Пароходное сообщение в россии

Обновлено: 18.05.2024

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи


Первый русский пароход

В 2015 г. исполняется 200 лет первому созданному в России пароходу.

Первый рейс первого русского парохода состоялся 3 ноября 1815 г. Но у этого события была длинная предыстория.


Пароход "Н.В. Гоголь"

Предыстория

В 1736 г. английский инженер Джонатан Халс спроектировал судно с колесом на корме, приводимым в движение паровой машиной Ньюкомена. Судно прошло испытание на реке Эйвон, но не сохранилось доказательств этого и результатов испытания.



Пароход Фитча 1790 г.

Первый пароход, который успешно использовался, был создан Робертом Фултоном в 1807 г. Он совершал рейсы по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани со скоростью около 5 узлов (9 км/ч).

Устройство парохода

У пароходов гребной винт устанавливается на одном валу с паровой машиной. У пароходов с турбиной гребной винт приводится в основном через редуктор или через электрическую передачу.


Самые известные пароходы в истории




Пароходы в России

Первый пароход в России был построен на заводе Чарльза Берда в 1815 г. Он совершал рейсы между Санкт-Петербургом и Кронштадтом.

Чарльз (Карл Николаевич) Берд (1766-1843) – русский инженер и бизнесмен шотландского происхождения, первый строитель пароходов на Неве.


Мемориальная доска, установленная на заводе Берда

Привилегию на постройку пароходов Берд получил с большим трудом. Сначала она была предоставлена императором Александром I в 1813 г. американскому изобретателю паровой машины Роберту Фултону. Но он не выполнил основного условия договора – в течение 3 лет не ввёл в строй ни одного судна. Этот контракт и достался Берду.

Как выглядел первый русский пароход?


Первый русский пароход "Елизавета"

Пароход имел длину 18,3 м, ширину 4,57 м и осадку 0,61 м. В трюме судна была установлена балансирная паровая машина Джеймса Уатта мощностью в 4 л. с. и частотой вращения вала 40 об./мин. Машина приводила в действие бортовые колёса диаметром 2,4 м и шириной 1,2 м, имевшие по шесть лопастей. Однотопочный паровой котёл отапливался дровами.

Над палубой судна возвышалась кирпичная дымовая труба, которую последствии заменили на металлическую высотой 7,62 м. Труба могла нести на себе парус при попутном ветре. Скорость парохода 10,7 км/час (5,8 узла).


Ещё немного о Чарльзе Берде и пароходах в Российской империи

Пароходы Берда занимались пассажирскими и грузовыми перевозками. Использование пароходов было намного удобнее и быстрее, чем парусных судов, поэтому почти все перевозки оказались в руках Берда. В 1816 г. был спущен на воду второй пароход улучшенной конструкции с машинной мощностью 16 л. с. С 1817 г. регулярные пассажирские рейсы стали совершаться по два раза в день.


Исключительная императорская привилегия принадлежала Берду до 1843 г.: только этот завод занимался строительством и эксплуатацией паровых судов в России.

03-BOGOLYUBOV-1.jpg

ХОЛОДНЫМ петербургским утром 3 ноября одна тысяча восемьсот пятнадцатого года на набережную Невы высыпали любопытные жители имперской столицы — посмотреть, как по реке бодро, без парусов идет судно с колесами по бортам и адски дымящей железной трубой на палубе. Это был премьерный рейс первого русского стимбота (паровой лодки) с пассажирами в Кронштадт. Дойдя до пункта назначения за три с половиной часа (со скоростью от 5 до 11 км/ч), судно было триумфально встречено жителями крепости и ее комендантом. Особенно поразили наблюдателей маневры в акватории с резкой остановкой и разворотом.

Как был устроен первый русский пароход? Паровая машина и котел, в топке коего жгли дрова, были помещены в трюм посередине деревянного судна. Там же стоял насос, качавший забортную воду (для обеспечения процесса парообразования). Машина приводила в действие бортовые колеса диаметром около двух с половиной метров с шестью гребными лопастями. На корме находились пассажирские скамьи, над которыми трепетала на ветру крыша из парусины. Высокая железная труба на верхней палубе при попутном ветре могла служить мачтой для паруса.

За возможность превратить технический успех в коммерческий еще предстояло побороться. Ведь первая Привилегия (исключительное право) на создание и эксплуатацию паровых судов в России была дана Роберту Фултону, и именно он во всех, по крайней мере англоязычных, энциклопедиях значится изобретателем парохода.

По официальной справке, к 1820-му по нашим рекам ходили или были готовы к спуску пятнадцать паровых судов, а к двадцатилетнему юбилею первого рейса стимбота Берда в России насчитывалось 52 парохода.

В отсутствие разветвленного ремонтного сервиса починка сломавшегося парохода тоже поначалу сильно кусалась, а снятие его с мели, в отличие от деревянных барок, оказывалось целой проблемой. И все же именно пароходство на пару с разраставшейся железнодорожной сетью сыграли центральную роль в торговом и промышленном развитии страны во второй половине XIX столетия.

Положительно отразился на пароходостроении и финал слишком долгой монополии Берда. Многократно продлевавшаяся императорская Привилегия принадлежала Карлу Николаевичу до самой его смерти в 1843 году. В дальнейшем стали претворяться в жизнь идеи многих русских инженеров, инициативы отечественных предпринимателей, искусственно тормозившиеся монополистом.

Пароходы в России строились вплоть до 1959 года, пока их окончательно не вытеснили теплоходы, где использовались двигатели внутреннего сгорания. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

В 1815 году в истории российского судоходства произошло знаменательное событие. На заводе в Петербурге был построен 1-й русский пароход.

Предыстория

Впервые пар для придания конструкции движения использовал греческий механик и ученый Герон Александрийский в I веке до нашей эры. В конце XV века французский изобретатель Дени Папен описал термодинамический цикл парового двигателя. Через 15 лет он сконструировал первую колесную лодку, приводимую в движение паровой силой.

Пароходство в Российской империи

Пароходство в России

Александр I предоставил исключительное право Фултону на постройку пароходов в России. За 15 лет он обязался запустить новые корабли на линии Санкт-Петербург — Кронштадт и на крупных реках.

За 3 года американец не сумел ввести в строй ни одного парохода, поэтому выгодный контракт был передан шотландцу Чарльзу Берду. С 1786 года он жил в России. Предприимчивый Чарльз сумел открыть в Петербурге завод, который за несколько десятилетий вошел в число лучших литейно-механических производств страны.

Пароходство в Российской империи


Этого 20-летнего шотландца привез с собой в Петрозаводск мистер Чарльз Гаскойн. Звали его также Чарльз. Чарльз (Карл) Берд.

Чарльз Берд

Он числился заводским смотрителем, прилежно помогал своему боссу, вникая во все производственные дела. Поэтому Гаскойн через 6 лет не без сожаления отпустил его на самостоятельную работу в петербургский филиал Александровского завода. В северной столице он быстро достиг успеха.

Его брат Якоб, например, не стал рисковать и тихо жил в нашем городе на второстепенных заводских ролях, не оставив почти никаких следов своей деятельности. Чарльз же после своей смерти в 1843 году оставил наследникам достаточно большое состояние и, главное, — процветающие литейный и судостроительный заводы. С конца ХIХ века они входят в состав Санкт-Петербургского Адмиралтейского объединения.

Английский опыт

Берд в своей подробной записке, которую мне удалось найти в Ленинградском архиве древних актов, ответил твердо: причина сего в широком использовании новинки — паровой машины. Этот простой двигатель надежен, компактен, имеет хорошие тяговые характеристики и выдерживает большие перегрузки. Он работает практически на любом топливе и способен к реверсированию, то есть может изменять вращение на противоположное.


От завода до парохода

Горный департамент отклонил проект Берда. Началась война с Наполеоном, и было не до организации новых производств. Но за шесть лет он зря времени не терял. Просто идея о перспективе использования паровых машин в российской промышленности переместилась в другую сферу — транспортную.

Транспортные аэросани НКЛ-16, захваченные финнами и впоследствии курсировавшими по маршруту Петрозаводск – Великая Губа. 1943 год.

Конкуренты кусали локти

Берд вслед за Беллом впервые в России (опыт Кулибина в данном случае не в счет) поставил паровую машину на судно и добился лицензии на перевозку грузов и пассажиров. Это был блистательный ход русского шотландца (одним из первых из своих петрозаводских соплеменников он принял российское подданство). Потом русские и иностранные купцы кусали локти и били себя по щекам за то, что не додумались в свое время до такой очевидной вещи. Но задний ум, как правило, не приносил прибыли. А Берд нажил огромное состояние на своих пароходах.


Водоход, пироскаф или стимбот…

Первое его паровое судно отошло от заводской пристани в Кронштадт 3 ноября (по старому стилю) 1815 года. Через год еще один его грузопассажирский пароход сновал по той же линии, заменив громоздкие и опасные парусные лихтеры. К 1820 году на линии уже были четыре парохода, потом — одиннадцать. Вообще с 1817 года Берд стал, как ныне говорят, серийно выпускать судовые паровые машины, и к 1825 году его эмблема стояла на 130 таких аппаратах.

В 1817 году сенат дал Берду монопольное право на паровое судоходство на Балтике, Каспии, Черном, Белом, Азовском морях, а также по озерам и рекам Европейской части России. Эпоха пара на флоте, начавшаяся инициативой бывшего петрозаводского смотрителя, стремительно завоевала пространство российских водных путей.

Пароход подходит к петрозаводской пристани. Гравюра первой половины XIX века.

Пароход подходит к петрозаводской пристани. Гравюра первой половины XIX века. Фото: Из личного архива Николая Кутькова

С 1837 года правительство уже регламентировало паровое движение по особым правилам. И поэтому подплывающий к петрозаводской пристани пароходик на приведенном рисунке наверняка идет по этим правилам, поскольку большой, так называемый Константиновский, маяк на городской пристани был сооружен в 1839 году. Так первый водоход (французы называли его пироскафом, англичане – стимботом), детище объединенных усилий французов, шотландцев, англичан, русских и американцев, совершив длительное путешествие во времени и пространстве, достиг наконец берегов Петрозаводского залива.

Честь практической эксплуатации первого парохода в мире принадлежит, безусловно, американцу Роберту Фултону. А в Старом свете эту славу поделили двое шотландцев: Генри Белл и российский подданный Карл Берд.

Читайте также: