Откуда пришло сообщение на твой телефон

Обновлено: 04.07.2024

Какие хитрости используют мошенники и как перестать получать надоедливые звонки.

Каждый человек знаком с телефонным спамом: нежелательные звонки на мобильный уже стали привычной, но, все ещё раздражающей частью нашей жизни. По какому принципу назойливые спамеры выбирают клиентов для своих обзвонов? Откуда берут номера телефонов и личную информацию вроде имени-отчества?

Аналитики Mobile Research Group попытались разобраться, можно ли пострадать от голосового спама случайно. Они решили фиксировать все нежелательные звонки на свои мобильные номера. Кроме того, аналитики приобрели пять свежих SIM-карт разных операторов.

Чтобы оценить распространенность голосового спама, участники эксперимента потратили почти два месяца. В течение первых полутора месяцев нежелательных звонков не поступало, но затем на один из старых номеров начали поступать звонки от агентов по продаже автомобильных страховок из разных компаний. Спамеры обращались к человеку по имени и даже знали, в какой компании застрахован его автомобиль.

Аналитики согласились рассмотреть вопрос оформления страховки, если спамеры раскроют информацию, где они взяли номер телефона и откуда знают текущую страховую компанию. Выяснилось, что страховые агенты дают друг другу номера потенциальных покупателей, так как это повышает продажи. Формально страховщики не ведут базы данных чужих клиентов, на практике же менеджеры разных компаний обмениваются такой информацией, и личные данные клиентов переходят из рук в руки.

После этого диалога, многочисленные звонки от страховых агентов прекратились, никаких нежелательных звонков не поступало.

В контрактах на связь для частных лиц есть пункт, в котором говорится о том, что номер не может использоваться в коммерческих целях. Впрочем, обзвон может быть вполне легальным, если люди предоставили свои данные какой-нибудь организации или её партнерам, например, поставив галочку в договоре о получении скидочной карты.

Бороться же с массовыми нелегальными прозвонами мобильным компаниям позволяет анализ данных, который работает автоматически: в базе оператора подсвечиваются номера, подпадающие под ряд условий.

Сейчас операторы весьма оперативно реагируют на номера, на которые поступили жалобы. Так что если вам позвонили с рекламой, то об этом можно сообщить в клиентскую службу своего оператора — компания должна принять меры, особенно если таких заявок будет несколько. Неважно, с какого номера идёт спам: именно ваш оператор может и должен блокировать подозрительные номера, поскольку звонки идут на его сеть.

Бывают случаи, когда при входящем звонке на экране высвечивается имя звонящего, но вы точно знаете, что в вашей записной книжке такого контакта нет и никогда не было. Как это возможно?

Во многих мобильных сетях существует возможность передачи не номера, а имени звонящего, чем часто пользуются мошенники. Звонящий может вписать практически любое имя — обычно на латинице. Такая подмена номера предоставляется юридическим лицам для SMS-рассылок и иногда для звонков.

Профессиональным спамерам, которые используют такие сервисы, невыгодно обзванивать все номера подряд, поскольку за каждый звонок взимается плата. Поэтому им нужна база тех, кто может быть заинтересован в услуге. Например, если у вас на экране появилась надпись Bank, то, скорее всего, вы где-то оставили свой номер телефона, а он попал в спамерскую базу данных, профильную для такого рода услуг.

Самый простой путь к тому, чтобы попасть в базу спамеров: разместить свой телефон на каком-нибудь форуме или доске объявлений. Категория объявления тоже может сыграть определенную роль: например, продажа или покупка машины делает вас потенциальным клиентом для широкого спектра автомобильных услуг.

К сожалению, очень часто бывает так, что клиент сам дал разрешение тому или иному магазину и его бизнес-партнёрам звонить с различными маркетинговыми предложениями, а потом забыл об этом.

Так что, во избежание голосового спама, нужно быть особенно внимательными. Старайтесь не оставлять свой номер телефона в каких-нибудь анкетах для получения карты постоянного покупателя и в открытом доступе в интернете: например, на площадках по купле-продаже вещей.

Вам звонят с незнакомого номера и вежливо осведомляются, есть ли у вас минутка поговорить. Вы соглашаетесь – ведь незнакомец (а чаще незнакомка) назвал вас по имени. После этого голос на той стороне провода предлагает вам кредит в банке, услуги оздоровительного центра или косметического салона.

Так что хотите иметь меньше проблем – думайте каждый раз, когда заполняете форму на очередную скидочную карту и уж, конечно, не вывешивайте номер телефона в соцсетях.

Продай друга… за 500 рублей

Если же вы были осторожны, а именные звонки не стихают, возможно, Ваш телефон дал банку/ магазину/косметическому салону… кто-то из ваших друзей.

Что законно, а что – нет

При этом попытки жертвы рекламы выяснить — кто конкретно сдал твой телефон банку, не удаются — например, Тинькофф-банк ссылается на желание участника акции остаться анонимным.

Как избавиться от нежелательных звонков

Способ легкий, но неюридический. Иногда люди, называющие себя представителями компании, с извинениями и обещаниями исключить вас из списков обзвона появляются, стоит только рассказать о вашей ситуации в соцсетях (для надёжности, затэгировав компанию). Но такой способ работает только с крупными юрлицами, которые отслеживают упоминания о себе в соцсетях (а это далеко не все фирмы). К тому же, строго говоря, переписка с подобными обещаниями юридическим документом не является. Так что, если звонки после неё прекратились, — вам почти повезло.

Способ юридический суровый. Запрашиваете у оператора распечатку звонков. Открываете форму электронного обращения на сайте прокуратуры и пишете жалобу, что с таких-то номеров в такие-то дни вам совершали нарушающие закон звонки с рекламой фирмы такой-то. Отдельными файлами присоединяете к жалобе фотографии всех документов, которые у вас есть – распечатку звонков и, если есть, милицейские материалы о том, кому принадлежит беспокоивший вас номер.

«В компанию N (юридический адрес) от такого-то (номер телефона) уведомление.

На подобное письмо компания должна ответить, в идеале извиниться и прекратить звонки.

Если ситуация критическая. Звонки продолжаются, компания не ответила, либо ответила, что ни с какой рекламой вам не звонила.

Тогда запрашиваете у своего сотового оператора распечатку звонков и пишете заявление в полицию с просьбой определить владельцев номеров, с которых вас бомбардируют рекламой. Определив владельца конкретного номера (даже если он не оформлен на компанию), можно подавать в суд. Но при составлении искового заявления лучше привлечь к делу юриста.

Ситуацию комментирует юрист Наталия Кудрявцева:

Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.

Оператор обязан немедленно прекратить обработку его персональных данных по требованию субъекта.

Более того, вне зависимости от того, каким образом оператором получен номер телефона абонента (подарок друга, собственная база, набран наугад…), обзвон абонентов с рекламными предложениями любого характера являются правонарушением.

Попробую разобраться, чего хотел автор этого скрипта. Некоторые варианты выглядят безобидно, другие в будущем могут стоить вам денег. Вот что приходит на ум:

Обычная шутка

Самозащита от мошенников

Создание баз номеров

Другая возможная цель такого скрипта — сбор информации. Скрипт пытается восстановить пароль на разных сервисах. Если процесс запустился, аккаунт с таким телефонным номером существует. Его вносят в базу номеров.

Как защититься. Существуют сервисы, которые подменяют телефонные номера, поэтому доля паранойи не помешает. Если вам звонят и просят срочно назвать три цифры с обратной стороны карты, чтобы заблокировать списание денег, не верьте — даже если это звонок с номера банка, указанного на карте. Положите трубку и перезвоните в банк.

Еще вариант защиты — завести отдельную симкарту для регистрации на сайтах и больше нигде ее не использовать. Если на этот номер позвонят или напишут из банка, вы будете точно знать, что это мошенник.

От воров, хакеров и других нехороших ребят. Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить важные статьи

Попытка регистрации с подбором кода

При регистрации сервисы отправляют на указанный номер мобильного код проверки. Вводя этот код, вы подтверждаете, что номер принадлежит вам и вы соглашаетесь с регистрацией. У мошенника нет вашего телефона, но он может попытаться подобрать присланный вам код.

Чем длиннее код, тем сложнее это сделать. Например, если код состоит из четырех цифр, существует 10 тысяч разных вариантов, а если из шести — вариантов уже миллион.

Скрипт можно научить проверять все эти варианты и автоматически вводить коды проверки один за другим — от 000000 до 999999. Здесь все зависит от защиты сайта: ограничивает ли он количество попыток, если ограничивает, то сколько их. И можно ли повторить процедуру с тем же номером через какое-то время.

Многие сайты защищены хуже, чем кажется. Специально для этой статьи я написал небольшой скрипт и попытался с его помощью подобрать шестизначный код подтверждения одной социальной сети. На удивление, сайт разрешил моему скрипту ввести больше ста разных кодов подтверждения — и только после этого сказал, что я слишком часто пытаюсь это сделать, и попросил подождать 10 минут.

Я не стал перезапускать скрипт. Но даже за одну попытку вероятность подбора — 100 к 1 000 000, то есть 0,01%. Если перебрать 10 тысяч номеров, один из них удастся подтвердить. А если длина кода всего четыре символа, то при тех же условиях хватит ста номеров, чтобы подобрать код к одному из них и получить доступ к подтвержденному аккаунту. После этого можно рассылать с него спам от чужого имени.

Как защититься. К сожалению, гарантированной защиты от такого взлома нет. Не исключено, что мошеннику удастся подобрать код и активировать аккаунт. Отдельная симкарта для интернета не поможет: мошенник все равно сможет зарегистрировать аккаунт на основную. Тут все зависит от безопасности конкретного сайта.

Если какие-то сайты вам важны или у вас уже есть там аккаунт, попробуйте сменить пароль или написать в техподдержку и описать ситуацию. Возможно, ваш аккаунт заблокируют и создадут новый или предложат какой-то другой вариант.

Утечка паролей

Время от времени в руки злоумышленников попадают базы данных с паролями пользователей различных сервисов — из-за взломов, утечек и социальной инженерии. Пароль также могут украсть с помощью троянских программ или вирусов. Более того, вы сами могли нечаянно передать пароль мошенникам, например на поддельном сайте.

Дальше код подтверждения попытаются подобрать по уже описанной схеме.

Как защититься. Используйте для каждого сайта уникальный пароль. Это не так сложно, как кажется: например, добавьте к вашему обычному паролю несколько первых или последних символов из названия сайта. Так вы хотя бы защититесь от автоматического перебора, если мошенники украдут один из паролей.

Маскировка важного смс

Если увидели что-то подозрительное, пишите. Возможно, кто-то пытается украсть ваши деньги.

Да, может, но только в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий. От модели телефона это не зависит так как ваш телефон связывается с вышками сотовой связи, благодаря чему можно получить ваше точное местоположение с точностью до нескольких метров. По запросу органов полиции всю информацию о ваших звонках и смс (детализацию) передаст оператор сотовой связи. Но для проведения такой проверки должно быть веское основание.

Сдала в гарантийный ремонт в м-видео стиральную машину. Машину забрали, подменную технику не предоставили (заявление передала в день передачи машины на ремонт). 4 дня назад пришла смс о том, что машина готова и я должна приехать в магазин. В Магазине мне сказали, что машина у них и я могу ее забрать сама или оформив платную доставку. Вопрос: 1. Кто оплачивает доставку техники после гарантийного ремонта. 2. По какое число я могу просить неустойку за непредоставление подменной техники? По дату смс информирования о готовности машины или по дату фактической передачи машины?

Сдала на гарантийный ремонт стиральную машину в м-видео. В день передачи машины подала заявление на предоставление подменной техники. Подмену предоставить отказались, ссылаясь на отсутсвие подменного фонда. 4 дня назад пришло смс информирование, что машина отремонтирована и ожидает в магазине. Я подъехала сегодня в магазин и мне предложили ее забрать либо своими силами, либо оплатив платную доставку. Вопрос: 1. Кто оплачивает доставку после гарантийного ремонта в моем случае (на какую статью ссылаться) 2. По какое число просить неустойку за непредоставление подменной техники- по дату смс информирования (это позиция магазина) либо до дату фактической передачи машины мне с подписанием акта передачи? (На какую статью ссылаться)

Здравствуйте, недавно я занимался мошенничеством в интернете, якобы нанимал на работу "ВВЕДЕНИЕ СОЦ. СЕТИ" с предоплатой по 200р, всего я сделал 2400-2700р, на меня написали заявление в полицию, заявитель не знал сколько мне лет, что мне будет? Ведь, по ст 159 УК РФ уг. Ответственность наступает с 16 лет, а мне всего лишь 15 лет, следовательно когда ко мне придет полиция, узнают сколько мне лет, дело подлежит к прекращению уг. Дела, если было возбуждено, все верно? А если не было, то не будет возбуждаться, так как я не достиг 16 лет? Поставят только на учет ПДН? Будет ли судимость? Если дело не может дойти до суда, так как нет 16 лет. Справка судимости будет чиста?

Читайте также: