Особенности жестов и мимики в русской речи сообщение

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Каждое дви­жение души имеет

- Сегодня у нас необычный урок – урок по культуре речи, урок исследование. Запишите, пожалуйста, число и классная работа.

- Ребята, при помощи чего мы общаемся, понимаем друг друга?

(При помощи речи, слов)

- Как вы думаете, для чего люди общаются друг с другом?

- Велика сила слова. И это отметил в одном из своих стихотворений известный поэт Вадим Шефнер:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

- Действительно, основная единица языка – это слово . На уроках культуры речи мы говорим о том, как нужно общаться друг с другом, как правильно и красиво строить своё высказывание, какие слова и фразы уместны в той или иной обстановке…

-Но, оказывается, многое можно передать, не произнося ни единого слова. Как это можно сделать? При помощи чего?

- Правильно, используя специальные невербальные средства общения: жесты и мимику.

- И сегодня на уроке мы с вами поговорим о жестах и мимике как невер­бальных средствах общения. (Слайд 1)

- Ребята, слова жесты и мимика вы, конечно же, слышали, а вот слово невербальные вам, наверное, вам не знакомо. Что же оно означает?

- В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла высказывание Цицерона, римский оратора и философа.

(Эпиграф - краткое мудрое изречение, отражающее основную мысль чего-нибудь…, которое автор помещает перед произведением).

Читаем эпиграф.

- Понятно ли вам, о чём говорит Цицерон?

- Где мы можем точнее узнать о значении слова? (В Толковом словаре)

- Известно ли вам, что самым популярным является Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова. Чтобы узнать то или иное значение слова, мы можем обратиться к словарной статье печатного издания словаря , а можем обратиться к его электронной версии, например, используя сеть Интернет.

(Мимика - движения мышц ли­ца, выражающее внутреннее душевное со­стояние.

Жесты - движение рукой или дру­гое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь).

- Давайте запишем в тетрадь данные определения.

- Итак, жесты и мимика тесно связаны со словом , но они и предупреждают слово.

Жесты и мимика могут заменить целую фразу. Они выражают движения нашей ду­ши, как говорил Цицерон.И сегодня мы с вами познакомимся с наиболее распространёнными невербальными средствами общения и научимся применять их в различных ситуациях, так как культура общения, как и культура речи – неотъемлемая черта каждого культурного человека.

- Обратимся к истории жестов и мимики. Многие из них имеют свою исто­рию и связаны с национальными особенностями.

-Вам, без сомнения, знаком такой жест: палец, поднятый вверх или опущенный вниз как знак одобрения или неодобрения, подводил итог пое­динка гладиаторов: таким образом, император по­казывал, оставляет он жизнь гладиаторам или нет.

-Когда мы здороваемся, то по­жимаем друг другу руки. Этот жест сейчас по­нятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

-А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг другу кулаком по голове и плечам.

- Лапландцы трутся носами.

- Представители ново-гвинейских племен при встрече щекочут друг друга подбородком.

-Рассказывать об истории жестов можно много и долго.

-А где еще мы встречаемся с языком же­стов и мимики?

(В спорте, строительстве, морском деле; существует азбука глухоне­мых; а в школе, на уроках — подсказки.)

Решение ситуативных задач.

- А теперь, ребята, давайте попробуем вместе при помощи жестов и мимики изобразить дейст­вия и состояния участников, попавших в разные ситуации.

- Вы гуляете по тротуару. Прохожий, подойдя к вам, спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отве­чая прохожему?

(Жест-показ: показать всей ру­кой, а не пальцем.)

-За завтраком вам предлагают съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? (Жест-отказ.)

- А как сказать словами, чтобы не обидеть повара?

-Итак, что каждый из вас для себя вынес из решения этих ситуативных задач? В некоторых случаях мы можем обойтись без слов, используя невер­бальные средства общения – жесты и мимику.

-Будем считать, что сейчас вы попробовали себя в роли ар­тистов театра пантомимы - есть в Москве такой театр, и там вы не услышите во время представления ни слова. Однако зри­тели с удовольствием посещают его.

- Кроме этого в Москве есть Театр мимики и жеста, в спектаклях которого играют исключительно глухонемые люди.

-Мир мимики и жестов очень богат. Установите соответствие между жестом и их значением. Найти соответствия

Высунуть язык — жест-дразнилка,

стукнуть полбу — жест-воспоминание,

грозить кулаком — жест-угроза, |

поднять брови — жест-удивление

- А теперь, пожалуйста, откройте в ноутбуке папку. Перед вами фотографии ваших друзей и знакомых с очень разной мимикой . Определите, какие чувства, какое настроение выражает каж­дая фотография и запишите в тетради. А теперь найдите изображе­ние, которое соответствует вашему настрое­нию в данный момент.

Решение коммуникативно-ситуативных задач.

-А сейчас мы с вами поговорим. О чем поговорим, вам подскажет стихотворение:

Муравей сороконожке повстречался на дорожке.

— С добрым утром! Как дела? —

сорок лапок подала.

И пока он лапки жал,

тут и вечер набежал.

-Итак, речь пойдет о жестах приветствия и прощания . Оказывается, существует даже этикет жеста.

Русский писатель А. И. Куп­рин говорил, что по рукопожатию можно не только узнать отношение человека к тебе, но и все о его характере.

Но за­помните: чем человек вежливее и воспитан­нее, тем более сдержан у него жест.

-Сейчас мы инсценируем несколько ситу­аций встреч.

Задание . Я опи­сываю ситуацию, вы разыгрываете ее, ис­пользуя нужные жесты и мимику.

1-я ситуация. Мальчик встречается со зна­комой девочкой. Кто первым протягивает руку?

2-я ситуация . Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?

- Давайте посмотрим на запись, оформленную на доске.

Ра..говаривая с человеком, мы воспринимаем не только его речь, но и его жесты и мимику. Они часто оказываются более правдивыми, чем речь.

Жестом можно ог..рчить развеселить об..яснять ум..лять. При помощи мимики можно выразить самые разные эмоции. Жесты и мимика обладают огромной эмоциональной силой.

- Можно ли данную запись назвать текстом?

-Какова тема этого текста?

- Выпишите слова с пропущенными орфограммами, обозначьте условия их выбора графически.

- Найдите предложение с пропущенными знаками препинания, объясните их постановку.

Домашнее задание .

— А как вы думаете, какова роль улыбки в отношениях между людьми?

-Чтобы этого с нами не случилось, по­смотрите друг на друга и улыбнитесь.

Подведение итогов урока:

-Мы с вами сегодня увидели, что наша мимика, наши жесты и речь, поведение и общение не всегда таковы, как нам хотелось бы. Над многим надо еще работать.Я надеюсь, что сегодняшний урок вас чему- то научил.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Язык жестов


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема исследования:

как можно улучшить отношения с другими людьми

какими способами можно научиться понимать других людей.

Объектом моего исследования является человек

Цель моей работы продемонстрировать возможности языка жестов как способа общения людей.

Предметом исследования является влияние жестов на общение между людьми.

Гипотеза исследования заключается в том, что можно выражать свои чувства и мысли без использования слов и при этом быть понятым собеседником.

ЗАДАЧИ исследования

Изучить литературныеданные о языке жестов

Рассмотреть основные универсальные жесты

Узнать, как язык жестов понимают учителя

Выяснить, как используют язык жестов современные дети на примере моих одноклассников

Узнать об использовании жестов в разных странах мира и разработать памятку для туристов

Методы исследования

Анализ, обобщение литературных данных и статей в интернете

Математический метод (построение диаграмм).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Способы общения

Для начала разберемся, что такое вербальное и невербальное общение.Вербальное общение осуществляется при помощи слов – человеческая речь.Невербальное общениеосуществляется через сигналы, которые посылает наше тело:

- жесты;
- мимика;
- пантомимика.

Функции жестов

Жесты человека очень разнообразны. Для того чтобы научиться их распознавать, необходимо понять, для каких целей они используются. Жесты в процессе общения выполняют четыре основные функции.

Заменяют слова знаками.

Иллюстрируют и усиливают сказанное (Когда рыбак показывает, какую он поймал рыбу, он покажет вам это руками).

Выражают состояние человека.

Исследованиями языка тела занимается особая недавно появившаяся область психологической науки – кинесика.

Специалисты подсчитали, что жестами и мимикой человек может передать в общей сложности около 700 тысяч разных сигналов. Это гораздо больше, чем словарный запас любого языка. Но не все люди одинаково умеют эти сигналы распознавать.Женщины обладают врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности. Эта женская интуиция особенно хорошо развита у женщин, занимающихся воспитанием маленьких детей. Также умением читать язык жестов обладают наблюдательные люди и те, у которых профессии так или иначе связаны с общением с людьми: психологи, следователи, актеры. А учителя? Мы решили выяснить, как учителя замечают и расшифровывают невербальные сигналы, т.е. используют ли они знание языка жестов в своей работе.

Опрос учителей (в опросе приняли участие 19 учителей СОШ № 8)

Обращаете ли Вы внимание на жесты учеников на уроке (Да ответили 100%)

Можете ли Вы определить по жестам, готов ли ученик к уроку (да ответили 95%)

Замечаете ли Вы подсказки в виде жестов на уроках (Да ответили 100%)

Помогают ли Вам жесты на уроке (да ответили 100%)

Происхождение жестов

Когда подросток будет говорить неправду, он тоже поднесет руку ко рту, как и пятилетний малыш, но вместо того, чтобы демонстративно зажать рот ладонями, подросток будет слегка потирать губы пальцами (рис.2).

Тот же самый жест, только слегка видоизмененный, мы наблюдаем и у взрослых людей. Когда взрослый человек лжет, его мозг бессознательно отдает команду руке прикрыть рот в попытке задержать слова обмана, как это делается пятилетним ребенком или подростком, но в последний момент рука уклоняется ото рта и рождается другой жест-прикосновение к носу (рис.3). Этот жест - есть не что иное, как усовершенствованный взрослый вариант того же жеста прикрывания рта рукой, который присутствовал в детстве.Рис. 3

Эти примеры показывают, что по мере взросления человека его жесты изменяются, становятся скрытыми, неочевидными. Поэтому правильно понять жесты взрослого человека гораздо труднее, чем понять шестилетнего ребенка.

Универсальные жесты

Из книги Алана Пиза мы узнали о сигналах, которые посылает наше тело жестами собеседнику. Так, например, жест обманывания, о котором уже велась речь, является одним из универсальных жестов, понятных во всем мире. Ниже следуют еще несколько примеров таких общераспространенных жестов.

Жест неуверенностиЛюди засовывают себе в рот такие предметы, как сигареты, трубки, ручки и подобное. Если жесты, связанные с прикрытием рта рукой, обозначают обман, пальцы во рту говорят о внутренней потребности в одобрении и поддержке. Поэтому, когда появляется этот жест, необходимо поддержать человека или заверить его гарантиями.

Другим распространенным является жест, при котором человек держит самого себя за руки. Этот жест обычно используется людьми, стоящими перед большой аудиторией при получении награды или при произнесении речи. Ученые полагают, что этот жест позволяет человеку восстанавливать чувство эмоциональной безопасности, которое он испытывал в детстве, когда родители держали его за руку при внушающих опасность обстоятельствах.Как только люди начинают чувствовать себя уютно и сближаются с другими, они подчиняются неписанному закону, в соответствии с которым защитная поза меняется на открытую, ненапряженную.

Жест заинтересованностиЛюди, как и животные, наклоняют голову в бок, когда они становятся в чем-то заинтересованными.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

Мы решили опытным путем подтвердить возможности невербального общения и провели ряд тестов среди учеников 3 класса.Участвовало 25 человек.Кроме того, проведенные тесты стали своеобразными упражнениями. Чтобы укрепить мышцы, нужно делать физические упражнения, а,чтобы научиться правильно общаться, нужно укрепить мускулы общения. Мы провели следующие упражнения на понимание.

Определение эмоций

Цель теста:Доказать, что с помощью жестов можно определять эмоции человека.Ведущий показывает основные эмоции жестами и мимикой: радость, печаль, страх, злость, удивление, отвращение, удовольствие, смущение, гордость, нежность.Ученики должны определить эмоцию.

Тест показал, что большинство детей может по жестам определять эмоциональное состояние человека.

Цель эксперимента: доказать, что по походке можно определить эмоциональное состояние человека и выявить число наблюдательных детей в классе. Походка – это поза и характер телодвижений во время ходьбы. походка формируется характером и личностью человека. Раньше говорили, что человека узнают по походке. Участникам предлагается выбрать продемонстрировать варианты походки: уверенную, неуверенную, застенчивую, агрессивную, радостную, обиженную

Тест показал, что определить эмоциональное состояние человека по походке возможно.

Определение цветов

Цель эксперимента: доказать, что с помощью жестов можно общаться и доносить до людей смысл без слов. Этот тест мы провели в два этапа.

Игрокам необходимо загадать цвет и продемонстрировать его мимикой и жестами. При этом нельзя указывать на присутствующие объекты такого цвета. Характерные жесты занести в таблицу после коллективного обсуждения.

Один ведущий показывал основные цвета: красный, зеленый, желтый, черный, синий, а ребята определяют, какой цвет был загадан.

Тест показал, что жестами можно доносить до людей смысл без слов.

Выводы практической работы

По окончании тестирования мы отметили, что с каждым заданием ребята раскрепощались, становились более внимательными друг к другу. Ребятам было очень интересно выполнять задания, в классе сложилась дружелюбная атмосфера.Мыразработали методические рекомендации для учителей по проведению жестовых игр в классах. Задания развивают наблюдательность, а также умение внешне выражать свои эмоции и понимать их выражение окружающими (приложение 1).

Использование жестов в разных странах мира

Я люблю смотреть передачи про путешествия в разные страны мира. Из этих передач я узнала много интересного для своей исследовательской работы. Оказывается, одни народы очень сдержанны в жестах, а другие и простую фразу не могут сказать, не размахивая руками. Психологи отметили, что представители разных культур используют в течение часового разговора разное количество жестов:

финны в час – 1,

итальянцы – 80,

французы – 120,

мексиканцы- 180,

русские – 40.

Кроме того, прочтение одних и тех же жестов у разных народов может быть крайне различным. Проанализировав информацию в журналах, книгах и на разных сайтах в интернете мы составили небольшую памятку для путешественников в разные страны, чтобы понимать жесты, принятые в разных странах (приложение 2). Эти примеры говорят о том, что при толковании жестов нужно учитывать национальные особенности говорящего, чтобы избежать недоразумений при общении.

Жесты могут рассказать о национальности, характере, об отношении к собеседнику, эмоциональном состоянии человека.

Поняв и изучив способы невербального общения, мы можем научиться лучше понимать окружающих людей

Для успешного общения с другими людьми полезно научиться использовать положительные, открытые жесты, и избавиться от жестов, несущих отрицательную, негативную окраску

Изучение языка жестов развивает наблюдательность, коммуникабельность людей

Гипотеза доказана: для успешного общения с другими людьми полезно научиться использовать положительные, открытые жесты, и избавиться от жестов, несущих отрицательную, негативную окраску.

Поставленные задачи выполнены. Цель исследовательской работы достигнута.

Кроме того, в ходе работы мы разработали:

рекомендации по проведению жестовых игр

памятку для туристов и путешественников.

Рыбалка С.В. Язык мимики, взглядов и жестов 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Жестовые игры для развития навыков общения

Определение эмоций по жестам

Игра развивает артистизм, сплачивает команду, учит выражать и понимать эмоции других людей для наилучшего общения

Выбрать несколько наиболее эмоциональных людей (или один человек), каждый показывает жестами одну эмоцию.

Основные эмоции: радость, печаль, страх, злость, удивление, отвращение, удовольствие, смущение, гордость, нежность.

Ученики должны угадать эмоцию.

Задание развивает наблюдательность, а также умение внешне выражать свои эмоции и понимать их выражение окружающими.

Участникам предлагается выбрать продемонстрировать варианты походки: уверенную, неуверенную, застенчивую, агрессивную, радостную, обиженную, деловую.

Определение цветов

Участникам предлагается определить, какой цвет при помощи жестов показывает ведущий. Ведущим становится наиболее эмоциональный человек.

Основные цвета: красный, зеленый, желтый, черный, синий. Можно усложнить задачу и загадать цвета радуги.

Приветствие без слов

Участникам предлагается в течение 2-3 минут свободно передвигаться по классу и успеть за это время поприветствовать как можно большее количество человек (считаются и взаимные приветствия). Делать это нужно без употребления слов, а любыми способами.


Представлена разработка урока, в которой содержится интересная, полезная информация о жестах и мимике разных народов.

Описание разработки

Цели: дать понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни; способствовать формированию литературной разговорной речи; совершенствовать культуру русской речи;

1. Вступительное слово учителя.

Я рада видеть вас всех! Надеюсь, что тема нашего урока окажется нужной и полезной для вас, так как сегодня мы будем говорить об искусстве общения. Вы должны научиться работать над собой, так чтобы ваши движения были целесообразными и красивыми.

Из курса 5 класса вы знаете, что

1) когда есть говорящий и слушающий;

2) когда существует потребность в общении;

3) когда говорящий и слушающий владеют одним языком.

Но существует и невербальное средство общения.

НЕВЕРБАЛЬНОЕ общение — общение без помощи речи. Оно играет важную роль в жизни человека. От 60 до 80 % информации в обычном, повседневном общении человек передает и принимает невербально.

К невербальному общению относятся:

телесные движения (позы, жесты);

перемещение в пространстве;

В разных ситуациях общения роль этих средств различна: в непринужденной ситуации жесты и мимика усиливают выразительность речи, они свободнее, а в публичной речи — более сдержанные, помогающие подчеркнуть мысль выступающего.

Важно научиться владеть мимикой и жестами, чтобы сделать речь воздействующей.

Многие жесты имеют интернациональное значение, но есть различия в частоте жестов.

Английский психолог Арчайл подсчитал,что в течение одного часа непринужденной беседы мексиканец сделал 180 жестов, француз - 120, итальянец - 80, финн - 1, англичанин - ни одного.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫСТУПАЮЩЕГО.

1. Излишняя жестикуляция мешает восприятию речи. Невыгодно выглядит оратор, который не знает, куда девать руки.

2. Некультурно стоять перед аудиторией подбоченясь или садиться на край стола.

3. Не поправляйте галстук, воротничок, не крутите пуговицу и не поправляйте свою прическу.

4. Не ходите взад и вперед перед слушателями: они начинают следить за вашим движениями, поворачивать головы, а не следить за вашей речью.

5. Не хмурьте брови, не прищуривайте глаза — улыбайтесь приветливо, но не кокетливо.

6. Не поглядывайте в окно, на дверь, себе под ноги. На собеседников смотрите не как на пустое место. Дорожите вниманием аудитории!

7. Не стойте, расставив ноги, и не переминайтесь с ноги на ногу.

8. Не сидите перед слушателями развалясь в кресле, в расслабленной позе.

Из истории жестов и мимики.

1) Многие жесты имеют свою историю и связаны с национальными особенностями . Такой жест: палец поднятый вверх или опущенный вниз как знак одобрения или неодобрения, подводил итоги поединка гладиаторов; таким образом император показывал, оставляет он жизнь гладиаторам или нет.

3) Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя китайцы в старые времена, здороваясь пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

4) У японцев, заметив знакомого нужно было замереть на месте, даже если дело происходило на середине улицы и прямо на него движется трамвай. Затем он как бы переламывается в пояснице и, застыв ещё несколько секунд в согнутом положении, поднимает вверх лишь глаза. Выпрямляться первым невежливо.

7) А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг друга кулаком по голове и плечам.

Рассказывать об истории мимики и жестов можно очень долго. А где мы ещё встречаемся с языком мимики и жестов в нашей жизни?

( В спорте, строительстве, морском деле, азбуке глухонемых, дирижирование, подсказки на уроках).

Теперь представим себя актерами театра пантомимы.

Работа в группах( 4-5 человек в группах)

Пантомимы на темы: 1) в столовой; 2) в ожидании автобуса; 3) проводы гостей; 4) подсказка на уроке;

Эмоции, которые нужно показать мимикой.

Одним из видов речевого общения является слушание .Оно выступает во взаимосвязях с другими видами речевой деятельности: чтением, говорением, письмом. В различных ситуациях общения используются разные виды слушания, чтобы:

И самое главное. Какое бы общение не состоялось — вербальное или невербальное, не следует забывать о том, что нельзя переигрывать.

И ещё одно средство есть в нашем распоряжении – улыбка.

Все у человека предназначено для самого себя: глаза — смотреть, ноги — ходить, рот — поглощать пищу, уши — слушать, голова — думать, все нужно самому себе, кроме улыбки.

Улыбка самому себе не нужна. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко.

Это ужасно, если тебе за один день никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет.


Не только в речи оратора, но и во время всякой беседы в жестах и мимике отчетливо проявляется эмоциональный облик каждого из участников, причем эмоции не только зависят от ситуации общения, но и само общение создается под влиянием эмоций.
Исследования психологов показывают, что эмоции регулируются центрами головного мозга и выражаются в жестах, мимике, движениях тела.

Охарактеризуем важнейшие компоненты неречевого общения.

Мимика — это движение лица, выражающее внутреннее состояние человека. Она передает радость и гнев, сомнение и решимость, презрение и любовь. Благодаря мимике мы узнаем о чувствах, которые испытывает человек. Например, спокойные глаза, приподнятые уголки губ отражают счастье, а печаль — сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ.

По мнению специалистов, способность человека к мимике является врожденной, она насчитывает миллионы лет эволюции. Можно указать шесть видов эмоций, которые одинаково отражают человеческие лица в любой точке земного шара, — страх, радость, удивление, гнев, печаль, отвращение.

По выражению глаз можно судить об отношениях между людьми. Деловой этикет не рекомендует ведущему в беседе пристально, в упор смотреть на собеседника. Взгляд должен быть спокойным, доброжелательным. Чтобы не смущать собеседника, следует бросать в сторону взгляды продолжительностью от 1 до 7 секунд.

Современная риторика предлагает такую классификацию в движении глаз.

Важным средством человеческого общения являются жесты. Ж е с т ы — это выразительные телодвижения, и прежде всего — движения рук, сопровождающие речь. Они помогают убедительно и наглядно выразить мысль, порой придать высказыванию сугубо индивидуальный характер.

По характеру и функциям жесты делятся на указательные, изобразительные, символические, эмоциональные и ритмические.

Указательные жесты обычно служат для уточнения указательных местоимений и наречий: этот, тот, такой, таковой, там, тут, туда, здесь, сюда. Рассмотрим в качестве примера фрагмент из беседы в Русском художественном музее.

Спросите любого водителя автобуса, работающего на горных трассах, что такое серпантин. Шофер ответит, что это извилистая дорога в горах, и при этом обязательно сделает вращательное движение правой рукой по восходящей линии. Жест наглядно показывает предмет, изображает его.

Когда возникает необходимость в изобразительных жестах? Если нужно воздействовать на сознание слушателя, его эмоции, усилить впечатление от описания. Порой оратор не совсем уверен, что собеседник поймет его, и тогда приходится воспользоваться жестами, которые могут быть выразительнее слов, они весьма информативны и убедительны.
Без указательного жеста не обойтись при композиционном анализе картины, архитектурного ансамбля, при работе с географической картой.

Отличительным признаком с имволических жестов является их условность. Жесты-символы применяются в ситуациях приветствия, прощания, при выражении благодарности, призыве к определенным действиям — молчать, начинать движение или оставаться на месте (например, в условиях разведки).

Например, закладывание рук за спину — это жест уверенности в себе и чувства превосходства. Психологи советуют использовать этот жест в стрессовых ситуациях. Например, перед вызовом в кабинет зубного врача, перед сдачей экзамена, при томительном ожидании решения жюри, если вы участвуете в каком-либо конкурсе.

Жесты, которые передают разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными . Некоторые из этих жестов стали общезначимыми, например, развести руками, указать на дверь, хлопнуть (ударить) себя по лбу. Однако к проявлению собственных чувств оратору необходимо относиться с большой осторожностью. Жесты уместны и оправданы в агитационной речи с трибуны, но могут оказаться неуместными при чтении лекций.

Особое назначение имеют ритмические жесты , которыми оратор подчеркивает не отдельные места своей речи, а весь ее ритм. Известно, что ритм — это чередование элементов речи: ударных и безударных слогов, пауз, однотипных синтаксических конструкций. Благодаря ритму речевой отрезок приобретает смысловую выразительность и легко усваивается. Ритмические жесты обычно усиливают функции интонации, подчеркивая логическое ударение, место пауз, замедление и ускорение речи.

Следует отметить и национальный характер жестов. Язык жестов так же своеобразен и неповторим, как и всякий язык. В странах Европы и остального мира один и тот же выразительный жест может иметь совершенно различное значение. Если русский человек жестом отчаяния показывает пропажу, неудачу, то у хорватов так демонстрируют успех и удовольствие.

Выразительное покручивание пальцем у виска в России означает, что человек выжил из ума или совершил какую-то глупость, а в Голландии таким образом оценивают остроумную шутку или фразу. Рассказывая о себе, европеец показывает на грудь, а японец — на нос. Конечно, самый импульсивный сигнализатор невербального общения — руки человека.

Европейцам необходимо знать обычаи исламских стран. На Ближнем Востоке, в Индонезии, Малайзии нельзя левой рукой подавать деньги, подарок, еду. Согласно восточному обычаю, левая рука воспринимается как нечистая, с ней связана дурная слава. Встречаясь с представителями другой национальной культуры, нужно помнить об особенностях невербального языка у разных народов. Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.

Читайте также: