Текстовое сообщение это устная речь

Обновлено: 05.07.2024

текст, -а, м. 1. Всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них). Т. сочинений Пушкина. Подлинный т. Т. оперы. Открытым текстам сообщить, передать что-н. (не секретно; также перен.: прямо, недвусмысленно). 2. В лингвистике: внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению. Теория текста. 3. В полиграфии: основная часть печатного набора (без иллюстраций, чертежей, таблиц). ◊ Нотный текст — нотная запись музыкального произведения. || прил. текстовой, -ая, -ое и текстовый, -ая, -ое.

У того же Ожегова:

  1. В лингвистике: внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению. Теория текста.

В Википедии хотя сначала написано:

Текст (от лат. textus — ткань; сплетение, сочетание) — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.

Устной речи?! Это как? Устная речь — это одно, а текст (письменная речь) — это другое.

Текст как основная единица речи

Правда, здесь точки зрения лингвистов расходятся. Часть исследователей считает, что текстом можно называть только монолог, в котором человеческая мысль отражается наиболее полно, связно и развёрнуто. Другие лингвисты подчёркивают, что к этому продукту человеческой культуры относится вообще любое высказывание, содержащее хоть какую-то идею.

Так или иначе, в современной лингвистике текст рассматривается как осознанная мысль или комплекс связанных между собой мыслей, выраженных знаками: словами, буквами, цифрами, кодами, формулами и т. д.

В более узком смысле текст понимается как мысль, зафиксированная знаками на каком-то носителе: на глиняной табличке, на папирусе, бумаге, в памяти компьютера и т. д. Текст может быть представлен как в письменном, так и в аудио- формате.

Именно знаковая форма текста отличает его от других видов коммуникации, в том числе и от живописи, музыки, скульптуры. В них также отражаются мысли творцов, только не в знаковой, а в образной форме.

Виды текстов

Как письменные, так и устные тексты бывают трёх видов.

  • Повествовательные – в них рассказывается о каком-то действии или событии, разворачивающихся во времени.
  • Описательные – передающие информацию о статическом, зафиксированном во времени событии, картинах и явлениях природы, городских пейзажах, образах, чувствах людей и т. д.
  • Тексты-рассуждения, раскрывающие мысли автора, доказывающие какие-то идеи, тезисы, выводы, закономерности и т. д.

Ещё тексты различаются по стилю, но о разных стилях (художественном, научном, публицистическом, деловом и разговорном) можно прочитать в другой статье.

Общение в соцсетях - это тоже обмен текстами. И даже к комментариям предъявляются те же требования, что и к текстам вообще.

Общение в соцсетях - это тоже обмен текстами. И даже к комментариям предъявляются те же требования, что и к текстам вообще.

Требования к тексту

Так как текст – это основная единица коммуникации, то без него невозможно взаимопонимание людей. Можно написать массу правильных и умных слов, но они не будут восприниматься связным текстом, если он не соответствует следующим требованиям.

  • Понятность для условного собеседника или, как говорят в лингвистике, реципиента, то есть слушателя или читателя. К сожалению, увлекаясь умными и красивыми словами, некоторые авторы забывают об этом требовании, потому что считают ниже своего достоинства опускаться на уровень понимания своих читателей.
  • Связность и логичность изложения. Без этого невозможно передать с помощью текста осмысленную информацию.
  • Соответствие речевым и грамматическим правилам, принятым в языке в данную историческую эпоху. Именно единообразие обеспечивает взаимопонимание и скорость усвоения информации в тексте. Во все времена грамотно и понятно написанные (и произнесённые) тексты высоко ценились.
  • Наличие осознанной цели, которая достигается лингвистическими средствами, и соответствие этой цели. Бессмысленная и бесцельная болтовня – недостаток любого текста.

В текстах разных стилей могут быть дополнительные требования, например, научность – в научном стиле, точность и лаконичность – в деловом и достоверность – в публицистическом.

Устная и письменная формы речи. Правила продуцирования текстов.

Прошу СВОЕВРЕМЕННО представить отчет о выполненной работе ( фото конспекта лекций в альбоме сообщества) 22 февраля ( понедельник ) до 15.00. Спасибо.

Алгоритм выполнения конспекта:

1.Внимательно прочтите текст.

2.Определите главную идею текста.

3.Разделите материал на части. Выделите главную мысль каждой части.

4.Прочтите текст еще один раз.

5.Сформулируйте тезисы конспекта.

6.Определите ключевые понятия.

7.Выполните и оформите конспект.

Форма контроля конспекта:

Просмотр и проверка конспекта преподавателем.

Критериями оценки конспекта являются:

1.Соответствие содержания теме.

2.Правильная структурированность информации.

3.Наличие логической связи изложенной информации.

4.Аккуратность и грамотность изложения.

Теоретическое обоснование:

Речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной.

Основой письменной и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка.

Литературная речь - это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы. Устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои характеристики и особенности.

Устная речь

Устная речь - это любая звучащая речь.

Кроме языковых характеристик речи свойственны интонация, эмоциональность, жесты, особенности произношения (дикция, акцент) и т.п.

Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени - одно из главных свойств устной речи.

Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа

Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не "заученной", походила на непосредственное общение.

Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в письменной речи) формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить.

Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие. "

Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако, она имеет преимущество в разговорно-бытовом стиле речи.

Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи:

- устную научную речь,

- устную публицистическую речь,

- виды устной речи в сфере официально-делового общения,

- художественную речь и разговорную речь.

Письменная речь

Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи.

Основное свойство письменной речи - способность к длительному хранению информации.

Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д.

В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности:

Письменная речь использует книжный язык, употребление которого слова строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.

Объединяют обе формы речи:

1) основной словарный состав;

2) правила словообразования и изменения форм;

3) правила сочетаемости слов и др.

Основные различия устной и письменной форм речи:

1) в устной речи выбор слов более свободный, чем в письменной;

2) в устной речи неполные предложения употребляются чаще, чем в письменной.

3) в устной речи предложения могут быть короче, чем в письменной, так как недосказанность восполняется обстановкой речи (ситуацией).

4) в устной речи больше внимания уделяется правильному произношению звуков, а в письменной речи – правильному обозначению звуков буквами (орфографии). В устной речи очень важно произносить слова с правильной интонацией и ударением, а в письменной речи – правильно ставить знаки препинания.

Языковеды рассматривают текст как результат речевой деятельности человека.

К основным признакам текста относят:

1. Выраженность. Текст всегда выражен в устной или письменной форме.

2. Отграниченность (автономность). Каждый текст, даже самый небольшой, имеет четкие границы – начало и конец.

3.Связность. Языковые единицы, образующие текст, связаны между собой в определённом порядке.

4. Цельность. Текст в отношении содержания и построения представляет собой единое целое. Структура текста связана темой и идеей, сюжетом и композицией. Содержание текста раскрывается только через его словесную форму.

5.Содержание соотносится с темой. Тема - это, о чём идёт повествование, развёртывается рассуждение, ведётся диалог и т.п.

6. Упорядоченность. Все языковые единицы, образующие текст, все его части и все содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены, организованы.

7. Членимость. Способы связи слов в предложении и частей сложного предложения хорошо известны. Различают последовательную (цепную) и параллельную связь предложений. При параллельной связи предложения не сцепляются, а сопоставляются.

Текст – это выраженная в письменной или устной форме упорядоченная последовательность языковых единиц, объединённых в целое темой и основной мыслью.

Главное назначение научного текста – описать явления, предметы, называть их и объяснять. Общими особенностями лексики научного стиля являются: употребление слов в их прямом значении; отсутствие образных средств (эпитетов, метафор, художественных сравнений, гипербол и др.); широкое использование абстрактной лексики и терминов.

В рамках этого стиля оформляются различные документы: законы, приказы, постановления, характеристики, протоколы, расписки, справки.

В официально–деловом стиле нет места проявления авторской индивидуальности, поэтому главная его стилевая черта - официальность и точность. Для делового стиля характерна специальная лексика (постановление, протокол, резолюция и т.д.) и устойчивые сочетания (принять решение, считать недействительным, следует указать, следует иметь в виду и т.д.)

Публицистический стиль – это стиль газет, журналов, литературно-критических книг и статей, выступлений на общественно-политические темы в какой-либо аудитории при непосредственном контакте с адресатами речи, а также выступлений по радио, телевидению и т. д.

Основная задача - воздействие на слушателя или читателя с целью побудить его (их) к действию, размышлениям и т.д. Основная тематика - общественно- политические и морально-этические проблемы.

Итак, каждый из охарактеризованных стилей речи имеет свои особенности, однако при анализе текста нужно иметь в виду, что стилистические границы в современном русском языке весьма тонки и сложны. Особенности одного стиля могут проявляться в других разновидностях языка.

Лекция № 5.

22.02.2021

Внешнюю структуру текста можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение. При создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность.

Абзац. Структура текста характеризуется тем, что он членится на единицы более крупные, чем предложения – абзацы.

Каждый абзац имеет свою микротему, которая играет роль основного связующего начала в названном отрезке текста.

Основным признаком, сигнализирующим о границе между абзацами, является переход от одной микротемы к другой. Кроме того, абзацы характеризуется интонацией начала и конца: завершение его маркируется, как правило, значительным понижением тона и заключительной долгой паузой; начало же следующего абзаца определяется повышением тона.

Признаки текста

1. Информативность.

2. Связность.

1) локальная (выявляемой, например, в пределах абзаца);

2) глобальная (определяемой в рамках целого текста);

3) контактная (связанные компоненты текста находятся рядом друг с другом, в непосредственной близости);

4) дистантная (связанные компоненты отдалены друг от друга, между ними находятся отрезки текста определенного объема).

3. Смысловая целостность (цельность).

4. Завершенность.

5. Членимость.

6. Ситуативность.

Типы речи текстов

Выделяются три функционально-смысловых типа речи: описание, повествование и рассуждение. Охарактеризуем их.

В описании тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц и т. п., что оформляется, как правило, в виде перечисления их признаков. Например:

Повествованиехарактеризуется тем, что его микротема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий и т. п. Этот тип отличает динамичность, последовательность сообщаемого. В повествовании много глаголов, а также слов, указывающих на последовательность действий: однажды, сначала, затем, потом, после этого, и т. п. Например:

Рассуждение основывается в логическом плане на умозаключении и представляет собой развитие темы, состоящее из трех частей: а) тезис (то, что надо доказать или объяснить), б) доказательство (объяснения, аргументация) и в) вывод (заключение, обобщение и т. д.). Но надо заметить, что в названном типе не всегда наблюдается наличие всех трех частей: в каждом конкретном случае может отсутствовать какая-то из них. Цель рассуждения – объяснить или доказать что-то. В рассуждении часто используются слова, указывающие на ход развития мысли и причинно-следственные связи: почему, потому что, так как, ведь, во-первых, во-вторых. Например:

Текстовая норма

1) Исторически сложившиеся, принятые в обществе устойчивые правила текстовой деятельности, на основе которых создаются эталонные для определенной сферы общения тексты;

Текстовая норма включает: 1) коммуникативно-прагматические текстовые нормы;

2) нормы формирования содержательного плана текста;

3) жанрово-стилистические текстовые нормы;

4) композиционно-речевые текстовые нормы;

5) текстовые нормы;

6) текстовые нормы, связанные с техническим оформлением текста.

Устный и письменный текст.

Русский литературный язык существует в двух формах: устной и письменной.

Устная речь:

– любая звучащая речь;

– создается в процессе говорения;

– характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода, повторы, незаконченность выражения мысли).

Письменная речь:

– фиксация устной речи;

– может быть заранее обдумана и исправлена;

– характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов).

Устная речь отличается от письменной также характером адресата. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают.

Различен и характер восприятия устной и письменной речи. Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Устная речь воспринимается на слух. Поэтому устная речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями. Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени - одно из главных свойств устной речи. Нельзя вернуться в какой-то момент устной речи еще раз, поэтому говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т.е. он думает как бы "на ходу".

Письменная форма речи чаще всего представлена нормированным (кодифицированным) языком, хотя имеются такие жанры письменной речи, как заявления, письма, докладные, объявления, в которых может быть отражен разговорный язык и даже просторечие. В условиях электронной коммуникации возникает новая форма речи, новая форма речевого взаимодействия – письменная разговорная речь, которая реализует в письменном виде устную разговорную речь.

Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа>.
Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не "заученной"
Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью.

С одной стороны, каждый для себя понимает, что такое текст. С другой – дать определение этому, казалось бы, очевидному понятию довольно трудно.

Рукописный текст

Сегодня вплотную поговорим об этом феномене, дадим определение и приведем ряд лингвистических характеристик. Также в этой статье рассмотрим классификацию, строение, анализ текстов.

Что такое текст? Узкое и широкое понимание

Текст – это объединенная смысловой связью последовательность единиц: высказываний, абзацев, разделов и т.д.

Вопрос

Языковедческая трактовка – довольно узкая. Лингвистический взгляд отражает имманентное прочтение феномена (это как?), которое также называют философски нагруженным.

В данном случае текст воспринимается как автономная действительность, в нем ищут собственную внутреннюю структуру (что это такое?).

Существует другой подход – репрезентативный, ещё более узкий.

Его приверженцы склонны рассматривать текст как особый вариант отражения внешней реальности.

То есть в первом случае ему присуща внутренняя структура (некая самость), во втором – её нет.

Писатель

Мы привыкли воспринимать текст как нечто написанное или сказанное. Как то, что состоит из более мелких языковых единиц. Однако его можно понимать значительно шире.

Согласно некоторым философским воззрениям, все, что нас окружает, можно воспринимать как определенный текст, даже если в нем не вычленить абзацев или высказываний.

Яркий пример этого – текст какого-то города: канва информации, истории, традиций, географических и прочих особенностей, описывающая особенности конкретной топографической точки.

Если же вас интересует ответ на этот вопрос, достаточный для ученика 3 класса, то данное видео придется кстати:

Признаки

Некоторые тексты (не только художественные) могут обладать чертами нескольких стилей или располагаться на их границе.

Анализ текста

Под анализом понимают изучение текста со всех сторон – как целиком, так и по составляющим.

Существует три типа научного анализа текста:

  1. историко-литературный,
  2. лингвистический,
  3. идейный (лингвопоэтический).

Анализ

В начальной и средней школе больше ориентируются на идейный, который проводят по такому плану:

  1. Определение темы.
  2. Вычленение проблемы.
  3. Формулирование идеи.
  4. Соотнесение с литературным родом и жанром.
  5. Указание на пространственные и временные характеристики.
  6. Построение основных точек сюжета (составление плана текста). Выделение конфликта. .
  7. Структурирование системы образов (герои, их портреты, психология, действия, монологи (это что?), диалоги (что это?)…).

Лингвистический анализ подразумевает также:

  1. трактовку неочевидных по смыслу лексем, высказываний;
  2. определение стиля текста, отражение его строфики;
  3. стилистическое описание – на всех уровнях языка (лексика, специфическое словообразование, синтаксис);
  4. указание на примененные тропы и фигуры.

Стихотворение

С историко-литературной точки зрения, принято изучать и включать в результат также сведения об авторе, эпохе, литературном течении, даже месте и условиях создания произведения.

Только при совмещении всех трех подходов анализ называют комплексным.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Тема, главная мысль. Вроде бы люди используют слова русского языка, но почему-то одни тексты читаешь с удовольствием, а после прочтения других задаёшься вопросом — что это было?

Читайте также: