Ознакомьтесь с планом анализа пейзажа подготовьте сообщение в устной или письменной форме

Обновлено: 05.07.2024

Пейзаж в литературном произведении. материал (9 класс) по теме

Пейзаж — изображение картин природы в литературном произведении.

Неразрывная связь человека с природой всегда волновала художников. Поэтому пейзажу в литературе отводится особое, почетное место.

В литературе пейзаж — одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла, которое подчиняется как требованиям литературного направления (романтический пейзаж, сентименталистский пейзаж, натуралистический или символистический пейзаж и т.д.)

или жанра (городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж и т.п.),

так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения, отразить загадку природы и ее отчужденность от цивилизации и т.д.

Пейзаж настроения (обращение к эмоциям читателя; использование литературных реминисценций)

Использование риторических приёмов и ритмизированной прозы.

Создает атмосферу, настроение.

Играет роль в духовной жизни персонажей.

Экзотический пейзаж романтиков

Создание иллюзии достоверности, реальности.

Сны и иллюзии персонажей

Пейзаж (по объекту изображения)

б)необходим для развития действия

  1. деревенский
  1. 1)способствует созданию образа лирического героя;

2) служит одним из средств создания местного колорита;

3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия;

4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей;

5) является источником философских рассуждений писателя;

6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;

7) служит средством характеристики социальных условий жизни;

8)

может приобретать символическое значение.

Пейзаж, открывающий повествование, “привязывает” его к определенному месту (России, Италии, городу или деревне) и времени (историческому и природному). Так, пейзаж осуществляет ввод читателя в художественный мир. (“Рудин” Тургенева: “Было тихое летнее утро. Солнце уже давно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой, из давно проснувшейся долины веяло душистой свежестью, и в лесу, еще сыром и не шумном, весело распевали весенние птички…”

Пейзаж в начале произведения создает определенный эмоциональный настрой у

читателя. Иногда пейзаж в начале произведения играет роль экспозиции, намечает

проблематику. Например, 3 глава “Отцы и дети” Тургенева – безотрадная картина пореформенной России.

Cостоит в том, что картина природы помогает в раскрытии внутреннего мира героя, создавая мажорную или минорную эмоциональную атмосферу (иногда контрастную эмоциональному состоянию персонажа).

Так, Тургенев помогает читателю понять, что сильная натура Базарова глубже его поверхностных рационалистических и нигилистических взглядов, сопровождая сцену признания Базарова в любви очарованием “темной ночи”.

В произведениях Толстого пейзаж становится важным компонентом в раскрытии “диалектики души” героев.

Нередко пейзаж выражает авторскую позицию, философские взгляды писателя.

Таков образ высокого неба, открывшегося князю Андрею после ранения в Аустерлицком сражении.

В финале рассказа И.Бунина “Господин из Сан-Франциско” вокруг гигантского корабля бушует вьюга с” траурными от серебряной пены” валами волн и гудящая, “как погребальная месса”. Этот пейзаж выражает мысль Бунина об обреченности современной цивилизации, зашедшей в тупик.

План анализа пейзажа в литературном произведении

1/ Указать место пейзажа в композиции и сюжете произведения.

2/ Определить функцию пейзажа (место и время действия, средство раскрытия психологии героя, выражение авторского миропредставления).

3/ В чьем восприятии дана картина (безличного автора – повествователя, рассказчика, героя), способ соотношения с героем: как окружение или как кругозор.

4/ Степень развернутости или лаконизма, детализированности или обобщенности.

5/ Какова общая эмоциональная (тональность) пейзажа.

6/ Выявить отношение психологизма и изобразительности.

7/ Анализ пространства и времени: картина динамичная или статичная; локальная или замкнутая; цветовые и звуковые детали; детали – лейтмотивы или детали – доминанты.

Пейзаж в сказке

Сказочный пейзаж украшает и произведения русского писателя Павла Бажова. Но все же в этом жанре описание природы имеет исключительно декоративное назначение.

описание пейзажа в литературе

Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. — Ну, барин,- закричал ямщик,- беда: буран!

А. С. Пу ш к и н. Капитанская дочка

Первый пейзаж, с которым мы встречаемся в романе, — это пейзаж-эпиграф. Это — первые строки романа, начало, которое настраивает нас на определенный род мыслей, создает, определяет атмосферу этого произведения, тревожную и давящую, атмосферу бурана, хаоса, борьбы двух на чал (добра и зла) в жизни, быте людей, в природе, в человеческих душах. Как мне кажется, основной пейзаж здесь все же картина звездного неба. Она появляется в романе дважды: в начале и в конце. Пейзаж звездного неба является началом, основой и одновременно логическим завершением романа. Тем самым автор хочет нам показать вечность поставленной проблемы- круговорот жизни, который не дано избежать никому. Все возвращается на круги своя, а потом начинается вновь. И начало всегда тревожнее, неопределеннее конца. Первое описание звездного неба показывает нам борьбу двух основных сил жизни: добра и зла, мира и войны, любви и ненависти. В звездном небе борются эти силы так же, как они борются в душе каждого из героев.

Кроме этих пейзажей, роман наполнен массой других, не менее прекрасных, удивительных и необычных. Почти все пейзажи Булгакова — это психологические пейзажи, которые помогают понять душевное настроение героев, их мысли и чувства. Иногда бывает достаточно одного слова, описывающего состояние природы, чтобы передать настроение героев и автора в данный момент.

Какая резкая антитеза двух, казалось бы, одинаковых пейзажей (ведь он описывает одно и то же место)! Все булгаковские пейзажи наполнены этой антитезой (покоя и хаоса). В самом конце все тот же пейзаж несет в себе уже предначертание, предопределение будущего, крест Владимира становится символом вечности, который охраняет этот прекрасный и яростный мир.

Проза символистов

Что такое пейзаж в литературе? Определение этому художественному явлению дать непросто. Многие исследователи и сегодня пытаются обобщить это средство выразительности. Роли пейзажа в творчестве отдельных авторов посвящены многие работы. Но закономерности его использования в художественном тексте не выявлены. Каждый художник вводит пейзаж в свое произведение в том объеме, в котором он необходим для воплощения его философских и эстетических идей. В прозе начала прошлого века встречают описания природы, призванные символизировать переживания, судьбу, характер героя.

что такое пейзаж в литературе определение

Пейзаж является неотъемлемой частью классической литературы. Понять произведения великих поэтов и писателей без анализа природных описаний невозможно. Именно в них нередко таятся глубинные мысли и идеи авторов.

Действие повести начинает развиваться в маленьком городке Германии, находящемся на берегу величественной и красивой реки Рейн. В этом городе нет ничего особенного, но автор изображает его с особым очарованием. Узкие улочки со старинными домами навевают романтические мысли даже таким прагматикам, как господин Н.Н. Описание вечернего города противопоставляется внутреннему состоянию главного героя в начале повести, спокойствие и умиротворённость, царящая под ночным небом, не сочетается с его фальшивыми переживаниями о безответной любви к гордой вдове.

После знакомства главного героя с Асей, изображение пейзажей меняется, становится более нежным и проникновенным. Описание природы переплетается с описанием красоты молодой девушки, покорившей господина Н.Н.

Господин Н.Н. наоборот признаётся в том, что не умеет ценить красоту окружающего мира, но, тем не менее, всё время замечает даже самые малейшие её проявления: свет луны, звёздное небо, оттенок заходящего солнца. Кроме того, большинство описаний природы в произведении идёт именно от лица повествователя, поэтому с уверенностью можно сказать, что он только старается казаться равнодушным, но на самом деле это не так. Даже Ганин, занимающийся живописью, не замечал столько деталей и значительных мелочей вокруг себя.

И.С. Тургенев в своей повести показывает насколько разные мужчины и женщины, как трудно им друг друга понять. Женщины всегда ближе к природе, ведь они более эмоциональные и душевные натуры. Находясь рядом, Ася и её возлюбленный, видели разный пейзаж – девушка восторгалась лунным сиянием, символизирующим для неё, любовь, а главный герой видел только непроглядную черноту речных волн.

После того, как господин Н.Н. понял, что влюблен в Асю, картины природы уходят на второй план. Всё дело в том, что главный герой ничего не замечает вокруг себя, думаю только о своей возлюбленной. Описание пейзажей появляется вновь только после трагического расставания.

Все сочинения по литературе за 7 классКоллектив авторов

В своем произведении Гоголь показывает народ не подневольным и покорным, а свободным и гордым, беспощадным к врагам Родины и народа, предателям и изменникам. Герои наделены чувством собственного достоинства, умом, благородством, свободолюбием, способным вытерпеть любые муки во имя Отчизны.

Образ Тараса проникнут суровой и нежной поэзией отцовства. Он является отцом не только для своих сыновей, но и для казаков, которые доверили ему командование. Образ Тараса — один из самых трагичных образов в мировой литературе. Его героическая гибель подтверждает величие борьбы за свободу народа.

Образ степи для писателя — это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь — родина героев, богатырей-запорожцев.

Природа живет у Гоголя такой же напряженной и многогранной жизнью, как и его герои.

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Стихотворения о родной природе (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 342, 345)

Проверьте себя

1. Вспомните, в каких стихотворных и прозаических произведениях вы встречали описания природы и какую роль они выполняли.

Красочное описание природы в рассказе “Бежин луг” показывало быт крестьянских детей, а также располагало к рассказу мистических историй.

В стихотворении “Ель рукавом мне тропинку завесила” природа как будто оживает и помогает заблудившемуся путнику.

2. Прочитайте помещённые в разделе стихотворения. Подумайте, какие настроения авторы сообщают нам.

Стихотворения в разделе показывают читателю, как красива наша Родина, что она - наша душа.

Проверьте себя

1. Какие краски используют поэты и художники для описания природы, создавая эмоциональный настрой произведения?

Для описания солнечного, ясного дня используются яркие, насыщенные цвета. Для непогоды используются темные, пасмурные оттенки. Если идет описание зимы, то это белый цвет и нежно-голубой.

2. Прочитайте и другие стихотворения, в которых воспевается красота родного края. Подготовьте их к конкурсному чтению, предварив небольшим рассказом об авторе.

К конкурсному чтению я подготовил стихотворение Сергея Есенина “Гой ты, Русь моя родная”. Автор известен как мастер природной лирики. Им восхищались Блок и Горький. Есенин был частым гостем поэтических вечеров.

Совершенствуем свою речь

Эта пословица о том, что каждое время года по-своему плодородно. Нужно только оглянуться. Весна прекрасна тем, что после зимних холодов наконец-то приходит тепло. Снег тает, появляются первые травинки и цветы, которые радуют человеческий взор. Так приятно идти со школы, нарвать полевых цветов и подарить маме.

Осень приятна тем, кто хорошо поработал для урожая. Все лето люди работают, ухаживают за посаженными культурами, овощами и фруктами. А осенью они пожинают плоды своей работы.

Творческое задание

Подготовьте подробный читательский отзыв на одно из пейзажных стихотворений русских поэтов, обращая особое внимание на эмоциональное содержание и художественные средства, которыми оно выражено (ритм, рифма, звучание слов, эпитеты, сравнения, метафоры и т. п.).

Я хочу написать отзыв о стихотворении Федора Тютчева “Зима недаром злится”. Это произведение - воплощение красоты русского пейзажа. Тема - начало новой жизни и уход старой. Стихотворение составлено с использованием таких средств художественной выразительности:

Олицетворения – “Зима недаром злится”, “Весна в окно стучится”, “Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит”, “Весне и горя мало: умылася в снегу”.

Метафоры – “Взбесилась ведьма злая”, “В прекрасное дитя”.

Для отображения борьбы между зимой и весной Тютчев использует аллитерацию - повторение шипящих согласных.

+

6 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 6

+

Ответ

+

Мир глазами крестьянских детей удивительный и волшебный. Хруст в лесу - это леший идёт, плеск в озере - русалка или водяной, а топот над головой на чердаке - домовой. Они верят в разные приметы и это делает их мир сказочным.

Ответ

+

Ответ

+

Опять я в деревне. Хожу на охоту,

Пишу мои вирши — живется легко.

Вчера, утомленный ходьбой по болоту,

Забрел я в сарай и заснул глубоко.

Проснулся: в широкие щели сарая

Глядятся веселого солнца лучи.

Воркует голубка; над крышей летал,

Кричат молодые грачи;

Летит и другая какая-то птица —

По тени узнал я ворону как раз;

Чу! шепот какой-то. а вот вереница

Вдоль щели внимательных глаз!

Рассказчик стал говорить псу разные команды, пёс их выполнял. Этим он развеселил детей.

Представление закончилось грозой, и дети убежали по домам.

Ответ

+

Стихотворение Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" названо так, потому что главная его тема - жизнь крестьянских детей. Оно рассказывает о разных встречах автора с деревенскими ребятишками и об авторском осмыслении этих встреч. Встреча героя во время его очередной охоты произошла, когда герой утомился, заснул в сарае, а проснувшись, увидел, что за ним наблюдают через щель несколько крестьянских ребятишек. Автор - не крестьянин. Некрасов пишет о себе: живя в Петербурге, занимаясь журналистикой, он очень любил охотиться и уезжал из города в леса, гле отдыхал, охотился и писал стихи. Первое, что видит герой, - это глаза детей. Он описывает их с большой любовью, потому что в глазах отражается душа человека, сравнивает их с полевыми цветами: Все серые, карие, синие глазки - Смешались, как в поле цветы. В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты! Когда дети обращаются в бегство, подумав, что герой просыпается, поэт пишет: "человека заслыша / Так стаей с мякины летят воробьи". Автор ласково сравнивает детей со стайкой пугливых воробьев.

Изображение Ответ

Ответы

Ответ

Ответ

Ответ

1)рассказчика себе я представляю таким. он богатый дворянин, любит охотиться. он довольно молод. ему примерно тридцать пять или сорок лет. этот персонаж добрый, умный, скромный. он любит природу, о чем свидетельствует то, как он подробно описывает природу как в ночное время, так и ранним утром. рассказчик наблюдательный, умеет внимательно слушать и различать характеры людей по их речам, жестам, мимике. он любит детей. он сострадателен к людям (ему было жаль павла, который умер рано).

2)главная мысль и идея : любовь к природе,к родным истокам , единение человека природы.

Ответ

Ответ

Поэт высказал сожалении о невозможности удержать миг прекрасного, уловить и запечатлеть в слове переливы света, игру теней и солнечных пятен, отражение в воде сияющих облаков – все многообразие живой, беспрерывно меняющейся природы.

Цель: открыть учащимся красоту русского пейзажа в живописи и литературе.

  • Углубить понятия “пейзаж и его функции в литературном произведении”.
  • Развивать у учащихся литературно – творческие способности письменной и устной речи.

Ход урока.

Пейзаж является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуально” мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени.

“Литературный энциклопедический словарь” определяет пейзаж как “описание природы, шире – любого незамкнутого пространства внешнего мира”. Хотя чаще всего мы называем пейзажем картину природы, но может быть и урбанистический (городской) пейзаж. (Ф.Достоевский – Петербург). Природа - исходная форма существования материального мира. Все, созданное человеком – только небольшая часть в море первозданного. Однако связь человека определяется культурой, и самое чувство пейзажности возникло достаточно поздно. Элементы изобразительного пейзажа обнаружены в псковских рукописях в 12 веке: бой дружины на фоне деревьев, рисунок, изображающий лежащего человека под деревом, справа растут травы и колосья. В русских фресках 14 века усиливается роль растительных миров.

Творчество Андрея Рублева.

В “Троице” Рублева нет пейзажа, но полно выражено чувство родной природы: васильковый, светло – голубой, синий и зеленый цвета делают колорит иконы созвучным русской природе впору перехода от весны к лету.

Пейзаж как таковой появился в европейской живописи эпохи Ренессанса. В России рождение пейзажа совпало петровской эпохой (конец 17 - начало 18 в.в.).

Особенность пейзажа (в отличие от жанра натюрморта) состоит в том, что акцент переносится с части на целое, важно ощущение полноты и единства мира, в который вписан человек.

  • природа – вечна, постоянна (по сравнению с политическими режимами, историческими событиями), это образ Вечности, наглядно существующий для нас;
  • природа национально специфична (ландшафт, климат, растительный мир), это образ родины, родного “ уголка земли”. В истории развития пейзажа и в живописи, и в литературе прослеживается диалектика национального и общечеловеческого образов природы. Эволюция пейзажа соответствует логике смены художественных систем.

Так пейзаж в произведениях эпохи классицизма – перспективно – панорамный, симметричный, стройной композиции.

- Представители романтизма любили экзотический пейзаж: грозный Кавказ, холодная Сибирь, цветущая Украина.

Впервые у Пушкина появляется реалистический пейзаж, конкретный, узнаваемый. Глава 5 “Евгения Онегина” - зимний пейзаж, увиденный из окна. Это низкая природа”; для картины не характерен цвет, скорее свет и графичность, автор описывает не формы, а процесс (жизнь) природы и людей:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа
Снег выпал только в январе
На третью ночь. Проснувшись рано
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре…
Русская природа в живописи.

Впервые русская природа в живописи появилась в картинах А.Васнецова:

овины, луговые речки, копны сена, елочки, березки. Картины “На пашне”, “Весна” 1820 – е годы. Молодая крестьянка в розовом сарафане и в белой рубахе легко идет по вспаханному полю, держа под уздцы двух лошадей, впряженных в борону. В правом углу картины, у края поля, играет ребенок. Прямая полоса низкого горизонта нарушается тонкими деревцами. Значительную часть полотна занимает бледно – голубое небо с легкими облачками. Это пейзаж достаточно условен и идеализирован, но художник поэтизирует красоту родной природы.

19 век: две тенденции в развитии русского пейзажа.

1. Пейзаж, проникнутый гражданской скорбью (Некрасов “Перед дождем”; Репин “Под конвоем. По грязной дороге”).

2. Пейзаж, воплощающий красоту родной земли. ( Некрасов “ Зеленый шум”. Картины Шишкина).

Общая направленность - усиление психологизации. Первоначально пейзаж оттеняет душевное состояние человека. Затем художники научились раскрывать состояние, душу самой природы. Например, в картине Перова “Проводы покойника”.

Холод природы, печальные краски зимних сумерек отвечают настроению осиротевшей семьи. Минорный колорит (оттенки серого и желтого – коричневого) создают ощущение тоски. Мотив сумерек позволил, не выписывая подробно пейзажных деталей, сосредоточить все внимание на крестьянских детях. Линии создают скорбный ритм картины: согнутая линия спины вдовы варьерируется в линии спины лошади, в форму саней, в контуре одетого в тулуп мальчика, в крае гроба.

Картина В.Васнецова “Аленушка”. Аленушка одинокая, всеми обиженная сирота показана сидящей на сером “горючем” камне в окружении родной природы – на опушке леса. Скромный и простой пейзаж с пожелтевшими березками и осинками, трепещущими под ветром, выражает (наряду с позой и глазами героини) душевное состояние безысходной печали.

А.Саврасов “Грачи прилетели”

В картине автор не просто “перечисляет” характерные признаки пейзажа (березы, ветхий забор, домики, старинная церковь). Он раскрывает “душу” природы – само течение ее жизни, свойственное ей внутренне движение, переходное состояние между двумя временами года. На первом плане – растаявший снег, вдали – чернеющие проталины, грачи, по – весеннему облачное небо с чистыми голубыми просветами. Общий колорит Катины построен на сопоставлении холодных оттенков голубовато – серого снега с теплыми коричневато – серыми тонами проступающей земли.

Ранние стихи И.Бунина. (Вспомним по аналогии).

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом.

И молодеет божий мир.

Прозрачно – белый, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

И с неба на кусты и лужи

Деревья в лоне небосклона,

И сладко слушать у балкона,

Как снегири в кустах звенят.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Природа изображена очень конкретно, “здесь” и “теперь”, через окно балконной двери (проем “сквозной формы” или “кулисы” способствуют углублению пространства: комната – сад – небо – весь мир). Точно указано время года - февраль, неповторимость и переходность момента (оттепель слякоть). Просты и конкретны детали (сад, снег, кусты, лужи). Звуковые и (снегири звенят) и цветовые подробности (небо голубеет, отблеск голубой, снег прозрачно – белый). Вместе с тем сиюминутное, конкретное в пейзаже соотносится с бытием природы, ее неостановимым круговоротом. Этому способствует подвижность картины: легкие светлые тона, передача игры света и цвета, “эффект растянутости мгновения”. Критик А.Степун писал: “Бунинские описания совсем не картины, не декорация для глаз; и воспринимаются они не только глазами, но проливаются в легкие; его весну чувствуешь по зубу, как клейкую почку”.

Глубоким психологизмом проникнуты пейзажи Левитана. Картина “Над вечным покоем” о бессмертии и силе, могуществе природы, озера, великолепии неба. Застывшая вечность, может быть, умиротворенность. В основе картины ассиметричность (несоответствие в расположении частей). Глубокий смысл заключается в противопоставлении вечных сил природы и кратковременности человеческой жизни.

Родство живописного и литературного пейзажей.

Тесное родство живописного и литературного пейзажей позволяет при анализе словесного искусства учитывать некоторые приемы, характерных для искусства изобразительного. Но языком живописи литературовед может пользоваться только по аналогии, буквального тождества тут нет. Литература создает мир не непосредственно – зримый, а воображаемый, читатель из слов – знаков должен мысленно воссоздать картину, рисуемую писателем.

Композиция пейзажа, т.е. соотношение предметов и пространства (пустое или заполненное, гармонически – уравновешенное или “сдвинутое” к центру или в сторону; текстовый объем описания природы (“формат” картины): развернутое, подробное или лаконическая зарисовка – это может создавать ощущение эпической масштабности или камерной интимности.

Пространственный ритм, который в картине реализуется через повторение предметов, линий, цветовых тонов. Ритм может быть плавным или нервно – напряженным, может строиться на контрасте тяжелого и легкого, грубого и изящного, больших и малых форм.

Перспектива как способ изображения пространства. Чаще используется прямая перспектива (когда удаленные предметы кажутся меньше, чем расположенные вблизи, а параллельные линии словно сходятся у горизонта в одну точку).

Пространство может быть глубоким или плоским (“крупный план”), вытянутым ввысь, к небу или низким, “сдавленным”. Пространство может передаваться через изображения тумана, дыма, плывущих облаков, через падающий дождь или снег, через цвет или даже через звук и запах (у Бунина: “ Помню большой, весь золотой, подсохший сад, помню кленовый аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег”.

Рисунок и линии, которые передают конструкцию предмета и его пространства; могут быть прямые или ломаные, плавные или закрученные. Характер рисунка и контуров способствует ощущению величавости или фантастичности, обобщенности или детализации, четкости или размытости картины.

Цвет как один из главных средств выразительности и колорит (соотношение цветов в картине). Цвета делятся на теплые (золотой, оранжевый, красный) и холодные (синий, фиолетовый, зеленый). Теплые цвета считаются активными, радостными; холодные – спокойные, печальные, умиротворенные. Важно учитывать сочетание цветов (гармоничное или контрастное, или кричаще – дисгармоничное).

Две основные системы колорита – локальный и тональный. Локальный - цвет предмета воспринимается как его неизменная характеристика (река – синяя, солнце – красное, трава – зеленая: так рисуют дети); цвет прекрасно передает форму предмета.

Тональный – цвет передает его тон – степень светлоты, обусловлен освещением: передает впечатление от предмета, его объективное восприятие здесь и теперь. Порой цвет приобретает символическое значение, например, в живописи и литературе символизма.

Словесный пейзаж отличается от живописного.

Главное отличие заключается в том, что образ природы в литературном произведении может не столь отчетливо реализоваться зрительно. Характеристика художественного времени обязательно должна присутствовать в анализе: длительность или мгновенность, статика или динамика, последовательность, связность или разобщенность (состояний, событий).

Лирическая проза И.Бунина.

Время природы не дробиться на части, на отдельные моменты. Запечатлен миг, который включает в себя прошлое и будущее состояние: “Солнце еще за лесом…на вершинах уже играет золотистый солнечный свет”. (Эффект “растянутости” мгновения). Состояние природы от ночи ко дню, от зимы к весне – афанасьевские морозы, поэтому в пейзаже намечена градация от холодного синего к теплому золотистому цвету. Пространство слито со временем, приобрело его изменчивость. Воздушную перспективу подчеркивает мотив окна, а также сосны, сквозь которые видна просека. Более светлый передний план, задний более темный. Пространство развертывается вдаль и вверх, дом и двор вписаны в безграничный простор леса и неба. Царственный покой леса, подобный храму (“сосны, как хоругви”), действительно, стволы сосен похожи на колоны в храме, сосновый запах напоминает запах ладана, формы сосен подобны, и свече, и хоругви. Лирический повествователь, созерцающий природу. Ощущающий ее внутренний ритм, слышит, как “шум сосен сдержанно и неумолимо говорил и говорит о какой – то вечной и величавой жизни”.

Основные функции пейзажа.

Образ природы в литературном произведении определяется не только принципами творческого метода писателя (классицизм, романтизм, символизм и т.д.) и не только приемами живописи. Пейзаж – компонент в структуре произведения, поэтому смысл и характер пейзажа зависит от той функции, которую он выполняет в составе целого произведения. Основные функции:

Характеристика места и времени сюжетного действия, психологическая функция.

Например. Пейзаж, открывающий повествование, “привязывает” его к определенному месту (России, Италии, городу или деревне) и времени (историческому и природному). Так, пейзаж осуществляет ввод читателя в художественный мир. (“Рудин” Тургенева: “Было тихое летнее утро. Солнце уже давно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой, из давно проснувшейся долины веяло душистой свежестью, и в лесу, еще сыром и не шумном, весело распевали весенние птички…” Пейзаж в начале произведения создает определенный эмоциональный настрой у читателя. Иногда пейзаж в начале произведения играет роль экспозиции, намечает проблематику. Например, 3 глава “Отцы и дети” Тургенева – безотрадная картина пореформенной России.

Психологическая функция пейзажа состоит в том, что картина природы помогает в раскрытии внутреннего мира героя, создавая мажорную или минорную эмоциональную атмосферу (иногда контрастную эмоциональному состоянию персонажа). Так, Тургенев помогает читателю понять, что сильная натура Базарова глубже его поверхностных рационалистических и нигилистических взглядов, сопровождая сцену признания Базарова в любви очарованием “темной ночи”.

В произведениях Толстого пейзаж становится важным компонентом в раскрытии “диалектики души” героев.

Нередко пейзаж выражает авторскую позицию, философские взгляды писателя. Таков образ высокого неба, открывшегося князю Андрею после ранения в Аустерлицком сражении. В финале рассказа И.Бунина “Господин из Сан-Франциско” вокруг гигантского корабля бушует вьюга с” траурными от серебряной пены” валами волн и гудящая, “как погребальная месса”. Этот пейзаж выражает мысль Бунина об обреченности современной цивилизации, зашедшей в тупик.

  • Указать место пейзажа в композиции и сюжете произведения.
  • Определить функцию пейзажа (место и время действия, средство раскрытия психологии героя, выражение авторского миропредставления).
  • В чьем восприятии дана картина (безличного автора – повествователя, рассказчика, героя), способ соотношения с героем: как окружение или как кругозор.
  • Степень развернутости или лаконизма, детализированности или обобщенности.
  • Какова общая эмоциональная (тональность) пейзажа.
  • Выявить отношение психологизма и изобразительности.
  • Анализ пространства и времени: картина динамичная или статичная; локальная или замкнутая; цветовые и звуковые детали; детали – лейтмотивы или детали – доминанты.

Мастерство писателя в изображении природы: выразительные средства (эпитеты, метафоры, гиперболы и т.д.) и ритмико – интонационный рисунок (плавный, замедленный или, наоборот, сжатый, напряженный). Особенности синтаксического строя текста.

Соотнести характер и функции пейзажа с общей концепцией произведения, авторским мироощущением, с представлением писателя о гармонии или дисгармонии социального, вечного и исторически – конкретного, общечеловеческого и индивидуально- неповторимого, земного и небесного.

Читайте также: