем. В них образ лешего предстает и как носитель зла, и как источник добра.

Зачем же понадобился автору образ лешего? Дело в том, что М.Ф.Федоров в поэме изображает жизнь чувашского крестьянина 19 века. Образ лешего, по мнению автора, должен был более полно раскрыть образ главного героя Федора. Автор отказывается от прямой характеристики героя и предоставляет читателю самому делать выводы о персонаже в эпизоде встречи с лешим. Федор не только беден в материальном отношении, но и суеверен. Слышанные когда-то народные предания о мифических существах он принимает за правду, так как далек от науки.

7) Другие образы в поэме.

Конечно, поэма не ограничивается только образами Федора и лешего. Здесь нам встретятся сын старухи Микула, брат Лавраç, Кирилле, Энтри. Как и Федор, они не сидят сложа руки. У Микулы больна жена, уже несколько лет она терпит невыносимые муки. Чтобы получить облегчение, она хочет поклониться иконе Николая Чудотворца, что в Ишаках. Таким образом, автор расширяет представление о жизни чувашского крестьянства, вводя второстепенных героев в поэму.

8) Есть ли у других народов предания о лешем?

III. Закрепление пройденного материала.

1) Вопросы по содержанию поэмы.

- Каким эпиграфом открывается поэма?

- Почему Федор отправляется в лес после заката солнца?

- Где разворачивается действие поэмы?

- Насколько велика семья Федора?

- В лесу, какой деревни, по мнению Федора, живет леший?

- Каким видится леший испуганному Федору?

- Закончите фразу, взятую из поэмы:

Хоть иголку воткни…
Богач умирает…
Чем быть одинокой веткой…

Ле́ший (хозяин леса, лесной дух, лешак, лесовик, дедушка-лесовой) — в мифологии восточных славян хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц (см. Духи локусов). Представления о лешем сильно развитые у русских (особенно на Русском Севере), в меньшей степени известны в восточнобелорусских и восточноукраинских традициях, постепенно ослабляясь к юго-западу восточнославянского ареала.

Хотя леший имеет отдельный образ, представления о нём часто сливались с шишигой и чёртом [1][2][3][4]. Как правило, все отрицательные черты, приписываемые лешему, возникают с утверждением христианства на Руси - так называемое отнесение всех духов (русалок, леших, домовых, и т. д.) к демонической природе. Те немногие положительные качества лешего, что сохранились в народных повериях до сих пор, восходят к временам славянского язычества.

Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьёт в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.

Леший — полноправный хозяин каждого леса.
Описания внешнего облика лешего довольно разнообразные. В рассказах его зачастую изображают человекоподобного вида, только лицо у него темнее, чем у людей. Глаза у него огромней человеческих и с особенным блеском, а брови и ресниц напрочь отсутствуют. В конце ХХ века русский люд описывает его остроголовым существом без правого уха. Белорусские крестьяне говорят, что он с одним глазом и одной ногой, на которой пятка впереди. Но все они одинаково рассказывают о его седых, длинных, косматых волосах на голове. Видели его и рыжего, который надел на голову остроконечную шапку, и всего обросшего мхом. А орловское население утверждает, что он пучеглазый, с зеленой бородой, с руками волосатыми, мохнатыми.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:


Леший – сверхъестественное существо славянских преданий и русских сказок

Леший – сверхъестественное существо славянских преданий и русских сказок


Леший многолик, как и сам лес. Чаще всего леший изображается как дряхлый стар.

Леший многолик, как и сам лес. Чаще всего леший изображается как дряхлый старик, одежда рваная "шиворот на выворот", левый ботинок на правой ноге, правый на левой ноге. Может представиться существом без одежды, покрытым шестью с рогами и копытами, может оборачиваться любыми растениями и животными.

Способности Леший способен превращаться в различных лесных зверей, оборачиват.

ДОМИК ЛЕШЕГО

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ С ЧЕЛОВЕКОМ Проказничает и шутит ,но не вредит людям Охотники.

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ С ЧЕЛОВЕКОМ Проказничает и шутит ,но не вредит людям Охотники и пастухи обычно составляли своеобразное соглашение с лешими , в которых оговаривали взаимные запреты и обязанности Похищает детей

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 241 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.12.2016 2129
  • PPTX 10.4 мбайт
  • 15 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Малейко Марина Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


С раннего возраста человек знакомится со сказками и на протяжении всей жизни с ними не расстаётся. Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые и дети. Сказка один из основных жанров авторского и устного народного творчества. Где живёт сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… В них много чудес!

Для того чтобы найти ответы на возникшие вопросы я провела опрос среди учащихся начальных классов, так как мне стало интересно: что думают другие ребята о Лешем? А что знают о нём старшеклассники?

Я считаю, что тема моей работы актуальна не только для меня, но и для других детей.

Цель: Проанализировать образ Лешего в народных сказках и сделать вывод о его сущности.

Объект исследования: Леший.

Предмет исследования: сказки разных народов и авторские сказки.

Гипотеза: предположим, что Леший – это вымышленный персонаж народных сказок.

В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:

Узнать из дополнительной литературы, побеседовать с библиотекарем о Лешем.

Провести опрос по теме работы с учащимися.

Прочитать сказки разных народов, в которых действует Леший.

Проанализировать образ Лешего и сделать выводы.

Ответы на свои вопросы я стала искать в книгах, энциклопедиях, интернете, побеседовала со школьным библиотекарем Шадриной Л. В. .

2. Основная часть.

Для людей никогда не вызывало сомнений, что мир, окружающий его, живой. У всех вещей и пространств в мире есть хозяин, тот, кто печётся, и заботиться о них. Мир вокруг нас населён: в реках и озёрах живут – водяные, среди болот – болотники, в полях – полевые, в домах – домовые, а в лесу хозяйничают лешие.

Общая характеристика Лешего.

Леший в восточнославянской мифологии злой дух, воплощение леса, как враждебной человеку части пространства, сверхъестественное существо славянских преданий и народных сказок, хозяин леса.

Леший (Лешак) – это существо огромного роста, всё поросшее волосами, очень толст, характера вольного, с шумным, необузданным нравом. Нередко Лещей меняет свой рост: издали он велик, как самая большая сосна в лесу, а подойдёт поближе – станет меньше травинки. Он всегда без шапки, корноухий, длинные волосы зачесаны налево, цвет лица синеватый, глаза выпученные, зелёные и горят, как угли. Леший нем, но голосист, любит петь без слов во всё горло, с вечера до полуночи. Может прикидываться путником с котомкой и в таком виде выходить погреться к кострам лесорубов. В сказках почти всегда отсутствует внятное описание внешности Лешего, потому как сильно сливается он с родной стихией – лесом. Характер Лешего неприятный, даже злобный, но, в общем - то , он не столь опасен, : хотя любит грубо и зло пошутить, но людей не губит.

Очень опасен только раз в год, на Ерофея - мученика – 17 октября, когда ему указано заснуть на зиму, и он бесится от злобы. Всю ночь и весь день Лешие безобразничают, дерутся, ломают деревья, понапрасну гоняют зверьё, а к утру, после пения первых петухов, проваливаются сквозь землю и появляются на ней вновь, когда она оттает весной. Крестьяне в этот день в лес не ходят.

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

Уважаемый Леший


Руководители: Шадрина Л.В.

ООбщая характеристика Лешего

ЛЛеший мифологическое существо

ООсновные черты образа Лешего

ЛЛеший в народных сказках

Анализ образа Лешего

1. Вступление

В час урочный полнолунья, В час урочный полнолунья,

С тёмным лесом наравне,-

Говорит молва - вещунья,-

Кто-то бродит в тишине.

Пономарь пройдёт ли пеший,

Псарь проедет ли верхом,

Всяк, крестяся, молвит: «Леший

С раннего возраста человек знакомится со сказками и на протяжении всей жизни с ними не расстаётся. Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые и дети. Сказка один из основных жанров авторского и устного народного творчества. Где живёт сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… В них много чудес!

Для того чтобы найти ответы на возникшие вопросы я провела опрос среди учащихся начальных классов, так как мне стало интересно: что думают другие ребята о Лешем? А что знают о нём старшеклассники?

Я считаю, что тема моей работы актуальна не только для меня, но и для других детей.

Цель: Проанализировать образ Лешего в народных сказках и сделать вывод о его сущности.

Объект исследования: Леший.

Предмет исследования: сказки разных народов и авторские сказки.

Гипотеза: предположим, что Леший – это вымышленный персонаж народных сказок.

В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:

Узнать из дополнительной литературы, побеседовать с библиотекарем о Лешем.

Провести опрос по теме работы с учащимися.

Прочитать сказки разных народов, в которых действует Леший.

Проанализировать образ Лешего и сделать выводы.

Ответы на свои вопросы я стала искать в книгах, энциклопедиях, интернете, побеседовала со школьным библиотекарем Шадриной Л.В..

2. Основная часть.

Для людей никогда не вызывало сомнений, что мир, окружающий его, живой. У всех вещей и пространств в мире есть хозяин, тот, кто печётся, и заботиться о них. Мир вокруг нас населён: в реках и озёрах живут – водяные, среди болот – болотники, в полях – полевые, в домах – домовые, а в лесу хозяйничают лешие.

Общая характеристика Лешего.

Леший в восточнославянской мифологии злой дух, воплощение леса, как враждебной человеку части пространства, сверхъестественное существо славянских преданий и народных сказок, хозяин леса.

Леший (Лешак) – это существо огромного роста, всё поросшее волосами, очень толст, характера вольного, с шумным, необузданным нравом. Нередко Лещей меняет свой рост: издали он велик, как самая большая сосна в лесу, а подойдёт поближе – станет меньше травинки. Он всегда без шапки, корноухий, длинные волосы зачесаны налево, цвет лица синеватый, глаза выпученные, зелёные и горят, как угли. Леший нем, но голосист, любит петь без слов во всё горло, с вечера до полуночи. Может прикидываться путником с котомкой и в таком виде выходить погреться к кострам лесорубов. В сказках почти всегда отсутствует внятное описание внешности Лешего, потому как сильно сливается он с родной стихией – лесом. Характер Лешего неприятный, даже злобный, но, в общем-то , он не столь опасен, : хотя любит грубо и зло пошутить, но людей не губит.

Очень опасен только раз в год, на Ерофея-мученика – 17 октября, когда ему указано заснуть на зиму, и он бесится от злобы. Всю ночь и весь день Лешие безобразничают, дерутся, ломают деревья, понапрасну гоняют зверьё, а к утру, после пения первых петухов, проваливаются сквозь землю и появляются на ней вновь, когда она оттает весной. Крестьяне в этот день в лес не ходят.

Леший – мифологическое существо.

Сказку всегда предваряет миф.

Леший – очень древнее мифологическое существо. Он может обернуться деревом, мхом, медведем, птицей, зайцем, диким жеребёнком. Леший может преображаться в ветер, вихрь, бурю. Говорят, что куда дует ветер, туда и Леший направляется. Леший напоминает лесных эльфов шведского фольклора.

Если Леший превратился в человека (обычно в старичка в белом балахоне или в сером кафтане с красным поясом), то распознать его очень просто: он не оставляет следов. Иногда его узнавали по отсутствию правого уха. Говорят, что кровь у Лешего синего цвета, его кафтан застёгнут на левую сторону и туфли на ногах перепутаны (вместо правой надета левая).

Все Лешие подчинены лесному царю. Это – величественный старик в белой одежде с кнутом в руке, которым он гонит перед собой стаю волков.

Основные черты образа Лешего

Леший говорит громким голосом, свистит, хлопает в ладони, очень любит повторять последнее слово собеседника, как это делает лесное эхо. У него старая и неопрятная жена Лешачиха, поэтому не удивительно, что иногда он приходит в деревню сватать за себя самую красивую и молодую девушку, которую и уводит с собой в лес. Дети Лешего от брака с Лешачихой обычно уродливы, с головой величиной с котёл, крикливы и злобны. Он старается подменить ими человеческих детей, оставленных без присмотра в лесу. Живёт Леший со своей семьёй в избушке в глуши (рассказывают, что эта избушка сделана из человеческой кожи и костей, а иногда эта избушка на курьей ножке, как у Бабы Яги) или в сторожке, куда по своему желанию пускает или не пускает охотников. Говорят, что Леший помогает в гаданиях. К Лешему обращаются за помощью, когда пропадает скот. Для этого ночью относили на перекрёсток горшок каши и кусок хлеба, если на утро горшок исчезал, то считалось, что Леший вернёт коров.

Леший в народных сказках.

3.Анализ образа Лешего.

На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Лешего в авторских и народных сказках можно сделать вывод о его сущности.

Леший испытывает людей, издевается над путниками, водит грибника по лесу кругами, а значит – ведает судьбой.

Леший похищает молодых красивых девушек и уводит их в лес, связан с лесом, ему подвластны животные, он всегда старый, огромного роста, с необузданным нравом. Любит петь во всё горло, не оставляет следов. Живёт в лесной глуши в избушке, сделанной из человеческой кожи и костей. Он связан со смертью.

Ему служат дикие звери, белки и мыши у него в крепостной зависимости, а значит, он повелитель зверей.

Леший может превращаться в ветер, вихрь, бурю; свистит (свист связан с ветром), а значит, связан с воздушной стихией.

Таким образом, мой анализ образа Лешего показал, что Леший вымышленный сказочный персонаж. Его прообразом является славянский злой дух. Сущность образа Лешего в народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто сверхъестественное существо. Это образ величественной фигуры древнего духа, повелевающего Ветром, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Судьбой людей.

Читайте также: