Сообщение о картине божен любен пять чувств

Обновлено: 24.04.2024

Великий древнегреческий философ Аристотель был человеком четким и любил числа. А значит - любил считать. Он много чего посчитал. В том числе и человеческие чувства.

Согласно Аристотелю их у человека пять - слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Сейчас утверждают, что у человека имеется шестое чувство - интуиция. Может и имеется, но будем все-таки придерживаться утверждения Аристотеля.

"Чувство - это способность ощущать, испытывать, воспринимать
внешние воздействия, а также само такое ощущение", - так определяет это понятие С. И. Ожегов в своем "Толковом словаре русского языка".

Понятие "чувства" этакое эфемерное, его вроде бы руками не потрогаешь. Но художники еще с древних времен пытались изобразить пять чувств визуально.

Жак Линар (1597 - 1645), французский художник эпохи барокко, мастер натюрмортов, написал в 1638 году картину "Пять чувств" , ныне хранящуюся в Музее изобразительного искусства Страсбурга

Обыкновенный незатейливый натюрморт, который так любили рисовать художники 17 века.

На картине нет ни людей, ни животных, которые чувствами наделены. На ней лишь неодушевленные предметы. Кажется, что это случайное нагромождение вещей.

Но не все так просто, судя по её названию, в этой картине. Давайте разбираться.

На первый взгляд аллегория кажется незамысловатой: зеркало и пейзаж в раме символизируют зрение , цветы в золотом кувшине — обоняние , фрукты — вкус , нотная тетрадь — слух , а бархатный кошелек, монеты и карты отвечают за осязание .

Всё изображено с большим изяществом и замечательным вниманием к деталям. Картина красива интересна сама по себе, её можно долго рассматривать.

Но может возникнуть вопрос: случайно ли художник собрал все изображенные предметы, казалось бы совсем несовместимые, в одном месте?

Да, каждый предмет на полотне отвечает за одно из чувств, выражает его. Но это не единственная цель, которую ставил перед собой Жак Линар. Его картина намного глубже и содержит более важный смысл.

В центре картины помещена ваза китайского фар­фора, вещь очень ценная по тем временам. Она так чрезмерно наполнена фруктами, что кажется, будто спелые персики вот-вот покатятся вниз.



Приписывается художнику Любену Божену (фр. Lubin Baugin, 1611–1663), но вопрос авторства остаётся открытым. Часть исследователей полагает, что в первой половине XVII века работали художники-однофамильцы, один из которых был автором натюрмортов, другой — автором религиозных полотен.

Картина выполнена масляными красками по дереву в стиле фламандской живописи, однако некоторые искусствоведы соотносят её с испанской традицией натюрморта. Подлинник хранится в Лувре. Натюрморт привлёк внимание специалистов во время распродажи коллекции немецкого пивовара и коллекционера произведений искусства Йозефа Кремера в Дортмунде в 1929 году.

Считается, что натюрморт является таинственным, зашифрованным посланием художника, к расшифровке которого существует универсальный ключ.

Религиозная трактовка. Бокал с вином и хлеб связаны с евхаристией, гвоздика — символ Страстей Христа, сюда же можно отнести и стеклянную вазу, наполненную чистой водой, метафору девственности Марии, все они расположены на заднем плане. На переднем плане расположены предметы, олицетворяющие земные соблазны, то есть мирские наслаждения заслоняют человеку Бога. Оппозиция одних другим усиливается присутствием шахматной доски, подразумевающей противоборство двух соперников, противостояние белого чёрному (подобно полям на доске). Шахматная доска, возможно, является метатекстом для оппозиции священного и земного: а) оппозиционность — свойство самой шахматной доски, которая состоит из 64 чёрных и белых клеток; б) игра в шахматы базируется на противоборстве двух сторон. В настоящее время шахматы — интеллектуальная игра, а в середине XVII века, когда создавалась картина Божена, игра в шахматы считалась дурной привычкой подобно пьянству и карточным играм.

Бытовая трактовка была предложена Жаком Тюилье. Он предлагает при анализе этой картины исходить из набора проблем и круга интересов молодого художника в возрасте двадцати лет и способности её отразить интеллектуальные запросы буржуазной среды, для которой предназначалась картина. Вероятно, они были более ограничены, чем у нынешних специалистов в области истории искусства, придающих подчёркнуто символическое значение картине, которая этих смыслов, по его мнению, не могла содержать.


БОЖЕН Любен (фр. Lubin Baugin, 1610/1612, Питивье, департамент Луаре — 11 июля 1663, Париж) — французский живописец. Из богатой семьи. В 1629 году, 19-летний Божен принят в гильдию мастеров Сен-Жермен-де-Пре. В 1632–1641 гг. жил в Риме, позже в Париже. Написал ряд картин для Собора Парижской Богоматери, работал как мастер гобеленов, книжный иллюстратор. В 1653 принят в Королевскую академию живописи и ваяния.

Пятое чувство: обоняние и его символы в живописи

Джузеппе Арчимбольдо. Запах

Лоуренс Альма-Тадема. Олеандр

Познание чувств , их секретов и взаимосвязей представляло особый интерес не только для ученых , но и художников. В эпоху Возрождения , когда в обществе нашли отклик гуманистические идеи и человек со всеми его физиологическим особенностями стал предметом пристального внимания, — в живописи весьма востребованным приемом оказались аллегории.

Герард де Лересс. Аллегория пяти чувств

Прежде всего , отмечаем знакомый уже букетик цветов , который Купидон дарит матери Венере. Рядом — источники всевозможных запахов: ароматический сосуд на горящих углях , гора цветов. У ног Венеры разложены скляночки , баночки и перчатки: как известно , в те времена профессия перчаточника и парфюмера представляла собой одно целое , поскольку перчатки в то время нуждались в ароматизации. Рядом расположились морская свинка ( у нее есть мускусные железы) и зверек тангалунга ( выделяет очень ароматное вещество — цибетин). За спиной Венеры — охотничий пёс. Слева за кустами цветов можно рассмотреть лабораторию , в которой перегоняют отвар из соцветий. На заднем плане видны олени ( скорее всего кабарга) — поставщики мускуса , сильно пахнущего вещества , которому приписываются свойства афродизиака.

Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший. Обоняние

Группа мастеров. Обоняние и Осязание

Голландские художники XVII века избрали для аллегорий свои образы в излюбленном жанре натюрморта. Их живописные ребусы и шарады включают цветы , фрукты , музыкальные инструменты , зеркала , ларцы и ковры , предметы , которые трактовались , в свою очередь , как обоняние , вкус , слух , зрение , осязание.

Любен Божен. Натюрморт с шахматной доской

Франс Снейдерс. Фруктовая лавка

Юный Рембрандт аллегорию обоняния передал, призвав в ассоциации эффект от действия резкого запаха на

Выбор символа Рембрандтом необычен — что ж , приятных и неприятных запахов не бывает. Мы их воспринимаем в зависимости от контекста и культурной среды. И если ароматы Версаля , страдающего долгие годы отсутствием канализации , королевские гости и придворные вынуждены были воспринимать как должное , то молодой папаша на картине Адриана Браувера , вытирая попку своему малышу , кривится. Впрочем , так же , как и папаша с полотна Адриана ван Остаде.

Как видимо , для изображения эфирных субстанций мастерам понадобились недюжинные изобретательность и фантазия.

Александр Николаевич Бенуа. Азбука. Оимиам

Есть запах чистоты. Он зелен, точно сад. Другие — царственны, в них роскошь и разврат,…

Питер Пауль Рубенс. Пир у Симона Фарисея

Тициан Вечеллио. Кающаяся Мария Магдалина

Рогир ван дер Вейден. Триптих Брак. Фрагмент

Энтони Фредерик Огастас Сэндис. Мария Магдалина

Андреа Соларио. Мария Магдалина

Петрус Кристус. Портрет девушки

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини

Ян ван Эйк. Маргарет ван Эйк, жена художника

Тициан Вечеллио. Портрет Элеоноры Гонзага

Остзанен Якоб Корнелис. Портрет Эдцарда I Великого

Петер Пурбус. Портрет неизвестной с помандером на золотой цепочке

Тициан Вечеллио. Портрет Клариссы Строцци, дочери Роберто Строцци

Тициан Вечеллио. Красавица

Роза и корица — ароматы английских леди XVII века. Барышням рекомендовали протирать подмышки отваром-смесью из белого вина , розовой воды и стеблей корицы.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

"ПЯТЬ ЧУ́ВСТВ" — традиционная аллегория изобразительного искусства . В мистической традиции пять чувств человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) обозначаются пентаграммой (пятиугольной звездой) с латинскими литерами

spiritus — "дуновение, благоухание"


Геометрический символ гармонии, здоровья и мистических сил, связанный с символикой числа пять. Будучи бесконечной, пятиконечная звезда воспринимает значение, силу и совершенство круга. Подобно кругу, пентаграмма способна связывать злые силы и элементали, поэтому символизирует также удачу.


Пять её вершин означают дух, воздух, огонь, воду и Землю. Это также символ брака, осуществления: пять её лучей представляют собой плодотворный союз тройки, мужского начала, и двойки — женского. Перевернутая пентаграмма в обыденном восприятии — символ разрушения, Дьявола (козлиная голова), похотливости и грубых инстинктов.


Тему пяти чувств изображали в своём творчестве многие художники.Один из них Ганс Макарт,австрийский художник-дизайнер.( 1840 — 1884)

Осязание Слух Зрение Обоняние Вкус






Многие Фламандские и нидерландские художники помещали аллегорию пяти чувств в одной картине.


Луи Финсон (1575-1618гг) The Five Senses. г Herzog-Anton-Ulrich-Museum, Brunswick


Жерар де Лересс. 1640-1711гг The Five Senses.


Теодор Ромбоутс.1597-1637гг Allegory of the Five Senses.

Если вам удалось найти все пять чувств на каждой картине,то художники достигли своей цели.

"кота зажали" позже ))

Как мы с Вами раньше говорили, узнав это, да и другие представления людей прошлого, начинаешь по-другому осознавать созданное творцами прошлого. Действитель, раньше не задумывался, а есть ли смысл в количестве изображенных людей?
Но вот подумал - а не будем ли мы приписывать этот смысл любой картине? Может этот выбор художника просто случайность?

И кроме чувства высоты
Нам всем ничуть не менее
Знакомо чувство красоты
И чувство отвращения.

А чувство локтя - наконец,
Что гонит чувство страха?
А чувство юмора - венец,
С которым хоть на плаху!

Средь чувств, которым нет цены,
Могучих и несметных, -
И чувство собственной вины -
Редчайшее у смертных!
Елена Николаевская,

Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.

За сутки посетители оставили 667 записей в блогах и 8423 комментария.
Зарегистрировался 31 новый макспаркер. Теперь нас 5030884.

Читайте также: