Оригинальные методы инклюзивной практики сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Учитель начальных классов Ирина Александровна Токарева.

Материал адресован педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассматривается построение урока и применение методов обучения для формирования положительного самоопределения учащихся к учебной деятельности.
Особое внимание уделяется созданию психологического комфорта на уроке.

Константин Ушинский говорил, что труд и только труд, не всегда интересный, но всегда осмысленный и полезный, есть величайший двигатель умственного и нравственного развития человека и человечества.


Учение увлекает детей, прежде всего, тогда, когда делает их активными, когда дает возможность применять свои творческие способности, когда ученик переживает радость самостоятельного преодоления посильных трудностей.

В инклюзивном классе создается особый этический фон учебно-воспитательного процесса. Педагогическое общение с детьми проникнуто оптимизмом, уверенностью в том, что совместными усилиями учителя и специалистов, участвующих в процессе инклюзивного образования, все дети получат равные возможности и преодолеют возникающие у них трудности. Ученики с ограниченными возможностями здоровья никогда не должны ощущать злобности, упреков и косых взглядов со стороны учителя и одноклассников.

Методы и приемы учителя - это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала.


В своей работе с детьми с ОВЗ я использую личностно-ориентированное обучение, в основе которого лежит индивидуальный подход в развитии каждого ребенка. А применяемые интерактивные методы помогают вовлекать учеников в процесс познания, дают им возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

На уроке ребенку с ОВЗ будет интересно, если виды деятельности часто менять, чередовать, делать минутки отдыха. Для этого не всегда необходимо вставать и выполнять физические упражнения, достаточно предложить утомившемуся ребенку стереть с доски, подать таблицу, принести тетрадь. Можно рассказать что-то смешное, интересное, потратив полминуты.

Чтобы ребенок с ОВЗ выполнил домашнее задание, тоже надо потрудиться и заранее продумать, как оно будет задано. Тут недостаточно просто написать его на доске или продиктовать вслух. Ему надо сказать несколько раз. Но где для этого взять время? Поэтому дома можно напечатать домашнее задание и предложить алгоритм его выполнения по образцу. Когда урок закончился, не нужно забывать поблагодарить ребят за труд.

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. Педвузов- М, 2004.

Инклюзивное (французское слово inclusif — включающий в себя, от латинского include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.

Существует восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Наукой доказано, что, если в классе все дети примерно одинаковые, страдают и отличники, и средние, и неуспевающие, у них не развивается критическое мышление, задерживается развитие самоконтроля и объективной оценки. А это значит, что отличнику также необходим отстающий, как и отстающему необходим отличник. Конечно, педагогам нелегко работать в разнородном классе, но результаты того стоят - по мнению исследователей, корректируются даже серьезные задержки в детском развитии.

Учитель - основное действующее лицо, которое проводит с детьми большую часть времени. В его работу входит проведение учебных занятий, праздников, экскурсий.

Любая форма педагогического общения должна иметь четко определенные цели:

- Образовательная должна решать задачи отработки программного материала.

- Воспитательная должна решать задачи отработки модели поведения.

- Коррекционно-развивающая - должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей всех детей и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.

Методы и приемы учителя - это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика. Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать и их психологические особенности. Хотелось бы отметить моменты, на которые следует сделать акцент:

1. При чтении необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание).

Такие моменты встречаются в любом классе, но в этом случае ребенок может, но не хочет по каким-то причинам следить за ходом урока и заслуживает порицания.

В инклюзивном классе дети просто не могут следить за ходом урока, поэтому им необходима помощь.

2. В ходе урока, приходится сокращать время на выполнение заданий (если это вопросы к тексту – то обсудить можно 3, 4 вопроса, текст тоже целесообразно прочитать не в полном объеме, так как дети очень быстро устают).

3. При ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна)

4. Письменные работы, тесты занимают гораздо больше времени (необходима организационная помощь учителя).

Задание нужно формулировать как в устном, так и в письменном виде; задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом; формулируйте задание, стоя рядом с ребенком; давайте возможность ребенку закончить начатое дело.

Чтоб правильно оценить ребенка, можно предложить учитывать, такие аспекты:

1. Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

2. Не обращайте внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.

3. Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.

5. Используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.

6. Разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).

7. Используйте систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.

Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.

В настоящее время задачей школьной ступени образования является подготовка выпускников, в том числе и детей с ЗПР, обладающих необходимым набором современных знаний, умений и качеств личности, позволяющих им успешно адаптироваться при переходе на следующую возрастную ступень и реализовывать себя в самостоятельной жизни. Для ее решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, которые вовлекают ребенка в активную учебно-познавательную деятельность. Одной из них является технология АМО (активных методов обучения). Активные методы обучения являются универсальным средством личностного и мотивационного развития ребенка. На каждом этапе урока используются свои активные методы, позволяющие решать конкретные задачи этого этапа.

Актуальность использования активных методов обучения заключается в том, что обучающимся с ОВЗ необходим:

– необходимость интеграции обучающихся с ОВЗ в социуме, их социальная адаптация;

– учебный процесс становится более доступным и социально значимым.

Наблюдения на уроках показали, что отмечается неравномерность в развитии психической сферы учащихся: при выраженных затруднениях в решении словесно-логических задач дети относительно хорошо справляются с задачами наглядно-образного и наглядно-действенного характера, с обобщением на наглядном уровне.

Нужно использовать: во-первых, дифференцированный подход с элементами группового обучения. Здесь хорошо применить достаточно известный прием: при объяснении новой темы класс делится на пары, группы. Сильный ученик должен еще раз объяснить тему слабому. В качестве контроля даются индивидуальные задания как письменные, так и устные.

Во-вторых, использование игровых методик. Каждый педагог сталкивался с ситуацией, когда ученики не желают ничего делать: читать не буду, писать не хочу, говорить не могу и т.п. В этом случае помогает неожиданная смена деятельности и формы урока (экскурсия, игра, викторина.) Урок перестает быть уроком, оставаясь им по сути. Однако необходимо тонко чувствовать грань между дидактической игрой и развлечением.

В-третьих, ориентация на индивидуальный прогресс. В классах, где обучаются дети с разными познавательными возможностями, необходимо вести мониторинг достижений по каждому ребенку.

На уроках мы применяем:

- индивидуально дозированную стимулирующую помощь: логика работы по устранению недостатков учебной деятельности состоит в оказании каждому ученику необходимой дозированной помощи в решении конкретных учебных заданий с нацеленностью на последующие самостоятельные действия, здесь учитель конкретизирует задания, вновь обращается к некоторым примерам учебных заданий;

- направляющую помощь: эта помощь ведет детей от неправильного ответа к правильному с помощью наводящих вопросов;

- обучающую помощь: она состоит в разъяснении детям, например: почему правильное выполнение задания требует выделения из записи второго и четвертого из рассматриваемых предложений.

Как видно из наблюдений, даже при оказании наибольшей обучающей помощи, дети отнюдь не механически следуют за учителем, а обдумывают, осознают предлагаемые им решения и ответы.

Итак, сделаем вывод:

1. Учить детей надо вне зависимости от уровня их развития.

2. Социальная адаптация ребенка происходит легче.

3. Нельзя в классах, где есть дети с ОВЗ использовать традиционные методы и формы работы.

4. Составление индивидуальных учебных маршрутов и проведение мониторингов становится необходимым.

Предполагаемые формы контрольных и учебных заданий:

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;

2 уровень сложности: имитационное упражнение, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, исторический анализ, эксперимент;

3 уровень сложности: эссе, проект

Использование перечисленных методов и приемов способствует:

-стимулированию речемыслительной деятельности обучающихся;

-развитию речи, расширению словарного запаса;

-повышению интереса к изучаемому материалу;

-стимулированию развития воображения;

-созданию эмоционально-нравственных ситуаций на уроке;

-развитию эмоциональной сферы обучающихся;

-активизированию познавательной деятельности обучающихся специально коррекционных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.

Сегодня мы видим серьезные перемены в системе образования: в осмыслении его целей, содержания, методов. В сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребенка.

Инклюзия (включение) означает обеспечение гарантий поддержки тем, кто в ней нуждается, в какой бы форме она им не потребовалась.

В образовательной области инклюзия – это форма обучения, при которой учащиеся с ОВЗ посещают те же школы, что и их нормально развивающиеся сверстники; имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели и обеспечиваются необходимой поддержкой.

В моей школьной практике мне приходилось обучать детей-инвалидов (ДЦП), детей–инвалидов с детства. Опыт был положительный. Мне удалось им дать определённый базовый уровень знаний, который позволил им успешно перейти в среднее звено школы и закончить 9 классов общеобразовательной школы. Дети получили навыки социализации в обществе и сейчас благополучно живут взрослой жизнью, получили специальность и имеют возможность себя обеспечивать, что не менее важно.

(Слайд №1-фото ребёнка)

У ребёнка наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности, несформированна зрительно- моторная координация, т.е. несогласованная работа руки и глаза, имеет место несформированности операций пространственного анализа, синтеза, сравнения, обобщения, преобладает низкий уровень речевой активности: ограниченность словаря, несформированность словообразовательных процессов, бедность грамматических конструкций, затруднения при развернутом высказывании. Из-за расстройств мышечного тонуса, пальцы резко напряжены, неподвижны, плотно сжимают ручку. При выполнении графических упражнений у ребёнка наблюдается ослабление или напряжение руки, частый отрыв ручки от бумаги, ей трудно попасть в строку или клетку, она не соблюдает линейность письма. Ребёнок испытывает трудности в соблюдении размеров графических элементов и их последовательности, замены элементов, несоблюдается плавность от одного элемента к другому, имеет медленный темп письма при этом самоконтроль в выполнении упражнений отсутствует. Отмечается низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, снижена способность к приёму и переработке информации.

При составлении индивидуальной коррекционной программы с таким ребёнком учитывался его диагноз, сопутствующие заболевания, возможности и способности ребёнка. Специальными задачами образования детей с ДЦП, ЗПР, помимо обычных задач по развитию и социализации обучающихся, являются повышение самооценки и гармонизация внутреннего мира ребёнка. Выполнение этих задач возможно при условии сотруднических отношений с ребёнком, создания благоприятных условий для его успешной позитивной деятельности, соответствующей его возможностям, а также построения образовательного процесса как реабилитационного.

Наряду с основными, традиционными принципами работы (доступность, наглядность, систематичность, последовательность обучения и т.д.) существуют общие принципы и правила коррекционной работы. Эти принципы и правила лежат в основе коррекционной работы с детьми ОВЗ в моём классе:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми считаю индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Считаю, что поиск и использование в учебном процессе и внеурочной деятельности активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.

Активные методы обучения - это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Коррекционно - развивающие технологии, применяемые мною в практике, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Активные методы и приемы обучения, используемые в моей практике работы:

Энергизаторы - это короткие упражнения, восстанавливающие энергию учащихся. Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности ребенка, восстанавливать интерес к занятию, повышают концентрацию внимания, придают настроение детям и поддерживают общий тонус.

Упражнения задают позитивный тон и дают заряд энергии педагогу и ребенку на весь учебный день. Дружелюбная и веселая атмосфера позволяет участникам расслабиться и способствует установлению понимания и ощущения безопасности.

Привели голову в порядок. (Погладили, причесали себя пальчиками )

Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

Эффективными являются минутки создания хорошего настроения, проводимые в парах.

Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:

- Во всём (безымянный)

- И везде (мизинец)

- Здравствуй! (вся ладошка)

2. Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и

познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

- дидактические игры (ролевые, имитационные, дидактические).

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

Игра является одной из активных форм обучения. Школьники получают опыт общения, опыт поиска информации и нахождения компромисса на основе полученных знаний.

Педагогика игры собирает идеи, которые облегчают контакты в группе, обмен мыслей и чувств, понимание конкретных проблем и поиск способов их решения.

Игры несут вспомогательную функцию во всём процессе обучения. Разнообразные активные формы игр помогают в работе группы и образуют атмосферу, благодаря которой участники чувствуют себя безопасно и хорошо. Деятельность данного типа может приносит много удовлетворения, она даёт радость и удовлетворение в результате открытости всех и общих переживаний.

3. Реализация личностно- ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников и самостоятельной работы детей. ( работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава)

Форма проведения: работа в группе.

(во время дискуссии поднимаются карточки согласия - не согласия по цветам светофора),

4. Использование в учебном процессе средств обратной связи. ( веера: цифр, букв; карточки математических знаков, табло для изучения звуко - буквенного анализа слова, и т.д. Удобство и эффективность их заключается в том, что сразу видна работа каждого ребёнка. Учитель видит пробелы в знаниях учеников и исправляет их на уроке.

(видеофрагмент урока №3: проведение математической разминки в форме дидактической игры с использованием средств обратной связи)

5.Использование логопедических упражнений на уроках. ( проведение артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, упражнений для развития артикуляционного аппарата, телесные упражнения , упражнения для развития мелкой моторики, массаж, дыхательные упражнения (упражнения позволяют снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.)

( видеофрагмент урока №5: упражнения для развития артикуляционного аппарата и скорости чтения, проведение конкурса скороговорок)

6. Презентации учебного материала — использование информационных технологий, электронных учебных пособий, использование электронных приложений к учебным предметам. ( урокам математики, урокам по обучению грамоте, урокам окружающего мира, урокам литературного чтения), мультимедийные презентации и фрагменты видео-уроков, презентации-тренажеры.)

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.

На слайдах можно поместить необходимый наглядный материал, цифровые фотографии, тексты, формулы, решения примеров и задач; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации подачи материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические, визуально – аудиальные и условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе учебно - коррекционной работы на их основе у детей формируются учебные навыки. Мультимедийные презентации и электронные приложения к программам привносят эффект наглядности в урок, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает учебно-коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Включает в себя составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводы, правила, которые нужно запомнить

Данный прием можно использовать на этапе изучения нового материала, в конце изучения темы, при подведении итогов, для оказания помощи при выполнении заданий.

8. Использование красочного иллюстративного материала на уроке для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Красочные буквы, цифры с подборкой весёлых стихотворений, любимые персонажи сказок, для проведения игровых моментов на уроке, ребусы, загадки, шарады, картинки для изучения словарных слов, схемы для изучения звуковой грамотности младших школьников на магнитах и т.д.

9. Методы рефлексии.

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

На своих уроках наиболее часто я использую рефлексию настроения и эмоционального состояния.

Широко использую приём с различными цветовыми изображениями.

зелёный цвет - был активен на уроке, урок понравился, материал урока понял;

желтый цвет-урок понравился, но остались вопросы к учителю по изученной теме урока.

красный цвет- урок не понравился, на уроке был не активным, изучаемый материал на уроке не вызвал интерес.

Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

8 . Метод проектов в обучении детей с ОВЗ.

Метод проектов в организации обучения детей с ОВЗ помогает создать для детей непринуждённую среду, обстановку для работы, побудить ученика к активной деятельности и творческим посылам; развивать не только заинтересованность в учёбе, но и желание приобретать знания и навыки. Методы проектов дают возможность получать постоянную результативность, поэтому педагогу важно быть в тесном контакте с родителями школьника, для улучшения познаний особенностей обучаемого ребёнка, и для своевременного внесения корректировок в методы и вынесение предположений о конечных результатах.

Все применяемые мною на практике активные методы, приемы, современные технологии позволили ребёнку с ЗПР и диагнозом ДЦП адаптироваться в школе, ребёнок с желанием идёт в школу, старается в меру своих способностей усваивать учебный материал, у него формируется положительная учебная мотивация, на уроках раскрываются личностно-индивидуальные возможности ребёнка, ребёнок может длительно выдерживать учебные нагрузки, хотя с его диагнозом это очень трудно.

Достичь наибольшего успеха в обучении письму помогают разнообразные приемы и упражнения для формирования графического навыка: обведение букв по контуру, (копировальный прием), воображаемое письмо, письмо в воздухе, письмо под счет, использование линейного метода в обучении(письмо букв и слов ,пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма буквы, наклон, расстояние между элементами)

Ребёнок знает цифры в пределах 5. Может построить числовой ряд, выполнить + и + в пределах 5.

Знает изученные буквы, может различать печатные и прописные буквы. Строит простые предложения с трудом. Может отвечать на поставленные вопросы кратко или одним словом. Трудно запоминает стихотворения.

Достижение стихотворение С.Я.Маршака про слониху.

При работе с этим ребёнком использую следующие методические приемы:

Поэтапное разъяснение заданий.

Последовательное выполнение заданий.

Многократное повторение инструкции к выполнению задания.

Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

Наиболее результативными считаю чередование занятий и физкультурных пауз, перемену видов деятельности, тренажеров и прописей для формирования навыка письма, использование видеоматериалов и презентаций-тренажёров для изучения состава числа, работа по развитию связной речи ребёнка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если мы сейчас не можем покончить с нашими отличиями, мы, по крайней мере в состоянии сделать мир местом, безопасным для мног7ообразия.

Джон Фицджералъд Кеннеди

Методы и формы работы с учащимися инклюзивного обучения

Образование – право каждого человека,

имеющее огромное значение и потенциал.

Кофи Аннан. 1998

Если мы сейчас не можем покончить с нашими отличиями, мы, по крайней мере в состоянии сделать мир местом, безопасным для мног7ообразия.

Джон Фицджералъд Кеннеди

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - это интегрированность в общество детей с ограниченными возможностями, одаренных детей, детей-мигрантов. Инклюзивное образование основано на том, что все дети, несмотря на физические, интеллектуальные, этнические, конфессиональные и иные особенности, а также социально-экономический статус семьи, имеют равные права и включены в общую систему образования – воспитываются и обучаются вместе со своими сверстниками, где учитываются их особые образовательные потребности.

«Оказание детям (а детям риска особенно) постоянной необходимой педагогической поддержки делает их успешными, победными как в учении,

Инклюзивным (включающим) образованием сейчас называют возможность детей с особыми образовательными потребностями учиться вместе с обычными детьми - в школе, детском саду, вузе.

Суть такого образования в том, что дети-инвалиды ходят не в специализированные учебные учреждения, а в обыкновенную школу, и не в специальный класс, а в обычный.

Инклюзивное образование - это более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.

Инклюзия в образовании включает в себя:

Признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;

Повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;

Реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников;

Избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;

Анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;

Различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;

Признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;

Улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;

Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей местных сообществ;

Развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами;

Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.

Предполагаемые результаты инклюзии:

У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса

Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов

Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны

Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика

Появляются возможности для обобщения и передачи навыков

Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков

Существуют процедуры оценки эффективности

Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие. Недискриминация – один из основных принципов, относящихся к инклюзивному образованию.

Общее закрепление принципа доступности образования для детей с ограниченными возможностями, однако, не является достаточной гарантией обеспечения обучения ребенка в обычной группе (классе) вместе с другими детьми во всех случаях. Данное положение должно быть подкреплено экономически и организационно-педагогически. Только тогда возможно реальное включение ребенка с особыми образовательными нуждами (имеющего, например, особенности слуха, зрения или речи) в обычные условия.

Важно знать некоторые ключевые принципы инклюзивного образования именно для того чтобы не "импортировать" систему в другую культуру и сообщество, а реализовывать свои собственные идеи на основе общих принципов:

дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;

программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (в российской практике "комбинированному") детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду;

методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);

все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;

индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;

инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом;

В существующей образовательной системе помощь детям с проблемами сосредоточилась на достижении адаптации, что подразумевает в основном некоторую локальную "работу над дефектом", в то время как полноценная работа по развитию и обучению предполагает смещение акцента на интеграцию.

Интеграция основывается на концепции "нормализации", в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.

Применительно к детям это означает следующее:

Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых - потребность в любви, принятии и стимулирующей развитие обстановке.

Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной.

Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей—способствовать тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались в своих семьях.

Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование

Одним из первых идею максимальной ориентации в обучении на нормально развивающихся детей обосновал в своих трудах Л.С. Выготский.

Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием.

Впоследствии, идеи Л.С. Выготского реализовалась в практике работы школ Западной Европы и США и только в последние годы начинает все активнее воплощаться в России.

Все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии - если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты;

Все дети могут учиться - мы должны создать подходящие условия для их обучения;

Есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо.

Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье;

Ученые предлагают следующие организационные формы интегрированного обучения:

обучение в обычных классах общеобразовательной школы;

обучение в специальных классах общеобразовательной школы, частичная интеграция во время внеклассной деятельности;

обучение в коррекционном учреждении и перевод ученика в общеобразовательную школу;

полная или частичная интеграция лиц с отклонениями в развитии в ходе профессионального обучения.

Преимущества интеграционной системы для личностного и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями, так и детей без подобных ограничений условно можно разбить на следующие подгруппы (на практике неразделимые друг с другом);

преимущества социального характера

• развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;

• обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;

• развитие толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;

преимущества психологического характера

• исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;

преимущества медицинского характера

преимущества педагогического характера

рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);

Инклюзия - это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым, мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей

Принцип организации обучения

Инклюзия – современный подход к организации обучения, означающий реформирование школ, перепланировку помещений, развитие образовательных технологий таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей, все учащиеся учатся совместно со своими сверстниками в школе по месту жительства.

Инклюзия означает раскрытие потенциала каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе.

Цель :

принципиально новые образовательные и социальные достижения всех учащихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ,

возможность наиболее их полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, местном сообществе, а тем самым наиболее полного взаимодействия и заботы детей друг о друге как членах сообщества.

Современные технологии в инклюзивном образовании

Речевые и познавательные игры

Благоприятный психологический климат

Использование иллюстративных, аудио- видеоматериалов,ТСО

Индивидуальные программы обучения

Психолого- педагогическая диагностика

Формы и методы обучения

Индивидуальный учебный план

Выбор предметов, занятий самим учеником

Рациональная организация урока

Оригинальная методика каждого учителя

Наглядные и тактильные пособия

Выполнение заданий письменно или наоборот

Не бывает чужих детей, не бывает беды чужой.

В нашем обществе работа по организации инклюзивного обучения только начинается. Дети с особыми образовательными потребностями находятся почти в каждом образовательном учреждении .

Создание действующей модели инклюзивных школ поможет педагогической общественности реализовать несколько направлений оптимизации коррекционно - развивающего направления в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности:

обучение педагогов образовательных школ методам работы в рамках адаптивного, итегрированного и инклюзивного образования;

активизация взаимодействия родителей со специалистами и оптимизация внутрисемейных отношений;

Необходимо ещё раз подчеркнуть, что успех организации инклюзивного образования всецело зависит от гибкости администрации, от наличия единомышленников в коллективе, от уверенности педагогов в правильности выбранного направления работы и от продуманной системы психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса.

Принципы инклюзивного обучения

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

Каждый человек способен чувствовать и думать

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

Все люди нуждаются друг в друге

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

И так выводы:

организация инклюзивной среды, где каждого принимают и считают важным членом коллектива;

применение различных видов помощи при обучении;

коррекционно-развивающие занятия с психологом;

Для воспитателя это означает, что он должен разработать и воплотить в жизнь такие методы обучения и практические приемы, которые направлены на развитие соответствующей культуры в группе. Важно понимать, что в основе этой культуры лежат следующие принципы:

каждый ребенок имеет право учиться в обычном классе;

у каждого ребенка свои индивидуальные способности и потребности, которые должны быть приняты к сведению;

все дети обучаемы;

в образовательном процессе учитель и ученики действуют как коллеги.

В заключение:

– Все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии – если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты

– Все дети могут учиться – мы должны создать подходящие условия для их обучения

– Есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо. Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье.

Изменение отношения к обучению детей-инвалидов в общеобразовательных школах это важнейший шаг в процессе развития инклюзивного образования, так как важнейшей задачей инклюзивного образования является полноценное развитие детей-инвалидов наравне со своими сверстниками.

Воспитывать в себе толерантность

Читайте также: