Сообщение о поступке человека со стороны морали

Обновлено: 30.06.2024

Одним из важнейших значений понятия добра считает­ся правильный, моральный поступок.

Понятие поступка

Первое существенное затруднение возникает вокруг са­мого понятия поступка. Всякое ли наше действие можно признать таковым? Ежедневно мы совершаем множество механических действий: переходим дорогу, включаем свет, разговариваем по телефону. Каждое ли из этих проявлений активности имеет отношение к добру и злу? По этому по­воду также существуют два соперничающих мнения. Одно из них предлагает считать поступками, имеющими отно­шения к морали, только значительные события из жизни людей, связанные с необходимостью делать важный выбор. Например, поступление в институт, устройство на работу, вступление в брак и т.д. В этом плане все множественные повседневные действия считаются несамостоятельными, т.е. обусловленными внешним воздействием на нас. Напри­мер, в элементарной операции открытия двери не требуется никакого свободного выбора, а значит, ее следует признать нравственно нейтральной.

Но другая точка зрения настаивает на обратном: любые, даже самые элементарные действия следует оценивать как добрые или злые, поскольку все они имеют последствия, в той или иной степени влияющие на других людей. Так, пе­реходить дорогу можно согласно правилам дорожного дви­жения, а можно нарушать их, подвергая тем самым опасно­сти нескольких людей. Дверь можно открыть аккуратно или же небрежно, задев кого-то, а разговор по телефону можно вести корректно или же грубо. Оказывается, поскольку лю­бой поступок совершен в мире людей, то его нельзя считать нравственно нейтральным.

Представляется, что обе представленные точки зрения впада­ют в крайность и поэтому не отражают сути вопроса. Дело не в том, значительное ли событие нам предстоит в жиз­ни или весьма обыденное; представляет ли собой поступок быстротечное, разовое свершение или включает в себя мно­жество составных действий. Для этики важно, насколько поступок зависел от нас самих, определялся именно нашим решением, и какую ценность мы желали посредством него реализовать. В этой связи нам важно упомянуть мнение основателя этики Аристотеля. Он полагал, что поступок, который может быть назван добродетельным, должен отве­чать следующим критериям.

Во-первых, он сознателен, т.е. мы должны отчетливо понимать, что мы делаем и чего таким образом избегаем. Отсюда чисто механические действия, производимые нами во многом неосознанно, не подходят под данный крите­рий. Разумеется, они влекут за собой определенные поло­жительные либо отрицательные последствия, но далеко не очевидно, что мы несем за них полную ответственность.

Во-вторых, поступок избирается преднамеренно, т.е. мы ясно осознаем цель, которую хотим достичь, и выбираем средство для ее достижения из нескольких возможных аль­тернатив.

Таким образом, под поступком будем в дальнейшем подразумевать свободное действие, ставшее следствием са­мостоятельного решения, и преследующее при этом отчет­ливую цель.

Структура поступка

Поступок представляется достаточно сложным явлени­ем окружающего нас мира. Совокупность поступков чело­века принято называть поведением, и оно составляет пред­мет изучения множества наук. Но этику интересует аспект, связанный с тем, какие поступки приближают нас к идеалу человеческих отношений, а какие отдаляют. И в этой связи важно знать, какие структурные элементы включает в себя поступок и что из них потенциально может быть оце­нено как добро или зло.

Таким образом, под поступком мы будем в дальнейшем подразумевать свободное действие, ставшее следствием са­мостоятельного решения, и преследующее при этом отчет­ливую цель.

Намерение также представляется достаточно сложным фе­номеном нравственного сознания. Если мы спросим о движу­щей причине осмысления первичных побуждений, то можем выстроить целую палитру возможных оснований. В ней будут выделяться такие феномены, как потребности, вытекающие из необходимых условий существования человека, интересы, представляющие собой желание укрепить свой статус в обще­стве, и ожидания, позволяющие видеть перспективы своего развития, как социальные, так и личностные.

Субъективному началу поступка противостоит его объективная сторона. К сожалению, будучи существами не совершенными, мы не всегда способны в полной мере реализовать свои хорошие намерения. Все, что нам мешает, представляется объективными условиями, обойти которые мы не всегда можем. Так, первым, самым могущественным препятствием на пути осуществления индивидуальной воли моральная философия считала обстоятельства со­вершения поступка. Вообще размышления об ограничениях, налагаемых на нашу волю обстоятельствами – одна из самых излюбленных тем в эти­ке. Проблемное поле, обозначенное ей, вполне очевидно. С одной стороны, мнение, будто решимость быть мораль­ным преодолеет любые преграды, влечет за собой самона­деянность и слишком завышенную, неадекватную оценку поступков других людей. С другой, существует соблазн все свои неудачи на пути осуществления добра списать на лю­бые, даже самые незначительные обстоятельства, прикрыв тем самым свою слабость или себялюбие.

В любом случае в этике утвердилось мнение, что не все обстоятельства одинаковы и, значит, не всякое отношение к ним человека будет считаться правильным. Если говорить кратко, то все возможные ситуации справедливо будет раз­делить на те, в которых человек в принципе не мог знать все обстоятельства, и те, когда он их мог знать, но не приложил для этого усилий.

Приведенные выше парадоксы, связанные с размышле­ниями о субъективных и объективных сторонах поступков, можно продолжать бесконечно. Подводя итоги, следует за­метить, что любому субъективному мотиву обязательно со­путствует объективное проявление, сначала становящееся событием из окружающего мира, а затем вызывающее реак­цию на него со стороны других людей. Поэтому мы должны предельно внимательно продумывать как обстоятельства, гак и последствия наших поступков, стремясь свести воз­можные отрицательные случайности к минимуму.

Рациональное и эмоциональное в моральном поступке

Но может ли мораль требовать столь тщательного обдумывания всех тончайших аспектов, касающихся мотивов, обстоятельств, последствий? Не является ли такая постановка вопроса проповедью исключительного рационализма, превращающего человека в бездушную рассчитыва­ющую машину? Действительно, в моральном сознании нельзя игнорировать эмоционально-волевую составля­ющую. В истории этики долго наблюдалась тенденция, полагающая, что чувства укрепляют субъективную реши­мость быть добродетельным, а разум придает моральным представлениям их обязательность.

Но движение, обосновывающее общезначимость нравствен­ных чувств, появилось еще в этических учениях Просвещения. В XX в. эту мысль развил немецкий философ Макс Шелер(1874-1928), заговоривший о существовании особого, эмоционального априори. Тем самым он противоречил Канту, считавшему, что нравственно априорным, т.е. само­очевидным и независящим от опыта, моральным законом может быть только суждение разума. Но разве, – спраши­вает Шелер, – не бывает переживаний, хорошо знакомых всем? Разве мы не сможем отличить подлинную любовь или дружбу от ложных, и, вероятнее всего, с нашим сужде­нием согласится большинство людей, ибо у них также есть представления об эталоне этих важнейших переживаний. Об универсальности, несомненности и обязательности мо­ральных чувств говорят своим последователям мировые религии: христианство о любви, ислам о верности, а буд­дизм о сострадании. Так что же в морали должно играть первостепенное значение: чувства или разум?

Применительно к нашей жизни этот вопрос звучит не­сколько по-другому. Должны ли мы принимать решения стихийно, руководствуясь порывом, либо нам следует от­влечься от чувств и поступать только согласно представ­лению о моральных нормах? А если совсем конкретно и по-житейски, то, как нам следует выбирать поступок: по любви или по долгу? Мы помним, что Кант отказал чувст­вам вправе быть моральным мотивом, поскольку они случайны и непостоянны. И действительно, у любви есть своя темная сторона, часто заставляющая человека делать прекрасной жизнь только того, кого он любит, а ко всем окружающим относиться равнодушно. Добрые чувства приносят нам много радости, но они сугубо избиратель­ны, субъективны и поэтому не могут быть проверены на истинность.

С другой стороны, мы помним недоверие, с которым Юм относился к разуму. Без направляющих его чувств он становится слепым и начинает делать чисто формальные выводы, далекие от жизни. Долг как уважение к моральным требованиям предостерегает нас от совершения зла, но про­блема в том, что в соответствии с долгом можно поступать, но по нему нельзя жить. Он требует от нас держать под подозрением все, даже самые элементарные человеческие чувства, видя в них потенциальную опасность для мораль­ности. Иногда в жизни встречаются честные, порядочные, принципиальные люди, которые все делают правильно, но при этом остаются равнодушными к другим. Для них ис­полнение формального долга дороже межличностных отно­шений, поскольку в них нет любви к людям. Порядочность ради самой порядочности и долг ради долга остается их единственным утешением в жизни, как правило, обречен­ной на одиночество.

Но существует ли выход из данной дилеммы? То, что в истории этики представлялось как спор отвлеченных точек зрения, теперь принимает облик важнейшего вопроса для нашей жизни. И здесь следует сразу отметить, что данная дилемма, взятая в столь заостренной форме, является лож­ной. Именно в разделении любви и долга некоторые филосо­фы видели самую большую ошибку европейской этики. Разу­меется, в практическом поведении мы должны стремиться сочетать чувства и разум. Но как это сделать? Если настаи­вать на компромиссе между долгом и любовью, то он, ско­рее всего, будет означать потерю и того, и другого. Мы не сможем ни в полной мере любить, ни осуществить до конца свой долг. Да и чисто психологически невозможно заставить себя любить.

Выход из указанного противоречия должен быть другим. Основой нравственной жизни все же стоит признать любовь, ибо только она видит идеальный образ в другом человеке, а самого любящего вынуждает преодолеть эгоизм. Но для того чтобы она не превратилась в ненависть к другим, нелюбимым людям, ей следует поставить ориен­тиры в виде велений долга. Отсюда нравственный мотив, близкий к идеальному, призывает нас любить, но не поз-волять себе ничего такого, что пошло бы в разрез с нашей совестью. Именно из этих соображений мировые религии, помимо призыва следовать великим эмоциям, формулируют для своих последователей заповеди, часто выраженные н форме запретов.

Итак, была достаточно подробно рассмотрена структура поступка, его субъективные и объ­ективные стороны, соотношение эмоционального и рационального начал. Но что же из всего перечисленного игра­ет решающую роль при оценке поступка как доброго или злого? Прежде чем рассуждать на эту тему, попробуем ответить еще на один важный, дискуссионный вопрос.

Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.

С детства нас учат правильно себя вести и подталкивают к тому, чтобы каждое наше действие представляло собой нравственный поступок. Если разбираться подробнее, появляется очень много вопросов относительно того, что же это на самом деле.

На что ориентироваться

Каждый человек должен осмысливать реалии мира, который его окружает, примерно представлять, чего ждут от него окружающие. Когда мы ведем себя тем или иным образом, мы через нравственный поступок показываем, что наша система ценностей верна и отличается добротой и справедливостью, желанием оказывать помощь, поощрять свою свободу и выбор окружающих.

нравственный поступок

В противовес данному стилю поведения можно привести безнравственность, несправедливость и ненависть. Личность должна стремиться реализовать свои нравственные стремления, а не разрушать себя и мир вокруг. Разумеется, одного понимания того, как все должно быть устроено, недостаточно.

Человека с правильной системой ценностей выдает именно нравственное поведение и нравственный поступок. Стоит совершать действия, результат которых будет положительным как для индивида, так и для окружающего мира. Будь счастлив и не мешай другим, как говорится. Иногда нужно даже отказаться от некоторых действий, например избежать соблазна, отказаться от взятки или шанса завоевать некоторые блага нечестным способом.

Слушай всех, прислушивайся к избранным

Общество, как правило, дает свои оценки тем или иным действиям. Во многом они зависят от того, какие люди вас окружают. Есть общепринятые нормы поведения, которые могут несколько отличаться в разных социальных группах.

Нравственные поступки человека могут не быть оценены как таковые, если вашему окружению это невыгодно. Но тут очень важно понимать, когда виноваты вы, а когда чрезмерно думают о собственной наживе те, кто вас окружают. Тогда можно сказать, что мотивы нравственного поступка не имеют ничего общего с целями ваших коллег и друзей.

Нельзя слепо следовать чужой указке и угождать, нужно уметь анализировать, быть честным с собой. Только тогда вы будете спокойны и почувствуете, что действуете правильно.

нравственные поступки примеры

Откуда растут корни

Есть ряд факторов, на которых основан анализ поведения личности. Для начала нужно разобраться, что именно толкает человека на то или иное действие. Нравственный поступок совершается только в благих целях, которые можно охарактеризовать как благородные. Хотя, конечно, случается и такое, что волей судьбы, имея довольно благоприятный замысел, можно нанести и вред. Тут уже оцениваются последствия, к которым привело мероприятие.

Именно они являются базисом для вынесения последнего вердикта и оценки, когда анализируются признаки нравственного поступка. Главным критерием является то, насколько шаг значим и полезен для общества в целом. Важно учитывать также обстоятельства, в которых происходили события.

 признаки нравственного поступка

Благая цель

В разных условиях одно и то же действие может быть как похвальным, так и аморальным. Так что нужно проявлять гибкость и уметь уловить требования окружающего мира, в то же время не теряя собственной головы на плечах. Нравственный поступок отрицает корыстолюбие и выгоду, хотя нет ничего плохого в достижении своих желаний праведным путем.

Самое главное, чтобы вы не вредили окружающим. Должен достигаться только тот результат, который не причинит ущерба другим людям. Есть тонкая грань между совершенствованием, достижением новых высот и эгоистичным поведением, чрезмерным индивидуализмом. Ее нужно чувствовать и стараться не пересекать.

Образцы

Только морально развитая личность может осуществить нравственные поступки. Примеры таковых можно часто встретить в литературных произведениях или кино, которые несут читателю и зрителю определенный заряд мудрости. В любом романе или повести есть герои, чье поведение можно поощрить за мужество, самоотверженность, этичность. Так мы узнаем о возвышенном предназначении личности.

Можно говорить о целой цепи непростых проблем морального характера, которые решаются по ходу повествования. Даже глядя на жизнь одного из главных героев, А. Болконского, можно заметить моменты совершенного покоя, которые сменяются военными трудностями. Он самоотверженно жертвует собственной жизнью во имя родной земли, что заслуживает всяческих похвал и одобрения.

мотивы нравственного поступка

Правильное воспитание

Разумеется, не стоит позволять окружающим помыкать собой, но отпустить обиду – это действительно тот навык, которому стоит поучиться каждому. Очень важно сохранять в душе мир и чистоту. Это подвиг во благо не только окружающих, но и собственного сердца в первую очередь.

Мало того что Анастасия сдалась в плен ради родных, она еще и сумела прочувствовать самые светлые стороны личности своего нового хозяина, помогла ему вернуться к равновесию и красоте. Такое может сделать воистину чистый, добрый человек.

нравственное поведение и нравственный поступок

Загляните внутрь себя

Система ценностей и устремлений личности всегда должна оставаться гармоничной и не мешать развиваться ни человеку, ни окружающему миру. Нужно воспитывать в себе чистые убеждения, стремиться к добрым целям, не ходить по головам, а достигать всего законными путями, стремиться к саморазвитию и проявлять волю.

Каждому человеку хочется самовыражаться, но делать это нужно конструктивными путями, не разрушающими ничего в процессе. Вы свободны поступать так, как вам хочется. Поскольку каждый человек в глубине души желает, чтобы все были счастливы и жили спокойно, следует прислушаться к своим глубинным порывам, и вы найдете верный путь.

нравственные поступки человека

Приглядывайтесь к своему окружению, но выбор всегда делайте сами, тщательно все взвесив. Где-то посредине зиждется желанный баланс, золотая середина, найдя которую, вы обретете покой, счастье и психологическое здоровье.

"О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни" - утверждает Блез Паскаль. Человек, который живет по Божьим заповедям и не имеет греха за душой, каждый день живет по моральным настроениям.

Каждый день мы должны совершать хорошие поступки. Нужно помогать не только своим близким, а всем, кто нуждается в помощи. Очень часто мы видим, как старенькая бабушка не может подняться на высокую ступеньку автобуса свои пожитки, а молодые пассажиры сидят и просто наблюдают за этим. Такие поступки показывают уровень культуры и добра нашего общества. Русские чаще посмеются над кем-то, чем подадут руку помощи. Можно помочь не только физически, а просто добрым словом или улыбкой.

Иногда у любого человека наступает тяжелое время, и душевная поддержка станет неотъемлемо духовной поддержкой. Однажды, прогуливаясь по парку в холодный пасмурный день, меня озарило теплыми лучиками. Это было не наше теплое солнышко, а незнакомая девушка, которая просто улыбнулась мне. Мы виделись впервые и даже не общались. Она просто увидела, что у меня плохое настроение и таким образом решила меня подбодрить. Ее улыбка так меня поразила, что мое печальное выражение лица сразу превратилось приветливое и улыбчивое. С того времени я сделала для себя вывод, что даже маленькая улыбка может принести кому-то радость и помощь. Приветливые люди несут позитив и притягивают к себе окружающих.

С раннего детства нас учат делать добро и жить по моральным принципам. Даже в детских сказочках добро всегда побеждает зло. То есть маленьких деток с детства программируют на хорошие поступки. Конечно, каждый человек с возрастом самостоятельно выбирает для себя принципы жизни и схему поведения в различных ситуациях. Но родители, садики и школы в первую очередь должны воспитать достойную личность, которая будет жить по морали.

Человек является наиболее развитым существом на Земле. Он отвечает за себя, за других людей и за окружающую природу. Наши маленькие друзья также нуждаются в помощи. Поэтому наша задача заключается также в том, чтобы заботиться о животных и растениях. Так много птичек замерзает в лютые морозы, сколько бездомных котят просят нашей помощи. А люди безжалостно проходят мимо животных нуждающихся в помощи.

Нам надо меняться и открывать свое сердце. У каждого человека есть искренняя и открытая душа, но не все ее открывают. Давайте будем менять мир с себя.

Если все раскроют свое теплые сердца, то на планете не будет боли и горя, не будет войны и разрухи. Все великие начинания начинаются с маленькой капли. Итак, открывайте свое тепло, и оно по цепочке передастся окружающим.

Если судить о деятельности человека с позиции нравственности, то вся она характеризуется совокупностью его поступков, которые стимулируются, как его внутренними духовно-личностными установками, так и объективными, материально-вещественными, внешними причинами. Трудность моральной оценки тех или иных поступков человека проистекает при столкновении разных их оценок другими людьми, имеющими свои собственные морально-ценностные установки и правила. Таким образом, обосновать собственную моральную оценку с точки зрения принятия её в качестве таковой всеми участниками процесса, чаще всего – почти невозможно. Поэтому, с самой зари существования осмысленного человеческого общества, этика стремится выявить и проанализировать основные факторы моральной оценки, для приближения её к объективности.

Попытаемся разделить действия человека на два типа: действия-операции и действия-поступки для понимания механизмов действия и природы нравственного поступка. Действия-операции – это те, которые проявляются внешне, безотносительно к их значению, а действия-поступки – это произведённые совершенно сознательно и глубоко мотивированные.

Различия этих двух типов сразу проявляются при отказе от действий, когда существует их нравственная необходимость. Например, когда человек отказывает в помощи сильно нуждающемуся в ней. Например, уезжает с места автокатастрофы, хотя видит, что там есть раненные люди. Его полный отказ от каких-бы то ни было действий, в таком случае, является поступком, который осуждается с моральной точки зрения.

В свете такого разделения поступков на виды, получается, что и действие, и бездействие – всего лишь внешнее его проявление, а сущностью его будет нравственное содержание и смысл. Поэтому сам поступок можно рассматривать, как объективацию в действии или бездействии и его последствия, как субъективно мотивированное отношение субъекта действия.
Для установления моральных качеств поступка, важнее его ценностно-содержательная характеристика, а не его внешняя сторона. Справедливо, что оценка должна учитывать все его составляющие – внешние и внутренние, включая условия, при которых этот поступок был совершён.

2. Как подсознательное влияет на поступки человека?

Практически все, кто исследовал такой предмет, как сознание человека, сходятся во мнении, что сознание не просто сложное, но еще и системно-сложное, органически целостное, упорядоченное образование с одним из важнейших свойств - активностью.

Не вступая в многовековой спор с носителями религиозной морали, примем условие, что сознание человека стало результатом его эволюции в природе. С появлением живых форм на планете Земля и с наличием у них таких свойств, как чувствительность, возбудимость, раздражимость и т.д. эволюционные процессы закономерно пришли к формированию у них мозга и центральной нервной системы. Это, в свою очередь, привело к появлению у животных психики, которая в дальнейшем, привела к формированию механизмов психики у человека. Одним из следующих уровней развития психики стало сознания человека.

Человеку свойственно осознавать не только окружающий его мир, но и себя самого в нём. Осознание человеком себя, как личности, принято называть самосознанием. Это осознание человеком своих мыслей, чувств, мотивов, действий, задач, интересов, своего положения в обществе других людей.

Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного. Это процессы, явления и состояния, воздействующие на поведение человека, но которые он не осознаёт. Бессознательная составляющая проявляет себя почти во всех процессах психики. Люди обладают бессознательными: ощущениями, мышлением, мотивацией, памятью и т.д.

Согласно положениям Зигмунда Фрейда (1856–1939) – австрийского психолога, основавшего психоанализ, как метод, - наши ошибки, описки, оговорки и опечатки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Они возникают, как следствие, в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемыми им целями его действий. Любая ошибка – это результат победы бессознательного над сознательным в человеке.

Вместе с сознанием, бессознательные явления диктуют алгоритмы человеческого поведения. Но при этом, у каждого есть своя роль. Самыми сложными формами поведения управляет сознание. Это происходит автоматически и в случаях:

- возникновения неожиданных, сложных интеллектуально проблем, не имеющих готового решения;
- для преодоления сильного сопротивления (психического или физического свойства);
- при острой необходимости осознания, что человек находится в сложной конфликтной ситуации, чтобы найти оптимальное решение и выход;
- в ситуации, содержащей для индивида угрозу, если он не предпримет немедленных действий.

3. Понятие нравственного поступка по Бахтину

4. Народ и толпа. Понятие психологии масс

В стихии бушующей толпы, когда она овладевает поступками и даже судьбами людей, где порой даже интеллектуально и духовно сильный человек бывает бессилен перед ее слепотой и разрушающими или самоубийственными порывами, проявляется несовершенство или вырождение духовной культуры. Народ лишь тогда способен на великие дела, когда он организован и его ведут вперёд знания и ясно достижимая цель.

Третьей и самой важной причиной Лебон считал особую восприимчивость индивидов, собравшихся в толпу, к внушению. Сознательная личность у загипнотизированного совершенно исчезает, так же, как воля и рассудок. Под влиянием внушения, такой субъект будет совершать, обычно не свойственные ему действия – громить, ломать и даже убивать, с неудержимой стремительностью.

5. Массовые психозы, как источник войн и общественных бедствий

6. Сдерживающие факторы познания человеческой природы. Загадки по Фрейду

Именно эти три вопроса, заданные Зигмундом Фрейдом более века назад, до сих пор являются главной задачей всей теоретической науки психологии. Весьма очевидно, что удобнее всего снова начать с третьего вопроса. Изучение наблюдений и опытов измененной реакции индивида может дать ключевой материал для понимания психологии масс. Ведь каждой попытке нового объяснения должно предшествовать описание того, что и должно быть объяснено.

7. Нравственные силы человека против его деструктивных побуждений, по Эриху Фромму

То положение гуманистической этики, которое утверждает, что человек способен познать добро и действовать согласно природе и силе своих возможностей, опираясь при этом на разум, было бы пустым звуком, если бы верной была догма о том, что зло является изначально врождённым качеством человека и является по сути частью его природы. Именно это и пытаются утверждать, порой с пеной у рта, противники гуманистической этики. Что человек, по природе своей, склонен к враждебному отношению ко всем себе подобным. Что он пребывает постоянно в состоянии ревности, завистливости и лени. И сдерживает весь этот дурно пахнущий букет его отрицательных свойств, якобы только страх. Представители гуманистической этики не устают уверять настороженное человечество в том, что человек от природы добр и что стремление к агрессии, убийствам и разрушениям вовсе не является неотъемлемой частью его натуры.

Человек – высшая ценность по Канту, обладает чувством собственного достоинства, защищаемое им от любых внешних и внутренних посягательств. Но и любой другой человек также обладает этим ценным чувством. Следовательно, каждый человек имеет свободу выбора своего способа поведения, но через призму восприятия другого индивида. Все их поступки взвешиваются на весах понятий о добре и зле.

Другим примером великой нравственной доблести можно считать жизнь польского педагога Януша Корчака, который до конца был со своими воспитанниками и пошёл вместе с ними в газовую камеру концлагеря Треблинка. Его педагогический авторитет был столь велик даже среди оккупантов, что они хотели подарить ему жизнь, но он от неё отказался. Чтобы осознанно превозмочь один из двух самых сильных инстинктов человека и пойти на смерть ради своих убеждений и нравственной идеи – требуется колоссальное мужество!

Третий пример нравственного поступка, не такой трагичный, как два первых, произошёл на приёме у английской королевы, устроенном в честь Гагарина – первого космонавта мира. Во время чаепития, подали чай с лимоном. По этикету, чай пьют, оставляя лимонные дольки в чашке. Юрий Гагарин – парень из простой крестьянской семьи, выпил чай и съел лимонные дольки из него. Чопорные британские аристократы были поражены его бестактностью. Но королева Елизавета II нашла выход из неловкой ситуации и тоже съела лимон, достав его из чая. Все присутствующие повторили это за ней, сделав весьма этичным неэтичный момент. Этот забавный инцидент стал прецедентом. Сегодня, правила этикета при английском дворе допускают, что можно съесть лимон, вынув его из чайной чашки!

Список литературы и примечания:

Читайте также: