Сообщение северный полюс 1

Обновлено: 07.07.2024

Сегодня мне хочется рассказать Вам об одной героической и даже великой советской экспедиции , которая в рамках освоения Крайнего Севера выглядит крайне экзотично.

И уж точно так раньше никто не делал.

От полюса до берегов Гренландии.

Экспедиция была рассчитана на год, но через 274 дня от льдины, которая изначально была размером 3x5 км и толщиной 3 метра, остался кусок 200 на 300 метров и тогда участников пришлось спешно эвакуировать.

Но давайте всё по порядку:

На календаре 1937 год .

В СССР готовится масштабная научно-исследовательская экспедиция на дрейфующей льдине. Такого в мире раньше никто не делал.

В наше время относительно легко и быстро можно добраться до Северного Полюса, поэтому для многих Северный Полюс звучит уже не так экзотично. Есть быстрые самолёты, которые преодолевают длительные расстояния, есть атомные ледоколы.

Есть круизные лайнеры, которые отвозят обеспеченных туристов посмотреть на экзотические дали.

А как в 1937 году можно было это осуществить? Чтобы быстро, надёжно.

На ум всё равно приходят только самолёты.

Заметьте, на кону:

  • Жизни участников экспедиции;
  • Сама экспедиция;
  • Престиж страны: международный авторитет. Этот пункт, можно было бы, поставить и первым. Настолько важным он был в те года.

Опозориться было категорически нельзя.

Поэтому немудрено, что план экспедиции был подписан И. Сталиным.

Да и выбор руководителя экспедиции, её участников и даже пилотов, которые участвовали в доставке экспедиции на Северный Полюс — не случайный.

План экспедиции разработал и предоставил Сталину — Отто Юльевич Шмидт .

Участники экспедиции

Начальник экспедиции Иван Дмитриевич Папанин — полярник со стажем, начальник полярных станций: сначала на Земле Франца-Йосифа, позже станция на мысе Челюскин;

Нельзя не упомянуть пилотов , которые также совершили на то время почти героический поступок: довезли всю экспедицию до места назначения.

Иван Спирин — главный штурман . В 1934 году трое суток летел на самолёте АНТ-25 (одномоторный самолёт) и пролетел 12411 км. На то время это был рекорд. За точный вывод всей группы на место назначения экспедиции ему присвоили Героя СССР;

Василий Молоков — управлял вторым самолётом . На то время один из лучших полярных пилотов;

Анатолий Алексеев — пилот третьего самолёта . Также опытный полярный пилот;

Илья Мазурук — пилот четвёртого самолёта . В его достижениях числилось, например такое: 45 часов непрерывного полёта из Москвы на Сахалин. В 1935 году.

Кстати, именно Илье Павловичу принадлежит фраза:

…Моё завещание каждому молодому пилоту: кончил школу — лети на Дальний Восток. Это настоящий университет.

Также получил звание Героя СССР.

И наконец, Павел Головин — пилот пятого самолёта . Самолёт-разведчик. Павел Головин стал первым в мире пилотом, который пролетел над Северным Полюсом.

Причём доставка членов экспедиции и груза осуществлялась в несколько заходов.

22 марта вылетели из Москвы в Архангельск. Далее: Нарьян-Мар—остров Рудольфа. Лишь 21 мая 1937 года первый самолёт вылетел в конечную точку назначения вместе с участниками экспедиции.

Высажены они были в 8 км от Северного Полюса (возле острова Рудольфа, часть архипелага Земля Франца-Иосифа). На этой льдине они проведут в дрейфе 274 дня.

Быт на льдине

Отдельно нужно упомянуть, как же всё это время люди выживали в таких трудных, не предназначенных для жизни условиях.

1. Жили в 4-х местной палатке (брезентовой). Её для экспедиции изготовили на заказ. Палатка была с каркасом из алюминия, который разбирался. В обшивку палатки были добавлены 2 слоя гагачьего пуха.

Пол палатки: резиновый надувной матрас, толщина в 15 см.

2. Одних только продуктов было завезено около 3,5 тонны. Продукты были упакованы в бидоны. В одном бидоне был паёк на 10 дней на четверых.

Запасы продовольствия хранились не в одной палатке, а в трёх. Чтобы в случае раскола льдины, не остаться без провизии;

По воспоминаниям Ивана Папанина:

Просыпаясь по утрам, приходилось долго готовить себя к тому, чтобы расстегнуть тёплый спальный мешок и выскочить на ледяной воздух. Затем начинаешь быстро-быстро одеваться: два слоя тёплого нательного белья, утеплённые штаны, две пары шерстяных носок, свитер, полушубок, шапку, унты.

Как проходила работа?

Работали каждый день по 16-18 часов.

Отбирали пробы грунта;

Вели дневники магнитных изменений, метеорологических наблюдений;

Для этого в лунки опускали до 4 км троса с привязанными термометрами и батометрами. А потом всё это нужно было ручными лебёдками поднимать на поверхность. Также приходилось регулярно измерять направления течения на разных глубинах. Работа на лебёдках была тяжёлой и изматывающей.

Работы было много и есть специфика, которую я не знаю, и описать здесь не в состоянии. Однако думаю полярники (или люди приближённые) поймут.

Работали на пределе сил, повторюсь, в условиях крайне тяжёлых: жуткий холод, сильные ветра, дожди, мокрый снег. Одежда промокала, её нужно было сушить.

Был фактор психологический: одни на льдине.

Пока дрейфовали в сторону юга, льдина начала таять, откалывались куски. К тому же были шторма. Изначально на этой огромной льдине (3х5 км) были трещины.

А некоторые трещины даже достигали воды. Приходилось аккуратно ходить. Во время дождей неоднократно затапливало.

И вот в один из штормов полярники оказались на льдине примерно 300 на 200 метров.

Эта экспедиция стала началом для других дрейфующих полярных станций.

После экспедиции всем четверым были присвоены звания Героев Советского Союза, также все они были приняты в географическое общество. И в 1938 году четвёрка стала докторами географических наук.


План экспедиции был представлен Сталину в начале 1936-го. Руководителем всего, как сегодня принято говорить, проекта был легендарный Отто Юльевич Шмидт.


Экспедиция готовилась в течение года. Жильём для четырёх полярников должна была стать
изготовленная по спецзаказу четырёхместная брезентовая палатка с алюминиевым разборным каркасом. Обшивка палатки была многослойной, с двумя слоями гагачьего пуха. Пол палатки по сути представлял собой резиновый надувной матрас толщиной 15 см. Размеры палатки были 3,7 х 2,5 м, высота 2 м.

Надёжная радиосвязь была критически важна для полярников. Поэтому для экспедиции всё по тому же спецзаказу были изготовлены две радиостанции — основная и резервная. Питаться они должны были от щелочных аккумуляторов, заряжать которые можно было через динамо-машину тремя способами: от ветряка, небольшого бензинового двигателя или ручного привода. Всё радиооборудование тянуло почти на 500 кг.

Планировалось, что полярники будут дрейфовать на льдине в течение года. Поэтому для них было произведено 3,5 тонны продуктов, запечатанных в бидоны, каждый из которых содержал паёк на 10 дней. Общий запас еды был рассчитан на 1,5 года жизни четырёх человек.


… а пятым был разведывательный самолёт Р-6:




Михаил Водопьянов (справа).

Главным штурманом авиагруппы был Иван Спирин. В 1934-м он был штурманом в трёхсуточном перелетё на одномоторном самолёте АНТ-25, в ходе которого был поставлен мировой рекорд дальности — 12 411 км. За мастерский вывод авиагруппы к месту назначения Спирину будет присвоено звание Героя Советского Союза.

Разведывательным самолётом управлял Павел Головин, который в мае 1937 стал первым в мире пилотом самолёта, пролетевшим над Северным Полюсом.



Первый слева — Иван Спирин, в центре — Отто Шмидт, третий справа — радист экспедиции Эрнст Кренкель.





В центре — Папанин.

Программа научных исследований была очень насыщенной — все четыре участника экспедиции работали по 16-18 часов. Измерялась температура и влажность воздуха, скорость и направление ветра, толщина льда, скорость и направление дрейфа, температура воды на разных глубинах, параметры магнитного поля, проводились гравитационные измерения, гидрохимические и гидробиологические, и так далее. Ежедневно Кренкель устанавливал связь с Большой Землёй и передавал сводку сделанного за день, принимал радиограммы. И всё это азбукой Морзе, если что. Специально для радиостанции полярники построили снежный домик:




Будни полярников были очень непростыми: немалую часть экспедиции в жилой палатке была отрицательная температура. По воспоминаниям Папанина, просыпаясь по утрам, приходилось долго готовить себя к тому, чтобы расстегнуть тёплый спальный мешок и выскочить на ледяной воздух. Затем начинаешь быстро-быстро одеваться: два слоя тёплого нательного белья, утеплённые штаны, две пары шерстяных носок, свитер, полушубок, шапку, унты.

Ежедневно нужно было измерять глубину моря подо льдом и брать пробы воды. Для этого в лунки опускали до 4 км троса с привязанными термометрами и батометрами. А потом всё это нужно было ручными лебёдками поднимать на поверхность. Также приходилось регулярно измерять направления течения на разных глубинах. Работа на лебёдках была тяжёлой и изматывающей.




Ледяное поле, на котором стояла станция, под слоем снега всё было пронизано сквозными трещинами вплоть до морской воды, поэтому полярникам приходилось быть внимательнее при раскопке снега. А во время оттепелей и дождей начинались другие проблемы: рушились стены снежных домиков, подтапливало палатки, всюду текли ручьи, льдину покрывали настоящие озёра. Доходило до того, что перемещаться между точками проведения научных измерений и наблюдений можно было только на надувной резиновой лодке.


Из-за дождей, тумана и мокрого снега одежда намокала, становилась тяжёлой и холодной, приходилось долго и трудно просушивать её. Это сегодня нам доступны высокотехнологичные синтетические ткани и утеплители, мембраны и водоотталкивающие пропитки. А тогда выбор был невелик: хлопковые и шерстяные ткани, мех и пух — со всеми вытекающими недостатками вроде массы, толщины, гигроскопичности и времени высыхания. Запасы топлива были ограничены, поэтому нельзя было слишком интенсивно жечь примусы для просушки одежды. В общем, это вам не в офисе карьеру строить.

В таких буднях прошло восемь месяцев.





А на этой карте отмечено несколько маршрутов полярных путешествий, в том числе и экспедиции Папанина.

Участники экспедиции

Базой экспедиции был выбран самый северный из советских арктических островов – остров Рудольфа, часть архипелага Земля Франца-Иосифа. Летом 1936 года на острове построили лагерь экспедиции вместимостью около 60 человек, с аэродромом, телефоном, радиомаяком и другими необходимыми элементами.

Слава папанинской четверки была оглушительной и мгновенной – после экспедиции всем четверым были присвоены звания Героев Советского Союза, в марте 1938 года Папанину, Кренкелю, Федорову и Ширшову были присвоены звания докторов географических наук.

Начальник дрейфующей станции

Полярники высадились на льды у Северного полюса за две недели до официального открытия станции. Еще 21 мая большой четырехмоторный самолет АНТ-6 оранжево-красного цвета совершил посадку на специально выбранной для этого льдине, тринадцать человек вывалились наружу, разлили по алюминиевым кружкам бутылку коньяка. Выпили, трижды прокричали "Ура!" и принялись выгружать на снежное поле оборудование.

Арктика воспринималась примерно так же, как космос сегодня — как альтернативное пространство, область, вынесенная за пределы общечеловеческой географии, место противостояния человека и стихии

Идея создания дрейфующей научной станции принадлежала Отто Шмидту — на тот момент уже легендарному советскому полярнику, герою двух арктических экспедиций, в том числе на пароходе "Челюскин". Именно многомесячная жизнь на льдине экипажа затонувшего "Челюскина" убедила Шмидта в реальности идеи организовать в арктических льдах научную станцию. Точкой начала дрейфа выбрали Северный полюс, а доставить людей и оборудование туда должны были самолеты.

Арктика как космос

Перед экспедицией ставились серьезные научные и пропагандистские цели. Научные изыскания в районе Северного полюса не велись с 1896 года, когда там во льдах дрейфовал корабль "Фрам" легендарного норвежца Фритьофа Нансена. Что касается пропаганды, то середина 30-х годов — это период особой героизации полярников и летчиков. После спасения челюскинцев в 1934 году звание Героя Советского Союза впервые присвоили сразу семи летчикам — участникам спасательной операции.

По сути, впервые после Гражданской войны в стране появились официально назначенные герои, "и возникли они на пересечении двух мифов: полярного и авиационного", отмечает исследователь истории покорения Арктики Рамиз Алиев.

Даже в 1930-е годы полет еще не стал обыденностью и все еще воспринимался как фантазия, сказка. Сверхъестественная способность большевиков летать по небу являлась наглядным подтверждением мощи советского строя

"Даже в 1930-е годы полет еще не стал обыденностью и все еще воспринимался как фантазия, сказка, — отмечает Алиев. — Сверхъестественная способность большевиков летать по небу являлась наглядным подтверждением мощи советского строя".

Ну а отношение общества 30-х к Арктике можно сравнить с нынешним отношением к космосу — она представлялась людям как "альтернативное пространство, область, вынесенная за пределы общечеловеческой географии, место противостояния человека и стихии", пишет Алиев.

Советский поэт Илья Сельвинский нашел для Арктики яркий образ — "заповедник героев".

Таким образом, экспедиция Папанина, требовавшая очевидного героизма и от летчиков, и от полярников, имела для советской власти огромное значение.

Отто Шмидт подключил к разработке плана экспедиции Михаила Водопьянова — одного из летчиков, получивших звезду Героя за спасение челюскинцев.

В назначенный срок тов. Водопьянов сообщил мне, что бюрократических записок он составлять не умеет, а вместо этого изложил техническую идею полета в виде романа. Так родилась его книга "Мечта пилота"

Он должен был проработать возможность посадки тяжелого самолета на льдину так, чтобы она выдержала его вес и не раскололась. С заданием Водопьянов справился своеобразно.

"В назначенный срок тов. Водопьянов сообщил мне, что бюрократических записок он составлять не умеет, а вместо этого изложил техническую идею полета в виде романа. Так родилась его книга "Мечта пилота", — вспоминал об этом Шмидт в статье в газете "Правда".

Тем не менее в феврале 1936 года на совещании в Кремле идея получила высочайшее одобрение. Был составлен подробный план и определен состав экспедиции со Шмидтом во главе. Папанина в этом списке изначально не было.

Кто такой Папанин

Иван Папанин родился в Севастополе в семье матроса. Он — мастер на все руки, любитель крепкого словца, отличный организатор. Работал на навигационном заводе, после революции партизанил с красными, затем стал комендантом Крымского ЧК в период красного террора. Папанин не любил рассказывать об этом периоде жизни, довольно быстро ушел из ЧК и, сменив несколько должностей, в конце концов отправился на Крайний Север, где дослужился до начальника полярной станции на мысе Челюскин.

Но в итоге Папанин не только попал в состав экспедиции, но и стал начальником станции. Изначально предполагалось, что главным в четверке ученых будет опытный полярник 50-летний Владимир Визе, замдиректора Всесоюзного арктического института. Однако его кандидатуру забраковала медкомиссия. В поисках новой кандидатуры остановились на Папанине.

По толстому льду

Подготовка к уже одобренной экспедиции заняла еще год. И 22 марта 1937 года самолеты с ее участниками вылетели из Москвы, едва не лишившись радиста Эрнста Кренкеля, которого не хотели пускать на взлетное поле из-за отсутствия документов. Помимо Папанина и Кренкеля, в составе экспедиции были метеоролог Евгений Федоров и океанограф Петр Ширшов.

Путь на остров Рудольфа затянулся из-за плохой погоды почти на месяц, да и там пришлось ждать не меньше. Наконец в ночь с 20 на 21 мая метеорологи принесли хороший прогноз. Однако на полюс пошла одна машина — флагманский самолет Водопьянова со всеми членами полярной экспедиции за исключением пса Веселого, которого должен был доставить на полюс следующий борт.

В 11:35 дня лыжи самолета коснулись запорошенной снегом ледяной поверхности.

С 26 мая по 5 июня остальные самолеты доставили на льдину все необходимое. Летели тяжеловато из-за перегрузки: хозяйственный Папанин постарался захватить на льдину как можно больше нужных вещей и продуктов. Даже соленую селедку в наволочке.

Все участники экспедиции вели дневники. Эти записи позволяют представить, как протекала повседневная жизнь полярной станции.

6 июня. Папанин. Все население нашей льдины собралось сегодня в два часа на торжественный митинг. Отто Юльевич (Шмидт. — Прим. ТАСС) официально объявил об открытии новой полярной станции "Северный полюс" на дрейфующих льдах, а я как начальник станции торжественно поднял над льдиной государственный флаг Советского Союза. В три часа сорок минут все улетели на Рудольф. Мы остались одни, вчетвером.

7 июня. Федоров. Мы отоспались и начали нормальную работу. Прежде всего измерение глубины. С волнением смотрим, как все дальше и дальше уходит в воду тросик. Дно! 4290 метров, на грузе — серовато-зеленый ил.

10 июня. Папанин. Прибыло важное распоряжение из Москвы: "Обслужить сводками погоды и радиосвязью перелет Чкалова через Северный полюс в Америку".

13 июня. Кренкель. Отправили телеграмму в "Правду": "С негодованием услышали мы по радио о подлом предательстве Тухачевского и его банды — холуев буржуазии. Приветствуем приговор Верховного суда. Гордимся нашей отважной разведкой, руководимой Сталинским Центральным Комитетом Партии".

16 июня. Папанин. Забавные радиограммы принимает иногда Эрнст. Сегодня, например, он прочел следующую депешу, полученную из Старой Руссы: "Закройте Северный полюс, на Большой Земле стало холодно"

27 июня. Кренкель. 50 кг наших ромштексов прокисли еще на самолетах. Начали было их, хотя и с отвращением, есть, но потом бросили, стали кормить ими Веселого. Теперь испортились на радость Веселому еще и 50 кг свиных отбивных.

Не первые

С запасами еды участники экспедиции, кажется, переборщили. Провизии завезли из перспектив автономной жизни в течение года. Хотя среди полярников была популярна теория "гостеприимной Арктики" — считалось, что выжить в ней можно и без особых запасов еды.

Еще в 1918 году, до эпохи радио и самолетов, норвежец Сторкер Сторкерсон и семь его сподвижников на собачьих упряжках добрались до льдов моря Бофорта, где организовали научную станцию. Припасов с собой они взяли на 101 день, а дрейфовали 238. Питание себе они обеспечивали охотой на тюленей и медведей.

"Моя партия из 8 человек смогла прожить на льду 8 месяцев и с достаточным комфортом, причем мы ни разу не остались без еды. . Насколько я могу судить, прожить на льду 8 лет нам было бы не труднее, чем 8 месяцев", — уверял тогда Сторкерсон.

Демонстрация из четырех человек

Жизнь на СП-1 между тем шла своим чередом. Дневники участников ее подробно фиксировали.

19 июля. Федоров. Сегодня, после серьезного обсуждения, решились на героическое действие — гнать спирт из коньяка. Весь немалый запас нашего спирта в связи с чьей-то ошибкой при погрузке самолетов остался на Рудольфе. Спиртом мы предполагали обтираться — вместо умывания, но это еще полбеды. Только в спирте можно было фиксировать всякую мелкую водяную живность, которую во все больших количествах Петя вылавливал

20 июля. Папанин. Все собрались на кухне. Приготовили большую миску для мытья головы, принесли бритвенные приборы. Месяц прошел с тех пор, как мы брились в последний раз, а голову мыли перед вылетом с острова Рудольфа

25 октября. Кренкель. Радиодень начинается в 5 часов 35 минут. Слушаю все подряд: первый урок гимнастики, первый утренний выпуск, опять гимнастика. "Пионерская зорька" меня тоже интересует. Вполне согласен, что ребятам не надо класть на трамвайные рельсы посторонние предметы. Это очень и очень нехорошо.

7 ноября. Кренкель. Когда замолкла далекая и родная Москва, мы тоже вышли на демонстрацию. С двумя флагами, вчетвером. подошли к высокому торосу. Дмитрич забрался наверх и произнес короткую, но глубоко прочувствованную речь. Троекратным залпом приветствовали славную годовщину. Зажгли магниевую ракету.

Большую часть времени папанинцев занимали, конечно, не демонстрации, а научные исследования. На станции проводились метеонаблюдения, исследования магнитного полюса Земли, которые помогли в перелетах через Северный полюс Чкалова, Громова и Леваневского, брались для изучения образцы воды, скрытой подо льдами.

Но к концу января 1938 года ученым стало не до исследований. Дрейф льдины резко ускорился. Еще 12 августа Кренкель в своем дневнике написал: "За сутки прошли 12 миль (20 километров). Вот это дрейф! Да, таких колоссальных скоростей никто не ожидал. " Льдину относило все ближе и ближе к теплым водам Атлантики. 2 февраля она раскололась, станция оказалась уничтожена. Теперь перед папанинцами стоял только вопрос выживания.

3 февраля. Папанин. Трещины от 1 до 5 метров, разводья до 50. Льдины взаимно перемещаются, в пределах видимости посадка самолета невозможна. Живем в шелковой палатке на льдине 50 на 30 метров. Вторую мачту антенны ставим на время связи на другую льдину. С нами трехмесячный запас, аппаратура, результаты

В последующие дни льдина постоянно меняла конфигурацию, постоянно сокращаясь. А помощи все не было.

Героическое спасение героев

Причин тому было несколько. В августе 1937-го при перелете через полюс в Америку пропал экипаж Сигизмунда Леваневского. На его поиски бросили 26 кораблей, но из-за плохой погоды все они застряли во льдах и там зазимовали. В том числе почти все советские ледоколы.

Всех участников экспедиции ждали награды и важные должности. Папанин получил звезду Героя Советского Союза. Но больше всего повезло псу Веселому. О нем на правительственном банкете внезапно вспомнил Сталин, и пес отправился к нему на дачу. Папанин не раз видел его на прогулке с тестем вождя Аллилуевым

В этой ситуации самым надежным и быстрым способом снятия папанинцев со льдины в Москве посчитали дирижабль. Задействовать решили самый большой летательный аппарат Советского Союза — В-6 с тремя мощными двигателями и невероятной дальностью полета — 4500 километров. Он вылетел из Москвы вечером 5 февраля, а спустя сутки потерпел крушение недалеко от Кандалакши. В условиях плохой видимости шедший на низкой высоте дирижабль врезался в гору. Спастись удалось лишь шести членам экипажа, прах остальных 13 был вскоре захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Спешно вышедшие в море корабли — ледокольные пароходы "Мурман" и "Таймыр" — никак не могли подобраться к папанинцам. Им мешали штормы и ледяные поля. На помощь пароходам из Ленинграда шел мощный ледокол "Ермак" с Отто Шмидтом на борту. Но первыми полярники все-таки увидели ходовые огни "Таймыра", а через несколько часов — и "Мурмана". 19 февраля экспедицию и собранные ею материалы погрузили на корабли.

Вскоре суда встретились с ледоколом "Ермак". Папанинцы перешли на его борт. Почти месяц длился переход в Ленинград, осложнявшийся сильными штормами. Когда 15 марта "Ермак" с полярниками вошел в ленинградский порт, его встречали восторженные толпы.

Научные исследования, проведенные во время дрейфа, принесли множество интересных результатов. Отлученный в свое время от экспедиции профессор Визе отметил, что "они открыли взору ученого часть Земного шара, остававшуюся до того неисследованной". А сам факт столь длительного пребывания на полюсе укрепил статус СССР как первой арктической державы.

Всех участников экспедиции ждали награды и важные должности. Папанин, еще находясь на льдине, получил звезду Героя Советского Союза. Но больше всего повезло псу Веселому. О нем на правительственном банкете внезапно вспомнил Сталин, и пес отправился к нему на дачу. Папанин не раз видел его на прогулке с тестем вождя Аллилуевым.

"Меня Веселый не забывал, приветливо махал хвостом, но от нового хозяина не отходил, — вспоминал впоследствии Папанин. — Все правильно: новый каюр — новая привязанность".

© Public domain Первая научно-исследовательская экспедиция полярной дрейфующей станции "Северный полюс" начала свою работу в 1937 году.

Участники экспедиции Северный полюс-1

Первая научно-исследовательская экспедиция полярной дрейфующей станции "Северный полюс" начала свою работу в 1937 году.

Северный полюс-1 - первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая станция

На станции должны были проводиться научные исследования, кроме того, эта база должна была обеспечивать трансарктические перелеты советских самолетов.

Папанин Иван Дмитриевич, начальник станции Северный полюс–1

Начальник станции Северный полюс Иван Папанин и Петр Ширшов гидробиолог и океанограф упаковывают кухонную утварь во время эвакуации станции СП-1

В персонал станции входили гидробиолог и океанолог Петр Ширшов, геофизик-метеоролог Евгений Федоров, радист Эрнст Кренкель. На фото: Иван Папанин и Петр Ширшов.

© Public domain Транспортными самолетами экспедиции были АНТ-6 (ТБ-3) Андрея Туполева, доработанные для арктических условий. На фото: пилоты самолетов экспедиции И. Т. Спирин, М. И. Шевелев, М. С. Бабушкин, О. Ю. Шмидт, М. В. Водопьянов, А. Д. Алексеев, В. С. Молоков

Руководитель и пилоты самолетов экспедиции Северный Полюс-1

Транспортными самолетами экспедиции были АНТ-6 (ТБ-3) Андрея Туполева, доработанные для арктических условий. На фото: пилоты самолетов экспедиции И. Т. Спирин, М. И. Шевелев, М. С. Бабушкин, О. Ю. Шмидт, М. В. Водопьянов, А. Д. Алексеев, В. С. Молоков

© Public domain Из-за плохих погодных условий выгрузка на дрейфующую льдину затянулась на две недели.

Выгрузка грузов экспедиции Северный полюс-1 на дрейфующую льдину в 1937 году

Советская полярная экспедиция Северный полюс-1

6 июня 1937 года состоялось торжественное открытие станции "Северный полюс-1", в тот же день самолеты, доставившие на полюс зимовщиков и десять тонн грузов, отправились в обратный путь.

Метеорологические наблюдения на дрейфующей станции Северный полюс - 1

На льдине осталась четверка исследователей, которых впоследствии стали называть папанинцами: Петр Ширшов, Евгений Федоров, Эрнст Кренкель и сам Иван Папанин. На фото: метеорологические наблюдения на дрейфующей станции "Северный полюс-1".

Гидролог, участник экспедиции дрейфующей станции Северный полюс - 1 Петр Ширшов работает с гидрологической лебедкой

Участник экспедиции дрейфующей станции "Северный полюс-1" Петр Ширшов работает с гидрологической лебедкой.

Отто Юльевич Шмидт

Отто Юльевич Шмидт (справа) руководил воздушной экспедицией по организации дрейфующей станции "Северный полюс-1".

Ледокол Таймыр пробивает путь через льды Гренландского моря к СП-1

Ледокол "Таймыр" 14 февраля 1938 года пробивает путь через льды Гренландского моря к "СП-1", чтобы снять папанинцев с льдины.

Летчик полярной авиации Геннадий Власов, руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин и начальник спасательной экспедиции на ледоколе Таймыр Ананий Владимирович Остальцев

Станция "СП-1" пробыла на льдине 274 дня. На фото: летчик полярной авиации Геннадий Власов, руководитель станции Иван Папанин и начальник спасательной экспедиции на ледоколе "Таймыр" Ананий Остальцев во время встречи со спасателями на станции "Северный полюс-1".

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин вручает грамоту Героя Советского Союза советскому полярному исследователю И.Д. Папанину

За успешную научно-исследовательскую работу и умелое руководство станцией "Северный полюс" полярник Иван Папанин был удостоен звания Героя Советского Союза. Грамоту ему вручал председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин. 1938 год.

Читайте также: