Особенности научного и художественного постижения действительности сообщение

Обновлено: 16.05.2024

Познание - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.

Познание начинается с чувственного (ощущения, восприятие, представление), затем логическое (понятие, суждение, умозаключение). Суждения имеют общую форму и не зависят от языка. Умозаключения ведут к получению нового знания. При индукции требуется проверка, т. к. индукция не полна. При дедукции требуется проверка исходного постулата.
Научное познание формируется на основе обыденного.

Особенности научного познания:

1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных) законов самого познания, мышления и др. Это основной признак науки, главная ее особенность.

2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

3. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – Объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания и внерациональных средств.

4. Существенным признаком познания является его системность. Без системы это не наука.

5. ДЛЯ науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается — в той или иной мере – осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.

6. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Знание для науки есть доказательное знание. Знание должно быть подтверждено фактами.

7. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, – закрепленных в языке Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального и методологического арсенала - важный показатель (критерий) научности.

8. Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки. Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется верификаций, а процесс установления их ложности – фальсификация. Важным условием при этом является направленность научной деятельности на критику своих же собственных результатов.

Эти критерии выполняют охранительную функцию, ограждают науку от бреда. Научное познание — это конкретно-историческая система критериев. Она постоянно меняется и приведенный набор не постоянен. Также есть критерий логической непротиворечивости, принципы простоты, красоты, эвристичности, когерентности.

Обыденное познание существовало с самого зарождения человечества, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, несистематический характер. Является исходным пластом всякого познания. Обыденное знание: здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции.

Его особенностью является то, оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении, не требует предварительных систем доказательств.

Другая его особенность — принципиально бесписьменный характер. Ученый, оставаясь ученым, не перестает быть просто человеком.

Особую форму вненаучного знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. Народная наука существует и транслируется в бесписьменной форме от наставника к ученику. Можно выделить конденсат народной науки в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр.

Cпецифика религиозного познания состоит не только в способности к трансцендированню. к выходу за пределы чувственно осязаемой реальности и признании иного ("сверхъестественного") мира — проще говоря, Бога или богов.

Особенности религиозного познания определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земным силам (природным и социальным). Будучи фантастическим отражением последних, религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности, хотя нередко и превратные. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками и тысячелетиями, являются, например, Библия и Коран. Однако религия (как и мифология) не производила знание в систематической и тем более теоретической форме. Она никогда не выполняла и не выполняет функции производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценностный и доказательный характер. Если для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность научного познания — рациональность, которая в качестве подчиненных моментов содержит и эмоции, и веру.

Особенности философского познания заключаются в том, что специальные науки изучают свой фрагмент бытия (постижения определенных вопросов), а философия стремится изучать мир в целом, ищет причины всего (целостное постижение).
Частные науки обращены к явлениям существующим объективно, вне человека, а философия формулируется как вопрос об отношении человека к миру.

Частный специалист не задумывается, как возникла его дисциплина, а философия науки направлена на выявление достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета.

Наука направлена на описание и объяснение процессов действительности, а философия на осмысление таких проблем, как мир и человек, судьба, культуры, природа познания и т.д.

Сходство и различие научного и художественного познания занимали философов и ученых во все времена. Научное и художественное познание находятся в постоянной динамике, но в их развитии есть различия. Новые научные открытия делаются на опыте прошлых достижений, которые со временем могут и утрачиваться. Тем временем художественное познание не знает поступательного движения, накопленные ценности не надстраиваются одни над другими, они не отвергаются со временем.

Одно научное познание не способно полностью охватить мир с его многогранностью и многоликостью, раскрывать субъективный мир человека.

Раскрытие субъективной действительности происходит, как правило, в образных интуитивных формах, что является первой отличительной чертой художественного познания. Ярким примером художественного познания может служить творчество Ф. М. Достоевского, в своих трудах показавшего удивительный внутренний мир человека. В своих произведениях, погружая человека в экстремальные жизненные условия, он показывает, как трансформируется представление человека о себе и об окружающих его людях.

Художественное и научное познание находятся в гораздо большем взаимопроникновении, чем это может показаться на первый взгляд. Так творчество А. Эйнштейна и Ф. М. Достоевского переплетаются с неожиданной силой. Эйнштейн признавал, что творчество Достоевского дало многое в его творчестве. Условия, в которые погружал своих героев гениальный ум Ф. М. Достоевского, мысли ими высказанные, настроили ум и творческую активность другого гениального ученого на выдвижение принципиально новых идей и неожиданных заключений.

Таким образом, можно сделать вывод, что познание научное и художественное являются взаимодополняющими способами познания. При их взаимодействии существует возможность наиболее полно и глубоко познать окружающую нас действительность.

Самое ценное в наследии, оставленном великими мыслителями всех времен, – это образец синтетического освоения действительности, сплав художественного и научного познания. Ведь это мы, мы сами в определенный исторический период развития нашей цивилизации разделили для себя восприятие мира на художественное и научное. Это мы разрезали ножом анализа, отделили в универсуме мироздания Истинное от Прекрасного, будучи не в силах охватить их в единстве!

Но разве сама природа знает что-нибудь про эту нашу убогую размежевку? Разве красота, то есть гармонично организованное целое, не есть образ истины? И разве логос природы не обнаруживает себя, не выговаривает себя языком гармонии, колорита, соразмерности, меры, симметрии, завершенности, символом чего и является художественный образ?

Гёте верил, что художественный метод может обогатить научный поиск, ибо берет природу не разрозненно, не по частям, а как действующую, живую. Художник стремится и в капле росы увидеть отражение всего мироздания, в цветке – схватить принцип всего сущего. Он, пристально вглядываясь в единичное, видит в нем образ целого, и он обладает искусством поведать о всем богатстве этого целого, изобразив только частичку, Гёте, восторгаясь античной скульптурой, соглашался с Дидро, что по одной только ступне ног Венеры можно было бы восстановить все это гениальное творение. Поэт так и действует. Ему достаточно одного движения, одной улыбки, изгиба губ, шороха платья, чтобы мы увидели Прекрасную Незнакомку наяву.

Не усматривается ли в поэтической работе воображения нечто общее усилию теоретической мысли, связывающей тривиальные наблюдения падающего яблока, морских приливов и отливов и движения планет во всеохватывающую теорию всемирного тяготения?

Не так ли и Эйнштейн впоследствии paзворачивал ход своих размышлений, отправляясь от фантастического образа, поразившего его еще в юности: человек, движущийся вслед за лучом света с соответствующей скоростью? Как воспринимал бы он свет? Как текло бы его время по отношению к наблюдателю на Земле? Этот образ, постоянно витавший перед мысленный взором теоретика, побуждал его к дальнейшим поискам и размышлениям.




Очевидно, в творческой лаборатории ученого художественное освоение действительности играет роль незримого внутреннего источника и катализатора мыслительных процессов, нащупывающих новые пути обобщения действительности. Иначе говоря, в ходе создания новой теории, открытия художественно-образная деятельность – работа фантазии, интуиции, игра ассоциаций – предшествует (а затем сопутствует) логической, понятийной, оформительной работе мышления. Ученый подсознательно действует как поэт и художник – хочет он этого или не хочет. И чем более развиты его способности к художественному освоению действительности, тем больше его возможности и как ученого.

Из этого вовсе не следует, конечно, что из хорошего поэта обязательно выйдет талантливый ученый. В научном исследовании важны не сами по себе поэтические дарования, а умение использовать дар художественного видения мира для генерации новых идеи.

Но поражаться и умиляться стоило бы на самом деле в том случае, если бы создателями теории атомного строения, теории относительности, теоретической кибернетики были сухие рационалисты, лишенные дара художественно-эстетического восприятия мира.

Искусство не брег отдохновения, не островок забвения в стремнине научного творчества, а скорее сокровенный и сокрытый от глаз наблюдателя родник, из которого эта стремнина берет исток и которым она постоянно питается.

Воображение, фантазия, интуиция — это крылья мысли, позволяющие ей сойти с традиционных троп, двинуться вперед. Познание, лишенное этих качеств, приобретает форму асфальтированного шоссе, по которому рассуждения несутся с привычной легкостью заученного автоматизма и лишь утрамбовывают уже заезженные пути.

Самое ценное в наследии, оставленном великими мыслителями всех времен, – это образец синтетического освоения действительности, сплав художественного и научного познания. Ведь это мы, мы сами в определенный исторический период развития нашей цивилизации разделили для себя восприятие мира на художественное и научное. Это мы разрезали ножом анализа, отделили в универсуме мироздания Истинное от Прекрасного, будучи не в силах охватить их в единстве!

Но разве сама природа знает что-нибудь про эту нашу убогую размежевку? Разве красота, то есть гармонично организованное целое, не есть образ истины? И разве логос природы не обнаруживает себя, не выговаривает себя языком гармонии, колорита, соразмерности, меры, симметрии, завершенности, символом чего и является художественный образ?

Гёте верил, что художественный метод может обогатить научный поиск, ибо берет природу не разрозненно, не по частям, а как действующую, живую. Художник стремится и в капле росы увидеть отражение всего мироздания, в цветке – схватить принцип всего сущего. Он, пристально вглядываясь в единичное, видит в нем образ целого, и он обладает искусством поведать о всем богатстве этого целого, изобразив только частичку, Гёте, восторгаясь античной скульптурой, соглашался с Дидро, что по одной только ступне ног Венеры можно было бы восстановить все это гениальное творение. Поэт так и действует. Ему достаточно одного движения, одной улыбки, изгиба губ, шороха платья, чтобы мы увидели Прекрасную Незнакомку наяву.

Не усматривается ли в поэтической работе воображения нечто общее усилию теоретической мысли, связывающей тривиальные наблюдения падающего яблока, морских приливов и отливов и движения планет во всеохватывающую теорию всемирного тяготения?

Не так ли и Эйнштейн впоследствии paзворачивал ход своих размышлений, отправляясь от фантастического образа, поразившего его еще в юности: человек, движущийся вслед за лучом света с соответствующей скоростью? Как воспринимал бы он свет? Как текло бы его время по отношению к наблюдателю на Земле? Этот образ, постоянно витавший перед мысленный взором теоретика, побуждал его к дальнейшим поискам и размышлениям.

Очевидно, в творческой лаборатории ученого художественное освоение действительности играет роль незримого внутреннего источника и катализатора мыслительных процессов, нащупывающих новые пути обобщения действительности. Иначе говоря, в ходе создания новой теории, открытия художественно-образная деятельность – работа фантазии, интуиции, игра ассоциаций – предшествует (а затем сопутствует) логической, понятийной, оформительной работе мышления. Ученый подсознательно действует как поэт и художник – хочет он этого или не хочет. И чем более развиты его способности к художественному освоению действительности, тем больше его возможности и как ученого.

Из этого вовсе не следует, конечно, что из хорошего поэта обязательно выйдет талантливый ученый. В научном исследовании важны не сами по себе поэтические дарования, а умение использовать дар художественного видения мира для генерации новых идеи.

Но поражаться и умиляться стоило бы на самом деле в том случае, если бы создателями теории атомного строения, теории относительности, теоретической кибернетики были сухие рационалисты, лишенные дара художественно-эстетического восприятия мира.

Искусство не брег отдохновения, не островок забвения в стремнине научного творчества, а скорее сокровенный и сокрытый от глаз наблюдателя родник, из которого эта стремнина берет исток и которым она постоянно питается.

Воображение, фантазия, интуиция — это крылья мысли, позволяющие ей сойти с традиционных троп, двинуться вперед. Познание, лишенное этих качеств, приобретает форму асфальтированного шоссе, по которому рассуждения несутся с привычной легкостью заученного автоматизма и лишь утрамбовывают уже заезженные пути.

Цель данного доклада - сравнение научного и художественно-образного познания.
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

рпрпр.docx

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал

Российской таможенной академии

Выполнил: Вася Пупкин, студент 2-го курса очной формы обучения,
факультета таможенного дела,
группы Тс01/1301

Таким образом, в истории науки мы обнаруживаем несомненную аналогию с семантикой художественного произведения. В то же время, между наукой и искусством существует важные различия. Искусство уже имеет исходный семантический материал в естественном языке, который оно преобразует в обогащенные, сложные смыслы художественной формы. Наука же создает собственный язык, который все время остается семантически неопределенным. Существовавший ранее идеал однозначности научных понятий был связан с иллюзиями достижения абсолютной истины. Однако, по мере формирования в ХХ веке образа науки, периодически радикально пересматривающей свои исходные представления, отношение к многозначности становится все более лояльным.

Не случайно современные ученые все чаще интересуются выразительными возможностями искусства, стремясь выработать адекватные логические средства для работы с качественно изменяющимся знанием. В связи с этим особый интерес вызывают неклассические логики: многозначные, модальные, вероятностные и др.

Цель данного доклада - сравнение научного и художественно-образного познания.

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основные особенности научного познания :

— объективность добываемого знания;

— развитость понятийного аппарата (категориальность);

—рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;

— высокий уровень обобщения знаний;

— использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Уровни научного познания:

- эмпирический - выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей;

- теоретический - выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.

Формы научного познания - научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория.

Методы научного познания - наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Художественно-образный вид познания свое наибольшее выражение получил в искусстве. Художественно осваивая действительность в различных своих видах (живопись, музыка, театр), искусство одновременно познает мир, а человек творит его, в том числе и по законам красоты. Данная форма познания основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить — в литературе, музыке, живописи, скульптуре — тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы. Художественный образ как бы дополняет научное понятие. Если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) — личностно окрашенную его составляющую.

Искусство - первоначальное обозначение всякого мастерства более высокого и особого сорта (искусство мышления, искусство ведения войны). В общепринятом специальном смысле - обозначение мастерства в эстетическом плане и созданных благодаря ему произведений - произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой - от произведений науки, ремесла, техники, причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.

Искусство - это форма отражения действительности в сознании человека в художественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания.

Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру.

Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме - в форме типических художественных образов. Создавая художественный образ, выявляя общие существенные черты действительности, художник передает эти черты через индивидуальные, зачастую неповторимые характеры, через конкретные явления природы и общественной жизни. При этом, чем ярче, ощутимее выступают индивидуальные черты художественного образа, тем притягательнее этот образ, тем значительнее сила его воздействия.

Различие между наукой и искусством не в различии результатов их деятельности — актуализации тех или иных упорядоченных полей знаковых структур (произведений искусств, закономерностей и т.д.), а в использовании различных структур — процедур их создания. Философия занимает промежуточное положение между искусством и наукой. Наука и философия исходят из неуверенности рационального толкования вида, необходимости и неизбежности его пересмотра. Искусство исходит из уверенности в окончательности каждого своего творения, в уникальности и вечности его бытия.

Читайте также: