Острая сатира на купечество сообщение

Обновлено: 04.07.2024

"Сатира – способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными".

Советский энциклопедический словарь.

Драма островского "Гроза". Страшное произведение. Ни разу за всю пьесу Островский не улыбнулся улыбкой сатира. Улыбкой Берендея – может быть, когда вкладывал в уста Кулигина трепетные слова о красоте природы, но которую людям и оглянуться-то некогда. Но красота волжских просторов еще больше оттеняется Страшным Городом, который стоит на берегу великой русской реки. Город словно пропитан ядом зла. "Жестокие нравы… в нашем городе, жестокие", – говорит Кулигин. – "В мещанстве… вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам не выбиться из этой коры".

И люди здесь не живут – страдают, унижаются, раболепствуют, влачат свое жуткое существование во мраке и слезах, не осознавая ни самих себя, ни своего унижения, ни грубости и низости других.

"А между собой-то… как живут!" – продолжает Кулигин. – "Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга…"

Савел Прокофьевич Дикой, одно из главных действующих лиц, купец, а по определению остальных персонажей – воин. Только за что же он воюет? А за жадность свою непомерную, за алчность к деньгам, к богатству, обманом да хитростью нажитым. И за свое "купленное" право распоряжаться судьбами других людей, унижать их, оскорблять, обманывать. " Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! " – говорит он городничему.

Дикой и сам понимает всю бездну своего ничтожества, и от этого он самодурствует еще больше, чтобы никто об этом его ничтожестве не узнал.

"Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!" – говорит он о себе.

И Кабанова точно подмечает: "Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не подойдет".

А Дикой, как всякое ничтожество, хоть на самую малость возвысившееся над другими, стремится свое возвышение, свою власть утверждать всегда и всюду, сгибая в дугу всех прочих. И – носом, носом их в землю, чтобы хозяину по грязи мягче шагалось. И что ведь характерно, Кудряш-то точно подметил, найдись кто посильнее, да рявкни, как следует, - Савел Прокофьевич сам лебезить и выслуживаться начинает. Но зато потом уж отыграется на домашних. Вот что говорит об этом Борис: "А вот беда-то, когда обидит его такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!"

Хам, деспот, тиран, дрянь человечишко… Жлоб, как сказали бы в нашем Воронеже. Но ведь никто из персонажей пьесы за все пять действий так и не назвал Савела Дикого его истинным именем. Дикого боятся – да, ненавидят – да, но – уважают, как привыкли уважать любое проявление власти, пускай мерзкой, пускай отвратительной, пускай невыносимой, но – власти. Вот это – самое страшное. Страшно и то, что люди-то, по сути своей, не виноваты. Их души и мысли необразованны, потому что никто не занимался их образованием. Все их познания – от странниц убогих. Здесь и люди с песьими головами, и Литва, которая невем где находится.

Обряды, зачастую давно изжившие себя, нередко просто дикие,заменили людям знание. И не могли они над своим незнанием воспарить подобно птицам, чтобы увидеть всю мерзость своего существования, чтобы увидеть, что мир намного ярче, богаче, живей, в конце концов, чем тот затхлый мирок, в котором они прозябают, страдают, мучаются.

Каюсь, я не нашел в "Грозе" сатиры на купечество. Да и не мог Александр Николаевич подобного сотворить. Он ведь прекрасно знал, что богатство России прирастало не только Сибирью, но и купцами, эту Сибирь осваивавшими вплоть до самой Аляски и Калифорнии. Действительно, в штате Калифорния немало городов с русскими названиями – они возникли на месте купеческих факторий.

Павел Третьяков, основавший картинную галерею – купец. Савва Мамонтов, основавший Московскую частную русскую оперу, сподвижник виднейших деятелей русской культуры – из купцов! А они ведь были современниками Александра Николаевича. Да и Афанасий Никитин за три моря по купеческим делам ходил!

Нет, не купечество обличал Островский, а торгашество и непреодолимую, засасывающую силу болота мещанства, убивающую человеческое в человеке. А где нет человеческого, там всевластвуют звериные инстинкты, там начинается Власть Зверя. Торгаш и мещанин – для Островского это понятия неразделимые. И в описании этих явлений и характеров персонажей с позиций этих явлений, Александр Николаевич безукоризненно, психологически точен. Вообще это произведение можно использовать как прекрасное учебное пособие по психоанализу.

И недаром пьесу "Грозу" Островский определил как драму. Мог ведь и комедию написать, они у него блестяще выходили. Да, сатира бывает горькой. Но в "Грозе" не сатира, в ней – приговор мещанскому Царству тьмы и мракобесия, приговор той Власти тьмы, которая обрекает людей прозябать в душевном невежестве, которая уродует и корежит самое светлое, что есть в человеке. Уродует настолько, что выход из этого царства человек видит только через собственную смерть.

"В России две напасти:

Власть Тьмы и тьма Власти".

Но понятие "тьма власти" глубже, чем кажется на первый взгляд. Это не только ничем не ограниченное право казнить, миловать, унижать, распоряжаться чужими судьбами по собственной прихоти, это не только переизбыток, но и еще необразованность, невежество, темнота самой власти, то есть людей, являющимися ее носителями.

И последнее. Рискну не согласиться с Николаем Добролюбовым, назвавшим Катерину "лучом света в темном царстве". Луч света всегда указует путь. Но путь не может обрываться в омуте под волжским обрывом. И самоубийство – не выход, но страшный грех для верующего. Человек – это истинный Храм Божий и никто не вправе его разрушать. Так что не луч, а скорей уж, если вдуматься в название пьесы, – вспышка молнии в грозу, которая лишь на мгновение высветит ярко всю грязь и мерзость жизни, и снова все погружается во тьму.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Онтонио Веселко

Лучший ответ:


Главный Попко




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

"Сатира – способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными".

Советский энциклопедический словарь.

Драма островского "Гроза". Страшное произведение. Ни разу за всю пьесу Островский не улыбнулся улыбкой сатира. Улыбкой Берендея – может быть, когда вкладывал в уста Кулигина трепетные слова о красоте природы, но которую людям и оглянуться-то некогда. Но красота волжских просторов еще больше оттеняется Страшным Городом, который стоит на берегу великой русской реки. Город словно пропитан ядом зла. "Жестокие нравы… в нашем городе, жестокие", – говорит Кулигин. – "В мещанстве… вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам не выбиться из этой коры".

И люди здесь не живут – страдают, унижаются, раболепствуют, влачат свое жуткое существование во мраке и слезах, не осознавая ни самих себя, ни своего унижения, ни грубости и низости других.

"А между собой-то… как живут!" – продолжает Кулигин. – "Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга…"

Савел Прокофьевич Дикой, одно из главных действующих лиц, купец, а по определению остальных персонажей – воин. Только за что же он воюет? А за жадность свою непомерную, за алчность к деньгам, к богатству, обманом да хитростью нажитым. И за свое "купленное" право распоряжаться судьбами других людей, унижать их, оскорблять, обманывать. " Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! " – говорит он городничему.

Дикой и сам понимает всю бездну своего ничтожества, и от этого он самодурствует еще больше, чтобы никто об этом его ничтожестве не узнал.

"Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!" – говорит он о себе.

И Кабанова точно подмечает: "Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не подойдет".

А Дикой, как всякое ничтожество, хоть на самую малость возвысившееся над другими, стремится свое возвышение, свою власть утверждать всегда и всюду, сгибая в дугу всех прочих. И – носом, носом их в землю, чтобы хозяину по грязи мягче шагалось. И что ведь характерно, Кудряш-то точно подметил, найдись кто посильнее, да рявкни, как следует, - Савел Прокофьевич сам лебезить и выслуживаться начинает. Но зато потом уж отыграется на домашних. Вот что говорит об этом Борис: "А вот беда-то, когда обидит его такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!"

Хам, деспот, тиран, дрянь человечишко… Жлоб, как сказали бы в нашем Воронеже. Но ведь никто из персонажей пьесы за все пять действий так и не назвал Савела Дикого его истинным именем. Дикого боятся – да, ненавидят – да, но – уважают, как привыкли уважать любое проявление власти, пускай мерзкой, пускай отвратительной, пускай невыносимой, но – власти. Вот это – самое страшное. Страшно и то, что люди-то, по сути своей, не виноваты. Их души и мысли необразованны, потому что никто не занимался их образованием. Все их познания – от странниц убогих. Здесь и люди с песьими головами, и Литва, которая невем где находится.

Обряды, зачастую давно изжившие себя, нередко просто дикие,заменили людям знание. И не могли они над своим незнанием воспарить подобно птицам, чтобы увидеть всю мерзость своего существования, чтобы увидеть, что мир намного ярче, богаче, живей, в конце концов, чем тот затхлый мирок, в котором они прозябают, страдают, мучаются.

Каюсь, я не нашел в "Грозе" сатиры на купечество. Да и не мог Александр Николаевич подобного сотворить. Он ведь прекрасно знал, что богатство России прирастало не только Сибирью, но и купцами, эту Сибирь осваивавшими вплоть до самой Аляски и Калифорнии. Действительно, в штате Калифорния немало городов с русскими названиями – они возникли на месте купеческих факторий.

Павел Третьяков, основавший картинную галерею – купец. Савва Мамонтов, основавший Московскую частную русскую оперу, сподвижник виднейших деятелей русской культуры – из купцов! А они ведь были современниками Александра Николаевича. Да и Афанасий Никитин за три моря по купеческим делам ходил!

Нет, не купечество обличал Островский, а торгашество и непреодолимую, засасывающую силу болота мещанства, убивающую человеческое в человеке. А где нет человеческого, там всевластвуют звериные инстинкты, там начинается Власть Зверя. Торгаш и мещанин – для Островского это понятия неразделимые. И в описании этих явлений и характеров персонажей с позиций этих явлений, Александр Николаевич безукоризненно, психологически точен. Вообще это произведение можно использовать как прекрасное учебное пособие по психоанализу.

И недаром пьесу "Грозу" Островский определил как драму. Мог ведь и комедию написать, они у него блестяще выходили. Да, сатира бывает горькой. Но в "Грозе" не сатира, в ней – приговор мещанскому Царству тьмы и мракобесия, приговор той Власти тьмы, которая обрекает людей прозябать в душевном невежестве, которая уродует и корежит самое светлое, что есть в человеке. Уродует настолько, что выход из этого царства человек видит только через собственную смерть.

"В России две напасти:

Власть Тьмы и тьма Власти".

Но понятие "тьма власти" глубже, чем кажется на первый взгляд. Это не только ничем не ограниченное право казнить, миловать, унижать, распоряжаться чужими судьбами по собственной прихоти, это не только переизбыток, но и еще необразованность, невежество, темнота самой власти, то есть людей, являющимися ее носителями.

И последнее. Рискну не согласиться с Николаем Добролюбовым, назвавшим Катерину "лучом света в темном царстве". Луч света всегда указует путь. Но путь не может обрываться в омуте под волжским обрывом. И самоубийство – не выход, но страшный грех для верующего. Человек – это истинный Храм Божий и никто не вправе его разрушать. Так что не луч, а скорей уж, если вдуматься в название пьесы, – вспышка молнии в грозу, которая лишь на мгновение высветит ярко всю грязь и мерзость жизни, и снова все погружается во тьму.

Возможно, я ошибаюсь. Но мне представляется так.

Раздел: Литература и русский язык
Количество знаков с пробелами: 6221
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Напишите пожалуйста сочинение на тему : Город Калинов и его обитателей в пьесе "Гроза".


Город Калинов, изображенный в пьесе “Гроза”, - это и реальный город, типичный для России 60 - х годов XIX века, и обобщенный образРоссии середины прошлого столетия

В основе композиции пьесы - принцип контраста.

Красота, гармония волжского пейзажа противопоставлена жестокости и несправедливости человеческой жизни.

“Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса!

Пятьдесят лет каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу”.

Этими восторженными словами механика - самоучки Кулигина начинается пьеса.

Но люди, живущие рядом с Кулигиным, не замечают красоты природы.

Дикой, Кабаниха, Феклуша, горожане невежественны и духовно убоги.

Феклуша рассказывает, что люди огненного змея для скорости придумали.

На что Кабаниха замечает, что пусть ее хоть золотом осыпают, но она на нем не поедет.

Дикой считает, что гроза Богом в наказание посылается.

Горожане уверены, что

Литва с неба упала.

Кулигин дает точную характеристику калиновцам.

Он критикует жестокие нравы жителей города, мещанскую грубость.

Рассказывает, как у них в городе из зависти

друг к другу торговлю подрывают, как на гербовых листах кляузы строчат на ближних.

Как потом судятся, успокаивая себя мыслями : “Я потрачусь, да уж и ему в копейку станет”.

Кулигин характеризует и семейные устои города.

За высокими заборами льются “невидимые и неслышимые” слезы.

Кабаниха “нищих оделяет, а домашних заела совсем”.

Нравственные законы жизни людей подменяются в Калинове законом силы, власти

Дикой, самый богатый человек в городе, ни дня не может прожить без ругани.

Большие деньги развязывают ему руки и дают возможность безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и материально от него зависим.

Люди для него ничто.

Захочу - помилую, захочу - раздавлю”, - говорит он Кулигину.

Дикой обогащается, обманывая наемных рабочих, причем сам он не считает это преступлением.

“Не доплачу я им по какой - нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются”, - хвастливо говорит он городничему.

“У кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”.

Представитель закона принимает откровения Дикого как должное, потому что сам от богача в зависимости.

Кабаниха, в отличие от Дикого, скрывает свои неблаговидные поступки за лживой добродетелью.

От ее самодурства больше всех страдает Катерина.

Свободолюбивая натура, она не может жить в семье, где младший беспрекословно подчиняется старшему, жена - мужу, где подавляется любое стремление к воле и проявление собственного достоинства.

“Воля” для Кабанихи - слово ругательное.

Для Кабанихи важнее всего не реальный порядок, а его внешнее проявление.

Ее возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести,

а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь.

Кабаниха успокаивает себя лишь тем, что при ней будет все по - старому, а потом уж

Из вековых традиций Кабанова взяла самое плохое, извлекла самые жестокие формы, оправдывающие деспотизм.

В городе Калинове царят корысть и жестокость.

Нет простора живым чувствам и разуму.

Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей.

Жизненный принцип Варвары - “делай что хочешь, только бы шито да крыто было”.

По такому же закону живет и Кудряш.

Он “благословляет” Бориса на встречу с

Катериной, только просит быть осторожным : себе вреда не нанести и ее в беду не вогнать.

Материальная зависимость делает бессильным перед дядькой и Бориса, неспособного отстоять свое человеческое достоинство.

Читайте также: